Реферат по предмету "Психология"


Психологическая сущность игр дошкольников

Содержание
Введение
1. Общаяхарактеристика развития ребенка в период дошкольного детства
1.1 Формированиесоциальных форм психики и нравственного поведения
1.2 Развитиеосновных свойств восприятия
2. Психологическаясущность игры дошкольника
2.1Основные теории игры в психологической литературе
2.2Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника
2.3Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника
Заключение
Глоссарий
Списоксокращений
Библиография

Введение
По словам Я. Коломинского, «в рационализирующем умесовременного человека порой возникает вопрос, который только на первый взглядможет показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в нашстремительный век, когда хронически не хватает времени на освоениелавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическоеиспользование, допустимо ли тратить десяток первых – и не лучших ли? – лет наигры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежноустарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детстводано?». Однако сам профессор опровергает такое предположение, утверждая, чтодетство, как особый качественно своеобразный период существования живых существ– это продукт эволюции, а само человеческое детство – еще и результат историческогоразвития[1].
Сложность и противоречивость игры не перестают привлекатьк себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игрыпозволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей дляуспешного решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагогдолжен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе.
Игра является одним из основных видов деятельности в ходеразвития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа сокружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект,целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, своипотребности.
Следовательно, игра как вид деятельности направлена напознание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде иповседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни самребенок, пи взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры,так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятиеигрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельномуучастию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями, заботами ивзаимоотношениями. Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, ихдействиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи,переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определеннымипредметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненныхобстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которыевыступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредныхдействиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представлениядетей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях,мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессеигры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразныепознавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваютсянаблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля.Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенностьдетей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям ивозможностям действенного познания окружающего мира и активного общения слюдьми.
Руководство игрой есть использование педагогом снаибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей,которые присущи этой удивительной деятельности ребенка

1. Общая характеристика психического развития ребенка впериод дошкольного детства
Дошкольный возраст является периодом, в течение которогопроисходит дальнейшее интенсивное формирование и развитие психики (закономерноеизменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных,качественных и структурных преобразований), возникновения различныхкачественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и вличностной сфере. Происходит колоссальное обогащение и упорядочениечувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формамивосприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатковпроизвольного внимания и смысловой памяти.
1.1 Формирование социальных форм психики и нравственногоповедения
Данный период является чрезвычайно важным с точки зрениягенеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения.Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестведошкольника, свидетельствуют о преимущественной ориентации его на социальноеокружение. Таким образом, создается широкая основа для формирования первичныхформ социально значимых качеств (т.е. способствует социализации личности –процесс и результат активного присвоения человека норм, идеалов, ценностныхориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социальногоокружения).
К концу дошкольного возраста происходит переход отэмоционального непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям,которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и нормповедения. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте происходитразличными путями. Так, в общении со взрослыми ребенок часто усваиваетнравственные понятия в категориальной форме, постепенно уточняя и наполняя ихконкретным содержанием, что ускоряет процесс их формирования и вместе с темсоздает опасность их формального усвоения. Поэтому важно, чтобы ребенок училсяприменять их в жизни по отношению к себе и другим. Это имеет существенноезначение прежде всего для формирования у него личностных качеств.
Личность складывается в процессе реального взаимодействияребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им нравственныхкритериев, регулирующих его поведение. Этот процесс управляется взрослыми,которые способствуют отбору и тренировке социально значимых качеств.Самостоятельность ребенка начинает проявляться в том случае, когда он применяетк себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение.Это означает, что в этом возрасте складывается такое сложное свойство личности,как самосознание.
Новые качественные образования происходят благодарямногим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формампознания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые,продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка ксоциальным условиям и требованиям жизни [2].
Ведущей формой психики в это время становитсяпредставление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой ипродуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). Представлениянакладывают отпечаток на весь процесс психического развития. Различные формыпсихики формируются наиболее успешно в том случае, если они связаны совторичными образами, т.е. с представлениями. Поэтому быстро развиваются такиеформы психики, как воображение, образная память и наглядно-образное мышление.
Не только различные психические функции, но и речьребенка, ее развитие в этот период связаны главным образом с представлениями.Понимание речи детьми в значительной мере зависит от содержания техпредставлений, которые возникают у них в процессе ее восприятия. Развитиепсихических функций в дошкольном возрасте осложняется тем, что в процессеобщения, познавательной и практической деятельности активно формируютсясоциальные формы психики, не только в перцептивной сфере, но и в областипамяти. К концу дошкольного возраста появляется вербально-логическое мышление.
Существенной особенностью дошкольного возраста являетсявозникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование«детского общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению кдругим людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» изначения своих поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности ивзаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольникавыражаются в характерных для него видах деятельности, прежде всего всюжетно-ролевой игре. Стремление приобщиться к миру взрослых в сочетании сотсутствием необходимых для этого знаний и умений приводит к тому, что ребенокосваивает этот мир в доступной для него игровой форме. Особо благоприятныеусловия для развития детей дошкольного возраста создает система общественногодошкольного воспитания. В детских дошкольных учреждениях реализуется программаобучения детей, складываются первоначальные формы их совместной деятельности,возникает общественное мнение. Как показывают результаты специально проведенныхисследований, общий уровень психического развития и степень подготовленности кобучению в школе оказываются в среднем выше у детей, воспитывающихся в детскомсаду, чем у детей, не посещающих детского сада.

1.2 Развитие основных свойств восприятия
В развитии основных форм восприятия наблюдаются двепротивоположные тенденции. С одной стороны, происходит рост целостности, а сдругой – проявляется детализация и структурность перцептивного образа.
Развитие восприятия происходит особенно эффективно вусловиях специально организованного сенсорного воспитания. При обучениирисованию, в процессе дидактических игр дошкольников планомерно знакомят ссистемами сенсорных эталонов, учат приемам обследования предметов, сравнению ихсвойств с усвоенными эталонами. Это приводит к тому, что восприятие ребенкастановится полным, точным и расчлененным.
Особая область развития восприятия — формированиеэстетического восприятия художественных произведений (картин, музыкальныхпьес).
С трех до семи лет отмечается значительное снижениепорогов зрительной, слуховой, кожно-двигательной чувствительности. Возрастаетострота зрения, тонкость различения цветов и их оттенков, развиваетсяфонематический и звуковысотный слух, рука превращается в орган активногоосязания. Но все эти изменения происходят не сами собой. Они являютсяследствием того, что ребенок овладевает новыми действиями восприятия,направленными на обследование предметов и явлений действительности, ихмногообразных свойств и отношений. Действия восприятия формируются в связи совладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления иучета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы,величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности —аппликация, рисование, конструирование. Осязательное восприятие развивается впроцессе лепки, ручного труда, фонематический слух — в процессе речевогообщения, звуковысотный слух — на музыкальных занятиях.
Таким образом, дошкольный возраст является начальнымэтапом становления субъекта познавательной и практической деятельности.Складывающиеся разного рода качественные образования, такие, как личностныесвойства, психологические структуры субъекта деятельности, общения и познания,интенсивный процесс социализации естественных форм психики, еепсихофизиологических функций, создают реальные предпосылки для перехода кшкольному периоду жизни.

2. Психологическая сущность игры дошкольника
2.1 Основные теории игры в психологической литературе
Огромное значение игры в жизни маленьких детей,разнообразие игр у одних и тех же ребят, их сходство у детей разных стран иразных исторических периодов побуждали многих ученых искать объяснение природыи происхождения этой удивительной детской деятельности.
Наиболее распространенными в XIX и в начале XX в. былиследующие теории игры.
К- Гросс считал, что игра является бессознательнойподготовкой молодого организма к жизни. Бессознательно готовится, например, квыполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкаеткуклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е. биологическиемеханизмы. Они одинаково действуют как у животного, так и у человека.
С незначительными вариантами эта же биологизаторскаяточка зрения повторялась и многими другими учеными.
К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратойизбыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется па труд ипоэтому выражается в игровых действиях.
К- Бюлер, подчеркивая обычную увлеченность, с которойиграют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии,которое она доставляет ребенку. Но при этом оставалась совершенно нераскрытойта причина, которая вызывает у детей это чувство радости от игры.
3. Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается кигре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности вдействительности быть доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещаетэту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие емувлечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будтонеодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежатинстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мереразвития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этотребенок живет, как и кем воспитывается. Педагог не может способствоватьвозникновению детской игры и не может использовать ее для развития самихиграющих детей — считают эти авторы. Принципиально иначе подходят к объяснениюприроды игры русские и советские ученые. Уже в дореволюционное время А. И.Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К- Д. Ушинский высказывались засвоеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагогии психологи (Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин,П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, А… А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализигры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игрыдошкольника
Существуют разные виды игр; подвижные (с правилами),дидактические, игры-драматизации, конструктивные. Особое значение в развитиидетей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называютролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игравозникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первуюочередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами совзрослыми. Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой игре, когдапотребности и желания приобретают большую по сравнению с обыденной жизнью силу.Л.С. Выготский предположил, что ролевая игра возникает в результате сильных,напряженных потребностей, удовлетворение которых невозможно для ребенка в егообычной жизни, но возможно в условиях игры. Именно поэтому в ролевой игрестарших дошкольников практически отсутствует импульсивное поведение, так каквся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильнойпотребности (желания).
Творческие (ролевые) игры детей характеризуютсяследующими особенностями:
1.Игра представляет собой форму активного отраженияребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развитияу маленьких детей {Р. Я- Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, М. Ю. Кистяковская)показывает, что она возникает па основе подражания и манипулятивных действий спредметами. В конце первого и на втором году жизни в периоды бодрствования ребеноксовершает особенно много манипулятивных действий. Воспроизводя своими движениямидействия взрослого с предметом, ребенок баюкает куклу, кормит ее с ложечки,вытирает посуду, ставит мишке градусник.
Сопровождая такие действия отдельными словами, вроде«бай-бай», «кушай», «больно?», которые также являются подражанием речи взрослыхв соответствующих обстоятельствах, ребенок осваивает новую для него игровуюдеятельность.
У трех-, четырехлетнего дошкольника игры представляют собойуже такую цепь действий, в которых он воссоздаст целые сцепки из хорошознакомой ему жизни взрослых людей. Девочка действует, как мама. У старшихдошкольников эта же игра более детализирована, и в то же время она включает всебя все больше и больше действий разных персонажей. Дети воспроизводятмножество деталей поведения взрослых, их речь, отношения.
Девочки-хозяйки идут в магазин, советуются друг с другомо том, что будут готовить на обед. «Мой муж очень любит «шницели»,—говоритхозяйка с серьезным видом,— а вот дочке давай только пельмени...» — «А мой есттолько рыбу, говорит, что сосиски надоели»,— сокрушенно покачивая головой,отвечает вторая девочка. В магазине хозяйка переходит из одного отдела вдругой, спрашивает, сколько стоит творог, нюхает колбасу, платит деньги в кассуза все покупки сразу, считает сдачу, тут же спохватывается, что «сыночек ужесейчас из школы придет, а у меня обед не готов», и бежит домой.
Так, в игре ребенок отражает жизнь взрослых. Такимобразом, происходит научение (процесс и результат приобретения индивидуальногоопыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения – целенаправленногоили стихийного) деятельности взрослых.
И чем больше возможностей для активного действия, теминтереснее игра. Поэтому врачом быть интереснее, чем больным, артистом лучше,чем зрителем, а шофером, конечно, увлекательнее, чем пассажиром.
2.Отличительной особенностью игры является и сам способ, которымребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплекснымидействиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).В эти действия включается речь: старшие дети называют замысел игры, ее сюжет,действующих лиц, задают характерные для каждого из них вопросы, высказываюткритические суждения и оценки поведения других персонажей. Воспроизводя в своихдействиях и речи богатую, привлекательную и интересную жизнь взрослых людей,ребенок эмоционально отзывается на нее. «Санитарка» тревожится за здоровье«больного», «летчик» смело сажает «самолет» на «льдину», а «артисты»по-настоящему волнуются перед выходом «па сцепу».
3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность,имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением историческихусловий жизни людей. Игры детей меняются, потому что они отражают изменяющуюсяжизнь.
Так, например, на первом Всероссийском съезде подошкольному воспитанию (1912 г.) докладчики рассказывали о том, как деревенскиеребятишки играли «в барина». «Крестьяне» приходили к нему с просьбами снизитьналоги, а «барин» важно сидел в кресле, «ел говядину» и пил чай. Он кричал накрестьян и отправлял их па конюшню пороть… Совершенно невозможно представитьсебе где бы то ни было сейчас хоть что-нибудь похожее на подобную игру. Ейнеоткуда взяться, она просто невозможна.
4.Игра является формой творческого отражения ребенком действительности.Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности,но вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.Свобода выдумок, безграничные возможности комбинирования, подчиняющегосяинтересам, желаниям и воле ребенка, являются источником той глубокой инеиссякаемой радости, которую творческая игра обычно приносит детям.
В играх отражена реальная жизнь людей с их мечтами,планами и чудесными изобретениями. Радио и телевидение, лестница-чудесница,сами собой открывающиеся двери в поезде метро, автоматы, которые так ловковыбрасывают пятачки вместо одной серебряной монетки или точно наливают стакангазированной воды… Таким образом, в игре ребенку все доступно, он все может.
В творческой игре детей в удивительных сочетанияхсплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведениюдействительности («так бывает» или «так не бывает») с самыми вольныминарушениями этой реальности. И чем больше возможности для такой выдумки,творческого преобразования отражаемой действительности, тем радостнее игра, тембольше удовлетворяет она самих играющих.
5.Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения иобогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственныхспособностей ребенка. Для того чтобы ребенок начал играть «в магазин»,«библиотеку» или «железную дорогу», необходимо, чтобы он уже кое-что знал о том,как работают продавцы и что делают покупатели, что де лают люди на вокзале, ктои как там работает. Поэтому игре предшествуют обычно наблюдения детей за жизньюи трудом взрослых. Когда воспитатель ведет ребят на экскурсию и знакомит их сработой закройщиц ателье, деятельностью железнодорожников, со службой матросовна корабле, он дает детям возможность получить определенные впечатления о тойили иной стороне трудовой жизни людей. Однако эти впечатления обычно оченьглобальны и смутны. В них надо разобраться. Средством анализа полученных впечатленийявляются для детей игры.
В своих действиях дети воссоздают виденное ими целостноеявление общественной жизни. Вопросы, замечания и действия воспитателя помогаютребенку расчленить сложное впечатление. Включаясь в игру, воспитательраскрывает детям те стороны отражаемого события, которые они упустили иливосприняли неверно.
Получая ответы на свои вопросы, дети осваивают сложныеявления жизни. Одновременно с такой детализацией знания детей становятся всеболее обобщенными и связными. Прерывая игру и наблюдая жизнь людей, а потомснова и снова отображая ее в своих действиях, дети глубже познают окружающее.
Вот почему педагогически хорошо организованная играявляется эффективным средством развития у детей наблюдательности и памяти,мышления, творческого воображения и воли. Взяв на себя ту или другую роль,ребенок добровольно подчиняется тем правилам, которыми в жизни регулируетсядеятельность данного персонажа. Если Витя играет роль машиниста па корабле, акапитан Сережа не разрешил ему вместе с остальными матросами сойти на берег вовремя стоянки судна в порту, мальчик вынужден подчиниться этим требованиям,которые для него, как моряка, являются обязательными.
В таких играх формируются ценнейшие качества воли илучшие человеческие чувства. Игра становится эффективным средством познанияребенком действительности и развития лучших качеств личности.
6. В развернутой форме игра представляет собойколлективную деятельность. Все участники игры находятся в отношенияхсотрудничества. Развернутая игра старших детей объединяет всех ее участниковединым замыслом. Каждый из играющих вносит свою долю фантазии, опыта,активности в развитие принятого всей группой замысла, И в то же время каждыйребенок строго подчиняется правилам, которые диктует ему взятая на себя роль.Общими являются и переживания детей, увлеченных совместной творческойдеятельностью, игрой, отражающей жизнь, с ее приключениями, опасностями,радостями и открытиями. И хотя дети всегда знают, что многое делается «какбудто» или «понарошку», это не мешает им переживать подлинные чувства,соучаствуя в жизни наблюдаемых ими взрослых людей.
В игре создаются исключительно благоприятные условия дляразвития у ребенка коллективистических отношений, чувства гуманизм а.
7. Разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяетсяи развивается. При систематическом руководстве педагога игра может изменяться:
а)От начала к концу. Последовательность отдельных эпизодов,воссоздаваемых детьми в игре, не всегда связана с предварительным замысломигры. У младших детей этот замысел либо вообще не существует, либо неопределяет всю игру. Часто лишь в процессе совместной деятельности играразвертывается в широкую коллективную деятельность [3].
б)От первой игры к последующим играм той же группы детей.Повторяя много раз даже одну и ту же игру, дети никогда не копируют ее. Каждыйраз они играют по- новому, с новыми вариантами, что-то пропускают, что-тообыгрывают, детализируют. И пока эта обработка выбранного сюжета продолжается, играживет, обогащается мыслью и фантазией детей. Когда же сюжет исчерпан, т. е.сами дети больше не могут вносить в игру новые варианты, игра застопоривается иглохнет. Воспитатель должен уметь «приоткрыть» детям новую сторону жизни людей,которую они отразили в игре, чтобы снова им стало интересно осваивать в игреновое содержание. Вот почему без руководства воспитателя дети, предоставленные самимсебе, обычно не умеют развернуть интересную, содержательную и полезную игру.
в)Наиболее существенные изменения в играх происходят по мереразвития детей от младших возрастов к старшим. Эту перестройку можно проследитьи в содержании игр, и в их структуре, т. е. в способах отражениядействительности, и в расстановке сил самих играющих.
2.3 Значение игры и ее влияние на ход развитиядошкольника
В своем обобщающем труде, посвященном значению игры впсихическом развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, вчисло основных элементов которой входят сюжет (во что играют), роль,воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения.
По мнению Эльконина, наибольшее значение в игре имеет невоображаемая ситуация, как предполагал Выготский, а роль, которая позволяетребенку овладеть своим поведением, так как в ней скрыто правило поведения вданной игре. Изучение этапов развития игровой деятельности показало, чтосначала в ней воспроизводятся действия взрослых, а затем их взаимоотношения.Эльконин также показал, что развитие происходит от игр с открытой ролью искрытым правилом к играм с открытым правилом и скрытой ролью. ИсследованияЭльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромноезначение для формирования психических функций и личностных качеств детей, что идало ему возможность доказательно говорить о ведущей роли игровой деятельностив дошкольном возрасте.
Как показал Эльконин, игра стимулирует развитие рефлексиии произвольности у детей. Возможность посмотреть на себя со стороны, услышатьмнение сверстников о степени успешности выполнения той или иной игровой ролипозволяет детям лучше понять себя, делает их самооценку более объективной.Точно так же коррекция со стороны участников игры помогает детям лучшевыстроить свои ролевые действия и отношения с партнерами. Исследования З.М.Истоминой, З.В. Мануйленко и других ученых показали, как принятие на себя ролиповышает произвольность поведения (сохранения определенной позы) и запоминания(сохранение большого количества информации) детей.
Игровая деятельность способствует развитию произвольноговнимания и произвольной памяти. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше изапоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель —сосредоточить внимание, запомнить и припомнить — выделяется для ребенка раньшеи легче всего в игре. Сами условия игры требуют от участников сосредоточения напредметах, включенных в игровую ситуацию, на содержание разыгрываемых действийи сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от негопредстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он простоизгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрениивынуждает детей к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игроваяситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способностик коммуникации. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожеланияотносительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своихтоварищей по игре, то им будут тяготиться сверстники. Эмоциональноенеблагополучие в этом случае стимулирует развитие речи. В психологическойлитературе описан случай неблагополучного психического развития двух мальчиков-близнецов, которые были лишены возможности общения со сверстниками. Всовместном общении у этих близнецов сложилась своя, понятная им двоим,автономная речь. Лишь после того, как близнецов разлучили на некоторое время,включив их в разные детские коллективы, дети начали приобретать способность кнормальному речевому общению.
Игра оказывает влияние на интеллектуальное развитие: вигре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенноезначение слова и т. д. Вхождение в игровую ситуацию является условием развитияразных форм умственной деятельности ребенка. Так, от мышления в предметномманипулировании ребенок переходит к мышлению представлениями уже тогда, когданачинает давать предмету не его собственное название (хотя он хорошо егознает), а название того предмета, который нужен в данной игровой ситуации. Вэтом случае выбранная вещь выступает, во-первых, как своеобразная внешняя опорадля мыслей о подразумеваемом предмете и, во-вторых, как опора для реальныхдействий с этим предметом. Таким образом, в ролевой игре начинает развиватьсяспособность действовать в мысленном плане. Первоначально, конечно, действия вмысленном плане протекают только при опоре на реальные предметы. Ребенок отреальных действий с предметами, которым он дает новые названия и, следовательно,новые функции, постепенно переходит к внутренним, собственно умственнымдействиям. Основу для перехода к умственным действиям составляет сокращение иобобщение игровых действий. Ролевая игра имеет важное значение и для развитиядругих форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиватьсялишь в условиях игры и под ее влиянием.
На протяжении дошкольного возраста содержание игрыпретерпевает качественные изменения. Основным содержанием игры младшихдошкольников является выполнение с игровыми предметами таких действий, вкоторых воспроизводятся действия взрослых с реальными предметами. Так, дети ввозрасте около трех лет вытирают стол, подметают пол, режут хлеб, чистят обувьи т. д. Воспроизведение действий является основным содержанием игры маленькогодошкольника. Важно отметить, что в этот период дети, как правило, играют водиночку. Даже когда они объединяются игровым материалом или специальновзрослыми, это все-таки игры рядам, но не игры вместе. Ребята мало обращаютвнимание на игры друг друга и спокойно действуют каждый со своим предметом.Несколько иначе проходит игра у старших дошкольников. Если малыши, исполняяотдельные действия, заимствованные у взрослого, не берут еще на себя роли,соответствующей этим действиям, то старшие дети начинают играть какую-либороль. Так, если двух-, трехлетняя девочка укачивает куклу, то она при этом неберет на себя роли мамы и в этой ситуации на вопрос: «Ты кто?» — называет своеимя. Девочка пяти-шести лет заявит, что она «мама». В это время ребенок выполняетдействия уже не ради них самих. Они включаются в роль. Теперь уже не увидишьразвернутых повторяющихся действий. Действия, которые производятся ребенком,становятся более или менее свернутыми. На данной стадии развития игры ребенканачинают интересовать отношения между людьми. Действия же выступают каксредство для развертывания отношений[4].
Таким образом, специфические особенности игры состоят втом, что ее целью является сама игра как деятельность, а не те практическиерезультаты, которые достигаются с ее помощью.

Заключение
Игра определяется как ведущий вид деятельности вдошкольном возрасте, направленный на познание ребенком окружающего мира,социализации, путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Игра вызывает качественные изменения в психикедошкольника, которые обуславливаются психологическими особенностями игры. Средипоследних можно выделить:
Игровые действия носят знаковый (символический) характер.Игровые действия имеют место только тогда, когда ребенок под одним действиемначнет подразумевать другое. В этом состоянии принципиальные отличия игровыхдействий от манипулятивных с предметами, которая осуществляется как выполнениедействий, показанных взрослыми. Игровые заместители должны давать возможностьдействовать с ними, так как с замещаемыми предметами. При выборепредметов-заместителей дошкольник исходит из реальных отношений предметов. Он сготовностью соглашается, например, что полспички будет мишуткой, а целая спичка– мишкой.
В игровой деятельности ребенок определяет себе ту илииную роль и начинает действовать в соответствии с ней. Чаще всего ребенок беретна себя роль взрослого: мамы, воспитательницы. Обязанности по отношению кокружающим – это то, что ребенок считает необходимым исполнить, исходя из роли,которую он берет на себя. Другие же дети ожидают, чтобы эти действиявыполнялись правильно. Исполняя обязанности, ребенок получает права поотношению к участникам игры, выполняющими другие роли. Таким образом, в игрепроисходит усвоение ребенком отношений, существующих между людьми в процессе ихдеятельности.
Важнейшей характеристикой игры является сюжет. Именноотраженная в детских играх действительность становится сюжетом ролевой игры.Сюжет часто зависит от возраста, так как у старших дошкольников шире сферадействительности, с которой они сталкиваются.
Наравне с сюжетом игра характеризуется содержанием, тем,что ребенок выделяет как основные моменты деятельности взрослого. В разномвозрасте при одних и тех же сюжетах дети выделяют разное содержание: в младшийдошкольник в качестве содержания игры воспроизводят реальные действия взрослыхлюдей с предметами. Для среднего дошкольного возраста основным содержанием игрыявляются отношения между людьми. Для старших дошкольников главным являетсяподчинение правилам, вытекающих из взятой на себя роли.
Игра характеризуется наличием двух видов взаимоотношений– игрового и реального. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детейкак партнеров, выполняющих общее дело (они договариваются о сюжете, выполняемыхролях). Игровые взаимоотношения – отражают отношения по сюжету и роли. Игратребует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность,способность координировать свои действия с действиями группы сверстников.
Игра также способствует интеллектуальному развитиюребенка. В игре ребенок действует с заместителями предметов – это заставляетего мыслить абстрактно.
Способствует также игра и развитию речи дошкольника. Еслиребенок будет не в состоянии внятно и понятно для окружающих высказать мысль,то не сможет договориться с окружающими о правилах и условиях игры.
Наконец, игра способствует развитию личности ребенка вцелом. Так, через игру дошкольник знакомится с манерой поведения ивзаимоотношения взрослых и усваивает их.

Глоссарий
Деятельность – активное взаимодействие живого существа сокружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект,целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, своипотребности.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте,направленный на познание ребенком окружающего мира, социализации, путемактивного соучастия в труде и повседневной жизни людей.
Средствами игры являются знания о людях, их действиях,взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях идействиях ребенка; способы действия с определенными предметами (с рулевымколесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах;нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохомпоступке, о полезных и вредных действиях людей.
Результатом игры являются более глубокие представлениядетей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях,мыслях и отношениях.
Руководство игрой — это использование педагогом снаибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей,которые присущи этой удивительной деятельности ребенка
Развитие психики – закономерное изменение психическихпроцессов во времени, выраженное в их количественных, качественных иструктурных преобразований.
Личность — системное (социальное) качество, приобретаемоеиндивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее мерупредставленности общественных отношений в индивиде
Научение – процесс и результат приобретенияиндивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения –целенаправленного или стихийного.
Социализация – процесс и результат активного присвоениячеловека норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения,значимых для его социального окружения.
Структура игровой деятельности – основные элементысюжетно-ролевой игры, включающие сюжет, содержание, роль, воображаемаяситуация.
Цель игры — познание ребенком окружающего мира путемактивного соучастия в труде и повседневной жизни людей.

Список сокращений
Т.о. – таким образом
Т.е. – то есть

Библиография
1. Возрастнаяи педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Подред. Проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение», — 1973. – 288 с.
2. ВыготскийЛ.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Псіхалогія. – 1995. –Вып. 1. – С.55 – 76.
3.Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.:«Академия», 2002. – 464 с.
4. ЗапорожецА.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивовего деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып.14.
5. ЗеньковскийВ.В. Психология детства. – М.: Academia, 1996. – 347 с.
6. Играи развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы междунар. науч.- практ.конф. 11 – 14 апреля 1995 г. – Ч. 1. – М. – Прометей, 1995. – 96 с.
7. Иградошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение. 1989. – 286 с.
8.Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебноепособие – Мн.: Амалфея, 2005. – 380 с.
9. КоломинскийЯ.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, — 1986. – 223 с.
10.Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. вузов. –М., «Просвещение», 1871. – 415 с.
11. ПлатоновК.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 176 с.
12.Психология. Учебник. / Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 584с.
13.Цыркун Н.А. Развитие настойчивости детей старшего дошкольного возраста всовместной деятельности и в общении: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. –Мн., 1982. – 21 с.
14. ЧеховскихМ.И. Психология: учебное пособие. – М.: Нов. знания, 2005. – 380 с.
15.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
16.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.