Контрольнаяработа
ТЕМА:«Развитие трудовой деятельности дошкольников»
План – содержание:
Введение 3
1. Особенности труда дошкольников 4- 5
2. Разновидность труда 6
3. Организация труда
3.1. Условия организации труда 6- 7
3.2. Формы организации труда 7- 8
Заключение 9
Библиографический список 10
Введение
Программные задачи трудового воспитания детейдошкольного возраста можно объединить в несколько групп.
Первая группавключаетзадачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремленияоказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатахтруда.
При этом у детей формируются представления онеобходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.
Вторую группусоставляютзадачи, направленные на формирование трудовых навыков и ихдальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержаниятрудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно,ловко, в достаточно быстром темпе.
Третья группазадачнаправлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки ктрудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости,готовности принять участие в труде.
Четвертую группусоставляютзадачи воспитания навыков организации своей и общей работы — умение готовитьзаранее все необходимое, убирать на место инструменты.
К пятой группеотносятзадачи формирования положительных взаимоотношений между детьми впроцессе труда — умение работать согласованно.
Следует иметь в виду, что все намеченныезадачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в теснойвзаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессеосуществляются одновременно.
1. Особенности труда дошкольников
Главная задача трудового воспитаниядошкольников — формирование правильного отношения к труду. Онаможет быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнениис игрой, занятиями, на основе учетавозрастных особенностей ребенка.
Формируя у детей трудолюбие, необходимо учитьих ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат,соответствующий цели.
Цель перед ребенком вначале ставитсяпедагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычносталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, вотдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.
Стремление ребенка сделать что- тосамостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом,должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому,формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной дляних работы.
В труде маленьких детей должны иметь место иболее отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения ктруду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимововлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать,их надо научить тому, что они еще не умеют делать.
В формировании целенаправленной деятельностив развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы,обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокогорезультата работы.
В трудовой деятельности ребенка большоезначение имеет его собственная творческая активность: обдумываниепредстоящей деятельности, подбор необходимых материалов,инструментов, преодоление известных трудности при достижениинамеченного результата.
Предварительное планирование работы чащевсего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду,что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовойпроцесс.
Элементарное планирование могут выполнять идети 5 — 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется втрудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так какздесь основной задачей является научить ребенка тому, чего онеще не умеет делать.
Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность,надо дать ему пример. Важно упражнятьребенка в предварительном обдумывании своейдеятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментомсначала будешь работать? Сколькоматериала тебе понадобится?».
Детей следует ставить в условиянеобходимости предварительно обдумать процесс деятельности.
Определенное воздействие на детей оказываетподведение результатов по окончании работы. «Посмотрите,дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро всесделали», — говорит воспитатель.
Способность правильно оценивать результаттруда, сравнивать свои достижения с достижениями других развиваетсяу детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности
Воспитываяу детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результатавысокого качества следует постепенно, сообразносилам и формирующимся у них навыкам.
2. Разновидность труда
Формирование у детей навыков, необходимых вжизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной наудовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживаниеявляется основным видом труда маленького ребенка. Правильноевоспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели неинтересуются результатами их работы.
Труд по самообслуживанию требует несложной,но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такуюорганизационную форму, как повседневное продолжительное систематическоеучастие детей в выполнении своихобязанностей, связанных судовлетворением личных потребностей.
Хозяйственно — бытовой труд создаетбольшие возможности для воспитания у детей элементарных навыковкультуры труда: рациональной организации индивидуальной иколлективной работы, предварительного ее планирования и т.д.
3. Организация труда
3.1. Условия организации труда
Планомерное и последовательное формированиенеобходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможнопри условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагоготдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в трудепривлекались все дети, следует по возможности заранее намечать вкалендарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитыватьочередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудитьсявозникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлеченк работе.
Планомерное и последовательное формированиенеобходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможнопри условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.
В зависимости от возраста детей педагоготдает предпочтение разным формам деятельности.
Для того, чтобы к участию в трудепривлекались все дети, следует по возможности заранее намечать вкалендарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитыватьочередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудитьсявозникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлеченк работе.
3.2. Формы организации труда
Трудовыепоручения — наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особоевоспитательное значение они имеют в работе с детьми младшеговозраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематическойдеятельностью.
Поручения многообразны по трудности (простые,сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные );времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).
Поручения особенно важны в период от 3 до 5лет.
Учитывая некоторые особенности поручений ихможно сгруппировать:
1 группа— поручения,связанные с выполнением одного способа действия:
подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны вре
менной необходимостью.
2 группа — поручения, которые содержат несколькоспособов действия,
несколько трудовых операций. Сюда можно отнести поручения следующего
содержания: покормить животных, политькомнатные растения и т.д.
3 группа — поручения, связанные с результатами, которых дети достигают
не сразу: посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу ит.д.
Трудовоевоспитание в семье
В семье имеются благоприятные условия дляформирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность,доступность разнообразного домашнего труда, возможность дляребенка систематически участвовать в этом труде,
Участие в хозяйственно-бытовом трудепозволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи,почувствовать себя членом семейного коллектива. Этоспособствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости,заботливости, бережливости.
В семье ребенок слышит рассказы родителей освоем труде. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формируетинтерес и уважение к нему.
Заключение
Педагогическиеи психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, чтосущественные изменения в нравственном и умственномразвитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получаютзнания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед нимираскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомстводошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширениясодержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышаетсянравственно-интеллектуальный уровень этихигр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми;они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям(уборке игрушек, дежурствам и т.д.).
Исследования,проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием дляперехода к более высокой ступени деятельности — к учению — является воспитание удошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности внезависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когдаребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьманесложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению болеесложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Библиографическийсписок:
1. Буре Р.С.,Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд., испр., доп.- М., 1983
2. Иващенко Ф.И. Психология трудового воспитания.- Минск, 1988
3. Каплан Л. И. Посеешьпривычку — пожнешь характер.- М.,
1980
4. Нечаева В.Г. Воспитаниедошкольника в труде.- М., 1990
5. Педагогическаяпсихология / Под ред.Клюевой Н.В. — М., 2003
6. Труди наблюдения в природе.- М.,1987
7. Цукерман Г.А., Елизаров Н.В. О детской самостоятельности// Вопросы психологии. — М., 1990. — №6. – С. 10-21