Психологическаясущность игры дошкольника
/>/>/>/>Содержание
Введение
Основная часть
1 Игра как ведущаядеятельность в дошкольном возрасте
1.1 Общая характеристика игрыдошкольника
1.2 Структура игровойдеятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте
1.3 Характеристикаразличных видов игр дошкольников
2 Психологическое влияниеигры на развитие дошкольника
2.1 Роль игры в психическомразвитии ребенка
2.2 Влияние игрушки напсихическое развитие ребенка
2.3 Современные дети исовременные игры в зеркале психологии
Заключение
Глоссарий
Список использованныхисточников
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Игра- особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественнуюпотребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Игра- это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи инеудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность.Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируетсяличность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти напомощь другим. Поэтому не нужно спешить вмешиваться в игру, не спешить сразу жеразрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.
Заботливыеродители снова и снова задают вопросы себе, психологам, педагогам: каксодействовать развитию ребенка? Они выискивают экзотические методики раннегообучения, с пеленок записывают малыша в различные кружки, с «горшечного»возраста учат читать — и забывают о главном: малыш должен играть. Не обучение,а именно игра — «хлеб и дрожжи» детского развития, его непременное условие.
Награнице раннего и дошкольного возрастов возникает сюжетно-ролевая игра идостигает своего расцвета в середине дошкольного детства. Кроме этого видаигры, дошкольник осваивает игры с правилами (дидактические и подвижные),которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованиюосновных движений и двигательных качеств.
Сюжетно-ролеваяигра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений междуними. То есть в игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.[1]
Игравлияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали какпедагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важноезначение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеетдеятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет ив работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит,прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля илиработника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее вработу».
Внутриигры также начинает складываться и учебная деятельность, к которой ребёнок вдошкольный период относится как к своеобразной игре с определенными ролями иправилами.
Играребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходитизучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение неисключают, а нередко взаимно дополняют друг друга.
Всеэто подчеркивает актуальность и важность выбранной для курсовой работы темы.
Целькурсовой работы состоит в раскрытии психологической сущности игры дошкольника. Всоответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. дать общуюхарактеристику игры дошкольника;
2. показатьструктуру игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольном возрасте;
3. охарактеризоватьразличные виды игр дошкольников;
4. показатьпсихологическое влияние игры и игрушки на общее развитие ребенка-дошкольника;
5. выявитьособенности современных детей и их игровой деятельности с точки зренияпсихологии.
Принаписании работы были проанализированы учебники и учебные пособия по детской идошкольной психологии таких авторов как Е. О. Смирнова, Г.А. Широкова, Г. А.Урунтаева, В. В. Зеньковский. Психологическая сущность игры и ее влияние надошкольника также рассматриваются в учебниках по возрастной психологии В. С.Мухиной и Л. Ф. Обуховой, учебном пособии по психологии развития человека Е. Е.Сапоговой и других изданиях.
/>/>/>/>/>Основная часть/>1 Игра как ведущаядеятельность в дошкольном возрасте />/>/>/>/>/> 1.1 Общаяхарактеристика игры дошкольника
Отделениеребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для созданияновой социальной ситуации развития.
Впервыеребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения смиром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать,становится мир социальных отношений.
Противоречиеэтой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок естьчлен общества, вне общества он жить не может, и основная его потребность — житьобщей жизнью со взрослыми. Но осуществить это в современных историческихусловиях невозможно, и жизнь ребенка проходит в условиях опосредствованной, ане прямой связи с миром. Такую связь осуществляет игровая деятельность ребенка.Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденцииребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная дляраннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, поЛ. С. Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желанийребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.[2]
Игроваядеятельность проходит длинный путь развития. Впервые ее элементы появляются вмладенческом возрасте, а в дошкольном складываются высшие формы, в частностисюжетно-ролевая игра.
Характернаячерта игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие приотсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив егозаключен не в получении результата, а в самом процессе выполнения действия.
Игровыедействия — это действия,свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями,они носят изобразительный характер.[3]
Сутьигры состоит в том, что в ней ребенок оперирует значениями, оторванными отвещей, но опираясь на реальные действия. Противоречие игровой деятельностисостоит в том, что в ней возникает движение в смысловом поле, но способдвижения остается как во внешнем действии: в игре все внутренние процессыразвернуты во внешнем действии.1.2 Структура игровой деятельности и этапы развития игры в дошкольномвозрасте
Вструктуре игры можно выделить несколько элементов.
1.Любая игра имеет тему — ту область действительности, которую ребеноквоспроизводит в игре; дети играют в «семью», «больницу», «столовую», «магазин»,«Бабу Ягу и Ивашечку», «Белоснежку и семь гномов» и т.д.; чаще всего темаберется из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные,книжные темы.
2.В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относятопределенную последовательность событий, разыгрываемых в игре. Сюжетыразнообразны: это и индустриальные, и сельскохозяйственные, и ремесленные, истроительные игры; игры с бытовыми (семейный быт, сад, школа) иобщественно-политическими сюжетами (демонстрация, митинг); военные игры;драматизации (цирк, кино, кукольный театр, постановки сказок и рассказов) ит.д. Некоторые игры (особенно с бытовыми сюжетами) разыгрываются с разнымсодержанием на протяжении всего дошкольного детства. Игры на одну и ту же темумогут быть представлены разными сюжетами: так, например, игра в «семью», в«дочки-матери» реализуется разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки,приема гостей, мытья ребенка, его болезни и т.д.
3. Третьимэлементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий иправил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих междулюдьми, но не всегда доступных ребенку в практическом плане; роли выполняютсядетьми при помощи игровых действий: «врач» делает укол «больному», «продавец»взвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит
«учеников» «писать» и т.д.
4. Содержаниеигры — то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношенийвзрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносятв нее разное содержание: для младших дошкольников это — многократное повторениекакого-либо действия с предметом (поэтому игры могут именоваться по названиюдействия: «качать куколку» при игре «в дочки — матери», «лечить медвежонка» приигре «в больницу», «резать хлеб» при игре «в столовую» и т.д.); для средних это- моделирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций,выполнение роли; для старших — соблюдение правила в игре.
5.Игровой материал и игровое пространство — игрушки и разнообразные другиепредметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностьюигрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своемсобственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качествезаместителей других, недоступных ребенку практически, предметов (сахар,тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Игровое пространство представляетсобой границы, в пределах которых территориально разворачивается игра. Ономожет символизироваться наличием определенного предмета (например, сумочка скрасным крестом, положенная на стул, означает «территорию больницы») или дажеобозначаться (например, дети мелом отделяют кухню и спальню, дом и улицу, тыл ифронт).
6.Ролевые и реальные отношения — первые отражают отношение к сюжету и роли(конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству иправильности выполнения роли (они позволяют договариваться о распределенииролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так»,«ты неправильно пишешь» и т.п.).
Будучиведущей деятельностью на протяжении всех лет дошкольного детства, игранеодинакова на всем своем протяжении. Этапы развития игры дошкольниковрассмотрены в приложении А.
Развитиеигры идет от ее индивидуальных форм к совместным: с возрастом растет составучастников игры и длительность существования игрового объединения. Младшиедошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируютсяобъединения группами в 2-3 ребенка. Продолжительность такого объединениякоротка (всего 3—5 минут), после чего дети одной группы могут присоединиться кдругим группам.
К4-5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместнойигры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинаетсяодним ребенком, а затем к нему присоединяются другие; предложение одногоребенка находит отклик у других детей, на основе чего возникают игры с общимсюжетом. В среднем дошкольном возрасте дети уже могут согласовывать своидействия, распределять роли и обязанности.[4]
/>1.3 Характеристика различных видов игрдошкольников
Вдошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому,что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит вразвлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психикеребенка. Возрастающее стремление к самостоятельности и потребность поступать,как взрослый приводит к тому, что ребенок стремится подражать взрослым во всем.Ему уже недостаточно совершать только бытовые действия. Он хочет водить машину,лечить людей, продавать продукты. Но сделать это в реальной жизни невозможно.Создавшееся противоречие между желаемым и возможным приводит к возникновениюсюжетно-ролевой игры, где ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя егофункции понарошку.
Выдающийсяпсихолог А.Н.Леонтьев подчеркивал: «… Овладение ребенком более широким,непосредственно недоступным ему кругом действительности может совершатьсятолько в игре». Малыш, моделируя деятельность взрослых в игре, расширяет сферу,в которой он может действовать. Другой известный психолог, А.В.Запорожец писал:«Игра позволяет воссоздать в активной, наглядно-действенной форме неизмеримоболее широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личнойпрактики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий сигрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни,отношения между ними и т.д. Тем самым складываются необходимые условия дляосознания ребенком новых областей действительности, а вместе с тем и дляразвития соответствующих способностей».
Сюжетно-ролеваяигра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представленииребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваиваетсядошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельностивзрослых. Поведение ребенка в игре опосредуется образом другого человека.Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими вотношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.[5]
Д.Б. Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой игры, показал, чтоцентральным компонентом ее выступает роль — соответствующий принятым в общественормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Выполнениероли ставит ребенка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, атак, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правиламповедения. Дошкольник встает на позицию другого человека, причем не одного, аразных. Таким образом, перед ребенком открываются не только правила поведения,но и их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений сдругими людьми. Осознается необходимость соблюдать правила, т.е. формируетсясознательное подчинение им.[6]
Сюжетно-ролеваяигра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрываетее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимаетее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессеигры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, чтовоспитатель воспитывает детей, врач их лечит.
Вигре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми впроцессе их трудовой деятельности, их права и обязанности. Обязанности поотношению к окружающим — это то, что ребенок чувствует необходимым исполнять,исходя из роли, которую он взял на себя. При исполнении роли покупателя,например, ребенок постигает, что он не может уйти, не уплатив за то, что онвыбрал. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роликоторых исполняют другие участники игры. Так, покупатель имеет право на то,чтобы ему отпускали любые имеющиеся на игрушечном прилавке товары, чтобы с нимобращались так же, как с остальными покупателями.
Рольв сюжетной игре как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности,которые налагаются ролью, и осуществлять права по отношению к остальнымучастникам игры. [7]
Соблюдениеправил и сознательное отношение к ним ребенка показывает, насколько глубоко оносвоил отражаемую в игре сферу социальной действительности. Отношение ребенка кправилам изменяется на протяжении дошкольного возраста. Сначала малыш легконарушает правила и не замечает, когда это делают другие, потому что не осознаетсмысл правил. Затем он фиксирует нарушение правил товарищами и противитсяэтому. Он объясняет необходимость следования правилам, опираясь на логикужитейских связей: так не бывает. И только потом правила становятся осознанными,открытыми. Ребенок сознательно выполняет правила, объясняя следование имнеобходимостью. Так он учится управлять своим поведением. «Игра является школойморали, но не морали в представлении, а морали в действии», — писал Д.Б.Эльконин.
Вигре ребенок использует разнообразные игровые предметы: игрушки, атрибуты,предметы-заместители. О последней группе следует сказать особо. Замещениевозникает в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет есть, а ложкинет? С помощью взрослого ребенок находит подходящий предмет — палочка будетвместо ложки. Истинное замещение возникает только в том случае, когда ребенокназывает предмет-заместитель в соответствии с его новой функцией, т.е. наделяетсознательно новым значением. Главное условие состоит в том, чтобы спредметом-заместителем можно было выполнять ту же функцию, что и с замещаемым.Поэтому ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник. А вот мяч нельзя использоватьвместо ложки, так как им не зачерпнуть пищу. Использованиепредметов-заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможностимоделирования действительности и способствует развитию знаково-символическойфункции сознания.
Чемстарше ребенок, тем большую самостоятельность он проявляет в выборе ииспользовании предметов-заместителей, тем меньшее значение для замещения играетвнешнее сходство, а большее — сходство функциональное, и тем шире кругпредметов, которые он замещает.
Немаловажноезначение для развития игровой деятельности имеют предметы-атрибуты. Онипомогают ребенку взять на себя роль, спланировать и развернуть сюжет, создатьигровую ситуацию. Они как бы обеспечивают внешние условия для реализации роли,облегчая малышу ролевое поведение. Ребенку легче выполнять роль врача, когда онв белом халате и шапочке. В старшем дошкольном возрасте ребенок все меньшенуждается во внешних атрибутах, потому что такой опорой становятсяпредставления о функции взрослых.
Игравсегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжети содержание. Сюжет — та сфера действительности, которая моделируется детьми вигре. А, следовательно, выбор сюжета всегда опирается на определенные знания.Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста игры в «семью» являютсялюбимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, азначит, имеют о них наиболее полное представление.
Постепеннодошкольники начинают вводить в свои игры сюжеты из любимых сказок икинофильмов. В играх переплетаются реальные и сказочные сюжеты, причемвоссоздаваемая сфера реальности продолжает расширяться по мере включенияребенка в более сложные общественные отношения. К бытовым сюжетамприсоединяются профессиональные, а затем и социальные. Богатство и разнообразиесюжетов тесно связано с богатством детского воображения. В то же время созданиесюжетов игр стимулирует развитие детской фантазии, творческой деятельности.
Самыммаленьким детям сюжет подсказывает игрушка или атрибут, который попал в их полезрения, привлек внимание. Игра малышей недлительна, сюжеты очень неустойчивы,однообразны. Обычно они состоят из одной, реже двух сюжетных линий. Например,мама и дочка убирают дом или моют посуду.
Всреднем дошкольном возрасте дети начинают планировать сюжет до начала игры всоответствии со своими интересами. На протяжении игры прослеживается несколькосюжетных линий: мама не только ухаживает за дочкой, но и водит ее в театр,детский сад, шьет ей платье. Дети начинают объединять игры с разными сюжетами,например мастерская игрушек, магазин и детский сад.[8]
Сразвитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступатьв более длительное общение. Сама игра требует этого и способствует этому.Стремление воспроизвести в игре взаимоотношения взрослых приводит к тому, чторебенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Отсюдавозникает необходимость договориться с другими детьми, вместе организоватьигру, включающую несколько ролей.
Всовместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию и взаимопомощи,учатся согласовывать свои действия с действиями другого.
Объединениедетей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнениюсодержания игр. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узкимкругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Детиперенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. Врезультате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, всвою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и кусложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласованиядействий.[9]
Игроваядеятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя онинаиболее характерны для дошкольника. Другие различные виды игр дошкольников поотечественной классификации представлены в приложении Б.
Разновидностьюсюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группуигр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иныестороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспроизводя с помощьюролей и игровых действий.
Другаягруппа игр — это игры с правилами, специально созданные взрослыми ввоспитательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основуэтих игр составляют четко определенное программное содержание, дидактическиезадачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят ихсамостоятельно. Дадим краткую характеристику строительных, дидактических иподвижных игр.
Строительныеигры помогают ребенку понять мир сооружений и механизмов, созданных рукамичеловека. Любая строительная игра содержит интеллектуальную задачу «Какпостроить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий.Испытывая трудности в достижении желаемого результата, дошкольник понимает, чтоне владеет необходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить,приобрести новые умения.
Встроительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Расширениепредставлений детей об окружающем рукотворном мире, приобретениекоммуникативных умений и технических, «строительных» навыков приводит кпоявлению коллективных строительных игр.
Вструктуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а такженередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открытыдля ребенка. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движенийи формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороныпсихического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевойсферы личности. В коллективных подвижных играх происходит становлениеорганизаторских и коммуникативных умений ребенка. В играх-соревнованиях,играх-эстафетах старший дошкольник учится удерживать цель деятельности,действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия.Ребенок проверяет свои возможности, гордится достигнутым результатом (когда,например, прибежал первым) и в то же время учится радоваться удаче товарища,сопереживать трудностям, проявлять взаимопомощь.
Особымвидом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослымспециально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой идидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новыезнания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваютсяпознавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанныесредства и способы умственной деятельности.
Главнаяцель любой дидактической игры — обучающая. Поэтому основным компонентом в нейвыступает дидактическая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенокпросто играет, но по внутреннему психологическому значению -это процесснепреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяетсярациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.[10]
/>2 Психологическое влияние игры на развитиедошкольника/> 2.1 Роль игры впсихическом развитии ребенка
Вдошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому,что современный ребенок, как правило, большую часть времени проводит вразвлекающих его играх, — игра вызывает качественные изменения в психикеребенка.
Вигровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества иличностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности,которые потом приобретают самостоятельное значение, то есть игра влияет наразличные стороны развития дошкольника (приложение В).
Игроваядеятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так,в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольнаяпамять. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем вусловиях занятий. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить иприпомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условияигры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровуюситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочетбыть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация,если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками.Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка кцеленаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игроваяситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственнойдеятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать сзаместителем предмета — он дает заместителю новое игровое название и действуетс ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой длямышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслитьо реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются,ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепеннопереходит к мышлению в плане представлений.
Вто же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка всюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющегостать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и взависимости от этого строить свое собственное поведение.
Ролеваяигра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровойдеятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себяразличные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играхдетей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители,так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаютсяотождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своемвоображении.[11]
Влияниеигры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее онзнакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятсяобразцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыкиобщения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятойна себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивныевиды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапахдошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрываеттот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют другдруга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки ит. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блокина строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец,рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяютсямежду несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникаетименно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка,конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшемдошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например,рисунок), и она освобождается от влияния игры.
Внутриигровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, котораяпозднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно невозникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя — он кучению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами.Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладеваетэлементарными учебными действиями. Принципиально иное, чем к игре, отношениевзрослых к учению постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему состороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
Оченьбольшое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует откаждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевогообщения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожеланияотносительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, онбудет в тягость им. Необходимость объясниться со сверстниками стимулируетразвитие связной речи.[12]
Игракак ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функцииречи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявлениячеловеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к кореннойперестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функцииосуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы-заместителивыступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элементдействительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированноефункциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копииреального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов илисозданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителядругого элемента действительности. Называние одним и тем же словомотсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка нанекоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Темсамым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знакотсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новомутрансформирует словесное содержание.
Вигре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальныеусловные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемымпредметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближенык замещаемому предмету.
Индивидуальныеусловные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующегопредмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака,замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствуетотработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — егознак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.
Действиязамещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения спредметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено впервые годы детства, но и по-другому (чистый носовой платок, например, можетзаменить бинт или летнюю шапочку).
Игракак ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивногомышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственныедействия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, атакже с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствуетадекватному поведению человека в мире людей.
Играведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможностьконтролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так,играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой какхорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. Вролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческойспособности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию другихлюдей.[13]/>2.2 Влияние игрушки на психическоеразвитие ребенка
Игрушкавозникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни всовременной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий длязабавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психическогоразвития ребенка.
Игрушка– неизменный спутник ребёнка с самого рождения. Еще в младенчестве ребенокполучает погремушки, которые определяют содержание его поведенческойактивности, его манипулирования. В раннем возрасте ребенок получает так называемыеавтодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др.), которые несут в себеусловия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Развлекаясь, ребенокучится соотносить и различать формы, размеры, цвета.
Вэтом же возрасте он получает множество игрушек — заместителей реальныхпредметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда,игрушечная мебель), машин и других. Через подобные игрушки ребенок осваиваетфункциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Многиеигрушки современных детей имеют исторических прародителей, которые возникли наопределенном этапе развития человечества. Уменьшенные лук и стрелы, бумеранги,ножи и прочее имели у древних народов особое назначение. Они обучали ребенка,готовящегося к будущей жизни, конкретным орудийным действиям. В наше время этипредметы превращены в своеобразные игрушки, которые, с одной стороны, как бысохраняют функцию предмета-прародителя (лук пускает стрелу; стрела летит ипопадает в цель; нож режет и так далее), но, с другой стороны, они уже неслужат настоящими орудиями (игрушечный лук не имеет достаточной упругости,чтобы придать стреле большую скорость и силу удара; игрушечная стрела имееттупой конец, чтобы избежать несчастных случаев; игрушечный нож не имеет остроголезвия).
Игрушки- копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Онислужат для развития у ребенка не частных профессиональных качеств, а некоторых общихкачеств, например, меткости, ловкости. Те же функции исполняют игрушки,происшедшие из ритуальных предметов (например, мяч и др.).
Игрушки- копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этимпредметам тем, что ребенок познает их функциональное назначение, что помогаетему психологически войти в мир постоянных вещей.
Помимоигрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек частоиспользуются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки,карандаши, лоскутки, веревочки и пр.) и так называемый природный материал(шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и пр.). Взрослый подсказываетребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителейреальных предметов.
Большинствоиз перечисленных предметов может быть использовано по-разному в зависимости отсюжета игры и ситуативных задач; в игре эти предметы выступают какполифункциональные. Они, выступая в качестве заместителей многих предметов,помогают ребенку уже в трехлетнем возрасте овладеть действиями замещения. Еслиребенок, получая в руки предмет с закрепленной за ним функцией, действует с нимв соответствии с этой функцией и затрудняется использовать этот предмет подругому назначению, то, получая полифункциональный предмет, он легко используетего в качестве множества других предметов, которые он замещает.
Особоеместо среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца,обезьяны, собаки и др. Первоначально ребенок выполняет с куклой только тедействия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске,кладет в кроватку. Это, прежде всего, подражательные действия, а не изображениеотношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу илиигрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учитсяпокровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех еекукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основесобственного опыта. Ребенок, играя с куклой или игрушечной зверюшкой, учитсярефлексии, эмоциональному отождествлению.
Куклаимеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка.Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет себя» исключительно такимобразом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Оналаскова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха.Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни вовсех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Куклаили мягкая игрушка — заместитель идеального друга, который все понимает и непомнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника— не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка илисынок. Кукла или мягкая игрушка — партнер в общении во всех его проявлениях. Укаждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой,он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множестворазнообразных чувств.
Большоевлияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывает фактура материала, изкоторого она сделана. Дети избирательно относятся к игрушкам, изображающим однои то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызываютположительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Шершавые, холодящие материалыне всякий ребенок готов принять как фактуру любимой игрушки. С помощьюправильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать по отношению кигрушечной зверюшке радость, доброжелательность, сочувствие.
Наблюденияпоказывают, что ребята очень любят играть с мягкой игрушкой. Сажают такую игрушкувместе с собой во время обеда, ложатся вместе с ней спать, во время просмотрафильмов сажают на колени. Играя в различные игры (пароход, поезд), обязательноберут с собой мишек, собачек, Чебурашек, хотя в группе есть и другие игрушки.
Важноезначение имеет также соотношение пропорций головы и тела игрушки. Установлено,что определенное соотношение пропорций игрушки вызывает покровительственноеотношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки,маленький нос и большие глаза — такой облик игрушки вызывает у ребенка приливнежных чувств.[14]
Куклы— копии человека имеют разное предназначение в игре. У традиционной «прекрасной»куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленькийяркий рот, обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы.«Прекрасная» кукла может быть дочкой, принцессой, мамой. В «прекрасную» куклуиграют в основном девочки.
У характернойкуклы (это кукла-мальчик или кукла-девочка) выражены определенные человеческиекачества — наивность, глупость, озорство и т. д. Эти куклы несут в себехарактерологическую заданность, которая часто определяет разыгрывание сюжета.Этих кукол любят все дети.
Куклы- герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. — также характерны посвоей внешности (Буратино, Чебурашка, Белоснежка и др.), но они несут в себезаданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотряна меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы как бы требуют от ребенкаопределенного поведения. Например, Буратино, Карлсон, Чебурашка всегда хорошие,добрые, справедливые и честные, а Карабас Барабас, Бармалей — плохие, злые,несправедливые и лживые. Интересно, что в самих сказках положительные герои ненесут в себе всего множества положительных черт, которые ребенок затем имприписывает, а отрицательные герои не имеют большого набора негативных черт.Благодаря тому, что куклы — герои сказок несут в себе эталонность нравственногооблика, ребенок сосредоточивает на них весь свой моральный опыт и проигрываетсюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Характерные куклы,куклы — герои мультфильмов любимы не только девочками, но и мальчиками. Любимаяигрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, сприродой, с другими людьми.2.3 Современные дети и современные игры в зеркале психологии
Сохранилосьли значение игры как ведущей деятельности у современных дошкольников? Как и вочто играют сегодня дети?
Самоесущественное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинствоопытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах впоследние годы стали меньше и хуже играть, особенно сократились (и поколичеству и по продолжительности) сюжетно-ролевые игры.
Дошкольникипрактически не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качествеглавной причины обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, вбольшинстве детских садов режим дня перегружен различными занятиями и насвободную игру остаётся менее часа.
Однакои этот час дети, по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойноиграть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятсязаполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать кдисциплинарным воздействиям. При этом они констатируют, что дошкольники неумеют и не хотят играть.
Большинствостарших дошкольников играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа. Этомультфильмы, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадаймелодию», «Поле чудес» и т. д. Ничего подобного в детстве родителей и тем болеепрародителей современных дошкольников не было. Они охотно изображают такихперсонажей, как Человек-паук, робот, Черепашка-ниндзя, Последний герой,персонаж из «Зачарованных», собака Рекс и др. Список этих названий изменчив изависит от того, что смотрели дети по телевизору вчера или в течение последнейнедели.[15]
Однакопри всем кажущемся разнообразии персонажей, в которых играют современные дети,их объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению родителей и педагогов,этих героев отличает жестокость и агрессивность. Главное для героя — бытьпервым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошодраться, убивать, добиваться своей цели, не обращая внимания на тех, кто рядом.Они достаточно примитивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либокарманные монстры (покемоны), либо гибриды человека и животного (черепашки,пауки). Но во всех случаях человеческое начало в них уходит на второй план, онине совсем люди. При этом все они — положительные герои. И нынешние детистремятся на них походить (во всяком случае — в играх). Всего 10-15 лет назадглавными качествами детских положительных героев были щедрость, доброта,способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в играх детейвсегда были кровожадные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было понятно, «ктохороший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается.
Итак,современные дошкольники воспроизводят в своих в играх не профессиональные роливзрослых, а роли телевизионных или сказочных героев. Сюжеты телесериалов сэкранов телевизора прочно вошли в игры наших детей со всеми интимнымиподробностями. В результате выясняется, что современные дети лучше знакомы сжизнью и отношениями героев фильмов, чем с жизнью окружающих их взрослых.Оторванность сюжетов ролевых игр от жизни близких — свидетельство того, чтопрофессиональная и личная жизнь родителей перестает быть содержанием детскихигр (а значит, и детской жизни вообще), как это было в течение многихпредыдущих поколений.
Детирастут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этогоделать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. Врезультате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней уходит и самодетство.
Измененияв игровой деятельности, произошедшие за последние десятилетия, заключаются нетолько в новых экзотических сюжетах, но и в снижении уровня развития ролевойигры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитойформы и остается на самом низком, примитивном уровне. А ведь игра можетспособствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в томслучае, если она достигает своего полноценного развития. Примитивная игра детейчетырех-шести лет, когда они просто варят суп, возят машинки или одевают кукол,не отождествляясь с ролью и «не оживляя» своих кукол, не оказываетсущественного воздействия на развитие личности дошкольника. Только у детей,умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностногоразвитии, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов,инициативности и ответственности, творческого воображения, воли ипроизвольности.[16]
Сворачиваниеигры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом иличностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивноразвиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Достигнуввозраста 7-8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. Однакородители и учителя всё чаще замечают, что сегодняшние младшие школьники, аиногда и подростки увлеченно играют в детские игры. Практически всепервоклассники приносят в школу игрушки, с жадностью играют на переменах илипод партой во время уроков; вместо приготовления домашнего задания тайком отродителей продолжают играть в куколки и машинки. Почему?
Игру«вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. В отместку онапереместилась на ступени более старших возрастов, предполагающих другие, болеевзрослые интересы: ненаигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и егодошкольный возраст, то есть возраст игры, растягивается на последующие годы.
Такв чем же заключается главная задача родителей?
Втом, отвечают психологи, чтобы создавать малышу условия для игры, стимулироватьразвитие детской игровой деятельности. И это не так просто, как кажется. Чтобыребенок играл, родителю требуются психологические знания и педагогические умения.
/>/>/>/>/>/>Заключение
Дошкольныйвозраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когдавозникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активноразвивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все этиважнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главнойдеятельности дошкольника — в игре.
Игра,как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямоеотношение к формированию личности ребенка, его потребностей и мотивов, его волии воображения. Именно в игре возникает осознание своего места среди людей («Яеще ребенок!») и потребность стать взрослым.
Дошкольныйвозраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает иприобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который впсихологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Всюжетно-ролевой игре дети моделируют на себя жизнь взрослых людей и отношениямежду ними. В условиях таких игр дети лучше сосредоточиваются и большезапоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше илегче всего выделяется ребенком в игре.
Вигре появляются принципиально новые желания. Ребенок учится желать, соотносясвое желание с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Ребенок хочетдействовать правильно — как взрослый. И под влиянием этого желания ондействительно начинает действовать — так, как будто он взрослый. Действия«понарошку» (условные и обобщенные) позволяют малышу улавливать смысл реальногодействия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествуетинтеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.
Сначаларебенок должен захотеть что-то делать, открыть для себя в этом собственный,личный смысл, и лишь затем, на этой основе, он способен овладевать техническимиприемами и конкретными умениями. Иными словами, сначала осваиваются смыслы имотивы деятельности и лишь затем (и на их основе) техническая сторона действий.Это важный закон психического развития. В дошкольном возрасте этот смысл, тоесть желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется уребенка в ролевой игре.
Ролеваяигра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действияпроисходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других,воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей.
Преимуществоигры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в нейребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именновыполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведениеребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра — это практически единственнаяобласть, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Ив то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя,понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действоватьправильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игроваядеятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярностьнекоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинствеслучаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Ониперестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеальноговзрослого или образом правильного поведения.
Общениедошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессесовместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действиядругого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовыватьсовместные планы. Тем самым ребёнок становится частью общества, учится бытьсамостоятельным и учитывать желания других детей.
Всеэти факты подтверждают то, что игра имеет огромное значение для развития всех психическихпроцессов и личности ребенка./>/>/>/>/>/>
Глоссарий№ /п Понятие Определение 1 Воображение форма психической деятельности, выражающаяся в построении новых образов действительности на основе ранее сформированных представлений 2 Дошкольный возраст этап психического развития от 3 до 6–7 лет, характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра 3 Игра (детская) вид активности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на воссоздание, познание и усвоение общественного опыта и окружающей действительности 4 Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями 5 Игровая деятельность ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых 6 Игрушка предмет, используемый или специально изготовленный для игры, средство игры, ее объект 7 Рефлексия способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей 8 Ролевая игра основной вид игры детей дошкольного возраста, когда ребенок берет на себя какую-либо роль в соответствии с сюжетом игры 9 Способности врожденные или приобретенные индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения той или иной деятельности, способствующие легкому и быстрому обучению новым способам и приемам деятельности 10 Умение освоенный индивидом способ решения определенного класса задач, подготовленность к практическим и теоретическим, позволяющая выполнять их быстро и точно
/>/>/>/>/>/>Список использованных источников
1.Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие[Текст] / В.Н. Белкина.- Москва: Академический проект, 2005.- 256 с.- ISBN 5-8291-0510-1
2Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии [Текст] / ЕленаСмирнова и другие. — Москва: Ломоносовъ, 2009. — 224 с.- ISBN978-5-91678-011-6
3Волков, Б. С. Дошкольная психология: учебное пособие [Текст] / Б. С. Волков, Н.В. Волкова.- Москва: Академический проект, 2007.- 288 с.- ISBN 978-5-8291-0842-7
4Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст]/ Л.С. Выготский. — Санкт-Петербург: Союз, 2006. — 220 с. — ISBN 5-87852-043-5
5Косякова, О. О. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие[Текст] / О.О. Косякова.- Москва: Феникс, 2007.- 416 с.- ISBN 978-5-222-12194-8
6Кулягинова, О. А. Психология детства. Азбука для родителей [Текст] / О. А.Кулягинова.- Москва: Феникс, 2008.- 256 с.- ISBN 978-5-222-14427-5
7Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник [Текст]/В. С. Мухина. — Москва: ACADEMIA, 2006. — 606 с. — ISBN 5-7695-2648-3
8Мухина, В. С. Детская психология: учебное пособие [Текст]/ В. С. Мухина.Москва: Эксмо-Пресс, 2000.-352 с.- ISBN 978-5-04-003884-8
9Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.Ф. Обухова; [М-во образования Рос. Федерации]. — Москва: Высшее образование:МГППУ, 2006. — 460 с.- ISBN 5-9692-0024-7
10Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие [Текст] / Е. Е.Сапогова.-Москва: Аспект Пресс, 2005.-460 с.- ISBN5-7567-0154-0
11Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для студентов вузов [Текст]/ Е. О.Смирнова. — Москва: ВЛАДОС, 2008. – 366 с. — ISBN 5-691-00893-5
12Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник [Текст]/ Г. А. Урунтаева. — Москва: Академия, 2008. — 368 с. — ISBN 978-5-7695-5047-8
13Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст]/ Г.А. Широкова. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.- 384 с. — ISBN 978-5-222-16740-2