Реферат по предмету "Психология"


Разработка тренинга психоэмоциональной устойчивости "Прививка против страха"

«Если хотите ничего не бояться,вспомните, что бояться можно решительно всего»
Луций Анней Сенека Младший.
Введение
В своемпервом значении страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозыбиологическому или социальному существованию человека и направленная наисточник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служитпредупреждением о грозящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ееисточнике, побуждает искать пути выхода из опасной ситуации. Именно поэтомустрах полезен. Страх как реакция на угрозу или опасность обоснован иестественен. Это неотделимая часть человеческого естества. Абсолютноеотсутствие страха — болезнь, психическое расстройство [1].
Человек, вотличие от животных, умеет бояться заранее. Человеческий страх — это еще исостояние ожидания опасности. В отличие от боли и других видов страдания,вызываемых реальным действием опасных факторов, страх возникает при ихпредвосхищении. В зависимости от характера угрозы, интенсивность этогопереживания варьируется в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь,испуг, ужас. Если источник опасности неосознан, возникающее состояниеназывается тревогой.
Однако, когдатревога усиливается при попадании в различные социальные ситуации,взаимодействии с другими людьми, возникает стабильность такого негативного состояния.Тогда можно говорить о возникновении страха. Страх оказывается настолькосильным, что мешает развитию нормальной жизни человека. Человек понимаетиррациональность своих страхов, но тем не менее, чувствует огромное напряжениепри попадании в ситуации, которых он бояться, и поэтому старается избежать ихлюбыми способами. Со временем, он начинает избегать любых социальных ситуаций.
Нарастаниестраха чаще всего сопровождается сопутствующими расстройствами: паническимиатаками, депрессией и как более стабильное негативное состояние – в фобии,расстройство личности [2].
Поэтому такважно исследовать возможности психоэмоциональной устойчивости и управления иконтроля страхом
Цель исследования: Разработка тренингапсихоэмоциональной устойчивости «Прививка против страха»
Объектисследования: основные видыстрахов .
Предметисследования: психологическийтренинг каксредство управления и коррекции основных видов страхов.
Гипотезаисследования: психологическийтренинг являетсяэффективным средством управления и коррекции основных видов страхов.
Для достиженияпоставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определеныследующие задания:
1.Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемойпроблеме.
2. Исследовать основные виды страхов, их особенности проявленияпсихологическом ифизиологическои уровнях.
3. Разработать и провести психологический тренин, направленный на снижение уровня основных страхов.
Методыисследования:
1. Аналитический.
2. Тестирование.
3. Эксперимент
4. Наблюдения.

Глава I.Природа страха
Страх тысячелетиямисопровождал человека, отчасти менялись только некоторые его сюжеты. Человекперестал бояться гнева всемогущего Бога Ра, и небесных кар, идущих отримско-греческого пантеона богов, нерасположения грозных Одина и Перуна. Меньшестал бояться домовых, чертей и приведений, но их место заняли зомби,психотронное воздействие и коварные пришельцы их космоса. Братья Вайнеры писалив замечательной повести «Лекарство против страха». «Мы все предрасположены кэтой болезни – естественная реакция наших далеких предков на окружающий мир,таинственный, опасный, непонятный! Мы несем её в своих генах. Но одни воюют сострахом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно.Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему бытьсчастливым только одно – страх».
Такимобразом, тема страха оказывает гораздо большее влияние на нашу жизнь, чем этокажется на первый взгляд.
Поэтому такважно исследовать это явление, найти способы им управлять, чтобы освободитьсознание от страха, мешающее жить счастливо. Ведь люди чувствительны не столькок разумности, сколько к устойчивости.
1.1 Страх и тревога
Страх и тревога,по мнению одних авторов, имеют лишь количественные различия, а, по мнениюдругих, отличаются принципиально, как по своим механизмам, так и по способуреализации. М. Литвак считает, что «тревога - это эмоция, возникающаяпри общей оценке ситуации, как неблагоприятной Если источниктревоги ликвидировать не по силам, тревога переходит в страх. Таким образом,страх — это результат тревоги имышления» [7].
Ряд исследователей [8-11] рассматриваютсиндромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния,различающиеся по ряду диагностических критериев. Так, тревога являетсякратковременным расстройством продолжительностью в несколько часов, тогда какстрах характеризуется большей стойкостью (дни, недели). Тревога связана сналичием мнимоугрожающего объекта, а для страха характерно отсутствие такового.Если в клинике тревожного синдрома чаще встречаются изолированные фобии(танатофобия, клаустрофобия и др.), то синдром страха отличается наличиемфобофобии. Так, если рассмотреть критерий длительности этих состояний, то,согласно современным представлениям, тревожные расстройства, колеблясь в своейинтенсивности, могут продолжаться месяцы и годы (обсессивно -компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство), арасстройство в виде генерализованной тревожности нередко сопровождает больногов течении всей жизни. Длительность состояний страха обусловлена ведущим типомрасстройства: так, при описании невроза страха З. Фрейд [12] указывает на необыкновенную его устойчивость убольных в течении многих лет, А. Свядощ [2] ограничивает длительность невроза страха до 1 - 6 месяцев. Если жерассматривать синдром страха при фобиях, то продолжительность его составляет от1-2 месяцев до нескольких лет [13].Состояние страха при панических приступах длится до 1 часа [14]. Взгляды авторов расходятся и относительнопредметно - смыслового содержания тревоги и страха. Например, А. Свядощ [2] подчеркивает, что для страхахарактерна бессодержательность или изменчивость фабулы. Однако, большинство авторовпридерживаются прямо противоположной точки зрения, рассматривая тревогу какреакцию на неопределенный, часто неизвестный сигнал, а страх как ответ наконкретный сигнал опасности [14,15].
Большинствоавторов полагают, что между тревогой и страхом имеется ряд принципиальныхразличий, причем последний нельзя свести к «осмысленной тревоге». Согласномнению А. Захарова [15] различия между этимиэмоциями достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психическихпроявлений. Опираясь на взгляды последнего автора, можно составить следующую таблицу дифференциальнойдиагностики страха и тревоги [16]:ПРИЗНАК ТРЕВОГА СТРАХ Отношение к опасности Сигнал опасности Ответ на опасность Временные особенности Возникает до наступления опасности Возникает во время наступления опасности Действие на психику Возбуждающее Тормозящее Характер стимулов, вызывающих эмоцию Неопределенный, абстрактный характер Определенный, конкретный характер Направление во времени Проецирована в будущее Источником является прошлый травмирующий опыт Роль мыслительных процессов в формировании психических ощущений Иррациональный феномен Рациональный феномен Локализация в коре Левое полушарие Правое полушарие Форма реагирования Социально-обусловленная
Инстинктивно-
обусловленная
Тревогапредставляет собой расплывчатый, длительный и смутный страх по поводу будущихсобытий. Она возникает в ситуациях, когда еще нет (а может быть и не будет!)реальной опасности для человека, но он ждет ее, причем пока не представляет,как с ней справится, какбы комбинация из нескольких эмоций – страха,печали, стыда и чувства вины.
Для тревоги (идля многих форм страха) в большинстве случаев характерен следующий ход мысли:человек находит в своем прошлом или из окружающей жизни примеры неблагоприятныхили опасных событий, а затем проецирует этот опыт в свое будущее: Например,человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусаласобака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Илиоднажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа,он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя. При этом человекможет испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним,а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад,узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывалисильный страх заболеть ею.
Иногда подобныймеханизм образования приводит к возникновению абсурдных страхов, которые, темне менее, оказывают очень сильное негативное влияние на психику человека.Многие люди не могут спать от страха, посмотрев на ночь триллер или фильмужасов про вампиров. При этом они понимают, что фильм был всего лишь плодомвоображения сценариста и режиссера, а колдуны, вампиры, привидения илипришельцы из космоса были результатом компьютерной графики или искусной игрызагримированных актеров, но … люди все равно боятся!
1.2 Психологические причины страха
Нашевосприятие мира не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людейи факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие рамки, шаблоны, фильтры,стереотипы восприятия, которые прихотливо и разнообразно искажают реальностьдля каждого из нас.
Этупредвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия психологиобозначают термином «установка» [16].
В оченьмногих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, призрелом размышлении и пристальном рассмотрении, оказывается, — сработалаустановка на восприятие.
И тогдапрепятствиями на нашем пути оказываются, как правило, неуверенность в своихсилах, боязнь критики, отсутствие должной решимости.
В результатечеловек сплошь и рядом не берется за решение задачи на преодоление страха.
Страх стал длямногих постоянным спутником, они уже не могут представить себе жизнь безстраха. Самые частые известные внешние причины страха – неудача,бессмысленность, отрицание, война и одиночество. Но это лишь пусковые механизмыстраха. Подлинные причины всегда заключаются в собственной личности, вподсознании, в древних психоаналитических «комплексах», мышлении,создающем ложные связи между событиями прошлого и принимающем их за основубытия. Расширяется сознание в данной сфере – и страх обыкновенно исчезает.
— Опасность. Опасность может быть какпрямая – группа хулиганов в подворотне, так и косвенная – ожидание любыхнегативных последствий для себя и своих близких.
— Неопределенность.Пожалуй, одна из наиболее распространенных причин возникновения страха, когдачеловек просто не знает чего ждать и это начинает его пугать.
— Внутреннийдиалог с самим собой. Тоже распространенная причина появления страха у человека. Вызванасклонностью человека драматизировать реальность и негативным настроем.
Рассмотрим этипричины более подробно
Страх опасности – это вполне нормальнаяреакция организма на внешний раздражитель, последствия влияния которого наорганизм могут оказаться губительными. В природе этот страх проявляется в видесвоего рода ограничителя. Например, страх обжечься горящим огнем или порезатьсяострым лезвием – это адекватная реакция, поскольку данные действия представляютреальный риск и опасность для человека. Т.е. в данном случае, этот вид страхапредназначен, в первую очередь, для того чтобы организм не разрушил сам себя.Сюда же относится и страх боли, т.к. бессознательно наш организм понимает чтоболь – это повреждения в том или ином виде. Поэтому он старается нас оградитьот боли, путем появления страха, следовательно обезопасив себя отсаморазрушения. А вот, например, страх высоты – страх организма перед падением,полезен лишь в случае наличия реальной опасности..
Страх неопределенности. Сложно сказать, в какойименно момент нашего развития у нас возникает страх неопределенности. Наиболеевероятно – что он появляется у нас в раннем возрасте исключительно благодарясреде нашего обитания, а именно – семье, и другим социальным институтам, такимкак школа и детский сад. В отличие от страха опасности, который являетсяестественным страхом, страх неопределенности – это страх искусственный, страх,не имеющий функции защиты организма. Этот страх имеет лишь одну функцию –сохранение статики в жизни. Иными словами – если страх опасности ограждает насот разрушений, страх неопределенности ограждает нас от перемен, в любыхотношениях. С одной стороны, он не позволяет нам принимать решений, приводящихк ухудшению нашего положения в обществе или семье. С другой же стороны, онявляется негативным фактором, поскольку является помехой на пути личностногоразвития.
Страхдействовать.
Действиеможет породить последствия. И страх действовать – это естественныйинстинктивный страх перед негативными последствиями, которые могут возникнуть врезультате действия. Мы можем действовать, но если наше действие явилосьрезультатом размышлений, это означает, что мы не вышли в действие спонтанно.
Истинноедействие – это спонтанность, это тотальный отклик, когда мы отвечаем наситуацию, не опираясь на ум, всей своей тотальностью. Тогда это действиеявляется истинным, оно немедленно завершается, не оставляя в наспсихологических следов, что говорит о нашей невинности в жизни.
Из множествавариантов, которые приходят человеку посредством мысли, он должен будет выбратьодин. Этот один вариант он и воплотит в жизнь, совершив определенное действие,но оно уже будет запоздалым, оно не будет адекватным, потому что совершено сопозданием, в отрыве от ситуации. В итоге, человек совершает действие, ноостаются все остаточные мысли – желания и варианты, которые он обдумывал,собираясь действие предпринять. Все это остается в человеке и уходит вподсознание, порождая беспокойство и недовольство. В дальнейшем человек встречаетсяс последствиями такого действия, потому что, по сути, оно не совершенно.
Отсюда страхдействовать — когда мы ищем опору в уме, у нас тут же возникает сомнение, нужновыходить в действие, а совершенное, безукоризненное действие уходитбезвозвратно, потому, что действие – это действие, а не мышление. Найдя опору вуме, мы впоследствии сожалеем, потому что нас преследует вторая, подавленнаячасть наших размышлений, вариантов, идей, желаний.
Когда мыначинаем предполагать, то посредством мысли отрываем ситуацию от жизни ирассматриваем ее под микроскопом нашего ума. То есть, мы сужаем ум и наводимего на одну определенную проблему. Рассматривая часть, мы избегаем целого — суженный ум не в состоянии его охватить.
Страх переднедоброжелательным отношением других возникает у нас, когда мы не уделяем себевнимания, забывая о своем внутреннем мире, и полностью устремляемся вокружающий нас мир.
Мы смотрим надругих, в надежде получить определенного рода отражение, имея идею о себе, отом, какие мы есть. Но мы не доверяем этой идее, так как она никем неподтверждена. Люди все время должны подтверждать, что мы хорошие.
Человекявляется социальным существом, он не может жить без коллектива, он не можетобслуживать самого себя во внимании, поэтому ему нужно множество отражений.Только в самопознании, он начинает уделять внимание себе, а до тех пор,независимо от того, ребенок это, женщина или мужчина, человек устремляется кдругим, спрашивая других о себе. Где бы мы ни были: на улице, на работе, всобственном доме, в кругу друзей, нас отражают тем или иным образом. Мы безумнострадаем, когда нас отражают «не так» и приходим в восторг, в восхищение, когдаотражение совпадает с тем, что мы хотим. Весь смысл жизни посвящен этому. Радиэтого мы стремимся к славе, власти, деньгам, сексу – мы делаем все, чтобыполучить высшее удовлетворение от этого. Но дело в том, что наше «я» — этонищенская сума, оно никогда не получит удовлетворения, его все время надо будетвосстанавливать и подпитывать за счет отражения. Поэтому разочарование,фрустрация, невротичность сопровождают жизнь человека.
Чем большенаша заинтересованность, больше наша рана, тем больше наше подавление, тембольше страха перед другими. Проблема этого страха в малой осознанности. Нетпонимания самого себя, а без этого нет понимания и приятия другого. Нетдостаточной осознанности, чтобы жить в позволении, жить неумело, без всякойкорректировки, жить с тем, что мы имеем, принимая дар жизни изначально,постоянно обнаруживая свою неумелость, давая себе право на ошибку. И,оказывается, из этой неумелости, рождается умелость, колоссальное понимание,проникновение и сила. Живя в таком позволении, человек позволяет и другимделать все, что они хотят, играть в любые виды игр, потому что он начинаетполностью видеть отношение к нему другого человека. При этом, он никогда непретендует на какое-то особое отношение к себе, он просто видит каждого, егоистинную мотивацию. Кто-то говорит ему про свою любовь, а он знает, что его нелюбят, кто-то говорит: «Я не люблю тебя, я тебя терпеть не могу», а он знает,что его любят. Что бы ни говорил другой человек, он просматривает истиннуюсуть, его взгляд идет за пределы внешности, тела, одежды, речи. Он понимает иузнает самого себя, поэтому точно так же понимает и узнает других людей, егострах перед другими людьми исчезает.
Мы можем бытьвнутренне согреты, только если будем открываться, и жить в открытости, познаваясвои собственные внутренние законы. Но человек закрывается, закупоривается иищет удовлетворение посредством другого. Здесь ошибочность и причина всей нашейнеудовлетворенности, всех наших страхов. Мы преследуем и контролируем другого,а другой преследует и контролирует нас. В результате, мы становимсяневротичными, капризными, охотимся за другими, вступая с ними в борьбу итрения, и одновременно надеемся на большую любовь, которая нас осчастливит исогреет на всю оставшуюся жизнь, оставаясь в этом замкнутом круге, безо всякогопонимания своих внутренних законов — законов бытия.
В основестраха не справиться с чем-либо лежит требование человека к самому себеобязательно справиться с тем, что ему предстоит. В результате такоговнутреннего требования, такого напора, по отношению к себе и растёт страх несправиться.
Чтобысправиться с чем-либо, нам необходимо вступить в ситуацию, войти в опыт. Ивполне возможно, то, с чем нам предстоит справиться, окажется совершенно новымдля нас и не всё может сразу получаться. Но это ни о чём не говорит. Входя вопыт, видя и осознавая при этом свои чувства, мысли, переживания, мы обязательнополучим навык, обязательно обучимся проходить через всё, что нам необходимопройти в жизни.
Но эго так несмотрит на жизнь, оно состоит из идей и представлений и требует, чтобы мыобязательно со всем справлялись. Причём согласно контролирующей идее о себе,говорящей о том, как именно мы должны справляться. Вследствие такой идеирождается страх и сопротивление входить в ситуацию, совершать действия. Приэтом буфером выступает представление о том, каким образом и при каких условияхмы должны справиться с той или иной ситуацией в нашей жизни, что, по сути,является избеганием происходящего.
Совершаяпрямое действие, мы входим в опыт и можем видеть, справляемся мы или нет. Мыпоступаем так, как у нас получается и открываем свои возможности на данныймомент в том, что является для нас новым. Может не хватать знаний или навыков,но это никогда не повод для расстройства или самодиверсии. Это повод,многократно входить в новый опыт, если мы хотим обучиться и приобрестиумелость.
Требуя отсебя умелости в новой для нас ситуации, мы становимся напряженными,неспособными войти в опыт естественно, согласно собственным возможностям,которые мы имеем в настоящий момент. В результате, не только первый блин можетоказаться комом, а и десятый, потому что наши действия становятся окрашеннымиотношением к происходящему, приобретают наносную значимость и важность, которыепризваны скрыть неумелость. И на это излишне тратиться наша энергия,предназначенная для того, чтобы просто и естественно проходить те эпизодыжизни, через которые каждому человеку необходимо пройти, обретая опыт.
Страх потериденег возникает у нас, когда мы внутренне цепляемся за деньги.
Деньги – этопоток, они должны приходить и уходить. Познавая себя, мы внимательно смотрим наприток денег в нашей жизни. Если мы не цепляемся за них, не обременены, неотягощены ими, если мы не прилипаем к деньгам и тратим их своевременно, так какидет сама жизнь, то происходит отток, и тогда у нас налаживается каналестественности бытия в деньгах. И каждая часть нашей жизни – личная,сексуальная, денежная — работает нормально, если есть естественность, а неотягощенность относительно денег.
Когда мыотягощены деньгами, и они входят в условия психологической безопасности, тобезболезненно расставаться с ними мы не можем, это невозможно. У нас наступаетоблегчение, мы становимся добрыми, красивыми, лучезарными, когда деньгиприходят, но, стоит только их отдать, как мы уже унылы и безрадостны. Мы боимсяостаться без денег и цепляемся за них. У нас возникает душевная рана – страхпотери денег.
Если мыотягощены в уме, то в каждый момент у нас возникает какое-либо отношение кденьгам. Иногда мы очень легки с деньгами и готовы отдать их не считая, аиногда цепляемся, дрожим над ними, не желая отдавать вовсе. У нас внутримножество субличностей, множество умов, множество отношений к деньгам.
Всамопознании, какие бы траты не случались в нашей жизни, нам необходимосмотреть на себя в каждый момент. Если мы сейчас жадные, скупые и не хотимрасставаться с деньгами, — пусть так, мы остаемся такими, как есть, не меняясебя искусственно. У нас одна задача – не подменять одно другим. Какие бы мы нибыли, мы остаемся абсолютно, такими как есть по отношению к деньгам и знаемточно, что сию минуту с нами происходит, но остаемся собой. Мы не предаем себяи служим той энергии, которая в нас есть, без «за» или «против», без упрека,без самодиверсии. Мы позволяем себе оставить то лицо, которое имеем в данныймомент, не меняя его. И это наше лекарство, наше спасение — быть такими, какесть, и знать себя в каждый момент жизни. И тогда мы узнаем, что за этимскрывается.
Привязанностьпорождает страх.
Что такоепривязанность? Это когда мы сильно отождествляемся с тем, что имеем. Например,мы встретили человека, который нас радует, удовлетворяет, любит и говорит онашей необыкновенности, и мы привязываемся к нему. Эта привязанность, этообладание, порождают контроль. Теперь нашу любовь контролирует ум. Мыконтролируем этого человека, потому что прекрасно понимаем, что если он такойхороший и в данный момент любит нас, то с таким же успехом, он может полюбить идругого.
Появляетсястрах потерять этого человека — вдруг его кто-то «перехватит». Мы начинаемиспользовать другого человека как вещь, но это утилитарный подход. Теперь мытерроризируем его. Женщина, например, начинает следить за мужчиной, спрашивать,когда он ушел с работы, был ли он на работе вообще, проверять его карманы,смотреть, нет ли у него чужих волос на пиджаке, следов губной помады и т.д.Мужчина контролирует женщину своими способами. Такой утилитарный подход, напочве привязанности, и порождает страх.
У нассуществует колоссальная ущербность, инфантильность и незрелость в любви. Мыможем вести отношения только по половому признаку. То есть, когда мужчиназаявляет, что любит женщину, она начинает его терроризировать. У нее теперьесть повод кричать, бесноваться, рассказывать и доказывать, как он должен с нейразговаривать, как он должен на нее смотреть и т.д.
Вначале былаопределенная красота, некая грация в отношениях, но любовной истории так и неполучилось. Получились боль, скорбь, горечь и страх перед будущим. Если от насуходят, и к нам подойдет другой человек – история повторится, теперь ум будетпроизводить одно и то же постоянно. Когда бы нам ни случилась любовь илидружба, это не имеет значения, мы будем присваивать живого человека как вещь,которая должна доставлять нам удовольствие.
Человек — невещь. Он не обязан доставлять нам удовольствие. Он может жить своей жизнью,жить с нами и разделять свою жизнь с нами. Мы будем отравлять все отношения,пока не признаем свою собственную ценность, пока у нас не появится достоинствои уважение к самому себе.
Страх передрезкостью других – это страх перед недетерминированностью, непредсказуемостьюдругих. Он существует у людей, которые привыкли жить в стереотипах ума, то естьих ум заранее четко рассчитывает, что и как он будет говорить другому человеку- играя голосом, эмоциями, чувствами на «эрогенных зонах» другого.
Делая всеэто, он надеется получить определенный отклик — то есть, показывая своерасположение, вызвать расположение другого. Другой может не принять эту игру — он может оказаться прямодушным, открытым, естественным человеком, он можетответить резко, совершенно не так, как мы предполагали, когда задавали тон.
Практическикаждому, с кем мы общаемся, мы задаем тон. Мы начинаем говорить совершенномеханично, из заранее заданного шаблона, предлагая другому подхватить нашутональность и общаться с нами в заранее заданном ключе. По сути, мы неприсутствуем в разговоре, мы неосознанны. И вдруг кто-то, не обращая вниманиена нашу тональность, начинает свою «песню», начинает сам задавать тон вразговоре, причем, он может делать это резко — он недетерминирован. Отнедетерминированности в уме наступает шок, потому что был расчет, а за расчетомоказался просчет. Мы рассчитывали на одну реакцию, а получили другую.
В такойситуации ум не может двигаться, он не знает, куда идти. Когда в нашем умезадана определенная программа и мы идём хожеными тропами, желая получить тотрезультат, который мы себе наметили, то от недетерминированности, которуюпроявляет другой человек, наш ум оказывается в тупике, в расщепленномсостоянии. Он не знает, куда ему двигаться, что ему делать, он не знает плохоэто или хорошо. Это говорит лишь о том, что в нас нет спонтанности, нетотклика, нет естественности – мы подошли к ситуации с заранее заданнымизаготовками.
Теперь, когданаши проекции оказались разрушенными, мы будем охаивать этого человека,рассказывая какой он не такой и что он с нами такое сделал – ведь мы совсем неэто имели в виду! Нам придется приводить себя в чувства, потому что мыпотерпели крах, как будто нам был нанесен удар. Удар кто-то наносил? Нет.Просто за расчетом везде скрывается просчет.
Люди страдаюттревожной мнительностью. Они все время тревожатся, как им сделать следующийшаг, куда поставить ногу, и поставить так, чтобы с ними не случилось ничеготакого, что они не могли бы предугадать, чтобы все было гладкими, без всякихшероховатостей, чтобы никто не нарушил их покой. Такие люди застегнуты внутрисамих себя, они живут в футляре и совершенно не переносят людейнепредсказуемых, недетерминированных. Для них это — как гром среди ясного неба.
Недетерминированность– это шанс пробуждения нашей осознанности. Естественная жизнь подразумевает,что мы являемся собой, и другой тоже может являться собой при нас. Тогда естьнаше благоухание, есть наша атмосфера, только наша, тогда она неповторима. Вней что-то присутствует от нашей подлинности и тогда в нашей жизни можетпроизойти что-то настоящее
Страх любвивозникает у людей очень заинтересованных в любви. Они связывают с любовьюосуществление всей своей жизни и условия для великолепного, красивого,добротного существования. Они стремятся к любви, но подавляют это вподсознание. Из-за такого подавления и возникает страх любви.
Этопроисходит очень рано, еще в детском возрасте, когда у ребенка начинаетсяпроцесс полового созревания. В этот период он читает соответствующие книги,смотрит соответствующие фильмы и становится взволнованным любовью. У негопоявляется надежда, что когда он подрастет, то обязательно встретит большую,красивую и счастливую любовь. Так вводится идеал любви.
Когдавводится идеал любви, все надежды этого ребенка связываются с любовью. Вводитсятакая вершина, которая никогда достигнута не будет. Ставка так высока, чтолюбовь становится несбыточным наваждением, а идеал — прокрустовым ложем.Ребенок этого не осознает, это происходит на подсознательном уровне.
Идеалпревышает все человеческие нормы, он слеплен из определенных образов, изопределенных книг, из определенной поэзии, из определенных фильмов. Ребенокначинает подбирать, каким будет этот мужчина или эта женщина, какой внешности,какого размера, как будет одеваться, как пахнуть и так далее.
Это присущетревожно-мнительным детям. До 7-ми лет они уже сформированы. Секс начинает ихбеспокоить где-то к годам 12-ти – 14-ти, а в промежутке, с 9-ти до 14-ти, онисоздают собирательный образ своего будущего возлюбленного или возлюбленной.Готовя себя к неземным радостям с другим мужчиной или женщиной, они отдаляютсяот самих себя, а все надежды на другого человека начинают расти и крепнуть.
Этотсобирательный образ остается на уровне подсознания в виде идеала. С этогомомента ребенок закрывается, защищается и чем недостижимей он создает идеал,тем обреченней он становится на нелюбовь. Идеал становится его защитой отжизни. Ребенок утрачивает свое простодушие, невинность, чистоту и закрываетсятаким способом, чтобы никогда не рисковать, чтобы никогда не ввести в своюжизнь человека другого, не идеального.
Теперь этотребенок закрыт от других. Девочка, например, говорит: «Мне этот мальчик ненравится», то есть она предупреждает всех, что ей нравится толькоопределенный тип мальчиков. Мальчик же предупреждает, что ему нравится определенныйтип девочек. На самом деле, в них возникает страх — боязнь любви.
Такой ребенокдемонстрирует себя, показывая свое равнодушие другим. У него еще есть времяждать, но напряжение, связанное с ожиданием любви, растет. При этом онсканирует и контролирует, как к нему относятся другие дети, особенно, если этокрасивые мальчики или девочки, и становится зависимым от их оценки. В связи сэтим у него развивается тревожно-мнительный синдром. Он демонстрируетпренебрежение и равнодушие, никого к себе не подпускает, а сам мечтает и грезито любви.
Из-зазакрытости, этот ребенок везде усматривает равнодушие к себе. Теперь миротражает его соответствующим образом, и он внутренне начинает испытывать боль.От нестерпимости душевной боли он становится еще равнодушнее, не проявляетсебя, не развивается полноценно, не взрослеет и закрывается еще больше. Теперьон не верит, что любовь ему вообще когда-нибудь случится.
Однажды кнему приходит любовь. В определенном возрасте, другой мальчик или другаядевочка говорит: «Я тебя люблю!». Но он не может открыться, он рад бы, он ждал,пусть не идеал, он так хотел, так мечтал, заглядывая во все глаза, но теперь…Он не знает что делать, у него нет адекватности, нет понимания, как поступить,он боится той боли, которую познал внутри самого себя.
Этот ребенокболеет душой. Теперь, он или категорически отказывается от отношений, боясь,что его бросят, или атакует другого. Если это девочка, и к ней подошел мальчик,она начинает демонстрировать пренебрежение, равнодушие, показывая, что незаинтересована в нем. В то же время, она внутренне цепляется за него истрадает, не зная как поступить, и не имея возможности открыться перед другимчеловеком, перед другим зеркалом. Эти дети попадают во внутреннюю трагедию.
Человек неможет жить без любви, ему должен случаться большой опыт любви. А получаетсятак, что уже взрослый человек, из-за нарисованного в детстве идеала не может нис кем сблизиться. Во всем для него спрятано разочарование, всюду ловушки, вездезакрытые двери. Он либо демонстративен, либо прячется, то есть сплошные крайниестепени. Он не может открыться, так как знает душевную боль, и равнодушие поотношению к себе. И когда к нему приходит любовь, он не может согреться, потомучто никто не соответствует идеалу, существующему в его подсознании.
Детейнеобходимо обучать так, чтобы в их жизни не было места собирательным образам.Ум — это виртуальный мир, если в него кто-нибудь что-нибудь привносит, то этоостается на всю жизнь. Не понимая этого, из лучших побуждений, ум ребенка срождения заполняют всевозможными представлениями, идеалами и эталонами, которыене имеют никакого отношение к реальности.
В результате,эти дети, а затем уже и взрослые, не могут жить полноценно. Всю жизнь они хотятлюбви, нуждаются в любви и избегают ее. Встречая любовь, они не согреты ею, ине верят, что их любят.
1.3 Психофизиология страха
Ученые давноустановили, что не только наше сознание, но и все наше тело бурно реагирует наопасные ситуации.
Страх можетприводить к изменению частоты и силы сердечных сокращений, вызывать потливость,провоцировать желудочно-кишечные расстройства, влиять на деятельностьдыхательной системы, вызывая чувство нехватки воздуха, приводить к задержкемочеиспускания или, наоборот, провоцировать непроизвольное выделение мочи, атакже вызывать дефекацию.
Вообщеследует отметить, что взаимосвязь между эмоцией страха и состоянием внутреннихорганов многообразна и неоднозначна. С одной стороны, страх и тревожные мыслинеблагоприятно сказываются на работе наших органов, а с другой – нарушения вработе внутренних органов, в свою очередь, могут вызывать приступы страха.
Реакции страхамогут вызываться различными аспектами раздражителя. Из опыта известно, что«сильные», «очень сильные» или «сверхсильные»раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя,вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя, вызывающего простострах.
Как было показанов лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развитиястимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакциюприближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще, для человека важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так каксверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать онаступлении опасных последствий. Не исключено, что сверхсильный сигнал является«релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) дляоборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокойинтенсивности может вызвать реакции страха.
Реакции страхавызываются, и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро,например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.
Если представитьсебе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристикираздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превыситьфизиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия илипорог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того, каксигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строитьсяследующим образом:
— если сигналопознан как относительно новый, развивается исследовательское поведение;
— если сигнал, сучетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный), продолжается текущаядеятельность;
— если сигнал, сучетом опыта, опознан как положительный (условный положительный),осуществляется соответствующее ему поведение;
— если сигнал, сучетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный сболью), осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение.
С последующимувеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции),описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения ихвыраженности (интенсивности).
Если силараздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции,то есть становится «сверхсильным», организм отвечает неадекватными,парадоксальными или оборонительными реакциями.
При обсужденииинтенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности егопоявления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно, вызываютнегативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от егонеожиданности. Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя,играющую значительную роль в развитии реакций страха.
Считают, чтостепень новизны обратнопропорциональна следующим факторам:
а) частотепоявления похожих раздражителей;
б) степенидавности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожихраздражителей);
в) степени сходствараздражителей
Различают такженовизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался) и относительную(необычное сочетание знакомых раздражителей). Степень новизны зависит также отстепени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколькодействующий раздражитель отличается от ожидаемого. Поэтому появление дажезнакомого раздражителя в новой ситуации часто вызывает испуг.
Таким образом,выраженность реакции на раздражитель зависит от степени новизны, силы ивнезапности появления раздражителя. Поэтому к реакциям описанной выше«сенсорной машины» можно добавить:
— еслираздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации, отмечаетсяреакция испуга;
— еслираздражитель опознан как абсолютно новый, развивается реакция страха(выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизныи силы раздражителя).
Известно, что человек предпочитает раздражители умереннойинтенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее исложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакцияизбегания — нежелание находиться в данной обстановке.
Невозможностьосуществления адекватного (с точки зрения будущего существования)экологического импринтинга приводит к ранней сенсорной депривации, вызывающейчасто необратимые изменения структурной и функциональной организациицентральной нервной системы и ее анализаторов.
Во времяимпринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов»,которые, сформировавшись, являются матрицей. Чем значительней несовпадениераздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженнейреакция.
К тому же дляформирования полноценных структурно-функциональных. Взаимоотношений центральныхсистем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровеньафферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивностизвеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательныеэмоции. страх тревога анксиозныйустановка
Таким образом,вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастаетфункциональная реактивность субстратов отрицательного подкрепления. В своюочередь, это определяет повышенный уровень негативного эмоциональногонапряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательныхвнешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этихвоздействий. То есть, возрастает уровень тревожности и выраженностьэмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку ираздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне.
Например, приизучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов вопределенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрымобразованием «патологических» условных рефлексов, вероятно по типудоминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителямиокружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы,исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранеетравмировавшей обстановкой (звуки выстрела; взрыва), подтверждается и другиминаблюдениями: даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией;могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем какповедение в других условиях не обнаруживает явных нарушений.
Таким образом,эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха,оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что на основании своего опыта считается знакомым. Но также замечено ивлияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние)на выраженность реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояниязависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх илиисследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильнойпотребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха.И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитиюболее выраженных оборонительных реакций.
Влияние«типа высшей нервной деятельности» на знак и, выраженность реакций наситуации и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимаюткак аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческихреакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД (высшей нервнойдеятельности).
Таким образом,реакции страха вызываются сильными внезапными, незнакомыми, неожиданнымираздражителями, а также раздражителями, условно-рефлекторно связанными сопасными последствиями, при этом степень выраженности реакций определяетсяранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутреннимсостоянием, и генетически зависимыми порогами чувствительности егоанализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, «силойнервной системы и подвижностью нервных процессов.
Исследованияпоследних двух десятилетий дают основания предполагать, что чувство страхабольше локализовано в правом полушарии мозга. Например, демонстрация фильмовразного содержания в правом и левом поле зрения с помощью контактных линзпоказала, что правое полушарие преимущественно связано с оценкой неприятного,ужасного, а левое — с приятным и смешным. Анализ ЭЭГ дает сходную картину:оказывается, что при положительных эмоциях сильнее активируется фронтальнаяобласть левого полушария, при отрицательных — фронтальная область правого. Приэтом париетальная область при любых эмоциях сильнее активируется справа [20,21].
Способность кречи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушариеммозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя сфактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонентв мышлении.
Правое полушариеспособно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, вусловиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работойправого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику,способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности вовсей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составнымиэлементами.
Вывод Главы I.
Разнообразные проявленияэмоция страха имеют как психические, так и физиологические основы. Обучению саморегуляциипроявлений реакций психики и физиологии человека может стать эффективным средством коррекции основных видов страхов [22,23].

Глава II. Проведение тренингапсихоэмоциональной устойчивости «Прививка против страха»
 
2.1 Описаниецелей, задач и условий проведения тренинга
 
Цель тренинга:
· Обучающая – дать представление обосновных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствамипроблем.
· Практическая – />развитие способностей регуляции эмоционального состояния,освоение способов саморегуляции.
Задачи тренинга:
· активизацияпроцесса самопознания;
· обучениеразличным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;
· повышениесамооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
· формированиенавыков произвольного контроля.
Значимыехарактеристики группы:
Возраст: от18 до 50 лет.
Гетерогеннаягруппа: муж. и жен.
Способ наборагруппы: добровольная.
Длительностьтренинга: 2 – 2,5 часа.
Режим работыгруппы: 3 занятия по 40 – 50 минут в течение 1 недели.
Кол-воучастников: до 12 человек;
Каждоезанятие включает:
· разминочнуючасть, направленную на подготовку группы к работе;
· основнуючасть, направленную на реализацию поставленных задач;
· завершающаячасть направленная на рефлексию;
· домашниезадания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.
Условияпроведения тренинга: просторное помещение.
Необходимыематериалы:
стулья,карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).
Примеры результатовобработки теста
/>
/>

2.2Описание программы тренинга
День 1
Цель:
Знакомство ивключение участников в тренинговую работу. Знакомство со способамисаморегуляции.
Время проведения:с 10.00 до 10.50.
Передзанятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение.Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу .
1) Вступление. Презентация
2) Игра “Приветствие”
Основнаячасть.
3) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное”
4) Телесно ориентированное упражнение “ Антистраховая гимнастика”
5) Акупресурный комплекс.
6) Техника «Это одно и тоже»
Заключительнаячасть.
8) Рефлексия (5-7 мин)
Каждыйучастник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, чтонет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какоенастроение в данную минуту.
Домашнеезадание:
Совершенствоватьспособность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании оних.
День 2
Цель:
Освоениеспособов саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц.
Время проведения:с 10.00 до 10.50.
1) Игра “Приветствие”
2) Обсуждение домашнего задания
Чтополучилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт вкакой-нибудь негативной ситуации.
Основнаячасть
4) Обучение способам управления дыханием Техника «Игра с цветом»
5) Управление тонусом мышц, движения Техника «Сброс — подъём».
6) Упражнение «Зритель состороны»
Заключительнаячасть.
7) Рефлексия
— Какиеощущения у вас появились после упражнений? Удалось или нет снять зажимы? Какоеиз упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболеерезультативное?
Домашнеезадание:
Тренироватьсяв освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоциональногосостояния.
День 3
Цель:
· Повышениесамооценки и уверенности в своих возможностях, обучение приемам самовнушения.
· Подведение итоговработы группы.
Время проведения:с 10.00 до 10.50.
1) Игра “Приветствие”
2) Обсуждение домашнего задания
Чтополучилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.
Основнаячасть.
3)Техника «Мостик»
4)Упражнения с мышцами лица
5)Упражнение „Слайд-шоу: Перенос уверенности“
Заключительная часть.
6) Упражнение «Фейерверк жизни»
Рефлексия
Участникампредлагается нарисовать свое настроение. По окончании рисования каждый участниквысказывает свое мнение о тренинге, что нового для себя открыл; что заставилозадуматься или изменить взгляд на ситуацию.
Ведущий обобщаетрезультаты тренинга.
После тренинга ведущийпроводит индивидуальную встречу с каждым участником тренинга и обсуждаетдинамику и результаты тестов.

Литература
1. Изард К. «Эмоции человека» — М., 1980 г.
2. Свядощ А. М. Неврозыи их лечение. — М., 1971
3. Вайзман Н. «Реабилитационнаяпедагогика» — М., 1978 г.
4. Хайгл-Еверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисноеруководство по психотерапии.– Речь, М., 2003г.
5. Методы современной психотерапии:Учебное пособие. СоставителиЛ.М. Кроль, Е.А. Пуртова. — М.: Независимая фирма „Класс“, 2000.
6. Кондрашенко В. Т. и др. Общаяпсихотерапия: Рук. для врачей/ В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов.- 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Выш. шк., 1999. — 524 с./>7. Литвак М. Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции попсихотерапии — М., «Феникс», 2007
8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976.
9. Захаров А. И. Неврозы у детейи психотерапия. СПб;, 1998.
10. Гельгорн Э, Луфборроу Дж. Эмоциии эмоциональные расстройства. – М., «МИР» 1966.
11. Бауманн У., Перре М. Клиническая психология. – СПб, Психоневрологический институт им. Бехтерева, 1998
12. 3. Фрейд. Введение в Психоанализ.Лекции. М., 1989.
13. Карвасарский -В.Д. Неврозы:Руководство для врачей. М., 1990.
14. Каплан Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. М., 1998.
15. Захаров А. И. Неврозы удетей и психотерапия. СПб;, 1998.
16. Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И.«Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий». Воронеж.Истоки. 1998
16. Узнадзе Д.Н. Теория установки.Москва-Воронеж, 1997
17. Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М.Черноризов.М.: УМК “Психология”, 2001.
18. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспектыпсихической деятельности человека. Л.: Наука, 1971.
19. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика,1999.
20. Щербатых Ю.В. «Психологиястраха». М. «Эксмо». 2002.
21. www.no-stress.ru/anxiety/fear.html
22. Групповая психотерапия / Под.ред. В. Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990.
23. Рудестам К. Групповаяпсихотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. М.,1990.
24. Леви В. Приручениестраха М., Метафора, 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Виникнення держави. Юридичний факт
Реферат Игровая терапия
Реферат Аналітична записка
Реферат Dinosaur Essay Research Paper In the middle
Реферат Реактификационная установка непрерывного действия для разделения бинарной смеси изопропанол-изобутан
Реферат Ричард Львиное Сердце. Рыцарь без страха и упрека
Реферат Устройство аппаратного шифрования данных с интерфейсом USB
Реферат Система электронного управления магнитно-резонансного томографа
Реферат Криштафович, Егор Константинович
Реферат Изменение организационной культуры в салоне красоты Виджей
Реферат Методические особенности преподавания экономических дисциплин у школьников младших классов
Реферат Выкладка товара
Реферат Civil War Painting Essay Research Paper The
Реферат Определение отклонений от круглости поперечного сечения тел вращения
Реферат Толкование на псалом 59, Преподобный Максим Исповедник