Реферат по предмету "Психология"


Рисуночный тест как метод психоанализа

--PAGE_BREAK--Сильные и основательные вертикальные линии свидетельствуют о гордом, полном достоинства характере. Ребенок, использующий преимущественно такие линии, также красноречив, любопытен, резв и весел. Но упаси Бог перечить ему! Ребенок, наполняющий пространство светотенью, имеет, скорее всего, характер зрелый, он эмоционален, умеет размышлять, любит покой, напорист, немного упрям. Заполненность и пустоты, их отношения с пространством, о чем уже говорилось выше, показательны и значимы также для каждой отдельной детали рисунка. Ребенок, который выразительно «обрамляет» все законченные пространства (окна, стены, облака, кроны деревьев и т.д.), стремится обычно к порядку и логике. Но иногда это идет от глухого и неосознанного страха перед пустотой, а не от возможности свободного выбора.

Глава 2. Интерпретация рисунков на примере теста «Дом-Дерево-Человек» 2.1. Тест «Дом-Дерево-Человек» Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г.
Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Материалы. Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: Дом, Дерево, Человек; несколько простых мягких карандашей, ластик. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.
Инструкция. «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».
Как только испытуемый начинает рисовать, включается секундомер (испытуемому не сообщают, что он будет установлен, но и скрыть часы тоже не пытаются). После того как дом нарисован, исследователь просит испытуемого нарисовать дерево, а затем человека — так хорошо, как только он сможет. При этом оговаривают, что человек должен быть нарисован в полный рост. В остальном испытуемого не ограничивают в выборе размеров, образов и типов рисунка.
Запись. Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен записать:
·                   следующие аспекты, касающиеся времени:
·                   интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
·                   длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали);
·                   общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция, и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дом);
·                   последовательность изображения деталей каждого рисунка (дома, дерева и человека), пронумеровывая их. Отклонению от предполагаемой последовательности изображения деталей обычно приписывают определенное значение; необходима точная запись, поскольку упущение таких отклонений может отразиться на оценке рисунка в целом;
·                   все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные испытуемым в процессе рисования, и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые тем не менее могут предоставить много интересной информации об испытуемом;
·                   любую эмоцию (самую незначительную) испытуемого в процессе выполнения теста. Затем нужно связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью, Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоции, и они должны быть записаны.
Пострисуночный опрос
Пострисуночный опрос создает благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки ДОМА, ДЕРЕВА и ЧЕЛОВЕКА, мог отразить свои чувства, отношения, потребности и т.п., а также предоставляет исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.
Исследователь обращается к испытуемому: «Сейчас я задам вам ряд вопросов, касающихся ваших рисунков».
Вопросы для рисунка ЧЕЛОВЕКА:
o        Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
o        Сколько ему (ей) лет?
o        Кто он?
o        Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
o        О ком вы думали, когда рисовали?
o        Что он делает? (И где он в это время находится?)
o        О чем он думает?
o        Что он чувствует?
o        О чем вас заставляет думать нарисованный человек?
o        Кого вам напоминает этот человек?
o        Этот человек здоров?
o        Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o        Этот человек счастлив?
o        Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o        Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?
o        Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
o        Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?
o        Кого напоминает вам этот человек? Почему?
o        Чего больше всего хочет этот человек? Почему?
o        Как одет этот человек?
Вопросы для рисунка ДЕРЕВА:
o        Что это за дерево?
o        Где в действительности находится это дерево?
o        Каков приблизительный возраст этого дерева?
o        Это дерево живое?
o        (если испытуемый считает, что дерево живое):
o        Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
o        Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
o        Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
o        Как вы думаете, когда это произошло?
o        (если испытуемый считает, что дерево мертвое):
o        Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?
o        Как вы думаете, когда это произошло?
o        Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину?
o        Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?
o        Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?
o        Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?
o        Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на одном уровне с вами?
o        Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?
o        Есть ли на рисунке ветер?
o        Покажите мне, в каком направлении дует ветер.
o        Расскажите подробнее, что это за ветер.
o        Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?
o        Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?
o        О чем заставляет вас думать это дерево?
o        О чем оно вам напоминает?
o        Это дерево здоровое?
o        Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o        Это дерево сильное?
o        Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
o        Кого вам напоминает это дерево? Почему?
o        В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?
o        Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?
Вопросы для рисунка ДОМА:
·                   Сколько этажей у этого дома?
·                   Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
·                   Это ваш дом? (Если нет, то чей?)
·                   Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?
·                   Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?
·                   Если бы этот дом был вашим и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:
·                   Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?
·                   С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?
·                   Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?
·                   Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?
·                   О чем вас заставляет думать этот дом?
·                   О чем он вам напоминает?
·                   Этот дом приветливый, дружелюбный?
·                   Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?
·                   Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?
·                   Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?
·                   О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?
·                   В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?
·                   Для чего нужна труба на крыше?
·                   Куда ведет эта дорожка?
·                   Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?
2.2 Интерпретация теста «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» Каждый объект (дом, дерево, человек), нарисованный отдельно или в композиции, следует рассматривать как автопортрет, поскольку каждый испытуемый изображает его с некими особенностями, имеющими для него по каким-либо причинам существенное значение, причем эти особенности имеют реальную подоплеку, отличную от того, что могут говорить об этом испытуемые.
Процесс интерпретации заключается в последовательном анализе следующих групп элементов:
·                   детали;
·                   пропорции;
·                   перспектива;
·                   время;
·                   качество линий;
·                   самокритичность;
·                   комментарии.
Исследователь должен иметь в виду, что тот или иной элемент в одной конфигурации может иметь значение, полностью отличающееся от присвоенного ему значения в другой конфигурации, а также и то, что он может иметь больше одного значения.
Считается, что детали рисунка символизируют собой то, насколько испытуемый ориентируется в различных ситуациях повседневной жизни и его интерес к ним. Исследователь должен выяснить глубину этого интереса, насколько реалистичен его взгляд на жизнь, субъективное значение, которое он приписывает жизненным ситуациям, и способ организации повседневной жизни в целом.
Внимание уделяется следующим критериям:
·                   Количество;
·                   Уместность;
·                   Акцентирование;
·                   Последовательность деталей;
·                   Эротические проявления;
·                   Согласованность;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Классификация и техническая реализация основных устройств ЭВМ
Реферат Нормирование труда и его роль в организации заработной платы
Реферат Повышение конкурентоспособности товара на основе маркетингового подхода на примере ОАО БАТЭ
Реферат Административная процедура №18. 9
Реферат Одна наука – один мир?
Реферат Справочник юриста по семейному праву
Реферат А.М. Горчаков - выдающийся дипломат XIX века
Реферат Какие информационные технологии способствовали развитию грузино-южноосетинского конфликта
Реферат Controversy Over Genetic Engineering Essay Research Paper
Реферат Joe Essay Research Paper aggressionPleasure sports are
Реферат Автомобильные фары. Устройство и принцип работы
Реферат Петр I освещение его деятельности в работах В.Ключевского
Реферат Предпринимательство в экономике современной России виды организационно правовые формы проблемы и
Реферат Характеристика технологического оборудования поточной линии производства сухого обезжиренного молока
Реферат Нетрадиционные источники энергии и их влияние на окружающую среду