РЕФЕРАТ
Тема:«Развитие индивидуальности ребёнка»
Содержание
Ведение
1. Индивидуальность и ее проявления
2. Развитие детского характера
3. Развитие индивидуальных способностей ребёнка
4. Развитие индивидуальности в семье и в детском саду
Заключение
Список литературы
Введение
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиямединичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.Индивидуальность – это возможность действовать по собственной программе,принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется оченьрано – уже в первый месяц жизни. Ребенок сам протянул ручки к матери, сам вынулпустышку изо рта… Но, как известно, человек во многих ситуациях долженсоблюдать определенные общественные требования или действовать по принуждениюдругого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявлениеиндивидуальности!
Правда, осознается это самим ребенком как возможностьсамостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначалаиндивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первомупрямстве, а затем и в словах «Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше учеловека развита способность взаимодействовать с другими, пониматьнеоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всемизвестное «Я сам!» – ни что иное, как проявление отношения ребенка к людям, кмиру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оцениватьсвои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учетом своихвозможностей, в умении ставить цель и достигать ее.
У каждого человека есть право проявлять свою индивидуальность, ноесть и возможность потерять ее. С момента рождения этим правом наиндивидуальность владеют родители ребенка, которые уже прошли этот известныйжизненный путь. На этом пути и у них была возможность пережить наличие этогоправа человека – быть самим собой. Как они его пережили?
1.Индивидуальность и ее проявления
Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых,целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида,во-вторых, особенности конкретного представителя видов, отличающие его отдругих представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числегенетически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однакоот этого личностными они не становятся. Свойства индивида не переходят всвойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивиднымисвойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки иусловия ее формирования. Общий подход к пониманию проблемы личности,обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровскогои В.А. Петровского.
Начинать изучение проблемы личности надо с индивида – неделимойдальше частицы какого-либо целого. Но этот своеобразный социальный атом,отдельный человек, рассматривается не только как единичный представитель родачеловеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая иабстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (преждевсего телесно) от других индивидов. Гораздо содержательней другой термин «индивидуальность»,обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве еголичностных качеств и свойств. Схематически это выглядит так: человек выступаетсначала как особь, «случайный индивид», затем как социальный индивид,персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, какличность, вбирающая в себя все многообразие социальных связей и отношений.
Сущность «особой личности», по словам К. Маркса, составляетне ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а еесоциальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальнымособенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальномпреломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.
Индивидуальные свойства личности – это не то же, что личностныесвойства индивида, т.е. свойства, характеризующие его как личность.
Степень такого воздействия может быть разной. При очень сильномвоздействии можно говорить о поглощении взрослым внутреннего мира ребенка,часто это называется симбиозом. Предельным выражением его является не толькопсихическая, но и физическая зависимость человека от человека. Есть факты,свидетельствующие о том, что у ребенка, которого из-за физических недостатковпостоянно носят на руках, не развивается даже автономная терморегуляция,казалось бы, естественная функция организма.
Исследования показывают, что родители даже при выздоровлениисвоего чада продолжают относиться к нему как к ослабленному, жалеют его и… недают ничего делать самому, дабы он лишний раз не напрягался. Результат – полнаязависимость от родителей, неумение принимать собственных решений.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, вкоторых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходитв любом действии. Вот ребенок сломал игрушку, и начались упреки, вплоть доупрека в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено… И вотнельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком ис этой девочкой, нельзя высказывать свое мнение. В конце концов, этозаканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мыже говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет ине умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводуидет? Разве мы этому его учили? Просто он не научился поступать по-своему, неразвились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, ииндивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способностьвставать на точку зрения другого человека. Через ее развитие появляетсявозможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся,выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человекполучает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найтисебя, стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает восприниматьнеоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться отмухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можнокак ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. Ввозрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявлениеотношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другойточки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку исмеется, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другогопроисходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этойспособности и воображения. Он уже может сказать «я – врач» или «я – мама» ивести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем – младшем школьном – возрасте появляетсярефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными свыделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляетсяпланирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Этоочень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого вконкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрастенорм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствуетформированию у человека особенного представления о свойствах психическойреальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляетсятем в большей степени, чем выше степень развития его способности пониматьнеоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипуповедения, дает начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам отсобственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основноепереживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает восновном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость,раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненномпространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
2. Развитие детского характера
Способности дарованы ребенку при рождении, их развитие проходит посвоим четким законам. Нельзя ускорить процесс развития, если способности спят ине востребованы. Нет неспособных детей (принимаются во внимание интеллектуальнополноценные дети), есть нераскрытые способности и нетерпение взрослых. Одниспособности развиты более, другие менее. Отсюда и деление детей и взрослыхлюдей на гуманитариев и аналитиков. Деление условное, просто в определенныймомент у ребенка были замечены способности к анализу, и они в большей степениразвивались и поощрялись, а склонность к художественному восприятию непринималась во внимание, акценты были расставлены в пользу математическихвозможностей.
Возможности включают в себя способность самостоятельно решатьсобственные проблемы, ранний опыт и успехи, приносящие ребенку активность изаинтересованность, уверенность и осознание себя как человека уверенного и компетентного.
Однако детский характер может претерпевать некоторые изменения подблагоприятным или неблагоприятным воздействием окружающего мира. Индивидуальныечерты характера в силу определенных условий могут быть ослаблены, но не изжитывовсе. Поэтому, как правило, стремление изменить характер ребенка терпитнеудачи. А если попробовать найти другой подход?
Не переделывать и искоренять, а понять и пойти на компромисс.Поиск и выработка решений способствуют укреплению взаимопонимания, устраняютизнурительные трения, способствуют развитию способностей и активизируют процесспознания. Родители и дети могут обладать разными характерами, но это не должномешать их общению.
3. Развитиеиндивидуальных способностей ребёнка
Сесиль Лупан утверждает, что ребенку не нужна обязательнаяежедневная программа занятий: каждый день занимаясь всем понемногу, жизнь крохипревращается в каторгу, а желание узнать больше и больше сходит на нет. Лупансчитает, что наиболее подходящим базовым временным периодом для занятий являетсянеделя. Для этого имеет смысл составить расписание занятий, которые надопроводить с ребенком. Такая программа будет служить определенным эталоном,которого, разумеется, не всегда возможно придерживаться: кому как не родителямдоподлинно известно, что жизнь с крохой – это сплошные непредвиденныеобстоятельства. Так, если в течение одной недели что-нибудь из задуманного невыполняется, то у всегда есть возможность сделать это в следующую для занятийнеделю. Не надо добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что выобязательно использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, «смаксимальной пользой». Если постоянно думать о том, что необходимо с ребенкомзаняться чем-то развивающим, то это может плохо отразиться на отношениях с ним.Моменты молчания или расслабления не менее благоприятны для общения и единения,чем периоды напряженного внимания и совместных научных открытий.
Занятия стоит проводить таким образом, чтобы, не тратя времени наподготовку, иметь возможность проводить «урок» в любых условиях. По мнениюЛупан, гораздо эффективнее ежедневных «занятий» различные знания, полученная вповседневной жизни информация. Уроком для ребенка будет просто то время, когдаон систематизирует полученные знания или использует их на практике. Если малышутратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и недвижется вперед, необходимо прекратить уроки на несколько недель или дажемесяцев. В этом нет ничего страшного: нужно время, чтобы знания отстоялись,считает Лупан. А когда после перерыва занятия возобновятся, то ребенок начнетделать колоссальные успехи. Сесиль Лупан не дает конкретных рекомендаций,когда, как и чему учить ребенка.
Чтобы ребёнок чувствовал свою индивидуальность, нужно принять еготаким, какой он есть. Нельзя его любить только за его достижения. Нужно веритьв благородство его мотивов и поступков, понимать его стремления и позицию, датьреализовать себя.
4. Развитиеиндивидуальности в семье и в детском саду
Ребенок – это центральная фигура образования, его объект исубъект. Именно для ребенка и ради него существуют детские сады и школы,воспитатели и учителя. На него направлены усилия и надежды педагогов иродителей. Родители бережно передают педагогам самое ценное, что у них есть –своего сына или дочку. Ребенок раньше был открыт для родителей: вся его жизнь,все желания, трудности, радости и неприятности детской жизни были для родителейоткрытой книгой. Ребенок был понятен, большая часть его жизни проходила наглазах у любящих родителей. И вдруг пришлось отдать ребенка в незнакомые, чужиеруки, доверить педагогу. Теперь далеко не вся жизнь ребенка подконтрольнародителям. У них может возникнуть понятное беспокойство или даже чувствобеспомощности, а иногда и ревности. Для самого ребенка переход из семьи в детскийсад, а затем в школу, от мамы, папы и других родных людей к педагогу – тожесерьезное испытание. Так чем же отличаются родители и педагоги и что между нимиобщее?
Сходство в том, что и те, и другие – взрослые. Они смотрят наребенка глазами взрослого, оценивают его с позиций взрослого, ставят цели своейобразовательной деятельности, выстраивают портрет идеального ребенка истремятся к тому, чтобы реальный ребенок соответствовал (или хотя быприближался) к этому идеалу.
Но между родителями и педагогами существует и значительнаяразница. Для родителей ребенок – его собственная часть, его произведение,возможность воплощения того, что не смогли осуществить они сами. Когда мыспросили родителей, за что они любят своих детей, один папа сказал о своейдочери: «За то, что она моя». Воспитание и обучение ребенка для родителей – этовыбор дороги в будущую жизнь и для ребенка, и для самих родителей. Отрезультатов воспитания и образования ребенка во многом зависит, какой будетжизнь родителей в ближайшем и отдаленном будущем.
Родители видят ребенка ежедневно в самых разных ситуациях и видахдеятельности: в труде, на отдыхе, в игре, в общении со знакомыми и незнакомымилюдьми, взрослыми и детьми, с малышами и животными. Они понимают скрытый отглаз мир ребенка через разговор с ним, его рисунки и игры, его эмоции ипоступки. Кроме того, в отношениях родителей и детей есть прошлое, память ораннем детстве и некоторая биологическая связь, которая убывает с возрастом, ноне исчезает совсем. То есть родители связаны с ребенком на всю жизнь.
Воспитатель детского сада тоже видит ребенка во многих ситуациях,хотя их разнообразие меньше. Но воспитатель видит только настоящее. У него и уребенка нет общего прошлого, нет биологической связи. Для него ребенок – одиниз многих. И образовательный процесс связывает его с ребенком на достаточнокороткое время – всего на несколько лет. Педагогические неудачи и ошибки уйдутиз его жизни вместе с ребенком в школу и семью. Но у воспитателя есть и своипреимущества: он имеет возможность оценить личность ребенка в сравнении сдругими детьми, а значит, яснее увидеть его недостатки. В этом есть инегативная сторона: педагог постоянно сравнивает ребенка с другими детьми.Достоинства же ребенка обычно лучше видят родители, хотя бывает и наоборот. Этопроблема не только воспитателя, но и учителя.
Учитель видит ребенка лишь в очень ограниченном круге ситуаций: восновном на уроке, во взаимодействии с одноклассниками и педагогами в рамкахшкольной среды. В отношениях учителя и ребенка есть еще одна особенность:учитель оценивает ребенка с помощью отметки. При этом обычно, особенно вначальной школе, он оценивает не только его знания, но и поведение. Да и знанияон может оценить только по тому, насколько ребенок сумел их оречевить, то естьвыразить в речевой устной или письменной форме.
Таким образом, родители знают прошлое и настоящее ребенка, мечтаюто его будущем, а педагоги знают настоящее и представляют усредненную модельбудущего.
Каковы же основные задачи родителей, воспитателя и учителя вобразовательном процессе, которые в данный момент решают семья иобразовательные учреждения?
Задачи родителей: понять своего ребенка, создать развивающую средуи развивать его тело и душу, дать принципиальные знания о мире и обществе, датьосновные нравственные ориентиры, научить жить согласно законам нашего общества,научить любить и защитить от вредоносных факторов.
Основные задачи воспитателей ДОУ: создать развивающую среду иразвивать восприятие, речь, мышление ребенка, получать знания о возрастныхособенностях ребенка, его здоровье и использовать их для развития ребенка, датьребенку знания о нормах поведения в детском саду, с детьми и взрослыми, научитьвзаимодействовать со сверстниками.
Основные задачи учителей: дать знания, умения, навыки попредметам, развивать его мышление, внимание, память, оценить его знания,умения, навыки в соответствии со стандартом, дать знания о нормах поведения вшколе, научить партнерским отношениям со сверстниками.
Итак, выделим несколько факторов, которые отличают взгляд на ребенкародителей и педагогов.
Для родителей индивидуальность ребенка – предмет постоянногоизучения, гордости или разочарования, своих детских воспоминаний, сравнивания ссобой в детстве, любовного отношения. Развитие ребенка – это главная задачародителей, но они часто действуют интуитивно, не обладая профессиональнымизнаниями и нередко теша свое тщеславие.
Оценивание ребенка родителями многосторонне, ревностно исубъективно в сравнении с оценкой ими других детей. В то же время оценкародителей больше опирается не на то, что знает ребенок, не на его поступок, апроисходит в соответствии с его индивидуальностью (полом, биологическимвозрастом и т.д.) в контексте всей истории развития ребенка, событий его жизни(болезни его и его близких, других стрессов и ярких впечатлений).
Защита ребенка от психогенных повреждающих факторов в основномложится на родителей. Они хорошо знают индивидуальность своего ребенка. То, чтоне вредит психике одного ребенка, другому может нанести непоправимый ущерб.
Еще один важнейший фактор отношений между родителями и детьми –любовь. Любовь к ребенку – непреходящая ценность. Родители любят своих детей.Они могут любить и гордиться, любить и страдать, любить и жалеть. Они сердятся,ругают, наказывают – и при этом любят. Они прижмут, обнимут, погладят, поцелуют– и дадут ребенку чувство защищенности, веры в лучшее, понимания, прощения,принятия, надежды на помощь и участие. Родители всегда должны быть на сторонеребенка против трудностей жизни. Нельзя осуждать их за то, что они бросаются вбой за своего сына или дочку – на то они и родители.
Для педагогов индивидуальность ребенка – отправная точка дляпостроения педагогического процесса и для коррекции отклонений от основногообразовательного маршрута. Родители лучше знают индивидуальность своегоребенка. Они могут выстроить свои отношения с ребенком, воспитание и обучение всоответствии с его индивидуальностью. Но, не имея педагогических знаний и частоне имея опыта, они иногда не столько помогают ребенку, сколько мешают емубессистемным, сумбурным использованием его индивидуальных особенностей илинеумелыми действиями, направленными на «развитие» того, что ребенку пока недано. Педагоги, в отличие от родителей, умеют использовать типологическиеособенности детей данного возраста, но недостаточно владеют знаниями обиндивидуальности конкретного ребенка и зачастую не имеют возможностииндивидуально работать с каждым ребенком в группе или классе.
Развитие ребенка – это одна из важнейших задач педагога, которыйобладает профессиональными знаниями, но не соотнесенными с индивидуальностьюребенка. Взгляд на развитие у педагогов часто происходит через призму знаний,умений и навыков. Родители в своем большинстве озабочены тем, чтобы развиватьсвоего ребенка, но они подвержены моде, бросаются в крайности, «перекармливают»ребенка развивающими занятиями в ущерб нормальному развитию, лишают егонеобходимой для нормального развития свободной самостоятельной игры. Онипытаются ускорить развитие ребенка, перепрыгнуть через необходимые ступениразвития.
Педагоги, в отличие от родителей, имеют знания о закономерностяхфизического и психического развития детей данного возраста, опыт работы сразными детьми. Их проблемы состоят в том, что они часто подменяют цели: вместоразвития ребенка на первое место ставится обучение и подготовка к проверкезнаний, умений и навыков, к передаче ребенка на следующее звено обучения (издетского сада в начальную школу, из начальной школы в основную) в соответствиис требованиями этого звена. Впрочем, это скорее не проблема конкретногопедагога, а проблема современной педагогики.
Оценивание ребенка педагогами практически всегда происходит всравнении с усредненным стандартом и с результатами, показанными другимидетьми. К тому же оценивание часто происходит не столько качественно, сколькоколичественно: в виде отметки. Родители оценивают ребенка не только за учебныйрезультат, но и за старание, за намерения, за самые разные виды деятельности.Их оценка носит качественный характер, сообразуется с ситуацией, ссамочувствием ребенка и т.д. Они заинтересованы в положительном результате ирадуются ему вместе с ребенком. Однако минусы родительской оценки в том, чтоона субъективна. Родителям не с чем сравнить успехи своего ребенка и егонеудачи. Они склонны преувеличивать и успехи, и неудачи. Им часто не хватает низнаний, ни терпения, ни такта, а иногда и уважения к ребенку.
Педагоги обычно не склонны преувеличивать успехи ребенка. Онимогут сравнить ребенка с его ровесниками и отметить, насколько его результатыотличаются от среднего уровня. Они менее эмоционально относятся к успехамребенка и поэтому часто более терпеливы. В то же время круг тех видовдеятельности, за которые педагог может похвалить ребенка, значительно уже. Научителя давит отметочная система оценивания, которая метит ребенка не толькокак неуспешного в данной деятельности или совершившего проступок, а как«плохого» или «хорошего».
Защита от психогенных повреждающих факторов каждого ребенка неявляется главной задачей педагога. Его задача – защитить детей в целом, а неконкретного ребенка. Родители, общаясь с педагогом, недовольным успехами илиповедением ребенка, обычно встают на защиту своего сына или дочери, даже есличувствуют, что не правы. Но, приходя домой, они часто тут же меняют своюпозицию, начиная ругать и наказывать ребенка. Такая «защита» скорее имеет цельюзащитить свое самолюбие, но не ребенка. Правда, поругав, большинство родителейвсе равно потом приласкают.
А любит ли педагог ребенка так, как любят его родители? Конечно,нет. Педагоги должны любить детей, но не обязаны любить каждого конкретногоребенка. Однако они тоже должны быть на стороне каждого ребенка противтрудностей, которые его подстерегают. Любовь всегда права. Нельзя осуждать залюбовь к ребенку. Но любовь, которая сковывает ребенка в его развитии, не даетему права ошибиться и набить свои шишки, привязывает к родителям крепкимипутами, может привести к плачевным результатам.
Итак, и у педагогов, и у родителей есть свои сильные и слабыестороны во взгляде на ребенка, свои цели, задачи, права, о которых каждаясторона должна знать и которые должна уважать. Ребенок находится междуродителями и педагогами, между семьей и школой (или детским садом). Если мыбудем тянуть его каждый в свою сторону, то рискуем деформировать его психику.
Заключение
Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основнаяформа развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Длясубъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) – история производственнойдеятельности человека в обществе, в частности, история формирования егопрофессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных,личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии.Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивойдинамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы еесвойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личностивсегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию,соизмеряемому в биографических и исторических датах, происходящими событиями.Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения,внутренней жизни и события впечатления.
К событиям внешней среды относятся, объективные, независящие отсубъекта изменения «исторические события, изменения в составе родственников идр.».
События поведения представляют собой поступки человека. Есливпечатления действительности породили переживания, повлиявшие на ход жизненногопути, то такие впечатления являются событиями. Наиболее отчетливо такая природасобытий выступает когда явления, произведшие впечатления, само по себе не имеетникакого объективного значения для жизненного пути. Одни и те же событияисторического времени могут иметь разную степень значимости для человека,выступать или не выступать в качестве поворотных, узловых моментов его жизни.Человек может иметь разную степень включенности в историческое время. Современем индивидуальность становится регулятором как хода собственного развития,так и гармонии ее свойств.
Изучение индивидуальности требует рассмотрения ее как многомернойсистемы, развитие и формирование которой подчиняется определеннымзакономерностям. Важным признаком человеческой индивидуальности являетсяактивность созидающей творческой деятельности человека. Мера активности,напряженности работы внутреннего мира является показателем духовностииндивидуальности. Эффекты внутренней работы проявляются в поведении идеятельности как результат творчества, производящие ценности для общества.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. «Проблемыпсихологии личности» Москва, 1977.
2. Ананьев Б.Г. «Опроблемах современного человекознания» Москва, 1977.
3. Бодалев А.А. «Личностьи общение» Москва, 1983.
4. Берн Э. «Игры, вкоторые играют люди. Люди, которые играют в игры» Москва, 1988.
5. Леонтьев А.Н. «Деятельность,сознание, личность»
Москва, 1975.
6. Немов Р.С. «Общиеосновы психологии в 3 томах» том 1. Москва, 1995
7. Рубинштейн С.Л. «Теоретическиевопросы психологии и проблемы личности. Психология личности. Тексты»
Москва, 1982.
8. Хрестоматия. Психологияличности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург, 2000.
9. Осмолов А.Г. «Культурно-историческаяпсихология и конструирование миров» Москва-Воронеж, 1996.