Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Откуда происходит человеческая энергия

Эрик Берн (Eric Berne), известный американскийпсихиатр, создатель психоаналитической теории трансактного анализа.
Нашаэнергия происходит от пищи и воздуха, а железы устанавливают темпа выдачи этойэнергии; от мозга же зависит указание целей применения энергии. Если мы хотимизменить количество или назначение выдаваемой нами мы можем действовать тремяспособами.
Чтобыпонять какой-либо предмет в этом мире, мы должны прежде всего спросить себя, изкаких частей предмет состоит и как он из них составлен, откуда берется егоэнергия и как эта энергия подводится к надлежащим каналам. Чтобы понятьавтомобиль, мы должны сначала описать его части и их расположение, а потомрассмотреть, каким образом его механизм превращает энергию бензина вовращательное движение. Точно так же мы должны поступать, чтобы понять замерзшийнасос, сломанный телевизор, зловещую комету, прекрасный водопад, растущеедерево или сердитого человека. Строение называется структурой, а способдействия называется функцией. Чтобы понять Вселенную, мы изучаем ее структуру ифункцию. Чтобы понять атом, мы изучаем его структуру и функцию. В итоге мыможем управлять кораблем или построить атомный двигатель.
Структурачеловека состоит из трех видов тканей, а способ их соединения частичноопределяет его действия и реакции. Чтобы получить некоторое понятие обуправлении энергией в человеческом организме, надо изучить железы и мозг.
Наскольконам известно, человек получает энергию от пищи и кислорода. Количествопоглощаемой им пищи определяет количество энергии, которое он может реализоватьс помощью кислорода. В результате пищеварения еда преобразуется в весьмапростые вещества, которые могут храниться в запасе и употребляться по меренадобности, высвобождая энергию в процессе своих химических превращений. Уксуси сода, соединяясь в стакане, производят тепло, то есть энергию. Содержащиеся ворганизме вещества, соединяясь более сложным образом с кислородом, точно так жепроизводят тепло; при этом определенное количество пищи производит определенноеколичество калорий энергии, используемой организмом. Еще не вполне выяснено,каким образом это тепло превращается в формы энергии, необходимые организму.
Можноразличить два вида человеческой энергии: телесную энергию и психическуюэнергию; точно так же, как энергия, заставляющая двигаться автомобиль, отчастиисходит от машины и отчасти — от водителя.
Железыв очень значительной мере определяют, с какой скоростью используется телеснаяэнергия и для какой общей цели она употребляется. Щитовидная железа действуеткак акселератор, заставляя индивида работать на высокой или низкой скорости.Она может вынуждать его работать быстрее, чем это позволяет его питание; тогда ониспользует для поставки необходимой энергии все свои резервные вещества, в томчисле жир, вследствие чего человек с чрезмерно активной щитовидной железойсклонен к потере веса. С другой стороны, эта железа может замедлять работу.организма в такой степени, что он не в состоянии использовать съеденную пищу,и тогда избыток откладывается в виде жира и других веществ; поэтому человек снедостаточно активной щитовидной железой склонен к прибавке веса.
Еслищитовидную железу можно сравнить с акселератором автомобильного мотора, тонадпочечные железы действуют наподобие ракетного запала. Когда мы нуждаемся вдобавочном толчке, надпочечники внезапно высвобождают большой запас энергии.Обычно это происходит, когда мы должны сражаться или спасаться бегством; надпочечникии есть те железы, которые готовят нас к действию в случае гнева или страха.Иногда мы испытываем гнев или страх, не имея возможности что-нибудь сделать поэтому поводу, и тогда мы не в состоянии использовать излишнюю энергию. Этаэнергия должна куда-то деться, и, раз нормальный путь ее применения блокирован,она воздействует на сердечную мышцу или другие внутренние органы, вызываясердцебиение и другие неприятные ощущения. Во всяком случае, излишняя энергияне может просто исчезнуть; если она не используется своевременно для борьбы илибегства или не расходуется на сердцебиение и сокращения других внутреннихорганов, то эта энергия припасается до того момента, когда она сможетпроявиться в прямой или косвенной форме.
Ищитовидная, и надпочечные железы у разных людей работают в разном режиме. Из-защитовидной железы некоторые люди всегда в движении, другие же всегда вялы.Конечно, различия в выходе энергии могут иметь и иные причины, не связанные сэтой железой, но, когда мы пытаемся объяснить беспокойство или вялость, ее неследует упускать из виду. Точно так же, когда замечаются различия ввозбудимости, надо подумать о надпочечных железах. У некоторых людейнадпочечники все время на взводе, что нередко вызывает у них беспорядочнуюсуету; другие же никогда не испытывают того подъема животной силы, которыйсопутствует яростному гневу или паническому испугу.
Щитовиднаяжелеза задает объем деятельности индивида в целом, независимо от того, на чтоон обратит энергию. Надпочечники же высвобождают добавочную энергию, чтобыпомочь индивиду избавиться от объектов, угрожающих ему или препятствующих егожеланиям; это избавление может состоять либо в бегстве, либо в уничтоженииугрожающего объекта, либо в изгнании этого объекта.
Половыежелезы также вызывают выход энергии, и эта энергия, подобно вызываемойнадпочечниками, служит источником силы для некоторых специальных целей. Можносказать, что надпочечные железы содействуют инстинкту самосохранения,высвобождая добавочную силу для спасения или уничтожения противника. Подобнымже образом семенные железы и яичники содействуют половому инстинкту, повышаязаинтересованность в некоторой созидательной деятельности. Часть высвобождаемойими энергии может быть с успехом использована в том или ином роде романтическойили возвышенной деятельности, описываемой обычно как привязанность илитворчество.
Оцениваяроль этих желез, мы не вправе считать их источником энергии и стремлений ксозиданию или уничтожению; действительное их назначение в том, что они придаютэтим стремлениям добавочный пыл, а для осуществления их высвобождаютдополнительную энергию. Пожилые люди, железы которых постепенно ослабевают, всееще могут творить и уничтожать, но у них нет обычно того страстного возбужденияи той сосредоточенной энергии, которые проявляются в более молодом возрасте.
Далее,железы не имеют никакого отношения к способу применения высвобожденной энергии.Надпочечные железы, например, делают мышцы рук и ног сильнее и подвижнее, но неопределяют, будут ли конечности использованы для борьбы или для бегства.Половые железы придают индивиду ощущение силы и беспокойства, усиливаютпривлекательность внешних предметов, в особенности людей противоположного пола;но они не определяют, каким способом приблизиться к интересующим его объектам икого выбрать. Человек с одними только железами, но без мозга проявил бынемногим больше инициативы, чем бутылка с бродящим вином. Это можнопродемонстрировать, удалив у кошки внешние части мозга. Тогда под действиемнадпочечных желез кошка приходит в ярость почти без всякого повода и готовитсяк энергичному действию, но не знает подлинного объекта, вызвавшего эту ярость,и не в состоянии эффективно бороться с реальной угрозой. Она распаляется, но незнает, каким образом и против кого ей действовать. Для успешного воздействия сопределенной целью требуется мозг.
Интереснымсвязующим звеном между железами и мозгом является гипофиз, «главная железа»,управляющая всеми другими. Она расположена в тесном соседстве с мозгом инепосредственно с ним связана; под руководством нижней, более примитивной частимозга гипофиз рассылает химических гонцов ко всем другим железам.
Энергиюмышления и чувства труднее понять, чем энергию движения; об ее происхождении мызнаем очень мало. Известно, что действующий мозг потребляет энергию; можнопоказать, что мозг испускает электрические волны и поглощает кислород. Отсюдаможно, по-видимому, заключить, что энергия, потребляемая мозгом, имеет по своейприроде нечто общее с энергией, потребляемой телом: вполне возможно, что это таже энергия, но используемая другим образом. Можно доказать экспериментально,что существует различие между электрическими потенциалами мозга и тела, а такжемежду различными частями мозга, причем разности потенциалов меняются во времяработы мозга. Отсюда видно, что работа мозга сопровождается электрическимиявлениями.
Значительнаядоля психической энергии затрачивается на то, чтобы ничего не делать, вернее,чтобы воздерживаться от какой-либо деятельности. Одна из главных задач мозга —удерживать действия индивида в известных рамках, препятствуя ненужномувозбуждению других частей нервной системы, как это происходит у кошки споврежденным мозгом. Поддержание жесткого контроля над нижними отделами нервнойсистемы требует энергетических затрат точно так же, как управление упряжкойбеспокойных лошадей.
Психическаяэнергия затрачивается также на разделение определенных идей и эмоций радисохранения порядка в нашей психике. Если бы всевозможным мыслям и впечатлениямдозволено было беспрепятственно смешиваться, то в мозгу человека всеперепуталось бы, как сено в стогу. Когда допускается смешение обычноразделяемых мыслей и эмоций, как это бывает в шутке или в неудобной ситуации,то энергия, ранее использовавшаяся для их разделения, внезапно высвобождается иможет получить другое применение: она может, например, проявиться во взрывесмеха, плача или в покраснении лица.
Например,в ситуациях, задевающих общественный престиж, требуемое от нижестоящих чувствоуважения обычно отделяется от вызываемого подобными ситуациями чувства обиды ссоответствующей затратой умственной энергии. Иногда позволяют себе открытовыразить сдерживаемую обиду в виде возмущения. В других случаях она отчастинаходит выход в виде шутки; при этом энергия, ранее служившая для сдерживаниячувства обиды, вместе с энергией самого освободившегося чувства разряжается насобеседников, вызывая улыбки или смех.
Примерэтого — шутка о женщине, отказавшейся платить за проезд в автобусе. Натребование водителя уплатить или выйти женщина высокомерно заявила:
—Ну, уж меня-то Вы не заставите платить. Я из директорских жен.
—Все равно, — ответил водитель, к удовольствию других пассажиров, — я заставлюВас уплатить, даже если Вы единственная жена директора.
Слушателисочувственно воспроизвели в уме тот же процесс принятого вызова и вырвавшейсяобиды, который явно выразил водитель. Он употребил освободившуюся при этомэнергию на словесный ответ, они же — на улыбки. В обоих случаях к этомуприбавилась энергия, высвобожденная при открытом совмещении представлений обогатстве и полигамии. Обнаружение этой скрытой связи и ей подобных привело квыдаче определенных запасов энергии, использованных разными группами пассажировдля смеха, улыбок, разговоров или негодующих возгласов.
Такимобразом, наша энергия происходит от пищи, которую мы едим, и от воздуха,которым мы дышим. Железы играют важную роль в установлении требуемого темпавыдачи этой энергии в спокойное время или во время возбуждения. От мозга жезависит, в конечном счете, указание целей применения энергии. Следовательно, еслимы хотим изменить количество или назначение энергии, выдаваемой некоторойличностью, мы имеем три подхода. Во-первых, можно изменить выработку энергии изпищи и воздуха; это задача медицины внутренних болезней, возникающая призаболеваниях печени, легких или мышц, при анемии и т.д. Во-вторых, можноизменить выдачу энергии железами; это сложная проблема, над которой терапевты ипсихиатры работают совместно. Наконец, можно управлять выдачей энергии,вырабатываемой мозгом, что составляет задачу психиатрии.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.