Реферат по предмету "Государство и право"


Нормативные основы местного самоуправления

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ  МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
План:
Введение………………………………………………………….3
1.Источники муниципального права……………………………4
2.  Специфика муниципально-правовых норм………………….9
Заключение………………………………………………………..12
Списокисточников……………………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ
   Местноесамоуправление — один из важнейших институтов   демократического  общества. Местное самоуправление   имеет большое значение   для формирования российской  государственности.
  Местноесамоуправление  занимает   центральную позицию   между государством иобществом.   Именно в  данной   позиции этот  общественно-политическийинститут   играет ключевую   роль  в сохранении и укреплении государственности.  Органы местного самоуправления   не входят   в системуорганов   государственной  власти   и призваны решать  вопросы  местногозначения,   создавать  условия   для обеспечения   повседневных   потребностей населения- это и есть   реализация одного   из ключевых прав   человека игражданина, гарантируемых   демократическими государствами,- право на достойнуюжизнь.
   Такимобразом,   местное самоуправление  не только оппонент,   но и соратникгосударственной власти,   а развитое местное  самоуправление   освобождает  органы государственной власти  от решения текущих, незначительных   вобщегосударственном  масштабе вопросов   и позволяет  сконцентрироваться   нарешении  государственных проблем,  способствует   оптимизации  государственного  управления.
   Сдеятельностью местных   органов  власти  неизбежно  сталкивается  каждыйгражданин и, разумеется, каждый  специалист в области  экономики и управления.Специалисту необходимо    хорошо  знать и умело  разбираться   в нормативныхосновах местного самоуправления. В данной работе  будут рассмотрены   источникимуниципального права, которыми руководствуется в своей   работе местноесамоуправление.

1. ИСТОЧНИКИМУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
  Источникимуниципального  права, исходя из  федеративной  формы  государственного устройства  России, можно  разделить  на три уровня:
1.  Федеральные — нормативные  правовые  акты  РФ.
2.  Региональные — нормативные   правовые  акты  субъектов  РФ.
3.  Местные -  нормативные  правовые акты    муниципальных образований.
  Основнымисточником  муниципального  права является  Конституция  Российской  Федерации.[1]
 Конституционные  нормы   обладают  высшей  юридической  силой в отношении  всехдругих   законодательных актов любого уровня.
  КонституцияРФ  признает  и гарантирует  местное самоуправление, провозглашает  его право на муниципальную   собственность,  включая собственность  на землю и другие  природные   ресурсы, на самостоятельное  решение  вопросов   местного значения,   на самостоятельное формирование,   утверждение  и исполнение местного  бюджета.   Положения  Конституции   о самостоятельности  местногосамоуправления   и то, что органы   местного  самоуправления  не входят всистему   органов государственной власти, означает не утрату  самоуправлениявластной  природы,  а невозможность органов  государственной власти выступать в качестве  вышестоящей  инстанции  по отношению  к местному  самоуправлению.
Нормативные правовые акты  Российской  Федерации
  Вторымбазовым  источником являлся  Федеральный закон  « Об общих принципах  организации  местного   самоуправления   в Российской Федерации»  от 28 августа1995г.,  который   утратил силу  с 1 января  2006 года.[2]
  Третьимисточником  выступает  Федеральный закон  «Об общих  принципах   организации  местного  самоуправления  в Российской  Федерации»  от 6 октября  2003г.[3]
  Кспециальным законам  в области  муниципального  права можно отнести  такжеФедеральный закон  « О финансовых   основах  местного  самоуправления  вРоссийской  Федерации»[4],Федеральный закон  « Об основах   муниципальной   службы в   Российской Федерации»[5],Федеральный закон «  Об обеспечении  конституционных  прав граждан  Российской Федерации   избирать  и быть   избранными  в органы местного  самоуправления».[6]
  Источникамимуниципального   права являются  также  федеральные  законы  « Об  основных  гарантиях  избирательных  прав  и права  на участие  в референдуме   граждан Российской  Федерации»[7], « Об образовании»[8], «О недрах»[9], « Об участии   в международном   информационном обмене»,  « Об основах бюджетного  устройства   и бюджетного   процесса в РСФСР»[10] и многие другие.
 Источниками  муниципального  права   являются Указы Президента  Российской Федерации,   постановления  Правительства  Российской  Федерации  ипостановления  Конституционного Суда.

Нормативные правовые акты  субъектов  Российской  Федерации
1.Источниками муниципального  права на уровне  субъектов  Российской  Федерации являются конституции  республик,  уставы краев, областей,  автономной  области,  автономныхокругов.
2.  Закон иместном самоуправлении, о выборах  органов местного  самоуправления; оботзывах  депутатов  и выборных  должностных  лиц; о местном    референдуме; особраниях, сходах   граждан;  о муниципальной  собственности и другие.
  Нормы  муниципального права  могут быть  закреплены  в нормативно-правовых  актах   государственных органов  субъектов  Российской  Федерации: постановлениях  законодательныхорганов,  глав  администраций,         президентов  республик.
Нормативные  правовые акты  местного  самоуправления.
  К нимотносятся:
1) решения, принимаемые  непосредственно  населением  на местном  референдуме,  сходеграждан;
2)  решения,принимаемые  представительными  органами  местного   самоуправления;
3) решения, принимаемые выборными  должностными  лицами  местного  самоуправления.
  К важнейшимисточникам  муниципального  права   на уровне  местного  самоуправления  относится  устав   муниципального  образования.
  Устав муниципального  образования  является  основным  правовым  актом муниципального  образования,  своеобразной  местной  конституцией. В нем,согласно  Федеральному  закону 2003г.,  отражаются  следующие положения:
-наименование муниципального  образования;
-  переченьвопросов  местного  значения;
-формы, порядоки гарантии участия населения  в решении  вопросов   местного значения, в томчисле  путем  образования  органов  территориального  общественного самоуправления;
-  структураи порядок   формирования органов  местного  самоуправления;
- наименования  и полномочия  выборных  и иных  органов   местного самоуправления, должностных  лиц местного  самоуправления;
— виды,порядок принятия   официального  опубликования  (обнародования)   и вступления в силу  муниципальных правовых  актов;
— срокполномочий представительного  органа муниципального  образования, депутатов,членов иных  выборных  органов   местного  самоуправления, выборных должностныхлиц местного  самоуправления, основания   и порядок  прекращения  ихполномочий;
— видыответственности  органов  местного  самоуправления   и должностных лицместного  самоуправления, основания  наступления   этой ответственности  ипорядок решения  соответствующих   выборных должностных   лиц местного самоуправления, досрочного  прекращения   полномочий  выборных органов местного  самоуправления;
-порядокформирования, утверждения  и исполнения  местного   бюджета,  а также порядок контроля  за его исполнением;
-  порядоквнесения  изменений  и дополнений  в устав   муниципального  образования.[11]
  Уставом муниципального  образования  регулируются  и иные  вопросы организации местного  самоуправления   в соответствии  с федеральными  законами  изаконами  субъектов  РФ.
 Общепризнанные  принципы  и нормы международного  права  и международные договоры  Российской  Федерации, которые в соответствии  с ч.4  ст.15 Конституции РФ   являются составной  частью   российской правовой   системы.Поэтому  Европейскую Хартию местного  самоуправления  от 15 октября  1985г.[12], ратифицированную   федеральным законом от 11 апреля  1998г.,  необходимо рассматривать  в качестве   важнейшего  источника муниципального  права.
  Кисточникам  муниципального  права  также следует отнести  и договора, заключенные между  органами  государственной власти   субъектов  Российской  Федерации  и органами местного  самоуправления.

2.  СПЕЦИФИКАМУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ  НОРМ
  Муниципально-правовые нормы -  это нормы права,  которые закреплены   и регулируют общественные отношения,  возникающие  на местном  уровне, т.е.  в процессе  организации  и функционирования   местного  самоуправления.[13]Наряду с общими  чертами,  присущими  всем правовым нормам,  муниципально-правовые нормы имеют ряд своих особенностей.
Во-первых,они складываются, с одной стороны,  из норм,  установленных   государственнымиорганами  в результате   их правотворческой   деятельности на   федеральном   ирегиональном уровнях,  а с другой-  из   общеобязательных   правил поведения, установленных  самими  органами  местного  самоуправления,  которые не входят в систему  государственных органов,  в результате  их нормотворческой деятельности  на местном  (негосударственном)  уровне.
  Во-вторых, специфика   муниципально- правовых  норм  заключается  в том,  что многие  изних относятся  одновременно  к двум  отраслям права-   комплексной  отрасли муниципального  права  и основной отрасли-   конституционному,  административному, финансовому  и т.д. праву.
 Муниципально-правовые   нормы принято классифицировать   по различнымоснованиям (критериям).
  По объекту правового   регулирования,   т.е.  по тем  общественным  отношениям, которые  регулируются   этими нормами, они делятся   на нормы,  закрепляющие  местное самоуправление  как важнейшую   форму народовластия; основы местного самоуправления;  формы его  организации  и осуществления;   предметы ведения  и полномочия  местного  самоуправления;   гарантии  местного  самоуправления;ответственность  органов  и должностных  лиц местного  самоуправления.
  По характеру содержащихся  в них  предписаний-  на  управомочивающие;  обязывающие; запрещающие;  отсылочные.
  По степени определенности  и содержащихся  в них предписаний-  на императивные  идиспозитивные.
  По действию во времени  и пространстве-  на нормы,  действующие  постоянно,  и нормы, действующие   определенное  время;  на нормы,  действующие  на всей территорииРоссии   или на территории  ее субъектов,  либо в  пределах  территории муниципального  образования.
  По юридической силе-  на нормы,  содержащиеся  в Конституции РФ,   федеральных конституционных  законах  и федеральных  законах,   конституциях, уставах, законах субъектов  Российской  Федерации,  других нормативных   правовыхактах,   и нормы  уставов   муниципальных образований,   нормативных  актоворганов  и должностных   лиц  местного  самоуправления.
  Нормы муниципального  права  подразделяются также:  на нормы  общего  регулирования(общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного  регулирования;  наматериально-правовые  и процессуальные  и т.д.
 Совокупность  норм родственных   по объекту   и характеру  правового регулирования  образует  муниципально-  правовой  институт.  К числу институтов  муниципального  права относятся:
1)     местное самоуправление  как самостоятельный  институт  и форма  народовластия;
2)     основы  местного самоуправления;
3)     формы местного самоуправления;
4)     предметы  ведения  и полномочия  местного  самоуправления;
5)     гарантии местного  самоуправления;
6)     ответственность органов  и должностных  лиц местного  самоуправления  и др.
  Все эти муниципально-правовые  институты  являются одновременно  структурнымиэлементами  российского  муниципального  права.
 Регулируемые  муниципально-правовыми  нормами  общественные   отношения,возникающие   на местном   уровне в процессе  организации  и функционирования  местного  самоуправления,  образуют   муниципально-правовые отношения.
  Субъектытаких  отношений  разнообразные.  К ним  относятся:
1)  муниципальныеобразования;
2)  населениемуниципальных  образований;
    3)органы   местного  самоуправления,  депутаты,  члены  выборных   органовместного   самоуправления должностные лица местного самоуправления,муниципальные служащие;
      4) территориальное  общественное  самоуправление;
       5) собрания,  конференции   и сходы граждан;  федеральные   и региональные  государственные органы;
        6)суды;
        7)общественные объединения,  предприятия, учреждения,  организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  Взаключение  данной  работы  можно сделать  следующие краткие выводы:
1.Эффективное  функционирование  системы  местного  самоуправления   во многомопределяется   уровнем развития  его правовой базы, в которую входит  система законодательных и иных  нормативных актов.
2. Правоваябаза  местного  самоуправления  включает в себя  Конституцию РФ,  федеральные и региональные  законы, указы  Президента  РФ, постановления  правительства  ит.п.,  уставы и другие  правовые  акты  муниципальных   образований.
3. Конституционные   нормы   обладают высшей юридической  силой   в отношениивсех  других   законодательных актов любого уровня.
4.Существует  три уровня   нормативных правовых актов:
   1. Федеральные-  нормативные правовые акты  РФ.
   2.Региональные-  нормативные  правовые акты  субъектов РФ.
   3.Местные-  нормативные  правовые акты  муниципальных образований.
5.Спецификамуниципально-правовых норм заключается  в том, что многие  из них относятся  одновременно к двум отраслям права-  комплексной  отрасли  муниципального  права  и основнойотрасли-  конституционному,  административному,  финансовому и т.д. праву.
6.Муниципально-правовые   нормы принято   классифицировать  по различнымкритериям (основаниям):
— по объектуправового  регулирования;
— похарактеру  содержащихся  в них предписаний;
— подействию  во времени  и пространстве;
— поюридической  силе.
7. Нормымуниципального права подразделяются  также: на нормы  общего регулирования(общерегулятивные) и нормы  конкретного, подробного  регулирования;  наматериально- правовые  и процессуальные и т.д.

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ:
1.Европейская Хартия  местного  самоуправления  от 15 октября  1985г.//Российскаяюстиция.1996. №9. С. 2-5
2. Конституция  Российской  Федерации  1993г.-М.:  1997.
3.Федеральный  закон  « Об общих  принципах  организации местного самоуправления  в Российской  Федерации» от 12 августа  1995г.// СЗ РФ.  1995.№35. Ст.3506
4.Федеральный закон  « Об общих  принципах  организации  местного  самоуправленияв Российской   Федерации»  от 6 октября  2003г.// СЗ РФ.  2003. №40. Ст.3822
5.Федеральный закон « Об обеспечении конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации избирать  и быть избранными  в органы  местного  самоуправления»  от 26 ноября1996г. ( с изм. и доп. от 22 июня  1998г.)// СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497
6.Федеральный закон  РФ «  Об основных  гарантиях  избирательных  прав  и права на участие  в референдуме  граждан  Российской  Федерации»  от 12  июня  2002г.( с изм. от 12 августа 2004г.)// СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253
7.Федеральный закон РФ « Об основах  муниципальной  службы  в РоссийскойФедерации» от 8 января  1998г. ( с изм. от 25  июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998.№2.Ст.224
8.Федеральный закон «  О финансовых  основах   местного  самоуправления вРоссийской  Федерации» от 25 сентября 1997г. ( с изм. от 29 июня  2004г.)// СЗРФ.  1997. №39. Ст. 4464
9.Закон РФ « О недрах»  ред. от  3 марта  1995г. ( с изм. от 10 июня 2003г.)// СЗ РФ. 1995.№10. Ст.823
10.Федеральныйзакон « Об образовании» в ред.  1996г. (   с изм. от 23 декабря 2003г.)// СЗРФ. 1996. №3. Ст.150
11.Федеральныйзакон «  Об  участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (  ред. от  29.06.2004)
12.Федеральный  закон «  Об основах  бюджетного  устройства и бюджетного процесса  в РСФСР» от 10.10.91 №1735-1  ( в ред.  от  31.07.95  №118-ФЗ)
13.Бабун Р.В.  Организация местного  самоуправления:  Учебное пособие.-СПб.:  Питер, 2005.
14.Елагин Р.И.  Муниципальное право России:  Курс лекций.-М.:  Рос. гос. ин-т интеллектуальной  собственности ( РГИИС), Книжный мир, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ техники бега на различные дистанции, анализ техники прыжков в высоту с разбега способами
Реферат Любовь это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я
Реферат Анализ рентабельности предприятия НПРУП Экран 11
Реферат Incoterms, International commerce terms международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли
Реферат Sartre Essay Research Paper Jean Paul Sartre
Реферат Illegal Immigration In The US Essay Research
Реферат Illegal Immigration Essay Research Paper Throughout the
Реферат Allen Sapp Essay Research Paper Allen Sapp
Реферат Економічний аналіз інвестиційного проекту
Реферат Микола Денисюк видавець українського літературно-мистецького журналу Овид
Реферат Заработная плата и затраты на персонал
Реферат NMDA-рецепторы
Реферат Природные красители
Реферат Glenn Miller And The SwingBig Band Era
Реферат Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России