Контрольная работа по теме:
Роль и место психолога вобразовательном пространстве
ВВЕДЕНИЕ
Психологическая службаобразовательного пространства, о необходимости которой много говорят и пишут,становится реальностью. В образовательных учреждениях страны появляетсяспециалист, которому предстоит вместе с учителями и родителями решатьпрактические задачи. Успешность его работы, очевидно, будет зависеть и отакадемической психологии, от того, насколько быстро она перейдет от этападоказательства необходимости психологической службы образовательногопространства к этапу ее научно-методического обеспечения. Начало последнемуположила разработка группой ученых «Положения о психологической службе»,которое предписывает психологу содержание работы, его права и обязанности, местоироль в образовательном пространстве. Оно исходит из неявногопредположения, что готовность психолога к такой работе может быть достигнута входе его профессионального обучения. Между тем психологу сразу же пришлосьстолкнуться с проблемами, адекватно не представленными ни в учебниках, ни влекциях преподавателей высшей школы. Иначе говоря, он оказался в ситуации,которая требовала от него самостоятельного перехода от теоретических знаний кспособам их практического применения. С учетом объективного рассогласования«образов мира», создаваемых, с одной стороны, академической, а с другой — практической психологией, такая ситуация серьезно препятствует нормальномуфункционированию психологической службы в образовательном пространстве. Дляисправления создавшегося положения нужна реальная помощь со стороныпсихологической науки.
Вэтой связи появляются всевозможные методические разработки в помощьпрактическому психологу, которые можно расценивать как своевременную попыткупостроить мост между наукой и практикой. Это руководство по решению задач,стоящих перед психологом, позволяющее ему научно и обоснованно строитьтехнологию своей деятельности. Здесь освещаются вопросы, которые касаются нетолько средств этой деятельности, но и концепции психологической службы вобразовательном пространстве, функции и задачи психолога, его места, роли ипозиции в образовательном пространстве. В своей работе я буду освещать роль иместо психолога в образовательном пространстве школы.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Психологическая службакак организационная система работы существует во многих странах и имеет почтивековую историю. Исторически сложилось так, что в нашей стране наибольшееразвитие получила школьная психологическая служба, а широком смысле – службапрактической психологии в образовании.
Так, на сегодняшний деньправомерно говорить о том, что в России, по сути дела, заложены основыпсихологической службы. Об этом свидетельствуют:
· наличиезаконодательной основы существования и образования службы;
· готовностьотечественной психологии обеспечивать школьную практику необходимымитеоретическими разработками и конкретным психологическим инструментарием;
· мощный кадровыйпотенциал (в системе образования России уже сейчас работают почти шестьдесяттысяч психологов);
· достаточноразвитая система подготовки и переподготовки психологов-практиков дляучреждений образования;
· представительнаясеть практических центров психологической помощи (свыше семисот таких центровдействуют сейчас в системе отечественного образования).
Основную долю клиентов, скоторыми наиболее часто приходится работать школьному психологу, составляютшкольники младших и средних классов. На втором месте — старшеклассники иродители, затем — педагоги. Реже всего психологи работают с детьми дошкольноговозраста. Интересно отметить, что дети, нуждающиеся в помощи, попадают на приёмк школьному психологу следующим образом: по направлению школы, по инициативеродителей, по собственной инициативе и очень маленький процент по направлениюполиклиники.
Таким образом, наиболеечасто визит к психологу инициирую родители и учителя с определёнными проблемамив поведении ребёнка (неуспеваемость, отклонения в интеллектуальном и личностномразвитии, поведении, здоровье и т.д.). Всё это свидетельствует о ростеинформированности населения о психологической службе, о своеобразном ростедоверия к сотрудникам психологической службы, а в итоге — о ростепсихологической культуры населения в целом, без которой трудно представитьсегодня развитие современного сообщества.
Получив консультациюквалифицированного психолога-практика, педагоги и родители далее самостоятельновзаимодействуют с ребёнком, корректируя его развитие. Очевидно, чтоконсультационно-просветительское направление работы школьной психологическойслужбы, прежде всего работа с семьёй, молодёжью, учителями и воспитателямиимеет исключительное значение и вносит существенный вклад в повышениеэффективности образования.
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ШКОЛЕ
Теоретическая концепциянеобходима психологической службе для того, чтобы, объяснив природу и сущность онтогенетическогоразвития психики, обосновать содержание работы психолога в школе,охарактеризовать его функции. В качестве фундаментального положения этойконцепции предполагается понимание личности как целостной психологическойструктуры. Очевидно, придется также разграничить процесс развития личности иразвития психики. Но, взятое само по себе, оно может создать превратноепредставление о природе психического развития. Так, вряд ли можно принять безвозражений вывод, который делается на основе указанного положения: «Учитель неимеет права объяснять неудачи своих учеников их плохим умственным развитием,так как оно само в значительной степени определяется обучением». Можно видеть,как предельно общая теоретическая формула, взятая в качестве объяснительногопринципа, сразу же обнаруживает неадекватность реальности. За ней явственнопросматривается, казалось бы, уже преодоленная идея всесильностипедагогического процесса.
Представление опсихическом развитии как внешне управляемом процессе не соответствует данным ниэкспериментальных, ни теоретических исследований. Например, выявлено, чтоприродная составляющая, существенно сказывающаяся на логике психическогоразвития, проявляет себя не только в способностях, но и в склонностях, даже внаправленности личностиhttp://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1993/934/934073.php- a5#a5. По словам А.Г.Асмолова, подобного рода данные напоминают «кошку, которая гуляет сама по себе,если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности»http://www.voppsyl.ru/4y/ISSUES/1993/934/934073.php- a1#a1.
За предлагаемойконцепцией кроется теоретическая посылка, названная А.Н. Леонтьевым «постулатомнепосредственности». Согласно постулату, психические явления возникают врезультате воздействия внешних агентов на органы чувств живого существа. Ихвлияние определяет и процессы психического развития. В этой схеме школьныйпсихолог получает роль такого агента, корректирующего и направляющего эторазвитие. Как раз в эту схему укладывается «основная психологическая идея»школьного психолога — «возможность гармонического развития личности каждогошкольника и «основной принцип его деятельности» — принцип индивидуальногоподхода.
Реальной альтернативойпостулата непосредственности является представление о деятельностной природепсихики, где активность живого существа связывает его с окружающим миром ивыступает той основой, на которой возникает, функционирует и развиваетсяпсихологическое отражение реальности. Отсюда работа с ребенком — это несовокупность педагогических воздействий, а определенная организация его жизни. Школьныйпсихолог, конечно же, должен применять индивидуальный подход, но от него нельзятребовать ответственности за психическое развитие ребенка в заранее заданномнаправлении.
Своеотношение к деятельностному подходу автор демонстрирует при оценке идеи ведущейдеятельности как не позволяющей решать «многие вопросы, которые школа ставитперед практическим психологом». Но эта оценка противоречит опытупсихологического консультирования, показавшего, что идея ведущей деятельностиимеет фундаментальное значение для развития ребенка, в том числе и для анализаиндивидуальных особенностей развития в конкретных случаях. Зато в противовес идееведущей деятельности автор выдвигат идею проблем возраста. В ней подробноизлагаются эти проблемы, сведения о которых были получены от школьниковразличных возрастных групп, что соответствует логике названного постулата:(если мир отражается непосредственно, то все содержание отражаемого дано всознании).
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
С приходом психолога всистему образования связанные определенные социальные ожидания. Формализм, заорганизованность, внешние стимулирования деятельности и поведения детей – лишьнекоторые гримасы «бездетной» педагогики и функциональные психологии, сделавшиелицо школы малопривлекательным для ее обитателей. Психология и психолог пришлив детский сад, в школу, чтобы сделать их более гуманными, способствующимиличностному росту каждого ребенка, педагога и руководителя. Поэтому совершеннооправдано в требованиях к личности психолога можно выделить следующиехарактеристики:
· психолог должениметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным,свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
· психологсоциабелен, любит работать с людьми, радуется социальному признанию,великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает именалюдей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
· он любитсовместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересом,совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности. Сильный, энергичный.Умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы;
· психологэмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку,устойчив к стрессу.
Какие личностныепоявления не совместимы с работой психолога? Это незрелость личности, низкаясила «эго», низкий интеллект, отсутствие эмпатии, независимость мысли, неумениерешать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохоесопротивление к стрессу, потребность в опеке, высокая тревожность и чувствавиновной ничтожности.
Сегодня в школу пришлидва психолога: интеллектуальный и социабельный. К первому типу относятсярассудительные аналитики, независимые, оригинальные люди. У них преобладают теоретическиенавыки. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают своебудущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Они не стремятся«снизойти» до практических забот школой; к учителям и руководителям, прошедшимтолько психологический ликбез, относятся в лучшем случае снисходительно.Думается, что эту категорию можно было стимулировать через создание на базешкол. Где они работают, проблемных лабораторий, экспериментальных площадок. Этоспособствовало бы повышению мотивации психолога к оплодотворениюегонаучных поисков.
Другая категорияпсихологов относится к социальному типу. Это люди, чертами характера которыхявляются стремление получать и воспитывать, психологический настрой начеловека. Они нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции,чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этот типчаще всего встречается среди педагогов, пришедших на факультет практическихпсихологов. Мотивами их переквалификации в большинстве случаев являются социальныемотивы, реже – неудовлетворенность педагогической деятельностью.
Практическая психологиякак профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе ипоэтому обостряет до предела проблему обоснованности действия одного человека надругого, границу профессиональных возможностей психолога.
Гранью, где смыкаютсявопросы профессиональной и практической этики, является осуществлениепрофессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия,практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, апрофессия диктует принятия ограничений на собственные действия: «Я как психологдолжен принять решение об оказании помощи, но я вижу, что этому человеку я несмогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы сним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональными средствами».
Выраженная ориентация наценность другого человека профессиональной деятельности психолога предполагаетадекватное восприятием им своих возможностей как меры воздействия на другогочеловека, основанной на переживании чувства профессионального долга иответственности за свои профессиональные действия.
Это делает профессиюпсихолога одни м из немногих видов социальной активности, где обобщенные идеи оценности человека предельно конкретизируются в его словах и действиях,направленных на другого человека.
ПРИМЕРНЫЕ МОДЕ ЛИРАБОТЫ ПСИХОЛОГА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Следует отметить, чтоожидания педагогов, родителей и детей не всегда адекватны статусу психолога изадачам гуманизации педагогического процесса. Разным учреждениям образования ипедколлективам нужны разные психологи. Детский сад и школа видят в практическомпсихологе помощника в борьбе с трудными детьми и трудными педагогами, ожидаютот него карательных санкций. Такие коллеги будут очень разочарованы, еслипсихолог вдруг займет позицию защитника и опекуна.
Учреждение с низкимуровнем образования и воспитания попытается переложить на психологаответственность за свою педагогическую несостоятельность, предоставляя ему напервых порах обширное поле деятельности. Многие начинающие психологи поддаютсясоблазну самоутверждения и начинают проводить педсоветы, выступать наобщешкольных родительских собраниях, проводить вместо классных руководителейклассные часы, вместо учителей уроки и т.д. Однако не одному психологу неудается решить проблему учителя, который плохо учит, воспитателя, который неработает с группой, директора, не умеющего работать с коллективом. И сноваприходит разочарование в психологе, прямое недовольство им.
Вариантов ожиданий такоемножество, что, пожалуй, не стоит перечислять их. Надо понимать, что помимосубъективных есть и объективные требования статусу школьного психолога. Во всехвариантах субъективных подходов к статусу психолога представляются рациональнымитакие требования:
· формированиеадекватных ожиданий педколлектива через полное его ознакомление с правами,обязанностями, основными направлениями и формами работы психолога, стратегиейпсихологической службы;
· диагностическоеобщение психолога со всеми категориями воспитателей и воспитанников,предполагающее эмпатию, безоценочное отношение, личностное поведение, позициюпартнерства и опору на положительные личности;
· сотрудничество ивзаимодействие с педагогами в определении общих позиций, школьных планов ипрограмм, их реализации, анализе результатов деятельности.
Работая с детьми,психолог должен знать их возрастные и типологические особенности; иметьпредставления о динамике развития личности в онтогенезе, соотношениивоспитания, обучения и развития, взаимодествии обучаемости и обученностишкольников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении,умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знатьпсихологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многомпредопределяется условиями семейного воспитания, психологу важноориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияниедетского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будетопираться на знание социально-психологических особенностей детского коллективаи неформальных групп. Для того чтобы помочь ребенку, надо, чтобы он сам хотелчто-то изменить в себе, научился каким-то способом самопознания, самовоспитанияи самообразования.
В работе с детьми особуюроль играют следующие профессиональные умения: организационные,коммуникативные, психодиагностические, возрастно-индивидуального и семенногоконсультирования, прогнозирование вариантов развития, психопрофилактики и психокоррекции.Общение психолога с данной категорией требует эмпатии по отношению к детям,доброжелательности, внимательности и наблюдательности, большой выдержки,терпения, настойчивости. Все эти профессиональные качества должны сочетаться спедагогической интуицией и оптимизмом психолога.
Не менее сложна и втораяосновная категория, с которой работает школьный психолог — родители.
Современныепсихологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценногообщения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтомуодни из аспектов психологического просвещения родителей является ознакомлениеих со способами правильного общения с детьми, оказание им психологическойподдержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. Впроцессе непрерывного психологического сопровождения родителей психолог имеетвозможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию иобучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволитсблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью поиска вариантовразрешения конфликтов в образовательных ситуациях. Прогнозируется положительнаядинамика в плане развития демократического стиля взаимоотношений учителей,родителей и детей. Прогнозируется также изменение отношения родителей кконфликту. Становится возможным отношение к конфликту как к противоречию,требующему конструктивного общения, поиска альтернативных вариантов выхода изпроблемной ситуации. Выражается это в качественном изменении запроса взрослыхпо поводу направления решения проблемы: от внешне обвинительныхэмоционально-деструктивных реакций родителей до конструктивного устремления кгармоничным отношениям с собой, с другими. Иными словами, увеличивается долясамостоятельности и продуктивность взрослых в разрешении трудных ситуаций. Иэто существенно: непрерывность психологического сопровождения не является«костылем» в общении, а дает широкий диапазон психологических средств длясаморазвития, социальной адаптации в сочетании с сохранением и реализациейсобственной уникальности.
Что должензнатьпсихолог, работая с педагогами? Прежде всего, психологию педагога ипедагогической деятельности, профессиограммы и психограммы педагогов различныхпрофилей, психологию обучения и воспитания, психологические особенностиколлектива, психологические основы педагогического общения. Работая спедагогами, очень важно придать общим коммуникативным, организационным,психодиагностическим, психопрофилактическим и психокоррекционным умениямособый, щадящий самолюбие и профессиональный опыт педагогов, характер. Этому вбольшей степени будут способствовать такие профессионально-важные качествапсихолога, как дипломатичность, такт, стремление понять коллегу, чувстваэмпатии, самообладание, внимательность, дружелюбие, высокопрофессиональнаякомпетентность и широкий кругозор.
Специалисту следуетизучить психологию учебной и воспитательной деятельности; вникнуть впсихологическую характеристику учебных предметов и специфики их преподавания,видов, методов, средств и форм обучения. Его умения в этой области связаны сорганизацией педагогически целесообразного и психологически оправданногообщения в системе «педагог – ребенок», «ребенок – группа (класс)»;психологическим анализом воспитательно-образовательного процесса с точки зренияего гуманности и развивающего характера; планированием, прогнозированием имоделированием педагогической системы образовательного пространства какразвивающей и развивающегося.
В этой работе потребуетсякритичность, независимость, нестандартность мышления и здравый смысл,восприимчивость, чувство новизны и способность выполнять разнообразнуюдеятельность, аккуратность и последовательность, терпеливость и упорство,способность обучать других и подчинять себе, чувство ответственности.
Таким образом, сложностьи многоаспектность деятельности практического психолога в системе образованияделает его работу значимой и напряженной, а к личности самого специалистапредъявляют высокие требования.
Специфика деятельностипрактического психолога определяется его предметом — индивидуальностьючеловека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог выступает какиндивидуальность. Здесь возникает множество проблем, связанных с социальнымстатусом профессии психолога, а также критериями оценки эффективности егоработы, уровня квалификации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕСТОИ РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ
Все взрослые люди,работающие в учреждениях образования, решают общую задачу – обеспечиваютобучение и воспитание подрастающего поколения. При этом каждый из них играетопределённую роль и занимает свое определенное место в учебно-воспитательномпроцессе, имеет свои задачи, цели и методы. Практически психолог приходит вдетско-образовательное учреждение тоже как специалист, а не как «скорая помощь»для воспитателя или учителя и «нянька» для детей.
Психолог–равноправный член педагогического коллектива и отвечает за эту сторонупедагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечитьне может, а именно – за психическое развитие и психологическое здоровье детей ишкольников.
В своей работе онопирается на профессиональные знания овозвратных закономерностях ииндивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психическойдеятельности и мотивах поведения человека.
Смысл любого учрежденияобразования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его ксамостоятельной жизни вобществе. Каждый взрослый реализует этот смысл всоответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика,литература и т.д… А психолог?
Практический психологимеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей нев статике, а в динамике – на его глазах дети растут, взрослеют, переходят содной ступени на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу– одна из сложнейших задач психолога. Поэтому в центре его внимания –психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам егожизни и как итог – к самоопределению.
Психологическаяготовность к самоопределению формируется постепенно, с момента рождения ребенка– в общении с взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде. Затемребенок поступает в школу, чтобы там, в течение 11 лет готовиться к взрослойжизни – получить достаточное знание, научиться учиться, думать, работать,дружить, ориентироваться в идеях, ценностях, осознать свою индивидуальность. Кмоменту окончания школы при нормальном процессе развития у каждого выпускникадолжна быть сформирована психологическая готовность к новой жизни вне школы, ксамоопределению в ней.
Психологическаяготовность к самоопределению предполагает:
· сформированностьна высоком уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;
· Развитостьпотребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатстволичности, среди которых центральное место занимают нравственные установки,многообразие чувств и переживаний, временные перспективы, ценностныеориентации, жизненные смыслы;
· Становлениепредпосылок индивидуальности как результаты развития и осознания своихинтересов, способностей, особенностей каждым выпускником школы.
Вместе с темпсихологическая готовность войти во взрослую жизнь и занять в ней достойноеместо предполагает незавершенные в своем формировании психологические структурыи качества, а определенную зрелость личности, заключающуюся в том, что устаршеклассника сформированы психологические образования и механизмы,обеспечивающие ему психологическую готовность непрерывного роста сейчас и вбудущем. Именно за обеспечение данной возможности и отвечают практическийпсихолог образования и психологическая служба образования в целом, именно вэтом заключается ее содержательный основной смысл. Осуществление этого смыслатребует высокой подготовки психолога как специалиста.
Основной ролью и видамидеятельности детского психолога являются: психологическое просвещение,психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическаядиагностика, психологическая коррекция.
В любой конкретнойситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы,которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.
Практический психологищет пути и условия психического развития ребенка, определяет формы, методы исодержание своей работы в зависимости от того, какими научными представлениямио развитии он руководствуется.
КОМУ ПОДЧИНЯЕТСЯ И СКЕМ РАБОТАЕТ ПСИХОЛОГ
Практический психологобразования имеет двойное подчинение. По административной линии он, как и всечлены педагогического коллектива, подчиняется директору школы. Попрофессиональной – психологическому Центру, где работают специалисты –психологи и который не только осуществляет функции контроля за деятельностьюпсихолога в образовательном учреждении, но и оказывает ему методическую,организационную помощь и обеспечивает сотрудничество и профессиональное общениес другими практическими психологами района, округа, города.
План работы психологсоставляет самостоятельно, но обязательно учитывает при этом пожеланияруководителей учреждения, воспитателей, учителей. План желательно согласовыватьс работниками психологического Центра.
Психолог работает сдетьми, воспитателями, учителями, администрацией образовательных учреждений,органами опеки и милиции, родителями детей и их родственниками. При этом главное,чтобы в центревсе его работы находились интересы ребенка какформирующейся личности. Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни вкоем случае. Иначе психолог начинает работать не на ребенка, а наобразовательную систему. Образовательная система определяет и психическоеразвитие, и психологическое здоровье детей. Но она не должна стать самоцелью нидля педагогов, ни для психологов.
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ. НАЧАЛО РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Психолог вобразовательном учреждении – явление все еще новое и непривычное. Не всепедагоги хорошо представляют смысл и содержание работы практического психолога.Взаимное понимание зависит прежде всего от самого психолога, от егопрофессиональной подготовки и умения профессионально работать, от его терпения,благожелательности спокойствия, тактичного отношения ко всем.
Первый период работыпрактического психолога можно назвать периодом адаптации: психолог долженадаптироваться к детскому учреждению и сотрудникам, а сотрудники – к психологу.Это относится и к тем случаям, когда психолог, ранее работавший в учреждении иполучивший специальное психологическое образование приходит в школу и все равноначинает новую деятельность.
Здесь будут уместныбеседы с администрацией, воспитателями, учителями, детьми, их родителями,посещение занятий и уроков, заседаний педсоветов, родительских собраний ипрочее. Одновременно следует знакомить всех с содержанием, задачами и методамиработы практического психолога. Содержательную работу лучше содержать с проблемныхдетей, классов, ситуаций. Причем выбирать тот возраст детей, тот круг проблем,в которых психолог наиболее компетентен.
Психологу необходимознать и уметь все, но ни в коем случае за все сразу браться не надо, даже еслина этом настаивает администрация.
С самого начала своейдеятельности психологу следует заботиться об оформлении психологическогокабинета и о содержании работы в нем. Кабинет – это не прихоть и не роскошь, анеобходимый компонент психологической службы в детском учреждении.
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ ИСРЕДСТВА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Психолог, работая в любомдетском учебно-воспитательном учреждении, решает основные задачи практическойпсихологии образования.
Определив главнымобъектом своего внимания ребенка, психолог осуществляет общий контроль за ходомих психического развития на основе представлений о нормативном содержании ипериодизации этого процесса. Предметом психологической диагностики являетсяопределение психологического статуса ребенка: особенностей развития психическихфункций, склад его личности, характера, темперамента.
На основе скринингавыделяется «группа риска», которая нуждается в особом внимании психолога. Вотношении этих детей он использует как общие, так и специальные формы работы(стимулирующая психодиагностика, возрастно-индивидуальное консультирование,телефон доверия, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем, тренингобщения и ролевого поведения, игровая коррекция поведения, сеансыпсихологической гимнастики и психотерапии, психопрофилактические беседы иконсультации).
Практический психологответственен прежде всего за соблюдение психолого-педагогических условий,наиболее благоприятных для психического и личностного развития каждого ребенкана всех этапах. Он должен способствовать тому, чтобы возрастные особенностидетей не просто учитывались, а активно формировались и служили основойдальнейшего развития ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе нуждается вособом к себе подходе. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастногопериода подготовить его к переходу на следующую возрастную ступень, позволитсформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.
При разработкенеобходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованныйЛ.С.Выготским принцип «зоны ближайшего развития». Использование этого принципапри создании психолого-педагогических программ позволяет проектировать тотуровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время. Основнаясложность претворения этого принципа в практике заключается в том, что «зонаближайшего развития» всех сторон личности и интеллекта ребенка предполагаетсотрудничества ребенка и взрослого в совместной деятельности.
Взрослый человек создает«зону ближайшего развития», организуя ведущую деятельность ребенка исотрудничество в пространстве этой деятельности. В психологической теории ипрактике чётко отработанны содержание, методы и формы организации ведущейдеятельности «игре или учебной деятельности».
«Зона ближайшегоразвития» подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество совзрослыми в пространстве проблем самосознания, интеллектуальной и личностнойрефлексии, самоорганизации и саморегуляции. В этот период формируютсянравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание самого себя,своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и статьвзрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри которого оформляются общиевзгляды на отношения между людьми, на свое будущее, формируются личностныесмыслы жизни.
Организационные трудностисоздания «зоны ближайшего развития» подростка и старшеклассника связаны с тем,что ведущая в этом возрасте деятельность не является обязательной не включена вучебно-воспитательные планы школы. Поэтому практически должен предусмотретьопределенные формы взаимодействия с детьми (индивидуальные и групповые),помогающие ликвидировать этот пробел. Но есть и другая трудность. Дл этойработы важен высокий уровень личностной зрелости самого психолога: тольковысокий профессионализм психолога позволит ему не навязывать ребенку своихвзглядов, не стараться воспитать ребенка по своему образу и подобию, аспособствовать развитию психологических образований, обеспечивающихвозникновения и укрепления собственных взглядов, мнений, оценок, переживаний,отношений и стремлений.
В содержание работынеобходимо включить изучение и развитие способностей, склонностей, интересовдетей с учетом особенностей их возраста и специфики образовательногоучреждения.
Особой категорией, скоторой приходится сталкиваться психологу являются родители. Анализ школьнойпрактики показывает, что работа с родителями требует кардинальной перестройки.Ее успешность зависит от решения многих задач.
1. Измененияпсихологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формированииличности: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашнейакадемии», а родителям – функцию главных воспитателей.
2. научнаядиагностика семьи, условий семенного воспитания и потребностей родителей,которая может начинаться с элементарных диагностических анкет и заканчиватьсясоставлением полного портрета семьи как воспитательного института родителей.
3. Отключениеродителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке.
4. Широкоеиспользование педагогических возможностей самих родителей. Строя работу сродительским активом, нужно учитывать интересы и возможности семьи, формироватьобщественное мнение родителей, лицо родительского коллектива.
5. организацияскорой психолого-педагогической помощи семье. Когда родители приходят налекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остаетсяневостребованной. Если же не получают ответ на конкретный вопрос, которых ихволнует сегодня, — это уже работающая психология и педагогика. Данную задачу можнорешать через семейные консультации, телефон доверия, выездные формыпсихологической помощи семье.
6. многие родителиплохо воспитывают своих детей не потому, что безграмотны. Они знают, что надоделать, но не знают, как это сделать. Даже на самой хорошей лекции трудноовладеть технологией семенного воспитания. А вот так называемые активные формыразвивают практические и педагогические умения, навыки семейного общения,психолого-педагогическую зоркость родителей.
В модели психологическойслужбы важное место занимает работа с администрацией учреждения. Психологпризван помочь руководителям в распознавании сильных и слабых сторон личности,формировании благоприятного психологического микроклимата в коллективе, выбореоптимального стиля управления и деятельности, диагностике педколлектива,правильном подборе, расстановке кадров, разрешении производственных имежличностных конфликтов. Помимо этого аспекта управления с помощью психологамогут быть оптимизированы и другие аспекты управленческой деятельности, вчастности планирование, анализ практического процесса и т.д.
Сложная категория, скоторой работает психолог – это педагоги. Они по-разному воспринимаютпсихологическую службу: со стремлением к сотрудничеству, любопытству,безразличием, недоверием. Только высокий уровень компетентности, объективностипсихолога, практическая направленность и результативность работы помогут емузавоевать доверие в коллективе. Изучив особенности того или иного педагога,необходимо дать стимулирующие советы: как, опираясь на сильные стороны своегохарактера, оптимизировать педагогический труд. Для более точного диагнозапсихологу приходится наблюдать педагога в общении, деятельности. Для этогонеобходимо анализировать учебно-воспитательный процесс.
Педагоги очень острореагируют на оценку их личностных особенностей. Педагог привык оцениватьдругих. Ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятноеразвитие педагогической ситуации предопределено его собственными слабостями илинедостатками. Кроме того, большинство педагогов имеют высокую личностнуютревожность, в силу которой склонны гиперболизировать, драматизировать события,не принимая или полностью отрицая выводы психологов.
Предвидя эти сложности,психолог может использовать методики самооценки и групповой динамики,характерные для ситуаций социально-психологического тренинга, коллективныемысли деятельности и организационно — деятельностных игр. В данных ситуацияхсам психолог воздерживается от опеки педагогов, там действует принципотраженной субъективности, психологу приходится видеть себя глазами другого ицелой группы.
Хорошее взаимопонимание исотрудничество психолога с учителями класса всегда способствует оптимизацииконтактов с детьми, их родителями. Трудно предположить, что психолог, которомуотказано в доверии педагогами либо кем-то другим, будет нормально работать состальными, так как образовательное учреждение – это единый социальныйорганизм, единое образовательное пространство.
Средства деятельностишкольного психолога – это способы, с помощью которых он может решать своизадачи. Если эти задачи возникают в процессе индивидуального подхода,реализуемого психологом, то и средства работы с ребёнком будут обусловленынеобходимостью воздействовать на него. Это и установление доверительныхотношений с ребёнком, и диагностика его индивидуально – психологическихособенностей, и построение адекватного «образа ребёнка», и «вклады» психолога вданный образ. Если же задачи порождаются в ходе анализа совместнойдеятельности, осуществляемой в школе, то и характер меняется. В этом случаепсихолог должен вычленить мотивы и цели совместной деятельности, условия еёоптимального функционирования, место и роль в неё участника, с которым он имеетдело в конкретный момент времени. И индивидуальный и деятельностный подходы немогут противопоставляться, а должны дополнять друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На мой взгляд,психологическая служба в образовательном пространстве существует – и этоглавное. Она с трудом прокладывает себе дорогу, и как говорил наш классик, шагувперёд нередко предшествует два шага назад. Она требует целенаправленнойсовместной доработки, как со стороны школьных психологов, так и со стороныпредставителей академической науки по следующим направлениям:
· формированиенаучно обоснованной концепции психологической службы в образовательномпространстве. Для этого может быть использован деятельностный подход,позволяющий рассматривать в качестве основного объекта работы психолога школыкак систему взаимоотношений участников совместной деятельности взрослых и детей;
· выявлениереальных функций, которые психолог может осуществить в школе. Представляется,что ведущей среди них должна стать функция анализа совместной деятельности;
· определение местаи роли, обоснование позиции психолога в системе внутришкольных отношений.Оправданным видится понимание роли психолога как посредника в таких отношениях,как лица, компетентного в вопросах оптимального функционирования совместнойдеятельности. Психолог вносит в эту деятельность свой специфический вклад:гуманизирует её, ориентирует на ребёнка как на высшую ценность и цельдеятельности;
· систематическаяработа в области средств деятельности школьного психолога. Последние, очевидно,выходят за пределы индивидуального подхода к ребёнку и включают в себя способывоздействия на социальные связи ребёнка с окружающим миром. Этот путь открываетпсихологу возможности опосредованного влияния на психическое развитие детей.
Продвижение в указанныхнаправлениях, правильная установка места и роли психолога в образовательномпространстве, позволит вывести психологическую службу на уровень,соответствующий ожиданиям общественности и школы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Асмолов А.Г. Психология личности:Принципы общепсихологического анализа. М., 1990.
2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А.,Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психическогоразвития детей. М., 1990.
3.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л.Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
/>4. Голубева Э.А. и др. Опыткомплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемамидифференциации обучения // Вопр. психол. 1991. №2.
/>5. Дубровина И.В. Предмет и задачишкольной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5. />
6. Из редакционной почты // Вопр.психол. 1991. № 1.
/>7. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М., 1975.
8. Личко Е.А. Психопатии иакцентуации характера у подростков. Л., 1983.
/>9. Положение о психологической службев системе народного образования // Вопр. психол. 1991. № 1. С. 182 — 185.
/>10. Положение о психологическойслужбе в учреждениях интернатного типа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей. М., 1989.
/>11. Прихожан А.Н… Толстых Н.Н. Детибез семьи: (Детский дом: заботы и тревоги общества). М., 1990.
/>12.Психологическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. М., 1990.
/>13. Психологические рекомендации повоспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / Под ред.И.В. Дубровиной и др. М., 1986. С. 14 — 48.
/>14. Психологическая служба в школе:Круглый стол // Вопр. психол. 1982. № 3. С. 62 — 93; № 4. С. 75 — 103.
/>15. Психологическая служба в школе:Тезисы симпозиума. Вып. 1 и 2. Таллинн, 1983.
/>/>16. Рабочая книгашкольного психолога / Под. ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
/>17. Результаты психологическихисследований — в практику обучения и воспитания / Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С.Круглова и др. М., 1985.
/>18. Эткинд А.М. Психологияпрактическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутрипрофессионального сознания // Вопр. психол. 1987. № 6. С. 20 – 30.