Реферат по предмету "Психология"


Работа психолога в очаге экстремальной ситуации. Экстренная психологическая помощь

Московский Институт Права
Курсовая работа
По дисциплине:
«Психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
На тему:
«Работа психолога в очаге экстремальной ситуации. Экстреннаяпсихологическая помощь»
Выполнила:
Черкашина А.В.
Группа: 07П-544-3КС Психология
Проверил:
Москва 2009

Содержание
Введение
Работа психолога в очаге экстремальной ситуации
Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях
Пример: захват террористами самолета
Заключение
Литература
Введение
В данной работе я попытаюсь доказать актуальность и важностьработы психолога в очаге экстремальных ситуаций и оказания экстренной помощи вэкстремальных ситуациях.
Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своихпсихологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональныйшок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладаниемчувства отчаяния и страха при обостренном восприятии.
Затем наступает психофизиологическая демобилизация,существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния спреобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральныхнорм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации кней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характерпсихогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальнойситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительностидействия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохраненияопасности и от новых стрессовых воздействий.
На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когдапостепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняютсяпониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затемнаступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение.
На третьем этапе у человека, пережившего экстремальныйстресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации,оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретаюттакже травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненногостереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированиюотносительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличиевыраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций,порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У пережившихэкстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а такжекритическое отношение к своим возможностям.
При оказании психологической помощи людям, побывавшим вэкстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важноеположение настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии иначинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только самичрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, ихвнезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многомпредопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только впосткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияниякатастрофы на динамику социальной структуры, на производственное,социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографическиепроцессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все болееактуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы сразличными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях.
Значительное внимание уделяется в психологической литературевыявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психическихфеноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий. В частности,психологические феномены, возникающие в условиях воздействия чрезвычайныхфакторов, описываются в литературе под названием посттравматическогострессового синдрома, или посттравматического стрессового расстройства. Исследуютсяразнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствиевоздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация,конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хроническихнегативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии,раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могутдостигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующеевоздействие на интеллектуально-мнестическую деятельность человека, затрудняяпроцесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональныепереживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднятьадекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешаяпринятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. Этиявления, отражающие феноменологию психического функционирования человека вкризисе, оказываются в центре внимания как врачей-психиатров и психотерапевтов,так и психологов, оказывающих психологическую помощь людям, пострадавшим вчрезвычайных ситуациях 1.
Работа психолога в очаге экстремальной ситуации
Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природныхкатастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей странеза последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способныхоказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотряна всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологическойпомощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время всееще остаются достаточно новыми для психолога.
В рамках теории посттравматического расстройства и возникшейв конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическаятравма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком какугроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность,становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживаниемособого рода (2).
Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать слюдьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы ибеженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы,гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные итехногенные катастрофы (3).
Главное содержание психологической травмы составляет утратаверы в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком иподдается контролю.
Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействиемменяется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемыхчувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этогоон кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом»между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будетпроисходить потом.
Если раньше основную озабоченность вызывали такиепоследствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезнейи травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиямидля психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесшихпсихотравму, 80% нормально функционируют, а у 20% через некоторое время (2-6месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной,психосоциальной, профессиональной, психосоматической (4).
Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, какможно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многиенежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.
По наблюдениям исследователей, на психическое состояниенаиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленнымидействиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности илислучайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все жетяжелее, чем природные катаклизмы.
/>/>Экстренная психологическая помощь в экстремальныхситуациях
Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остромстрессовом состоянии (или ОCP — острое стрессовое расстройство). Это состояниепредставляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации.
Психодиагностика, психотехники воздействия и процедураоказания психологической помощи в экстремальных ситуациях имеют свою специфику(5).
В частности, психодиагностика в экстремальных ситуацияхимеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времениневозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в томчисле практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайныхобстоятельств.
Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычныеметоды психологического воздействия. Все зависит от целей психологическоговоздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; вдругом следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем провести переговоры.
Главными принципами оказания помощи перенесшимпсихологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:
• безотлагательность;
• приближенность к месту событий;
• ожидание, что нормальное состояние восстановится;
• единство и простота психологического воздействия.
Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должнабыть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы,тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе ипосттравматического стрессового расстройства.
Смысл принципа приближенности состоит в оказании помощи впривычной обстановке и социальном окружении, а также в минимизацииотрицательных последствий «госпитализма».
Ожидание, что нормальное состояние восстановится: с лицом,перенесшим стрессовую ситуацию, следует обращаться не как с пациентом, а как снормальным человеком. Необходимо поддержать уверенность в скором возвращениинормального состояния.
Единство психологического воздействия подразумевает, чтолибо его источником должно выступать одно лицо, либо процедура оказанияпсихологической помощи должна быть унифицирована. Простота психологическоговоздействия — необходимо отвести пострадавшего от источника травмы,предоставить пищу, отдых, безопасное окружение и возможность быть выслушанным.
В целом служба экстренной психологической помощи выполняетследующие базовые функции:
практическую: непосредственное оказание скоройпсихологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению;
координационную: обеспечение связей и взаимодействия соспециализированными психологическими службами.
Ситуация работы психолога в экстремальных условияхотличается от обычной терапевтической ситуации, по меньшей мере, следующимимоментами (6):
• Работа с группами. Часто приходится работать с группамижертв, и эти группы не создаются психологом (психотерапевтом) искусственно,исходя из нужд психотерапевтического процесса, они были созданы самой жизнью всилу драматической ситуации катастрофы.
• Пациенты часто пребывают в остром аффективном состоянии. Иногдаприходится работать, когда жертвы находятся еще под эффектом травмирующейситуации, что не совсем обычно для нормальной психотерапевтической работы.
• Нередко низкий социальный и образовательный статус многихжертв. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своемусоциальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы вкабинете психотерапевта.
• Разнородность психопатологии у жертв. Жертвы насилия частострадают, помимо травматического стресса, неврозами, психозами, расстройствамихарактера и, что особенно важно для профессионалов, работающих с жертвами,целым рядом проблем, вызванных самой катастрофой или другой травмирующейситуацией. Имеется в виду, например, отсутствие средств к существованию,отсутствие работы и пр.
• Наличие почти у всех пациентов чувства потери, ибопоскольку часто жертвы теряют близких людей, друзей, любимые места проживания иработы и пр., что вносит вклад в нозологическую картину травматическогостресса, особенно в депрессивную составляющую данного синдрома.
• Отличие посттравматической психопатологии от невротическойпатологии. Можно утверждать, что психопатологический механизм травматическогостресса принципиально отличается от патологических механизмов невроза. Такимобразом, необходимо выработать стратегии работы с жертвами, которые охватили быи те случаи, когда имеет место «чисто» травматический стресс, и теслучаи, когда имеет место сложное переплетение травматического стресса с другимипатогенными факторами внутреннего или внешнего происхождения.
Цель и задачи экстренной психологической помощи включаютпрофилактику острых панических реакций, психогенных нервно-психическихнарушений; повышение адаптационных возможностей индивида; психотерапиювозникших пограничных нервно-психических нарушений. Экстренная психологическаяпомощь населению должна основываться на принципе интервенции в поверхностныеслои сознания, то есть на работе с симптоматикой, а не с синдромами (7).
Проведение психотерапии и психопрофилактики осуществляют вдвух направлениях. Первое со здоровой частью населения — в виде профилактики:
а) острых панических реакций;
б) отсроченных, «отставленных» нервно-психическихнарушений.
Второе направление — психотерапия и психопрофилактика лиц сразвившимися нервно-психическими нарушениями. Технические сложности веденияспасательных работ в зонах катастроф, стихийных бедствий могут приводить ктому, что пострадавшие в течение достаточно продолжительного времени окажутся вусловиях полной изоляции от внешнего мира. В этом случае рекомендуетсяпсихотерапевтическая помощь в виде экстренной «информационной терапии»,целью которой является психологическое поддержание жизнеспособности тех, ктожив, но находится в полной изоляции от окружающего мира (землетрясения,разрушение жилищ в результате аварий, взрывов и т.д.). «Информационнаятерапия» реализуется через систему звукоусилителей и состоит из трансляцииследующих рекомендаций, которые должны услышать пострадавшие:
1) информация о том, что окружающий мир идет к ним на помощьи делается все, чтобы помощь пришла к ним как можно быстрее;
2) находящиеся в изоляции должны сохранять полноеспокойствие, т.к это одно из главных средств к их спасению;
3) необходимо оказывать себе самопомощь;
4) в случае завалов пострадавшие не должны приниматькаких-либо физических усилий к самоэвакуации, что может привести к опасному дляних смещению обломков;
5) следует максимально экономить свои силы;
6) находиться с закрытыми глазами, что позволит приблизитьсебя к состоянию легкой дремоты и большей экономии физических сил;
7) дышать медленно, неглубоко и через нос, что позволитэкономить влагу и кислород в организме и кислород в окружающем воздухе;
8) мысленно повторять фразу: «Я совершенно спокоен»5 — 6 раз, чередуя эти самовнушения с периодами счета до 15-20, что позволитснять внутреннее напряжение и добиться нормализации пульса и артериальногодавления, а также самодисциплины;
9) высвобождение из «плена» может занять большевремени, чем хочется потерпевшим. «Будьте мужественными и терпеливыми. Помощьидет к вам».
Целью «информационной терапии» является такжеуменьшение чувства страха у пострадавших, т.к известно, что в кризисныхситуациях от страха погибает больше людей, чем от воздействия реального разрушительногофактора. После освобождения пострадавших из-под обломков строений необходимопродолжить психотерапию (и прежде всего — амнезирующую терапию) в стационарныхусловиях.
Еще одной группой людей, к которым применяется психотерапияв условиях ЧС, являются родственники людей, находящихся под завалами, живыми ипогибшими. Для них применим весь комплекс психотерапевтических мероприятий:
• поведенческие приемы и методы, направленные на снятиепсихоэмоционального возбуждения, тревоги, панических реакций;
• экзистенциальные техники и методы, направленные напринятие ситуации утраты, на устранение душевной боли и поиск ресурсныхпсихологических возможностей.
Еще одна группа людей, к которым применяется психотерапия взоне ЧС, это спасатели. Основной проблемой в подобных ситуациях являетсяпсихологический стресс. Именно это обстоятельство значительно влияет натребования, предъявляемые к специалистам служб экстренной помощи. Специалистунеобходимо владеть умением своевременно определять симптомы психологических проблему себя и у своих товарищей, владеть эмпатическими способностями, умениеморганизовать и провести занятия по психологической разгрузке, снятию стресса,эмоционального напряжения. Владение навыками психологической само- ивзаимопомощи в условиях кризисных и экстремальных ситуаций имеет большоезначение не только для предупреждения психической травматизации, но и дляповышения устойчивости к стрессовым воздействиям и готовности быстрогореагирования в чрезвычайных ситуациях.
В результате осуществления обширной исследовательскойпрограммы немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласогга (8) разработали рядрекомендаций для психолога, другого специалиста или добровольца, работающих вэкстремальной ситуации. Эти рекомендации полезны как психологам принепосредственной работе в местах массовых бедствий, так и для подготовкиспасателей и сотрудников специальных служб (9).
Правила для сотрудников спасательных служб:
1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что ужепринимаются меры по спасению.
Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуациион не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь свами, пока не приедет „Скорая помощь». Пострадавший также должен бытьпроинформирован о том, что сейчас происходит: „Скорая помощь“ уже в пути".
2. Постарайтесь избавить пострадавшего от постороннихвзглядов.
Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризиснойситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например,отогнать любопытных от места происшествия.
3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.
Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтомувозьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к головеили иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, чтои пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться наодном уровне с пострадавшим.
4. Говорите и слушайте.
Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы,выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже еслипострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спроситепострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если выиспытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.
Правила первой помощи для психологов:
1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится всостоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является среднийуровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и какдолго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страхнеуспеха.
2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите,какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших внаибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одномпострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
3. Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайтеимена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет,что вы об этом позаботились.
4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмитепострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или инымчастям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что ипострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
5. Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какиемеры требуется принять для оказания помощи в его случае.
6. Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите овашей квалификации и опыте.
7. Дайте пострадавшему поверить в его собственнуюкомпетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это,чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возниклочувство самоконтроля.
8. Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно,будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. Прирасставании найдите себе заместители и проинструктируйте его о том, что нужноделать с пострадавшим.
10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшегодля оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайтелюбых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнеговнимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающеев ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационныхупражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вестипрофессионально подготовленный модератор.
При осуществлении экстренной психологической помощинеобходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают отследующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией (10):
1. Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, покапотенциальные жертвы будут предупреждены — например, постепенно достигающиекритической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнеесобытие, тем оно разрушительнее для жертв.
2. Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия икатастрофы, к счастью, редки — люди часто учатся переживать их в момент стресса.
3. Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например,постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, аземлетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Темне менее у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, вслучаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждымпоследующим днем.
4. Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролироватьсобытия во время катастроф: может пройти немало времени, прежде чем человексможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утратаконтроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могутнаблюдаться признаки «выученной беспомощности».
5. Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться слюбимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее это пребывать вожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерятьиз-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительныхтравматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановлениеутраченного.
6. Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой,могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых ивраждебных условиях.
7. Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизниситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательнуюкарту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубокимизменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью оченьвероятен тяжелый экзистенциальный кризис.
8. Моральная неуверенность. Жертва катастрофы можетоказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностейрешения, способные изменить жизнь, — например, кого спасать, насколькорисковать, кого обвинять.
9. Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядетьнаилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человекделал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго послетого, как другие раны уже затянулись.
10. Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее,скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением исоциальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человекаадаптироваться к ним или остаться чужаком: в последнем случае эмоциональныйущерб сочетается с социальной дезадаптацией.
Важное место занимает вопрос о динамике психогенныхрасстройств, развившихся в опасных ситуациях. Ему посвящено достаточно многоспециальных исследований. В соответствии с работами Национального институтапсихического здоровья (США), психические реакции при катастрофах подразделяютсяна четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования ивосстановления.
1. Героическая фаза начинается непосредственно в моменткатастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическоеповедение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложныепредположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.
2. Фаза «медового месяца» наступает послекатастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильноечувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этойфазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудностибудут разрешены.
3. Фаза разочарования обычно длится от 2 месяцев до 1-2 лет.Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствиекрушения надежд.
4. Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают,что им самим необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы, и берутна себя ответственность за выполнение этих задач.
Другая классификация последовательных фаз или стадий вдинамике состояния людей после психотравмирующих ситуаций предложена в работеРешетникова и др. (1989):
1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вследза состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 ч; характеризуется общимпсихическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов,обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов,проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) приодновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности кцелесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладаетчувство отчаяния, сопровождающееся ощущениями головокружения и головной боли,сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. До 30%обследованных при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечаютувеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более.
2. «Психофизиологическая демобилизация». Длительностьдо трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадиисвязано с первыми контактами с теми, кто получил травмы, и с телами погибших, спониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Характеризуетсярезким ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладаниемчувства растерянности, панических реакций (нередко — иррациональнойнаправленности), понижением моральной нормативности поведения, снижением уровняэффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями,некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные немогут достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни). Большинствоопрошенных жалуются в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове,неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (дажеотсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполненияспасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечениемтел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий приуправлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийныхситуаций.
3. «Стадия разрешения» — 3-12 суток послестихийного бедствия. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируетсянастроение и самочувствие. Однако по результатам наблюдений у абсолютногобольшинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничениеконтактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижениеинтонационной окраски речи, замедленность движений. К концу этого периодапоявляется желание «выговориться», реализуемое избирательно,направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийногобедствия, и сопровождающееся некоторой ажитацией.
Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двухпредшествующих фазах, в том числе тревожные и кошмарные сновидения, в различныхвариантах отражающие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состоянияобъективно отмечается дальнейшее снижение физиологических резервов (по типугиперактивации). Прогрессивно нарастают явления переутомления. Средниепоказатели физической силы и работоспособности (в сравнении с нормативнымиданными для исследованной возрастной группы) снижаются на 30%, а по показателюкистевой динамометрии на 50% (в ряде случаев до 10-20 кг). В среднем на 30%уменьшается умственная работоспособность, появляются признаки синдромапирамидной межполушарной асимметрии.
4. «Стадия восстановления». Начинаетсяприблизительно с 12-го дня после катастрофы и наиболее отчетливо проявляется вповеденческих реакциях: активизируется межличностное общение, начинаетнормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые послекатастрофы могут быть отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик уокружающих, восстанавливаются нормальные сновидения. Учитывая зарубежный опыт,можно также предполагать у лиц, находившихся в очаге стихийного бедствия,развитие различных форм психосоматических расстройств, связанных с нарушениямидеятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой, иммунной иэндокринной систем.
Еще одна классификация (11) выделяет три фазы:
1. Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы ибеспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмоопасных районах и зонах, гдечасты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется либо не осознается.
2. Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия дотого момента, когда организуются спасательные работы. В этот период страхявляется доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- ивзаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как«героическая фаза». Паническое поведение почти не встречается оновозможно, если пути спасения блокированы.
3. Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько днейпосле стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ иоценкой возникших проблем. Новые проблемы, возникающие в связи с социальнойдезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторовсчитать этот период «вторым стихийным бедствием».Пример: захват террористами самолета
Оказавшись на борту захваченного самолета психолог можетоказать неоценимую помощь как после освобождения заложников, так и оказавшисьвместе с ними. В том случае, если психолог оказался на борту захваченногосамолета, он может скоординировать действия захваченных вместе с ним людей,занять позицию организатора действий, помочь пережить эту неприятную ситуацию снаименьшим риском для жизни, а так же предотвратить различные негативныепоследствия и расстройства со стороны психического состояния людей.
Действия психолога, который сообщает людям всю необходимуюинформацию и настраивает людей на правильное поведение.
1. Необходимо предупредить пассажиров о том, что в некоторыхкомпаниях есть вооруженные охранники или сотрудники службы безопасности поборьбе с воздушным пиратством. Если такие сотрудники находятся на борту, в ихобязанности входит не допустить захвата самолета. Настроить на то, чтобы всенаходились начеку и были готовы упасть на пол, чтобы найти укрытие в первыемоменты захвата самолета, а так же о том, что подняться можно только в томслучае, если будут уверены, что стрельба прекратилась. Но в любой ситуации невставали и не проявляли излишнего любопытства. Как правило, пассажир, которыйсуетится, может быть убит или ранен в перекрестном огне.
2. Не давали повода, чтобы террористы приняли пассажира заохранника или сотрудника службы безопасности по борьбе с воздушным пиратством. Террористымогут действовать группами. Они могут занимать места среди пассажиров вготовности убить любого, кто покажется им охранником. Нельзя делать резкихдвижений, не доставайте ничего из пиджака или багажа.
3. Взрыв на борту. При взрыве бомбы или взрывного устройствадавление в салоне может резко уменьшиться. При этом образовавшаяся дыра будетзасасывать людей и предметы. Психологу необходимо проконсультировать пассажировпо этому поводу, попросить пристегнуться ремнем безопасности, чтобы непострадать.
4. Настроить пассажиров на выполнение инструкции членовэкипажа. Члены экипажа прошли специальную подготовку по выполнению своихобязанностей в чрезвычайной обстановке. Не стоит предпринимать самостоятельныхдействий, если необходимость в них не будет вызвана крайними причинами. Преждечем предпринять какие-либо действия, необходимо все продумать. Психологуспокоит других пассажиров.
5. Не привлекать к себе внимания какими-либо действиями. Этонаиболее важное правило выживания в случае угона самолета. Не стоитустанавливать визуального контакта с террористами, жаловаться. Психологнастраивает на незаметное поведение, нейтральную позу, т.к не стоит показыватьсвоего страха или гнева без необходимости.
6. При нахождении не здорового человека на борту необходимооб этом дать знать террористам. Психолог должен настроить этого человека наспокойное поведение. В этом случае террористы лишены повода обратить на негоособое внимание. Если же беспокоить их, то человек подвергнется оскорблениям ифизическому воздействию.
7. Не стоит задавать вопросов. Это не только обратит на себявнимание, но и разозлит террористов. Они могут отыграться на пассажирах.
8. Не стоит заискиваться перед террористами. Как правило,они не уважают тех, кто перед ними унижается.
9. Психолог должен подготовить людей к худшему. Во многихслучаях террористы проявляют жестокость и грубость. Не стоит пытаться урезонитьих. Никогда не следует недооценивать их жестокость, они способны кнепредсказуемым действиям. Нельзя предпринимать никаких действий, которые бызаставили их поступать бездумно по причине страха или гнева, они могутпопытаться подвергнуть пассажиров унижению. Воспринимайте их оскорбления нужнобез жалоб. Если настроить их против себя, позже они с человеком рассчитаются.
10. Психолог настраивает на то, что есть и пить придется всеи как можно больше. Пища, возможно, будет подаваться нерегулярно. Нельзякапризничать и привередничать. Еда может быть нерегулярной. Оставатьсязаложником возможно долгое время, поэтому необходимо поддерживать свои силы,если есть такая возможность.
11. Придется привыкнуть к дискомфорту. Возможна любаяситуация, такая как отсутствие света, жара или холод, отсутствие света, и др. Утешениемможет служить то, что террористы будут испытывать такие же неудобства, что вконечном счете будет способствовать разрешению конфликта.
12. Психолог настраивает людей на запоминание всегопроисходящего на борту самолета. В случае вашего освобождения или побега этопоможет властям в получение ценной информации.
13. Нужно изучить, как можно покинуть самолет быстро. Запомнитьрасположение выходов. Особенно важно запечатлеть в памяти количество рядоввпереди и позади вас до ближайшего выхода. При возникновении пожара и большомзадымлении пригнуться, при необходимости — опустится на колени и на локти,чтобы дым и вредные газы не попали в легкие, и пробираться к выходу.
14. Необходимо подготовить пассажиров к возможной попыткеосвобождения самолета. Если слышится шум за бортом, нельзя подавать вида всторону источника звуков. Нужно пригнуться в своем кресле и приготовитьсяприкрыть голову или защитить своих детей.
15. Как только попытка освобождения самолета началась,нельзя вмешиваться. Сотрудники службы безопасности это профессионалы, которыезнают, что делают.
Главная задача психолога успокоить всех, настроить навыполнение указаний террористов, не подбирать брошенного оружия, во избежаниесобственной смерти и т.д. Многие заложники испытывают после пережитогопсихические страдания. Это нормально. Некоторые из освобожденных говорят, чтоони чувствуют себя виновными в том, что были объектом столь пристальноговнимания. Другие терзаются от того, что не оказали достаточного сопротивленияили каким-то образом сотрудничали с террористами. Нет ничего необычного в том,что заложники, которые проявили хладнокровие, выдержку и были примером длядругих пассажиров во время сурового испытания, позднее, когда необходимостьпроявлять эти качества миновала, испытывали нервный стресс и истерику. В этомслучае очень поможет профессиональная помощь, как заложникам, так и членам ихсемьи.
Заключение
В этой работе я раскрыла актуальность и важность работыпсихолога в очаге экстремальных ситуаций и оказания экстренной помощи вэкстремальных ситуациях.
Психология экстремальных ситуаций имеет как свойтеоретический аспект, связанный с изучением особенностей психическогофункционирования в кризисе, так и практическое приложение, которое определяетсянеобходимостью оказывать психологическую помощь пострадавшим в критическихситуациях людям. Подобная психологическая помощь необходима для предотвращениянарушений поведения и профилактики психосоматических расстройств. Онапредполагает нормализацию психического состояния с нивелированием негативныхпереживаний, которые оказывают столь разрушительное воздействие как напсихические, так и на соматические функции человека. Основной задачейпсихологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторныхресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодолениянегативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективнойпсихологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состоянияи поведения человека в экстремальных ситуациях.
Литература
/>
1.   Ирина Малкина-Пых. «Экстремальные ситуации». Серия «Справочникпрактического психолога» «Эксмо», Москва, 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные средства исправления осужденных
Реферат Характеристика бухгалтерських рахунків
Реферат Phaedra
Реферат Xxxix международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 6 10 февраля 2012 г. Одвижении макрочастиц в неоднородном магнитном поле
Реферат Классификация источников найма Внешние источники найма персонала
Реферат Основные научные направления об экономичской роли государства
Реферат Мужчины терпеть не могут женщин, которые носят безобразное нижнее белье
Реферат Учреждение предприятия
Реферат Эссен, Иван Николаевич
Реферат Административное принуждение 2 Административное принуждение
Реферат «Аналіз загроз об’єкту захисту. Політика безпеки»
Реферат Многоуровневый маркетинг
Реферат Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького "На дне"
Реферат Личностно-ориентированное образование 2
Реферат Бражник прозерпина