Реферат по предмету "Психология"


Развитие способностей, одаренности и таланта

Содержание
 
Введение
1Способности
1.1Понятие о способностях
1.2Классификация способностей
1.3Способности и задатки
2Одаренность
2.1Понятие одаренности
2.2Влияние социальной среды на одаренность
2.3Технология работы с одаренными детьми
3Талант
Заключение
Библиография

Введение
 
Анализ проблемы развитияспособностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием,которое мы будем вкладывать в эти понятия.
Значительные трудности вопределении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовымпониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, чтоочень часто термины «способный», «одаренный»,«талантливый» употребляются как синонимы и отражают степеньвыраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием«талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, втолковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный кчему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со«способным» используются понятия «способливый» и«способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый,умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умениесладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается какумелый, а понятия «умение» в словаре нет. Таким образом, понятие«способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.
При определении понятия«талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяетсякак дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Инымисловами, талант — это врожденные способности, данные богом, обеспечивающиевысокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается,что талант (гр. talanton) — выдающееся врожденное качество, особые природныеспособности.
Одаренностьрассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля ив словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковомсловаре иностранных слов.
Из сказанного можносделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, сдругой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности,подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте(одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества(способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются вуспешности деятельности.
В советской психологии,прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка датьклассификацию понятий «способности», «одаренность» и«талант» по единому основанию — успешности деятельности. Способностирассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающиеодного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности,а одаренность — как качественно своеобразное сочетание способностей(индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависитвозможность успеха в деятельности. [5, 7]

1Способности
 
1.1Понятие о способностях
В самом общем виде способности— это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успехв деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут бытьсведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способностиобеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическоеприменение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, асистемой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться. [3]
Способности (как ичеловека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина идр. Но, ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблемуспособностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностейвнесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др.
1.2Классификация способностей
В науке способностиклассифицируются на врожденные (от задатков) и приобретенные (от знаний,умений, навыков).
Существует целый рядклассификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные)способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденнымизадатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опытачерез механизмы научения (типа условно-рефлекторных связей);
2) специфическиечеловеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение иобеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшиеинтеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью,логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфическиечеловеческие способности в свою очередь подразделяются на:
а) общие, которымиопределяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения(умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движенийрук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видахдеятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие(способности математические, технические, литературно-лингвистические,художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило,могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственнуюструктуру;
б) теоретические,определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, ипрактические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям.Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
в) учебные, которыевлияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний,умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные суспешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новыхидей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личностиназывается гениальностью, а высшая степень способностей личности в определеннойдеятельности (общении) талантом;
г) способности к общению,взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения,способности восприятия и оценки людей, социально-психологическойприспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различнымилюдьми, расположения их к себе и т.д., и предметно-деятельностные способности,связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией,художественными образами и т. д. [3]
1.3Способности и задатки
В науке четко разделяютпонятия «задатки» и «способности».
Подавляющее большинствопсихологов считает, что задатки — это врожденные анатомо-физиологическиеособенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональныеособенности организма человека, составляющие природную основу развития егоспособностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основеразвития способностей. Не развитые вовремя задатки исчезают. Многим известныслучаи, когда дети, попав в логово зверей и не получив, таким образом,возможности развивать свои задатки, теряли их навсегда.
Однако некоторые изученых (например, Р.С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков:врожденные (природные) и приобретенные (социальные). [2]
Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатковиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого, от которых зависит успешность деятельности.
В состав каждойспособности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности,всегда входят некоторые операции или способы действия, посредством которых этадеятельность осуществляется. Именно поэтому, как говорил С.Л. Рубинштейн, ниодна способность не является актуальной, реальной способностью, пока не вобралав себя систему соответствующих общественно выработанных операций. С этой точкойзрения определенная способность всегда представляет собой сложную системуспособов, действий и операций. [5]
 

2Одаренность
 
2.1Понятие одаренности
 
Одаренность — качественно своеобразноесочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру,позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счетпреимущественного развития других. [6]
Основные функцииодаренности — максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решенияво всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующиеименно творческого подхода.
Как и отдельныеспособности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) илиобщей (к различным видам деятельности).
Очень важно исследоватьвопрос о том, какие способности являются «ключевыми», ведущими длякаждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формированияу людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.
Качественное своеобразиеодаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения имдеятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихсяодной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотябы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.
Таким образом, благодарякачественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякоготворчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бынемыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей.Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорироватьпоявляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, аразвивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуальноговоздействия.
Одаренность как самаяобщая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения —психофизиологического, дифференциально-психологического исоциально-психологического.
 
2.2 Влияние социальной среды на одаренность
 
Результаты разных исследователей, рассматривающихвлияние социальной среды (социально-экономические отношения, материальноеобеспечение, социально-бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно.Но, возможно сделать следующие выводы: социально-экономические условия влияютна развитие одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем экономическиразвито общество, тем более благоприятны возможности для развития человека.
Очень важным условиемразвития одаренности является семья, а именно:
-    структура и эмоциональныйклимат семьи;
-    стили детско-родительскихотношений;
-    отношение родителей кдетской одаренности.
Более детально изучен вопрос о стиляхдетско-родительских отношений. Ученые единодушны в том, что стили, базирующиесяна жестком контроле, силовом давлении не дают возможности для развитияодаренной личности. Важным аспектом является отношения родителей к детскойодаренности. Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих нареализацию возможностей ребенка.
Типы отношений:
-    отрицательное;
-    игнорирующее;
-    положительное;
-    гиперсоциализация (когдародители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения черезвыдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся возможностей).
2.3 Технология работы с одаренными детьми
Следует помнить, что как бы не был одаренребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться,самостоятельно принимать решения.
Одаренный ребенок не терпит давления,притеснений, окриков, что может вылиться в проблему.
У такого ребенка трудно воспитывать терпение иненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возрастаего следует приобщать к творческому труду, создавать обстановку для творчества.
Для развития своих талантов одаренные дети должнысвободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенномуучебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своегоучителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поисковогоаспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Еслиодаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи ине перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связимежду явлениями и научиться применять свои открытия на практике. Неограниченныевозможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать всущество проблем способствуют проявлению природной любознательности ипытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Одной из форм работы с талантливыми детьми всовременных условиях является создание Домов детского творчества.
Важно, увидев талант ребенка, не пускать насамотек, не думать что он сам найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальноеразвитие; не помогая нетрудно сделать его ниже посредственности.
 

3Талант
 
Особенно высокий уровень одаренности обозначаютпонятиями «талант» и «гений».
Талант — высокий уровень развития способностей,проявляемых в творческих достижениях, важных в контексте развития культуры,прежде всего — способностей специальных. О наличии таланта следует судить порезультатам деятельности, кои должны отличаться принципиальной новизной,оригинальностью подхода.
В различных областях талант может проявляться вразное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычноон проявляется в раннем возрасте; а талант в литературной, научной илиорганизаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте.
Максимальная продуктивность талантливых людейтоже проявляется в разных возрастах: в науке в 35 — 40 лет; в поэзии в 24 — 30и т.д. [6]
Талант и гений различаются, прежде всего, пообъективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способныпроизвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка,но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальностьпредполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладыватьдействительно новые пути, а не только достигать высоких точек на ужепроторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения,неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. Вкачестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назватьАристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К.Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-тосторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены введущем направлении его творчества.

Заключение
 
Природа человеческихспособностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли нашиспособности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родитьсямузыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, — это 1%способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной,так и другой точки зрения.
Сторонники идеиспособностей утверждают, что способности биологически обусловлены и ихпроявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение ивоспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускоритьпроцесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия ониобязательно проявятся.
Представители другойкрайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качествомвоспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любыеспособности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда детисамых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличалисьот образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых«детях-маугли», которые убедительно свидетельствуют о непоправимомуроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.
Способностиформируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков —наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно,для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременноевыполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъектадеятельности.
Проблема таланта игениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшнийдень не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности,которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личностирассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучениевопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теориипсихологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задачсовременного образования.
При рассмотрениипсихологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость,талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и таланттрактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается каквысшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимостьв приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.
В современной литературепоявляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему.Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся уучителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняетсякаждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать стольков свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает такихнагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходитсяговорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивогоотношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.
Многие деятелисовременной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодарякоторому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и унас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей иподростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свойпотенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут бытьразработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того какпроблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положенияв рамках единой психолого-педагогической концепции.Библиография
 
1.   ЛейтесН.С. Умственные способности и возраст. – М.: Просвещение, 1960.
2.   НемовР.С. Психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.
3.   Психологияи педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Издательство«Центр» 2002.
4.   РеанА.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. –СПб.: Издательский дом «Питер» 2002.
5.   РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989.
6.   Словарьпрактического психолога. С. Ю. Головин. 1998.
7.   ТепловБ.М. Избранные труды. В 2-х тт. Т. 1. – М.: Просвещение, 1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.