ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ И В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМПЕРИОДЕ
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕМШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Общение имеет огромноезначение в формировании человеческой психики, её развитии и становленииразумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитымилюдьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все своивысшие производительные способности и качества. Через активное общение сразвитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождениячеловек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал быцивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до концажизни обречен, оставаться полу животным, лишь внешне, анатомо-физиологическинапоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанныев литературе и показывающие, что, будучи лишенным, общения с себе подобными,человеческий индивид, даже если он как организм, вполне сохранит, тем не менее,остается биологическим существом в своем психическим развитии. В качестве примераможно привести состояние людей, которых время от времени находят среди зверей икоторые длительный период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованныхлюдей или, уже, будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались водиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, послекораблекрушения).
Общение — один изважнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте совзрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опытачеловечества.
Любовь, с которой матьвынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения,которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
Актуальностьисследования: внастоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемамраннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, чтопервые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственногоразвития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственногоздоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависитбудущее ребенка. Еще не родившийся ребенок — это формирующееся человеческоесущество. Влияние отношений матери к еще не родившемуся ребенку исключительноважно для его развития. Также важны взаимоотношения матери и отца.
Цельисследования: изучитьпсихолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) в разныевозрастные периоды.
Задачи исследования:
· Рассмотретьпсихолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) в раннеми младенческом возрасте;
· Рассмотретьпсихолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) вдошкольном возрасте;
· Рассмотретьпсихолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) в младшемшкольном возрасте;
· Рассмотретьпсихолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) вподростковом возрасте.
Предметисследования:психолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью (отцом) в разныевозрастные периоды.
Объектисследования:взаимоотношения в семье.
Методы: теоретический анализ литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ПЕРИОДЕИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Жизнь младенца целикомзависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка — кормит, купает, переворачивает его с одной стороны на другую. Взрослыйудовлетворяет и растущую потребность в разнообразных впечатлениях: младенецзаметно оживляется, когда его берут на руки. Перемещаясь в пространствеблагодаря взрослому, ребенок имеет возможность видеть большее количествопредметов, дотрагиваться до них, а затем и схватывать. От взрослого исходяттакже основные слуховые и осязательные впечатления.
Уже в комплексе оживленияобнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому,явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать напротяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение со взрослым сильносказывается на хорошем настроении ребенка. Если малыш капризничает и не хочетиграть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимаетнастроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться темиигрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцамобщение со взрослыми приобретает избирательный характер. Малыш начинаетотличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый можетвызвать у него испуг[11].
Потребность вэмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развитияребенка, может, однако, приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослыйстарается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывнотребовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы наминуту оставят одного.
При правильных методахвоспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное дляначала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек,перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослыйкак бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам,наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, частонепосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движения.
Совместная деятельностьвзрослого и ребенка состоит в том, что мать руководит действиями младенца, атакже в том, что младенец будучи не в состоянии сам выполнить какое-либодействие, обращается к помощи и содействию взрослого.
Большое значение всовместной деятельности ребенка и взрослого имеет развивающаяся на протяжениимладенчества способность подражать действиям матери и отца. Онаоткрывает всерасширяющиеся возможности обучения. В семь-девять месяцев ребеноквнимательно следит за движениями и речью взрослого. Чаще всего он воспроизводитпоказанное ему действие не сразу, а спустя некоторое время, иногда даженесколько часов. Нередко подражание возникает после многократного показа.
Действия, которымиребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психическогоразвития. Таким образом, уже в младенческом возрасте ярко обнаруживается общаязакономерность психического развития, которая состоит в том, что психическиепроцессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни,воспитания и обучения.
Зависимость младенца отвзрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самомусебе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Иначеговоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого началасоциальным, общественным отношением.
Младенец очень рановводится в ситуацию общения со взрослыми. В общении всегда проявляетсянаправленность одного человека на Другого, происходит взаимодействие участниковкоммуникации, ко-Ша действие одного предполагает ответное действие другого ивнутренне на него рассчитано. Исследование поведения детей с первых недельжизни показало, что в первое время после рождения потребность в общении сокружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама по себе,а под воздействием определенных условий. Таких условий два[9].
Первое условие — объективная нужда младенца в уходе и заботе. Только благодаря постоянной помощи близких взрослыхребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельноудовлетворить свои органические потребности. Подобная заинтересованностьребенка во взрослом вовсе не является потребностью в общении. Как известно, впервые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослых дляустранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощьюразнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих всеего тело. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу,пока еще нет общения.
Второе условие — поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на светобращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослыйразговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которомуможно судить, что ребенок включился в общение.
Эмоциональные контакты сдетьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокийвосторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогданикого из них не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежногладит. Долгих 7 мин (столько, сколько продолжалась встреча) младенец не сводилсияющих глаз с лица взрослого, гулил, перебирал ножками и не уставалрадоваться.
Первоначально ребенкавтягивает в общение мама, позднее у него возникает потребность контакта и отрабатываютсясредства для включения в общение других людей. Наиважнейшим средством общения вмладенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, вокализация, активныедвигательные реакции). Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательномнаборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства, существующие вчеловеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для негоэмоциональную значимость.
Наблюдения показали, чтопопытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесныхвоздействий взрослого бесплодны — ребенок «берет» лишь экспрессивнуюсторону речи Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно также, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей с окружающимилюдьми строится на основе совместной предметной деятельности, и чрезмерноеопережение достигнутого детьми уровня оказывается столь же неэффективным для ихразвития, как и отставание от него[6].
Родитель не толькоудовлетворяет растущие потребности ребенка и учит его действовать с предметами.Он определенным образом оценивает поведение ребенка, поощряет его улыбкой,хмурит брови и грозит пальцем, если малыш поступает не так, как следует.Благодаря этому ребенок постепенно усваивает положительные привычки, учитсяправильно себя вести.
Нарастающая потребность вобщении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Этопротиворечие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и вовладении ею.
Уже к концумладенческого, началу раннего возраста у ребенка вырабатываетсяпра-лингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбки, жесты,восклицания и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются наврожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формойидентификации.
Элементарная знаковаясистема, которой овладевает ребенок, превращается в стимул для ответной реакциивзрослого, прежде всего матери. Именно мать, психологически настроенная наидентификацию с малышом, использует освоенные ребенком средства установления непосредственнойэмоциональной связи и достигает вместе с ним определенного уровняидентификации. При этом для установления идентификационных отношений матьбессознательно использует разнообразные приемы телесного контакта с малышом(гладит, похлопывает, тормошит, тянет за ручки и ножки, целует, «тузит»и др.)[6].
Ребенок сам побуждаетмать на общение и идентификацию с его состояниями — от детской бурной радостидо детского горя. Ему так важно чувствовать глубокую эмоциональнуюзаинтересованность в нем! Конечно, его чувства эгоистичны, но именно через нихон осваивает первые этапы идентификации взаимодействий людей, вступает на путьразвития эмоциональной причастности к человеческому роду.
Особое значение дляразвития способности к идентификации приобретает освоение ребенком речи, умениеиспользовать замещения и разнообразные знаки. Отрешаясь от своей персоны ивходя в мир замещаемых предметов, малыш, идентифицируя их с отсутствующимипредметами, погружается в условия, требующие от него овладения идентификациейкак способностью приписывать предмету-заместителю свойства отсутствующегопредмета. Это могут быть физические свойства, способы действия (функциональноеназначение предмета), чувства и др. Взрослый, играя с ребенком, вводит его вмир возможных трансформаций предметов и эмоций, а ребенок естественно и срадостью принимает все свойственные человеческой психике возможности кидентификации.
Установлено, что вусловиях выраженной готовности к идентификации со стороны взрослого повышаютсянастроение и связанная с этим общая активность ребенка. Именно в этом случаеговорят об эмоциональной подпитке.
Мать — это первая земнаявселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод.Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательноевлияние на его психику.
Именно неправильноеповедение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыминасыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числатаких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание вумственном развитии и многие другие патологические состояния.
Однако следует особоподчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает,что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемуюэнергию для которой дает ее любовь.
Совсем немаловажная рольпринадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемомуребенку — один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущениясчастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.
После рождения ребенкапроцесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами:впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробногоразвития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, тооно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своейдальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальномпериоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев всовершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимымстремлением к знанию[9].
Новорожденный уже прожилдевять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для егодальнейшего развития.
Пренатальное развитиенесет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затемплоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественногопроцесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных вяйцеклетке.
Существует следующая закономерность:все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать — это первая вселеннаяребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и спсихической точек зрения.
Мать является такжепосредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существоне воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения ичувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрируетпервые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, втканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.
Этот факт, зановооткрытый недавно наукой, на самом деле стар как мир. Женщина всегда интуитивноощущала его важность. Для древних цивилизаций значимость периода беременностибыла абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы имногие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар иобщества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни иразвития.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Ребенок в возрасте оттрех лет переживает сильное потрясение от своего открытия: он не являетсяцентром мироздания. Он открывает также, что не является центром своей семьи.Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама-папу. До этого онбессознательно ощущал себя центром семьи, ощущал, что именно вокруг него, поего поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит ислышит, что родители могут общаться друг с другом и без его участия.Разочарованный малыш начинает капризничать, проявлять агрессию. Ему кажется,что родители его «провели» — ведь им вполне хорошо и без него[6].
В действительности малышстал более самостоятельным, и мама почувствовала, что может меньше имзаниматься. Самостоятельность радует малыша. Но его не устраивает, что мама непринадлежит только ему. То же относится и к папе. Уходят формы общения, которыебыли естественными в младенческом и раннем возрасте: мама- малыш и папа — малыш.Теперь ребенку дают понять, что общение будет строиться иначе, каквзаимодействие треугольника: мама — папа-малыш. Такие отношения не совсемустраивают ребенка. Он возмущается, ревнует, однако вынужден принять эти новыеформы общения. Но он бдительно следит за родителями. И здесь разгораются новыестрасти: то он предпочитает одного из родителей, то через некоторое времядругого, и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят.Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие, он любит и маму, ипапу.
Здесь следует обсудитьситуацию, когда в семье нет одного из родителей. Это неполная семья. Посложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенокбыл совсем маленьким, ему не приходило в голову, что у него нет папы. Но, ставпостарше, малыш вдруг обнаруживает, что у него только одна мама. Это открытиечрезвычайно волнует малыша, он становится обеспокоенным, легко возбудимым.Теперь мама должна думать, кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышусправиться с нереализованной потребностью в отце. Взрослый мужчина может датьребенку многое, если сумеет стать его другом. Но самый лучший выход изсоздавшегося положения, если воспитанием ребенка будет заниматься родной отец[8].
Как бы то ни было,родители должны нести ответственность за своего ребенка. Хорошие родители,создав или не создав новые семьи, не должны снимать с себя ответственности засвоего общего малыша, ведь он ничем не провинился перед ними.
Хорошие родители даютпример своему ребенку, не давят на него, стараются воспитать у него чувстволичности. Для этого надо уважать своего ребенка, любить его, давать емувозможность исполнять допустимые желания, воспитывать у него сознательноеотношение к своим поступкам.
Если ребенок здоров идостаточно развит по своим годам, если возникает в этом необходимость, егоотдают в частную группу или отправляют в детский сад. Там ему предстоит учитьсяновым формам общения с новыми взрослыми и детьми.
Какой бы замечательной нибыла воспитательница, как бы ни интересно было малышу среди детей, он соблегчением вздыхает, когда его забирают домой. Он не может обойтись безродительской ласки и нежности. Он ищет родительского внимания[6].
Во время кризисаперестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, кавторитету матери и отца. Ребенок постепенно входит в сложный мир людей, каквзрослый, так и детский, и пытается отыскать свое место в этом мире. Он учитсяориентироваться в социальных связях, устанавливать дифференцированные отношенияс окружающими людьми.
М.И. Лисина выделяет впервые 7 лет жизни ребенка 4 формы его общения с окружающими:ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную ивнеситуативно-личностную (М. И. Лисина, 1986).
В соответствии с нимиизменяются требования ребенка к взрослому, который выступает в первую очередькак партнер по взаимодействию и от которого требуются не только внимание,любовь, но и понимание, сопереживание, уважение[15].
Любые оценочныевоздействия взрослых на ребенка содержат в себе и эмоциональные ипознавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка нахорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью дляпостроения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочныхвоздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования удошкольника представлений о своих возможностях.
Информация о своихвозможностях, которую дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становитсяконструктивным материалом для формирования Я-образа в том случае, когда онаподтверждается в опыте его общения с окружающими. Поэтому так велика рольточных оценочных воздействий взрослого в образовании объективных представленийребенка о себе самом.
Опыт общения со взрослымиявляется для ребенка главным источником оценочных воздействий, под влияниемкоторых у него формируется отношение к реальному миру, самому себе и другимлюдям. Кроме того, общение ребенка со взрослыми организует его индивидуальныйопыт, выполняя при этом три основные функции[7]:
— этот опыт общениявыдвигает перед ребенком цель осознания, а иногда и вербализации своегоиндивидуального опыта;
— подсказывает ребенку внекоторых случаях способ решения разных задач в индивидуальном опыте;
— способствуетсистематизации и обобщению всего накопленного ребенком опыта.
Опыт общения со взрослымислужит для детей средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которомуможно лишь стремиться.
Зависимость поведениядошкольника от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональна возрастудетей: чем младше ребенок, тем менее критично воспринимает он мнения взрослых итем меньше его представления о своих возможностях опираются на конкретныерезультаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослый остается дляребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценки дошкольника вбольшей мере преломляются через призму тех результатов и выводов, которыеподсказывает ребенку его индивидуальный опыт.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок, посещающийначальную школу, психологически переходит в новую систему отношений сокружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве,называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиальноизменилась — на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, нои подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детствасменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семьяначинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться вшколе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточениетребований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на негоответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативныхимпульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально уребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он долженнести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Начинаетсятрудный период испытания ребенка не только необходимостью ходить в школу, бытьдисциплинированным (правильно вести себя в классе, быть внимательным к ходуурока, к умственным операциям, которые надо совершать при исполнении заданийучителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье[11].
Конечно, все те чувства,которые появились у него в дошкольном возрасте, продолжают оставаться иуглубляться в повседневных отношениях его с близкими людьми.
Не добрая воля «Ясам», как в дошкольном детстве, а необходимость самостоятельно иответственно изо дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает уребенка чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению состороны членов семьи.
Конечно, родителиозабочены учебными проблемами ребенка. Именно дома пытаются организовать егоправильное отношение к учебной деятельности, отношение взятой на себяответственности. Родители специально берут отпуск в сентябре, чтобы помочьребенку войти в учебную деятельность и определить его самочувствие и успехи намногие годы вперед. Организуется рабочее место (стол, стул, полки, лампа, часыи др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобыхорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными илиобязательными делами. Некоторые родители реально, практически учаторганизовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям дляисполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самымстрого контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился передребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольнобыстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться напостороннее[9].
Самое главное, что можетдать семья младшему школьнику, — научить его воздерживаться от развлечений вурочное время, прочувствовать, что значит «делу время — потехе час»,брать ответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей. Разумнаяи любящая ребенка семья помогает ему освоить предъявляемые к нему требованияучебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.
Успехи ребенка в освоениинорм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не тольков прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации кусловиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со сторонысемьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условияхчувствительной к изменению социального статуса ребенка семьи ребенок обретаетновое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, сним советуются, с ним считаются.
ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА С РОДИТЕЛЯМИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Одной из особенностейпроцесса общения в подростковом возрасте является то, что подросткипредпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями.Однако, как показывают некоторые данные, потребность в неформальном,нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше,чем в общении со сверстниками. Другой вопрос, насколько удовлетворяются этипотребности. Так, общением с матерью удовлетворены только 31,1%, а с отцом —всего 9,1% опрошенных[11].
Неготовность, нежеланиеили даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремлениедетей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причинойнеудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим, прежде всего исвязано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степениотвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же вобщении может стать причиной формирования целого ряда негативных тенденций вповедении подростков, вплоть до развития у них делинквентного поведения. Так,по данным некоторых исследований, подавляющее большинство изученных подростков,состоящих на учете в детской комнате милиции (свыше 90%), были впсихологической изоляции среди одноклассников[11].
Реакция эмансипациипредставляет собой «стремление подростков освободиться от опеки, контроля,покровительства старших — родных, учителей, воспитателей, наставников, старшегопоколения вообще» (Личко А. Е., 1983).
Отношения подростка сродителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодогочеловека освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многихфакторов.
Это, во-первых, условия,связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой,стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятийродителей.
Во-вторых,сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.
Реакция эмансипации —процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений. Различают тривида эмансипации подростков[4]:
— эмоциональную,проявляющуюся в стремлении юноши к большей эмоциональной близости не сродителями, а со сверстником или с представителем противоположного пола;
Реакция эмансипации —процесс, затрагивающий различные аспекты социальных отношений
— поведенческуюэмансипацию, представляющую собой стремление подростка освободиться от контролясо стороны родителей;
— нормативную эмансипациюкак стремление молодого человека отвергнуть те нормы и ценности, которыхпридерживаются родители[5].
Из всех видов эмансипациинаименее драматичным для психологии подростка является переход к эмоциональнойавтономии как избавление от детской эмоциональной зависимости от родителей.
Стремление кповеденческой и нормативной автономии тоже имеет относительный характер.Подростки в действительности и не стремятся к полной свободе, поскольку полнаясвобода, предоставленная им слишком быстро, воспринимается ими как отторжениеот семьи. «Подростки хотят иметь право делать собственный выбор, проявлятьсвою независимость, спорить со старшими и нести ответственность за свои слова ипоступки, однако полная свобода им не нужна. Те из них, кому дается полнаясвобода, испытывают чувство тревоги, так как не знают, как ею воспользоваться»(Райе Ф., 2000, с. 430).
Сложность отношений междумолодыми людьми и их родителями во многом определяется своеобразнойасимметричностью интересов детей и родителей.
Родители интересуютсявсеми сторонами жизни их детей, в то время как подростки (юноши), в силуотсутствия у них жизненного опыта и вследствие возрастного эгоцентризма, малоинтересуются теми аспектами жизни родителей, которые выходят за пределы жизнисемьи[5].
Наиболее частымипричинами семейных конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частотапосещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну,укоренившиеся убеждения, выбор одежды и прически, необходимость работы по дому.
Конфликты с родителямивозрастают при инфантильном поведении подростка, его демонстративном неуважениик ним, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками,несовпадении типов личностей подростка и кого-то из родителей [13с. 440].
Несмотря на случающиесяконфликты, большинство подростков все же характеризуют отношения в семье кактеплые, гибкие, связанные с переживанием положительных эмоций. Вообщепредставления о серьезной конфликтности отношений между подростками иродителями, по-видимому, сильно преувеличены.
Фактически серьезныеконфликты отмечаются только в 15-20% семей [6, с. 609].
С этой цифрой согласуютсяи статистические данные, полученные по России: только 15% опрошенных подростковназвали в качестве наиболее беспокоящей их проблемы отношения с родителями.
Конфликтуют с родителямипостоянно.......3%, часто — 10%, иногда — 26%, редко — 38% и не имеютконфликтов 22% опрошенных.
Более того, родителипо-прежнему остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой итеми людьми, к которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минутыжизни. «Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителяхдрузей и советчиков» [5, с. 113]. К сожалению, далеко не всегда эти ихжелания сбываются, а ожидания — подкрепляются реальным поведением родителей.
В другом исследовании [10]отношения старшеклассников с родителями изучались с точки зрениядоверительности общения со стороны старшеклассников, информационного содержанияобщения, внимания, проявляемого детьми к делам и жизни родителей, иавторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было опрошено 140ленинградских семей, причем дети и родители опрашивались отдельно. Выяснилось,что старшеклассники, независимо от пола, более откровенны с матерью, нежели сотцом, чаще обращаются к ней за советом и более сочувственно относятся к ней.Отцы имеют преимущество только в «информационной сфере», когда речьидет о политике и спортивных событиях.
Бросается в глаза такжерезко выраженная асимметричность интересов детей и родителей: родителипроявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда как дети малоинтересуются жизнью и производственным трудом родителей. Особенно отчетливо этопроявляется в общении с отцами: дети редко расспрашивают их о служебных делах,годах детства и юности и т. д.
Отношения детей иродителей асимметричны, неравноправны. Многие родители, привыкнув распоряжатьсядетьми, болезненно переживают ослабление своей власти. Кроме того, действуютопределенные культурные запреты. Например, у нас не принято обсуждатьсексуальные проблемы с представителями других возрастных групп, это делаетсятолько со сверстниками. В результате важнейшая сфера интимных переживанийподростка из общения с родителями «изымается». При опросе 402 пармолодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85 процентов невести 80 процентов женихов сказали, что никогда не обсуждали с отцами проблемыбрака и семьи (с матерями — соответственно 35 и 63 процента). Чрезвычайно важныедля переходного возраста и ранней юности темы — «этапы полового созревания»и «интимные отношения» — занимают последние места в разговорах сродителями [14, С. 94—101].
Результаты многочисленныхисследований подросткового периода, представленных как отечественной, так изарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей иповышения влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.
Специфическимновообразованием подросткового возраста является способность к рефлексииродительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственнойпозиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том,что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некотораявозможная точка зрения на «себя».
Но если о том, что большевсего волнует, говорить невозможно, общение неизбежно принимает формальный,рутинный характер. Обе стороны чувствуют возникший между ними барьер, страдаютот этого, но сделать ничего не могут. Чем больше родители «нажимают»на поведение, успеваемость и прочие формально-ролевые (хотя, безусловно,важные) аспекты жизни детей, тем суше, казеннее, регламентированнее становятсяих взаимоотношения.
Вот типичное письмостаршеклассника: «Моему другу повезло с родителями, потому что они считаютсвоего сына за человека. Я целые дни провожу в их доме. Его отец любитотгадывать кроссворды, заводить радиолу (пластинки Утесова и Бернеса—он толькоих признает); нашу музыку называет „шум“, но разрешает слушать… Моиродители, наоборот, думают только о моих уроках. Что я человек, у меня могутбыть дела — это им даже в голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону незовут. Разговаривают со мной как будто всегда с обидой, хотя бы я даже всевыучил. В доме у нас зеленая тоска...» [9].
Юноши, в свою очередь,невнимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма.Поглощенные собой, они видят своих родителей только в каких-то определенных иподчас не самых привлекательных ипостасях, разбить которые может только новаяинформация, высвечивающая привычный образ «предка» с какой-тонеожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и понимания ивместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие слабости, которыедетям давно известны[13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенно большое значениедля психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми на раннихэтапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические иповеденческие качества он приобретает почти исключительно через общение, таккак вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно — до наступленияподросткового возраста, он лишен способности к самообразованию исамовоспитанию.
Психическое развитиеребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, которыйвозникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую дляего индивидуального развития информацию. Что же касается предметнойдеятельности, которая так же выступает как условие и средство психическогоразвития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни. Вобщении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем черезсловесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненныйопыт ребёнка. Люди, с которыми он общается, являются для ребёнка носителямиэтого опыта, и никаким другим путям, кроме общения с ним, этот опыт не можетбыть приобретен. Интенсивность общения, разнообразим его содержания, целей,средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенныевыше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведениячеловека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служитсредством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умениевзаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые иорганизаторские качества.
Личностное общениеформирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённыечерты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формынравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства ихреализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так жевыполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например,материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальнойжизни предметы материальной и духовной культуры, которые как мы выяснили,выступают в качестве условия индивидуального развития.
Когнитивное общениенепосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так какобщающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаютсязнаниями.
Кондиционное общениесоздаёт состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые дляоптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствуетиндивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека.
Мотивационное общениеслужит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной для его «подзарядкой».Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и целидеятельности, человек увеличивает свой психоэненгетический потенциал,развивающий его самого.
Деятельное общение,которое мы определяем как межличностный обмен действиями, операциями, умениямии навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так каксовершенствует и обогащает его собственную деятельность.
Биологическое общениеслужит само сохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания иразвития его жизненных функций.
Социальное общениеобслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующимразвитию форм общественной жизни, групп, коллективов и т.д.
Непосредственное общениенеобходимо человеку для того, чтобы обращаться и воспитываться в результатеширокого использования на практике данных ему с рождения, самых простых иэффективных средств и способов научения: условно-рефлекторного, викарного ивербального.
Опосредствованное общениепомогает усовершенствованию средств общения и совершенствованию на базе ихспособности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательномууправлению самим общением.
Благодаря невербальномуобщению человек получает возможность психологически развиваться ещё до того,как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, самопо себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованиюкоммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становиться болееспособным к межличностным контактам и открывает для себя более широкиевозможности для развития.
Что же касаетсявербального общения и его роли в психологическом развитии индивида, то еётрудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит воснове всего развития человека, как интеллектуального, так и собственноличностного.
Также как видно изсодержания курсовой работы на каждом этапе общение ребенка с матерью и отцом.
Таким образом, в даннойкурсовой работе был осуществлен теоретический анализ по теме курсовой работы, аименно «Психолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью(отцом) в разные возрастные периоды»; сделаны соответствующие выводы.
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные веё начале, были успешно достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И.Формирование личности в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Прогресс, 1968.- 422 с.
2. Винникотт Д.В.Маленькие дети и их матери. М., «Класс»,1998
3. Выготский Л.С.Вопросы детской (возрастной) психологии//Собрание сочинений: В 6-ти т. Том 4.Детская психология / Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984.
4. Коломинский,Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме ипатологии: психологическая диагностика, профилактика и развитие / Я.Л.Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов — СПб.: Питер. 2004. – 480 с.
5. Кон, И.С.Психология старшеклассника: Пособие для учителей. / И.С. Кон. – М.:Просвещение, 1980. – 192 с.
6. Крайг, Г.Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастерапсихологии»)
7. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека.Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ«Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. — 464 с.
8. Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986.
9. Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник длястуд. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия»,1999. — 456 с.
10. Общение иформирование личности школьника: Опыт эспериментального психологическогоисследования / Под ред. А. А. Бодалева и Р. Л. Кричевского.— М: Педагогика,1987.
11. Психологиячеловека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакциейчлена-корреспондента РАО А.А. Реана — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. —416 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
12. Психология.Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 – е изд., испр.и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
13. Райс Ф.Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с.
14. Сысенко В. А.Отцы и дети // Социологические исследования.— 1986.— № 2.— С. 94—101.
15. Урунтаева Г.А.Дошкольная психология. Учебное пособие. — М.: Издат. центр«Академия», 1999. — 336 с.