Реферат по предмету "Социология"


Одиночество пожилых людей и социальная работа с ними

Содержание
 
Введение
Глава I. Характеристика одиночества каксоциальной проблемы
1.1 Одиночество:виды и причины
1.2Одиночество пожилых людей как социальная проблема
Глава II. Социализация личности и проблемыодиночества
2.1Социальный статус пожилого человека
2.2Социальная работа и социальная политика в отношении пожилых
Заключение
Списоклитературы

Введение
Одиночество — одна из наиболее частыхпричин обращения к психологу, психотерапевту, психоаналитику — явление стольнеоднородное и многозначное, что достойно оказаться предметом исследованийотдельного научного учреждения! Даже в жизни одного и того же человекаодиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая разнообразные грании смыслы: от младенческого состояния покинутости и чувства отверженности уподростка до возвышенных состояний удаления от людей (мира) у отшельника итворческой самоизоляции художника. Быть одному и быть одиноким — другоеразличение и другие переживания: потребность иногда остаться наедине с собойдиалектически противостоит потребности в близости с другими, гармоническое ихсочетание оказывается не простой задачей, требующей искусного построения каксвоей душевной жизни, так и отношений с окружающими людьми.
Проблематика одиночества, в основном,сосредоточена в тех случаях, когда человек обнаруживает свою жизнь неполной,недостаточной, неполноценной без другого, значимого лица.
Адекватным способом разрешить этизатруднения являются не механические попытки приложить желаемые характеристикипартнера и отношений то к одному, то к другому кандидату, а последовательнаяпроработка неэффективных механизмов социального выбора и формированияпривязанности.
Предмет данного исследования — изучение проблемы одиночества пожилых людей, а также изучение возможностейсоциальной работы в этом направлении.
Объект исследования – пожилые люди,их социальное положение и эмоциональное состояние.
Итак, цель данной работы состоит втом, чтобы раскрыть сущность проблемы одиночества людей пожилого возраста иопределить возможности социальной работы в этом направлении. Исходя изназванной цели работы, были сформулированы следующие задачи:
— провести теоретический анализсуществующих взглядов на социальную проблему одиночества пожилых людей;
— проанализировать возможностисоциальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста;
— дать характеристику одиночества,как одной из острых социальных проблем пожилых людей.
Гипотеза настоящего исследованиязаключается в следующем. Во-первых, проблема одиночества у людей пожилоговозраста будет занимать одно из первых мест в рейтинге волнующих их вопросов.Во-вторых, процент пожилых людей, чувствующих себя одинокими, которые вдействительности не имеют близких, будет больше, чем процент пожилых людей,имеющих родственников. В-третьих, проблема одиночества пожилых напрямую связанас образом жизни, который они ведут, а именно: люди, которые разнообразнопроводят свой досуг и имеют широкий круг общения в меньшей степени ощущают себяодинокими, чем те, у которых ограничена социальная сфера.

Глава I. Характеристика одиночества как социальной проблемы
 
1.1 Одиночество: Виды и причины
Одиночество воспринимается как остросубъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.
Одна из самых отличительных чертодиночества — это специфическое чувство полной погруженности в самого себя.Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютновсеохватывающе. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночествоесть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество- особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательноабсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требуетк себе самого серьезного внимания.
В процессе обыденной жизни мывоспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мыпереживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей.Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Частоодиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группуили желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо.Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствиячего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своейисключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальнойфеноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозитрасколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно винтерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собойкомплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренниммиром личности.
Учитывая сказанное, можно предложитьследующее определение одиночества. Одиночество — это переживание, вызывающеекомплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания,и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннегомира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, частопобуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни,ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, такимобразом, воспринимается как крайне нежелательное.
Главная задача экзистенциальнойфеноменологии У. Садлера — разъяснить природу этих возможностей для того, чтобыобозначить рамки, в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненныймир личности ориентирован на реализацию четырех определенных экзистенциальныхвозможностей:
1) уникальность судьбы индивида,актуализация врожденного «Я» и его предельной многозначности;
2) традиция и культура личности,которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует дляинтерпретации своих переживаний и определения своего существования;
3) социальное окружение индивида,формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, гдевозникает понятие участия в группе и ролевой функции личности;
4) восприятие других людей, скоторыми человек может установить отношения «Я — Ты», отношения,которые могут развернуться в двойную реальность человеческого «Мы». Всоответствии с четырьмя возможными направлениями, присущими развитию ираспространению вовне личностного мира, измерения одиночества такжечетырехчленны и их можно обозначить как космическое, культурное, социальное имежличностное измерения.[1]
Одиночество и самооценка
Характерной особенностью человекаявляется желание понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту.Самооценка — процесс самопознания и критического самосознания — выступаетважным компонентом в опыте одиночества.
Когнитивная оценка: осознание иопределение одиночества.
Зачастую мы затрудняемся дать точноеопределение субъективным переживаниям (Gordon, 1981; Pennebaker, 1980),установить, действительно ли человек одинок, или отличить одиночество от другихпсихологических состояний. Определение собственного одиночества — результатдлительного когнитивного процесса, в ходе которого мы осознаем или наделяемсмыслом наши уникальные личные переживания и обобщаем их в целостную категориюили концепцию.
Самодиагноз одиночества.
К выводу «Я одинок» людиобычно приходят с помощью аффективных (эмоциональных), поведенческих(бихевиористских) и когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночестванередко бывают размытыми. Одиночество — это тяжелое эмоциональное переживание:глубоко одинокие люди очень несчастны. Однако одних лишь аффективныхпереживаний явно недостаточно для определения такого неприятного чувства, какодиночество. Не существует какого-либо уникального набора эмоций,ассоциируемого с одиночеством. Рубинстайн и Шейвер, например, выявили четыреразличные группы эмоций, связанные с одиночеством. Хотя переживание негативныхэмоций и наталкивает людей на мысль о том, что «что-то не в порядке»в их жизни, оно не приводит непосредственно к самодиагнозу именно одиночества,а не какого-либо другого состояния — депрессии, переутомления или физическогонедомогания.
Бихевиористские доказательстваподобно аффективным способствуют самодиагнозу одиночества, хотя, по всейвероятности, не исчерпывают такого диагноза. Люди, как правило, используютцелый ряд поведенческих характеристик для идентификации одиночества, включаянизкий уровень социальных контактов, прекращение (разрыв) установившихсясвязей, или же неудовлетворительные образцы социального взаимодействия. Однако уединениене обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы взатворничестве. Если же человек чувствует себя несчастным оттого, что он всевремя оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом можетбыть одиночество.2[2]
Вряд ли люди будут считать себяодинокими, если у них нет когнитивных объяснений этого состояния. Когнитивныеиндикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенномтипе социальных отношений, недостающих в настоящий момент. Общественноесознание отражает потребность в как можно более частом и более тесномвзаимодействии человека и общества, а также представление о том, чтосовершенствование социальных отношений способно облегчить страдания отдельногочеловека.
Люди определяют состояние одиночествав зависимости от целого комплекса чувств, поступков и мыслей — а не поодной-единственной доминирующей характеристике.
Причинные атрибуты одиночества.
Суждения о неполноценности нашей социальнойжизни и о том, что мы страдаем от одиночества, редко бывают итогом самооценки.Одинокие люди тоже хотят объяснить причины своего несчастья. Выявление причинодиночества помогает осмыслить это бедственное положение и является первымшагом к разрешению проблемы. Особенно важным вопросом для одиноких людей можетбыть самообвинение — виноват ли я сам в том, что одинок?
Личностные объяснения одиночества.
Личностные объяснения одиночествавключают три взаимосвязанных, но различных элемента. Во-первых, одинокие людиобычно отмечают изначальное событие, приведшее их к одиночеству, например,разрыв любовных отношений. Во-вторых, пытаясь объяснить устойчивость состояниясвоего одиночества в течение длительного времени и свою неспособностьустановить удовлетворительные социальные связи, люди обращаются к постояннымпричинам своего одиночества. Эти причины, как правило, относятся кхарактеристикам личности (например, стеснительности) или ситуации (например,окружению, в котором трудно встретить новых людей). Наконец, у одиноких людей,как правило, есть определенное представление о характере изменений в ихсоциальных взаимосвязях, которые облегчили бы их одиночество. Эти предвидимыерешения могут заключаться в новых знакомствах или большей интимностисуществующих взаимоотношений. Главное внимание в исследовании объясненийодиночества было сосредоточено на объяснении постоянных причин одиночества.
Следствия причинных атрибутов.
Объяснения одиночества могут иметьважное значение для будущих перспектив личности, ее эмоций и поведения.
Зачастую одиночество изображается спомощью сопутствующего ему пессимизма, беспомощности (замкнутых перспектив).
Одиночество может сопровождатьсяразличными эмоциями. Согласно одному из прогнозов теории объяснений,«внутренние» и «стабильные» объяснения одиночествасвидетельствуют о депрессии
Наконец, причинные объяснения могутвлиять на поведение, ответные реакции одиноких индивидов. Исследования,подтверждающие наличие связи между причинными объяснениями одиночества иреакциями на это состояние, пополняются. Как люди реагируют на одиночество — депрессией или враждебностью, пассивным уходом в него или активной борьбой запреодоление подобного состояния, — это зависит от их собственных объясненийодиночества. Одинокие люди зачастую чувствуют себя никчемными, некомпетентнымии нелюбимыми.
Низкая самооценка как причинаодиночества.
Можно выделить две основные точкизрения на то, каким образом самооценка влияет на одиночество. Согласно первой,причиной одиночества является внутреннее психическое самоотчуждение. Сторонникивторой точки зрения считают, что низкая самооценка сопровождается системойустановок и поведением, которые затрудняют удовлетворительное социальноевзаимодействие и, таким образом, создают предпосылки для одиночества.
Одиночество как причина низкойсамооценки
Одиночество, в особенности когда этоглубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности.Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, еслиодиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Далее,если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей — приразводе или вдовстве, — у индивида формируется новое самовосприятие — новое«социальное „Я“, замещающее прежнее утраченное.
Одиночество как результат неудачи вобщении
Не иметь любимого, друзей или семьи — значит потерпеть неудачу, по мнению общества, а зачастую и по собственномумнению (Gordon, 1976). Милнер писал: „Сказать: “Я одинок» — значит признать, что ты, по существу, неполноценен, что ты никем не любим"(Milner, 1975). Отсутствие социальных взаимосвязей не только личное несчастье,но и социальная проблема. В соответствии со стереотипами люди, живущиеобособлено, — это «одинокие неудачники», холодные, недружелюбные инепривлекательные (Parmelee & Werner, 1978). Человеку всегда неловко бытьединственным «одиночкой» на вечеринке, где все парами, обедать одномув ресторане или пойти в кино в одиночку. В любой общинной культуре недостатокдрузей или партнера считается социальной неудачей. Менее очевидно, но не менееважно и то, что наличие неудовлетворительных взаимоотношений — неудачный бракили неестественная дружба — также может рассматриваться как социальная неудача.
Когда-то Уильям Джемс представилсамооценку в виде «дроби, где в знаменателе — наши претензии, а вчислителе — наш успех; таким образом, самооценка = успех / претензии»(James, 1908). Это и ему подобные, основывающиеся на диссонансе определениясамооценок ( Cohen, 1959; Wells & Marwell, 1976) подчеркивают соотношение междуличными идеалами людей, или ожиданиями, и их осуществлением. Итак, ощущениенедостатка в общении может вызвать переживание одиночества и понизить чувствособственного достоинства. Одиночество и низкая самооценка тесно взаимосвязаны.
Отсутствие близкой привязанности вдетстве
Утрата значимых взаимоотношенийтяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно серьезныпо своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн (Shaver & Rubenstein, 1980) утверждали, что лишенные тесной привязанности кродителям дети выстраивают такие модели социального мира и собственного«Я», которые губительным образом сказываются на их самооценке идальнейшем приспособлении (социализации). Шейвер и Рубинстайн предположили, чтодети склонны обвинять себя в потере одного из родителей, особенно если этапотеря — результат развода, а не смерти. Уровень сознательной зрелости ребенкав момент развода может быть критическим. Маленькие дети, подверженныеэгоцентризму, более всего склоняются к мысли, что именно они стали причинойразвода. В результате, как считают Шейвер и Рубинстайн, снижается их самооценкаи утверждается пессимистическое отношение к социальным взаимосвязям, котороетрудно преодолеть. Будучи уже взрослыми, такие индивиды подвергаются особомуриску одиночества и продолжают обвинять себя в собственных социальныхзатруднениях. Таким образом, ранняя потеря привязанности оставляет в наследствоодиночество и низкую самооценку.
Чувства, которые ассоциируются содиночеством
 

Факторный анализ эмоциональныхсостояний одинокого человекаФактор 1: отчаяние Фактор 2: депрессия Фактор 3: невыносимая скука Фактор 4: самоуничижение Отчаяние Тоска Нетерпеливость Ощущение собственной непривлекательности Паника Подавленность Скука Никчемность Беспомощность Опустошенность Желание к перемене мест Ощущение собственной глупости Напуганность Изолированность Скованность Застенчивость Утрата надежды Жалость к себе Раздражительность Незащищенность Покинутость Меланхолия Неспособность взять себя в руки Ранимость
Отчужденность
Тоска по конкретному человеку
 
Факторный анализ причин одиночестваФактор 1: свобода от привязанностей Фактор 2: отчужденность Фактор 3: уединенность Фактор 4: вынужденная изоляция Фактор 5: перемена места Отсутствие супруга Чувствую себя белой вороной Прихожу домой в пустой дом Привязанность к дому Пребывание вдали от дома Отсутствие сексуального партнера Непонимание со стороны других Всеми покинут Прикован к постели Новое место работы или учебы Разрыв отношений с супругом или любимым человеком Никчемность Отсутствие средств передвижения Слишком частые переезды Отсутствие близких друзей Частые разъезды
 
Факторный анализ реакций наодиночествоФактор 1: Фактор 2: Фактор 3: Фактор 4: Плачу Учусь или работаю Транжирю деньги Звоню другу Сплю Пишу Делаю покупки Иду к кому-нибудь в гости Сижу и размышляю Слушаю музыку Ничего не делаю Делаю зарядку Переедаю Гуляю Принимаю транквилизаторы Занимаюсь любимым делом Смотрю телевизор Хожу в кино Пью или отключаюсь Читаю, музицирую
1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людейпожилого возраста. Доля людей пожилого и старческого возраста в общейчисленности населения России за последние годы значительно выросла и сегоднясоставляет примерно 23%. В США уже 30% населения – старики. Мировой стандартсоставляет 7% пожилого населения от общей численности населения. Ученые,занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашейстране будет продолжаться еще не одно десятилетие. Средний возраст населениястановится все выше, а численность детей, подростков и молодых людейсокращается, что квалифицируется уже как «демографическая революция».Следовательно, количество одиноких пожилых людей будет только расти.Социологические опросы, проведенные в России в последние годы, показали, чтожалобы на одиночество у старых людей занимают первое место. У лиц старше 70 летэтот показатель достигает 99-100%, в то время как, по данным А.Г. Симакова, в общейчисленности старых людей доля одиноких невелика — 6,2%. В некоторых регионахчисленность одиноких пожилых людей достигает уже 30% от общего числа пожилых. [3]
По данным ООН Россия занимает сегодняодно из последних мест в мире по показателю естественного прироста населения ивходит в десятку стран с самой низкой рождаемостью и высокой смертностью,исходя из этого, социологи прогнозируют дальнейшее снижение долитрудоспособного возраста и увеличения доли лиц предпенсионного и пенсионноговозрастов. Наша страна занимает последнее место в Европе по продолжительностижизни. В России сложился невиданный для мирного времени «новый» типвоспроизводства населения: «сверхвысокая смертность – сверхнизкаярождаемость». По прогнозам ООН к 2050 году численность населения в Россиисократиться на 50 млн. человек (будет 104,3 млн. человек, причем 102,7 млн.человек была численность населения в 1950 году, когда Россия была в составеСССР), наша страна будет занимать семнадцатое место, хотя в 2000 году оназанимала шестое. Встанет остро проблема приспособления пожилых к новомусоциальному статусу, проблема существования данной категории людей безродственников, а значит — острее будет ощущаться проблема одиночества людейпожилого возраста. Это увеличит нагрузку на социальные статьи бюджета и, вконечном счете, станет причиной снижения темпов экономического инаучно-технического развития. На данный момент, в науке мало изучены вопросы,касающиеся людей пожилого возраста, большинство исследований посвящены детям,юношам, периоду зрелости. Однако проблема одиночества, по мнению многих ученых,во всех возрастных категориях считается потенциальным источником стресса ипричиной индивидуальных трагедий во всей сложности. Кроме того, общаясоциальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологийпомощи одиноким или рискующим остаться одинокими людям превращает одиночество вего российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.
Пожилой возраст, как период жизнилюдей вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы,так и вопросы социального и личного быта общества и психологические трудностиадаптации в пенсионном возрасте. В этот период перед пожилыми людьми возникаетмного проблем, так как пожилые люди относятся к категории«маломобильного» населения и являются наименее защищенной, социальноуязвимой частью общества. Следует также признать, что большая группа нашихграждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательнойматериальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинствесвоем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжаютработать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало).Пенсионеры имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Этосвязано, прежде всего, с дефектами и физического состояния, вызванногозаболеваниями с пониженной двигательной активностью. Особенно эта проблемакасается одиноких пожилых женщин и мужчин, которым ждать помощи остается толькоот государства.[4]
Кроме этого социальная незащищенностьпожилых людей связана с потерей родственных контактов: умирает супруг, взрослыедети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональнойпотребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматьсясобственными проблемами и взаимоотношениями. «В 1992-93гг. средняяпродолжительность жизни у мужчин была 59 лет и у женщин 78,7 года, в 2002 годуэти цифры уже снизились до 58,2 у мужчин и 71,6 у женщин». К 2008 годуученые прогнозируют, что у мужчин упадет до 57 лет, у женщин – до 72 лет. Поэтому основному показателю состояния качества жизни Россия оказалась на последнемместе в Европе для мужчин и на одном из последних мест для женщин. Это такжеозначает, что среднестатистический мужчина не сможет дожить до пенсионноговозраста, следовательно, тенденция по сокращению продолжительности жизниприводит, и будет приводить к тому, что среди лиц пожилого возраста многоодиноких женщин и их число будет только расти. Эти данные говорят и онеобходимости менять пенсионное законодательство. В Японии, в стране, уровень ипродолжительность жизни которой несравнимы с нашими, сверхнизкая рождаемостьуже вынудила правительство пойти на увеличение пенсионного возраста до 70 лет.Для нашей страны – это еще большая проблема: что толку увеличивать пенсионныйвозраст, если мы до него просто не доживем. Ученые выделяют ряд причин, по которымпродолжительность жизни в России будет только снижаться: кризисные явления вобществе, несбалансированное питание, отсутствие физической культуры,пренебрежение к своему здоровью и вредные стереотипы поведения (алкоголизм,наркомания). Увеличивается алкоголизм среди пожилых людей. «За 10 лет(1992-2000гг) количество людей, страдающих от наркотиков, увеличилось в 8,8раза (около 3 млн. человек)». Это означает, что огромная армия родителейеще потеряет своих детей. Тенденция к однодетной семьи также увеличивает рискостаться в одиночестве родителям на склоне своих лет.
Однако наличие родственников еще неявляется страховкой от одинокого существования, многие пожилые люди проживаютвместе с родственниками, но должной эмоциональной, материальной, социальнойподдержки не ощущают.
Одиночество и депривация пожилыхлюдей усиливаются и отчужденностью от более молодых поколений. Раньшепрестарелые, включенные в сеть тесных и многогранных семейно – родственныхвзаимосвязей, чувствовали себя востребованными в своей семье, не одиноко, вносянезаменимый вклад в процесс социализации подрастающего поколения и социальногоконтроля нам ним. Сейчас происходит очень интересная ситуация в России: насмену демографически молодому обществу, где общественный авторитет и властьпринадлежали старшему поколения, пришло демографически старое общество сдоминирующим положением молодежи. Потеря социального статуса усугубляетсяпсихологической проблемой одиночества стариков. Ряд исследований, раскрывающихсоциальные, геронтологические, психологические особенности людей пожилоговозраста (К. Висьневска-Рошковский, В. Климова, Н. Дементьева, Ф. Углова),показывают определенный интерес к этой малоизученной проблеме. Исследования,проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночествасреди пожилых людей, которые проживали с родственниками, чем среди другихпожилых, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями илисоседями оказывают больше влияние на внутреннее благополучие пожилых людей, чемконтакты с родственниками. Контакты с друзьями и соседями снижали их чувствоодиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебяуважают и другие.[5]
В этом возрасте часто появляются ужепсихические расстройства, которые формируют их отношение к обществу и могутзатруднять адекватный контакт с ним. Психические проблемы возникают при разрывепривычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступленииодиночества, при заострении характерологических особенностей в результатеразвития склеротического процесса. Все это ведет к возникновениюэмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, взначительной степени объясняется социально- психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективным существованием, ощущениемоторванности от жизни. Одиночество же, будь то физическое или эмоциональное,только усиливает эти негативные процессы, вплоть до проявления девиантногоповедения (пьянство, суицидальные попытки и т.д.).
Возникает еще одна социальнаяпроблема, когда мы начинаем оценивать значения пожилого возраста как возрастажизни и здесь уже большое значение приобретают социальные стереотипы. Какуказывает Т.В. Карсаевская, в обществе к пожилым людям относятся двояко:негативно и позитивно. Первое имеет место при сравнении старости с живоймогилой, второе – при оценки этого возраста как желанного периода опыта имудрости. Негативные установки по отношению к пожилым и старым людям оказываютсущественное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояниездоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе. Обществоискусственно обрекает этих людей на одиночество, как бы говоря: " Ну что свас взять, что вы теперь можете делать?". По данным отечественныхисследователей в возрасте 65-75 лет возможно возникновение суицидоопасныхвозрастных депрессией, а пожилых старше 75 лет постоянно преследует мысль –уйти из жизни самому. Многочисленные самоубийства стариков в западных странахявляются несомненным доказательством существования современной геронтофобии(уничтожение стариков), только нанесение смертельного удара оставляется самомустарику. Сегодняшний геронтофоб заслуживает большего осуждения, чем егопредшественник из эпохи палеолита: тот мог в свое оправдание сказать, чтодействует в соответствии с обычаем, современному же геронтофобу нет оправдания.А.Сови видит в геронтофобии явление в высшей степени небезопасное. Он считает,что при определенных условиях, которые сегодня трудно предугадать, молодежьможет счесть старых людей балластом и настаивать на их физическом уничтожении.
Пожилые люди все больше становятсяневостребованными, поэтому с человеческой, гуманистической позиции большоезначение приобретают признание общественной ценности пожилых людей какносителей традиций и культурного наследия наций, пропаганда современных научныхзнаний о социальной активности поздних лет жизни, о путях достижения«благополучного» старения. Сегодня российское общество находится всостоянии аномии – исчезли единые цели, ценности, многие дезориентированы,потеряли уверенность в будущем, а ведь пожилые люди – это большой резервтрадиций и непроходящих ценностей. Восстановить нравственность общества поможетсвязь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщегомилосердия и благоразумия. Носителями и хранителями этих ценностей являетсяпоколение пожилых людей, прошедших вместе со страной сложный путь развития,войн, смены руководства и приоритетов. С этой точки зрения очень важно необрекать пожилых людей на физическое или эмоциональное одиночество, неизолировать их с «устаревшими понятиями жизни», а наоборот, найтиновые формы к сотрудничеству.
Пожилым людям свойственно обладатьмногими качествами, но есть одно, которого нет и не может быть у другихпоколений. Это – мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость,свойственная пожившему достаточно на этой земле человеку, может явитьсямощнейшим стимулом и фактором развития общества. Ведь мудрость – это не толькоэкономика, это и политика, и этика, и нравственность. Это новое качествосоциального развития – единства развития общества и развития самого человека. [6]
Как видите актуальность этой проблемыналицо. Закрыть глаза на все возрастающую с каждым годом проблему мы не можем,хотя бы по одной только причине: все мы не вечны, и участь жизни пожилогочеловека нас всех ждет неминуемо. Если мы хотим, чтобы наше существование былодругим в будущем, если мы хотим продолжать активную, деятельную жизнь и быть«на плаву» в этом мире и не позволять обрекать себя на одиночество,будь то социальное или физическое, то шаги реальных действий необходимопредпринимать уже сейчас. Старость для нас должна стать дальнейшим этапомреализации наших стремлений, удовлетворения потребности быть значимыми исамостоятельными людьми.

Глава II. Социализация личности и проблемы одиночества
 
2.1 Социальный статус пожилого человека
В отечественной социологической литературепенсионеров обычно рассматривают как большую общественную, социальную или социально-демографическуюгруппу, причем иногда эти определения объединяются. Одни авторы считают ихсоциальной группой непроизводственного характера: хотя они не участвуют непосредственнов общественном производстве, но в системе разносторонней общественнойдеятельности занимают важное место. Другие утверждают, что пенсионеры прежде всегосоциально-демографическая группа. В качестве демографической, более точно, возрастнойгруппы, следует рассматривать только пенсионеров по старости.
Пенсионером по старости может быть изрелый и пожилой, и старый, и престарелый человек. Говоря о пенсионерах постарости, можно относить их в целом к людям, находящимся на поздних этапахжизненного цикла. Только этим, более широком смысле они являются демографической(возрастной) группой.
Главным признаком, объединяющим людейв группу пенсионеров, является не возрастной, а сугубо социальный признак — получение пенсии, как основного и постоянного источника средств существования.[7]
Социальный статус пенсионеров постарости связан прежде всего с природой получаемой ими пенсии, котораятрактуется специалистами по разному. Одно считают, что пенсия по старости –определенное вознаграждение за предшествующий труд, признание заслуг перед обществом,оплата заслуженного отдыха. Другие -пенсия по старости является компенсацией заработкаутраченного при наступлении нетрудоспособности, вызванной старостью.
Многие пенсионеры по старостисохраняют частичную или даже полную трудоспособность, но тем не менее, пенсияим выплачивается, как и тем, которые вследствие наступления старости оказалисьполностью нетрудоспособными.
Часть людей пенсионного возраста продолжаютработать. Их социальный статус определяется участием в общественномпроизводстве и основным источником средств существования для них являетсяоплата за труд.
Следовательно, такие признаки, как занятостьв общественном производстве, наличие юридически оформленного пенсионного статуса,степень фактической трудоспособности и источник средств существования, необходимоучитывать при выделении типологических групп пенсионеров.
Говорить о пенсионерах по старости,как об однородной в целом возрастной группе, не совсем верно, среди пенсионеровимеются едва вступившие в пенсионный возраст, престарелые и долгожители.
Период, после выхода на пенсию, длительный,он составляет с среднем примерно 16 лет у мужчин и 24 года у женщин. Измененияв это время жизни, причем не только биологические, но и социальные, ипсихологические, происходят значительно быстрее, чем в среднем возрасте.Существенно разделение пенсионеров и по полу: пенсионный возраст у женщин напять лет ниже, а средняя продолжительность предстоящей, после выхода на пенсиюжизни в полтора раза больше, чем у мужчин.
Имеются большие колебания и в уровне материальногообеспечения, как между неработающими пенсионерами и занятыми в общественном производстве,так и между отдельными группами самих неработающих пенсионеров. Главным фактором,обуславливающим последние различия является величина заработной платы идоходов, получаемых работником до выхода на пенсию. Не вызывает сомнения, что практическиемероприятия, касающиеся населения пенсионного возраста не могут опираться на представленияо некоемом среднем пенсионере, пенсионере вообще.
Проводя такие мероприятия, следуетсчитаться с фактором чрезвычайной неоднородности пенсионеров психосоматической,демографической, социальной и экономической. В противном случае, социальное иэкономическое нововведение может улучшить положение одних пенсионеров, носовершенно не затронуть или даже ухудшить положение других. Пенсионеры по старости,представляют собой, ту часть населения, которая представляет повышенные требованияк системам социального обеспечения, обслуживания и здравоохранения и в оченьбольшой степени зависит от них.[8]
Это обстоятельство должно учитыватьсяв социальной политике в первую очередь. Но в тоже время необходимо создавать предпосылкидля полноценного социального функционирования тех групп пенсионеров, которые имеютвозможность и желание вести активную деятельность в различных сферах общественнойжизни. Таков социальный статус пожилого человека.
2.2 Социальная работа и социальная политика в отношении пожилых
 
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь».Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуетсявозрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональныхвозможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, чтозачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социальногоокружения.
Проблемы социальной защиты пожилых людейстановятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы иметоды социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальнойзащиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.
В старости у людей редко вырабатываетсяновая жизненная позиция. Часто жизненная позиция зрелого возраста к старости обостряетсяпод влиянием новых обстоятельств. Знание особенностей поведения,психологических и эмоциональных черт необходимо социальным работникам, чтобы принятьих душевное, физическое и психологическое состояние. Перечислим некоторые характерныепризнаки поведения пожилого человека, которые важно предвидеть при общении.
Главное — не попасть в ситуациюодиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальныеконтакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; ненастраивать себя на ожидание несчастья. Личностно- бытовой уход за собой, за близкимилюдьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилогочеловека.
Не проникаться жалостью к себе. Лучшеотдавать силы и время другим людям.
Очень тяжелое состояние пожилых людей- безнадежность и отчаяние. Важно у таких лиц формировать установку: жизнь продолжается,пусть с трудностями, болезнями, лишениями, но продолжается и надо житьсегодняшним днем и радоваться имеющемуся.
Практика показывает, что существуют различныекатегории пожилых людей:
— не нуждающиеся в помощи;
— частично утратившиетрудоспособность;
— нуждающиеся в обслуживании;
— требующие ухода.
В зависимости от принадлежности к тойили иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираютсяметоды и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы спожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиентатаким каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентностьсоциального работника заключается в знаниях геронтологических и психологическихособенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальнойи профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшееокружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов даютвозможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотноопределить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформировананадежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.[9]
Для этого используются различные приемы:выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформитьнеобходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядокв комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим — новыйслуховой аппарат, — пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву,вязанию, цветоводству и т.д.)
Интерес к личности пожилого клиента, акцентнадо ставить на нужность и полезность его опыта, вызывает подъем энергии у такогочеловека и могут быть полезными для окружающих, особенно подростков и молодыхлюдей.
В социальной работе с пожилыми следуетруководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезьв чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пустьих окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.
Важной установкой в работе с пожилымилюдьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта.Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации,самоподдержке, самозащите.
Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом дляулучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста».Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен
нейтральный стиль общения, пока ненайден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанностьв интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости,суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожиломуклиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча — беседа с пожилым человекоминдивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразноучитывать в практической деятельности, определить выбор места для приемапожилого человека.
Идеальный вариант — клиент садитсяспиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобывидеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность,мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательностьи заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости изаигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторыеприемы аттракции (расположения клиента к себе).
Контакт становится оптимальным, если социальныйработник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица,спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имении отчеству, тем самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение.Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилогочеловека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.
Существенной стороной общениясоциального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия другдруга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе болееглубокого взаимоотношения.
Часто пожилой клиент излишне застенчивв своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать,поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить своипросьбы.
Положительно действует обращение социального работника кклиенту: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?», но если клиент растерян,его можно подбодрить репликами: «Слушаю Вас, Иван Дмитриевич», «какие у Васпроблемы?» и т.д. Социальный работник должен обладать такими коммуникативными качествамикак наблюдательность, эмпатия, умение слушать и «строить» диалог. Не следует советовать,указывать, делать назидания. Эти меры не располагают к откровенности идоверительности.
В последние годы созданы социальные надомныеслужбы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать своюжизнедеятельность.
Занятые здесь социальные работники должнывладеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологическиеособенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следуетопределить и учитывать тапы личности пожилого человека: семейный, творческаяличность, религиозный, больной и увлекающийся своими болезнями и др. при встречежелательно не иметь о клиенте дополнительной, особенно негативной информации,чтобы не создавать предвзятую установку об этом человеке. Но знать имя, отчествои фамилию, наличие родственников и другие объективные характеристики нужно,чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим уклиента.[10]
Мир пожилых людей своеобразен. К немупридет большинство людей нашего общества.
Здесь существуют свои критерии, своиоценки, свои законы.
Помочь пожилому человеку сегодня — это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».
Социальная служба принимает все необходимыемеры для повышения благосостояния народа и в первую очередь лиц пожилого возраста.
При оказании помощи одиноким необходимоучитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальноеокружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскомувмешательству для оказания помощи одиноким.
Помощь одиноким людям иногда должнасостоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.
В решении проблемы одиночества важноезначение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым.Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских,юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимыхусловий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В целом по России около полуторамиллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. Поданным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, вкоторых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляютдо 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различныхвидах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются вмедико-социальной помощи, около 80% — в услугах социально-бытового назначения.
Тенденции к прогрессирующему нарастаниюодиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряютэту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не толькомедиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
В настоящее время положение граждан старшегопоколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительноесостояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состояниюматериальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возрастав социальной помощи и поддержке.
Поэтому приоритетные направления государственнойполитики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую перспективу должныбыть ориентированы на:
обеспечение установленных законодательствомРоссийской Федерации и Республики Татарстан экономических, социальных иправовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшегопоколения;
недопущения дальнейшего снижения уровнядоходов лиц пожилого возраста;
стимулирование социально-экономическойактивности граждан пожилого возраста, поощрение занятости, включая организацию профессиональнойподготовки и переподготовки, создание условий для осуществления ими приносящейдоход деятельности, всесторонней реализации внутреннего потенциала;
развитие системы социальногообслуживания населения;
организации и внедрение новых форм ивидов помощи социально незащищенным категориям населения;
обеспечение большей доступности и улучшениякачества медицинской помощи лицам пожилого возраста, организацию и развитие гериатрическойпомощи, расширение профилактического и реабилитационного направлений вмедицинском обслуживании пожилых граждан;
привлечение общественного внимания иформированию благоприятной социо-культурной среды для пожилых членов общества.

Заключение
Проблема одиночества всегда волновала человечество. Впоследнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующиесущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления ивлияние на разные группы людей в разные периоды жизни.
Одиночество – это переживание, вызывающее комплексное илиострое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показываетраскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Проблема одиночества имеет специфические черты в каждомвозрасте, причём приобретает настолько различные особенности, что даже трудноповерить, что это одно и то же явление. У пожилых людей множество своих причиндля переживания чувства одиночества. Среди них: уход на пенсию, потеря близкихи друзей, заботы и поддержки с их стороны, болезни, сужение круга общения либоослабление дружеских связей и сфер деятельности, беднота, спад жизненнойэнергии.
Старение человека — это сложный процесс,в котором биологические факторы тесно связаны с социальными. Среди этих факторов,в том числе психосоциальных, огромное значение приобретает положение стареющегочеловека в обществе, национальная политика государства в организации медицинскойи социальной помощи пожилым людям. Психофизическое состояние пожилого человека вомногом определяется гуманистическим отношением государства, общественных организацийи всех членов общества к ним.
Проблемы, связанные со старостью, старениемнаселения характерны для всех экономически развитых стран. Проблемы этиусугубляются нарастанием экономических трудностей, которые непосредственноотражаются на уровне социальной защиты пожилых людей.
В нашей стране при переходе крыночной экономике в результате снижения уровня жизни расширяется круг лиц,нуждающихся в дополнительной социальной защите. Требует совершенствования ипенсионное законодательство.
В связи с этим на первый план выдвигается необходимостьреформирования пенсионной системы, создавая условия для развития наряду сгосударственным пенсионным обеспечением, негосударственных пенсионных фондов.
Все большая роль отводитсясовершенствованию системы государственного социального страхования с установлениемдополнительных гарантий для пожилых людей.

Список литературы
 
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря1993 г.).
2. Жилищныйкодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (ЖК РФ) (с изм. идоп. от 31 декабря 2005 г.
3. Трудовойкодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изм. идоп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня 2006 г.)
4.Федеральныйзакон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РоссийскойФедерации» (с изм. и доп. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 июня 2006 г.)
5.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29 мая,31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г.)
6.Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 25 июля2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября 2006г.)
7. Введение в социальную работу / под ред. С.В. Тетерского –М: “Академический проект”, 2002 г., 334 с.
8. Все тайны поведения человека / под ред. Д. Куна – СПб:Прайм-Еврознак, 2002 г. – 864 стр.
9. Медико-социальная работа: Введение в профессию / под ред.И.Е. Лукьяновой – М: МГСА, 2002 г. 336 с.
10. Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова – М:“Академия”, 2004 г. – 288 с.
11. Организация работы органов социального обеспечения / подред. А.Н. Савинова – М: “Форум”, 2005 г., 326 с.
12.Правоведение /под ред. Е.В. Магницкой, Е.Н. Евстигнеева – М: Инфра-М, 2001 г.
13. Право /под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинковича – М: Закон и право, Юнити, 1997 г.
14. Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской– М: “Книжный мир”, 1999 г., 411 с.
15. Психология / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского– М: ИЦ “Академия”, 2000 г. – 512 стр.
16. Психология / под ред. Д. Майерса – Мн: ООО “Попурри”,2001 г. – 848 стр.
17. Психология развития / под рел. Г. Крайга – СПб: Питер,2001 г. – 992 стр.
18. Российский статистический ежегодник / Стат. Сб. Росстат.,М: 2007 г., 211 с.
19. Трудовоеправо России / под ред. Р.З. Лившица – М: Инфра-М, 1998 г.
20. Теория, история и методика социальной работы / под ред.П.Д. Павлёнка – М: “Дашков и К”, 2005 г., 560 с.
21. Теория медико-социальной работы / под ред. А.В.Мартыненко – М: МГСА, 2002 г. 243 с.
22. Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г.Студёновой – М: Академический проект, 2005 г., 512 с.
23. Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова –Ростов-на-Дону: 1999 г. 423 с.
24. Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И.Холостовой – М: “Дашков и К”, 2007 г. – 216 с.
25. Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина – М:“Дашков и К”, 2003 г., 321 с.
26. Социальная работа. Введение в профессиональнуюдеятельность / под ред. А.А. Козлова – М: “Логос”, 2004 г., 488 с.
27. Социальная политика / под ред. Е.И. Холостова – М: СТИМГУС, 2000 г., 254 с.
27. Что такое психология / под ред. Ж. Годфруа – М: “Мир”,1999 г. – 496 стр.
28. Экономика и социология труда / под ред. В.В. Адамчука,О.В. Ромашкова – М: 1999 г.
29. Нариньяни А.А. Кто хочет стать пенсионером? / «Московскийбухгалтер», N 7, 2006 г., стр. 11-15


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исторические типы рациональности в социальном познании
Реферат Алексеева Елена Михайловна Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа. Плановых контрольных урок
Реферат История одного парадокса электротехники
Реферат Право на защиту как субьективное гражданское право
Реферат Pascals Triangle Essay Research Paper Blas Pacal
Реферат Особенности и перспективы использования асинхронных двигателей с короткозамкнутым статором и преобразованием числа фаз (АДКСП)
Реферат Финансовое состояние ООО "Спецстроймонтаж"
Реферат Ефективність господарсько-фінансової діяльності підприємства та шляхи її підвищення» (на прикладі ТОВ "Металоіндустрія Плюс")
Реферат Теорія електричних і електронних кіл
Реферат Ання послуг, у тому числі побутових, платникам єдиного податку та/або населенню, виробництво та/або продаж товарів, діяльність у сфері ресторанного господарства
Реферат Анализ эффективного применения различных методов разрешения конфликтов в организации
Реферат Дослідження розвитку Рівненської державної обласної бібліотеки, як центру регіональної інформації
Реферат Цели и задачи в образовании
Реферат «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?
Реферат Специфика ведения бухгалтерского учета в отраслях