Крымскийгосударственный инженерно-педагогический университет
Факультетзаочной формы обучения
Кафедра психологии
Контрольнаяработа
/>По психологии
Тема Пубертатныйкризис. Психофизиологическое развитие подростков
Студентки Микульските С.И.
Руководитель Задохина ГалинаАлександровна
г.Симферополь2004 год
План
1. Пубертатныйпериод
2. Физиологическоеразвитие подростка
3. Психическоеразвитие подростка
4. Теоретическиеподходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
1.Пубертатный период
Особое положениеподросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях:«переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность иважность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходомот одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляетосновное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период– физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениямпроисходит становление качественно новых образований, появляются элементывзрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений совзрослыми и товарищами, познавательной и учебной деятельности, содержанияморально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.
Важнейший фактор развитияличности подростка – его собственная большая социальная активность,направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построениеудовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя.
2.Физиологическое развитие подростка
Проблема биологическогофактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрастепроисходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологическойзрелости: начинается новый этап физического развития и развертывается процессполового созревания. За всем этим стоят процессы морфологической ифизиологической перестройки организма.
Перестройка организманачинается с изменений в эндокринной системе. Деятельность гипофизаактивизируется особенно в его передней доли. Гормоны, которые стимулируют росттканей и функционированию других важнейших желез внутренней секреции. Ихдеятельность обусловливает многочисленные изменения в организме подростка, втом числе и наиболее очевидные: скачок в росте и половое созревание. Эти процессынаиболее интенсивны в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. Внастоящее время, когда наблюдается акселерация физического развития и половогосозревания, некоторые девочки оказываются на стадии начала половой зрелости в10-11 лет, мальчики – 12-13 лет.
Рост тела в длину,увеличение веса, окружности грудной клетки – специфические моменты физическогоразвития в подростковом возрасте, которые обозначаются особым термином скачок вросте. Благодаря этому изменяется облик подростка по сравнению с обликомребенка: пропорции тела приближаются к характерным для взрослого. Меняется илицо вследствие интенсивного развития лицевой части черепа. В подростковые годыпозвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. Посколькудо 14 лет пространство между позвоночником еще заполнено хрящом, это определяетподатливость позвоночника к искривлению при неправильном положении тела,односторонних длительных напряжениях или чрезмерных физических нагрузках.Наибольшие нарушения осанки происходят в 11-15 лет, хотя в этом же возрасте подобныедефекты устраняются легче, чем потом. К 20-21 году заканчивается срастаниекостей таза (в которых заключены половые органы девочки). Их смещение возможнопри прыжках с большой высоты, а при ношении обуви на высоких каблуках возможноизменение формы таза, что впоследствии может вредно повлиять на родовуюфункцию.
Увеличение массы мышц имышечной силы происходит наиболее интенсивно в конце полового созревания.Развитие мускулатуры у мальчиков происходит по мужскому типу, а мягких тканей удевочек – по женскому, что сообщает представителям каждого пола соответственночерты мужественности или женственности, но завершение этого процесса находитсяза пределами подросткового возраста.
Увеличение мышечной силырасширяет физические возможности подростка. Это осознается мальчиками и имеетдля каждого из них большое значение. Однако мышцы подростка утомляются скорее,чем у взрослых, и еще не способны к длительным напряжениям, что необходимоучитывать при занятиях спортом и физическим трудом. Перестройка моторногоаппарата часто сопровождается потерей гармонии в движениях, появляется неумениевладеть собственным телом. Это может порождать неприятные переживания,неуверенность. Однако возраст от 6-7 до 13-14 лет – период оптимальногоразвития многих двигательных качеств, совершенствования двигательной функциипри интенсивном нарастании ряда ее показателей. Поэтому возрастают возможностидля достижений в спорте.
Рост различных органов итканей предъявляет повышенные требования к деятельности сердца. Оно тожерастет, и быстрее, чем кровеносные сосуды. Это может быть причинойфункциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы ипроявляться в виде сердцебиения, повышения кровяного давления, головных болей,головокружения, быстрой утомляемости.
В подростковом возрастенаступают резкие перемены во внутренней среде организма, связанные сизменениями в системе активно действующих желез внутренней секреции, причемгормоны щитовидной и половой желез являются, в частности, катализаторами обменавеществ. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны междусобой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемомэнергии, а с другой – повышенной чуткостью к патогенным воздействиям. Поэтомуумственное или физическое переутомление, длительное нервное напряжение,аффекты, сильные отрицательные эмоциональные переживания могут быть причинамиэндокринных нарушений и функциональных расстройств нервной системы. Онипроявляются в повышенной раздражительности, слабости сдерживающих механизмов,утомляемости, рассеянности, падении продуктивности в работе, в расстройствесна.
В подростковом возрастеутрачивается существовавший в детстве баланс в деятельности эндокринной инервной систем, а новый только еще устанавливается. Эта перестройка сказываетсяна внутренних состояниях, реакциях, настроении подростка и часто являетсяосновой его общей неуравновешенности, раздражительности, возбужденности,двигательной активности, периодической апатии, вялости. Появление такихсостояний нередко наблюдается у девочек незадолго до начала или во времяменструального цикла.
Половое созревание исдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новыхпсихологических образований. Во-первых, эти очень ощутимые для самого подросткаизменения делают его объективно более взрослым и являются одним из источниковвозникающего ощущения собственной взрослости. Во-вторых, половое созреваниестимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств,переживаний. Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка нановых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяется как широкимисоциальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизниподростка, особенностями его воспитания и общения. Отрицательное влияние могутоказывать книги и фильмы, предназначенные только для взрослых. Все это, а такжеразговоры с товарищами о проблемах любви и пола провоцируют развитиеповышенного интереса к интимной стороне человеческих отношений, эротическихтенденций и ранней сексуальности. Нормой для подростков обоего пола являетсяпробуждение первых романтических чувств.
3.Психическое развитие подростка
/>По сравнению с младшим школьником, существенныеизменения происходят в эмоциональной сфере подростка. Если эмоции младшихшкольников носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлениюсо стороны учителя, то эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью вих управлении. Подросток отличается большой страстностью и вспыльчивостью. Сэтим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость вповедении. По данным А.П. Краковскогов 5 классе учащиесяпроявляют упрямство в 6 раз чаще, чем это наблюдается в 4 классе, в 9 раз чащенаблюдается бравирование недостатками и в 5 раз чаще своеволие; в 42 разаувеличилось число немотивируемых поступков. При встрече с трудностями уподростка возникает сильное чувство противодействия, которое приводит к тому,что подросток может не довести до конца начатое дело, уничтожить уже сделанное.В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельностьвызывает сильные положительные чувства. Вот почему очень важно давать подросткупосильные задания, вооружать их соответствующими знаниями, умениями и навыками,способами деятельности.
Подростку свойственнобурное проявление своих чувств. Если он чувствует малейшую несправедливость ксебе, они способны «взорваться», хотя потом могут сожалеть об этом. Особенночасто реакция возникает в состоянии утомления. Аффекты подростков, в отличие отаффектов младших школьников, более сильные и бурные. Эмоциональная возбудимостьподростка проявляется и в страстных спорах, доказательствах, выражениивозмущении. Он горячо реагирует на все. Но, не обладая достаточным жизненнымопытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легкомогут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на нихпорой сильное влияние.
Эмоциональные переживанияподростка, в отличие от переживаний младших школьников, приобретают большуюустойчивость. Подросток, как правило, не забывает обид учителю, которому нужнопроявить очень много усилий, чтобы восстановить потерянный авторитет.
Нередко чувства подросткабывают противоречивы. Так, подросток с жаром защищает своего друга и в то жевремя знает, что его нужно осудить. Подросток может быть и внимательным, игрубым, обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же времяплакать от незаслуженных обид, позабыв о своем достоинстве. Очень важно, чтобыэти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно важных чувств.
Подросток более чутко, посравнению с младшими школьниками, относится к мнению коллектива. Он дорожитэтим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяетпохвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Онболезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрениеучителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение иуметь опереться на него. Подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассниковили других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать, стыдить подростка притоварищах. Это может вызвать острый конфликт.
Иной характер, посравнению с младшим школьным возрастом, приобретает и дружба. Если младшиешкольники связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростковлежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе онипредъявляют довольно высокие требования. От друга они требуют честности, верностии преданности. Но иногда дружба может принимать нежелательные формы. Взрослыедолжны знать, с кем дружит их ребенок, какова основа дружбы, кто из ребят накого и как влияет. Иногда приходится прерывать дружбу, но делать это надотактично, надо помочь подростку установить новые дружеские отношения, занятьего интересным делом. У подростков существенно возрастает чувство товарищества,также имеющее большое значение в формировании личности. Но, как и дружба, эточувство может принимать неправильные формы. Довольно широко распространеноложное товарищество, когда в классе существует круговая порука и одни учащиесяскрывают поступки других.
4. Теоретическиеподходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
Существенные изменения ворганизме подростка служили в течении длительного времени основой различныхтеорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критическогоразвития в этом возрастном периоде. Такое представление господствовало в первуючетверть нашего века. Основателями биогенетического универсализма были С. Холли З. Фрейд они считали существование кризиса и комплекса специфическихособенностей подростка явлением неизбежным и универсальным из-за ихбиологической обусловленности.
В 20-30 года сталонабирать силу направление, противоположное биогенетическому универсализму,поскольку в разных странах накапливались конкретные исследования, в которыхпоказывалась зависимость некоторых сторон личности подростка от его социальнойпринадлежности такая теоретическая направленность существовала в рядеисследований и в советской психологии (в период ее становления). Существенноезначение имела практика воспитания трудных подростков; например, уА.С.Макаренко такие подростки за короткий срок переставали быть трудными.
Сильный удар по теориямбиогенетического универсализма был нанесен американскими антропологами, которыеизучали так называемые примитивные цивилизации, чтобы установить, что вчеловеке определяется «природой», а что – «культурой», то есть конкретнымиобщественно — историческими условиями жизни и развития. М.Мид, изучавшаяподростков острова Самоа, доказала несостоятельность представления онеизбежности кризиса и конфликтов в подростковом возрасте и показала ихсоциальную, а не биологическую обусловленность. Мид обнаружила существование гармоничного,бесконфликтного перехода от детства к взрослости у девочек-подростков на Самоаи подробно описала условия жизни, особенности воспитания и отношений детей сокружающими. Подростковый возраст у девочек Мид оценила в целом как наиболее приятныйи свободный период по сравнению с детством и взрослостью. Позже она показала,что наступление у девочки половой зрелости, во-первых, может не быть для неефактом чрезвычайной субъективной важности и проходить почти не замеченным и,во-вторых, иметь разное значение в жизни девочки: в одних случаях наступлениеполовой зрелости является сигналом для признания ее взрослости и подготовки кбрачной церемонии, в других – только изменяется круг ее прав и обязанностей.
В исследованияхантропологов было установлено, что подростковый период может иметь разнуюдлительность и ограничиваться несколькими месяцами. Было опровергнуто иутверждение об обязательности «Эдипова комплекса» у мальчиков и установленавозможность отсутствия кризиса у мальчиков-подростков как в условияхспециальной подготовки к взрослому статусу, который приобретается подросткомпосле инициации, так и при постепенном овладении требованиями этого статуса.
Антрополог Р.Бенедиктвыделила два типа перехода от детства к взрослости: 1) непрерывный и 2) сналичием разрыва между тем, чему ребенок учится в детстве, и теми способамиповедения и представлениями, которые необходимы для осуществления роливзрослого. Первый тип перехода существует в условиях сходства ряда важных норми требований к детям и взрослым. В таких обстоятельствах развитие протекаетплавно, ребенок постепенно учится способам взрослого поведения и оказываетсяподготовленным к выполнению требований статуса взрослого. Второй тип перехода наблюдаетсяпри расхождении в существенных требованиях к детям и взрослым (Бенедикт и Мидсчитали его характерным для современного американского общества и стран свысоким промышленным развитием). В таких условиях переход от детства квзрослости происходит с разными трудностями и имеет специфический результат –неподготовленность к выполнению роли взрослого при достижении формальнойзрелости. Бенедикт подчеркивала, что путь, по которому происходит переход отдетства к взрослости, различен в разных обществах и ни один из них не можетрассматриваться как «природная» тропинка в зрелость.
Теоретическое значениеисследований антропологов велико. Было доказано, что конкретными социальнымиобстоятельствами жизни ребенка определяются:
1) длительностьподросткового периода;
2) наличие илиотсутствие кризиса, конфликтов, трудностей;
3) характер самогоперехода от детства к взрослости.
Из этих исследованийвытекал противоположный фрейдизму вывод: природное в человеке не может бытьпротивопоставлено социальному, поскольку природное в нем социально.
Антропологи рассматривалиподростковый возраст как период, когда ребенок находится на пути к его месту вобществе, когда происходит его проникновение в общественную жизнь взрослых. Вразвитии этой идеи особое место принадлежит К. Левину (США), который продолжиланализ положения подростка в современном обществе и конфликтного перехода от детствак взрослости. Он констатировал наличие в обществе группы взрослых и группыдетей, их разделенность из-за существования специфических привилегий у каждой исчитал, что в подростковом периоде ребенок движется от группы детей понаправлению к группе взрослых. У подростка есть стремление перейти в группувзрослых и пользоваться некоторыми их привилегиями, которых нет у детей. Однаковзрослыми он еще не принят и поэтому оказывается в положении между группами.Степень трудностей и наличие конфликтов Левин ставит в зависимость от резкостиразграничения в обществе группы детей и группы взрослых и длительности периода,когда подросток находится в положении между группами. Идеи Левина о «неприкаянности»подростка развиваются в настоящее время Д.Коулменом и другими зарубежнымипсихологами, которые говорят о существовании особой «субкультуры» подростков,то есть о наличии общества подростков в обществе взрослых.
Л.С. Выготский поставилновые проблемы при изучении критических возрастов: необходимость выделитьосновное новообразование в сознании и выяснить социальную ситуацию развития,которая в каждом возрасте представляет неповторимую систему отношений междуребенком и средой. Он полагал, что перестройка этой системы отношенийсоставляет главное содержание «кризиса» переходного возраста.
Таким образом, развитиетеоретической мысли в объяснении «кризиса» в подростковом периоде заключалось впостепенном накоплении обобщений, говорящих о том, что особенности проявлений ипротеканий подросткового периода определяется конкретными социальнымиобстоятельствами жизни и развития подростка его общим положением в миревзрослых людей.
Использованнаялитература
1. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М. В.Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984.-256 с.
2. Возрастная и педагогическаяпсихология: Учебник для студентов пед. Ин-тов/ В.В.Давыдов, Т.В. Драгунова,Л.Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В.Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Просвещение, 1979, — 288 с., ил.
3. «Практикум по возрастной ипедагогической психологии», под редакцией проф. А.И.Щербакова, Москва,«Просвещение», 1982