СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Психосоциальные теории и групповыепроцессы
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социальногогруппового работника
2.Клинические модели, групповое консультирование и группы психологическогосамопонимания
2.1 Основные клиническиемодели работы с группой
2.2 Основные методыгруппового консультирования
2.3 Основные группыпсихологического самопонимания
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Социальнаяработа с группой является одним из самый эффективных методов психосоциальнойработы. Методология и технология социальной работы с группой базируется напсихосоциальных теориях, позволяющих анализировать интерактивные процессы вмежличностном взаимодействии.
Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляетсявозможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить,что первая классификация социальной групповой работы была предложена в 1960-ег. Дж. Клейном. Его классификация основана на изучении и систематизацииреальных направлений групповой работы, характерных для данного времени.
Основные положения классификации сводятся к следующему: группыдосуга; образовательные группы: группы семейного образования; группы профессиональнойориентации; группы свободного выбора; социальные группы: нацеленные насохранение адаптивных моделей поведения; нацеленные на изменение адаптивныхмоделей поведения; терапевтические группы.
В даннойработе мы рассмотрим психосоциальные теории, характерные для групповойсоциальной работы, опишем различные групповые процессы, остановимся натерапевтических процессах и обозначим его цели и более подробно рассмотримпрактические методы социальной работы с группой.
Цельюданной работы является изучение теоретических основ групповой социальной работыи наиболее компетентное использование метода групповой социальной работы впрактике социального работника.
1. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ И ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1 Психосоциальные теории, модели и виды групповой работы
Основнаятеоретическая модель групповой работы была обоснована К. Папелл и Б. Ротман. Вее основе лежат теоретические подходы из эго-психологии, когнитивной теории итеории социального научения, ролевых теорий и теории коммуникации.
Эго-психология предлагает концепции, объясняющиевнутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Этиконцепции дают возможность социальному работнику понять поведение клиента какотдельного индивида и как члена группы, рефлексировать, как происходит индивидуальноеприспособление человека к действительности и к другим членам сообщества, как онвстречается с внешним давлением, как формируется внутреннее беспокойство.
Приизучении личности в эго-психологии особое значение уделяется вопросам развитияи адаптации, автономии, свободе и особенностям функционирования Я. Я регулируетвзаимоотношения личности со средой, выступает как автономное образование,имеющее свою систему защитных механизмов. Руководствуясь этими положениямиэго-психологии, социальный работник в процессе групповой работы стремитсяактуализировать навыки психологической защиты индивидуумов, с помощью группыпомогает их развить, найти в процессе групповой работы различные вариантыфункционирования — в зависимости от различных форм агрессии со стороны среды.
Основываясьна концепции эго-психологии, сопротивление в групповой работе рассматриваетсяне как конфликт, а как диалог индивида со средой. Отсюда сопротивление иконфликт рассматриваются в основной модели групповой работы как компонентыразвития группы, отправные точки для дифференциации ее членов. Сопротивление невоспринимается только как интрапсихический процесс, как реакция на групповуюситуацию, но может рефлексироваться как защитный механизм в ситуации развитиягрупповых отношений. В понятиях эго-психологии основное предназначение работы сгруппой — поддержка психического здоровья личности, ее идентичности, развитиесамореализации.
Когнитивныетеории итеории социального научения дают возможность социальным работникам интерпретировать ианализировать мотивы поведения индивидуумов в межгрупповом взаимодействии,определять ценностные ориентации клиентов, помочь им понять, как они «чувствуютдруг друга», как формируются их знания о мире и о ситуации. Опыт групповоговзаимодействия формирует ценностные ориентации, позитивные ожидания,компетентность и навыки социального взаимодействия.
Терапевтическаязначимость основной модели групповой работы определяется возможностями группы –помочь клиентам через механизмы межгруппового восприятия увидеть ситуацию вином ракурсе.
Теорияотношений. Рассматриваетмежличностные отношения как фактор взаимовлияния людей друг на друга.Применительно к групповой работе отношения рассматриваются как определенныеустойчивые связи, помогающие клиенту понять свои обязанности в межгрупповомвзаимодействии, научиться сосуществовать совместно с другими членами группы визменяющихся обстоятельствах, сформировать необходимые навыки для«выстраивания» психологической дистанции в процессе межгруппового общения.
Ролеваятеория личности. В соответствии с этой теорией в процессе межличностноговзаимодействия индивид обучается определенным образцам поведения,соответствующим тем или иным ролям. Такой подход обеспечивает социальногоработника знанием о ролевых ожиданиях, ролевых конфликтах, ролевых отношениях,формирующихся в процессе групповой работы. Для социального работника важносоздать условия для личностного роста клиента, улучшить его социальноефункционирование в обществе.
Теориякоммуникации. В основе ее лежат представления о динамическом обмене информациеймежду субъектами. Коммуникация в групповом процессе выступает как ролевой обменинформацией, формализованный в своих проявлениях, нацеленный на достижениеопределенного результата. Поэтому в данном аспекте коммуникация выступает вкачестве определенного инструментария для решения задач групповой работы.Теория коммуникации дает возможность социальному работнику наблюдать в процессегрупповой динамики специфические препятствия, осложняющие социальноефункционирование субъекта, строить программы по их преодолению, развиватьнавыки выражения индивидуальных ощущений и представлений в групповом общении.
Кратко модели можно описать соответственно следующейклассификации.
Модель социальных целей представляетсобой традиционную парадигму деятельности, принятую в практике добровольныхпомощников, однако она уточнялась в соответствии с уровнем развития практикисоциальной работы.
Клиническая модель групповойсоциальной работы базируется на двух доминантах, используемых в групповойработе, — средствах и контексте. Для данной модели характерен определенный технологическийподход, включающий в себя такие элементы, как контракт, план, лечение,формирование группы, развитие группы, оценка и завершение.
Модель взаимодействия состоит изэлементов взаимной помощи, оказываемой членами группы в процессе групповойдинамики.
К основным видам социальной работы с группой относится следующее.
Группы восстановления.Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местахпроживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общимиценностями, интересами, разделяющих единые конфессиональные взгляды ипроживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на однойтерритории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободноговремени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы,добровольное приобщение членов группы к различным видам комнатных игр иобсуждению информационных тем (о политике, экономике, культуре и т.д.).
Группы восстановления умений. Основнаяцель данных групп — помочь клиенту восстановить утраченные умения илиприобрести их. Данные группы имеют достаточно широкий спектр деятельностныхформ: от различных спортивных игр, таких как баскетбол, теннис и т.д., дозанятий эстетической прикладной направленности (гончарное дело, керамика ит.д.).
Образовательные группы. Социальнаяработа в образовательных группах строится на основе взаимонаправленныхинтересов клиентов к той или иной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируютсявокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семьи. Работа строитсяна основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильнаяорганизация семейного бюджета, воспитание детей или вопросы внутренней ивнешней политики.
Посредничество. В основеэтого вида работы — теория социальных систем, групповая теория и теория малыхгрупп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощивключает в себя: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентомв группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизацияпотребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в ролипосредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается,через лечебные возможности группового процесса. В процессе групповоговзаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен наоказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.
Группы самопомощи. Помощь,которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов.Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участникгруппы презентует свой случай, находя поддержку, помогает себе рациональноосознать сущность проблемы, в процессе групповой работы проблема клиентаснимается.
Дрейкфорд выделяет пять критериев стресса, на основе которыхпроисходит объединение клиентов в группы самопомощи: ответственность; стандарты;конфессия; непрофессионализм; программа действий.
В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствованиячерез развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социальногофункционирования и принятию необходимых общественных норм.
В качестве примеров можно привести группы анонимных алкоголиков(клиенты, страдающие от алкогольной зависимости), анонимных депрессантов(индивиды, страдающие от депрессии), анонимной семьи (родители, имеющиедетей-инвалидов), группы американской диабетической организации (клуб диабетическихбольных), национальной организации женщин (женщин, борющихся за свои права).
Терапевтические группы. Основнаяцель данного подхода — на основе групповой динамики регулировать развитие икомпетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия преследуетследующие цели: помогает развивать интерперсональные умения; развивает основныеэтапы личностного роста; помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем;улучшает проблемы индивидуальных различий.
Индивидуальные и групповые цели получают развитие в периодгрупповых сессий, встреч. В группе происходит обсуждение ее функций,дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь,осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В процессегруппового обсуждения проектируются модели оптимального социальногофункционирования, происходит стабилизация эмоционального напряжения. Руководитель,терапевт, фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет моделипомощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуальногои группового поведения вырабатываются новые продуктивные модели поведения,взаимодействия, социального обмена. В работе используются психоаналитическиеподходы, поведенческие, клиент-центрированные подходы.
Следующие принципиальные параметры служат критериями для выявлениякак различий, так и общих черт в практике работы в группах психотерапевтов исоциальных работников.
Направление помощи.Для обоих видов деятельности групповая работа является методомработы с клиентами в группах. Для психотерапевтической работы динамика группывыступает как лечебное средство; для социальной групповой работы она выступаетв качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия вгруппе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данныхподходов.
Цель.Для психотерапевтических групп — преодоление неконструктивнойфиксации на болезненном состоянии. В социальной работе к основным целям можноотнести: облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решениепроблем с социальным окружением.
Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигуройявляется терапевт, выступающий в отцовско-материнских ролях. В группахсоциальной работы руководитель может играть как центральную, так ивспомогательную роль.
Направление деятельности.В аспектах социальной групповой и психотерапевтической работы, гдерассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности— эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме.Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающаядеятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений.
1.2 Цели создания групп и взаимодействие между членами группы
Общая цельданной группы формируется на основе индивидуальных целей, которые регулируютсяна начальном этапе социальным работником. Основная тема – помощь друг другу,поэтому данная группа может рассматриваться как определенная системавзаимопомощи. Основная социальная модель групповой работы существенноотличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельностипредполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но ивне его. Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда отдельнымчленам группы необходимо научиться изменять ситуацию, влиять на окружение.Каждый член группы может экстраполировать индивидуальные концепции компетенции,они могут быть либо приняты, либо отвергнуты группой.
Другойотличительный аспект данной группы в том, что концепция предполагает ееразвитие в ситуации «группа как целое». Это требует со стороны социальногоработника высокого уровня понимания интегративных механизмов групповоговзаимодействия, протекающих процессов изменения. Начальный состав группы,спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуруавтономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя руководящуюроль, координирующие ситуацию, направляющие групповое развитие на решениенеобходимых потребностей.
Отличительнымфактором данной группы является гибкость ее целей, учет различных человеческихпотребностей.
В данноймодели, в соответствии с ее концепцией, индивиды проявляют активность впроцессе группового взаимодействия. Каждый член группы имеет возможностьуправления и разделения властных полномочий, так как работа в групперассматривается как один из элементов социального обучения, направленного наразвитие социального функционирования индивида.
Из всехпотребностей индивида важнейшими в групповой работе являются соучастие,сочувствие. Развитие данных социальных навыков является целью групповойклинической работы, а также потребностью общества, где господствует идеологиядеперсонализации, отчуждения людей друг от друга. Независимо от профиля –терапевтического, профилактического – групп, связанных с развитием, способностьиндивида к соучастию является основополагающим фактором.
С другойстороны, данный подход развивает навыки автономии, индивидуальности. Используяресурсы группы, ее члены могут рефлексировать индивидуальные различия,развивать и приобретать навыки межгруппового взаимодействия, учитываяиндивидуальные характеристики индивидуумов, осмысляя не только позитивные, но инегативные проявления индивидуальности.
Одна изважнейших задач в групповой работе – поддерживать постоянный динамическийбаланс между индивидуальными и групповыми потребностями и нуждами. Однакогрупповой работник должен отстаивать и защищать отдельного индивида, его нуждыи потребности.
1.3 Модель группового взаимодействия и этические принципы социальногогруппового работника
Эта модельвключает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе,вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия.Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство длявзаимодействий. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы.Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможностьклиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован вдальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию ивыдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций иполномочий.
Социальныйработник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», взависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия,ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную мерусочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и виндивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами вгруппе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются кактерапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами исоциальным работником. Это достигается за счет неформального общения,уменьшения социальной дистанции, доверия.
Социальныйработник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствамилюдей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компонентыинтер-акционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти врамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы иреализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу вавтономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властныеполномочия.
Идеологиясоциальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек можетизменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этомпроявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповойпрактики в частности.
Социальнаяработа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповойработе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, воснове которого лежат следующие принципы: признание уникальности клиента вмежгрупповом взаимодействии; признание разнообразия групп как видовчеловеческого сообщества; принятие индивида с его уникальными возможностями,способностями, слабостями и своеобразием; утверждение целенаправленныхвзаимодействий между членами группы и социальным работником; поддержка ипредоставление полезных контактов всем членам группы; модификация групповогопроцесса в контексте изменения групповых задач; поддержка каждого члена группы,предоставление ему возможности для реализации и актуализации своихпотребностей; предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповомпроцессе, решая свои индивидуальные проблемы; создание условий членам группыдля получения нового опыта социальных отношений; разумное использование ограничений,оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии; целенаправленноеиспользование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач;проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ковсем членам группы.
Немаловажнымсоставляющим элементом в групповой работе является процесс урегулированияотношений. Содержание групповой работы включает в себя использованиеопределенного накопленного опыта, возможностей творческого индивидуальногороста, поэтому процесс урегулирования рассматривается в групповой работе какспособ достижения поставленных целей, завершающий этап в работе с группой.
2. КЛИНИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ГРУППЫПСИХОЛОГИЧЕСКОГО САМОПОНИМАНИЯ
2.1 Основные клинические модели работы с группой
Групповая психоаналитическая терапия. В основе ее — психоаналитическая традиция работы с группой. Группасостоит из 8 — 10 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Взаимодействиеосуществляется на основе обсуждения и интерпретации неосознанных процессов.Группа осуществляет «контроль» относительно свободных ассоциации, сопротивлениеинтерпретируется не только терапевтом, но и членами группы, которыесосредоточены на текущих проблемах и отношениях.
А. Вольф предложил принципы индивидуального психоанализа применительнок группе. Он считал, что группа не в состоянии использовать психодинамическиеконцепции, так как групповая рефлексия не может адекватно проанализироватьиндивидуальные интрапсихические процессы. Им была предложена «альтернативнаясессия», суть которой в том, что группа встречается без терапевта, чтобы продолжитьтерапию без его влияния. В этих подходах терапевт может занимать позициюнаблюдателя, лишь направляющего развитие процесса в соответствии с целямигрупповой работы.
Группы терапии деятельностью. Данныйвид групповой работы был предложен С. Славсоном на основе психоаналитическихконцепций. Группа состоит из детей и подростков от 8 до 15 лет. Члены группытщательно отбираются на основе взаимных терапевтических влияний, они поощряютсяза использование невербальных форм самовыражения и разнообразие действий. Вработе применяются различные формы деятельности — от ремесел до экскурсий. Вданной группе важна атмосфера, где дети действуют, исходя из своих импульсов ифантазий, даже если эти действия будут носить агрессивный характер по отношениюк какому-либо члену группы или терапевту. Терапевт не имеет специфической ролив группе, он недирективно реагирует на сознательные и неосознанные потребностидетей. Латентные аспекты детского поведения он интерпретирует в понятияхпсихоаналитической концепции.
Групповые адаптивные подходы. Дж.Джонс предложил адаптивные подходы к групповой терапии. В отличие отпсихоаналитических подходов, данный метод не ставит цель раскрыть причиныконфликтов и проблем. Он воспроизводит ситуации напряжения, предлагая клиентамзаново их пережить и тем самым приобрести новый опыт выхода из ситуации. Вгруппе работает «регистратор», который фиксирует все встречи и находится запределами группового взаимодействия. Клиенты отобраны, цели объяснены. Методприменим к различным индивидуальным случаям, психосоциальным проблемам.
Поведенческая групповая терапия. Поведенческая терапия направлена на формирование позитивного поведения.Группа состоит из пяти-семи человек, в которую включен терапевт. Как правило,это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении иповедении. Предварительно члены группы проходят индивидуальную терапию. Вгрупповой терапевтической работе используют пять основных интервенций: обратнуюсвязь, моделирование поведения, мотивационное стимулирование,десенсибилизирование (уменьшение тревожности), социальное закрепление.
В процессе групповой работы клиенты в открытой форме делятсясвоими чувствами и эмоциями, обучаются избегать социальных конфликтов, получаютнавыки позитивного общения.
Терапевтические социальные клубы и общины. Данные группы были предложены в 40-е гг. XX столетия английскимипсихиатрами для адаптации клиентов, прошедших терапевтический курс впсихиатрических лечебницах. Терапевтические сообщества, клубы или общины используютсоциальные демократические структуры для адаптации клиента к самостоятельномупроживанию в социуме. В групповой работе используются различные методы: интервьюирование,группы встреч в сообществе, вербализация чувств и страхов и последующее ихобсуждение, методы групповой поддержки.
Репрессивно-стимулирующая группа. Использование термина «репрессивно-стимулирующий» связано с необходимостьюобозначить данную группу как группу, которая не использует в практике своейработы аналитические методы интервенций.
Имеется достаточно разнообразная парадигма этих групп: группысамопомощи, психотиков, алкоголиков, наркоманов, осужденных и т.д. Групповойпроцесс развивается на основе групповой идентификации, где при условииэмоционального принятия и социальной поддержки обсуждаются проблемы, характерныедля данной социальной субкультуры.
2.2 Основные методы группового консультирования
Методы группового развития. Данныйгрупповой метод направлен на развитие социальной компетенции клиентов,межличностных отношений, потребности в формировании безопасной окружающейсреды. В центре групповой работы — личностный рост клиентов. В процессеразвития отношений большое внимание уделяется чувствам клиентов, в процесседискуссий терапевт осуществляет консультативный процесс. Группа формируется наоснове добровольного участия в сессиях, она имеет открытое терапевтическоепространство, периодичность встреч не превышает трех раз в неделю.
Групповой метод решения проблем. Решение проблемы в процессе группового обсуждения — основная цельданной группы. Первичные задачи направлены на обучение клиентов через опытгруппы решать свои индивидуальные проблемы. Метод применим как к нормальным,так и к «тревожным» клиентам. Клиенты в группе выбирают темы для обсуждения,которые их волнуют, в процессе обсуждения они обучаются умениям выслушиватьсобеседника, строить с ним диалог, получать и отбирать информацию всоответствии с принятыми нормами группы. Существенный аспект данной группы —демократизм и дружеское участие, это профессиональная задача лидера группы.Метод способствует позитивным человеческим отношениям, помогает клиентам лучшепонимать друг друга, уважать потребности и мнения другого человека.
Групповое адлерианское консультирование. Это групповое консультирование семьи по проблемам трудностей, возникающиху детей в процессе обучения и развития. В основе метода — телеаналитическоесемейное консультирование Адлера. Согласно его представлениям, каждое действиечеловека имеет цель. В социальных отношениях важно самоопределение, отсюдапринципиальными фазами в групповом процессе являются развивающие отношения,интерпретация ситуаций, перевоспитание.
Уникальность данного метода группового консультирования — в публичноми открытом урегулировании отношений. Практически все групповые сессии посвященыобучению урегулированию отношений между детьми, детьми и родителями, а также сдругими абонентскими группами, с которыми взаимодействуют дети в процессеобучения.
В детских группах применяют директивные методы регулирования поведения,при этом используют в пределах группы метод конфликтов, чтобы сформироватьновые отношения и ценностные ориентации. В процессе группового взаимодействияребенок учится добиваться поставленных целей, формируется нормативная социальнаяориентация.
Функциональный групповой подход. Групповое функциональное консультирование состоит из эклектическихметодов поведенческой терапии. Группа состоит из клиентов, имеющих проблемы синдивидуальным социальным функционированием. Она организуется для того, чтобыулучшить социальное функционирование отдельных индивидов путем регулированияотношений и приобретения определенных стереотипов поведения. Групповой работникакцентирует внимание группы на взаимной заботе, помощи друг другу, принятии иподдержке. Используются методы ролевых идентификаций, когда клиент учится представлятьдругих людей, общаться, выражать определенные представления.
В данном методе на финише групповой деятельности используетсятехника «группового испытания», чтобы проверить степень сплоченности группы,умения помогать друг другу. Метод используется при работе с труднымиподростками, клиентами, имеющими семейные проблемы, а также с асоциальнымигруппами.
Группо-центрированное консультирование. В основе данного метода — недирективные подходыклиент-центрированной терапии К. Роджерса. Данное направление подчеркивает, чтокаждый индивид имеет потребность к самоактуализации, личностному росту ииндивидуальному развитию.
Согласно принципу гомеостазиса, каждый член группы может актуализироватьсвои потребности в той мере, в какой он развил свои отношения с группой. Группавыступает в качестве катализатора отношений и стимулирует межличностноеобщение.
Групповой работник выступает в роли наставника, однако он нерешает проблемы клиента, придерживается принципа безоценочного отношения к ситуации.Выполняя связующую функцию между клиентами, показывает образцы конструктивногоповедения, различные вклады клиентов в развитие межгруппового взаимодействия,обеспечивает стимулирование групповой дискуссии.
Семейное групповое консультирование. Социальное консультирование семьи имеет многоаспектный характер.Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения.Следует отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальногосемейного консультирования, возможно лишь обозначить основные стратегии: акцентделается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системныйподход к семье. Анализируются структурное взаимодействие, связи, содержание,форма организации; подход к семье как единице изменения, осмысления способовизменения ситуации.
«Активно-терапевтический» подход использует активные формывмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новыхбрачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
Концентрирование работы по принципу «здесь и теперь», изменениеустановок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.
Семейное консультирование Фуллмера. Метод группового семейного консультирования Фуллмера базируется наутверждении, что индивидуальное поведение человека есть отражение его семейнойситуации. В центре внимания метода — использование позитивных образцов семейныхотношений для формирования новых моделей поведения учеников, имеющих школьныепроблемы.
В связи с тем, что негативное поведение было сформировано в рамкахсемейных отношений, предполагается найти позитивные модели семейного влияния,чтобы изменить существующее поведение детей, этому подчинены групповыепроцессы.
Семейная терапия Сатир. Согласно В.Сатир, семья — это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежатпринципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом,чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы В. Сатир предлагаеттрактовать как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имеяпредставления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачнымпартнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи рассматривается всоответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений,большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейнымиситуациями.
Структурная семейная терапия Минухина. Структурная семейная терапия направлена на изменение позицийчленов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснитьсторонам границы сложившихся отношений, представляя семью как мультисистему,включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей,подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности всистеме семейных отношений возникает от неумения регулировать и адаптироватьличное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и внешнихизменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальныйтерапевт обучает клиентов гибко выстраивать границы своей системы, отказыватьсяот жестких моделей взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевымконцептом С. Минухина является «соединение» терапевта и семьи, в результатечего возможно терапевтическое изменение.
Системная терапия Боуена. Теоретическиеподходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теориисистем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция,которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассматривает семью какмультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль всемейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенныхсвязей, составленная терапевтом, дает возможность понять и оценить поведениеотдельных элементов системы (супруги, дети, родственники, родители) в контекстепроблем отдельного случая, а также в контексте всей системы родственных связей.Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобратьсяв своих функциях в системе семейных отношений.
2.3 Основные группы психологического самопонимания
Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторныйметод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своихиндивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целяхболее эффективного социального функционирования. Клиенты рассматриваютпроблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий методбазируется на концепции межгруппового взаимодействия и концепции полномочий.Цель лаборатории — тренинг навыков организационного поведения и развитиясенситивного опыта.
Тренинг сенситивности может рассматриваться только как частьлабораторного метода, так как он непосредственно связан с вопросами персонала илишь отчасти — с процессами группы.
Т-группа, или «тренинг-группа», рассматривается как отдельнаягруппа развития сенситивности. Она состоит из десяти-пятнадцати членов, рольтренера состоит в том, чтобы помогать расширять опыт межгрупповыхвзаимодействий. Неструктурированные ситуации, которые проявляются в результатемежгруппового взаимодействия, служат материалом для изучения. Методы тренерамогут включать ролевые игры, работу с групповыми фантазиями, конфронтации и обратнуюсвязь.
Джесард Эгон, выделив главные переменные сенситивного тренинга,предложил новую модель «контракт-интерперсональной группы». Данная группа отличаетсяот традиционной Т-группы, так как она имеет структуру, цели, лидера, который наоснове контракта моделирует поведение группы. Лидер — член группы, он являетсяпримером для остальных в ситуации самораскрытия, самоанализа.
Лорэйн Гибб развил эту форму групповой работы. Согласно егоконцепции, лидером становится тот, кто может войти в группу «свободным от роли»способом. Лидер стремится отвечать спонтанно, бессознательно, однако его ответыдолжны быть полезны группе, отражать уровень их притязаний и потребностей.
S-группы. S-группы, или группы обучения, состоят извосьми — пятнадцати человек, работу организует консультант, в задачи котороговходит анализ группового поведения. Задача лидера — отрефлексироватьнеконструктивное поведение клиента и подсказать ему адекватные моделиповедения. В процессе развития метода были предложены и другие модели,корректирующие отношения членов группы.
Групповой процесс используется для того, чтобы в процессегруппового взаимодействия помочь клиентам понять специфику своих отношений иповедения, которые в реальности выступают в качестве дисфункции. Лидер или консультантрефлексирует осознанные или неосознанные поведенческие проявления клиентов, азатем корректирует их в процессе группового взаимодействия.
В работе используют элементы психодрамы, ролевых игр, чтобырасширить стратегии понимания конфликтов. В отличие от групп терапии, данныегруппы существуют непродолжительное время, они позволяют участникам справитьсяс такими проявлениями, как чувство неуверенности, гнев, агрессия, беспокойствои т.д., которые проявляются в межгрупповом взаимодействии.
Группы встреч. Группывстреч сосредоточиваются на индивидуальном развитии, терапевтические проблемы вних менее актуальны. Группа состоит из шести-двенадцати человек, работа строитсяна столкновении, конфронтации различных мнений. Техники работы — самораскрытие,спонтанность, обратная связь, используются сенсорные методы. Основная цель —обеспечение непосредственного контакта, без фильтрации информации и ееискажения. В работе подчеркивается познавательная и эмоциональная причастностьк ситуации, которая разворачивается в группе. Правила групповой работы ненакладывают ограничений на форму дискуссий, они свободны, не разрешено лишьпричинение физического вреда членам группы. Тактика лидера — конфронтация ктем, кто не принимает активного участия в обсуждении предложенной темы.
Марафон. Цель группы марафонов —личностное изменение клиентов. Такие группы предпочли радикальный отход оттрадиционных групповых методов. Группа работает непрерывно в течение 24 часов иболее, роль лидеров направлена на развитие творческого потенциала группы иснятие напряжения.
Психологическая близость, которая раскрывается благодаря интенсивномуобщению, дает возможность раскрыться клиентам, влияет на интенсивный личностныйрост. Существуют групповые правила, среди которых можно выделить:конфиденциальность, взаимодействие на основе принципа «здесь и теперь», сохранениеединого пространства общения и т.д. Исследования показали, что фактор усталостиможет позитивно влиять на групповое взаимодействие, активизацию поставленныхцелей.
Таким образом, социальная работа с группой имеет широкий спектрформ и моделей. Основные задачи групповой работы применительно к практике социальнойпомощи можно свести к следующему: помощь клиенту во взаимодействиях с другимилюдьми, решение проблем с общением и взаимодействием, социальное развитие иизменение окружающей социальной среды.
Социальная работа с группой функционирует в пределах сфер,связанных со здоровьем, социальным благосостоянием, проблемами свободноговремени, образования, социальной помощи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, социальнаягрупповая работа – это практический метод социальной работы, который помогаетличностям расширять свое социальное функционирование и, используяцеленаправленный опыт группы, более эффективно справляться с индивидуальными,групповыми ситуациями или проблемами в микросоциуме.
Социальнаягрупповая работа – это метод интерперсональной помощи развития в профессиональнойсоциальной работе в малых группах, где используется групповой контекст длядостижения индивидуальных и групповых целей. Социальная групповая работа, как исоциальная работа со случаем, включает в себя различные подходы поведенческогообмена, индивидуального развития, интерперсональных умений, групповыхориентированных проблем, социальных акций. На практике социальная групповаяработа представлена достаточно широко – от группового консультирования дотерапевтических подходов.
Социальнаягрупповая работа включает различные виды деятельности: развитие целой группы иотдельного члена группы; развитие взаимной помощи и поддержки среди членовгруппы; использование группового процесса для жизнедеятельности группы; развитиеавтономности в группе. Социальная групповая работа традиционно используется в практикеработы в микросоциуме, с детьми, в социальных агентствах. В социальнойгрупповой работе используют развивающие, реабилитационные,организационно-реабилитационные подходы, а также социальные тренинги и тренингисоциальной компетенции.
Развивающиеподходы основаны на экзистенциальных концепциях, они направлены напреодоление стрессов и кризисов в индивидуальном развитии. Реабилитационныеподходы основаны на принципах эго-психологии с ориентацией на поведенческиетеории, используют динамику малых групп в терапевтических целях для решенияиндивидуальных проблем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Волков Б.С. Методы исследований впсихологии: Учебно-практическое пособие./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.:Педагогическое общество России, 2002. — 208 с.
2 Кулебякин Е.В. Психология социальной работы / Е.В. Кулебякин. — Владивосток. 2004. – 86 с.
3 Фирсов М.В. Психология социальной работы: Содержание и методыпсихосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебныхзаведений/ М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: 2002. – 192 с.
4 Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ.высш. учеб. заведений /М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный изд.,2001. – 432 с.
5 Холостова Е.И. Теория социальной работы: Учебник / Е.И.Холостовой. — М.: Юристь, 1999. — 334 с.