Реферат по предмету "Психология"


Психолого-педагогическая коррекция

Психолого-педагогическая коррекция

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические подходы кпсихолого-педагогической коррекции
1.1 Проблема психокоррекции в педагогической деятельности
1.2 Метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка
1.3 Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями развития
1.2 Психодинамический подход
1.3 Поведенческое направление
1.4 Гуманистическое направление
Глава 2. Коррекция девиантного поведения
2.1 Описание процедуры исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
2.3 Рекомендации для психологов и педагогов
Заключение
Литература
Приложения
/>Введение
Данная работа посвященаисследованию феномена девиации и исследованию подходов для корректировкиотклоняющегося поведения.
Девиации — это отклонения отнормы поведения, принятой в данном обществе, может иметь различные проявления ввиде аутизма, агрессивности, аддикций, коммуникативной девиации и др.
В данной работе рассматриваетсяагрессивность как один из видов девиантного поведения. Актуальность выбраннойпроблематики обуславливается тем, что проявления агрессивности в поведениипредростков лежит в основе асоциального поведения, различного рода правовыхнарушений, дезадаптированности и как следствие трудностей в адаптации ксоциуму, установлению конструктивных межличностных отношений.
На решение вопросов профилактикиагрессивного поведения подростков в современной России работают различныеорганы государственной власти, однако используемые ими методы воспитания имеютскорее негативный подтекст, приобщающий подростков к миру преступности (исправительныеколонии). Профилактическая работа в детских комнатах милиции имеетпросветительско-познавательный характер, не решающий причин возникновения иразвития агрессии. В дополнение к перечисленным выше способом работы с детскойагрессией продуктивно и важно будет использовать накопленный теоретический иэмпирический опыт в области психологии.
Проблема исследования: Агрессивноеповедение подростков в виде девиации в условиях современного социума.
Объект исследования: девиацияповедения подростка.
Предмет: агрессивность какпроявление девиантного поведения подростка.
Цель исследования: Изучитьособенности проявления девиантности поведения подростка, выраженное в видеагрессии.
Для достижения поставленной целибыли выдвинуты следующие задачи:
Обзор теоретическихисследование, посвященной данной проблематике;
Проведение исследования агрессивностиподростков и анализ особенностей их проявления;
Составление рекомендаций ипсихокоррекционного занятия для профилактики девиантного агрессивного поведения.
Гипотеза: агрессивное поведение,выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальнойнесдержанностью, а так же оказывает влияние на межличностные отношения.
Методологическая батареяисследования представлена тестом эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкинойи тестом оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
/>Глава 1. Теоретическиеподходы к психолого-педагогической коррекции
 1.1 Проблема психокоррекции в педагогическойдеятельности
Психологическая коррекция — этодеятельность по исправлению тех особенностей психологического развития, которыепо принятой системе критериев не соответствуют оптимальной модели. Кроме того, психокоррекциюможно применять в ситуациях преодоления различного рода затруднений,обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционирование индивида. (2)
Занятия по психокоррекции тесносвязаны с понятием «норма», что обозначает основную цельпсихокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к должномууровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей. (3)
Этапы психокоррекционной работы включаютв себя:
беседу;
психодиагностику;
формулирование прогноза;
составление плана коррекции;
оценка результативностипрограммы.
Методы коррекции зависят оттого, к какой школе принадлежит специалист, поэтому их можно достаточно «условно»разделить по существующим направлениям в психологии, которые будут подробно описаныниже.
Психокоррекция планируется иосуществляется самим психологом. В зависимости от формы организациипсихологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая,групповая и смешанная. (5)
Индивидуальная психокоррекцияпредполагает работу с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц, втаком случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, болееглубокая и результативная работа.
Микрогрупповая форма коррекциипредполагает работу в группах по 2 — человека, как правило, имеющих сходные проблемыв развитии.
Групповая форма проведенияпсихокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики,всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающие междуучастниками группы. При решении некоторых проблем, например возникающих в сфереобщения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группахболее эффективно, чем индивидуальная работа. (13)
Смешанная форма сочетаетдостоинства индивидуальной и групповой коррекции и позволяет осуществить комплексныйподход к решению проблем.
Программа психологическойкоррекции составляется на основе психологических рекомендаций в сотрудничествепсихолога с учителями, воспитателями, классными руководителями или родителями взависимости от того, кто в дальнейшем будет заниматься ребенком.
Другой формойкоррекционно-развивающей работы является собственно психологическоевоздействие, включающее в себя психокоррекцию, консультативную работу исоциально-психологический тренинг. (6)
Разработки и построениепсихокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики икоррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, нои служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний,поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так жеинструментом ее оценки.
Принцип «Нормативности»требует учета основных закономерностей психического развития,последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этогопринципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развитияребенка.
Принцип коррекции «сверху-вниз»,сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения дляпсихологического развития ребенка.
В качестве основного содержанияпсихокоррекционной работы согласно этому принципу выдвигается создание зоныближайшего развития личности и деятельности ребенка, с целью активногоформирования того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективев соответствии с требованиями общества. (11)
Принцип учета индивидуальных иличностных особенностей ребенка определяет необходимость индивидуальногоподхода при выборе целей, задач, способов и программ психокоррекционной работы.Уникальность каждой личности делает невозможным применение единого шаблонапсихокоррекции ко всем детям.
Принцип системности, преждевсего, требует учета сложного системного характера психологического развития вонтогенезе, гетерохронности, разновременности созревания различных психическихфункций с опережающим развитием одних по отношению к другим.
Принцип деятельности. Опора наведущую деятельность и варьирование разнообразных видов деятельности: процессуальной,продуктивной, учебной, трудовой, совместной, общения как специфической формыдеятельности — делают процесс психокоррекции продуктивным и эффективным,вызывая интерес у ребенка, определяют мотивационный аспект психокоррекционноговоздействия. (11)
Методы диагностикипсихолого-педагогических отклонений ребенка включают в себя: метод наблюдения,экспериментальное исследование, экспериментально-психологические методики.
1.2 Метод наблюдения психолога за деятельностьюребенка
С помощью метода наблюденияможно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как наличие навязчивыхили стереотипных действий, проявление тревожности, наличие выраженныхаффективных и эмоциональных реакций. Наблюдения позволяют выяснить, насколькоразвиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, какотносится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковыособенности двигательного развития.
Такая информация становитсяоснованием для последующего углубленного изучения ребенка. Метод наблюденияможет дать интересную дополнительную информацию не только для психологов, но идля клиницистов. (13)
Экспериментальное исследование.
Как известно, с помощьюконстатирующих методов исследования нельзя получить долговременный прогнозразвития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским положение, что обучение ведет засобой развитие, привело к созданию различных вариантов обучающих экспериментов,позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка.
В одних вариантах элементыобучения включены в сам процесс психологического эксперимента, в других — имеетместо сочетание констатирующего эксперимента (чаще тестового) с обучением,направленным на получение новых знаний и умений, преимущественно в специальныхобластях, что позволяет профессионально ориентировать ребенка. При такой схемеисследования (тест-обучение-тест) эффект обучения получает определенноеколичественное выражение.
Понятно, что чем болееразвернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получаетпсихолог о трудностях и возможностях обследуемого ребенка, тем болеесодержательными являются его коррекционные рекомендации и прогностическаяоценка.
Экспериментально-психологическиеметодики.
Среди них особую популярностьполучили такие методики, как «Кубики Кооса», «Исключениепредметов», «Последовательность событий», «Опосредованноезапоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др. Многие из этихметодик имеют модификации для разных возрастных групп. Некоторые методикиадаптированы для лиц с нарушениями зрения, слуха. (8)
Следует учитывать, что с помощьюкаждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающийвозможность судить о многих различных особенностях психики. Например, «Пиктограмма»позволяет делать выводы о памяти, абстрактном мышлении, личностных особенностях.Методик, направленных на изучение только одного процесса, мало. Это очень важноучитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Психолог обязан владеть всемиэкспериментально-психологическими методиками, так как именно они являютсяосновными приемами изучения нарушенной психической деятельности.1.3 Психолого-педагогическое изучение детей снарушениями развития
Что касается процедурыисследования, то здесь при установлении контакта с ребенком очень важноучитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности,чувство «Я», «независимости» от взрослых. Хотя у подростковс отклонениями в развитии эти черты выражены в меньшей степени, чем у нормальноразвивающихся детей, следует все же принимать их во внимание.
У подростков могут быть ивыраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установленииконтакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное,уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий егосотрудничество в ходе исследования.
Существуют и специфическиеособенности, которые необходимо учитывать в ходе установления контакта, поискаверного тона в общении с подростком. Так, дети с гиперкинетической формойдетского церебрального паралича могут быть расторможенными, не всегда соблюдаютдистанцию в общении со взрослыми, тогда как дети с гемипаретической формойсенситивны, тормозимы; подростки с нарушениями слуха более активны, стеничны посравнению со слабовидящими и незрячими. (9)
при предъявлении опросниковважно быть уверенным, что подросток понимает значение вопроса полностью, впротивном случае время будет потрачено зря, результаты будут недостоверны.
Уровень же понимания текста невсегда можно с легкостью определить: так, ребенок с нарушениями слуха может незнать какого-то ключевого слова в вопросе, а ответ по типу «да-нет» всеже даст. Кроме того, на достоверность полученных данных влияет и общий уровеньсоциального развития подростка, его осведомленность о социальных явлениях. Использованиетаких опросников, как патохарактерологический опросник Личко (ПДО), опросникиКэттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть. Прежде чемпредъявить опросник, нужно проанализировать, какие вопросы могут оказатьсятрудными для понимания (значения слов, предлагаемые ситуации в целом), а затем вбеседе задать ряд вопросов, чтобы определить, насколько ребенок понимаетзначение слова или содержание ситуации.
Если этого пониманиянедостаточно, но интеллектуально ребенок достаточно сохранен, можно ненавязчивопрояснить ему ситуацию и лишь затем попросить его заполнить опросник (илиответить устно, что считается менее желательным, так как в чем-то нарушаетсяконфиденциальность — ведь взрослый в этом случае слышит конкретные ответы наконкретные вопросы, а не просто обрабатывает итоговый список ответов «да-нет»,«верно-неверно»; это может смущать подростка и приводить кнедостоверным ответам). Делать же пояснения в процессе заполнения опросниканельзя, так как в этом случае ребенку навязывается та или иная трактовкаситуации другим человеком.
Значительные ограничениясуществуют и в применении так называемых проективных методик исследованияличности и межличностных отношений. Чем ниже уровень интеллектуального иречевого развития, тем меньше возможность использования такого рода методик,тем беднее их арсенал. (12)
Таким образом, психологическоеисследование особенностей личности и межличностных отношений подростка сотклонениями в развитии должно учитывать как специфические особенностиподросткового возраста, так и характер нарушений развития.
Предварительное составлениепрограммы психологического исследования — неотъемлемая часть процедурыпсихологической диагностики. Программа экспериментально-психологическогоисследования определяет набор конкретных методик, тактических приемов ихпроведения и саму последовательность предъявления. уверенность в их доступностидля понимания.
 1.4 Психодинамический подход
К психодинамическому подходуотносят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классическийпсихоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическуюпсихологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевуютерапию, активную аналитическую терапию и др.
Основу данного направлениясоставляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боямежду инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления врассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результатнескончаемого конфликта внутри нее.
Понятие динамики применительно кличности предполагает что поведение человека не является произвольным илислучайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловленбессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознанияклиентом собственных интерпсихических конфликтов. Фрейд писал: «Человекзаболевает в результате интерпсихического конфликта между требованиямиинстинктивной жизни и сопротивления им».
Основные положения данногонаправления:
Главное значение в возникновениипроблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловленоборьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
В психодинамическом направленииконечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий впсиходинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие уклиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта,как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.
Основные процедуры данного направления:
Конфронтация — распознаваниеклиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение — помещениеобнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментовот незначительных.
Интерпретация — определениеосновного смысла и/или причины события.
Прорабатывание — повторение,тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, покапредставленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В динамическом подходе восновном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретациисвободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализсновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).
Конкретные методы работы зависятот течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был методкатарсический, для Юнга — метод активного воображения, для Хорни — методсовместного анализа жизненного пути, для Салливана — метод интервьюпсихиатрического. (1) (8)
 1.5 Поведенческое направление
Исторически данное направлениеидет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера.
Проблемы клиентоврассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезенеадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма навоздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощицеленаправленного воздействия можно заменить неадекватную модель поведения надругую, более адаптивную.
Основные положениякогнитивно-поведенческого направления могут быть представлены следующим образом:
Большинство поведенческихпроблем — следствие проблем в обучении и воспитании;
Поведенческие реакции — реакцияорганизма на воздействие среды и, следовательно, являются результатомвзаимодействия «организм-среда»;
Моделирование поведения являетсяобучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект являетсярешающим.
Таким образом, объектомвоздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данногонаправления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенныхнеправильных форм поведения. (4)
Соответственно основным методом воздействиястановится формирование навыков, а основная задача консультанта заключается в обученииклиента новым адаптивным способам поведении.
В процессе оказанияпсихологической помощи специалист основывается на четких данных о поведениичеловека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Следующий шаг — выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию,конкретизация цели, выработка конкретного алгоритма поведения. Предполагается,сто поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним.
В рамках данного направленияприменяются самоконтроль как обучение глубокой релаксации, построение иерархиистрахов, установление взаимосвязи между объектами тревоги с иерархией страховна фоне релаксационных упражнений, моделирование поведения и поощрение за желаемоеповедение;
Самонаблюдение как ведениедневников, составление контрактов, домашние задания.
Особое внимание специалистдолжен уделять тому, что бы работа по решению проблемы проходила в системеправил клиента. Основа эффективности психологической помощи — активная позицияклиента. Главная задача специалиста в любой разновидностикогнитивно-поведенческого направления — диагностико-обучающая. (13)
 1.6 Гуманистическое направление
Основные задачи данногонаправления — философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю)и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставитсяна изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственностии выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Спецификойочерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личногоопыта конкретного человека, а его центром — решение проблемы восстановления аутентичностиличности, то есть соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуализмрассматривается как интегративное целое.
В психологии направлениепредставлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.
Базисными принципами специалистав рамках гуманистического направления являются:
Встреча специалиста есть встречадвух равных людей;
Разрешение проблемы у клиентанаступает «само по себе» в том случае, если специалист создаетситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению исамопринятию клиентом своих истинных чувств;
Клиент сам ответственен за выборсвоего образа мыслей и поведения в жизни.
Основные понятия гуманистическогонаправления — индивидуация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.
В психологическом смысле индивидуациямыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции,целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно дляиндивидуальной эволюции человека.
Предполагается, что именноблагодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальноенеделимое целое.
В индивидуальной психологии А. Адлераиндивидуация одной из основных своих граней соприкасается с предлагаемой имидеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. (15)
В гуманистической психологии данноестремление находит частное воплощение в стремлении человека к возможному выявлениюи развитию свих личностных возможностей, характеризующихся у разных субъектов различнойстепенью осознанности и определяемое в данном направлении терминомсамоактуализация.
В работе «самоактуализация»А. Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации,которые включают в себя:
Полное живое и бескорыстноепереживание с полным сосредоточением и погруженностью;
Представление жизни как процессапостоянного выбора;
Наличие «Я», котороеможет самоактуализироваться;
Быть честным, брать на себяответственность;
Быть нонконформистом;
Реализовывать свои потенциальныевозможности;
Быть открытым высшимпереживаниям;
Разоблачать собственнуюпсихопатологию.
Объектом воздействия в данномнаправлении является становление личности. Причина проблемы понимается как блокированиевнутриличностных ресурсов. Основная задача консультанта — помощь всамоосознавании и личностном росте, интеграции целостного «Я» ирасширении пространства бытия.
Один из эффективных методов вданном направлении — экзистенциальный анализ, схема которого заключена висследовании того, что человек знает-чувствует-желает, а основная цель — утверждение свободы человека.
Глава 2. Коррекция девиантного поведения
 2.1 Описание процедуры исследования
Исследование проводилось навоспитанниках социально-реабилитационного центра, в возрасте 10-14 лет,количество испытуемых — 10 человек.
Для диагностики девиантногоповедения использовался тест эмоций Басса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной итест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
Данные методики позволяютопределить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легколи общаться с ним. Насколько агрессивен испытуемый и выражается ли егоагрессивность в девиации поведения.
Результаты исследованияпредставлены в Таблице 1.
Таблица 1. Результатыисследования по тесту оценки агрессивности Басса-Дарки№ исп/шкалы Ф К Р Н О П С 1 5 4 3 4 4 3 5 2 5 2 4 5 4 3 5 3 5 3 4 5 4 3 4 4 4 4 4 5 3 2 5 5 5 3 3 4 4 3 5 6 3 3 3 5 3 2 5 7 4 2 4 5 4 2 4 8 5 5 4 5 4 2 3 9 5 4 4 5 3 3 5 10 4 3 3 5 3 4 5 Среднее арифметическое 4,5 3,3 3,6 4,8 3,6 2,7 4,6
Шкалы обозначенные буквамиобозначают:
1) Физическую агрессию (Ф)
2) Косвенную агрессию (К)
3) Раздражение (Р)
4) Негативизм (Н):
5) Обидчивость (О): готовностьвидеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желаниеунизить.
6) Подозрительность (П): готовностьвидеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас.
7) Словесная агрессия (С).
Для того, что бы подробнееопределить характеристику агрессивности данных испытуемых и влияниеагрессивности на отношения, воспользуемся методикой оценки агрессивности вотношениях А. Ассингера.
Результаты исследования поданной методике представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результатыисследования по методике оценки агрессивности в отношениях А. Ассингера№ испытуемого Баллы 1 47 2 45 3 48 4 41 5 38 6 45 7 39 8 39 9 40 10 46
 2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Анализируя данные,представленные в таблице, следует обратить внимание на то, что у испытуемыхпредставлены высокие баллы практически по всем шкалам (больше 3 баллов). Качественныйанализ данных позволяет сделать вывод о том, что по шкалам физическая агрессия,негативизм и словесная агрессия уровень выраженности шкал имеет наибольшеезначение, выражающееся в среднем арифметическом на уровне 4,5-4,8. Данныерезультаты характеризуют поведение испытуемых как несдержанное, агрессивное, нелишенное возможности использования физической силы для разрешения спорных вопросов,открытой агрессивной речи, не учитывающей ситуацию и нормы общения общества,возможно использования ненормативной лексики, унижающих честь и достоинствочеловека выражений и несдержанность в споре.
Характерно так же противостояниесложившимся нормам и правилам общества, непринятие и неисполнение их, исходя изюношеского негативизма, имеющего достаточно высокие баллы на уровне 4,8 из 5возможных.
Обида и раздражительность икосвенная агрессия так же являются выраженными, на уровне 3,3-3,6 баллов, чтохарактеризует эти признаки агрессивного поведения как имеющие влияние наповедение испытуемых.
Единственным показателем меньшезначимого уровня 3 явилось «подозрительность», на уровне 2,7. Этоозначает, что при оценке агрессивных ситуаций и при агрессивном реагированиииспытуемые меньше всего ищут тайный умысел в поступках других людей.
Достаточно высокие показатели пошкалам физическая агрессия негативизм и словесная агрессия характеризуютповедение испытуемых как девиантное, т.е. отклоняющееся от общепринятой нормы, такоеповедение требует коррекции.
Анализируя получены данные,следует сделать вывод о том, что у 70% испытуемых показатели агрессивности вмежличностных отношениях больше уровня 45 баллов, что характеризует ихповедение как прямолинейное, агрессивное, не учитывающее интересов другихлюдей, сопровождающееся жестокостью в межличностных отношениях, чтохарактеризует их как девиантное поведение. Всего лишь 30% испытуемых имеютбольшую умеренную выраженность агрессивности, что характеризует их какуверенных в своей правоте и продуктивных в своих действиях людей.
Однако, использование методики А.Ассингера подтвердило наше предположение о наличии девиации в поведениииспытуемых, о необходимости проведения серии психокоррекционных занятий длякоррекции и дальнейшей профилактики девиации поведения.2.3 Рекомендации для психологов и педагогов
проведение тренингов напозитивное мышление, повышение самооценки;
проведение тренингов наконструктивное разрешение проблемных ситуаций;
проведение тренингов накоммуникативную компетентность и адаптацию к социуму;
просмотр фильмов, посвященныхагрессивности и конструктивному поведению в социуме и совместная их рефлексия (кинотерапия);
задействование девиантных детейв театральных постановках;
сказкотерапия.
Заключение
Таким образом, на основепроанализированного материала, можно сделать вывод о том, что психологическаякоррекция — это деятельность по исправлению тех особенностей психологическогоразвития, которые по принятой системе критериев не соответствуют оптимальноймодели. Кроме того, психокоррекцию можно применять в ситуациях преодоления различногорода затруднений, обеспечивающая, в конечном итоге полноценное функционированиеиндивида.
Занятия по психокоррекции тесносвязаны с понятием «норма», что обозначает основную цельпсихокоррекции как «возврат» или «подтягивание» клиента к должномууровню исходя их его возрастных и индивидуальных особенностей.
Психокоррекция планируется иосуществляется самим психологом. В зависимости от формы организациипсихологической коррекции выделяют следующие её виды: индивидуальная, микрогрупповая,групповая и смешанная.
Разработки и построениепсихокоррекционных программ основывается на следующих принципах:
Принцип единства диагностики икоррекции. Диагностика не только предшествует психологическому воздействию, нои служит средством контроля изменений личности, эмоциональных состояний,поведения, познавательных функций в процессе коррекционной работы, а так жеинструментом ее оценки.
Принцип «Нормативности»требует учета основных закономерностей психического развития,последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий. Исходя из этогопринципа, учитывается возрастная норма и строится прообраз будущего развитияребенка.
Принцип коррекции «сверху-вниз»,сформулированный Л.С. Выготским, определяется ведущей ролью обучения дляпсихологического развития ребенка.
Психологическое исследованиеособенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями вразвитии должно учитывать как специфические особенности подросткового возраста,так и характер нарушений развития.
Основные положенияпсиходинамического направления:
Главное значение в возникновениипроблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
Развитие проблемы обусловленоборьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Основные положениякогнитивно-поведенческого направления представлены следующим образом:
Большинство поведенческихпроблем — следствие проблем в обучении и воспитании;
Поведенческие реакции — реакцияорганизма на воздействие среды и, следовательно, являются результатомвзаимодействия «организм-среда»;
Моделирование поведения являетсяобучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект являетсярешающим.
Базисными принципами специалистав рамках гуманистического направления являются:
Встреча специалиста есть встречадвух равных людей;
Разрешение проблемы у клиентанаступает «само по себе» в том случае, если специалист создаетситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению исамопринятию клиентом своих истинных чувств;
Клиент сам ответственен за выборсвоего образа мыслей и поведения в жизни.
Исследование психологическихдевиаций в поведении исследовалось с помощью теста эмоций Басса-Дарки вмодификации Г.В. Резапкиной и тест оценки агрессивности в отношениях (А. Ассингер).(14)
Результаты исследованияпоказали, что у большинства испытуемых (70%), выражена девиация поведения ввиде высокой физической и словесной агрессивности, негативизме, агрессивностьоказывала влияние на межличностные отношения подростков, нередко сопровождаласьжестокостью.
Исходя из результатовисследования, возникла необходимость формулирования рекомендаций для работыпсихолога с девиантными подростками, а так же практической разработки одной извозможных тренинговых программ, для коррекции этого психологического отклонения.Пример психокоррекционной программы представлен в приложении.
Гипотеза, о том, что агрессивноеповедение, выраженное в виде девиации, характеризуется физической и вербальнойнесдержанностью, а так же оказывает влияние на межличностные отношения,подтвердилось полностью.
Таким образом, задачи,поставленные в начале исследования выполнены, цель достигнута.
Литература
1. Адлер А. Практика и теорияиндивидуальной психологии/ пер. с нем. — СПб.: Питер, 1998.
2. Бобнева М.И. Социальные нормырегулирования поведения. — М.: Нова, 1987.
3. Божович Л.И. Психологияформирования личности. — М.: Свет, 1995.
4. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общаяи социальная психология. — М.: Нова, 2002.
5. Колесникова Г.И. Основыпсихопрофилактики и психокоррекции — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
6. Кочунос Р. Основыпсихологического консультирования. — СПБ.: Питер, 2007.
7. Круглов Ю.Г. Русские народныесказки — М.: Просвещение, 1983.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность,сознание, личность — М.: Наука, 1999.
9. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог,основы профессиональной деятельности — С.: Бахрах-М, 2004.
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
11. Роджерс К. О групповойпсихотерапии/ Пер. с англ. — М.: Лист, 1993.
12. Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога — М.: ВЛАДОС, 1999.
13. Столяренко Л.Д. Основыпсихологии — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
14. Шапарь В.Б. Практическаяпсихология. Инструментарий — Ростов/н/Д.: Феникс, 2005.
15. Янг П. Метафоры и моделиизменения / Пер. с англ. — М.: Москва, 2003.
Приложения
Приложение 1. Психокоррекционная программа
Цель: Коррекция девиантногоагрессивного поведения подростков.
Программа рассчитана в среднемна 6 занятий, продолжительность занятий от 1 часа, в зависимости от темпаработы группы. Размер группы — от 5 до 15 человек. Занятия формируются изподобранных упражнений с учетом рекомендаций к ним и с учетом общей динамикигруппы.
Упражнения для занятий:
Упражнение на знакомство.
Мы с вами сейчас познакомимся несовсем обычным способом. У всех у нас есть имена, это знают все. А еще укаждого из нас есть позитивные качества, о которых мы иногда забываем илипросто не говорим. Так давайте сейчас при назывании своего имени называть еще исамое важное позитивное качество, которое у нас есть. Упражнение проводитсяметодом «снежного кома» (каждый последующий участник называет сначалаимена-качества все предыдущих участников по порядку, а потом уже и свое)
Сказкотерапия.
Рассказать ребятам начало излюбой известной сказки, или придуманной самим психологом, дать ребятамвозможность самостоятельно ее завершить.
Пример:
Жили были мама-коза и было у неесемеро козлят. Ушла однажды мама-коза и оставила детишек одних, и сказа она6никому не отворяйте дверь, в лесу ходит злобный серый волк, будьте осторожны! Ноне послушались ребята маму, окрыли дверь, выбежали погулять на травку-лужайку,и тут пришел серый волк…
Данное упражнения уместнопроводить в первое занятие и в одно из последних — завершающих занятий дляпрослеживания динамики изменений приверженности агрессивном стратегиям приразрешении ситуаций.
Визуализации на решение проблем.
Горная вершина
Задача приводимоймедитации-визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние,чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяетзначительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные путиразрешения проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствуетповышению уверенности в себе.
Вообразите, что вы стоите уподножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Можетбыть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывутледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось быоказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь потруднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотритевверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящийнад скалами… Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив своимогучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите вних… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Вашзоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вамикартины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветраи резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежнуюупругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущениесвободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет трудадостигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себеудобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты,посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор… Какими мелкими инезначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените — стоят ли ониусилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и сплои,наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать изамечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легкоувидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностьюосознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.
Взлетите снова и снова испытайтеизумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновьперенеситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощаниепарящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира…Поблагодарите его...
Вы снова здесь, в этой комнате. Вывернулись сюда после своего удивительного путешествия...
4. Психологический КВН
Мы предлагаем вам поиграть вКВН, но КВН этот необычный, в нем главное не победа, или поражение, асплоченность, умение понимать и чувствовать друг друга.
Поиск сходств.
5. Арт-терапия. Рисованиепроблем
Трудно найти человека, которыйникогда не испытывал бы никаких психологических проблем, которому неприходилось преодолевать жизненных трудностей. Смею предположить, чтосуществовали или существуют и у вас какие-то трудноразрешимые вопросы. Сегоднямы немного поработаем с этими вопросами. От вас не требуется подробного ивсестороннего изложения содержания ваших проблем — может быть, вы хотитесохранить это в тайне. Подумайте о том, как можно изобразить сложную для васпроблему в метафорической форме (даются листы бумаги, акварель либо гуашь,кисти, вода, включается музыка).
Закройте глаза. Мысленновернитесь в ту ситуацию, когда вы в последний раз испытали трудность, которуюсчитаете для себя труднопреодолимой… Посмотрите на нее как бы со стороны,оставаясь к пен достаточно эмоционально холодными… Какие ассоциации вызываету вас эта проблемная ситуация? Какой образ рождается? С чем или с кемассоциируетесь вы сами? Вернитесь немного назад и вспомните другую ситуацию,которую также восприняли как проблемную… Может быть, из памяти всплываютдругие ситуации, когда вы сталкивались с трудностями… Та же ли эта проблема? Еслинет, попробуйте понять, в чем сходство этих проблем? Может быть, они имеют одинкорень? С чем ассоциируется у вас этот корень проблемы? Какой образ встаетперед внутренним взором, когда вы думаете о корне этой проблемы?.. А теперьоткройте глаза, молча возьмите кисточку и начинайте рисовать картину, которуюможно было бы назвать «Моя проблема». Обязательно нужно, чтобы вашрисунок содержал метафору вашей проблемы. Время на работу — не более получаса.
А теперь вернитесь, пожалуйста,в наш круг, взяв с собой рисунки. Поставьте их так, чтобы все остальные членыгруппы могли их хорошо видеть (можно положишь рисунки на пол перед собой).Сейчас каждый из вас посетит вернисаж метафорических проблем. Вы должны увидетьв картинах ваших товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры ивыбрать ту картину, метафора которой покажется вам наиболее близкой ксобственному образу проблемы. И все это без слов. Возьмите свой рисунок иположите его рядом с тем рисунком, чья метафора показалась вам наиболеесовпадающей с виденьем собственной проблемы.
Следующая ваша задача — перевести вашу метафору с языка рисунка на язык слов. Но это не означает, чтовы обязаны разъяснять суть тревожащей вас проблемы. Создайте словесную метафорупроблемы, расскажите ее своим товарищам но группе.
Ведущий предлагает создать живую«скульптуру» или «скульптурную группу», метафорическиотражающую общую для участников (сходно воспринимаемую и переживаемую) проблему.
По окончании выработки общейметафоры каждая группа представляет другим метафорический образ своей проблемы.Ведущему лучше воздержаться от комментариев и поблагодарить участников за совместнуюработу.
6. Упражнение «Письмообидчику».
Ребятам предлагается вспомнитьодну из самых значимых ситуаций, в которой их кто-либо обижал. Обида — это нашеэмоциональное состояние, реакция на то, что делает или говорит другой человек. Иногдаона оправдана, иногда нет, временами отвечая агрессией на обиду, мы можемпотерять самое важное — отношение с человеком. Так как же поступить: жить ссобственной обидой или разрушить агрессивным поведением отношения? И тот идругой вариант не будет выигрышным. Давайте попытаемся простроить новый третийспособ поведения в данной ситуации — конструктивное отреагирование обиды, дляэтого пишется письмо обидчику в терминах, приемлемых в культурной разговорнойречи, с употреблением «Я-конструкций».
Психолог рассказывает о структурепостроения «Я-конструкции» и ее значимости.
7. Тревога и страх
Каждому человеку нужновспомнить, когда он чего-то боялся или тревожился, и подумать, что помоглосправиться со страхом. Результаты группы фиксируются на доске общим списком,который можно переписать себе и обращаться к нему по необходимости.
8. «Освобождение от тревоги».
Ведущим рассказывается легенда оящике Пандоры, в которое богами был помещены все грехи, пороки человечества. Заранееготовится конверт, оформляется в виде «Ящика Пандоры». Ребятампредлагается написать на маленьких листочках все, что тревожит, беспокоит, недает оставаться в покое и мешает наступлению душевного равновесия. Затем листочкисобираются и помещаются в ящик Пандоры. Участникам группы задается вопрос: выхотите избавиться от этих тревог?
За тем «Ящик Пандоры» сжигаетсяпри группе, тем самым достигается эффект психологического освобождения от того,что было написано на листочках.
9. Упражнение «Поискспособов безопасного выражения чувств»
Использования метода проигровкивыбранных ситуаций из жизни или (при отсутствии инициативы или страхерассказывать свои истории) моделированных ведущим ситуаций.
10. Коллаж. Рекомендуетсяпроводить в последнее занятие.
Тему выбирает сама группа. Важнодать направленность работы: мы с вами проделали большую работу вместе, многоепережили, многое вынесли для себя. Сейчас подумайте над тем, что было важно изначимо для Вас в течение этих занятий, что нового вы для себя поняли, выразитеэто в виде коллажа всей группой. Помните то, о чем мы с Вами говорили — оважности мнения каждого члена группы.

Приложение 2
Тест эмоций (тест Басса-Дарки вмодификации Г.В. Резапкиной)
Назначение теста
Диагностика различных формагрессивного поведения.
Инструкция к тесту
Каждый оказывался в ситуации,когда трудно сдерживать свои эмоции. Прочитайте утверждения. Если вы реагируетепохожим образом, отметьте в бланке номер вопроса. (Ответьте «Да» или«Нет» на следующие вопросы).
Тестовый материал
Если я разозлюсь, я могу ударитького-нибудь.
Иногда я раздражаюсь настолько,что швыряю какой-нибудь предмет
Я легко раздражаюсь, но быстроуспокаиваюсь.
Пока меня не попросятпо-хорошему, я не выполню просьбу.
Мне кажется, что судьба ко мненесправедлива.
Я знаю, что люди говорят обо мнеза спиной.
Я не могу удержаться от спора,если со мной не согласны.
Мне не раз приходилось драться.
Когда я раздражаюсь, я хлопаюдверьми.
Иногда люди раздражают меняпросто своим присутствием.
Я нарушаю законы и правила,которые мне не нравятся.
Иногда меня гложет зависть, хотяя этого не показываю.
Я думаю, что многие люди нелюбят меня.
Я требую, чтобы люди уважали моиправа.
Я знаю людей, которые способныдовести меня до драки.
Иногда я выражаю гнев тем, чтостучу по столу.
Я часто чувствую, что могувзорваться, как пороховая бочка.
Если кто-то пытается мноюкомандовать, я поступаю ему наперекор.
Меня легко обидеть.
Многие люди мне завидуют.
Если я злюсь, я могу выругаться.
Если не понимают слов, яприменяю силу.
Иногда я хватаю первыйпопавшийся под руку предмет и ломаю его.
Я могу нагрубить людям, которыемне не нравятся.
Когда со мной разговариваютсвысока, мне ничего не хочется делать.
Обычно я стараюсь скрыватьплохое отношение к людям.
Иногда мне кажется, что надомной смеются.
Если кто-то раздражает меня, яговорю все, что о нем думаю.
На удар я отвечаю ударом.
В споре я часто повышаю голос.
Я раздражаюсь из-за мелочей.
Того, кто любит командовать, ястараюсь поставить на место.
Я заслуживаю больше похвал ивнимания, чем получаю.
У меня есть враги, которыехотели бы мне навредить.
Я могу угрожать, хотя и несобираюсь приводить угрозы в исполнение.
Ключ к тесту
Шкалы Вопросы
Ф1 8 15 22 29
К2 9 16 23 30
Р3 10 17 24 31
Н4 11 18 25 32
О5 12 19 26 33
П6 13 20 27 34
С7 14 21 28 35
За каждое совпадение с ключомначисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да" навопросы, в вышеприведенной таблице.
Интерпретация результатов теста
Средний уровень агрессии равен (3)трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говоритьо выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:
Физическая агрессия (Ф): высклонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы спозиции силы.
Косвенная агрессия (К): конечно,лучше ударить по столу, чем по голове партнера.
Раздражение (Р): плохо или дажехорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другимчеловеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока непрорвется наружу.
Негативизм (Н): реакция,типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные длясебя поступки из чувства протеста.
Обидчивость (О): готовностьвидеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желаниеунизить.
Подозрительность (П): готовностьвидеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. Вкрайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Словесная агрессия (С): засловом в карман вы не полезете.
Оценка агрессивности вотношениях (А. Ассингер)
Назначение теста
Тест А. Ассингера позволяетопределить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легколи общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провестивзаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможетпонять, насколько верна их самооценка.
Инструкция к тесту
Подчеркните наиболее подходящийответ.
Тестовый материал
Склонны ли Вы искать пути кпримирению после очередного служебного конфликта?
Всегда.
Иногда.
Никогда.
Как Вы ведете себя в критическойситуации?
Внутренне кипите.
Сохраняете полное спокойствие.
Теряете самообладание.
Каким считают Вас коллеги?
Самоуверенным и завистливым.
Дружелюбным.
Спокойным и независтливым.
Как Вы отреагируете, если Вампредложат ответственную должность?
Примете ее с некоторымиопасениями.
Согласитесь без колебаний.
Откажетесь от нее радисобственного спокойствия.
Как Вы будете себя вести, есликто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу?
Выдадите ему “по первое число".
Заставите вернуть.
Спросите, не нужно ли ему ещечто-нибудь.
Какими словами Вы встретите мужа(жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?
“Что это тебя так задержало?"
“Где ты торчишь допоздна?"
“Я уже начал (а) волноваться".
Как Вы ведете себя за рулемавтомобиля?
Стараетесь ли обогнать машину,которая “показала вам хвост”?
Вам все равно, сколько машин Васобошло.
Помчитесь с такой скоростью,чтобы никто на догнал Вас.
Какими Вы считаете свои взглядына жизнь?
Сбалансированными.
Легкомысленными.
Крайне жесткими.
Что Вы предпринимаете, если невсе удается?
Пытаетесь свалить вину надругого.
Смиряетесь.
Становитесь впредь осторожнее.
Как Вы отреагируете на фельетоно случаях распущенности среди современной молодежи?
“Пора бы уже запретить им такиеразвлечения".
“Надо создать им возможностьорганизованно и культурно отдыхать".
“И чего мы столько с нимивозимся?"
Что Вы ощущаете, если место,которое Вы хотели занять, досталось другому?
“И зачем я только на это нервытратил?"
“Видно, его физиономия шефуприятнее”.
“Может быть, мне это удастся вдругой раз".
Как Вы смотрите страшный фильм?
Боитесь.
Скучаете.
Получаете искреннее удовольствие.
Если из-за дорожной пробки выопаздываете на важное совещание?
Будете нервничать во времязаседания.
Попытаетесь вызватьснисходительность партнеров.
Огорчитесь.
Как Вы относитесь к своим спортивнымуспехам?
Обязательно стараетесь выиграть.
Цените удовольствиепочувствовать себя вновь молодым.
Очень сердитесь, если не везет.
Как Вы поступите, если Вас плохообслужили в ресторане?
Стерпите, избегая скандала.
Вызовите метрдотеля и сделаетеему замечание.
Отправитесь с жалобой кдиректору ресторана.
Как Вы себя поведете, еслиВашего ребенка обидели в школе?
Поговорите с учителем.
Устроите скандал родителям“малолетнего преступника”.
Посоветуете ребенку дать сдачи.
Какой, по-вашему, Вы человек?
Средний.
Самоуверенный.
Пробивной.
Что Вы ответите подчиненному, скоторым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
“Простите, это моя вина".
“Ничего, пустяки".
“А повнимательней Вы быть неможете?! ”
Как Вы отреагируете на статью в газетео случаях хулиганства среди молодежи?
“Когда же, наконец, будутприняты конкретные меры?! ”
“Надо бы ввести телесныенаказания".
“Нельзя все валить на молодежь,виноваты и воспитатели! ”
Представьте, что Вам предстоитзаново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете?
Тигра или леопарда.
Домашнюю кошку.
Медведь.
Обработка и интерпретациярезультатов теста
За ответ а начисляется 1 балл,за ответ b — 2 балла, за ответ с — 3 балла. Подсчитайте сумму ваших ответов. .
45 и более баллов. Излишняяагрессивность, при том нередко неуравновешенность и жестокость по отношению кдругим. В надежде добиться успеха игнорирование интересов окружающих ииспользование «собственных» методов.
36-44 балла. Агрессивностьумеренная, достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее баллов. Чрезмерная миролюбивость,что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.