Реферат по предмету "Психология"


Психометрия

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Психология»
по теме: «Психометрия»


Введение
 
Психометрия – область психологии,связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.
Понятиепсихометрия было введено в 1734 г. Христианом Вольфом, впервые указавшимна возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологиибыло измерение времени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималосьизмерение временных характеристик психических процессов.
Впоследствии,по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу иподобию естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связанос количественным определением психических явлений. При таком понимании, весьмараспространенном и сегодня, психометрия включает в себя весь спектрпсихологических измерений – от психофизических до личностных.
Созданиелюбого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенныхтребований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватностиметодики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов.Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальныхматематико-статистических процедур. Совершенствованиематематико-статистического аппарата, его разработка, в свою очередь, преждевсего, связаны с конструированием психологических тестов. Подтверждениемсказанного является то, что ряд современных статистических методов созданы входе решения психологических задач. Психометрия, таким образом, получает преимущественноеразвитие в психологическом тестировании, поэтому неудивительно, что в некоторыхработах они отождествляются. Таким образом, во многом благодаря развитию тестирования,в 20–30-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальнымипсихологическими различиями, – психометрия дифференциальная.
 
 

1. Времяпростых и сложных зрительно-моторных и аудиомоторных реакций
 
Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей(адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию), которые обусловленыизменением чувствительности соответствующего анализатора. Вследствие этогоименно чувствительность является одной из основных его характеристик. Сенсорнаячувствительность определяется как способность к распознаванию величины икачества раздражителя. Чувствительность сенсорной системы определяетсяабсолютными порогами восприятия, а также лабильностью (подвижностью) процессов,которые обуславливают его дифференциальные пороги.
Для определения лабильности процессов, протекающих в зрительноманализаторе, наиболее часто используются методы определения критических частотсветовых мельканий – критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) икритической частоты различения световых мельканий (КЧРМ). В основе методикопределения критических частот лежит способность глаза восприниматьнизкочастотные периодические прерывания светового раздражителя.
Методика КЧСМ состоит в определении той частоты световых мельканий,при которой они слипаются и субъективно воспринимаются как равномерноенепрерывное свечение, а КЧРМ, напротив, при которой непрерывное свечениепереходит в световые мелькания. Минимальная частота вспышек в секунду, прикоторой наступает слияние (различение) мельканий, и называется критической частотойсветовых мельканий.
Многочисленные сведения указывают на то, что значение КЧСМ (КЧРМ)в основном определяются подвижностью нервных процессов в корковом отделезрительного анализатора (Э.А. Голубева, 1980). На это указывают, вчастности, результаты, полученные при одновременной регистрацииэлектрофизиологических реакций в различных участках зрительной системы в ответна ритмические световые раздражители. Показано, что в то время, какэлектрическая активность во всех подкорковых звеньях анализатора следует заритмом светового раздражения (в виде так называемых навязанных ритмов) вплотьдо частоты 100 Гц, ответы зрительнной коры точно повторяют частоту световыхвспышек лишь до частот 40–50 Гц. Лимитирующим фактором при этом оказываетсяскорость возникновения и прекращения нервных процессов в неокортикальныхструктурах. Чем больше таких циклов в единицу времени могут воспроизвестинервные структуры коры, воспринимающие зрительную информацию, тем вышелабильность зрительного анализатора и показатели критической частоты световыхмельканий.
Экспериментально показано, что КЧСМ (КЧРМ), измеряемая количествомсветовых мельканий в секунду (КЧРМ), секунду, изменяется у человека в пределахот 14 до 70 Гц, отражая индивидуальные особенности нервных процессов мозга итекущее функциональное состояние ЦНС.
Критическую частоту слияния световых мельканий определяют методомподъема, а различения – методом спуска. В первом случае исходная частотасветовых мельканий, предъявляемых человеку, составляет 1–2 Гц и плавно нарастает.Во втором случае исходная частота мельканий составляет 60–80 Гц и плавноснижается. Экспериментально показано, что при повторных измерениях критическойчастоты световых мельканий метод спуска дает несколько меньший разбросзначений, чем метод подъема.
Для измерения критической частоты световых мельканий используютприборы, состоящие из генератора импульсов, регулятора их частоты и тубуса свмонтированным источником света (например, светодиодом). Посколькусреднеквадратичное отклонение критической частоты световых мельканий от ихсредних значений, как правило, не превышают в норме 0,2 Гц, а единичныеотклонения редко превышают 0,8–1,5 Гц, к измерительной аппаратуре предъявляютсядовольно высокие требования. Приборы для измерения критической частоты световыхмельканий должны позволять регистрировать этот показатель с точностью не менее0,1–0,2 Гц.
В общем случае методика регистрации КЧСМ состоит в следующем.Обследуемому предъявляются световые мелькания частотой несколько колебаний всекунду (1–5 Гц). Автоматически эта частота постепенно повышается с шагом почастоте 0,1–0., 2 Гц. Момент, когда отдельные световые мелькания сливаются всплошной ровный свет, обследуемый фиксирует либо соответствующей репликой(например, «слитно»), либо нажатием на соответствующую кнопку. Точностьизмерения в последнем случае выше.
При определении КЧРМ исходная частота световых мельканий составляет60–80 Гц. Автоматически она постепенно снижается, и обследуемый должензафиксировать момент, когда непрерывное свечение сменяется пульсирующим.
Для минимизации ошибки измерения процедуру определения КЧСМ (КЧРМ)повторяют, как правило, не менее 5 раз, хотя некоторые авторы рекомендуютделать повторные измерения не менее 10 раз (Е.П. Ильин, 1981). Затемвычисляют среднее значение и среднеквадратичное отклонение и рассчитываютпоказатель лабильности. Показателем лабильности зрительной системы являетсяразность между средними арифметическими значениями КЧСМ и КЧРМ.
Экспериментальные исследований показали, что лабильность нервнойсистемы, оцениваемая по критической частоте световых мельканий, коррелирует сособенностями целого ряда психических процессов, успешностью спортивной ипрофессиональной деятельности человека. В частности, установлена положительнаясвязь лабильности нервной системы со скоростью психических процессов ввероятностной среде (В.М. Русалов, 1979), а также со скоростнымихарактеристиками психической активности (Э.А. Голубева, 1980).
Лабильность Мужчины Женщины Низкая 17,89 – 35,24 Гц 11,79 – 34,95 Гц Промежуточная в сторону низкой 35,25 – 37,97 Гц 34,96 – 37,80 Гц Средняя 37,98 – 40,78 Гц 37,81–40,62Гц Промежуточная в сторону высокой 40,79 – 44,64 Гц 0,63 – 43,42 Гц Высокая 44,65 – 62,50 Гц 43,42 – 62,00 Гц
Однимиз важнейших показателей функционального состояния центральной нервной системыи, в частности, ее анализаторной функции является определение характеристикфункциональной подвижности зрительного анализатора. Значимость этого показателяособенно возрастает в связи с тем, что динамика характеристик лабильности зрительногоанализатора может служить косвенным критерием инертности психических процессови связана прямо пропорциональной зависимостью с силой нервной системы. Вследствиеэтого описываемый феномен является особенно важным применительно к больным спограничными формами психических расстройств, поскольку инертность психическихпроцессов всегда служит одним из инициальных признаков патологии психическойдеятельности. Наряду с этим привлекает относительная простота обнаружения инеспецифичность этого феномена, проявляющиеся в выраженном снижениифункциональной лабильности зрительного анализатора у больных с начальнымисимптомами невротических расстройств. Большинство исследователей этой функцииисходят из фундаментальных концепций Н.Е. Введенского о парабиотическомпроцессе как общей реакции живого субстрата на внешний раздражитель и общностинервной регуляции в организме, основой которой является лабильность нервных центров.

Таблица 1. Измененияпсихофизиологических характеристик при невротических расстройствах (% относительносредней нормы)Психофизические показатели Невротические расстройства депрессивный невроз неврастения преобладание астении и гипостении преобладание гиперстении и аффективной неустойчивости Сенсомоторная активность Латентный период простой слухомоторной реакции (ЛП ПСМР) +44,80 +63,32 -22,01 Латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛП ПЗМР) +27,88 +49,41 -31,56 Латентный период зрительно-моторной реакции выбора (ЛП ЗМРВ) +61,49 +73,37 -42,09 Координаторная функция Статический тремор (количество касаний) ТС +79,64 +126,15 +66,07 Динамический тремор (количество касаний) ТД +92,11 +139,06 +72,26 Внимание Тест корректурной пробы (КП) -76,65 -80,84 -44,31
Оценка чувствительности слуховой системы проводится по частотно-пороговымкривым, которые характеризуют способность человека воспринимать звуковые волныразной частоты. Для построения частотно-пороговой кривой измеряются теинтенсивности звуков разной частоты, при которых человек начинает их слышать.Вследствие этого частотно-пороговые кривые обычно обозначают как кривые«слышимости».
Кривые «слышимости», получаемые разными авторами, несколькоразличаются. Эти различия во многом обусловлены разнообразием методов измеренияпорогов слышимости. В одних случаях пороги слуховой чувствительностиоцениваются, используя наушники, а затем регистрируют звуковое давление внаружном слуховом проходе, соответствующее этим порогам. В других случаяхобследуемого помещают в слуховое поле и определяют порог чувствительности длязвуков, поступающих из динамика. Затем обследуемый покидает звуковое поле, а вто место, где находилась его голова, помещают микрофон для измеренияинтенсивности звука, вызывающей пороговое ощущение.
 
2. Темпинг-тест
 
Скоростные показатели человека (качество быстроты) вфизиологии принято понимать как проявление способности совершать различногорода действия в максимально быстром темпе.
Одним из интегральных показателей быстроты может быть максимальнаячастота движений. Согласно учению А.А. Ухтомского, количество движений,которые живая система может осуществить в единицу времени, служитхарактеристикой ее лабильности. Способность человека совершать быстрые движенияопределяется многими факторами: весом и амплитудой перемещаемого звена, плоскостью,в которой про изводится движение, возрастом и полом (В.С. Фарфель, 1959),морфо-функциональными особенностями мышечного аппарата (В.М. Зациорский, В.Л. Филин,1962), подвижностью нервных процессов и взаимными влияниями нервных процессов.По мнению Е.Л. Ильина (1975), скорость выполнения движений определяется,главными образом, центральными нервными процессами. Непосредственное участие вформировании ритмических движений принимает теменная область коры большихполушарий.
Д.Д. Ухтомский полагал, что повышение максимальной частоты движенийявляется результатом усвоения ритма функциональной системой и отражаетповышением лабильности нервных центров и исполнительных органов.
Экспериментально показано, что каждой группе мышц присущ свойсобственный максимальный темп движений. Частота движений справа обычно выше,чем слева, и она повышается в результате тренировки.
Наибольший интерес представляет изучение максимального темпадвижений пальцев кистей рук, поскольку с одной стороны, эти движения достаточнолегко зарегистрировать, а с другой, именно рука является «орудием труда», в томчисле, интеллектуального.
Сравнительный анализ показал, что максимальная частота движений,совершаемых большим, указательным и средним пальцами кисти руки (4,5–5,4 Гц),выше, чем безымянным и мизинцем (4,3–4,8 Гц) (ИП. Блохина, Н.В. Зимкина,1977).
Максимальная частота движений, выполняемых кистью руки, можетизмеряться различными способами: с помощью механических или электроимпульсныхсчетчиков, либо по скорости нажатия рукой на телеграфный ключ, нанесения ударовщупом по функциональной панели специального устройства и т.д.
Методически наиболее простым является способ нанесения ударовкарандашом по листу бумаги, расчерченному на квадраты. Более точными и менеетрудоемкими с точки зрения последующей оценки результатов являются способы,реализованные в специализированных или полифункциональных психометрическихустройствах. Однако во всех случаях обследуемому предлагается работать вмаксимальном темпе кистью руки и дается задание за определенный интервалвремени поставить в определенном квадрате (или на функциональной панели) какможно больше точек (или нанести как можно больше ударов). При выполнениизадания он должен находиться в положении сидя, предплечье работающей рукизафиксировано в положении физиологического сгибания.
Как известно, способность к выполнению движений в том или иномтемпе в значительной степени зависит от индивидуально-типологическихособенностей. Показано, в частности (табл. 2), что, независимо от способарегистрации, максимальная частота движений наблюдается у лиц со слабыми исредне-слабыми (по силе) нервными процессами, а минимальная – у лиц со средними(Е.Л. Ильин, М.Н. Ильина, 1975). Практически у всех обследуемых этойгруппы максимальный темп движений отмечается в первые 5 с. работы.
Таблица 2. Зависимость максимальной частоты движений от силынервной системыГруппы Максимальный темп движений при силе нервной системы Большой Средней Средне- Слабой слабой 1 (50 чел.) 33,0 (28,0) 30,4 (29,4) 33,6 (33,6) 33,5 (33,5) * II (50 чел.) 30,3 (28,0) 29,4 (29,0) 32,2 (32,2) 32,7 (32,7) III (51 чел.) 35,8 (31,8) 32,8 (31,7) 34,5 (34,5) 37,0 (37,0) IV (43 чел.) 34,1 (29,4) 32,7 (31,7) 34,5 (34,5) 36,5 (36,5) V (44 чел.) 35,5 (31,0) 33,2 (32,2) 34,4 (35,4) 39,7 (39,7)
Некоторыми авторами (В.Я. Малков, 1958, Н.А. Макаренко идр., 1987) показано, что характеристики теппинга, изменяясь при утомлении,могут служить индикатором функционального состояния обследуемого. Они изменяютсяи при действии стресс-факторов (Е.Я. Сурков, 1984), однако эти измененияразнонаправлены у разных индивидуумов. Лица со слабой нервной системойпоказывают меньшую скорость теппинга при действии стресс-факторов, тогда каклица с сильной – более высокую. Знание этих закономерностей позволяет болеестрого решать вопросы диагностики устойчивости к стресс-факторам.
Таким образом, максимальный темп движений, изменяясь при утомлении,стрессе и в других случаях, может служить индикатором функционального состояниячеловека.

3. Оценка силы нервных процессов
 
Трудно найтиметод, который использовался бы столь же часто в психологических исследованиях,как метод регистрации временных параметров сенсорных реакций.
Одним из наиболее широко распространенных способов исследованияскоростных параметров психомоторных движений является методика рефлексометрии.Она состоит в регистрации временных характеристик сенсорных двигательныхреакций, которые определяются, прежде всего, динамикой нервных процессов вструктурах мозга. Показатели скорости двигательных сенсомоторных реакцийчеловека имеют значение для проведения профотбора на целый ряд профессий(операторы, водители, крановщики и др.), а также могут быть использованы дляизучения состояния человека в любыхсферах деятельности.
В широком биологическом смысле термин «реакция» означает закономерныйответ организма на какое-либо воздействие. Простейший случай специфичного длячеловека типа поведенческой реакции состоит в выполнении какого-либо несложногодвижения по заранее условленному сигналу.
В других, более сложных случаях, обследуемому предписывается наодни сигналы производить условленное движение, а на другие – воздерживаться отнего, или, наконец, на разные сигналы отвечать разными движениями.
Существует два принципиально различных способа измерения времениреакции. Их отличительная особенность состоит в том, что в одном случае реакцияосуществляется по принципу «заранее оговоренный стимул – определенный видответа» (проба «время простой сенсомоторной реакции» – ВПСР), а в другомпредусматривается необходимость избирательного реагирования на разные (поформе, цвету, размеру и другим признакам) стимулы (проба «время сложнойсенсомоторной реакции» – ВССР).
Принципиальная схема методики измерения времени реакции чрезвычайнопроста. Она состоит в регистрации тем или иным способом промежутка временимежду началом действия какого-нибудь раздражителя (зрительного, слухового,тактильного и др.) и началом ответной реакции, обычно общедвигательной илиречевой. Для реализации методики используют рефлексометры различнойконструкции. Основной частью любого рефлексометра является электросекундомер(или иного вида хронометр), автоматически включаемый в момент подачираздражителя и останавливаемый в момент ответной реакции.
При проведении хронометрических обследований перед каждым очереднымсигналом иногда подается так называемый предупредительный сигнал, позволяющийобследуемому заблаговременно подготовиться к пусковому сигналу и ксоответствующей реакции. Предупредительный сигнал может подаваться либо всловесной форме (например, репликой «внимание!»), либо в форме другогораздражителя (например, стука, вспышки света и т.д.). Промежуток времени междупредупредительным и пусковым сигналами, как правило, составляет от 1,5 до 3,0 с.(Е.И. Бойко, 1964). Время оставления в пределах этого интервала варьируютпо случайному закону. Это позволяет избежать автоматизации реакции иформирования реакции на время оставления. Поскольку время реакции оказываетсянаиболее коротким при постоянном интервале между сигналом и раздражителем иувеличивается при увеличении разницы между оставлениями, ими следуетварьировать только в относительно ограниченных пределах.
Оптимальный интервал времени между двумя последовательнымираздражителями составляет около 300 мс. Минимальный интервал времени долженбыть, того же порядка, что и время самой реакции: он должен быть таким, чтобыпоследующий сигнал не появился до того, как осуществится реакция на предыдущий.
На практике применяются два способа определения времени реакции, аименно, хроноскопический, при котором промежутки времени измеряются путемвизуального считывания показаний соответствующих устройств (например,секундомера), и хронографический, когда время реакции автоматическирегистрируются на каком-либо носителе (бумаге, фотопленке, в памяти ПЭВМ). Попопятным причинам второй способ используется значительно чаще. В зависимости отконкретных задач хронометрического обследования, при его проведении могутприменяться различные комбинации раздражителей.
Для получения надежных оценок время реакции измеряется не однократно,а при предъявлении серии стимулов.
Статистическая обработка полученных результатов включает расчетсреднего арифметического из вариантов, полученных в течение одного илинескольких обследований, среднеквадратичного отклонения и ошибки среднего (Н.М. Лейсахов,1974, М.В. Бодунов, 1980, Н.В. Макаренко, 1989). Иногда вместосреднего арифметического рассчитывается математическое ожидание (И.Е. Цибулевский,1962). В качестве меры изменчивости реальных ответов (их отклонений от среднегозначения) используется коэффициент вариации. Сравнение полученных значенийпроводится на основе одно- и многомерных статистических методов, в частности, Т– критерия Стьюдента, а при изучении межгрупповых и внутригрупповых различий –факторного или дисперсионного анализа (А.С. Арутюнова, С.М. Блинков,1962).
Экспериментально показано (Н.И. Крылов, 1964, Е.Н. Сурков,Н.И. Чуприкова, 1957, Е.И. Бойко, ВЛ. Озеров, 1989), что:
1. Под влиянием тренировки ВР не только укорачивается, но и стабилизируется,т.е. становится менее подверженным различного рода влияниям.
2. Укорочение времени реакции наиболее существенно в первые днивыполнения соответствующих упражнений.
З. Простая реакция поддается влиянию упражнений в заметно меньшейстепени, чем реакция выбора. В частности, после лишь одного дня занятий времяреакции выбора может сократиться на 30–40%, тогда как простой сенсомоторнойреакции – лишь на 10%.
Каковы причины укорочения времени реакции после соответствующихтренировок? Известно, что всякий новый раздражитель сначала вызываеториентировочную реакцию с более или менее обширной и длительной иррадиациейвозбудительного процесса по коре больших полушарий, которая затем сменяетсяфазой концентрации. По мере повторения раздражителя имеет место привыкание,которое сопровождается все менее выраженной иррадиацией возбуждения содновременным повышением динамичности возникающих нервных процессов.Постепенная редукция фазы иррадиации и достижение определенного уровняхронической (или статической) концентрации возбудительного процесса в коре,по-видимому, и являются одной из важнейших причин укорочения времени реакции впроцессе тренировки.
Вторая причина, тесно связанная с первой, состоит в нарастающей помере упрочения условных связей, стойкости корковых очагов возбуждения. Третьяпричина связана с изменением самой структуры временных связей, заменой болеесложных второсигнальных ассоциаций более простыми первосигнальными.
Начиная с 3,5–4 и до 18–20 лет время реакции неуклонно сокращается:Затем оно стабилизируется, а после 40 лет по мере старения постепенно возрастает(АГ. Усов, 1960).
Выше уже отмечалось влияние индивидуальных особенностей на сенсомоторныереакции человека. Наличие такой зависимости указывает на то (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын,1971, Н.П. Фетискин, 1975, В.Д. Небылицын 1976, В.С. Юркевич,1977, Е.П. Ильин, 1981, Т.А. Пантелеева, Н.Ф. Шляхтина, 1981),что время реакции детерминировано врожденными особенностями ВНД и поэтому можетслужить индикатором основных свойств нервной системы. Этот вьвод позволил В.Д. Небылицыну(1976) разработать методику оценки силы нервных процессов по показателямвремени зрительно- и слуходвигательных реакций. Методика основана на различномпроявлении «закона силы» у лиц с сильной и слабой нервной системой. В звуковомварианте этой методики интенсивность стимула (тона 1000 Гц) изменяется от 20 до120 дБ. В световом варианте используются 6 фиксированных уровней интенсивностираздражителя: от 0,002 до 2000 лк. Каждая последующая интенсивность превышаетпредыдущую примерно в 10 раз. Интервалы между предъявлениями раздражителейсоставляют 10–15 с.
У лиц с высокой подвижностью торможения время реакций на любыераздражители (световые, звуковые, сильные, слабые) оказывается, как правило,короче, чем у лиц с низкой подвижностью (В.А. Сальников, 1981). Аналогичнаязависимость обнаружена в реагировании на звук у лиц с различной подвижностьюпроцессов возбуждения. Показана отрицательная корреляция между суммарнойподвижностью обоих нервных процессов и временем реакции на слабый свет: ономеньше у лиц с высокой подвижности нервных процессов.
Время простой сенсомоторной реакции в большинстве случаев оказываетсякороче у лиц с преобладанием возбуждения над торможением, однако, только настимулы слабой интенсивности. На стимулы средней и высокой интенсивности такойзависимости не обнаруживается. Взаимосвязи с уровнем подвижности нервныхпроцессов также не обнаружено (Н.В. Макаренко, 1989). Однако время сложнойсенсомоторной реакции достоверно различается в группах обследуемых,различающихся по функциональной подвижности нервных процессов.
Некоторые авторы (В.А. Сальников, 1981, Н.В. Макаренко,1989) указывают на возможность использования для диагностикииндивидуально-типологических свойств показателя времени «центральной задержки».Известно, что у лиц с высокой подвижностью торможения время «центральнойзадержки» короче, чем у лиц с низкой подвижностью. Наименьшая «центральнаязадержка» обнаруживается у лиц с преобладанием «внешнего» торможения и«внутреннего» возбуждения (В.А. Сальников, 1981). С подвижностью-инертностьювозбуждения связь сложнее: наименьшая «задержка» имеет место у лиц со среднейподвижностью.
Между временем реакции и коэффициентом интеллектуальности показанаотрицательная связь (P. Barreft и др., 1986, A.R. Gensen, Р.А. Vеrnon, 1986, М.А. Smаll и др., 1987). Однако вряде исследований отмечается (D.P. Keating, B.L. Bobbit, 1978, E. Hunt, 1980, A.R. Jensen,1982), что индивиды с более высокими показателями интеллекта характеризуютсяболее высокой скоростью как простых реакций, так и реакций выбора.
Свидетельством того, что время реакции отражает устойчивые индивидуальныехарактеристики, является тот факт, что вариационные кривые, построенные наосновании замеров, сделанных в разные дни и часы у одного и того же лица, какправило, сохраняют «свой индивидуальный портрет» (Т.Д. Лоскутова, 1975).При этом, однако, форма распределения ответных реакций варьирует в соответствиис изменением функционального состояния человека (А.М. Зимкина и др., 1974,Б.Д. Асафов и др., 1975, А.Г. Смирнова, А.М. Лолякова, 1989).
На отражениев характеристиках сенсомоторных реакций функционального состояния человекауказывалось в многочисленных экспериментальных исследованиях (О.Г. Газенко,1955, В.Л. Соловьева, 1973, В.С. Фомин и др., 1978, И.С. Кандор,1982, Л.С. Нерсесян и др., 1984, А.А. Меденков, 1990). В качествесвидетельства ухудшения функционального состояния рассматривается увеличениевремени как простых реакций, так и реакций выбора, числа ошибок.
А.М. Зимкиной с соавторами (1974) эмпирически получены триколичественных критерия, позволяющих при анализе форм вариационных кривыхвремени простой зрительно-двигательной реакции оценить особенностифункционирования центральной нервной системы. Они полагают, что функциональныйуровень системы определяется абсолютными значениями времени реакции,устойчивость этого уровня – их изменчивостью, а функциональные возможности вцелом – соотношением этих показателей. Критерий функциональных возможностейявляется наиболее существенным, поскольку позволяет судить о способностиформировать и поддерживать адекватную реализуемой деятельности функциональнуюсистему. Статистический анализ показал наличие жесткой взаимосвязи между этимикритериями. Последнее свидетельствует о том, что уровень функциональногосостояния мозга и его устойчивость взаимосвязаны: состояние тем устойчивее, чемвыше его уровень. Высокий уровень функционального состояния здоровых людей характеризуетсямалыми колебаниями в разные часы и дни (Т.Д. Лоскутова, 1975). Изменениефункционального состояния вследствие утомления и снижения уровня бодрствованиясопровождается увеличением его изменчивости во времени. Установление граничныхзначений для нормы позволило разбить диапазон активного бодрствования на триподдиапазона, соответствующих высокому, среднему и низкому уровнямфункционального состояния.
 
4. Динамический тремор
 
Тремор – это колебания дистальных звеньев конечностей сравнительнонебольшой амплитуды. По вопросу о происхождении тремора существуют различныеточки зрения. Еще в 70–80 годы XIX века тремор рассматривался либо как симптомпатологии, либо какколеблющийся тетанус, возникающий вследствие малогочисла или малой интенсивности импульсов, поступающих к мышцам, либо как тонус,потерявший свою непрерывность от замедленного следования импульсов друг задругом. Однако уже И.М. Сеченов указывал на то, что мелкие непроизвольныедвижения дробят непрерывное ощущение на ряд отдельных актов с определеннымначалом и концом. Вместо постоянных возбуждений одних и тех же структур имеетместо смена режимов работы, что, по-видимому, способствует длительнойработоспособности.
В настоящее время полагают, что тремор – абсолютно нормальное физиологическоеявление. Он является нормальной реакцией на регулирующие воздействия нервныхцентров на мышцы, влияния дыхательных и сердечных сокращений на устойчивостьтела и т.д.
На практике при исследовании тремора рассматриваются два самостоятельныхпараметра:
-   треморкак регулятор длительности и успешности выполнения движения;
-   треморкак показатель степени координации движений.
Регуляторнаяфункция тремора является центральной, однако именно она наименее изучена.
Координационная функция тремора изучена значительно лучше.Предложено множество тестов на координацию движений, в основу которых положеныразличные варианты методик динамического и статического тремора.
Согласно существующим определениям, тремогpафия и тремометрия –это метод определения координации движений, точности воспроизведения активныхдвижений пространственной оценки (М.А. Атропопова, 1968). Тремометриейназывается регистрация постоянных и вольных мелких колебаний отдельных звеньев(Н.В. Макаренко и др., 1987).
Различают статический и динамический тремор. Статический треморможно наблюдать, например, в форме колебаний дистальных звеньев руки при еенеподвижном, вытянутом вперед положении. Динамический тремор измеряется приобводке контуров различной конфигурации.
Для регистрации тремора разработаны различные конструкции тремометров,координамометров. Однако в любом случае сущность обследования заключается втом, что человеку необходимо удержать стержень в отверстии (статический тремор)или провести его в прорези (динамический тремор) таким образом, чтобы некоснуться краев отверстия или прорези.
Для измерения динамического тремора используется тремометр,имеющий на рабочей поверхности прорезь синусоидальной формы шириной 3 мм идлиной, обычно, 10–15 см. Во время обследования штырь все время долженбыть погружен в глубину прорези на 2–3 мм. В качестве показателейдинамического тремора фиксируется время прохождения кривой, число касаний,общее время касаний, коэффициент асимметрии касаний.
В возрастном диапазоне от 18 до 35 лет амплитуда и частота колебанийтремора устойчиво снижается, хотя кривая микровозрастных изменений отличаетсязигзагообразностью.
Уровень тремора зависит от индивидуально-типологических характеристикчеловека (Е.Л. Ильин, 1975, Н.А. Розе, 1970). Так, в частности, выраженностьдинамического тремора отрицательно коррелирует с величиной индекса динамичноститорможения: чем выше скорость прохождения лабиринта, тем хуже вырабатываются учеловека отрицательные условные рефлексы.
На величину динамического тремора влияет и подвижность процессавозбуждения. Об этом свидетельствует, в частности, наличие положительнойкорреляции между соответствующими показателями.
По данным, приводимым Е.Л. Ильиным (1980, 1983),характеристики тремора обнаруживают связь с силой нервной системы: у лиц сослабой нервной системой тремор менее выражен.
Приводятся сведения о том (Б.Г. Ананьев, 1971), чтохарактеристики динамического тремора связаны со свойствами внимания (объемом,избирательностью, устойчивостью и др.), остротой зрения, артериальным давлением,латентными периодами реакций на слабые раздражители, кожным сопротивлением (Н.А. Розе,1970). Тремор левой руки отрицательно коррелирует с показателями интеллекта.
Сопоставление результатов, полученных на группах мужчин и женщин,показало (Л.А. Головей, 1984), что в условиях нагрузки па вестибулярныйаппарат тремор обеих рук женщин увеличивается в 3–4 раза больше, чем у мужчинтого же возраста. В условиях интеллектуальной нагрузки сдвиги у женщин и мужчинотличаются не только количественно, но и качественно. Так, перед экзаменами частотаколебаний и амплитуда тремора у женщин больше, чем у мужчин, однако по егозавершении у женщин они достаточно быстро восстанавливаются до фонового уровня,тогда как у мужчин продолжают нарастать.
Характеристики тремора существенно изменяются при развитииутомления, коррелируя с динамикой производительности труда, что позволяет суспехом применять их для диагностики состояний физического и интеллектуальногоутомления, эмоционального напряжения и т.д. (М.А. Новиков и др., 1982, Л.А. Головей,1984, Г.Н. Радюк, В.И. Мартынюк, 1984, В.И. Губарев, 1990, А.А. Митькин,1990). Вследствие этого различные варианты тремометрии весьма популярны вфизиологии спорта, авиационной и космической медицине (Б.А. Душков, 1969).
 
5. Пример разработки программного обеспеченияпсихометрической диагностики личности
 
Всовременных процессах познавательной и трудовой деятельности человек частоявляется «слабым звеном», показывающим эффективность меньшую, чем у окружающихего технических средств. В связи с этим оценка возможностей человека,определяемых его психобиологическим потенциалом, может быть признананеобходимой для подавляющего большинства его современных форм деятельности.
Успешностьучастия в любых процессах зависит, прежде всего, от возможностей работы синформацией во времени. Следовательно, в психометрическом исследованииобязательны компьютерные методы, позволяющие проводить объективноеколичественное определение результатов деятельности и учитывающие ее временныепараметры.
Интереспредставляет программный комплекс, разработанный группой ученых Ярославскогогосударственного педагогического университета.
Комплексрассчитан на его применение в предварительном профессиональном отборе, оценкедеятельности учащихся, сотрудников. Его могут применять руководителиорганизаций, подразделений, сотрудники отделов кадров, научные работники, лица,заинтересованные в самосовершенствовании. Проводимая с его помощью оценкапсихометрического потенциала позволяет наиболее правильно его использовать,находить «свое место» в трудовом процессе, указывать пути развития человеческихкачеств для успешной трудовой деятельности.
Задачирешались в нескольких направлениях.
Напервых этапах конструировалось оборудование для психофизиологическихисследований, позволяющее проводить надежную оценку параметров, но несопряженное с вычислительной техникой. Создавались хронорефлексометры условных,безусловных рефлексов различных типов, устройства для определения КЧСМ,треморометрии, электрометрономы, приспособления для тахистоскопическихизмерений, аппаратура для оценки цветовых эффектов и другие. Подобныеустройства продолжают создаваться до настоящего времени. С 2002 года устройствадополняются счетчиками импульсов, создаваемыми на базе микрокалькуляторов.Последним устройствами подобного типа были приспособления для теппинг-теста,статического и динамического тремора.
Ещеодной линией деятельности являлся подбор и апробация информативных, объективныхметодик исследования, не требующих для выполнения длительного времени. На настоящеевремя программа обследования включает около пятнадцати методик, с разных сторонхарактеризующих психофизиологический тип человека. Обследование начинается сполучения биологических показателей. Далее оцениваются следующие качества:
точностьвосприятия пространства в привычных условиях ориентации и осложненных условияхзрительной иллюзии;
точностьвосприятия временных интервалов;
устойчивостьк сильным воздействиям (оценка времени реакции при раздражителях максимальнойсилы);
устойчивостьк монотонной деятельности (оценка времени реакции в повторяющейся сериираздражителей);
динамикаи эффективность работоспособности (теппинг-тест);
скоростьвосприятия информации (тест определения критической частоты слияния мельканий,КЧСМ);
скоростьпринятия решений простых и с перебором вариантов;
объемвнимания в тесте с таблицами Шульте;
объемразличных видов памяти: слуховой, зрительной, ритмической;
обучаемость(по критерию улучшения точности опознания звукового сигнала);
эмоциональнаяустойчивость (контроль ЧСС при выполнения тестов).
Параллельнос апробацией методик в классических, некомпьютерных вариантах проводиласьразработка их компьютерных версий. При создании программ ставились задачиускорения времени тестирования, представления результатов в удобном для восприятиявиде, прежде всего в графическом. Программы должны иметь возможность сохранятьполучаемые сведения в базах данных. Для некоторых созданных программныхметодик, например, теста на ритмическую память, не обнаружены аналоги, онивозможны для постановки только в компьютерном варианте. К настоящему временипрактически реализованы и используются девять программ и их варианты. Этиметодики не требуют специально создаваемых устройств сопряжения с компьютером,в них задействованы стандартные мышь и клавиатура, только в программе оценкифункции равновесия методом кефалографии для ввода диаграмм движения головынеобходим еще сканер.
Сейчассоздаются системы, позволяющие непосредственно вводить в компьютерфизиологическую информацию. Имеется рабочая версия системы, позволяющая вводитьинформацию от датчиков, работающих по контактному принципу. Так, она позволяетобрабатывать сведения по количеству касаний в методе треморометрии. Системаусиления аналогового сигнала и аналого-цифрового преобразования находится встадии конструкторского воплощения.

Заключение
 
Вобласти психометрии разработаны основные критерии качества психологическогоизмерения – такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность,репрезентативность. В области дифференциальной психологии психометрия являетсятехнологической основой для измерительной психодиагностики.
средимножества психометрических методов можно выделить методы, связанные с анализомособенностей зрительного и слухового восприятия, движений, выполняемых руками.Из указанных методов наиболее широко используются методы определениялабильности зрительного и двигательного анализаторов, тональная аудиометрия, атакже методы, позволяющие оценить сенсомоторные характеристики человека. Этиметоды и были подробно проанализированы в нашей работе.

/>/>Список использованных источников
 
1.   Адам Г. Восприятие,сознание, память. М., 2004.
2.   Адлер А. Практика итеория индивидуальной психологии. Перевод с немецкого. М., 1995.
3.   Азимов Р.С., Соломонов А.Г. Разработкапрограммного и аппаратурного обеспечения психофизиологической диагностикиличности. // Психология. 2003. №2.
4.   Акимова М.К. Соотношение скорости иточности реакции выбора с основными свойствами нервной системы // Новейшиеисследования в психологии и возрастной физиологии 1971. №1.
5.   Акимова М.К. Формирование скоростногои точностного навыка в зависимости от инертности-лабильности нервных процессов //Новейшие исследования в психологии и возрастной физиологии 1971. №2.
6.   Акимова М.К. Формирование скоростногонавыка в связи с индивидуальными особенностями по силе и лабильности нервныхпроцессов // Вопросы психологии. 1972. №2.
7.   Александровский Ю.А. Пограничныепсихические расстройства. М., 1993.
8.   Александровский Ю.А. Пограничнаяпсихиатрия и современные социальные проблемы. Ростов-на-Дону, 1996.
9.   Асмолов А.Г. Психологияличности. М., 1992.
10.     Бенькович Б.И. Психофизиологическаяхарактеристика состояния больных при эмоциональном напряжении и невротическихрасстройствах. М., 2002.
11.     Блейхер В.М. Крук И.В. Патопсихологическаядиагностика. Киев, 1986.
12.     Гиппенрейтер Ю.Б. Введениев общую психологию. Курс лекций. М.: МГУ, 1988.
13.     ГоджфруаЖ. Что такое психология. Т. 1 М., 1992.
14.     Горбов Ф.Д., Матова М.А., Розенблат Ш. К характеристике психическихсостояний человека в усложненных условиях деятельности // Вопросыпсихологии. 1971. №2.
15.     Гусева Е.П. Соотношение возрастных итипологических предпосылок способностей // Способности и склонности. М.,1989.
16.     Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Возможностииндивидуально-типологической диагностики в образовании. Квалиметрия человека иобразование. Методология и практика. М., 1993.
17.     Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Эмоциональные аспектымузыкальности // Художественный тип человека (комплексные исследования).М., 1994.
18.     Гусева Е.П., Марютина Т.М. Свойства нервной системычеловека и перцептивная активность // Новейшие исследования в психологии ивозрастной физиологии 1986. №2.
19.     Егорова М.С. Психологияиндивидуальных различий. М., 2002.
20.     Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: Учебник длявузов.СПб., 2002.
21.     Кирой В.Н.физиологические методы в психологии. Ростов-на-Дону, ЦВВР, 2003.
22.     Кондрашенко В.Т.,Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993.
23.     Кондрашенко В.Т.,Донской Д.И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб.и доп. Мн: Выш. шк., 1997.
24.     Маничев С.А., Крылов А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладнойпсихологии. 2-е изд.Спб., 2002.
25.     Марютина Т.М.,Кондаков И.М. Психофизиология. М., 2003.
26.     Молоканов М.В. Изучениесоотношения показателей теппинг-теста с ПВК практического психолога. // Психологическийжурнал. 1995. №1.
27.     Психологическийсловарь. /Под ред. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. М., 1997.
28.     Психологическийсловарь. /Ред. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.М., 1990.
29.     Психологическийсловарь. / Под. ред. В.В Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова идр.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наукСССР. М: Педагогика, 1983.
30.     Психология.Словарь. / Общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1990.
31.     Урсано Р.,Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство.РПА, 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.