Реферат по предмету "Экономика"


Внутренний экономический механизм предприятия

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНБАССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ
Кафедра «ЭКОНОМИКАПРЕДПРИЯТИЙ»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Внутреннийэкономический механизм предприятия
для специальности 7.050107“Экономика предприятия” № кода 3033
Макеевка, 2003 г.

Введение
Переход экономики Украины к рынку оказался очень сложными трудным. Этот этап сопровождался падением производства, инфляцией, снижениемжизненного уровня населения и нарастанием социальной напряженности в обществе.
Можно назвать множество объективных и субъективныхпричин, но ни одна из них до конца не раскроет суть происходящего, настолькоэто многоплановое и неординарное явление для нашей страны. Ясно то, что этапперехода к рынку осуществлялся при отсутствии хорошей, научно-обоснованнойпрограммы экономического и социального развития страны. Управленческий персоналоказался не подготовленным к выполнению своих функций в условиях рыночныхотношений. Это относилось не только к верхним эшелонам власти, но и в целом куправленческому корпусу, поэтому подготовка экономистов новой формации, глубокопонимающих теорию рыночной экономики и умеющих эффективно использоватьполученные знания на практике, как на макро- так и микроуровне, имеет важноезначение для Украины.
Макроэкономика изучает экономическое состояние страны вцелом.
Микроэкономика связана с деятельностью отдельныхэкономических субъектов.
Состояние экономики зависит в первую очередь отэффективности работы отдельных предприятий, фирм т. е. коммерческихорганизаций. Именно на предприятии создаются продукция и услуги, необходимыедля производства целей и нужд населения; от предприятий зависит эффективностьиспользования имеющихся ресурсов, выпуск продукции при высоком уровне качестваи конкурентоспособности, внедрение результатов (НТП) – научно-техническогопрогресса и в целом экономическое могущество страны.
Сердцевину любой экономики составляет производство,создание экономического продукта. Без производства не может быть потребления,можно только продать произведенное. От эффективности работы предприятий, ихфинансового состояния зависит здоровье экономики и индустриальной мощигосударства.
Цель дисциплины – сформировать знания о структуре,принципах построения и закономерностей внутреннего экономического механизмапредприятия, его нормативную базу, планирование, контроль, оценку деятельностиподразделений, материальное стимулирование их коллективов, методику внутреннейэкономической диагностики, а также практические навыки, умения обосновать формувнутреннего экономического управления, расчетов плановых показателейдеятельности предприятий, оценки их выполнения и разработки системыматериального стимулирования развития, прогрессивной стабилизацииэффективности.

Вводная лекция
1. Значение внутреннего экономического механизма предприятияв современных условиях
Переход к рыночной экономике предусматривает усилениероли внутреннего экономического механизма предприятия в системе хозяйствования.Конкурентоспособность и платежеспособность предприятия определяютсярациональной организацией внутреннего экономического механизма, который долженбыть сконструирован таким образом, чтобы рационально влиять на повышениеэффективности производства.
Функционирование внутреннего экономического механизмадолжно осуществляться не автоматически, а с помощью целенаправленной егоорганизации. Под организацией внутреннего экономического механизма предприятияподразумевает формы, методы, способы формирования и использования ресурсов,контроль за их кругооборотом для достижения экономических результатов всоответствии с действующими законодательными требованиями.
В основу организации внутреннего экономического механизмапредприятия заложен коммерческий расчет. В рыночной экономике внутреннийэкономический механизм предприятия базируется на таких основных принципах:саморегулирование, самоокупаемость и самофинансирование. Этим принципамотвечает коммерческий расчет, т.е. методика ведения хозяйствования, котораяосуществляется в постоянном сравнении затрат и результатов деятельности, целькоторой получение максимальной прибыли при минимальных затратах капитала сминимальной долей риска. Вопрос о том, что производить, как производить, длякого производить, в рыночных условиях для предприятия определяется основнымориентиром – прибылью.
Коммерческий расчет предусматривает, что финансовые действияпредприятия регламентируются государством через экономические методы – спомощью рычагов соответствующей налоговой, амортизационной, валютной,протекционистской политики. Предприятия несут реальную экономическуюответственность за результаты деятельности и своевременное выполнение своихобязательств перед поставщиками, потребителями, банками, государством. За своиобязательства предприятие отвечает собственным капиталом и доходами.Экономическая ответственность предприятия настолько велика, что его могутобъявить банкротом в случае больших убытков и невозможности выполнитьобязательства перед кредиторами.
Организация внутреннего экономического механизмапредприятия отражает отраслевые особенности, специфику производства продукции,услуг; уровень ее технического обеспечения и уровень технологических процессов,состав и структуру производственных затрат, влияние природно-климатическихфакторов на производство. Так, например, в сельскохозяйственном производстве,горнодобывающей отрасли, капитальном строительстве действие природных иклиматических факторов обуславливает особенности распределения прибыли,необходимость формирования внутреннего экономического механизма дляпротиводействия риску, обеспечению страховой защиты способов производства ирезультат труда.
2. Содержание и задачи управления внутренним экономическиммеханизмом предприятия
В период перехода к рынку, к системе хозяйственныхотношений зарождается конкуренция, важный механизм регулирования экономическихпроцессов.
В переходный период конкуренция незначительна. Поэтомуона дает возможность продавцам устанавливать и поддерживать более высокие цены,чем они могли бы быть в период развитой конкуренции. Это приводит к застою впроизводстве, к безработице, а в конечном итоге к социально-экономической иполитической нестабильности.
Конкурентоспособность предприятия можно обеспечить засчет правильной организации управления внутренним экономическим механизмом, азначит финансами: движение финансовых ресурсов и финансовых отношений.
Оптимального уровня внутренний экономический механизмдостигает за счет использования всех финансовых категорий (выручка, прибыль,издержки, амортизация, оборотные средства, кредит, бюджет, налоги), нормативы,стимулы, льготы, санкции и другие финансовые рычаги.
Процесс производства осуществляется в определеннойтехнологической последовательности, когда непрерывно повторяется стадияприобретения сырья, материалов, комплектующих и подготовки их к производству,стадии переработки сырья в полуфабрикаты, незавершенное производство, готовуюпродукцию, услуги. Потребность в средствах для предприятия участвует во всехстадиях, еще до появления производственных затрат от выручки реализованнойпродукции. Поэтому каждое предприятие, формируя свой установной фонд вынуждено предусматриватьнеобходимую сумму оборотных средств.
Очень важно в процессе управления внутреннимэкономическим механизмом предприятия определить оборотные средства, которые быпозволили обеспечить минимально необходимые размеры производственных запасов,незавершённого производства, остатков готовой продукции для выполненияпроизводственной программы.
Управление внутренним экономическим механизмом включаетсферу финансового обеспечения капиталовложений на техническое перевооружение,реконструкцию и расширение предприятия. Для чего необходимо точно определить:собственные источники финансирования капитальных вложений, прежде всегоамортизационных отчислений и прибыль, привлеченные средства от эмиссии ценныхбумаг, возможности получения долгосрочных кредитов.
Важным элементом затрат на производство и основнымисточником обновления основных фондов являются амортизационные отчисления,поэтому управление и использование амортизационных отчислений, особенно выгоднопри использовании ускоренной амортизации.
Управление внутренним экономическим механизмомпредприятия включает и сферу формирования, распределения и использованияприбыли, которая остаётся в распоряжении предприятия. От разумногорегулирования распределения чистого дохода зависит мотивация развитияпроизводства, возможности дальнейшего увеличения прибыли.
Главная задача предприятий, работающих в условияхперехода к рынку, а значит в условиях полного хозрасчета и самофинансирования –вести дело прибыльно, обеспечивать сбалансированное экономическое и социальноеразвитие. А для этого необходимо добиться перестройки экономического мышления,поднять на качественно новый уровень всю хозяйственную деятельность. Никто недолжен рассчитывать на благотворительность государства или на высшиеконъюнктурные факторы.
Анализ показывает, что главной причиной нынешнихфинансовых трудностей в основном звене экономики является низкая эффективностьуправления, неумение руководителей работать в новых хозяйственных условиях.
Внутренний экономический механизм, хозяйственный расчёт,выступают важнейшим звеном механизма управления предприятием. Это решающийэкономический рычаг обеспечения эффективной работы, использование которогопозволяет осваивать выпуск качественной конкурентоспособной продукции,систематически снизить издержки производства, т. е. все расходы на изготовлениеи реализацию продукции и услуг покрываются за счет своих доходов и при этомобеспечивают определённую прибыль.
Совершенствование внутреннего экономического механизмаимеет субъективную сторону, т. к. хозрасчёт выступает методом, инструментомуправления, активно влияющим на работников, понуждая их изыскивать резервыразвития производства для увеличения прибыли предприятия, а следовательно,роста зарплаты, улучшения социальных вопросов. Как метод управления хозрасчётвключает ряд экономических инструментов: уровень цен и порядок их определения,распределение дохода.
Совершенствование внутреннего экономического механизмадолжно быть направлено на конечный результат, выполнение заказа конкретногопотребителя, возмещение затрат текущего производства, расширенияиндивидуального воспроизводства. Предприятие самостоятельно зарабатываетсредства на расширение производства, жилищное строительство, улучшениесоциально-бытовых условий. Важными сторонами внутреннего экономического механизмаявляется: самофинансирование, самопланирование, самоснабжение,самокредитование, самоуправление, включая совершенствование всех структурныхподразделений, внутрихозяйственный расчет между подразделениями, необходимачеткая связь между оплатой труда и вкладом каждого подразделения и работника вконечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Дляэтого индивидуальный заработок целесообразно определять через коэффициенттрудового участия, фонд оплаты подразделений – через комплексные показатели ихдеятельности.
Внутренний экономический механизм предприятия долженобеспечить самоокупаемость, т.е. безубыточность работы (покрытие выручкойсебестоимость и получение прибыли).
Самофинансирование представляет собой важнейший элемент внутреннегоэкономического механизма предприятия, оно должно обеспечить кругооборотресурсов и экономическую самостоятельность предприятия: плановую деятельностьструктурных подразделений предприятия (самопланирование),материально-техническое обеспечение производства на основе самостоятельногоопределения потребности в ресурсах и приобретения их в порядке оптовой торговли(самоснабжение), внутрихозяйственный расчет структурных подразделений,экономическое самоуправление, развитие внешнеэкономической деятельности.
3. Экономика украинского предприятия, ее специфическиеособенности
Украинское предприятие несет на себе тяжелое бремя грузаот несогласованных решений, инфляции, разрыва межхозяйственных связей,нестабильного законодательства, высокого налогообложения, уходаквалифицированных специалистов, затоваривание складов готовой продукцией и т.д.
Для экономики украинского предприятия характерныследующие особенности:
Низкая заработная плата рабочих, ИТР и служащих. Онасоставляет в среднем 30 – 40 долларов в месяц.
Громоздкий бухгалтерский учет, «океан» бумажнойотчетности, с различными дополнениями и изменениями.
Система налогообложения предприятий Украины далеки отсовершенства. В мировой экономике давно доказано, что нельзя отбирать упредприятий в виде налогов или обязательных отчислений более одной третизаработанных средств. В Украине налоги и обязательные отчисления отбирают упредприятий часть полученного дохода. В таких условиях предприятие, какправило, либо еле «дышит» либо вскоре становится банкротом, так как лишенозначительной части оборотных средств для своего развития.
Отсутствие стимулов и льгот для украинскихтоваропроизводителей привело к широко распространенному переходу предприятий кторговой деятельности. Характерно, что часто торгуют не своей продукцией,которой забиты все склады, а товарами, завезенными из-за рубежа. Приперепродаже происходит более быстрая оборачиваемость денежных средств. Поэтомукоммерческие банки охотно дают кредиты под краткосрочные торговые операции.
Нельзя искать панацею от всех бед в приватизациипредприятия. В условиях массового падения производства приватизация в некоторыхслучаях проходит довольно странно. Львиная доля распределенных акцийприватизированного предприятия с молчаливого согласия большинства пайщиковоказывается в руках руководства, которое при успешной работе предприятия можетпокупать солидные дивиденды. Характерно, что после приватизации мало чтоменяется в работе украинского предприятия. Все это можно понять нынешнихусловиях, когда зарубежный опыт вроде бы не подходит, а государственный аппаратне может подсказать, как эффективно реорганизовать и наладить работуприватизированного предприятия.
Украинское предприятие, не имея значительных финансовыхсредств, не может произвести необходимое сокращение управленческого персонала,ИТР, рабочих, так как каждому сокращенному работнику необходимо выплатитьединовременное пособие. Поэтому единственно возможный путь – отправить людей вотпуск за свой счет. Скрытая безработица в Украине достигла внушительныхразмеров и длится уже не один год.
Основная причина негативных структурных изменений кроетсяв характере существующих экономических отношений. Появилась такая экономика,где по установленным ценам никто не платит; где никто ничего не платит в срок;где существуют громадные взаимные задолженности, которые не могут быть погашеныв разные сроки; где зарплата начисляется, но не выплачивается, так какэкономика работает на нерыночных «виртуальных» ценах».
Виртуальная экономическая система имеет свои присущие толькоей особенности функционирования. Использование субъектами хозяйственнойдеятельности в расчетах огромного количества заменителей обычных денег (квазиденег) искажает информацию о деятельности конкретных предприятий – цены на ихпродукцию различаются иногда на порядок в зависимости от формы оплаты.Виртуальная экономика скрывает жизнеспособность многих производителей.
В стране безденежных расчетов структуры, имеющие «живые»деньги или знающие, как их можно получить за ту или иную продукцию, приобретаютпоистине культовое значение. В большинстве своем героями «виртуальной»экономики становятся крупные посредники.
В стране создан полный бартерный цикл, в начале которогонаходится природные монополисты, производящие и транспортирующиеэнергоносители, в середине – посредники, являющиеся держателями всех финансовыхпотоков, на выходе цикла находятся производители экспортной продукции.Монополисты вырабатывают энергоресурсы, их потребляют экспортеры, продукцияуходит за границу. Так функционирует производственный уровень бартерного цикла.Деньги в этой схеме не участвуют. Они являются действующим элементом другогоуровня бартерной схемы и появляются лишь после реализации экспортированнойпродукции. Поскольку финансовыми потоками управляют не производители, а среднеезвено цепи, то и основная часть прибыли остается у них. Производители, как содной стороны цепи, так и с другой, получают ровно столько денег, сколько имнеобходимо для поддерживания производства в установленных объемах.
Виртуальная экономика сегодня – это огромный канал отсосаактивов с еще действующих предприятий. Причем этот способ воровства не толькоглобальный, но и очень красивый – за его использование нельзя привлечь кответственности. Для этого государство должно обеспечить стабильные правила игрыи жесткий контроль за их нарушениями.
7.Инфляция, стимулирующая обнищание товаропроизводителейи населения, вызывает грубейшие ошибки предприятий в расчетах со своимисотрудниками. Типичная ситуация: задержки с выплатой заработной платы на один,два, три месяца. В итоге – выдача сотрудникам обесцененных денег, предприятиеостается в финансовом выигрыше, когда задерживает выплату зарплаты своимсотрудникам. Это явление порождено отсутствием четкой правовой ответственностии экономически обоснованных норм расчета и взыскания убытков работникамипредприятий.
8.В ситуации сложившейся в украинской экономике, когдачто-то производить фактически не выгодно, наиболее состоятельными оказалисьторговые организации и коммерческие банки. Но и здесь далеко не все равны.Более успешно работают коммерческие структуры, торгующие продуктами,алкогольными напитками, табачными изделиями, и банки, в которых свои финансовыесредства держат различные фонды, налоговые инспекции, предприятия-гиганты,крупные торговые дома.
9.Большой ущерб украинская экономика терпит из-за того,что значительная часть финансовой массы вращается вне банка, в наличномобороте, несмотря на ряд различных указов и постановлений, цель которых –ограничить оборот наличных денег.
10.Многократная перепродажа отечественных изделий внутристраны способствует росту инфляции. Предприятие-товаропроизводитель находится вгораздо худшем и более невыгодном положении, чем торговое предприятие.
Структура украинского предприятия не соответствуетсовременным рыночным требованиям. Поэтому остро стоит вопрос о реорганизациипредприятий.
Рыночная реорганизация – это коренная ломка старойструктуры предприятий и создание новой более качественной и самостоятельной,умеющей выживать в экстремальных условиях. Одновременно с изменением структурыпредприятия должен происходить процесс изменения психологии работников.

Тема 1. Производственно-организационная и экономическаясфера внутреннего механизма предприятия
1. Структуризация производственной системы предприятия
Деятельность любого предприятия проходит одновременно втрех взаимодействующих сферах: производственно-технической, организационной иэкономической.
Производственно-техническая сфера – включает все средствапроизводства, участвующие в производственном процессе. Это: орудия труда(здания, сооружения, машины, механизмы, приспособления, оборудование,инвентарь, инструменты) и предметы труда (материалы, изделия, сырье, топливо,энергия и т. д.) находящиеся на любой из стадий производственного процесса.
Возможности выпуска продукции нужного количества икачества зависит от уровня развития производственно-технической базыпредприятия.
В состав технологической базы производства входят тольковиды орудий и приспособлений труда, которые принимают непосредственное участиев реализации производственных технологий.
Производственно-техническая сфера предприятия подверженасильному воздействию внешнего мира, в основном, через два фактора. Первыйфактор – входные запасы – «амортизатор» ограждающий ее от непредвиденныхотклонений состояний внешней системы снабжения. Второй фактор – выпускаемаяпродукция производственные услуги, обеспечивающие внешнюю систему потребления –рынок.
На современном этапе и в будущем вряд ли можно найтитакой фактор, который бы так сильно влиял на производственно-техническую,организационную, экономическую и социальную сферы предприятия, каким являетсяускорение научно-технического прогресса (НТП).
В общем плане ускорение НТП создает несколько видовэффектов: экономический, ресурсный, технический, социальный.
Экономический эффект – это, по сути, ростпроизводственного труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости исебестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.
Ресурсный эффект – это высвобождение ресурсов напредприятии: материальных, трудовых и финансовых.
Технический эффект – это появление новой техники итехнологии, открытий, изобретений и рационализаторских предложений, ноу-хау идругих нововведений.
Социальный эффект – это повышение материального икультурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей втоварах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижениедоли тяжелого ручного труда и др.
Эти эффекты могут быть достигнуты только в том случае,если государство будет создавать необходимые условия для ускорения НТП иуправлять современной НТР (научно-технической революции) в нужном для обществанаправлений. Иначе могут возникнуть отрицательные социальные последствия дляобщества в виде загрязнения окружающей среды, вымиранием животного мира в рекахи озерах и др.
2. Состав основных и вспомогательных цехов предприятия(завода, объединения)
В составе завода (объединения) выделяются следующие шестьгрупп структурных подразделений:
основные цехи;
вспомогательные цехи;
обслуживающие хозяйства производственного назначения;
службы управления;
службы охраны;
хозяйства и учреждения по обслуживанию работающих.
В основу организации цехов может быть положенатехнологическая или предметная форма их специализации.
При технологической форме цехи специализируются навыполнении определенных технологических процессов. В таких цехах изготовляетсявся номенклатура заготовок или деталей либо собираются все изделия, выпускаемыезаводом. По мере увеличения масштаба производства происходит углублениетехнологической специализации цехов по признакам габаритов продукции илииспользуемого металла. Так, механические цехи специализируются как цехикрупных, средних и мелких деталей, а литейные — как цехи серого и ковкогочугуна, стального и цветного литья. Технологическая специализация цеховусложняет внутризаводское кооперирование и ограничивает ответственностьруководителей цехов за выполнение только определенной части производственногопроцесса. Организация основных цехов по технологическому принципу характернадля завода единичного и мелкосерийного типов производства, выпускающихразнообразную и неустойчивую номенклатуру изделий.
При предметной форме цехи могут специализироваться наизготовлении одного изделия, нескольких однородных изделий, определенной группысборочных единиц или деталей. Выбор того или иного варианта предметнойспециализации цехов определяется объемом производства и загрузкой оборудованияи рабочих.
В цехах с предметной специализацией, как правило,осуществляется законченный (замкнутый) цикл производства продукции. Поэтомутакие цехи часто называют предметно-замкнутыми. Замкнутый цикл производствадостигается при совмещении в одном и том же цехе разнородных технологическихпроцессов. Однако по условиям охраны труда, -загрузки оборудования и по другимпричинам не всегда удается совместить в одном цехе выполнение всех стадийпроизводственного процесса. Наиболее часто в одном таком цехе совмещаютобрабатывающую и сборочную стадии производственного процесса. Применение новойтехнологии, комплексная механизация и автоматизация производства постепенноведут к территориальному сближению отдельных стадий производственного процессаи к отказу от обособления их в отдельных цехах. Примером цехов,специализированных по изделиям, могут служить паро- и гидротурбинные цехи натурбинных заводах; примером цехов, специализированных по сборочным единицам —цехи шасси, кузовов и двигателей на автомобильных заводах; примером цехов,специализированных по деталям — цехи по изготовлению турбинных лопаток,нормалей и т. д. Предметный принцип специализации цехов характерен для заводовсерийного и массового типов производства, где однородные изделия различныхтипоразмеров изготовляются в значительных количествах. Необходимо иметь в виду,что практически почти на любом заводе имеются цехи, специализированные как попредметному, так и по технологическому принципу.
Предметная форма специализации цехов имеет следующиепреимущества по сравнению с технологической: сокращается и упрощаетсявнутризаводское кооперирование; повышается ответственность руководителей цеховза изготовление готовой продукции в установленные сроки, в заданном количествеи соответствующего качества; создаются более благоприятные условия длявнедрения поточных методов производства, комплексной механизации и автоматизациипроизводственных процессов; сокращается длительность производственного циклаизготовления изделий; упрощается планирование производства. Опыт многих заводовпоказывает, что при предметном принципе специализации цехов указанные вышепреимущества приводят к повышению производительности труда рабочих, снижениюсебестоимости продукции и улучшению ряда других технико-экономическихпоказателей.
Ниже приведена схема примерной производственной структурыи основных связей подразделений машиностроительного завода применительно ктехнологической форме специализации цехов.
Основные цехи. В соответствии с тремя стадиямипроизводственного процесса они подразделяются на заготовительные,обрабатывающие и сборочные.
К заготовительным цехам относятся: литейные (чугунного,стального и цветного литья), кузнечные (кузнечно-штамповочные икузнечно-прессовые), цехи раскроя и правки металла.
В состав обрабатывающих цехов входят цехи: механические,холодной штамповки, металлических конструкций, термические, металлопокрытийдеревообрабатывающие.
При незначительном объеме работ по тем или иным видамобработки деталей вместо самостоятельных цехов создаются отдельныепроизводственные участки.
К группе сборочных цехов относятся: сборочные,сборочно-сварочные и монтажные цехи. При большом объеме сборочных работ могутбыть созданы отдельные цехи сборки сборочных единиц и общей (главной) сборки.Если в сборочных цехах для получения неразъемных соединений широко применяетсясварка, то такие цехи называются сборочно-сварочными.
После сборки многие изделия подвергаются обкатке ииспытаниям. Для этого в сборочных цехах или отдельных помещениях оборудуютиспытательные участки (стенды). Для комплектации и упаковки готовых изделий всборочных (выпускающих) цехах или на складах готовой продукции создаюткомплектовочно-упаковочные участки.
Крупные изделия из-за условий транспортировкиотправляются заказчикам в разобранном виде: отдельными деталями, сборочнымиединицами или монтажными блоками. Для выполнения монтажных работ назаводах-поставщиках создают специальные монтажные цехи, работники которыхвыезжают на место монтажа изделий. При частичном участии в монтажезаводы-поставщики направляют на место монтажа изделий только опытныхшефмонтеров, под наблюдением которых специальные монтажные организации или самизаказчики производят монтажные работы.
Вспомогательные цехи. К ним относятся: инструментальные,модельные, тарные, опытные, электродные и ремонтные цехи(ремонтно-механические, электроремонтные, ремонтно-строительные), а такжекомпрессорные, кислородные, ацетиленовые, газогенераторные станции и котельные.
Инструментальный цех занимается изготовлением, ремонтом ивосстановлением технологического оснащения. На крупных заводах при большойпотребности в приспособлениях иногда создаются самостоятельные цехиприспособлений, а при большой потребности в штампах — самостоятельные цехиштампов.
Модельный цех изготовляет и ремонтирует деревянные моделидля литейных цехов.
Тарный цех производит деревянную тару для упаковкиготовых изделий. При небольшом объеме работ по изготовлению моделей и тары ипри наличии на заводе деревообрабатывающего цеха вместо самостоятельныхмодельного и тарного цехов создают соответствующие участки вдеревообрабатывающем цехе.Опытный цех изготовляет опытные образцы новых изделийили отдельных сборочных единиц, а в некоторых случаях — модели или макеты их.
Ремонтно-механический цех осуществляет ремонтоборудования и изготовление запасных и сменных частей для него. Кроме того,этот цех занимается модернизацией действующего оборудования и изготовлением такназываемого нестандартного оборудования, т. е. оборудования, которое невыпускается машиностроительными заводами. В связи с возросшим объемом работ помеханизации и автоматизации производственных процессов на крупных и среднихзаводах создают самостоятельные цехи или административно самостоятельныеучастки механизации и автоматизации производства, предназначенные дляизготовления соответствующего нестандартного оборудования.
Электроремонтный цех выполняет ремонт электрооборудованиявсех цехов завода и изготовление запасных и сменных деталей и сборочных единиц.На небольших и средних заводах вместо электроремонтного цеха создаютэлектроремонтный участок в ремонтно-механическом цехе.
Ремонтно-строительный цех производит ремонт зданий исооружений завода. На небольших заводах специальный ремонтно-строительный цехне создается, а ремонтно-строительные работы выполняются специальной бригадойстроительных рабочих, находящейся в ведении отдела главного механиказавода.Компрессорная, кислородная, ацетиленовая, газогенераторная станции икотельная служат для выработки соответствующих видов энергии и снабжения еювсех подразделений завода. Они обычно объединяются административно в один цех,именуемый энергоцехом или паросиловым цехом.
Общезаводские обслуживающие хозяйства производственногоназначения. В эту группу входят различного вида заводские склады ихозяйства.Складское хозяйство.
Энергетическое хозяйство, к которому относятся:понижающие подстанции: трансформаторные киоски в цехах, электросети; паропроводы,воздухопроводы, газопроводы, нефте- и бензопроводы; связь и сигнализация.Данное хозяйство органически связано с энергоцехом завода, поэтому энергоцех иэнергетическое хозяйство завода объединяют в одну энергетическую службу.
Транспортное хозяйство, в состав которого входят: депо,гаражи, ремонтные мастерские, пути и необходимые транспортные ипогрузочно-разгрузочные средства.Санитарно-техническое хозяйство объединяетводопроводные, канализационные, вентиляционные и отопительные устройства.
Центральная заводская лаборатория, обслуживающаяпредприятие, состоит из ряда лабораторий (отделений): механической,металлографической, химической, пирометрической, рентгеновской и др. В нейвыполняются контрольные испытания материалов, полуфабрикатов и готовойпродукции, контролируется качество технологических процессов, проводятсянаучно-исследовательские работы и внедряются результаты их в производство.

Тема 2. Структура и формы функционирования внутреннегоэкономического механизма предприятия
1 Структуризация системы управления предприятием
Организационная сфера является каркасом системыуправления. В связи с глубочайшими изменениями, происходящими в экономике, ипроцессами ее демократизации, осуществляются кардинальные изменения и ворганизационной структуре управления производством.
Обоснованная, правильно выбранная организационнаяструктура управления создает благоприятные условия для принятия оптимальныхрешений, повышения оперативности управления, сокращения управленческих циклов,усиления исполнительной дисциплины и повышения экономической работы всейсистемы в целом. (см. рис 2.1.)
Общее и функциональное руководство со стороны управляющихорганов на уровне предприятия реализуются в виде планирования, организациитруда, заработной платы, технического контроля производства и качествапродукции, ремонта, энергоснабжения, транспорта, материально-техническогообеспечения и сбыта продукции, набора и подготовки кадров, учета и анализахозяйственной деятельности, финансирования, хозяйственного обслуживания, охранытруда и др.
Особую значимость в структуре управления рыночныхотношений приобретают маркетинговые службы. Маркетинг – это система управленияпроизводственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятия, ориентированнаяна требования рынка, запросы и потребности покупателей в товарах и услугах сцелью роста доходов предприятия.
В зависимости от того, каким образом сформированы идействуют управленческие связи между перечисленными службами управления иисполнителями, а также между самими функциональными службами, различаютнесколько типов управленческих структур.
2. Типы организационных структур управления предприятием
Управление предприятием осуществляется по линейным ифункциональным связям между руководителем и подразделением. Поэтому спектросновных типов организационных структур простирается от простейших – линейной(иерархической) и функциональной – до сложных, какими являются дивизиональная,матричная структура, структура, ориентированная на поиск нового, множественнаяструктура и др.
По линейным связям происходит прямое управление рядомпроизводственного процесса (директор – начальник, цеха – мастер), при которомна каждом уровне сосредотачиваются в одних руках все функции управленияпроизводством.
По функциональным связям подготовки решений для линейныхруководителей осуществляется специализированными функциональными службами.Сущность функциональной структуры управления можно свести к тому, что отдельныеподразделения (службы предприятия) и их работники специализируются навыполнении определенных функций. В чистом виде она сейчас применяется напредприятиях, устойчиво выпускающих ограниченное число однородных продуктов.
Недостатком чисто функциональной структуры управленияявляется «эффект горлышка бутылки», когда решение снизу поднимается через функциональныхуправляющих до руководителя, что влечет за собой снижение ответственности внизовых структурах. Снижению эффекта «горлышка бутылки» способствует переносцентра тяжести и сдвиг внимания в работе к конечному результату (продукту,потребителю, рынку), повышение ответственности руководителя продукта законечный результат, повышение его инициативы и автономии.
Упрощено рассмотренные типы структур представлены нарис.2.2; рис.2.3.
Путем рационального сочетания линейных и функциональныхсвязей и соблюдения принципов формирования аппарата управления разрабатываетсякомбинированная (линейно-функциональная система) структура управления илиштабная.
Достоинство смешанной структуры управления являетсявозможность закрепления за соответствующими службами узкого кругафункциональных задач, возможность концентрации условий работника на своейтекущей деятельности.
Недостаток связан с ростом числа сложности функциональныхсвязей и вызванных этим ростом управленческих расходов, снижением оперативностипринятия и выполнения управленческих решений.
По иным принципам строится дивизиональная структурауправления, когда формирование управления идет не по функциональному признаку,а по конкретному виду продукции, их однородной совокупности или поопределенному кругу потребителей.
В настоящее время дивизиональная структура управленияшироко распространяется в связи с процессами концентрации, централизациипроизводства, рождением концернов, многопрофильных корпораций, консорциумов.
Дивизионы в таких экономических образованиях практическисамостоятельны с производственной и технологической точки зрения, представляютиз себя «предприятие в предприятии».
В зависимости от степени разветвленности внутреннейструктуры выделяемых дивизиональных подразделений и круга задач, ими решаемых,структуры такого типа имеют несколько разновидностей.
Так, если к первоначальной форме организации добавитьперекрестные связи, получится такой тип организационной структуры, которыйназывают «функциональная организация с межфункциональными продуктовымигруппами» (см. рис. 2.4).
Среди задач продуктовых групп могут быть названыследующие:
прогноз изменений на рынке в уровне конкуренции, вобласти технологии, а также изменений других факторов, важных для продуктов, накоторых специализированы эти группы;
составление проектов бизнес-плана продуктовой группы;
регистрация в ходе выполнения бизнес-плана отклонений отнего и информирование.
Опыт показывает, что продуктовые группы освобождаютруководство от большей части вспомогательной работы.
Следующая модификация дивизиональной структуры –организация с маркетинговыми подразделениями (см. рис.2. 5).
Отличительная черта организаций с маркетинговымиподразделениями состоит в том, что функциональные отделы – такие, как отделисследований и разработан, производственный и отдел сбыта, — по-прежнему несутответственность за осуществление стратегической политики, в то время как самастратегия развития разрабатывается в подразделениях.
Еще более современная матричная структура управления (см.рис. 2.6) родившаяся в службах американских корпораций, работавших над военнымипроектами, требовавшими максимальной подвижности структуры предприятия,предельной быстроты внедрения научно-технических достижений, конструкторскихрешений в производство.
Особенность ее заключается в том, что под каждуютехническую идею, проект создаются мобильные группы разработчиков иисполнителей, выбранных из большего числа функциональных служб, во главе ссоответствующим функциональным управляющим. Эти группы обеспечиваются не тольконеобходимым персоналом, но и соответствующими материально-техническимиресурсами.
После завершения разрабатываемого проекта такая группарасформировывается, сотрудники возвращаются в свои подразделения либо переходятв другие группы для реализации новых задач.
Аналогична и структура управления, ориентированная напоиск нового. В такой структуре вся система производства и сбыта делится на двечасти. Одна часть охватывает сферу производства и сбыта уже освоенной продукциии по своей внутренней структуре соответствует одной из стандартных,вышеперечисленных схем управления. Другая же сфера производства, его подготовкии реализации объединяется в составе поисковой группы, ориентированной наразработку новых видов продукции и технологий.
Созданная поисковая группа занимается разработкойпроекта, его реализацией вплоть до освоения производства переходит в сферутекущего, а поисковая группа занимается разработкой очередного нового проекта.
Частной формой проявления структуры, ориентированной напоиск нового, можно считать формирование малых внедренческих (так называемых«рисковых») фирм внутри крупных предприятий.
Таким образом, в подчинении крупного предприятия,концерна, корпорации появляется самостоятельная фирма, воплощающая весь кругзадач по внедрению нововведений в производство. Помимо всего прочего, такаяфирма использует все преимущества такого бизнеса, пользуется предоставляемымизаконом льготами, что безусловно влияет на конечный результат ее деятельности.
Однако, не смотря на имеющиеся достоинства ипреимущества, ни одна из охарактеризованных структур управления, не носитуниверсального характера и не может быть единственно возможной во всех случаях.

Тема 3. Внутренние цены и методы их формирования напредприятии
1. Цена и ценообразующие факторы
Рассматривая издержки производства, прибыль предприятий,мы отмечали их непосредственную связь с ценообразованием. ЦЕНА — это количестводенег (или других товаров, услуг), уплачиваемое за единицу товара.Купля-продажа есть признание обществом его общественной ценности. Ценавыступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от неенепосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализациитоваров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будутнаправлены капиталы и т. д.
Успех деятельности предприятий определяют следующиесоставляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика,правильная методика ценообразования. Развитие рыночной экономики означаетпереход к принципиально иной модели установления цен, что сопряжено снеобходимостью учитывать сложный комплекс ценообразующих факторов, отражающихинтересы соответствующих субъектов хозяйствования.
Дадим краткую характеристику наиболее существенныхценовых факторов.
Прежде всего, это спрос и предложение (рис. 3.1).
При данном общем объеме спроса DD и предложения SS ценаравновесия составит 30 грн. Равновесной она является потому, что уравниваетразмеры спроса и предложения. При общем равновесном объеме 300 единиц,превышающем средние валовые затраты, создаются условия для получения прибыли. Вданном случае равновесная цена является, с одной стороны, лучшим показателемобъема производства и продаж, с другой — величиной покупок и потребления.
Механизмы спроса и предложения изучались ранее; отметимлишь, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещениюкривых спроса и предложения. На спрос оказывают влияние количество покупателей,их доходы, мода, вкусы потребителей, изменение цен на сопряженные товары,прогнозы, ожидания покупателей и т. д.
/>
100 200 800 400 500 Q
Рис. 3.1. Механизм конкурентного равновесия
На предложение, в свою очередь, влияют изменения издержекпроизводства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровень цен насопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов.
Под воздействием этих факторов происходит изменение вспросе товаров и их предложении, что приводит к изменению кривой спроса и предложения,вызывающему, в свою очередь, изменение цен. Практика знает много случаев, когда«инициатором» нарушения равновесия выступает как спрос, так и предложение.
Таким образом, для конкурентного рынка характернысвободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов ипокупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров, реализующих их поцене ниже издержек производства и обращения. А это значит, что на кривуюпредложения тем самым наложено определенное ограничение, которое, так илииначе, скажется на величине равновесной цены. Отсюда — рыночная цена, свободнаяот внешнего диктата, но не свободная от законов рынка, психологическихустановок его участников.
Следующим фактором цены является показатель эластичности,характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены. Его знание даетмаркетинговым службам важную информацию для оценки ценовой политики фирмы.Коэффициент ценовой эластичности />определяется по формуле:
/>
где />— изменение объема продаж;— />изменение цен.
Если, например, />, то цены лучше не повышать,поскольку выручка от реализации будет снижаться. Более целесообразным являетсяпонижение цены, при котором, выручка будет расти за счет увеличения спроса натовар. Тем самым становится возможным принятие обоснованных решений обулучшении финансовых результатов деятельности предприятия.
Цена непосредственно зависит от характера рынка.Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершеннойконкуренции. В данных условиях олигополисты, монополисты имеют возможностьвлиять на цену. Вместе с тем, они не могут осознанно вести себя как совершенныйконкурент, принимать цену как неизменную. В качестве неизменной они принимаютвсю убывающую кривую спроса (см. рис. 3.2).
Суммарная прибыль производителя от производства иреализации Q единиц товара будет равна прибыли за единицу продукции, умноженнойна количество продукции. Так как общая прибыль равна произведению одновременноизменяющихся величин, монополист будет искать такую комбинацию объемапроизводства Q, цены Р и издержек АС, при которой прибыль окажетсямаксимальной. Графически это соответствует величине предложения равной ейвеличине спроса />для которой произведение объемапродаж /> наразницу между соответствующей ему ценой />и издержками АС окажетсянаибольшим. При данном объеме производства производитель получает максимальнуюприбыль, численно равную площади заштрихованного прямоугольника. Данная модельможет быть построена и применительно к предельным издержкам.
Жестко устанавливая объем выпуска и продаж, диктуя ценытоваров, поведение производителя не согласуется со стремлением к наращиваниюпроизводства. При ограничении его объема он способен получить желаемую прибыльза счет высоких цен.
Данное обстоятельство в существенной мере проявляет себяв условиях современного кризиса украинской экономики, являясь одной из весомыхпричин ее спада.
Следующим важным фактором, который необходимо учитыватьпредприятиям, является государственное регулирование цен. Оно представляетсобой вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования дляреализации поставленных целей (ограничение монополизма, стабилизация уровняцен, адресной поддержки отдельных отраслей, слоев населения и т. д.).Государственное регулирование цен существует во всех странах, в целом вразвитых государствах им охвачено 10 — 15% цен. При этом в условиях инфляции,дефицитности либо перепроизводства, структурной перестройки, других кризисныхситуациях регулирование усиливается.
Методы государственного регулирования цен можно разделитьна прямые и косвенные.
Прямые методы:
1. Фиксирование цен.
2. Замораживание.
3. Установление предельного уровня цен.
4. Таксация (правительство само устанавливает и изменяетцены, исходя их рыночной ситуации). Косвенные методы:
1. Эмиссионная политика.
2. Фискальная политика.(налоги, дотации).
8. Госзаказы.
4. Нормирование затрат, включаемых в цену, иманипулирование их уровнем (амортизационная политика и т. д.).
В последнем случае государство, регулируя поведениепредприятий, тем не менее, не диктует способы установления цен, их уровень. Этимеры лежат в основе нормативных актов, направленных на формированиеконкурентной среды: антимонопольного законодательства, актов о ценовойдискриминации, демпинговых ценах, недобросовестной рекламе и другие. С цельюограничения уровня монополизации промышленности применяются методырегулирования цен, основанные на установлении предельного уровнярентабельности, размера торговой надбавки. Анализируя необходимость исодержание прямых методов регулирования цен, в то же время необходимо видеть ихпротиворечивость. К примеру, установление предельного уровня цен напотребительские товары (как правило, ниже равновесных), порождает сокращениепредложения над спросом и, как следствие, явление товарного дефицита (см. рис.2.3), а следовательно, желание потребителей купить товары по более высокой цене— что ведет к возникновению «черного» рынка с ценами выше равновесных.
Определенный урон наносится ипредприятиям-производителям. По низким ценам им невыгодно производитьпродукцию, они начинают сокращать производство />
На решения по установлению цен влияют также участникиканалов товародвижения, стремящиеся к увеличению объема реализации и прибыли,установлению большего контроля над ценами, а также множество других факторов —экономических, психологических, социальных (рис. 2.4). .
Исследования свидетельствуют, что в целом цены, ихдинамика находятся под влиянием непосредственных изменений в процессепроизводства, НТП, роста производительности труда, сокращения издержекпроизводства. Однако практика стран с развитой рыночной экономикой показывает,что действие противоположных факторов, прежде всего таких, как инфляция,монопольные тенденции и др., зачастую оказываются более существенными.
2. Внутренние цены предприятия и их виды
При определении величины цен необходимо представлятьобщее содержание системы цен, существенным элементом которой являетсявзаимодействие различных видов цен. Рассмотрим основные виды цен на продукциюпредприятий, которые делятся по ряду признаков.
В зависимости от сферы оборота, выделяют ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫПРЕДПРИЯТИЯ (ФИРМЫ) и ОТПУСКНЫЕ (ОПТОВЫЕ) ЦЕНЫ, по которым предприятияреализуют продукцию потребителям.
Внутренние цены используются для оборота средств внутрипредприятий, являются основным инструментом внутрихозяйственных отношений. Онидолжны отвечать следующим требованиям:
обеспечивать увязку и сопоставимость экономическихпоказателей, подразделений и предприятия в целом;
способствовать совпадению интересов коллективов иподразделений предприятий;
обеспечивать стимулирующее воздействие на качество работыпроизводственных подразделений;
нейтрализовать различия в объективных условияхпроизводства.
Внутренние цены предприятия делятся на следующие виды:
1. Внутрихозяйственные цены, по которым осуществляют внутренниепоставки цеха, участки, производства внутри одного предприятия.
2. Внутрифирменные, по которым самостоятельныепредприятия (юридические лица) осуществляют поставки внутри объединения.
3.Трансфертные — внутрифирменные цены, обслуживающиеоборот между подразделениями, находящимися в различных регионах.
/>
Рис. 3.3. Последствия установления предельного уровня цен
На рисунке 3.4. представлены экономические факторывызывающие снижение и рост цен.ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ ЦЕН ФАКТОРЫ РОСТА ЦЕН Рост производства Спад производства НТП Монополизм предприятий Рост производительности труда Увеличение массы денег в обращение Снижение издержек Увеличение заработной платы Снижение налогов Нестабильность экономической ситуации Конкуренция Низкая эффективность использования капитала Развитие прямых связей Ажиотажный спрос
Рис. 3.4. Экономические факторы, влияющие на уровень цен
На рис. 3.5 приведена структура внутренней ценыпредприятия на основе предельного подхода, отражающая соподчиненность видовфирменных цен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.