Реферат по предмету "Психология"


Психологические основы первичной профилактики зависимостей

Психологические основы первичной профилактики зависимостей

Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата.

Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой нарко­мании и алкоголизации в нашей стране:

♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность;

♦ значительное расширение ассортимента наркотиков и алкогольных напит­ков;

♦ полинаркомания;

♦ феминизация (увеличивается количество девушек, употребляющих нарко­тики);

♦ неграмотность, бессистемность профилактических мероприятий, приводя­щих нередко к обратному эффекту;

♦ дистанцирование взрослых от пугающей их проблемы наркомании и стрем­ление переложить решение этой проблемы на государственные органы (ми­лицию, школу и т. д.);

♦ привычный «кампанейский» культурно-массовый характер мероприятий по профилактике наркозависимости;

♦ очевидность неэффективности медикаментозной помощи при лечении нар­комании;

♦ идеологическая опустошенность взрослого населения, неспособного пред­ложить что-либо ясное в формировании карты мира ребенка;

возрождение связи молодежной субкультуры с употреблением наркотиков (по примеру движения хиппи сегодня появляется психоделическая музы­ка, рейв-музыка только с экстази).

Ученики в возрасте от 10 до 14 лет находятся под постоянно возрастающим влиянием притягательности экспериментов с алкоголем и другими наркотиче­скими веществами. Наиболее ранний возраст приобщения к наркогенным веще­ствам среди обследованных российских наркоманов и токсикоманов — 8 лет. С каждым годом возрастает число начинающих потребление наркосодержащих веществ, и особенно интенсивно — в возрасте 13-15 лет.

Уровень знаний и отношение к наркотикам детей разного возраста:
11-12 лет. Детей интересует все, что связано с наркотиками — их действие, способы употребления. О последствиях злоупотребления они если и слышали, то всерьез не воспринимают. Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов, часто пересказанных друг другу. Сами наркотики не употребляют. Только единицы знакомы с теми, кто уже употребляет.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана за наркотик не признается. О существовании глобаль­ной проблемы задумываются лишь некоторые. Пробовали наркотик немногие — из любопытства. Знакомы с потребителями почти все. О наркотиках знают мно­го — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны. Опас­ность злоупотребления сильно недооценивается. Говорят о проблеме только меж­ду собой.

14-16 лет. В этот период формируется определенное отношение к употребле­нию наркотиков. По этому критерию можно выделить три группы:

♦ «Употребляющие и сочувствующие»: интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении, с возможностью и продолжительнос­тью употребления без наличия зависимости. Употребление считается при­знаком независимости. Среди членов этой группы много лидеров.

♦ «Радикальные противники»: «Сам никогда не буду и не дам погибнуть дру­гу» — многие из членов этой группы считают употребление наркотиков не­допустимым, признаком слабости и неполноценности.

♦ Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они де­тализируются и становятся более объективными.

В группе «употребляющих и сочувствующих» пожинают первые плоды. В свя­зи с этим наибольший интерес вызывают криминальные последствия употребле­ния, влияние его на разрушающееся соматическое и психическое здоровье.

Среди «радикальных противников» растет число людей, осознающих глобаль­ность проблемы и необходимость активных действий, направленных на измене­ние ситуации.

Профилактические модели и базовые принципы первичной профилактики зависимостей

В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными дет­скими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания.

Сегодня в целях устранения причин, ведущих к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), следует формировать профилактическое пространство как сис­тему, где можно определять «мишени» превентивных воздействий.

Профилактическое пространство имеет:

•индикаторные переменные, которые характеризуют состояние системы на какой-то момент времени, зависят от многих других переменных этой системы, но сами значительно на нее не влияют;

•критические переменные, воздействуя на которые можно в значительной степени влиять на состояние всей системы.

Для определения состояния системы необходимо выделить, изучить и про­анализировать индикаторные переменные.

На макроуровнепрофилактическое пространство может быть представлено как система, состоящая из :

1) первичной профилактической социально-поддерживающей среды;

2) компенсаторного пространства для представителей «группы риска» — со­циально дезадаптированных детей и подростков, в том числе страдающих зависимостью от наркотиков);

3) реабилитационного пространства как для больных зависимостями несовер­шеннолетних и молодежи, так и созависимых;

4) отношения общества к проблемам молодежи, в том числе к проблеме нар­козависимости и алкоголизма.

С другой стороны, на микроуровне элементы профилактического пространства для отдельного индивида (ребенка, подростка, молодого человека) представлены составляющими его системы отношений с миром и самим собой.

На мезоуровнеможно говорить об элементах, с которыми отдельный индивид вступает в определенные отношения в процессе своей жизни, как о подсистемах:

♦ учебное заведение и его среда;

♦ семья и ее стиль, атмосфера;

♦ места проведения досуга и их социально-психологическое содержание (дис­котеки, клубы, кафе, двор, улица и пр.);

♦ учреждения, обеспечивающие возможности трудоустройства и проявления социальной активности (отделы муниципалитета и общественные органи­зации).

Максимальная интеграция деятельности специалистов и работы ведомств на

Основные принципы первичной профилактики зависимого поведения

1) Комплексность — согласованное взаимодействие на межведомственном и про­фессиональном уровнях.

2) Лифферениированность — решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социально­го и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий.

3) Аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической профилак­тической работы, направленная на возрождение общечеловеческих ценностей, представлений о здоровье и успешности жизни.

4) Многоаспектное — сочетание в профилактической работе различных направ­лений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоох­ранительный аспекты).

5) Приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилак­тической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее зна­чение первичной профилактики в решении проблем наркомании.

6) Экспансивность — активное внедрение методологий профилактики наркозави­симости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (школьные курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (май­ки, бейсболки, школьные принадлежности, плакаты, предметы быта).

7) Линамичность — разработка и использование гибких профилактических мето­дологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в об­ществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в горо­де, эффективные средства передачи информации.

8) Компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза при­меняемых форм и методов профилактической работы.

9) Позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участни­кам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способ­ствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств детей и моло­дежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо своей Родины.

10) Послеловательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.

Что же такое наркотики?

Наркотики — это субстанции, которые вмешиваются в естественные процессы функционирования организма и влияют на настроение, чувства и восприятие.

Неумеренное употребление наркотика называется злоупотреблением.Употреб­ление некоторых наркотиков в небольших количествах (маленьких дозах) призна­ется как потребление для наслаждения (например, кружка пива). В случае же дру­гих наркотиков употребление любой дозы считается злоупотреблением (напри­мер, героин). Главным критерием при этом является то, ведет ли употребление наркотика к развитию зависимости (психологической или физической), которая рассматривается как болезнь.

Что такое «пристрастие» и «зависимость»?

В любом объяснении «пристрастия» можно лишь частично описать различные душевные, физические и социальные состояния, относящиеся к этому понятию.

Пристрастие часто определяют как стремление (страстное влечение, тоску) к определенному состоянию, переживанию, которому подчиняется разум.

Это стремление не обязательно связано с веществом, это могут быть, например, игра в карты, компьютерные игры… Пристрастие к наркотику выражается в физической и психологической зави­симости от вещества, дозу которого зависимый все время должен повышать, что­бы достичь желаемого состояния.

О физической зависимостиговорят в тех случаях, когда организм включил нар­котическое вещество в обмен веществ и когда после прекращения приема нарко­тика появляются симптомы абстиненции: выделение пота, тошнота и др.

Понятие психологической (душевной) зависимостибыло введено потому, что при употреблении некоторых наркотиков (например, ЛСД, кокаина, гашиша) не наступает физической зависимости. Тем не менее стремление продолжать упот­ребление очень сильно и неуправляемо. При прекращении употребления нарко­тика появляется чувство недовольства и наступает депрессия. В обоих случаях зависимость означает несвободу. Человек начинает зависеть от наркотического вещества, становится его рабом. Сколько существует мотивов для зависимости, столько может быть и зависи­мостей. Это всегда связано с конкретной личностью, ее окружением, с тем, какие наркотические вещества ей доступны и какие формы зависимости присущи: за­висимость от никотина, моды, работы, успеха, развлечений, потребления, телеви­дения, игровых автоматов, компьютера, привычек…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме Мебель
Реферат Эти совсем не элементарные частицы
Реферат Магматические горные породы
Реферат Анализ форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для вос
Реферат Интеграция антропологических наук и научных направлений – основополагающий принцип современного человекознания
Реферат Расчет показателей системы национальных счетов на базе имеющейся статистики
Реферат Военные компьютерные игры в боевой подготовке вооруженных сил армий иностранных государств на
Реферат Амстердам 2
Реферат Babe Ruth Essay Research Paper BABE RUTH
Реферат Венсан де Поль
Реферат Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Парус
Реферат Chlamydia Essay Research Paper Chlamydia Chlamydia are
Реферат Менделеев как географ
Реферат Булавинское восстание
Реферат Основні концепції розвитку цивілізації (культури)