Реферат по предмету "Культура и искусство"


Камнерезные изделия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ в г. Минусинске
Отделениесреднего профессионального образования

РЕФЕРАТ
по дисциплине: Народно-хозяйственныетовары
на тему: «Камнерезныеизделия»
 

ВыполненостудентамиПреподаватель:
3-гокурса гр. ТН-09-1ММахина С.В.
Кара-СалШончалай,
МонгушМенги
Минусинск 2010 г.

 
Содержание
 
Введение
1. Общие сведения
1.1 Технология обработкикамня
1.2 Ассортиментизделий из твердого и мягкого камня
1.3 Разнообразиекамней
1.4 Требования ккачеству изделий и транспортировка
2. Камнерезное дело Тывы
2.1 О волшебном камне «агальматолит»
2.2 Сюжет итематика тувинского камнерезного дела
2.3 Мастератувинского камнерезного искусства
Заключение
Библиографическийсписок
Приложения
 

 
Введение
Природа —великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразнаих палитра — все цвета радуги, все краски солнечного серебра представленыздесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремитсяприблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно сталострастным увлечением многих людей.
Резьба покамню — один из самыхстарых народных художественных промыслов.
Камнерезноеискусство в России былоразвито уже в IX — XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVIIвека. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.
Целью данногореферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезномискусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусствомкамнерезного дела Республики Тыва.
Задачамиданного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях,технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий,камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематикутувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезногоискусства.

1 Общиесведения о камнерезных изделиях
Камнерезныехудожественные изделия —изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого иобщественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группеювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только дляцелей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративнымиимеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративнымотносятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; кутилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы,туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры ит. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляютсяна специальных подставках — консолях или в застекленных витринах и стендах. Вбытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративныхпредметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика,застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.
Поделочныекамни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий,подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия изтвердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не толькобольшей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характеромоформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы)твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзяпоцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5—4 и легкоцарапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5—2,5, легко царапаются ногтеми режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит),яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень,кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир,оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлениикамнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камнейотносятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.
Изготовлениекамнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно современ глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценилсянефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкаяскульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати,перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии.Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм — резныхвыпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердыхкамней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и вновое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историюкамнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII — XIX веков. Имиизготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца,белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чашдиаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почтипрозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцови особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобныхкаменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилосьоббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В нашидни камень обрабатывается механическим путем на государственныхкамнеобрабатывающих заводах.
 
1.1 Технология обработки камня
 
Технологияобработки твердого камня состоит из следующих этапов:
— сортировкасырья;
— распиловка;
— сверловка(ощипка);
— подбивка;
— шлифовка;
— полировка.
Каменьсортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества, на которыйобращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин.Распиловка твердого камня производится на механических дисковых пилах или наалмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностьюпилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила.Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твердого камняпроизводятся на сверлильных станках стальными и медными фрезами. Подгонкатребуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимсякарборундовым кругом.
Шлифовка иполировка осуществляются на шлифовально-полировальных станках; в качествестачивающего и шлифующего материала применяется наждак и карборунд, в качествеполировального материала — крокус, танердэ, трепел.
Изделия изтвердого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме,потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхностьхорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производитбольшое художественное впечатление. При полировке отчетливо выделяетсяприродный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятсявидны темные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие всевместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.
 

 
1.2 Ассортиментизделий из твердого и мягкого камня
Обычнымишироко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого родашкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат дляювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями понесколько штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелкихразмеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. Шкатулки и ларцывыпускает ленинградский «Русские самоцветы» и Свердловский заводы,изготовляются ларцы из всемирно знаменитой темно-красной, так называемойсургучной, и пестрой «ситцевой» яшм Орского месторождения (Урал).Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делают изяшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочкичасто украшают только тонким металлическим пояском, проходящим по линиисоединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера частоимеют на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины,ежевики или клубники. Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлогостолетия живет, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитацииспелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зеленыхлистьев, путем подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня.Черную смородину обычно делают из агата, клубнику из сургучной яшмы, листья —из малахита или змеевика, корешки — из темно-розового орлеца и т. д. Этотонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.
Некоторыевиды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикойили инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская.Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочкицветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются на цементнойподкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаикаиздавна применялась для изготовления верхних досок столов — столешниц. Такаямозаика применяется при изготовлении больших декоративных настенных панно иликарт. Техника русской мозаики, изобретенная русскими мастерами, заключается втом, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня(например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого идорогого камня (малахита или лазурита), пластинки подбираются одна к другой так,чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, чтоизделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время приизготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейкиметаллического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовыйларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.
Традиционнымвидом камнерезных художественных изделий из уральских твердых камней являетсягорка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в видеминиатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценныхи поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны каксвоеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненномвиде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сросткамикристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условиязалегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболеераспространенные размеры горки 15—40 см в высоту, горки самоцветовпредназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, атакже служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие ибогатство месторождения цветного камня в Рос сии и отражают искусствокомпозиции камнерезов.
Массовоеизготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в Россииначалось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимаютзначительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливаетсяпоперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляетсявручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов.Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден дляизготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольныхпредметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.
Небольшиеизделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительноукрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручнуюпосле предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделияшлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблейхвоща.
 
1.3 Разнообразиекамней
Художественнаяубедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболееподходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистымстроением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-желтой золотистойпросвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки;хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит снеясно выраженными темными полосами служит для воспроизведения медведей, собак,воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений,варьирующаяся от самой нежной чисто-белой, желтовато-белой, розоватой стончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до темно-серой, пятнистой,почти черной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным созданиенастольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность идекоративность камнерезной скульптуры обусловливается четкостью ивыразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюденоосновное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека долженбыть ясным, четким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры счеловеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня безпятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаютсяорнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковыхповерхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительнуюглубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чемпрозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природнаякрасота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка иличашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по текстуре ирасцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественныхизделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот прием повышаетдекоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенитаудачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное длякамнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягкомкамне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита(туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкимиметаллическими поясками из латуни или оксидированного или анодированногоалюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близкик стилю оформления современной массовой мебели с ее простыми формами иотполированными поверхностями, и к недорогим драпировочным и обивочным тканям.Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки,изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широкоизвестны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы состеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночникиизготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается иливырезается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажиганиилампы в нем, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности,включения, благодаря чему создаются фантастические, полные изящества узоры.
 
1.4 Требованияк качеству изделий и транспортировка
Камнерезныехудожественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на ихповерхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков.Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям иотполировано до зеркального блеска. Нежная отполированная поверхностькамнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твердого камня,может быть легко потерта и поцарапана при транспортировании. ПоэтомуКамнерезные художественные изделия рекомендуется перевозить в специальнойупаковке: в коробках, выстланных ватой, или завернутыми в мягкую бумагу иуложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняет хрупкиеизделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути.

2. Камнерезное дело Тывы
Тыва – крайпотомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времензародилось это искусство — тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно людистаршего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природенаивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.
В тувинской скульптуремалых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но истремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучуюкрасоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность илинепокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровныморнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву,создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.
 
2.1 О волшебном камне «агальматолит»
Горы Бай-Тайги,окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, которыйтувинцы называют «Чонар даш» — камень, который можно резать.
Агальматолит -этонепрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минералапирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.
Не случайно егоназвание происходит от греческих слов agalma— «изваяние», «статуя» и lithos— «камень». Впервые термин «агальматолит» был введен вминералогическую номенклатуру в 1797 году.
Агальматолиты бываютбелыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камникрасного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной"поверхности агальматолит называют «восковым камнем» или «жировиком».
Помимо Юго-ВосточнойАзии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, наУкраине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолитасуществуют на территории Монголии и Тувы.
Камень настолько мягок,что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные изагальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенныхживотных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративныеминиатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом.
Благодаря тому, что еголегко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовыебусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.
В Китае уже в глубокойдревности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественныеизделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если егоискусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый).
В Киевской Руси в X-XIIIвв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Егоназывали «образным» (он шел в производство объемных икон) и «мыльным»камнем. На Востоке -«пагодитом» (из него вырезали фигурки фантастическихи других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность:после обжига камень становится более твердым.
Чтобы умилостивитьбогов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но егоможно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит можетприменяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочныйкамень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии,Тувы, а также в Корее и Японии.
Агальматолит образуетсяв результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости отсостава различных образцов камня).
2.2 Сюжет и тематикатувинского камнерезного дела
Овладеть искусствомрезьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображенияживотных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеютглубокие корни в древней восточной мифологии.
Сюжет и тематикатувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – этоизображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел –серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.
В них декоративнаястилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знаниемповадок зверей, анатомии их тела.
Подчеркивая отдельныеформы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклостьмогучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чемутакже способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерстиили гриву.
Излюбленнымиперсонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания,восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение «арзылана»(льва), который с настоящим львом ( в Туве не встречающимся) имеет мало общего.Представление об «арзылане» издавна проникли в Туву из Китая исмешались с вымыслами, легендами и мифами.
В изображении этих «арзыланов»тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образсказочного дракона, извергающего пламя. 3
Значительную долюизделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточнойиконографией (например, «арзлан» — ферзь, верблюд – шахматный слон,буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы,пепельницы и многие другие мелкие предметы.
Проникают в народнуюскульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей — всадников,пастухов, охотников, встречаются даже портреты.
2.3 Мастера тувинскогокамнерезного искусства
При общностииконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрываетсябесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.
Например, мастер М.Х. Черзисилен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.
Меньше вниманияорнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур,пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже вминиатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большиммастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованностьдвижений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные,статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно этиособенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.
Выдающийся камнерезВ.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – созданиепустотелых фигур. Самое священное у тувинцев — это их жилище, юрта. Он сделалее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелыхфигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежелимонолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.
Владимир Салчакисследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубогоцвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватыйкамень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разномупропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юртакаменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет — однозагляденье".
Средикамнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанныммастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновенияпоследующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство БайыраСарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.
Камнерезныепроизведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея РеспубликиТыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула,Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байындыявляется одним из значительных пластов «золотого» фондаизобразительного искусства Тувы.

Заключение
Мы рассмотрели лишьмалую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусствакамнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры нашихпредков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.
Время не стоит наместе, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления,открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственностьпоколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит,ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны ипокажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.

Библиографическийсписок
1. Ондар,С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета «Центр Азии». – 2008. — №42. –С.8
2. ЧервоннаяС. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; «Художник России».- 1995 г.
3. Ляшко,А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического иинтеллектуального развития: учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговаякорпорация «Дашков и К°», 2007. – 298 с.
4. Путолова,Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова. — М.: «Недра», 1991.
5. Сайт«Народные промыслы России»

Приложения
/>
Р.А Аракчаа «Сарлык(як) с теленком» 1977 г.
/>
К.Х. Тойбухаа «Конь»
/> />
Э.Б. Байынды «Бойбыков» 1977 г.
/>
/> Д.Х. Тойбухаа «Укрощение строптивого» 1979 г. Э. Б. Тюлюш «Стремительная всадница» 1979 г.
/>
Б.С. Дупчур «Погонщикверблюдов» 1980 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.