Оглавление
Введение
1. Работа психокоррекционной группы
2. Групповая динамика
3. Руководство психокоррекционнойгруппой
4. Социально – психологический тренинг.
Вывод
Список использованной литературы
Введение
Групповаяпсихокоррекция – это целенаправленное использование групповой динамики, т.е. всейсовокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участникамигруппы, включая и психолога, в коррекционных целях.
Психокоррекционнаягруппа – это искусственно созданная малая группа, объединенная целямимежличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Этовзаимодействие «здесь» и «теперь» при котором участники изучают происходящие сними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
В качествесамостоятельного направления групповая психокоррекция выступает лишь в томсмысле, что рассматривает клиента в социально – психологическом плане, вконтексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая темсамым границы коррекционного процесса и фокусируясь не только на индивиде и наего внутриличностной проблематике, но и на индивиде в совокупности его реальныхвзаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром.
Взаимоотношения ивзаимодействия, в которые вступает клиент в группе, в значительной степениотражает его истинные взаимоотношения.
Группа выступает как модельреальной жизни, где клиент проявляет те же отношения, установки, ценности, те жеспособы эмоционального регулирования и те же поведенческие реакции.Использование групповой динамики направлено на то, чтобы каждый участник имелвозможность проявить себя, а так же на создание в группе эффективной системыобратной связи, позволяющей клиенту адекватнее и глубже понять самого себя,увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональныеповеденческие стереотипы, проявляющиеся в межличностном взаимодействии иизменить их в атмосфере доброжелательности и взаимного принятия.
Цели и задачи групповойпсихокоррекции определяются как раскрытие, анамнез, осознание и проработкапроблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекциянеадекватных отношений, установок, эмоциональных, поведенческих стереотипов наоснове анамнеза и использования межличностного взаимодействия.
Задачи групповойпсихокоррекции фокусируются на трех составляющих самосознания:
1. Самопонимание(когнитивный аспект)
2. Отношение к себе(эмоциональный аспект)
3. Саморегуляция(поведенческий аспект)
В групповойпсихокоррекции основным инструментом коррекционного воздействия выступаетгруппа, помогающая выявить и скорректировать проблемы клиента за счетмежличностного взаимодействия и групповой динамики, сфокусированных на процессе«здесь» и «теперь». На этом основании иногда формируется точка зрения, согласнокоторой групповая психокоррекция направлена на проработку конфликтов в сферемежличностоного взаимодействия, в то время как индивидуальная – на раскрытие,проработку глубинного внутриличностного конфликта.
Один из важнейшихмеханизмов коррекционного воздействия в групповой психотерапии – возникновениеи переживание клиентом в группе тех эмоциональных ситуаций, которые были у негов реальной жизни в прошлом и являлись субъективно неразрешимыми инеотреогированными, — предполагает проработку прошлого негативного опыта,проявляющегося в актуальной, эмоциональной ситуации в группе, без которой невозможнодобиться позитивных, достаточно глубинных личностных изменений. Адекватноесамопонимание также не может быть достигнуто вне общего контекста формированияразвития личности клиента.
1.Работа психокоррекционной группы
Факторы влияющие наэффективность психокоррекционной работы:
1. Универсальность –«чувство общности». Фактор обозначает, что проблемы клиента универсальны и втой или иной степени проявляются у всех людей. Клиент не одинок в своихпроблемах.
2. Принятие или акцепция.С. Кратохвип называет этот фактор эмоциональной поддержкой. При эмоциональнойподдержке большое значение имеет созданием клиента психологическойбезопасности.
3. Альтруизм –положительный психокоррекционный эффект на клиента может оказывать не толькоподдержка и помощь, получаемая от других, но и то, что он сам помогает другим,сочувствуя им, вместе обсуждая их проблемы.
4. Отреагирование иликатарсис – сильное проявление аффектов – важная составляющая частькоррекционного процесса. Однако считается, что отреагирование само по себе неприводит к каким либо изменениям, но создает определенную основу илипредпосылку для изменения.
5. Самораскрытие(самоэксплорация). Этот механизм в большей степени присутсвует при групповойпсихокоррекции, стимулирует откровенность, проявление скрытых мыслей, желаний,переживаний. Клиент раскрывает самого себя.
6. Обратная связь иликонфронтация. Обратная связь означает, что клиент узнает от других членовгруппы, как они воспринимают его поведение, как оно на них воздействует. Другиелюди могут быть источником той информации о нас самих, которая нам не совсемдоступна.
7. Инсайт (осознание).Инсайт означает понимание клиентом неосознаваемых прежде связей междуособенностями своей личности и неадаптивными способами поведения. Инсайтотносится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытоми опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения.
8. Коррекционныйэмоциональный опыт – представляет собой интенсивные переживания актуальныхотношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильногообщения, сделанного на основе тяжелых переживаний.
9. Проверка новогоповедения. В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотиповповедения постепенно осуществляется переход к приобретению новых. Прогрессзависит от готовности клиента к изменениям, степени его идентификации сгруппой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных чертхарактера. В закрепление новых реакций большую роль играют импульсы со стороныгруппы. Социально неуверенный клиент, который пытается завоевать признаниепассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственноемнение. При этом он не только не теряет симпатии своих товарищей по группе, ноего начинают больше ценить и признавать. В результате этой положительнойобратной связи новое поведение закрепляется и клиент убеждается в его выгодах.
10. предоставлениеинформации, обучение наблюдению. В группе клиент получает новые знания о том,как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отличиях, об адаптивныхстратегиях. Здесь имеется в виду не обратная связь, интерпретация, которуюклиент получает в отношении собственного повеления, а сведения, которые онприобретает в результате своих наблюдений за поведением других.2. Групповая динамика
Групповая динамика –это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результатевзаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членовна окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
Задачи группы тренинга — совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.
Общие задачи:
1. Исследованиепсихологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в еерешении.
2. Изменениенеадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальнойадаптации.
3. Приобретение знанийо закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для болееэффективного и гармоничного общения с людьми.
4. Содействие процессуличностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальнойработоспособности, ощущению счастья.
5. Устранениеболезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.
Нормы группы – это принятыеправила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкциинаказания при их нарушении. Типичными нормами психокоррекционных групп являетсясамораскрытие и честность, подчинение групповым нормам связано со статусомучастника группы и сплоченностью группы.
Каждаяпсихокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой изних обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость. Нормы могутзадаваться руководителем группы (общие принципы т правила поведения групповойработы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девизгруппы и т.д.).
Групповое напряжение –во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу,во взглядах, отношениях и потребностях. Необходимость приспособления к группеограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. Врезультате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты междуучастниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжениеестественно возникает при взаимной интеракции членов группы. Оно необходимо какдвижущая сила, импульс, который стимулирует усилия изменить свое теперешнеесостояние, как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого обсуждения навысказывание отрицательных переживаний и чувств, как фактор, который побуждаетпроявление негативных стереотипов поведения.
Фазы развития группы – этотпроцесс начинается со стадии зависимого поведения, происходит черезвозникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигаетсяк формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем.Выделяются следующие фазы группового процесса:
1 фаза – ориентация и зависимость;
2 фаза – конфликты ипротест;
3 фаза – развитиесвязей и сотрудничество;
4 фаза- целенаправленнаядеятельность
Группа – это реальныймир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностныхотношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мираэто искусственно создания лаборатория отличается тем, что в тренинговой группекаждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Здесь возможнорешение задач, которое неразрешимы в реальной жизни.
Т- группы или группысоциально – психологического тренинга, большой частью создаются и используются дляобучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. Вних обсуждаются проблемы с которыми участники сталкиваются в повседневнойжизни, ведется поиск их решения. Поощряется исследовательское, заинтересованноеотношение к действительности, а так же способность быть и оставаться самимсобой во взаимодействии с людьми. СПТ направлен на овладевание определеннымисоциально- психологическими знаниями, развитие коммуникативных способностейперсонала, рефлексивных навыков, способности анализировать ситуацию, поведение,состояние как членов группы, так и свои собственные, умения адекватновоспринимать себя и окружающих. При этом вырабатываются и корректируются нормыличностного поведения и межличностного взаимодействия, а так же развиваетсяспособность гибко реагировать на ситуацию быстро перестраиваться в различныхусловиях и разных группах.
3. Руководство психокоррекционной группой
Важную роль в групповойкоррекции играет поведение психолога, которое в значительной степениопределяется его теоретической ориентацией. Позиция его может быть директивнойи недирективной.
Основные задачигруппового психолога:
1. Побуждение членовгруппы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, атак же разработку предложенных тем.
2. Создание в группеусловий для полного раскрытия клиентами своих проблем, и эмоций в атмосферевзаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.
3.Разработка иподдерживание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных инедирективных техник воздействия.
Средства воздействияможно разделить на два вида: 1) вербальные; 2) невербальные.
К вербальным относится:
1. Структурированиехода занятий;
2. Сбор информации;
3. Интерпретация;
4. Убеждение ипереубеждение;
5. Предоставлениеинформации;
6. Постановка задачи.
К невербальнымотносится: минутка, пантомимика. Работа под наблюдением супервизора позволяетобратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблемпсихологом обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которыевозникают в группе.
И. Ялом (1975) выделяетдве основные роли группового руководителя:
1. Технический эксперт;
2. Эталонный участник.
С. Кратохвип (1978)описывает 5 основных ролей группового руководителя:
1. Лидер;
2. Аналитик;
3. Комментатор;
4. Эксперт;
5. Аутентичнаяличность.
Четыре основных стиляруководства:
1. Эмоциональнаястимуляция;
2. Опека;
3. Познавательнаяориентация;
4. Исполнительнаяфункция.
КО – тренеры: Частогрупповой руководят два тренера. В некоторых случаях в роли КО – тренеравыступает начинающий психолог, приобретающий опыт руководства группой, в другихслучаях профессиональнгый уровень тренера и КО — тренера одинаков.
Типичные ошибкируководителя группы:
1. Опасная тенденцияиспользование ведущим членов группы в собственных интересах.
2. Стремление достичьсвоих скрытых и невысказанных целей.
3. Ориентация лишь наодну стратегию или на одни метод: может послужить основанием для недовериягруппы к ведущему.
4. Отягощаемостьсобственными большими переживаниями, на основе чего может возникнутьпотребность центрировать группу на себя.
5. Непринятиеличностного эмоционального участия в группе.4. Социально – психологический тренинг
Для проведения СПТ былаприглашена группа педагогов средней образовательной школы. Группа состояла из15 человек. Женщины в возрасте от 30 до 45 лет с высшим педагогическимобразованием и стажем работы от 5 и более лет.
Цикл работы рассчитанна 30 часов. ПО 5 часов в деть с интервалом 2 дня.
Цели СПТ – повышениекомпетентности в сфере общения, конкретизируется различными решаемыми в егопроцессе задачами:
1. Ориентироваться наприобретение и развитие специальных навыков, умение вести диалоговую беседу,решать межличностные конфликты и т.д.
2. Углублять опытанализа ситуаций общения, например коррекция формирования развития установок,необходимых для успешного общения, развития способности адекватно восприниматьсебя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.
Основные задачирешаемые в ходе СПТ:
1. Приобретениепсихологических знаний, взглядов различных психологических школ на личностьчеловека в процессе взаимодействия людей, движущие пружины этоговзаимодействия, приемы эффективного общения.
2. Приобретение внешневыраженных умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы,при вступлении в контакт, при активном слушании и т.д. и т.е. обогащающиетехники и тактики общения.
3. Коррекциякоммуникативных установок, таких как партнерство – взаимодействие с позициисилы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения,настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.
4. Адекватноевосприятие себя и других в ситуациях общения.
5. Развитие и коррекцияличности, ее глубинных образований, решение личностных экзистенциальныхпроблем.
Атмосферапсихологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга,позволяет участникам проявить набор поведенческих, эмоциональных стереотипов и,получив обратную связь на свое поведение осознать вероятные ошибки вовзаимодействии с людьми, возможности других, более продуктивных подходов кобщению приобрести новые навыки взаимодействия.
Может быть проявлениемпротеста против авторитета, если руководитель действует директивно, ибеспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидерства.Групповое напряжение связано с напряжением каждого индивида в группе. Вгрупповой психокоррекции агрессию не подавляют, наоборот, ее стремятся выявить:или вербально (в форме рассказа об агрессивных чувствах) или в символическойформе (используя при этом дополнительные объекты) например, клиент с силой бьеткулаком по подушке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию.В психокоррекционных группах – большое значение имеет баланс междусплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором.Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность.Напряжение, наоборот является фактором побуждающим, оно ведет кнеудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силынаходились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом.
День 1
Представление:
В начале работы группыучастникам предлагается оформить карточку – визитку, где они указывают своетренинговое имя. Участник вправе выбрать собственное имя или любое другоепонравившееся ему и т.д. Имя пишется крупно и разборчиво, обо может бытьоформлено в виде эмблемы. В дальнейшем участники обращаются друг к другу толькопо тренинговым именам. Ведущий дает 3 – 5 минут, для того, чтобы подготовилиськ взаимному представлению. Группа разбивается на пары и каждый рассказывает осебе своему партнеру. В последующем каждый участник представляет своегопартнера в группе, стараясь подчеркнуть его индивидуальность.
Правила группы:
Ведущий рассказывает оправилах группы, объясняя сущность таких принципов, как представление «Я»участника; открытая обратная связь; экспериментирование; принцип «здесь» и«теперь»; доверительность в общении.
Список претензий:
Предлагается проанализироватьнедовольство окружающими людьми. Для этого на листе бумаги составляется списоклюдей из ближнего и отдаленного окружения (родители, мужья, дети, друзья,сослуживцы и т.д.) и в их адрес излагаются конкретные претензии. На эту работуотводится 5 – 7 мин. Затем участники объединяются в микрогруппы (по 4 – 5человек) и обсуждают эти претензии, обращается внимание на сходство и различия.Обсуждается в течении 15 минут.
Тренинг саморегуляции:
Первый этап занятиявключает в себя управление на релаксацию – достижение измененного состояния осознание и визуализацию, направленную на развитие навыков созданиямысленно-зрительных образов. Ведущий задает определенный визуальный ряд:«Сосредоточьтесь на своем дыхании. Вообразите большой белый экран. Представьте наэкране любой цветок. Уберите цветок с экрана, вместо него поместите на экранбелую розу. Поменяйте белую розу на красную. Если возникли трудности,вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет. Уберите розу. Представьтекомнату, в которой вы находитесь, всю ее обстановку: мебель, цвет. Перевернитекартинку. Посмотрите на комнату с потолка. Если это трудно сделать, вообразитесебя на потолке, смотрящего на комнату и всю обстановку сверху вниз. Теперьснова вообразите большой белый океан. Поместите фильтр перед источником светатак, чтобы весь экран стал ярко-синим. Поместите синий цвет на красный.Сделайте экран зеленым. Представляйте любые цвета и изображения по своемуупражнению».
После выполнения данныхупражнений необходимо спокойным ровным голосом вернуть участников в обстановку«здесь» и «теперь», например с помощью монотонного обратного отсчета: «Послетого как просчитаю от 10 до 1, вы медленно на вдохе, откроете глаза и вернетесьв эту комнату».Далее участники обмениваются своими впечатлениями, из которыхруководитель получает информацию о готовности группы к созданию зрительныхобразов. Упражнения на релаксацию:
1. Расслабление мышцлица.
2. Ровное глубокоебрюшное или поверхностное грудное дыхание.
3. Расслабленные кистирук.
5. Общее снижениемышечного тонуса.
Комплимент:
Сидя в кругу, каждыйучастник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какаячерта характера, привычка того ему нравится, и сказать ему об этом, т.е.сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимумпоблагодарить.
Цель – развитие умениявидеть в любом человеке положительное.
День 2
Выявление лидера
Эта работа в парах.Каждый из участников группы должен выбрать одно из упражнений физическойзарядки и выполнить. Задача состоит в том, чтобы ориентируясь друг на друга,через минуту придти к единому упражнению.
Вывод – уясни враспределение социальных ролей ориентируется на них при дальнейшем проведениизанятия. Также это упражнение разогревает группу на основе занятий единойдеятельностью.
Иллюзии социальнойперцепции:
(тест упражнение).Участникам предлагается ответить на следующие вопросы: «Каких качеств,необходимых для общения, не хватает, по вашему мнению вам? Каких качествнеобходимых, для общения, не хватает другим людям?»
Обсуждение ____________Оказывается, что в других людях не хватает мягкости, теплоты и доброты, а всебе твердости, настойчивости и т.д. Эффективно можно общаться лишь обладаядостаточными психолого-педагогическими знаниями и перестраиваясь с однойролевой позиции на другую.
Эмоциональнаяподдержка:
отдельные участникитренинга играют роль человека, испытывающего радость (выиграл крупную суммуденег, родился ребенок, получил повышение и т.д.). остальные молча, невербальнодолжны поздравить его. Анализируется, кто больше всего вчувствовался вситуацию.
Вывод __________общение на эмоциональным уровне, формирует специфические взаимоотношения,причины которых мало осознаются, а именно: симпатию (положительный образдругого; расположенный к нему) или антипатию (отрицательный эмоциональный образпартнера, препятствующий конструктивному общению).При общении люди часто непонимают друг друга, а отсюда возникает иллюзия социального восприятия.
Умение слушать:
Каждый из участников втечении 1 мин. должен рассказать свою автобиографию. При этом прежде чем начатьрассказ, каждый в 2-3 предложениях излагает содержание того, о чем говорилпредыдущий выступающий.
Обсуждение ___________умеют ли участники слушать друг друга.
Наблюдение заасимметрией:
Группа разбивается напары и поочередно выполняет следующее: вспомнить и изобразить мимикой, позой,жестами, ощущение положительных эмоций. В то же время передать словами ощущениеотрицательной эмоции. Убедиться в большей достоверности информации,передающейся по аналоговому каналу (невербальная информация). Следующее задание– передать ощущение положительной эмоции стереоканальным способом, т.е.одновременно и по аналоговому и по знаковому каналу. Оказывается, что меньшедостоверности по знаковому каналу.
Вывод – мы зачастую недоверяем словам партнера и у нас возникает дискомфортное неосознаваемоесостояние. По мимике, позе, жестам мы определяем, когда человек опирается насобственный опыт. Заключенного ощущения, когда нелогические потрясения, а когдане то и другое.
Проективный рисунок:
Надо нарисовать дварисунка: «Я – такой я есть» и «Я – каким хотел бы быть». Рисунки неподписываются. Все участники высказываются по цепочке, в том числе и анонимныйавтор. По желанию, автор в конце называет себя и называет тех, чьиинтерпретации ему понравились.
Цель _______________развитие перцептивной стороны общения, развитие способности к эмпатия,групповая оценка личности как средство самосовершенствования.
День 3.
Определениерепрезентативных систем:
Клиент рассказывает окаком-либо событии из прошлого, лучше всего из детских воспоминаний. В ходеповествования определяются основная репрезентативная система по вербальнымключам поступка. т.е. по тем системам, которые используются. Ведущаярепрезентативная деятельность мозга в данный момент в ситуации «здесь» и«теперь», определяется по невербальным ключам доступа (перемещения глаз). Для тренировкив определении невербальных ключей доступа можно задать несколько вопросов,обращенных в прошлое.
Вывод – цельконгруэнтного общения будет достигнута, если обладаете навыками пользованиятакими элементами общения как поза, жесты, речь, дыхание и т.д.
Переманивание:
Участники разбиваютсяна пары. Один сидит на стуле, другой стоит позади этого стула, при этом одинстул должен быть свободен и клиент, перед которым он стоит, обращается к одномуиз участников тренинга, сидящих на стульях, с просьбой пересесть на свободныйстул. Слушатель, стоящий сзади, должен удержать за плечи своего партнера припопытке пересесть. Далее к сидящим обращается тот, у кого оказывается свободныйстул. Через некоторое время тот, кто стоит, меняется местами с теми, кто сидит.
Вывод – возможныепричины неудачных вербальных коммуникаций:
— при отправлениисообщения слова произнесены невнятно, неполно, плохо выбраны термины, неточны,двусмысленны;
— При получениисообщения оно прочитано не полностью или неправильно, понято по-своему;
— Сообщение намеренооставлено без ответа;
— Личная установканевнимательность, недостаточная заинтересованность, скука, поспешность,несоблюдение правил и т.д.
— Структуракоммуникаций неадекватна решаемой задаче, отсутствует метод работы и контроля ит.д.
Диалог:
Участники разбиваютсяна пары и в течении 5-7 мин они должны вести диалог. При диалоге наблюдаетсясмена ролей слушающего и говорящего. Динамику смены фраз, коммуникативных ролейодного из партнеров можно представить в виде последовательных отрезков:высказывание, отключение, восприятие, сообщения, подготовка к высказыванию,высказывание. В идеальном случае сообщение может быть воспринято без искаженийпри условии если фаза высказывается говорящего совпадает с фазой восприятияслушающего.
Вывод __________ цельупражнения продемонстрировать, что оказывается существует еще невербальноеобщение, которое составляет от 60% до 80% в процессах коммуникации.
Понять партнера:
Один из клиентоввыходит из аудитории на 10 сек. Остальные в это время договариваются, кто будетего поддерживать, а кто нет. Далее анализируется, смог ли клиент определить этидве группы участников тренинга.
Цель – определить приконтакте глазами, кто из присутствующих вас поддерживает, а кто нет. При этомжелательно молчать и сохранять невозмутимое выражение лица.
День 4
Обратная связь(спички):
Участники по двое сидятспиной друг к другу: один из них складывает фигуру из восьми спичек. Послеэтого он на словах объясняет своему напарнику, как надо сложить идентичнуюфигуру. При этом напарник не имеет право задавать уточняющие вопросы. Затемупражнение повторяется, но уже с правом задавать вопросы. Результаты двухчастей упражнения сравниваются и анализируются.
Цель – показатьограниченность вербальной коммуникации и важность обратной связи в общении.
Выбор пальцев:
По команде 3 – 4участника стоящие в одну шеренгу, выбрасывают пальцы одной руки с закрытымиглазами, совершают поворот на 860˚ после чего осматриваются.
Задача – добитьсявыброса всеми участниками одинакового числа пальцев. Размещение в одну шеренгуили в колонну по одному.
Цель – снятиепервоначального эмоционального напряжения и отработка навыков взаимодействия спомощью вербального и не вербального общения.
Контакты:
Участники садится лицомдруг к другу таким образом, чтобы образовались две концентрические окружности.Внешний круг подвижный. Участники по команде тренера перемещаются по часовойстрелке, меняя партнера. Внутренний круг неподвижный, участники не сходят сместа. При общении с каждым из новых партнеров стоит задача вступления вконтакт и проведение беседы в рамках определенной ситуации. На каждый разотводится 3 мин.
Возможные ситуации(задает ведущий):
Вам необходимо занятьденег у малознакомого человека.
Вы узнали, что вашзнакомый плохо отзывается о вас в компании. Представился случай выяснитьотношения наедине и т.д.
Цель – умениеустанавливать контакты с незнакомыми людьми.
Затем обсуждаютсяуспехи и неудачи.
Копия:
Ведущий предлагает двум– трем участникам, вышедшим из помещения, скопировать, изобразить позой ижестами одного из участников группы. Все определяют кого. Обсуждаетсяпохожесть.
Цель – развитиеспособности к невербальному общению.
Нетрадиционноеприветствие:
Ведущий: «МЫ привыкли кстереотипам. Они помогают жить., но иногда и обедняют жизнь. Давайте попробуемиспытать новые эмоции, а заодно освоить нетрадиционное приветствие. Может быть,кто-нибудь предложит свой вариант. Но для начала предлагаю некоторые вариантыприветствия друг друга: тыльной стороной ладони; стопами ног; внутреннейстороной, но легонько без удара, коленями; плечами; лбами. Теперь предполагайтеваши варианты. Мы готовы попробовать и их».
Цель – снятиенапряжения, развитие навыков невербального общения.
День 5
Занимательные задачи:
Группе на решениезадачи дается 1 мин, причем каждый участник решает задачу в уме и пишет ответна бумаге. Руководитель пересаживает участников, группируя их с учетомодинакового ответа. после этого членам группы предлагает обменяться мнениями иприйти к общему решению в течении 5 мин.
Задача считаетсярешенной, если с правильным ответом согласны все участники.
После решения следуетразобрать поведение группы; выявить кто организатор дискуссии, умеют лиучастники слушать доводы друг друга, всем ли дали высказаться, кто вел себяболее эмоционально, а кто – отмалчивался. После разбора первой задачи,необходимо дать вторую. При подведении итогов сравнить, как изменился ходгруппового обсуждения.
Примеры занимательныхзадач: Полторы курицы за полтора дня снесут по полтора яйца. Сколько яиц снесутдве курицы за 2 дня (ответ 4) и т.д.
Цель – в занимательнойформе дать возможность участникам провести групповую дискуссию.
Речь – побуждение:
Каждый участник готовитсяк выступлению в роли руководителя перед подчиненными с целью их мотивации иподготовки к выполнению различных задач. Каждое выступление длится не более 3мин. Оценивается выступление по шкале с точки зрения содержания, стиля, умениядержаться, мимики, жестов, аргументации, культуры речи. И, как итог, с точкизрения достижения цели коллективного определения победитель.
Цель – овладениенавыками и умением подготовки к публичному выступлению и самовыступлению.
Дилемма узника:
Участники сидят попарноспиной друг к другу. Ведущий объясняет правила игры: «Вас подозревают всовместном преступлении. Вы находитесь в отдельных камерах и у каждого естьвозможность сообщить о преступлении другого или промолчать. Ваш выбор: молчатьили рассказывать. Выбор вашего партнера: молчать или рассказать. При решенииэтого вопроса можно руководствоваться матрицей с баллами, которые получиткаждый из участников в случае того или иного сочетания рассказа и молчания. Чембольше положительное число баллов, тем легче будет наказание и наоборот.
Выбор молчать – молчать– по +3 балла; молчать-рассказывать – 1; +5 и т.д.
Выбор надо сделать необщаясь друг с другом. Свое решение надо написать на бумаге и сдать ведущему,который учитывает очки в ходе туров. При этом внешний круг участников двигаетсявокруг внутреннего. Проводится n/2туров, где n – число участников вгруппе. После того, как сделаны все выборы, подводятся общие итоги.
Цель – развитие уменияпонимать друг друга и организовывать совместную деятельность.
Волшебные слова:
Руководитель напишет оважности некоторых волшебных слов и выражений типа «спасибо», «пожалуйста»,«будьте любезны» и т.д. «какие еще слова вам известны?».
Участники свободнопередвигаясь по комнате, должны приветствовать друг друга используя теволшебные слова, которые она все вспомнили во время обсуждения. Времяпроведения 4 – 5 мин. Желательно подойти к максимальному числу участников.
Цель — проведениеразминки, снятие напряжения участников.
День 6
Зона ожидания:
Ведущий говоритучастникам тренинга, что их опыт осознания, может быть разделен на 3 зоны:внешний мир, внутренний мир тела и мир мыслей и фантазий. Предлагаетсяразбиться на пары, сесть друг перед другом, расслабиться и по очереди делитьсясвоим осознанием внешнего мира, начиная предложение словами: «Сейчас я осознаю,что …» При этом описываются только внешние стимулы: шум на улице, свет лампы,скрип пола, запах одеколона и т.д. Интерпретации не допускаются. Затем то жеделает партнер. Далее предлагается обратить внимание на внутренний мир тела, начинаяс тех слов, что и в первом случае. При этом необходимо осознавать сухость ворту, зуд в руке, напряжение мышц, неудобную позу, тесные ботинки и т.д. Затемвключается средняя зона осознания, в которую входит психическая активность,отличная от текущего опыта: фантазии, воспоминания, планы, подозрения, чувства.Участники начинают со слов: «Я осознаю…», делятся со своими чувствами опроисходящем, тревогами о несделанной работе, предложениями о мыслях партнера.После этой тренировки возможное свободное скольжение по осознанию. При этомнеобходимо самому из зоны в зону и следить за партнером. В заключенииобсуждаются переживания.
Цель – приобретениенавыков свободного восприятия и анализа как внешнего так и внутреннего мира.
Сила слова:
Ведущий: Сядьте лицом кпартнеру и, глядя в глаза, про каждую словами:»Я должен…» Не предоставляя вамобратной связи, партнер в свою очередь скажет три фразы, начиная с «Я должен…».Теперь вернитесь к своим фразам и замените их начало на «Я предпочитаю…»сохранив неизменным остальные части. Поделитесь своими переживаниями.Проделайте тоже самое с парами начал фраз: «Я не могу» — «Я не хочу»- «Мненадо» — «Я хочу» — «Я боюсь, что…» — «Я хотел бы…». Обсудите. Слова из первойгруппы отрицают вашу способность нести ответственность за что-либо. Изменяясвою речь, вы пожжете повысить эту ответственность и уверенность в себе».
Цель – осознатьвозможности вербальной коммуникации, изменить структуру своей речи, повысить ееэффективность.
Репетиция поведения:
Участники разбиваютсяна пары и взаимодействуют в ситуации напарника.
Возможные ситуации:
Вышестоящие –нижестоящие. Задача нижестоящего добиться каких-то льгот, повышения, выгод.Задача вышестоящего – отказать.
Очередь за деньгами.Один – честно стоящий другой внезапно идут без очереди.
Возможны другиеварианты предложенные самими участниками. При разборе необходимо обсудитьчувства партнера по общению, выработанную им стратегию.
Цель – приобретениенавыков деятельности в конфликтной ситуации.
Я хочу тебеподарить...:
Ведущий: «Сегодняприветствуя друг друга и обмениваясь любезностями, каждый будет дарить другдругу подарок, но нереальный, а гипотетический. Самое главное — от души. Послевручения получивший подарок должен высказать свое отношение к нему, еслипонравится – то чем, если нет – то почему, и что в действительности он хотел быполучить». работа ведется в режиме большого круга. Участники поочередиобращаются к партнеру, сидящему справа, и дарят ему свой подарок.
Цель – разминка,вхождение в контакт.
Чемодан:
Завершающее упражнениеподводящее итоги занятия.
Участники по — одномувыходят из помещения, а остальные большинством голосов собирают ему «чемодан» вкоторый кладут те качества, которые помогают или мешают ему успешноадаптироваться в коллективе. При этом соблюдаются правила: класть в «чемодан»одинаковое количество положительных и отрицательных качеств, указывать текачества, которые появились во время занятия, класть только то качества,которые поддаются коррекции.
Руководитель группы всборе не участвует. Выбранный секретарь фиксирует на листе бумаги указанныекачества. Тот, кому собирается «чемодан» может задать любой вопрос, если ему неясно, что написал секретарь. Свой «чемодан» должен получить каждый участник.
Цель – дать участникамобратную связь, продемонстрировать их достижения и недостатки.
Вывод:
Во время занятия группысоциально – психологическим тренингом в процессе непосредственного группового взаимодействияприобретаются знания в области психологии личности, группы, общения, взаимоотношений,складывающихся между людьми, развиваются способности адекватно и полновоспринимать себя и других; повышается чувствительность к групповым процессам,вырабатываются навыки использования этого опыта в своей профессиональнойдеятельности. Результативность СПТ в решающей степени зависит от соблюдения вгруппе общепринятых принципов. основные из них: активность на занятиях, принципоткрытой обратной связи, принцип «здесь» и «теперь», доверительность в общении.
Списокиспользованной литературы:
1. Григорьева М.Н. Парктап А.Использование социально-психологического тренинга в учебно-вспомогательнойработе со старшеклассниками//Вопросы психологии, 1988 №5.
2. Дергач А.А., Ситников А.П.Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров:социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993.
3. Смельянов Ю.Н. Активное социально-психологческоеобучение. П., 1986.
4. Ключева Н.В. Программа социально-психологичскоготренинга для педагогов/ руководство для ведущего группы СПБ, 1992.
5. Осипова А.А. Общая психология.Москва, 2005.