Реферат по предмету "Психология"


Психологическая совместимость супругов и её влияние на удовлетворенность браком

Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
Байкальскийгосударственный университет экономики и права
Кафедрасоциальной и экономической психологии
Курсовая работа
Психологическаясовместимость супругов и её влияние на удовлетворенность браком
по дисциплине«Социальная психология»
Выполнила:
студентка группы П-07-2
Кижнерова Ж.А.,
Научный руководитель:
к.псх.н., доцент
Трофимова Е.Л.
Иркутск, 2009

Оглавление
Введение
Глава IТеоретические аспекты в исследовании супружеских отношений
1.1 Семья и психологическаясовместимость супругов как объект изучения в социальной психологии
1.2 Психологическая совместимостьсупругов и ее влияние на удовлетворенность браком
Выводы по первой главе
Глава II.Исследование психологической совместимости супругов, ее влияние на уровеньудовлетворенности браком
2.1 База и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Бибиография

Введение
 
Актуальность работы. Проблема психологической совместимости является актуальной во все времена, в нашей стране значение ее еще более увеличено со времен перестройки: научно-технические, социально-политические преобразования повысили профессиональный, общественно-политический уровень женщин. Они со временем становятся главенствующими и в семье, что порождает противоречия между равноправием мужчины и женщины. Большинство современных ученых пришли к выводу, что негативные социальные явления, такие как мужская, женская и детская агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства не могут быть разрешены, если не учитывать роль супружеских отношений в возникновении этих явлений. Возникли вопросы о том, каким образом это скажется на будущем человечества, как это повлияет на будущие поколения? Соответственно возрос научно-исследовательский интерес к межличностным отношениям.
Эта проблема, несомненно, остается актуальной на протяжении всей жизни человека. В процессе социализации человек сталкивается с различными ее институтами, окружением, которое воспитывает в нем различные черты, складывающиеся в характер личности. В той или иной деятельности особенно важен ее психологический аспект, ее эмоциональная окраска, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе положительно влияет на продуктивность деятельности, а так же удовлетворенность этой деятельностью ее участников.
Стоит сказать, что в семейных отношениях психологическая совместимость играет важнейшую роль и все-таки более значительную, нежели в деловых контактах. Психологический климат в семье является результатом стараний обоих супругов, определяет характер, устойчивость семейных отношений и удовлетворенность этими отношениями, а это в свою очередь оказывает свое влияние на развитие не только взрослых, но и детей, от которых зависит будущее страны и человечества.
Именно поэтому целью нашей работы стало: выявить влияние психологической совместимости супругов на удовлетворенность браком.
Объектом нашего исследования выступает психологическая совместимость, предметом является влияние психологической совместимости супругов на удовлетворенность браком.
Нами выдвинута гипотеза о том, что психологическая совместимость основывается в основном на сходстве типов межличностных отношений супругов и является одним из факторов, влияющих на удовлетворенность браком.
Для реализации указанной цели и проверки гипотезы представляется необходимым решить следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ современной научной и популярной литературы в области психологии семьи;
2) подобрать и использовать комплекс психодиагностических методик для диагностики межличностных супружеских отношений в практической деятельности;
3) выявить связь между психологической совместимостью супругов и их удовлетворенностью браком;
4) рассмотреть влияние распределения власти в семье на удовлетворенность браком;
5) проследить влияет стаж совместной жизни на удовлетворенность браком;
6) осуществить анализ полученных результатов и получить выводы.
Методологическая основаисследования: основные положения трудов отечественных и зарубежных авторовотносительно психологической совместимости в семье (Эйдемиллер, Юстицкий,Филлипова, Обозов и др.)
База и методыисследования: для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовалсяметод тестирования.
Для оценкипсихологической совместимости мы использовали методику диагностикимежличностных отношений, предложенную Т. Лири, для определения уровняудовлетворенности браком была использована методика, разработанная В.В.Столиным, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко.
Данное исследованиепроводилось среди семейных пар Иркутска и Ангарска. В нашем исследованииприняли участие 17 семейных пар (50% мужчин и 50% женщин в возрасте от 17 до 74лет), стаж совместной жизни которых составил от 2 лет до 51 года.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 20 источников, и 3приложений. Содержание представлено на 38 страницах. Работа проиллюстрирована 1таблицей и 5 рисунками, отражающими логику представления теоретической и практическойчастей исследования.

Глава I.Теоретические аспекты в исследовании супружеских
отношений
1.1 Семья ипсихологическая совместимость супругов как объект
изучения в социальнойпсихологии
Семья какэлементарная единица общественной структуры давно стала объектом исследователейнаучных дисциплин. Еще в конце XIX века были опубликованы первые научные труды,посвященные историческому анализу возникновения института семьи. В настоящеевремя интерес к развитию института семьи сохраняется, приобретая своюспецифическую актуальность и значимость. Современный брачный союз имеет длиннуюисторию и биографию. Чтобы понять современный взгляд на семейные отношения,попытаемся проследить за изменениями, происходящими в супружеских отношениях напротяжении прошлых веков.
Групповой брак. В периодпервобытнообщинного стада согласно концепции полового отбора, процветали вравной мере такие формы отношений между мужчиной и женщиной, как полигамия(когда один или несколько мужчин принимали участие в воспроизводстве потомства,а другие охотились) и промискуитет (половые отношения без установленияпостоянных связей). Необходимо обратить внимание на тот факт, что они былинаиболее адекватны задачам истории – осуществлению полового отбора и сохранениювида. На смену первобытнообщинному стаду пришел род. На первое место выходятколлективная собственность и развитие производства. Групповой брак — это союздвух родов, существование которого обеспечивало половые отношения между ихчленами. [12, 12]
Романтический брак. В процессе развития человеческого родаэволюционируют и отношения между мужчиной и женщиной. Так в истории появляетсяформа половой любви – страсть как высшая форма влечения к противоположномуполу. Ее проявление запечатлено в различных исторических формах отношений:рыцарская любовь, трубадуры, гондольеры и т. д. В этот исторический период вразвитии института семьи доминирует романтический брак (брак, основанный начувственности). Отношение к женщине не сразу, но изменяется, хотя на долгиевека сохраняет оттенок полярности. С одной стороны, женщины начинаютпользоваться уважением, а их права – оберегаться законом. С другой, всоответствии с религиозными догматами они считаются низшими существами,презираемыми за чувственность. [12, 13]
Моногамная семья. Мужчина захватил бразды правления, и женщинабыла лишена своего почетного положения – закабалена, превращена в рабу егожеланий, в простое орудие деторождения. Семья становится моногамной: женаотдается под безусловную власть мужа. [12, 15]
Постепенно повышается значение владения собственностью.
В период 8 тысяч лет до нашей эры возникло разделение функций всемье. Как следствие возрастает значение детей, они начинают представлятьсвоеобразную ценность: от просто инстинкта размножения и продолжениячеловеческого рода к возникновению реальной рабочей силы и носителей(продолжателей) опыта рода. [12, 17]
Итак, характерной основой супружеских отношений в древности периодбыли экономические или политические отношения. Отсюда вывод: брак в древности –это, прежде всего, сделка.
 Патриархальная семья и монашество. В эпоху Средних вековгосподствовала богословская идеология. В этот исторический период можновыделить три распространенные точки зрения. [12, 18]
Согласно первой брак – это дар Божий, а его цель – деторождение. Втораяточка зрения сводилась к тому, что брак – это необходимое зло, что лучшевступить в брак, чем сгореть от любовной страсти (и сегодня многие ранние бракибазируются именно на таких представлениях об интимной жизни). Третье мнение обраке – его следует полностью избегать (в связи с ожиданием христианами второгопришествия Христа). В целом же в эпоху раннего Средневековья отношение к бракуредко связывалось с романтикой и любовью.
На протяжении многих эпох у мужчин постепенно воспитывались такиекачества, как заботливость, постоянство. Таким образом, семья – какструктурированное объединение двух полов — была первичным условиемвозникновения человечности.
Брак-товарищество. Период Ренессанса (эпоха Возрождения)характеризуется гуманизмом. Именно в этот период женщину начинают отождествлятьс символом чистоты и святости, с непорочной Девой. Женщины из высших классовобщества наслаждались новой свободой. Без чувства вины и боязни они постепенностали одеваться в эротические наряды, пользоваться косметикой, посещать учебныезаведения. Было узаконено право женщины на повторный брак, если, например, мужей изменяет. [12, 20]
Брак, основанный на общности интересов и взаимном влечении, можнорассматривать скорее как содружество, которое не исключает активных любовныхвзаимоотношений. Такие взаимоотношения супругов очень часто перерастают вбраки, в которых хранится преданность друг другу всю жизнь. Поэтому супружескаяжизнь складывается успешнее, если партнеры любят друг в друге индивидуальность.Про эту форму супружеских отношений А. Сент-Экзюпери написал так: «Любовь — этозначит смотреть не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении». [12,22]
Семья как ячейка общества. На этом уровне семья формируется каксоциальный институт. Это означает устойчивый комплекс формальных и неформальныхправил, принципов, норм, установок, посредством которых как общество регулируетсемью, так и семья воздействует на общественные отношения. Семья как социальныйинститут образует ядро нормативно-ценностной структуры общества. Такая семьястановится существенным элементом структуры самого общества. Выделяют двеведущие функции семьи, которые по своей природе социальны: 1) семьяосуществляет воспроизводство членов общества; 2) производит их первичнуюсоциализацию. [12, 22]
Таким образом, институт семьи становится важнейшим посредником вовзаимосвязи личности и общества. Именно такая форма семьи может противостоятькак тоталитаризму, так и индивидуализму. Отсюда и общество, и личностьзаинтересованы в укреплении семьи.
Брак-содружество. Этот тип брака еще только формируется всовременном обществе. Формирование этого уровня брачных отношений в историичеловечества предполагает обобщение и повторение всех предыдущих формотношений. Поэтому современное общество представлено столь пестрым ковромбрачных форм отношений: можно встретить и полигамную семью, и патриархальную, игрупповой брак (где нет ответственности за партнера), и брак-товарищество.Отсюда одной из причин кризиса семьи в современном обществе становится поискновой парадигмы (концепции) брачных отношений, адекватной принципам и интересамсовременной цивилизации. [12, 22-23]
Донастоящего времени в науке не сложилось однозначного определения семьи. Всоциальной психологии имеется ряд схожих определений, предложенных различнымиавторами.
Влитературных публикациях выделяется два подхода в разработке понятия «семья»:фактологический и логический. Фактологический подход фиксирует эмпирическинаблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которого лежатсупружество и родственные связи. [15, 4]
С точкизрения Соловьева Н.Я. «Семья — ячейка (малая социальнаягруппа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная насупружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой,родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущимивместе и ведущими общее хозяйство». [17,10]
В данномопределении подчеркивается рассмотрение семьи как малой социальной группы,позволяющее оценить эффективность ее функционирования.
Логическийподход ориентирован на выявление специфики социального феномена семьи,обладающего совокупностью устойчивых, повторяющихся признаков. С этой точкизрения, семья рассматривается как социальный институт и форма институциализацииответственности, долга и других социальных норм, групповым ядром которойявляется брачный союз, включающий в себя отношения «мать — ребенок» и «отец — ребенок», а отсюда и отношения «мать — отец» [15, 4].
В обоихподходах в качестве единого основания семьи как малой социальной группывыступает понятие «брак». Брак, в определении отечественных исследователей,есть «санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчинойи женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу ик детям, включающая в себя вертикальные («муж — жена») и горизонтальные(«родители — дети») связи» [16, 62]
Важнейшимихарактеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Сферажизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенныхпотребностей ее членов, называется функцией семьи.
Итак, обозначимфункции, выделенные Эйдемиллером и Юстицким:
1) воспитательнаяфункция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовствеи материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Поотношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семьяобеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членовобщества;
2) хозяйственно-бытоваяфункция – удовлетворение материальных потребностей членов семьи (в пище, кровеи т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этойфункции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил;
3) эмоциональнаяфункция семьи — удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении,признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функцияобеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействуетсохранению их психического здоровья;
4) функция духовного(культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведениидосуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитиичленов общества;
5) функция первичногосоциального контроля — обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, вособенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своеповедение в полном соответствии с социальными нормами;
6)сексуально-эротическая функция — удовлетворение сексуально-эротическихпотребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этомосуществляет регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи,обеспечивая биологическое воспроизводство общества. [6, 95]
Структура семьи. Онавключает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между еечленами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, какимобразом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто —исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точкизрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство иорганизация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В другихсемьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех еечленов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором – о демократической. Различной может быть структурасемьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности:большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи илиобязанности распределены равномерно. [6, 95]
Наиболеераспространенная структура семьи в нашем обществе –это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-тоиз их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация наодного-двух детей.
Семья чашеориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равноеучастие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов напредпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая частьопрошенных. [6, 95]
Нарушение структурысемьи – это такие особенности структуры,которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например,неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье междусупругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, посколькупрепятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложитсяосновная нагрузка: в восстановлении физических сил, удовлетворении духовных(культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структурыотношений в семье следует  признать семейный конфликт, препятствующийвыполнению семьей различных ее функций. [3, 27]
Динамика семьи. Какфункции, так и структура, а также вероятность различного рода их нарушенийзначительно изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуютразличные системы выделения основных этапов жизненного цикла. В нашей страненаибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой (1975). Онавыделяет 5 стадий жизненного цикла: I— зарождение семьи с момента заключения брака до рождения первого ребенка; II— рождение и воспитание детей. Эта стадия оканчивается с началом трудовойдеятельности хотя бы одного ребенка; III— окончание выполнения семьей воспитательной функции. Включает период с началатрудовой деятельности ребенка до момента, когда на попечении родителей неостанется ни одного из детей; IV— дети живут с родителями и хотя бы один из них не имеет собственной семьи; V—супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Применимость этойпопулярной периодизации для целей психологического исследования подвергаласьсомнению. [3, 27]
Подсупружеством в современной психологии и социологии понимается личностноевзаимодействие мужчины и женщины, регулируемое моральными принципами иподдерживаемое имманентными ему ценностями. [5, 85]
В отличиеот брака супружество характеризуется неинституциональным характером связи, атакже равноправием и симметричностью нравственных обязательств и привилегийсупругов.
Такимобразом, между понятиями «семья», «брак» и «супружество» существует теснаявзаимосвязь. Так, как было показано, выше фактическое супружество может иметьместо и без брака, т.е. без институциализации отношений между партнерами. Прианализе семьи как малой группы и социального института обычно выделяется триосновные характеристики: ее функции, структура и динамика. Именно они являютсяопределяющими для функционирования данного социального института в различныепериоды социально-экономического развития общества.
На современном этапе развития общества, благодаря индустриализации и развитию бытового обслуживания, наблюдается снижение роли  семьи  как хозяйственной ячейки и повышение роли межличностных отношений членов семьи, то есть возрастает значение социально-психологических факторов. Эту точку зрения разделяют Огберн, Берджесс и Локк, Уинч, Элмер, Гуд, В.Б. Голофаст, А.М. Кириллова, П.И. Федосеев, А.Г. Харчев. В теоретических разработках по  социальной психологии, психология семьи выделена как одна из самостоятельных прикладных областей, и, естественно, многие проблемы еще не нашли должного освещения. В этих работах рассматриваются лишь отдельные элементы социально-психологических проблем семьи и брака. Между тем семья, как уже отмечалось, все больше становится институтом межличностных отношений.
1.2Психологическая совместимость супругов и ее влияние на
удовлетворенностьбраком
 
Известно, что в основе благоприятных семейных отношений лежит чувство любви – высшая степень эмоционального положительного отношения человека к человеку. Многие считают, что любовь у всех разная и недоступна ее четкому научному определению. Однако, на этот счет имеется ряд теорий и публикаций отечественных и зарубежных авторов.
У Ларошфуко есть комедийное высказывание: «Любовь – это приведение, которое никто не видел, но все о нем говорят». Можно сказать, что любовь, по его мнению, редко встречающееся чувство, что-то неизведанное, неясное и необъяснимое.
Определение любви, одно из действительно близких к ее сущности, есть в Библии: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносит себя, любовь не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»
А. Моруа образно выразил сложности межличностных отношений супругов: «Два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят». Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. [12, 22]
Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми – не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи.
Впервые проблема психологической совместимости в отечественной психологии была поставлена Б.Ф. Ломовым, указавшим, что фактор психологической совместимости группы наиболее значим для работоспособности групп, составленных из случайных людей. От совместимости зависят быстрота достижения согласованности действий и величина прилагаемых усилий. Несовместимые группы в потенциале содержат конфликт. [9, 163].
Учитывая стадийный характер развития семьи, авторы «Исследования уровней совместимости в молодой семье» предположили в качестве гипотезы, «что совместимость на каждом из уровней имеет свои специфические особенности в зависимости от той или иной стадии развития семьи» [11, 59].
Определение этих особенностей является необходимым для разработки дальнейших программ изучения семейно-брачных отношений, практически рекомендаций по стабилизации семьи и проведения профилактической работы по психологической подготовке молодежи к семейной жизни.
Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать следующие выводы:
При изучении супружеских взаимоотношений следует учитывать не только совместимость на разных уровнях, но и стадии жизненного цикла семьи, т.к. каждый из уровней совместимости имеет свои особенности на разных этапах развития семьи.
Молодая семья характеризуется сложным процессом адаптации друг к другу, который затрагивает все уровни супружеской совместимости (от переориентации жизненных ценностей до изменений в структуре характера).
Различные этапы развития молодой семьи характеризуются разными ведущими компонентами взаимодействия (в период выбора брачного  партнера – аффективный, в период молодоженства – когнитивный и поведенческий).
Знание особенностей совместимости на разных ее уровнях в супружеской паре позволяет успешно прогнозировать дальнейшее развитие отношений. [11,61]
Психологическая совместимость — сочетание индивидов, основанное насоответствии их индивидуально-психологических и социально-психологическиххарактеристик, которое приводит к согласованной совместной деятельности. Можновыделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическуюи социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенноесходство психофизиологических характеристик партнеров и на этой основесинхронизация темпа психической деятельности. Во втором случае имеется в видуоптимальное сочетание типов поведения людей в группе, их социальных установок,потребностей и интересов, ценностных ориентации. Наличие психологической совместимостичленов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге большейэффективности совместной деятельности. В соответствии с данными исследований Н.Н.Обозова (1979) выделяются следующие критерии оценки совместимости исрабатываемости: 1) результаты деятельности; 2) эмоционально-энергетическиезатраты ее участников; 3) их удовлетворенность этой деятельностью. [13, 344]
Определение, данноеФ.Д. Горбовым и М.А. Новиковым: «Совместимость — это понятие о взаимномсоответствии свойств участников группы. В него входят: взаимная симпатия,положительный характер эмоциональных установок, взаимовнушаемость, общностьинтересов и потребностей, сходство динамической направленностипсихофизиологических реакций при операторской деятельности и отсутствие вданной группе выраженных эгоцентрических устремлений».
Совместимостьмежличностная – взаимное приятие партнеров по общению и совместнойдеятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве иливзаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов,мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритмапсихофизиологических реакций и других значимых для межличностноговзаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критериеммежличностной совместимости является высокая непосредственная удовлетворенностьпартнеров результатом и главное процессом взаимодействия, когда каждый из нихоказался на высоте требований другого и не потребовалось специальных усилий наустановление взаимопонимания. [7, 367]
Имеется три основныхподхода к решению психологической совместимости: структурный, функциональный иадаптивный.
Совместимость —довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научноеизучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологиюсравнительно недавно. Сейчас трудно установить, и какой именно областисоциально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. Приизучении групповых конфликтов, психологического климата в группах,эффективности групповой деятельности, при исследовании процессов и результатовкоммуникаций, динамики межличностных отношений и другихсоциально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образомобусловлены соотношением свойств взаимодействующих людей. В одних случаях этосоотношение негативно сказывалось на научаемом явлении (снижало эффективностьдеятельности группы, ухудшало климат и т.д.), в других — положительно.Сочетание характеристик, которое оказывало позитивное влияние на изучаемоеявление, стало обозначаться как совместимость людей.
Термин «однопорядковаясовместимость», или просто «совместимость», употребляется для обозначениясогласования характеристик систем одного уровня развития (две молекулы, дваиндивида и т. п.). Этому виду совместимости М.И. Сетров дает следующееопределение: «… совместимость есть такое отношение двух систем, при которомобнаруживается сродство или общность систем по некоторым параметрам или посуществу, обеспечивающая возможность их взаимодействия».
В психологическихработах дается лишь описательное определение совместимости. Например,определение, данное Ф.Д. Горбовым и М.А. Новиковым: «Совместимость — этопонятие о взаимном соответствии свойств участников группы. В него входят:взаимная симпатия, положительный характер эмоциональных установок,взаимовнушаемость, общность интересов и потребностей, сходство динамическойнаправленности психофизиологических реакций при операторской деятельности иотсутствие в данной группе выраженных эгоцентрических устремлений».
Авторы выделяют такиекритерии психологической совместимости, как высокую сплоченность группы,устойчивость ее во времени, высокую эффективность групповой деятельности,низкую конфликтность в группе, высокое взаимопонимание между партнерами, —словом, любое из социально-психологических явлений, взятое в его позитивномзначении. Однако, все-таки не все перечисленные критерии могут бытьобязательными. Например, длительность отношений в браке может быть вызванабоязнью прервать отношения в силу отсутствия выбора партнеров, наличия детей,боязнью одиночества. Наличие конфликтов и их частота также малопоказательны,так как не учитывается различие в качестве этих конфликтов: так называемыеконструктивные конфликты желательны и даже необходимы для развития отношений.
Существуют три основныхподхода к исследованию совместимости: структурный, функциональный и адаптивный.
Структурный подходориентирован на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Этооптимальное сочетание обозначается как гармония, соответствие характеристикпартнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые партнерыобразуют некую устойчивую, адаптивную и в определенном смысле эффективнуюструктуру. Совместимость выступает как подобие (сходство) или различие(контраст) характеристик партнеров. [19]
При функциональномподходе группа рассматривается как целенаправленное образование, смыслсуществования которой — реализация определенных функций, в социальнойпсихологии они обозначаются как роли. Мера согласования ролей служитпоказателем совместимости. При этом исследователи намеренно отвлекаются отизучения свойств, которые обеспечивают участнику исполнение своей групповойроли. Использование функционального подхода предполагает изучение функцийсистемы, установления необходимой для нее структуры распределения ролей междуиндивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целейсистемы. [19]
Третий подход кпроблеме совместимости — адаптивный — получил наибольшее распространение вклинике и психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентированна изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностныхотношений, эффективного общения. Адаптивный подход и ориентирован на улучшениепроцессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. [19]
Э.Г.Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько подходов к пониманию собственносупружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии:мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический.
В рамках мотивационногоподхода лежит представление о том, что индивиды имеют разные потребности,удовлетворение которых изменяется при групповом взаимодействии. У совместимых впотребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребностиудовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях. Так Э. Локки,изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил,что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит непринцип дополнительности (комплиментарности) личностных свойств, а принцип ихсходства. Имеются также сведения о том, что ряд личностных качеств совместимыхсупругов подчиняются принципу противоположности. [15, 40]
Психодинамическийподход предлагает подход к исследованию дисгармонии брака с точки зренияклассического психоанализа. В рамках данного подхода разработана теория Г.Дикса, который видел принцип неблагополучия семьи в защитных механизмах,выработанных в детстве. У взрослых эти механизмы проявляются в боязни потерятьсвоё «Я», которая обусловливает необходимость его защиты от брачного партнёра.[1, 167]
Социокультурныйподход при анализе супружеской совместимости учитывает ролевые ожидания,притязания и ролевое поведение супругов в браке. Под ролевыми ожиданиями вданном случае понимается степень готовности отдать выполнение той иди инойсемейной функции брачному партнеру. Сочетание ролевых ожиданий и притязанийсупругов и их реализация в семейной жизни определяет ролевое поведение человекав браке. [17, 58]
Неправильноераспределение власти в семье ведет к снижению субъективной удовлетворенностибраком. Так, по данным В. Пэкорда, человек, демонстрирующий низкую степеньудовлетворенности браком, склонен воспринимать своего партнера как явнодоминирующего. В семьях, определяемых им как неблагополучные, мужья чащевоспринимают себя как равного, а жены более склонны определять своего супругакак доминирующего. Таким образом, по мнению сторонников социокультурногоподхода, совместимость супругов определяется, прежде всего, соотношением их ролевыхожиданий и притязаний, а также характером распределения власти в семье. [15,41]
Основы бихевиористическогоподхода к пониманию супружеской совместимости впервые был сформулированы Дж.Хомансом в рамках его концепции «элементарного социального поведения». Автор, всоответствии с традиционной бихевиористической концепцией, полагает, чтовзаимодействие в семье определяется вознаграждениями, наказаниями, частотой икачеством подкрепления. По его мнению, в общении человек ожидаетпропорциональности между получаемым выигрышем и понесёнными издержками.Дисбаланс в ту или иную сторону влечет за собой развитие конфликтов и снижениеудовлетворенности браком.
Болееобобщенный взгляд на данный феномен был предложен в отечественной психологии врамках структурно-уровневой концепции совместимости супругов Н.Н. Обозова.
Данныйподход рассматривает совместимость как сложное, многоуровневое явление.Рассогласования в супружеской жизни, по мнению автора, могут формироваться накаждом из указанных уровней. Именно это и приводит к формированию субъективнойнеудовлетворенности браком в той или иной сфере семейной жизни.
Н.Н. Обозоввыделяет 5 основных уровней супружеской совместимости:
1. Физиологический– на этом уровне рассматриваются возрастные особенности партнеров, особенностиметаболических процессов организма и т.п… Нарушения физиологического уровнясовместимости проявляются в рассогласовании и дисгармоничности сексуальнойжизни супругов.
2. Психофизиологический– основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей иэмоциональных особенностей партнеров. Следствием нарушения данного уровняявляется несогласованность эротических контактов, имеющих психологическуюприроду.
3.Психологический – предполагает согласованность характеров, мотивов поведения,личностных качеств партнеров. Рассогласование приводит к отчуждению супругов,высокому уровню конфликтности пары, сложностям в распределении главенствавнутри семьи. Симптомами нарушения психологической совместимости являются:утомление и раздражение друг другом, невозможность найти приемлемые способыобщения, затяжные нарушения психологического климата в семье.
4.Социально-психологический – более интегрированный уровень взаимодействия,предполагает согласование социальных ролей, интересов, ценностных ориентации.На данном уровне формируется семейно — ролевая согласованность взаимодействияпартнеров, предполагающая соответствие ролевых ожиданий и притязаний супругов.
5. Духовный– предполагает сходство социальных установок относительно важнейших фактов действительности,связанных с реализацией групповых и личных интересов. Высшим и наиболее сложнымуровнем духовной совместимости является ценностно-ориентационное единствосемьи. [9, 81]
Феноменом,противоположным совместимости, является несовместимость людей, когда ихпотребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение вцелом взаимоисключают друг друга. Следствием несовместимости друг с другом двуходновременно возникших побуждений действовать является конфликт. Увзаимодействующих людей исключение одного другим непосредственно или черезкакой-либо объект вызывает состояние неудовлетворенности [10, 104].
Совместимость илинесовместимость при ситуативном ее возникновении следует считать состоянием.Взаимодействие, а не сочетание, – уже процесс,следствием которого является совместимость или несовместимость.
При несовместимости вбраке возникает конфликт – происходитстолкновение как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах,отношениях, действиях и поведении партнеров. При несовместимости партнеров побраку наблюдается неспособность в критических ситуациях понять друг друга,несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и в другихврожденных и приобретенных качествах личности, что существенно влияет накачество брака, так как нарушает его устойчивость. Совместимость илинесовместимость является следствием процесса взаимодействия. В процессесовместной жизни в браке партнеры решают совместные задачи. Согласованность врешении этих задач между партнерами по браку определяет их сработанность. Присовместной деятельности в случае эффективности возникает удовлетворенность нетолько собой, но и партнером [9, 98-101].
Следующим важнымкомпонентом качества брака является его устойчивость. Оценка устойчивости,прочности брака является одной из важнейших характеристик образа жизни семьи.В.А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильностьбрака». Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействиямежду супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности,направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целейсупругов». [14, 25].
Существенно расширяетданное понятие В.В. Бойко (1988). Устойчивость брака, по его мнению, имеетобъективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависитот вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количествабраков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенныйпромежуток времени. Субъективная сторона прочности брака включает в себя удовлетворенностьсупружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателямисубъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служитьоценка его прочности, которую дают сами супруги. [4, 142]
Так же известнаследующая интерпретация понятия «удовлетворенность браком», отмеченная в исследовательскойработе Шавлова А.В: «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, каксубъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных нормэффективности  функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальныхпотребностей». [2,131]
В работах некоторыхавторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». Вчастности, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкий утверждают, что характертравматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит отстепени осознанности данного состояния. [17, 18] Они выделяют два виданеудовлетворенности брачными отношениями: осознанная и плохо осознаваемаянеудовлетворенность.
В случае осознаннойнеудовлетворенности обычно наблюдается открытое признание супругом того, чтосемейные отношения его не удовлетворяют. Показательным при этом являетсяуказание на глобальный характер неудовлетворенности – на то, что семейная жизньне соответствует даже самым минимальным требованиям. Как правило, упоминаетсякакое-то весьма важное и психологически объяснимое обстоятельство, мешающеенемедленно разойтись (чаще всего – дети или жилищно-бытовые трудности, которыевозникнут при разводе). Осознанная неудовлетворенность нередко сопровождаетсяконфликтом между супругами: к констатации неудовлетворенности присоединяютсявыраженные агрессивные ноты, прямые указания на то, что причиной ее являетсясупруг.
Иначе проявляется плохоосознаваемая («тлеющая») неудовлетворенность. Супругом выражается относительнаянеудовлетворенность семейной жизнью. Неудовлетворенность же выявляетсякосвенным путем.
Н.Н. Обозов и А.Н.Обозова выделили субъективные и объективные, внешние и внутренние факторыстабильности. К внешним объективным факторам они относят стабильностьсоциальной системы и материальные условия существования семьи. К внешнимсубъективным – силу социального контроля, эффективность правовых норм,национальных и культурных традиций, ожиданий значимого окружения. К внутреннимсубъективным относят эмоциональные связи и к внутренним объективным –показатели супружеской совместимости.
Вполне стабильный(устойчивый) брак может быть неблагополучным, конфликтным, но по тем или инымпричинам может продолжать функционировать вплоть до своего естественного конца.Люди могут сохранять свой брак из-за трудностей психологического разрыва, поневротическим причинам (осознание вины, боязнь перемен, эмоциональнойнестабильности, необоснованных надежд) и по другим факторам, вынуждающимтерпеть дискомфортные отношения. Все это может быть справедливо для стабильныхбраков, не дающим эмоционального удовлетворения партнерам.
Семья является темместом, где закладываются основы личности, первичным институтом социализации. Вней так же, как и в любом коллективе, формируется свойсоциально-психологический климат.
Характер климата в семьенепосредственно сказывается на психическом и физическом здоровье личностичеловека, на его настроении и на его деятельности.
Выводы по первой главе
Проведя анализпсихологической литературы отечественных и зарубежных авторов в областипсихологии семьи, мы пришли к следующим выводам:
1) Психологическаясовместимость супругов зависит от ряда факторов: совместимости характеров,ценностных ориентаций, ролевых ожиданий.
2) Имеется рядконцепций в отношении психологической совместимости, поэтому психолог-консультантиспользует предпочитаемые им теории, в зависимости от собственных взглядов.
3) Удовлетворенностьбраком зависит от уровня зрелости семьи, от стажа совместной жизни и даже отвозраста супругов.
4) По одной изконцепций удовлетворенность браком зависит от характера распределения власти всемье.
5) Психологическаясовместимость супругов напрямую оказывает влияние на удовлетворенность браком.
Проверим, сделанныенами выводы на практике.

Глава II.Исследование психологической совместимости супругов, ее
влияние на уровеньудовлетворенности браком
2.1 База и методыисследования
Исследованиепроводилось среди семейных пар Иркутска и Ангарска. В нашем исследованииприняли участие 17 семейных пар (17 мужчин и 17 женщин в возрасте от 17 до 74лет), стаж совместной жизни которых составил от 2 лет до 51 года.
Для оценкипсихологической совместимости мы использовали методику диагностикимежличностных отношений, предложенную Т. Лири, для определения уровняудовлетворенности браком была использована методика, разработанная В.В.Столиным, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко.
Методикасоздана Т. Лири (Т. Лиар), Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначенадля исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», атакже для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методикивыявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.[18]
Приисследовании межличностных отношений, социальных аттитюдов наиболее частовыделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессахмежличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентовпри анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут бытьсоотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда:оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологамипод руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двумпеременным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве,образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность,эмоциональность-аналитичность. [18]
Дляпредставления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схемув виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной ивертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение,дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь –соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания кругделят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образомориентированные относительно двух главных осей. [18]
СхемаТимоти Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результатыиспытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных.Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируютвертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная(дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центраокружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсональногоповедения. [18]
Опросниксодержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношенийобразуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методикапостроена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типаотношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 иповторяются через равное количество определений. При обработке подсчитываетсяколичество отношений каждого типа. [18]
Тимати Лирипредлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е.поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценкиблизких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этимиуровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Методикаможет быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайномпорядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения,которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку илиего идеалу. [18]
Максимальнаяоценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженностиотношения: 0-4 балла – низкая адаптивное поведение 5-8 баллов – умеренная 9-12 баллов – высокая
экстремальное
до патологии поведение 13-16 баллов — экстремальная
/>
рис. 1
Врезультате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального«ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму(рис. 1), при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов поданной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностныйпрофиль. [18]
Поспециальным формулам определяются показатели по основным факторам:доминирование и дружелюбие.
Доминирование= (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие= (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Качественныйанализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующихразличие между представлениями разных людей. С.В. Максимовым приведены индексыточности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучностиположения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы,значимости группы для личности. [18]
Методическийприем позволяет изучать проблему психологической совместимости и частоиспользуется в практике семейной консультации, групповой психотерапии исоциально-психологического тренинга.
Типыотношения к окружающим
I.Авторитарный
13-16 –диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, котораялидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, вовсем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других.Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 –доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах,любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 –уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II.Эгоистичный
13-16 –стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный,расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих,сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный,заносчивый.
0-12 –эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
III.Агрессивный
13-16 –жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивностьможет доходить до асоциального поведения.
9-12–требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других,непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный,раздражительный.
0-8 –упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV.Подозрительный
13-16 –отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный,обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется,всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 –критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактахиз-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения,замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизмпроявляет в вербальной агрессии.
0-8 –критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V.Подчиняемый
13-16 –покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и вовсем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себевину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12–застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному безучета ситуации.
0-8 –скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться,не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI.Зависимый
13-16 –резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится полюбому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 –послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искреннесчитает, что другие всегда правы.
0-8 –конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищениюокружающими, вежливый.
VII.Дружелюбный
9-16 –дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальноеодобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим»для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитыемеханизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный типхарактера).
0-8 –склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решениипроблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнениемокружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам«хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст вдостижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центревнимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбиев отношениях.
VIII.Альтруистический
9-16 –гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь исострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению кокружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть тольковнешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
0-8 –ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональноеотношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеетподбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. [18]
Тест-опросник удовлетворенности браком – предназначен для эспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности, согласованности-рассогласованности удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре. [18]
Тест-опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа: а – верно; б – трудно сказать; в – неверно. Испытуемому предлагается внимательно прочитать каждое утверждение и выбрать один из вариантов ответов. [18]
При выбранном испытуемым варианте ответа (а, б или в) начисляется определенное количество баллов (2; 1; 0). Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Высокий балл говорит о высокой удовлетворенности браком. [18]
Для проведения экспресс-диагностики испытуемого по суммарному баллу, предложена удобная таблица, в которой ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
   0-16 баллов – полная неудовлетворенность браком;
   17-22 – значительная неудовлетворенность;
   23-26 – скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность;
   27-28 – частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность;
   29-32 – скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность;
   33-38 – значительная удовлетворенность;
   39-48 –практически полная удовлетворенность.
Данная методика не только констатирует картину существующих супружеских отношений, но и дает возможность понимания субъективного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяется диапазон  психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека.
Методика выполняет функцию введения в психокоррекционную работу, подготавливает клиента для осознания скрытых многоуровневых его отношений с другими людьми.[18]
 

2.2 Анализ иинтерпретация результатов исследования
В нашем исследованииприняли участие 17 супружеских пар (50% женщин и 50% мужчин в возрасте от 17 до74 лет), стаж совместной жизни которых от 2 до 51 года.
Респондентампредлагалось оценить себя по 128 личностным характеристикам.
Для начала рассмотримкаждую супружескую пару в отдельности для того, чтобы оценить психологическуюсовместимость партнеров с помощью методики межличностных отношений Т. Лири.Также оценим их удовлетворенность браком.
Так какчеткой теории, с помощью которой можно определить совместимость супругов внастоящее время в психологии семьи нет, мы решили оценить совместимость всупружеских парах в рамках мотивационного подхода, предложенного Эйдемиллером иЮстицкис, в котором, как мы уже отмечали, лежит представление о том, что усовместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностноговзаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в ихотношениях. [15, 40]
Первыечетыре типа межличностных отношений — 1, 2, 3 и 4 — характеризуютсяпреобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным)проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаиваниисобственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другиечетыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину:преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7,8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность ккомпромиссам (5, 6). [20]
Мыпредположили, что совместимыми можно считать пары, где один из супруговотносится к первым четырем из восьми типов межличностных отношений (назовем их I категория), а второй – ко вторымчетырем (II категория), пары, где оба супруга относятся ко II категории. К несовместимым– где оба супруга относятся к I категории.
Итак, мыусловно разделили супружеские пары на 2 группы, среди которых образовались 2подгруппы: удовлетворены браком и не удовлетворены.
Совместимыепары – 14, из них 10 удовлетворены, 4 не удовлетворены браком. Несовместимые –3 пары, среди которых все удовлетворены браком.
Такимобразом, получаем противоречивые результаты, представленные на таблице 1.
Таблица 1. Зависимостьудовлетворенности браком от совместимости характеров супругов. Удовлетворены браком Не удовлетворены Совместимые 71% 29% Несовместимые 100%
Э. Локки,изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил,что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит непринцип дополнительности личностных свойств, а принцип их сходства. [15, 40]
Копрошенным нами семьям, в которых наблюдается сходство личностных свойствсупругов, относятся: 6, 7 и 16, в которых у супругов полностью совпадает типотношения к окружающим. В паре 16 оба супруга практически полностьюудовлетворены браком, а в парах 6 и 7 мужчина удовлетворен браком значительно,а женщина – полностью.
В семье 9также наблюдается сходство типов, мужчина отнес себя к Дружелюбному типу, аженщина Альтруистическому, причем у обоих супругов выраженность поведенияпатологическая. Мужчина полностью удовлетворен браком, а женщина удовлетворенаи не удовлетворена в равной степени. В семье 4 супруги скорее удовлетворены,чем не удовлетворены браком. В семье 17 женщина набралаодинаковое количество баллов по пяти типам. Так как большинство из нихнаходятся в части доминирования, а тип межличностных отношений у мужчины –Авторитарный, мы решили отнести эту семью в данную группу. Они значительноудовлетворены браком.
Таким образом, условноразделив супружеские пары на две группы, мы получаем следующую статистику: вданной группе 42% полностью удовлетворены браком, 33 % значительноудовлетворены, 17% скорее удовлетворены, чем не удовлетворены, у 8%удовлетворенность = неудовлетворенности. Данные наглядно представлены надиаграмме (рисунок 2).
/>
92%всё-таки более удовлетворены браком, у 8% удовлетворенность равнанеудовлетворенности, неудовлетворенных браком в данной группе нет.
Имеютсятакже сведения о том, что ряд личностных качеств совместимых супруговподчиняются принципу противоположности.
К парам спротивоположными типами относятся: 1, 2 и 3, а также семья 8. В семье 1 мужчиназначительно удовлетворен браком, а женщина, напротив, значительноне удовлетворена браком. В семье 2 мужчина значительно удовлетворен браком, аженщина удовлетворена и не удовлетворена в равной степени. В семье 3 мужчинаскорее не удовлетворен, чем удовлетворен, а женщина удовлетворена и неудовлетворена браком в равной степени. В семье 8 оба супруга удовлетвореныбраком полностью.
Супружеская пара 5 тожехарактеризуется разными профилями. Мужчина скорее удовлетворен, чем неудовлетворен браком, женщина значительно не удовлетворена. В семьях 10, 11, 13,14, 15 у некоторых респондентов смешанные типы, но их сочетание соответствуютлибо дружелюбию, либо агрессивности. Поэтому, эти пары также можно отнести кпротивоположностям. В семьях 10, 13, 14 супруги почти полностью удовлетвореныбраком. В семье 11 мужчина значительно не удовлетворен браком, женщинаполностью не удовлетворена браком. В семье 15 мужчина скорее удовлетворен, чемнеудовлетворен, женщина значительно удовлетворена браком. Супругов в паре 12также можно отнести к противоположным, они почти полностью удовлетвореныбраком.
45% полностьюудовлетворены браком, 14% значительно удовлетворены, 9% скорее удовлетворены,чем не удовлетворены, у 9% удовлетворенность браком = неудовлетворенности,скорее не удовлетворены браком, чем удовлетворены 4,5%, 14% значительно неудовлетворены и 4,5% полностью не удовлетворены браком. Данные изображены надиаграмме (рисунок 3).
/>
В итоге, 68% болееудовлетворены браком, чем оставшиеся 32%.
Такимобразом, анализируя полученные данные, мы получили следующий вывод: семейныепары, в которых у супругов наблюдаются сходства по типу межличностных отношений,отличаются более высокой удовлетворенностью браком, в данном случаенеудовлетворенных браком нет.
По мнениюсторонников социокультурного подхода, совместимость супругов определяется,прежде всего, соотношением их ролевых ожиданий и притязаний, а также характеромраспределения власти в семье. Неправильное распределение власти в семье ведет кснижению субъективной удовлетворенности браком.
Мы решилипроверить, зависит ли удовлетворенность браком от уровня доминирования.Доминирование мы считали по формуле, данной в методике. Пары были условноразделены на 3 группы: более удовлетворены браком доминирующие, одинаковоудовлетворены, более удовлетворен браком супруг с меньшим уровнем доминирования(для упрощения обозначим его как «подчиняемый»). Результаты изображены надиаграмме (рисунок 4).
/>

Итак, можносделать вывод: в большинстве случаев, личность, чей уровень доминирования ниже,чем у ее супруга(и), менее удовлетворены браком, чем те, кто является болеедоминирующим. Зачастую, мужчина является доминирующим в отношениях. В.А.Сысенко предлагает классификацию браков, в основе которой положенапродолжительность супружеской жизни. Он выделяет следующие стадии развитиясемьи:
— 0-4 лет –юные семьи;
— 5-9 лет –молодые;
— 10-19 –семьи среднего возраста;
— 20 иболее лет – пожилые (зрелые семьи). [15, 21]
На этот размы решили посмотреть, влияет ли стаж совместной жизни на удовлетворенностьбраком. Мы условно разделили результаты семей по уровню удовлетворенностибраком на 3 категории: удовлетворены браком (0-27 баллов), один из супруговудовлетворен, другой – не удовлетворен, удовлетворены браком (28-48 баллов). Атакже, семьи были разделены на группы по стадиям развития, согласно концепцииВ.А. Сысенко. Результаты отображены на диаграмме (рис. 5).
/>

Такимобразом, представленные выше результаты позволяют частично опровергнуть точкузрения о том, что в юной семье часто наблюдается неудовлетворенность браком.
Пополученным нами данным можно сделать вывод, что со временем удовлетворенностьбраком в большинстве семей увеличивается, хотя начинают появлятьсянеудовлетворенные браком пары. В целом, большинство семейных пар удовлетвореныбраком.
Выводы повторой главе
Исследовавпсихологическую совместимость в семьях и удовлетворенность в них браком, мыпришли к некоторым выводам:
1) Семейныепары, в которых у супругов наблюдаются сходства по типу межличностныхотношений, отличаются более высокой удовлетворенностью браком (в данном случаенеудовлетворенных браком нет), чем пары, в которых имеется различие по типаммежличностных отношений. Данный вывод подтверждает нашу гипотезу.
2) Вбольшинстве случаев, личность, чей уровень доминирования ниже, чем у еесупруга(и), менее удовлетворены браком, чем те, кто является болеедоминирующим.
3) Чащевсего в современных семьях мужчина является доминирующим в отношениях.
4) Современем удовлетворенность браком в большинстве семей увеличивается, хотяначинают появляться неудовлетворенные браком пары.
5) В целом,большинство семейных пар удовлетворены браком.
Такимобразом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Заключение
В процессе социализации человек сталкивается с различными ее институтами, окружением, которое воспитывает в нем различные черты, складывающиеся в характер личности. В той или иной деятельности особенно важен ее психологический аспект, ее эмоциональная окраска, так как благоприятная психологическая атмосфера в коллективе положительно влияет на продуктивность деятельности, а так же удовлетворенность этой деятельностью ее участников.
Психологический климат в семье является результатом стараний обоих супругов, определяет характер, устойчивость семейных отношений и удовлетворенность этими отношениями, а это в свою очередь оказывает свое влияние на развитие не только взрослых, но и детей, от которых зависит будущее страны и человечества.
При взаимодействии между собой людей вомногом объединяет единство целей, общность деятельности,ориентация на общепринятые нормы поведения и взаимное понимание. Более теплыеотношения – интимно-личные, любовные, родственные, дружеские – какправило, имеют под собой более дифференцированную почву, связанную со сходствомхарактера и ценностных ориентаций. Личностныесвойства играют значительно большую роль в личных – любовных и дружескихотношениях, и несколько меньшую — в формальных, деловых контактах. Поэтому приизучении психологического взаимодействия разных по индивидуально-личностнымсвойствам людей важно не только правильно распознатьэти свойства, но и иметь представление о том, как это может проявиться вмежличностных отношениях.

Библиография
1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймон-ДаунингЛ. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики.Нью-Йорк. – 585 с.
2. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность бракоми межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни:Дисс. канд. психол. наук.-М., 1995. – 250 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи:Исследования и проблемы // Психология семьи. Самара.: Бахрах. М, 2002.
4. Бойко В.В. Малодетная семья(социально-психологический аспект). — М.: Мысль, 1988. – 190 с.
5. Голод С.И. Стабильность семьи:социологические и демографические аспекты. М.: Наука, 1984.
6. Гурко Т.Д. Трансформация институтасовременной семьи // Со-цис. №10. 1995.
7. Карпенко Л.А. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
8. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельностьлюдей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управленияими // Правовые и социально-психологические аспекты управления. – М., 1972. –225 с.
9. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Три подходак исследованию психологической совместимости // Психология семьи. Самара:Бахрах-М., 2002.
10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.Л., 1979. – 218 с.
11. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимостив молодой  семье// Психологический журнал. — 1986.
12. Полякова И.Ю. Искусствобыть вместе: мужчина и женщина: искусство взаимоотношений: искусство бытьродителем/ И.Ю. Полякова, А.Ю. Меньшова, О.И. Панова; Междунар. науч. шк.универсологии [и др.]. – М.: Амрита-Русь, 2006. – 240 с.
13. Свенцицкий А.Л. Краткийпсихологический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 512 с.
14. Сысенко В.А. Устойчивость брака:проблемы, факторы и условия. — М., 1981., — 55 с.
15. Филиппова Ю.В. Психологическиеосновы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество».Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. – 103 с.
16. Харчев А.Г. Семья как факторсоциально-культурного развития общества // Общественные науки, 1982. – 284 с.
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Ленинград: Медицина, 1990. – 165 с.
Также нами были использованы материалы ссайтов:
18. www.azps.ru
19. www.vospitanie-detey.ru
20. www.leary.psyho.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.