Реферат по предмету "Психология"


Роль аналитического сеттинга в психоаналитическом процессе

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРАПРАКТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
Тема: Рольаналитического сеттинга в психоаналитическом процессе
Дисциплина:Психоанализ ианалитическая психология
Студентка:Алексенко Иоланта
ДНЕПРОПЕТРОВСК- 2010

Частный аспектаналитических отношений
Некоторые основныеаспекты аналитических отношений часто происходит молча как само собойразумеющееся во время ранней, но продолжительной фазы анализа. Однако это неявляется второстепенным. С некоторыми пациентами, сессии монотонно продолжаютсягодами и как интерпретации кажутся в действительности не очень эффективными.Неожиданно происходит нечто, отчего аналитический процесс становится ясным,что-то динамически происходит, и интерпретации становятся полностьюэффективными. Представленные заметки никак не касаются этой второй фазы, когдаинтерпретативный инструмент допускает и демонстрирует все свои возможности иважность, они касаются предварительных аспектов аналитических отношений.
Существуют точка зрения,несколько схематичная, разместить существующих психоаналитиков в различныхпромежуточных позициях между двумя полюсами.
На одном полюсе вкачестве основного терапевтического фактора в аналитическом лечениирассматривается интерпретаттная деятельность, Сеттинг в основном принимаетзначение рамки, достаточно нейтральной, в которой аналитик может наблюдать, чтопроисходит внутри пациента с целью интерпретирования наблюдений.
На другом полюсепредполагается, что аналитическому процессу и его результатам благоприятствуютв основном установление и развитие отношений между пациентом и аналитиком,обычно включающее в себя интерпретативную деятельность. В действительности, всеаналитики признают основную роль интерпретаций и отношений, изменяя акценты.
Говоря о сеттинге, нельзяне упомянуть об отношениях.
Подход, делающий акцентна отношениях частично разработанных после пятидесятых, когда все чаще и чашестали указывать на роль аффективных содержаний довербальных состояний развития.Это поставило под вопрос роль интерпретации как единственною инструментааналитического лечения и позволило ввести функцию аналитической среды, наиболееважные виды которой соответствуют константам сеттинга. Все возраставшеевнимание уделялось невербальным аспектам и совместным переживаниям отношений.Эти аспекты образуют основные переживания, которые затем дают возможность выйтина более высокие уровни интеграции и, кроме того, более эффективно использоватьинтерпретативный инструмент.
Сеттинг, с точки зрения Балинта,Винникота, Блегера, Кохута, Моделла и других сторонников акцента на отношения,- однако, с существенными различиями между ними, — не принципиально отличаетсяот сеттинга, блестяще придуманного Фрейдом. Была открыта другая не менее важнаяего функция, которая могла обеспечить более сознательное и эффективное его использование.В основном это интеграция и обогащение, а не искажение.
С этой точки зрениясеттинг придает дополнительное значение и эффективность аналитическимотношениям.
Некоторые точныеформальные условия аналитического сеттинга частично определяются при заключениианалитического контракта, о некоторых из них, присущих поведению аналитика,пациенту не сообщают, другие будут очевидны и образуют характеристики самиханалитических отношений.
 
Сеттинг
Любые отношения междучеловеческими особями имеют мотивацию и цель, которые связаны с удовлетворениемспецифических нужд. Отношения продолжаются до тех пор, пока их программа и цельразделяются обоими партнерами по отношениям. Когда, либо цель достигнута, либостановится понятно, что она недостижима, отношения обычно стремятся кзавершению. Разделение партнеров — это сложный механизм, но обычно его можнопроработать и преодолеть.
Интересно заметить, чтолюбые отношения неизбежно определяют свои собственные правила, совершеннонеобходимые группе или паре для достижения заранее поставленных целей, которыепредопределили эти отношения. Эти правила большей частью являются наиболееподходящими для достижения поставленной цели и для того, чтобы избежатьколебаний отношений в направлении к целям, далеких от основной общей программы.
Групповая культура дает — наборы правил – которые в действительности можно назвать сеттингами, — которыедостаточно просты и разнообразны, поскольку они управляют различными видамиотношений (между друзьями, партнерами, родителями и детьми, преподавателями истудентами, священником и верующими, врачом и пациентом, и междупсихоаналитиком и пациентом). Такие отношения, как и любые другие, имеютособенные точные правила, которые следуют из их цели.
Принимая во вниманиеобщую программу, характеризующую человеческие отношения, можно условноразделить их на два типа: отношения с планируемым концом и отношения,предусматривающие бесконечную продолжительность. Предусмотреннаяпродолжительность программы обычно зависит от того, какова потребность, на которойбазируются отношения.
Типичными отношениями сзапланированным концом являются отношения между родителями и детьми, потому чтоих цель — сделать первых ненужными, а вторых — автономными. Другие отношениястроятся на программах, запланированных продолжаться вечно (отношения междумужем и женой, или в разного рода группах). Следовательно, нужно различатьотношения, имеющие конец, которые можно назвать, используя метафору изотношений в строительном ремесле, «строительство или ремонт» (рост,выздоровление), и потенциально бесконечные отношения «постоянногообслуживания» (непрерывная адаптация к событиям жизни).
Продолжительностьаналитического лечения не программируется заранее, но два члена аналитическихотношений с самого начала знают, что они не вечны. Через несколько лет ониподойдут к концу. Следовательно, аналитические отношения являются типичнымиограниченными по времени отношениями, и правила сеттинга структурируютсясогласно этой цели. Они могут превратиться в бесконечный анализ, и в этом случаеаналитическая пара отклоняется от своего первоначального плана.
Давайте рассмотрим примертого, как отступление от правил сеттинга может превратить отношения изограниченных по времени в неограниченные. Сексуальная связь между аналитиком ипациентом — как если бы это был случай с одним из родителей и ребенком –превращает отношения в бесконечные, и организация процесса сепарации междучленами такой диады становится очень трудной, если не вовсе невозможной.
С этой точки зрения можнорассматривать табу инцеста, порождающее эдипов сценарий, как основное правилосеттинга для семейных групп. В самом деле это позволяет достигнуть следующейцепи: психическое развитие детей и процесс их сепарации-индивидуации.
Стоит оставить этирассуждения, и перейти на те уровни, с которыми часто приходится иметь дело.
Целианалитических отношений
Сформулировав допущениеоб одной из возможных целей аналитических отношений, и структурируя этиотношения, — используя такие правила (сеттинг), которые будут наиболееадекватными для достижения цели аналитических отношений.
Фрейд блестяще избавилсяот конкретного содержания случаев, рассказанных ему его первыми пациентами,предположив, что их фантазии едва ли были связаны с реальными фактами. Затем,сделав фундаментальное открытие переноса, он обнаружил двойную реальность, вкоторой пациент живет во время анализа: повторное переживание его старыхотношений и действительные отношения с аналитиком в настоящем.
Признавая вездесущестьпереноса, так ясно определенную краткими словами Левальда (Loewaki) (1980) «Без переноса несуществует ни реальности, ни реальных отношений». Каждый объект, с которымустанавливаются отношения, одновременно существует на нескольких уровнях. (Жена- это реальная личность, но на символическом уровне она также может быть иматерью).
Обращаясь к символу,Винникотт говорил о том, как фундаментален этот парадокс (согласно ему дляребенка мать одновременно и является, или не является этим куском ткани* а жена для своего мужа является и неявляется его матерью). По Винникотту этот парадокс и символическое мышлениетесно связаны с играми. Игры являются фундаментальным аспектом психическойжизни до такой степени, что Винникотт говорит, что задача аналитика — перевестипациента из состояния, когда он не в состоянии играть, в состояние, в которомон может играть.
Кафка (1989) утверждает,что для правильного психического развития ребенка важно, чтобы мать была всостоянии выносить двусмысленность значении, парадокс (т.е. одновременностьпротивоположных значений), и передать ребенку такую же способность» которая всвою очередь помогает ему проживать множественные реальности, давая ему твердуюопору на одну реальность, вместе со способностью принимать другие.
Следовательно, сеттингнеобходим, для того» чтобы организовать пространство для постановки иллюзии(переноса) и там, где это возможно, для одновременного подтвержденияиллюзорности происходящего.
Именно для того, чтобыподчеркнуть различие между реальностью и переносом, сеттинг структурирован так,чтобы усиливать переживаемый иллюзорный опыт, т.е. для экстернализациивнутренних объектных отношений. Такое усиление является неврозом переноса.
Следовательно, легкоеперемещение среди множества уровней реальности — это жизненная необходимостьчеловеческого бытия. Очень важна способность интроецировать аспекты отношений свнешними объектами и проецировать, внутренние объектные отношения на внешниеобъекты, не теряя при этом способности различать, что имеет внешнее, а что — внутренне происхождение*.
Для людей фундаментальнойявляется способность к выполнению работы горя, потому что в течении жизнипотери происходят неминуемо (и аналитический сеттинг неизбежно репродуцируетэто). Для выполнения работы горя необходимо достигнуть адекватной способностииспользовать символическое мышление с точки зрения отделения объекта от егомысленной репрезентации. Только так можно освободиться от зависимости отконкретного мышления, которое в символическом уравнении блокирует разрешениеконфликтов, сводя несколько уровней реальности к одному.
Существует неразрывнаясвязь между достижением сепарации и появлением символического мышления. Этопроисходит при установлении фундаментального потенциального пространства междусубъектом и объектом, между матерью и ребенком (когда ребенок начинает ощущатьсепарацию от матери). В этом пространстве ребенок может произвестирепрезентации объекта, когда уровень фрустрации (т.е. отсутствие матери)оптимален в атмосфере надежности. Таким образом, становится возможным выноситьразлучение с объектом — сепарацию. Начинается развитие символического мышления.Оно влечет за собой способность определять различие между символом иреальностью (в анализе это значит — между переносом и реальными отношениями,между повторным проживанием прошлого и настоящим как таковым). Эта способность– основное требование для того, чтобы выдержать и разрешить психическиеконфликты. Только это делает интерпретацию полностью эффективной.
Эти аспекты аналитическихотношении, и сеттинга которые структурируют и благоприятствуют развитию ифункционированию символизации (т. е. пониманию, что происходит на различныхуровнях реальности в одно и то же время) следовательно, являются особенноважными.
Какие же элементысеттинга необходимы для этой цели? То есть, для того, чтобы аналитическиеотношения могли благоприятствовать развитию символизации. Два из них — этонадежность и оптимальная фрустрация.
Прежде чем обратиться кним, стоит кратко описать еще одну основную характеристику аналитическихотношений — асимметрию. Действительно, аналитические отношения не базируются наравенстве. Многие аспекты контракта и сеттинга подчеркнуто асимметричны:аналитик сидит, пациент лежит и не видит аналитика, но виден ему, пациентплатит, аналитик говорит только тогда, когда считает это необходимым и т. д.Оба согласны, что пациент нуждается в аналитике больше чем аналитик в пациенте.
Существует опасностьослабления этого условия, если, например, аналитик испытывает чрезвычайнуюнужду в пациенте. Такая нужда может быть связана с финансами (у аналитика недостаточно пациентов), с эмоциями (аналитик слишком одинок и его эмоциональнаяжизнь не удовлетворительна), с нарциссизмом (он нуждается в восхищении пациентаиз-за своей низкой самооценки), с исследованием (он выполняет важноеисследование в облаете патологии пациента), с его аналитическим тренингом(кандидату постоянно нужны пациенты для супервизии его тренинга) и т.д.
Только при приближенииконца анализа эта асимметрия уменьшается вместе с уменьшением потребностипациента в выздоровлении. Следовательно, нет ничего необычного в переходе накороткое время перед концом анализа к сессиям на равных.
Надежность
·          Винникотт (1954)описывая сеттинг:
«В фиксированноевремя каждый день… аналитик находится в распоряжении своего пациента. Онздесь в условленное время, ему можно доверять. Он живой, он дышит, Вустановленное время аналитик займет свое место, и будет заботиться о своихпациентах. Аналитик выражает любовь своей положительной заботой и ненавистьпосредством своей твердости в отношении начала и конца сессии, а также оплаты.Ненависть и любовь выражаются искренне, они не определены аналитиком. Цельюанализа является войти в контакт с мыслительным процессом пациента, понять, чтоон говорит, передать это понимание вербально. Сопротивление указывает на страдание,которое можно облегчить интерпретацией, Аналитический метод — это методобъективного наблюдения. Эта работа должна выполняться в тихой комнате, не вкоридоре, вдали от неожиданных и непредвиденных шумов, но с обычными звукамиобыденной жизни, не в могильной тишине… Аналитик не выражает никакогоморального осуждения в отношениях с пациентом, он не испытывает никакогожелания вмешиваться в личную жизнь и идеи пациента… В аналитической ситуациианалитик — это лицо, которому вы можете доверять больше, чем кому-либо вобыденной жизни. В целом, он пунктуален, не капризен, он не влюбляется помимосвоей воли и т.д. В анализе есть явное различие между реальностью и фантазией,поэтому аналитик не испытывает боли от агрессивной фантазии. Он не предъявляетпациенту встречные обвинения, в этом можно быть уверенным. Аналитикуцелеет».
 Регулярнаяпоследовательность сессии помогает создать ощущение постоянства и безопасностив чувствах пациента. (Именно по этой причине так важно определить фиксированныесессии и не изменять временную сетку сессий, если не возникают исключительныеобстоятельства). Все больше и больше аспектов отношений в сеттинге становятсячем-то не требующим доказательств, принимаемым бездумно, для того, чтобыобразовать фон, на котором будут развиваться отношения*.
На этом фоне пациентмедленно создает такие же отношения, как и с материнской средой, из которой вдальнейшем будет формироваться материнский объект. Таким образом, пациент можетоживить вместе с аналитиком свои ранние объектные отношения.
Блегер (Bleger) (1967) работает с симбиотическимичастями, которые последовательно накладывают себя на то, что он называет рамкойанализа.
·          Блегер говорит,что:
«Сеттинг образуетнаилучшее принуждение для повторения… (и представляет) той части схемы телапациента, которая еще не структурирована и не дифференцирована». Если онесть, сеттинг кажется несущественным, и его можно оценить только, когда онпотерян, потому что это молчаливый симбиоз. Кроме того, Блегер говорит, что«надежные или стабильные отношения (не-отсутствие) — это такие отношения,которые под действием фрустрации и удовлетворяющего опыта организуют и строятне-Эго и формируют базу, на которой структурировано Эго»
Но надежность дается непросто присутствием аналитика, но и другими важными правилами, которыеподразумеваются в аналитических отношениях, и которые не зафиксированы вначальном контракте.
Один из этих важныхэлементов — это чувство безопасности, которое пациент должен найти в отношенияхс аналитиком.
Моделл (1988) говорит,что пациент должен быть защищен от «любой угрозы для интеграции Я».
Потому что, если аналитикне достаточно эмпатичен или слишком навязчив или не уважает автономию илисепаратность пациента, это может вызвать ужасные опасения, что его ощущение Яможет быть расшатано и разбито. Особенно в ранних фазах анализа необходимость вбезопасности побуждает пациента проверять аналитика и беспокоиться о том,насколько он может защитить его, в том числе и от его (пациента) собственнойразрушительности и его неспособности установить отношения.
Ненавязчивость аналитика- это может быть то, что сейчас, аналитики больше всего подразумевают подсловом нейтральность*, что не имеет ничего общего с бесстрастием(«равнодушием») и связано с концепцией умеренности. Это большесвязано с тем фактом, что аналитик должен избегать действия. Анонимностьсвязана с правилом, что частная жизнь аналитика не должна вторгаться ваналитические отношения.
Основная этическая позицияаналитика — гуманная и профессиональная фундаментально и абсолютно отличаетсяот пагубного морализма. Имеется в виду естественная привязанность аналитика кправде (и его отказ от лжи), глубокое уважение личности пациента (и его отказот любого вида манипуляция). Она включает в себя конфиденциальность ипрофессиональную тайну, искреннюю заботу о благе пациента, уважение к контрактуи стремление избежать всего, что могло бы повредить или сделать менееэффективными аналитические отношения. (Следовательно, аналитик должен такжедопускать, что иногда его теоретическая точка зрения может не соответствоватьклинической реальности пациента.)
Также подразумевается,что аналитик должен иметь и поддерживать достаточный и искренний человеческийинтерес (не только профессиональный, теоретический или связанный сисследованием) к пациенту как к личности. Если он не может почувствовать его ккакому-то пациенту, он не должен брать его в анализ. Если он не можетпочувствовать его ко многим пациентам, для него лучше будет самому обратиться каналитику или поискать другую работу.
Вот важный вопрос:являются ли аналитические отношения особенной ситуацией, где происходят толькотехнически управляемые явления, или это — человеческие отношения, теплые идуховные, не исключающие и некоторой спонтанности. В действительности труднопредставить, что пациент мог бы довериться холодному и негуманному аналитику.Другой вопрос, имеет ли аналитик привязанность к своему пациенту и какая она, икак соединить это с правилами аналитического сеттинга**.
Относительно этого,прежде всего следует понять, что здесь нет места лживости. Аналитик, которыйиграет или симулирует чувства, осужден на ошибку. С другой стороны, полноеотсутствие чувств также ведет к ошибке, поскольку все человеческие отношениястроятся на аффективной коммуникации. Следовательно, аналитик не может избежатьчувств и некоторым образом показа (и это действительно деликатная проблема)любви и ненависти. Некоторое количество того, что чувствует аналитик, будет такили иначе воспринято пациентом, который через переносные отношения очень тонкоощущает общее расположение духа и эмоции аналитика.
Этот аргумент оченьдлинный и сложный, вот почему следует ограничиться некоторыми основнымиположениями.
Аналитику никогда неследует привносить в отношения с пациентом ничего из своих собственныхаффективных переживаний, связанных с ситуациями, внешними по отношению каналитическим отношениям.
Что касается переживаний,рождающихся внутри аналитических отношений, аналитик должен старатьсяосознавать их, никогда не отреагировать их, модулировать их через адекватноеиспользование эмоционального удаления-приближения, уточнять их с умеренностью итолько тогда, когда это может быть полезным для пациента и для аналитическогопроцесса.
Если аналитик холоден иравнодушен, пациент может, отчаявшись, искать знаки и указания на то, чтобысообща восстановить контакт. Слишком холодный терапевт может вызвать разрывмежду пустыми вербально — рациональными отношениями с одной стороны, иневозможностью выработать молчаливый симбиозом — с другой. Таким образом,аналитик будет в действительности обращать на пациента свой собственныйнарциссический перенос.
С другой стороны, еслианалитик слишком теплый и слишком интенсивно удовлетворяет аффективные запросыпациента, могут либо открыться слишком большие области слияния, либо, какслучается наиболее часто, пациент может поспешно отступить. Тогда можетпроизойти разрушение аналитического лечения. Оба варианта определяют проблемыпроработки на символическом уровне. На самом деле нужно помнить, чтоспособность символического мышления никогда не приобретается окончательно, ичто чрезмерная привязанность легко может разрушить ее, вызвав регрессию кконкретному мышлению и действованию. Это более часто случается с пациентами, нои аналитик не свободен от этого. Сеттинг защищает их обоих. На протяжении всегоанализа существует постоянная опасность, что расстояние между уровнями переносаи уровнем реальных отношений может исчезнуть и в сознании аналитика. Это иногдапроисходит, но задача аналитика — понять это и восстановить нужнуюаналитическую позицию.
Пациенты частоспрашивают, каковы чувства аналитика по отношению к ним: действительно ли онлюбит их, или он просто делает вид, действуя на основе аналитической теории?Вопросы такого рода встречаются часто, особенно если пациент испытывает чувствав примитивном и всемогущем измерении все или ничего, где все, что не являетсянеограниченной и тотальной любовью эквивалентно ничему. Аналитик может несуметь справиться с примитивными чувствами такого рода и ощущать в своем,контрпереносе несоответствие и вину. Это может вызвать у него мучительныесомнения в собственной способности любить, или в несоответствии аналитическогоинструмента и сеттинга потребностям пациента. В этот момент опасность состоит втом, что аналитик объединится с пациентом для того, чтобы разрушить сеттинг.Если сеттинг достаточно хорош и устоял против этого, пациент обнаружит — дажепо прошествии некоторого количества времени — что после всего он не испытываетреальной потребности в тотальной любви аналитика и, с другой стороны, ой пойметкаким замечательным было бережное присутствие аналитика.
Привязанность аналитика,следовательно, необходима, но не в большом количестве, необходимом для того,чтобы заполнить ту дефицитарность, которую пациент получил на протяжении своейжизни. Здесь нужны только небольшие количества для того, чтобы установитьдоверительный, эмпатичный и искренний канал коммуникации, чтобы создать общеепсихическое рабочее пространство.
 Аналитик должен избегатьили контролировать особенно прегенитальные компоненты любви, которые будутподталкивать его к привязанности, желанию исключительности, что помешаетразвитию пациента. Аналитику лучше испытывать более, родительские чувства(поскольку они включают присутствие других чувств, начало автономии пациента иконец отношений и исключают сексуальные контакты). Привязанность партнерскоготипа (жена — муж) не полезна (влюбленность не допускает присутствия другихпривязанностей, не предусматривает окончания отношений и требует сексуальныхотношений).
Оптимальнаяфрустрация
Фрустрация не всегдапомогает росту. Так бывает только тогда, когда она оптимальна. Если оначрезмерна, она становится травматичной, и это может мешать развитию или дажеблокировать его, так же как и анализ.
Аналитическая ситуациянесомненно, фрустрирует, особенно пациента, а часто и аналитика. Любаятенденция к действию априорно подавляется, так же как и большинствоудовольствий. Все предназначено для того, чтобы стимулировать выражение восновном на символических уровнях.
Хотя правила сеттингаустанавливаются аналитиком, он и сам тоже должен учитывать их. Его принуждаетделать это не только Психоаналитическая Ассоциация, к которой он принадлежит,но и сама реальность: если он нарушит их, он не достигает запланированныхрезультатов и не вылечит пациента. Следовательно, сеттинг — это также что-товнешнее, «правило», «третья сторона», реальность, котораязаставляет пару аналитик — пациент избавиться, по меньшей мере, частично — иллюзию всемогущественного единства. Это реальность, которая не дает аналитикуполностью придерживаться запросов пациента, который, следовательно, частовынужден жить с отсутствием отклика, с фрустрацией. Это дает ощущениеизолированности, которое позволяет открыть потенциальное пространство, в которомпациент может формировать символы. Но это возможно, только если кроме этогоесть и надежность. Парадоксально, что сеттинг, кроме того, что фрустрирует, ещеи обеспечивает безопасность.
Возможно, что примерпрояснит эту идею.
·          Мать держитребенка на руках, и, давая ему нагоняй, она в сотый раз убирает от негосладости, которые он хочет положить в рот. В этой ситуации ребенок чувствует,что мать фрустрирует его оральную потребность, что она чужая и не управляемая:она для него определенно сепарированный враждебный объект. Одновременно ончувствует крепко держащие его руки матери, не дающие ему упасть. Основноесообщение, содержащееся в этой поддержке: «Я предана тебе, я забочусь отебе, и не покину тебя, мы — едины!»
Он может ощущать ее какнечто надежное, тесно связанное с ним, что оказалось в этот момент на другомболее рефлексивном уровне плохим и фрустрирующим. Благодаря держащим его рукамэта фрустрация не становится невыносимой.
Этот образ, являющийсясимволической репрезентацией хорошего-материнского-объекта, даже если онвременно закрывается образом плохого-материнского-обьекта, продолжаетсуществовать во внутреннем мире ребенка благодаря поддержке, даваемойнедифференцированной материнской средой, руками, которые держали его.
Перенося элементы этогопримера в аналитическую ситуацию, видно, что атмосфера безопасности инадежности, устанавливаемая сеттингом, создает пациенту чувство фоновогонадежного присутствия, тесно с ним связываемого, частично не осмысливаемого,которое позволяет ему лучше выдерживать то, что происходит на более очевидномуровне, где он осознает фрустрацию своих желаний в отношении аналитика,производимую самим сеттингом.
Одна из базовых фантазиипациента, фантазия всемогущества и полностью удовлетворяющего единения,репродуцирует первичные Нарциссические отношения с матерью. Он пытаетсяосуществить ее, и в этом смысле он подпитывает иллюзию, используя элементысеттинга, помогающие ему в этом. Это было бы полное слияние, нарциссическаянирвана без всяких потребностей, потому что они бы удовлетворялись немедленно,но это и условия, которых недостает мышления. Множество менее явных фрагментовтакого рода иллюзорной жизни присутствует в любых человеческихвзаимоотношениях, но они особенно интенсифицируются в аналитической регрессии.Перенос в отношения с аналитиком ранних отношений с родителями на самом делеозначает, и перенос вместе с ними и большей части этой изначальной иллюзии.
В анализе, как в позднихотношениях, реальность понемногу разбивает эту иллюзию, давая возможность аналитикупоявиться таким, какой он есть на самом деле, без иллюзорных одежд, в которыенаряжает его пациент. Это реальность в своем наиболее фрустрирующем аспекте,которая из очевидной и заранее известной, а, следовательно, бездумной,материнской-аналитической-среды выявляет материнский-аналитический-объект.
Элементы сеттинга,подтверждающие эти так часто фрустрирующие реальные отношения с аналитиком,особенно важны, это:
·          Ограниченноевремя сессий, условный язык с использованием формального «Вы»,оплата, существование других пациентов, существование личной жизни аналитика,очевидное, в частности из-за выходных и каникул, и т.д.
Пациент часто пытаетсяотрицать или устранить эти аспекты. Аналитик знает, что они фрустрируютпациента, вот почему он обращает его к ним с тактом и деликатностью, но никогдане отказывается от них и никогда не идет на поводу у потребностей пациента.
Одновременное наличиедоверия и оптимальной фрустрации, включенных в структуру сеттинга, являются,следовательно, условиями, способствующими развитию возможности символическимыслить, жить одновременно в множестве уровней реальности.
 
Множественныеуровни интерпретации
Стоит рассмотреть, какмножественные уровни (которые могут быть в гармонии друг с другом, ноодновременно и в конфликте) неизбежно существуют также и в интерпретации. Однаиз многих фрустрации, вносимых сеттингом: это запрет физического контакта.Раннее семейное правило, которое позднее, расширяясь, становится общим правиломотношений между людьми, — это запрет на прикосновения.
Anzieu (1985) описывает основной иструктурированный запрет на прикосновения, который появляется раньше ипредвосхищает эдипов запрет. Некоторые запреты прогрессивно побуждают ребенказаменить прикосновения взглядом и слушанием — в принимающей функции отношений — и использовать слова, которые должны стать символическими эквивалентамиприкосновений — в передающей функции — для того, чтобы заменить в символическойформе первичную тактильную коммуникацию.
Функция кожного контактаи после установления этого запрета продолжает существовать во взрослой жизни,хотя и с ограничениями (рукопожатия, демонстрации аффектов, сексуальныеконтакты) для выражения более интимных отношений, имеющих более интенсивныйкомпонент слияния. Эти разного рода касания в различных «сеттингах»человеческих отношений имеют совершенно точные и жесткие правила.
·          Anzieu пишет:
«Первичный запрет наприкосновения противопоставлен драйву притрагивания и цепляния… он вынуждаетлюдей к сепарации». Он связывает с внешними объектами модальностьотношений, которая в основном содержит компонент сепаратности (она,следовательно, благоприятствует символизации) и в незначительной степеникомпонент слияния.
Прикосновения, такимобразом, замещаются зрением, слухом и речью. Думая о кабинете аналитика, мыобычно особенно интересуемся голосом как функцией коммуникации, эквивалентнойкасанию. Anzieu говорит, что «вербальный обмен,определяющий поле терапии, эффективен только потому, что он репродуцирует нановом символическом уровне то, что происходило раньше на тактильном ивизуальном уровнях».
Речь, замещаяприкосновения, является фактором сепарации. Но она одновременно остается имощным средством сенсорного контакта. С начала жизни (а также и в эмбриональнойжизни) новорожденный в действительности погружен в «море звуков,которое… обеспечивает двусторонний обмен… и реальное звено в слиянии сматерью», Модуляция, тон и теплота голоса и все остальные внутри- ивневербальные аспекты всегда неизбежно присутствуют в речи аналитика. Ониявляются средствами сенсорных и аффективных сообщений, по большей частиавтоматических и бессознательных, и контролируемых только в небольшой степени.Эти элементы могут придавать речи, и, соответственно, интерпретации, кроме ихманифестного содержания, конкретное значение, которое похоже, например, наласку, шлепок, уход или приближение и т.д..
Для аналитика может статьтрудной технической проблемой выбрать количество сигналов, которое он можетпередать пациенту (улыбку при входе, тон и ритм речи, частоту поощряющих реплик«Гм», количество шумов и других звуков и т.д.).
Эта«двусмысленность» речи — и интерпретации — следовательно, похожа нато, что описано ранее, касаясь сеттинга вообще. На самом деле, интерпретацияактивна на нескольких уровнях: уровень, о котором обычно говорят, на которомметафорически — и часто оптимально фрустрирующим способом — сообщается пациентуо том, что, (по мнению аналитика) происходит на его бессознательном уровне.Другой уровень — это тот, на котором звук и тон вашего голоса формируют сообщениенадежности («Я здесь, и ты интересен мне!») и близости («Ячувствую то же, что и ты» и, следовательно, я — часть тебя») и т.д. Этотвторой уровень, на котором интерпретация тоже активна, может быть особенноважен во время первых фаз анализа».
Выводы. Стоитподчеркнуть, как важно для терапевта быть сознательным, как сеттингпредставляет и выражает разные уровни реальности.
Один из них болеепримитивен, недифференцирован, он не представляется ни рефлексивно, ниментально, богат аспектами симбиотического слияния, базируется больше наконкретных аспектах (физический контакт с кушеткой, реальное молчаливоеприсутствие аналитика и т.д.), на неясно выраженных аспектах (например, аспект,связанный с безопасностью).
Другой уровень — болеедифференцирован, он ясный, рефлексивный (сознательно, а также бессознательно),реальный; он базируется на конкретных аспектах аналитика как сепарированного отпациента и включающего те аспекты переноса, которые репродуцируют отношения сболее дифференцированно-сепарированными объектами.
Сеттинг, с его безмолвнойсимволической частью, менее репрезентативной и рефлексивной, является базой,без которой такой более рефлексивный, и дифференцированный уровень, какинтерпретация, не эффективен*.
 Значит, любыечеловеческие отношения обязательно проходят на нескольких параллельных уровнях,которые должны оставаться различными. Аналитический сеттинг является мощныминструментом для восстановления этой модальности отношений, независимо от того,была ли она утеряна, или ее никогда не было.

Заключение
После всех этихаргументов начинает создаваться впечатление, что в действительности стремитьсяк сохранению абсолютно правильного сеттинга — это утопия, а не реальность.Абсолютно правильный сеттинг обозначал бы отсутствие конкретных контактов (нодавайте подумаем о тоне голоса) или отсутствие даже небольших, более или менееосознанных, действий аналитика (но давайте подумаем о количестве неясныхзначений, передаваемых каждой интерпретацией). Отсюда может возникнуть вопрос:надо ли делать как можно больше для того, чтобы сеттинг был полностью очищен отлюбого действия, или, считая само собой разумеющимся присутствие ряда небольшихпогрешностей, пытаться осознавать их? Во втором случае, нужно будет в основном,заботиться о психическом состоянии аналитика, о внутреннем сеттинге, веря, чтотаким образом получится лучше избежать беспокоящих действий и большинстванеконтролируемых сообщений. Сеттинг, который характеризуется настойчивым ндоскональным соблюдением чисто формальных поверхностных правил, может привестик проявлению псевдовзрослого «ложного Я» (Colinelii, 1995). Это иногда может произойти снекоторыми пациентами и аналитиками и опасно, если на этом объединяетсянастойчивость обоих.
·          Можно сказать,что оптимальный сеттинг — это что-то, около чего аналитик постоянно колеблется,то, за что он должен бороться на каждой сессии, поскольку эта борьба никогда незавершается.
Для аналитика вопределенном смысле важнее придерживаться сознательной и относительной позиции,чем сохранять прекрасный сеттинг, и, хотя аналитик и сознает неизбежностьпогрешностей, он глубоко убежден, что для того, чтобы помочь пациенту,необходим правильный сеттинг. Тогда в нем будет расти внутренняя потребностьдостигнуть оптимального сеттинга, где аналитическое пространство отношенийбудет совершенствоваться, и он будет чувствовать затруднения всякий раз, когдапокидает его границы. Эта склонность, которая будет характеризовать его — сознательное и бессознательное — присутствие в отношениях, будет проявляться ибудет ощущаться пациентом на всех уровнях. Затем он почувствует, что он внутринастоящего «живущего» сеттинга, который образует наиболее искренниеаналитические отношения. Это внутреннее напряжение аналитика, ощущаемоепациентом, станет для него мощным побуждающим импульсом для роста, длявыздоровления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.