Содержание
Введение
Глава 1. История одиночества
Глава 2. Психология одиночества
2.1. Возникновение чувстваодиночества
2.2. Одиночество
2.3. Проблемы одиночества
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Чувствовать себя одинокимможно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувствозависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всегоот структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрироватьна примере так называемых интроверта и экстраверта.
Когда человек ищет совсемне то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не ту нишу — неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. И чувствоодиночества становится еще сильнее. А всего-то нужно — пойти по верному пути инайти адекватные способы решения 'проблемы одиночества'. Скажем, если у вастактильный голод — можно, к примеру, устроиться в кружок танцев или пройтикурсы массажа (где курсанты практически в обязательном порядке практикуютсядруг на друге). Чувство безопасности можно приобрести, установив надежную дверьи решетки на окна, а еще лучше — завести собаку. Если вам не хватает ярких,сильных переживаний — может быть, просто нужно почаще ходить в театр или кино(не смотреть видеокассету или спектакль по телевизору, а наблюдать за действиемименно вместе с другими — так ваши переживания станут еще ярче). Но это толькопримерные рекомендации: каждый отдельный случай нужно разбирать подробнее.
Глава 1. Историяодиночества
Человек — единственное вмире существо, которое осознает, что оно не по своей воле появилось на этот свети не по своей воле умрет. Отсюда страх смерти, осознанный или неосознанный,который является постоянным спутником человека. Страх смерти — источник, изкоторого черпают энергию остальные отрицательные эмоции, в том числе и чувствоодиночества. Чем выше развитие человечества и человека, тем мучительней можетбыть последнее. Уже на первых этапах развития человечества индивид началпонимать, что он не такой, как неживая природа. Произошло отчуждение от неживойприроды. И богами стали неодушевленные предметы: солнце, луна, горы, ветры и т.д. Это был этап анимизма, который воссоединял человека с неживой природой иуспокаивал его.
Затем человек сталпонимать, что он не такой, как другие животные. Тотемизм разрешил эту проблему,и богами стали — животные. Это объединяло и успокаивало.
Когда человек сталпонимать, что он не такой, как другие люди, когда появились Я, ВЫ и ОНИ, топроизошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги сталобольше.
Язычество разрешило этупроблему, и тогда богами стали люди. Это объединяло и успокаивало. В наиболееразвитой и увлекательной форме язычество проявилось в древнегреческой культуреи мифологии, которая и до сих пор является богатым духовным источником и в нашевремя. Недаром один из римских императоров любил повторять, что все идеипоявились в древней Греции. По-видимому, людей с выдающимися качествами было нетак много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительствомбогов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило полубоги-полулюди.Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и др.).
При дальнейшем развитиицивилизации в процессе воспитания усложнилась структура личности и духовнаяжизнь человека. Мощь интеллекта и духа далеко превосходили возможности смертноготела. Возникло отчуждение человека от самого себя. В одном человеке — смертноетело и бессмертный дух. Появление монотеистических религий и, в частности,иудаизма и его основных ветвей: христианства и ислама, решило и эту проблему.«Я Господь, Бог твой… Не делай себе кумира… Не произноси имени Господа,Бога твоего, напрасно...» Уже эти три заповеди указывали, что все мы сотвореныпо единому Закону Божьему, на который и следует равняться, а не творить «себекумиров и авторитетов, которые являлись бы образцами поведения. А третьязаповедь призывает заниматься своими делами, не произнося напрасно имени Бога.Это объединяло и успокаивало.
Глава 2.Психология одиночества
Можно выделить дватермина одиночества: интроверт — это вещь в себе, он обращен внутрь собственнойличности, а экстраверт постоянно стремится быть на людях (для таких, какговорят, на миру и смерть красна). Одиночество в толпе на самом деле возможнотолько для интроверта: экстраверт быстренько сойдется практически с каждым, ичто важно, его вполне удовлетворит довольно поверхностное знакомство. Именноэкстраверт чаще разговаривает с незнакомыми людьми в транспорте, именноэкстраверту проще всего познакомиться на улице — потому что он вовсе непретендует на глубокое и долгое общение. Ему важна смена впечатлений, и покавокруг него есть люди — от одиночества он страдать не будет. Более того, ему побольшому счету даже не обязательно заводить разговор — достаточно того, чтостолько людей просто на него смотрят!
А вот интроверту важноиметь одного-двух 'верных друзей', желательно таких же по характеру, как он. Утаких 'приятелей' сам процесс общения иногда проходит довольно интересно: онисидят в одной комнате (или дышат с двух концов провода в телефонную трубку) — имолчат. Это они общаются. И им такого общения вполне хватает — им ведь важен несам разговор, а ощущение того, что друг рядом. Важно знать, что есть самавозможность другу позвонить — а собственно звонить и не обязательно. Именнопоэтому интроверты начинают чувствовать себя одинокими, когда теряют по тем илииным причинам своего проверенного друга — а нового знакомого, столь жеблизкого, завести быстро им очень трудно, а иногда и вообще не получается. Ведьв отличие от экстраверта, который найдет общение везде, где есть хоть какие-толюди, интроверту установить взаимопонимание сложно.
Но как известно, чистыхэкстравертов и интровертов не бывает. Все мы в той или иной степени'смешанные'. Именно поэтому практически все люди в той или иной ситуации хотьраз да ощущали свое одиночество...
2.1. Возникновениечувства одиночества
Ребенок появляется насвет без чувства одиночества. Конечно, он возмущен тем, что его изгнали извнутриутробного рая, и первое, что он делает, издает крик возмущения. Но этоеще не чувство одиночества.
В первые годы своей жизнион окружен материнской заботой, он играет с детьми и не испытывает чувствоодиночества. Он слит с окружающей средой и себя называет в третьем лице. Итолько тогда, когда он называет себя «Я», он начинает понимать, что он нетакой, как другие, у него формируется система отношений, т. е. характер. Воттогда-то и появляется чувство одиночества. При правильном воспитании, когдаребенок может свободно — развиваться, это чувство не так выражено. Но приформировании невротического характера, когда родители сдерживают развитиеребенка в направлении его способностей и заставляют делать то, что несоответствует его внутренней природе (например учат музыке при отсутствиимузыкальных способностей), возникает состояние эмоционального напряжения,которое связано с тем, что с одной стороны он любит родителей за то, что онидают ему все необходимое, с другой стороны, он испытывает к ним чувство враждыза сдерживание реализации его желаний.
Враждебность даже недопускается в его сознание. Возникает тревога, но и тревога вытесняется вбессознательное. Начинают формироваться различные психологические защиты, однаиз которых — социально приемлемая роль. В сознании остается чувствоодиночества, покинутости, непонимания, которое потом может не покидать личностьв течение всей его жизни, даже если вокруг него много людей — родственников,сотрудников, друзей. «Народу много, а поговорить не с кем»,— говорил великийсатирик А. Райкин.
Но и при самом правильномвоспитании чувство одиночества может не покидать человека. Таким образом, эточувство является непременным свойством личности. Мы как киты. Киты сухопутныеживотные. Но так сложилось, что по своему физическому устройству они вынужденыжить в воде. Но связь с сушей они не порвали. Каждые 10-15 минут они вынужденывыныривать из воды и глотать кислород. Так и мы. С одной стороны как стадныеживотные мы не можем жить друг без друга. С другой стороны, как личности мыпрактически все время испытываем чувство одиночества. И мы вынуждены общаться,вдыхать кислород общения, но все-таки ничего страшного, если мы большую частьвремени живем в океане своего одиночества. От него никуда не деться, и поэтомулучше его использовать.
Духовно пустые людистремятся к общению и хотят его больше, чем это определяется биологической потребностью.Но дело в том, что духовно зрелые люди с ними общаться не хотят, и они находятсебе подобных и обмениваются пустотой. Пустым времяпрепровождением можноназвать такое, которое не сопровождается личностным ростом.
Форм такого времяпрепровождениямножество: большинство наших ритуалов, дискотеки, пьянки и т. д. Это ненастоящее общение. Время может пролететь быстро, но толку от этого немного, ачувство одиночества после этого становится еще более выраженным. Человекоказывается выброшенным из жизни и, естественно, рано или поздно заболеет.Нередко, спасаясь от скуки и одиночества, люди начинают путешествовать.Конечно, можно уехать на край света, то от себя никуда не уйдешь. Еще Сократговорил своему собеседнику, что нет толку в его путешествиях, ибо он повсюдутаскает за собой самого себя.
Многие скандалы и войны,если хорошо подумать, происходят из-за попытки ослабить нестерпимое чувствоодиночества.
Какие же формы общениямогут решить проблемы одиночества?
Все те, которыеспособствуют личностному росту. Их не так много: учеба, творческаядеятельность, физическая культура. Человек становится самодостаточным, иобщается он не для того, чтобы взять, а для того, чтобы отдать. В результатеуспешной учебы приобретаются знания, которыми хочется поделиться. Эффективнаятворческая деятельность получает соответствующую оценку. В результате людисближаются. Ученик благодарен учителю за полученные знания, учитель признателенученику за то, что тот усвоил его идеи и продолжает их развивать. Сотрудники,вместе сделавшие важное открытие, вместе выполнившие важную работу, навсегдастановятся близкими друг другу. И даже если после этого они много лет невидятся, они все равно есть друг у друга. Таким образом, достигается такназываемая трансцендентная, космическая связь людей. А если ты знаком с трудамигениев прошлого и можешь представить себе развитие будущего, то тогда ты связансо всей Вселенной. И если ты в этом мире сделал что-то существенное, то дажепосле телесной смерти остается твой дух. И если ты все время занят своимличностным ростом, тебе просто некогда думать о смерти. Кроме того на путиличностного роста тебя ждут встречи с интересными людьми, и тогда тебя можетпосетить Любовь. И хотя твое одиночество остается при тебе, вспоминать о нем тебенекогда!
2.2. Одиночество
Интересно, что наибольшийпроцент одиноких людей дают… большие города. Жизнь в мегаполисе разъединяетего жителей, а не сближает. По статистике в любом крупном городе очень малыйпроцент коренных (в третьем-четвертом поколении) горожан. Все остальные — мигранты: то есть те, кто когда-то перебрался в большой город из других мест. Ипусть даже они всю жизнь прожили в этом городе, пусть даже коренными горожанамистали их дети и внуки — все равно люди в семьях хранят традиции и устои,которые впитали с молоком матери на 'земле предков'. И эти традиции передаютсвоим потомкам. То есть следующие поколения воспитываются в духе тех мест,откуда когда-то прибыли их деды и отцы. Но в каждой деревне, в каждом поселке игородке есть свои установленные нормы поведения, свой диалект, свой язык жестови поступков, понятный только местным жителям… Поэтому у многих горожанвозникают трудности с общением, с нахождением адекватного партнера. А врезультате большие города побивают все рекорды по количеству одиноких людей.
Одиночество опасно тем,что его очень часто не замечаешь, пока не останешься наедине с самим собойночью в пустой квартире. Точно так же, как в дневной круговерти мы забываем, кпримеру, о зубной боли. А вот ночью, когда нас ничего не отвлекает, ощущаем,как проклятый зуб ноет и ноет, просто спасу нет!.. Точно так же люди нечувствуют своего одиночества до тех пор, пока не закончится рабочий день: нокогда опустеют улицы, разбегутся по своим домам друзья-приятели, замолчиттелефон — вот тогда волей-неволей придется столкнуться с собственнойнеприкаянностью… Поэтому и появились в городах ночные клубы, где можнопродолжить общение после рабочего дня, чтобы хоть на время избавиться отгнетущего чувства одиночества. Существует и еще одно специфически городскоеявление — так называемый 'вечерний звон': горожане патологически перегружаюттелефоны вечером. Вообще, телефон в крупном городе — не столько средствосообщения, сколько средство общения. И одна из наиболее важных мер профилактикидепрессий и суицидов жителей 'каменных джунглей' — обязательное наличиетелефона в каждой квартире.
Но одиночество — невсегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) простонеобходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда,когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию — иными словами, когдаот одиночества человек начинает страдать. В обычный психологии есть понятие'сенсорная депривация' (или эмоционально-информационный голод). Если человеклишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимыхжизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, ипсихиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самымнатуральным образом голодает по общению, по информации.
2.3. Проблемаодиночества
Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ееизучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже несмотря на относительно небольшой срок существованияпсихологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можнонайти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования.
Один из представителейпсихоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть «нормальное» и «преходящее умонастроение», возникающее врезультате отсутствия конкретного «кого-то».
Одиночество же — этонепреодолимое, неприятное (оно как «червь» разъедает сердце), константноеощущение. Зилбург считает, что причинами одиночества являются такие чертыличности как нарциссизм, мании величия и враждебность, а также стремление сохранить инфантильное чувство собственного всемогущества.Такая нарциссистическая ориентация начинает формироваться в детском возрасте,когда ребенок вместе с ощущением радости быть любимым испытываетпотрясение, вызванное тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденноеждать удовлетворения своих потребностей от других.
Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения отматеринской ласки.
Согласно Роджерсу, одиночество- это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическоенесоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процессвозникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, тополучиться следующая картина:
1) Общество влияет начеловека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающимисвободу действия образцами;
2) Из-за этого возникаютпротиворечия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я»в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;
3) Индивид становитсяодиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я»,он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.
И здесь получаетсязамкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими,замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Инымисловами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным иидеализированным «Я».
Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатомотсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная илисупружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на«беспокойство покинутого ребенка». Социальное же одиночество являетсярезультатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, чтоможет выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.
К. Мустакас, разделяет«суету одиночества» и истинное одиночество (в этом его позиция схожа со взглядом на одиночество в некоторых восточных религиях). Первое онопределяет как комплекс защитных механизмов, который отдаляет человека от решения существенных жизненных вопросов, путем осуществления «активности ради активности» вместе с другими людьми. Истинное же одиночество исходит из осознания «реальности одинокого существования». Он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненнымиситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.
Заключение
Лучше не запускатьсостояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь взапущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинаетпроявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлениюмежличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным иприобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации,часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнеромговорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключаютсделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытываюттрудности в общении — как говорится, встретились два одиночества. Они, если невыпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообщеначинают пить, чтобы 'залить' свое чувство одиночества. Или влиться на правахравного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.
Поэтому важно правильноопределить, от какого именно одиночества, от дефицита каких впечатлений вамнужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества — знакомиться на улице или ходить в дискотеку. Более того, прежде чемобзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить существующий'информационный голод' — иначе все прочее общение будет этому голоду подчинено.
Списокиспользуемой литературы:
1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.),2002;
2. Перлман Д., Пепло Л. Э.Теоретические подходы к одиночеству, Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. ипредисл. Покровский Н. Е.), 2002;
3. Пузько В. И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества, Материалы научной конференции «Теология, философия и психология одиночества», Владивосток, 2005;
4. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 2001;
5. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность.Теории, эксперименты, упражнения. М., 2000;
6. Хараш А.У. Психология одиночества,Педология/новый век. № 4, 2000 г.
9. Ялом И. Экзистенциальнаяпсихотерапия М., 2000