Реферат по предмету "Психология"


Предмет и исторические особенности становления социальной психологии

Предмет иисторические особенности становления социальной психологии
 

Содержание
1. Основные этапы истории социальной психологии
2. Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологическихтеориях
3. История развитияотечественной социальной психологии
4. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии
Список использованных источников
 

1. Основные этапыистории социальной психологии
 
Социальную психологиюможно считать одной из самых древних областей знаний. Как только люди началиобъединяться в первобытные сообщества (семьи, роды, племена), возникланеобходимость во взаимопонимании, в умении строить и регулировать отношениявнутри сообществ и между ними. Из поколения в поколение передавались обряды,ритуалы, табу, выступавшие в роли регуляторов общественной жизни людей. Этизнания составляли первоначальную основу сведений о социально-психологическихявлениях и определили содержание донаучного этапа развития социальной психологии.На этом этапе социально-психологические знания, воззрения и их практическоеприменение были слиты и составляли единое целое.
Впроцессе развития человеческой мысли и практики большинствосоциально-психологических проблем было осознано в рамках философских воззрений.Этот этап формирования социально-психологических знаний условно обозначают как философский.Для мыслителей античноговремени, было обычным стремление строить глобальные теории, которые включали всебя суждения о человеке и его душе, об обществе и его социальном иполитическом устройстве и о мироздании в целом. Так, Платон (У в. до н. э.)видел единые начала для души и общества-государства. Разумное у человека —совещательное у государства (представленное правителями и философами);«яростное» в душе (на современном языке — эмоции) — защитное у государства(представленное воинами); «вожделеющее» в душе (то есть потребности) —земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве. Три исходных начала уПлатона вполне оправданно могут породить ассоциацию с современнымипредставлениями о трех компонентах социальной установки — когнитивном,эмоционально-оценочном и поведенческом.
Аристотель (IV в. до н.э.) в качестве основной категории в системе своих взглядов выделил, как мысказали бы сегодня, понятие «общение», полагая, что это инстинктивное свойствочеловека, составляющее необходимое условие его существования. Правда, общение уАристотеля имело более широкое содержание по сравнению с этим понятием всовременной психологии Оно означало потребность человека жить в сообществе сдругими людьми. Поэтому первичной формой общения для Аристотеля была семья, авысшей формой — государство. Идеи Аристотеля перекликаются с современнойконцепцией потребности людей в социальной идентификации и категоризации (X. Тэжфел,Д. Тернер и др.) или с современными представлениями о роли феномена«совместности» в жизнедеятельности групп (А. Л. Журавлев и др.)
Социально-психологическиевоззрения этого этапа эволюции науки Г. Олпорт (1968) объединил в большуюгруппу концепций, которые назвал простыми теориями с «суверенным» фактором. Дляних характерна тенденция найти простое объяснение всем сложным проявлениямчеловеческой психики, выделив при этом какой-то один главный, определяющий, апотому и суверенный фактор. Ряд таких концепций берут свое начало от философиигедонизма Эпикура (IV-III в. до н.э.) и находят отражение во взглядах Т.Гоббса(XVIIв.), А.Смита (XVIII в.), Дж. Бентама (XVIII-XIX в.) и др. Сувереннымфактором в их теориях было избрано стремление людей получить как можно большеудовольствия (или счастья) и избежать боли. Правда, у Гоббса этот факторопосредствовался другим — стремлением к власти. Но власть была нужна людям лишьдля того, чтобы иметь возможность получать максимум удовольствия. Отсюда Гоббс сформулировализвестный тезис о том, что жизнь общества есть «война всех против всех» и лишьинстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволил людямприйти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти. Идеипсихологии гедонизма находят свое место и в более позднихсоциально-психологических концепциях: у 3 Фрейда это «принцип удовольствия», уА. Адлера и Г. Лассуэла — стремление к власти как способ компенсации чувстванеполноценности; у бихевиористов — принцип позитивного и негативного подкрепления.
Основудругих простых теорий с суверенным фактором составляет симпатия. А.Смит (1759)полагал, что несмотря на эгоистичность человека есть какие-то принципы в егоприроде, которые порождают у него интерес к благополучию других. Проблемасимпатии и любви, а точнее говоря, доброжелательных начал в отношениях междулюдьми, занимала большое место в размышлениях теоретиков 18, 19 и даже 20веков. Предлагались разные типы симпатии по признакам их проявления ихарактера. А.Смит выделял рефлектороную симпатию как непосредственноевнутреннее переживание боли другого (при виде страданий другого человека) иинтеллектуальную симпатию (как чувство радости или огорчения за события,которые происходили с близкими людьми).
Понятия «любовь» и«симпатия» нечасто встречаются в современных социально-психологическихисследованиях. Но идея живет и на смену им пришли весьма актуальные сегодняпонятия сплоченности, кооперации, совместимости, сработанности, альтруизма,социальной взаимопомощи и т. д.
Несмотряна то, что в лучших образцах философской мысли прослеживался живой интересисследователей к социальному бытию человека и порождаемым им феноменам науровне массового сознания и индивидуальной психики, в своей научной формесоциальная психология не могла появиться раньше рубежа ХIХ –ХХ вв. – дляэтого требовалась совокупность определенных психологических, исторических,культурных предпосылок.
Успехии потребности развития различных отраслей научного знания способствовалинарастанию интереса исследователей к вопросам социальной психологии. Возник“социальный заказ” на новую науку, поскольку ее отсутствие стало сказываться насостоянии дел в других науках и различных сферах человеческой практики, аресурсами наук-прародительниц – психологии и социологии — объяснены быть немогли. Это связано, прежде всего, с 1) развитием языкознания; 2) накоплениемзначительных фактов в области антропологии, этнографии, археологии; 3) успехамии потребностями криминологии; 4) становлением массового производства иразвитием городов.
Особую роль в возникновении социальной психологии как науки сыграли рядтеорий: психология народов В.Вундта, теория психологии масс Г. Лебона и теорияинстинктов социального поведения У. Мак-Дугалла. Г.М. Андреева именует данныйэтап развития социальной психологии описательным, так как этоназвание отражает важную особенность подходов того времени: по типуфилософских, литературных и прочих эссе они описывали социально-психологическиеявления, содержали умозрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этойособенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления,большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия.
1. Психологиянародовкак одна из первых форм социально-психологическихтеорий сложилась в середине XIX в. в Германии. Непосредственными создателями теориипсихологии народов выступили философ М. Лацарус (1824-1903) и языковед Г.Штейнталь (1823-1899). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов иязыкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологиинародов». В ней сформулирована мысль о том, что главная сила истории народ, или«дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаяхи т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторойпсихической связи. Задача социальной психологии познать психологически сущностьдуха народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа.В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах В. Вундта(1832 –1920). В. Вундтразличал психологию физиологическую и психологиюнародов (на современном языке – социальную). С точки зрения ученого, физиологическаяпсихология — это экспериментальная дисциплина, но эксперимент не пригоден дляизучения высших психических функций — речи и мышления. В психологии народов,считал он, должны применяться другие методы — анализ продуктов культуры.Параллельно Вундт занимался двумя важными психологическими проблемами:проблемой самопознания человека посредством внутреннего наблюдения засобственным сознанием (интроспекция) и проблемой влияния психологии народа насознание конкретного индивида. Вундт рассматривал коллективную психику каксочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях, исчитал, что необходимо изучать те явления общественной жизни, которыеневозможно объяснить, исходя из особенностей сознания только одного конкретногосубъекта. Вундт выделил три основополагающих явления: язык народа, его мифы иобычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений,имеющихся у данного народа. Социально-психологическая роль мифов заключается втом, что они создаются всей культурой общества и поэтому определяют представлениялюдей, формируют их установки, влияют на вкусы и мнения о том, что являетсяхорошим и плохим. Обычаи представляют собой наиболее типичные способы поведенияв стандартных социальных ситуациях у конкретного народа и выполняютрегулирующую и контролирующую функции.
2. Психологиямасс родилась во Франции во второй половине 19 века. Истоки ее былизаложены Г.Тардом в «Законах подражания» (1903), где он сформулировал целый рядзакономерностей подражательного поведения, а также Дж. Болдуином (1895),выделившим различные формы подражания. Идеи Тарда были усвоенынепосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С.Сигеле (1868-1913) и французский социолог Г. Лебон (1831-1941). С точки зренияЛебона, типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание(что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций), резкоепреобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности разнымвлияниям), утрата личной ответственности (ведет к отсутствию контроля надстрастями). Главный вывод из этих наблюдений состоит в том, что масса всегда посвоей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен вождь, роль которогоможет выполнять элита.
ИдеиЛебона нашли понимание у З.Фрейда, который в своих работах по социальнойпсихологии активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. В целом,идея социального подражания, как основа поведения человека, оказаласьдостаточно жизнеспособной. Она приобрела новое и устойчивое звучание в теорияхнеобихевиоризма, а затем — социобихевиоризма, рассматривающих подражание моделикак основной путь социального научения (А.Бандура). В 80-х г.г. ХХ в. идеяподражания ярко заявлена в работах С.Московичи.
3. Теорияинстинктов социального поведения была разработана в трудах английскогопсихолога У.Мак-Дугалл (1871), переехавшего в 1920 г. в США. Автор данной теории оставил о себе память одним из первых учебников по социальнойпсихологии “Введение в социальную психологию”, изданном в 1908 году, которыйявляется точкой отсчета в оформлении социальной психологии как самостоятельнойнауки. Основная идея теории У. Мак-Дугалла заключалась в том, что основусоциального поведения человека составляют инстинкты – врожденныепредрасположенности к определенным реакциям, которые у человека в процессеприобретения собственного опыта и окружающей среды преобразуются в определенныечувства. Выражением инстинкта борьбы являются ярость и страх, инстинктаприобретения — чувство собственности, стадный инстинкт сопряжен с потребностьюв принадлежности к социальной группе (ему ученый придавал большое значениевследствие способности удерживать людей вместе) и т.п. Всего психолог перечисли7 пар взаимосвязанных инстинктов и эмоций.
 Всвоих трудах У.Мак-Дугалл предвосхитил многие идеи современной социальнойпсихологии (например, трехкомпонентная структура инстинктов и чувств). А идеявыделения самоуважения в качестве ведущего чувства, по мнению П.Н. Шихирева,легла в основу теории, возникшей в Европе уже в 60-70 гг. ХХ в. –этогенетической теории Р.Харре.
Описательныйпериод в развитии научной социальной психологии создал ряд крупных теорий,претендующих на объяснение социальной жизни человека и общества в целом. Былразработан ряд идей, так или иначе определивших направления научной мысли ХХ в.Социально-психологические феномены выделились в самостоятельный класспсихических явлений (таких как, коллективный, народный дух, подражание,внушение, поведение толпы, исторические типы мышления и сознания).
На рубеже 19-20 вв.социальная психология еще переживала период становления как самостоятельнойнауки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в социологических трудах (например,Э. Дюркгейма, остро ставившего вопросы влияния социальных факторов напсихическую жизнь индивидов; Ч. Кули, разрабатывавшего проблему отношений междуличностью и обществом).
В20-е годы XX в. оформляется научный этап развития социальной психологии.Его начало обычно связывают с работами В. Мёде (Германия) и Ф. Оллпорта (США).Они сформулировали требования превращения социальной психологии в экспериментальнуюдисциплину и перешли к систематическому экспериментальному изучениюсоциально-психологических явлений в группах.
2.Взгляды на предмет социальной психологии в некоторых психологических теориях
социальная психология
Научный этап развитиясоциально-психологической науки характеризуется тем, что она стремиласьзарекомендовать себя в научном мире как «законная» естественнонаучнаядисциплина. Это выразилось в акцентированном внимании лабораторнымэкспериментам, очень осторожном отношении к любой теории, не имеющейубедительных опытных подтверждений, в направленности на решение практическихзадач. В этот период возникли и оформилисьв самостоятельные течения как минимум четыре подхода к предмету социальной психологии.Каждый из них вторичен по отношению к общепсихологическим направлениям:бихевиоризму, когнитивизму, интеракционизму и неофрейдизму.
Бихевиоризм одним изпервых обратился к социально-психологической проблематике, т.к. его идеинаиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.В рамках бихевиоризма разрабатывался ряд идей, которые и сегодня представляютнесомненный интерес и ценность. Это проблемы социальной агрессии и ее возможныхдетерминант (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура), путей и методов социальногонаучения (Э. Толмен, Б. Скиннер, А. Бандура), технологий межличностноговзаимодействия и опосредующих его факторов (Г. Келли, Дж. Тибо, Дж. Хоманс).Бихевиоральная социальная психология создала свою практику активного обучения игрупповой психотерапии (прежде всего это группы навыков и умений).
 Бихевиоризмбыл ориентирован на модель «человека реагирующего», по образному выражению П.Шихирева. В послевоенные годы явственно обозначается ряд существенныхограничений этой модели, связанный с игнорированием специфики мыслительнойдеятельности конкретного человека. Этим обусловлено появление когнитивистскоймодель «человека думающего», хотя социобихевиоризм и сегодня находит в научныхкругах немалое количество сторонников.
 Когнитивизм- значительное явление в истории развития социальной психологии — возникаетна основе гештальтпсихологии, существенно дополненной и развитой в работах К.Левина и Ф. Хайдера. Р. Абельсон сформулировал положение, которое взначительной степени отражает суть социально-психологических воззрений когнитивизма:«Мой вариант каждого человека заставляет рассматривать его в большей степеникак Думателя, чем как Делателя». Таким образом, главный акцент сделан накогнитивные процессы, формирующие те или иные социальные реакции человека. Врамках когнитивизма развивались взгляды крупнейшего теоретика социальнойпсихологии середины XX в. К. Левина. К. Левину современная социальнаяпсихология обязана очень многим: не просто идеями и конкретными данными, ацелыми областями социально-психологического знания. Это учение о групповойдинамике и конкретные исследования в области сплочения, развития,взаимодействия личности и группы, лидерства и руководства; это методологияактивного социально-психологического обучения и принятия эффективных групповыхрешений; это подходы к пониманию и разрешению внутригрупповых и межгрупповых конфликтови многое другое. Под воздействием его идей сформировался устойчивыйсоциально-психологический взгляд на природу взаимосвязи человека и группы,личности и общества, взгляд с позиции динамической взаимосвязи ивзаимозависимости. В рамках когнитивизма сформированы чрезвычайно распространенныесегодня представления о механизмах социального познания (С. Аш, Д. Креч и Р.Крачфилд), технологиях убеждающей коммуникации и межличностного взаимодействия(Ф. Хайдер, Т. Ньюком, Л. Фестингер).
Ещеодним значимым теоретическим направлением, повлиявшим на развитиесоциально-психологического знания, является неофрейдизм. В его основележат ряд социально-психологических идей 3. Фрейда. Психоаналитическая социальнаяпсихология нашла свое выражение в различных теориях функционирования и развитиягруппы, причем основной моделью выступала группа психотерапевтическая (Байон,У. Беннис и Г. Шепард), а также в представлениях о ведущих социальных мотивахповедения человека (У. Шутц, Т. Адорно).
Символическийинтеракционизм — течение научной социально-психологической мысли,берущее свое начало не в индивидуально-психологических, а в социологическихпредставлениях о социальном поведении человека. Интеракционизм опирается навзгляды американского философа, социолога и социального психолога Дж. Мида.Основной интерес сосредоточен именно на осмыслении закономерностей социальногопроцесса, который представляет собой интеракцию, взаимодействие людей в рамкахконкретной социальной ситуации. Социальная ситуация не просто контекст, она значимыйфактор взаимодействия. Опираясь на данные ему культурой символические средства,прежде всего язык, человек интерпретирует, называет ситуацию. В зависимости оттого, как он ее интерпретировал, назвал, разворачивается взаимодействие междулюдьми. Особая заслуга интеракционизма в том, что он выделил в качествеважнейших чисто человеческие, символические аспекты общения — речь, жест,мимическое выражение чувства и другие. Как квинтэссенция символическогоповедения человека рассматривается социальная роль — устойчивая внешняя ивнутренняя позиция одного человека в отношении другого или социальной системы вцелом. В рамках символического интеракционизма сформировались теории, имеющиеогромное значение для современной социальной психологии. Прежде всего этотеории ролевого поведения (Т. Сарбин, Э. Гофман, Р. Линтон и др.) и референтнойгруппы как источника личных норм и ценностей человека (Т. Ньюком, М. Шериф, Г.Келли).
Научныйпериод развития социальной психологии богат эмпирическими открытиями,методическими находками (разработаны методики, которые позднее вошли во всеучебники в качестве классических), реальными практическими результатами. Вместес тем обозначилась и серьезная проблема: дальнейшее накопление лабораторногоматериала уже не способствовало формированию общей социально-психологическойкартины мира, она распадалась на отдельные фрагменты и эпизоды, которые к томуже не всегда имели место в реальной жизни людей. Освобождение от чар экспериментальногоподхода привело к кризису 1960-1970-х годов, когда было предложено многоальтернативных вариантов развития социальной психологии. Главный эффект этого кризиса —либерализация социальной психологии и освобождение ее от искусственностилабораторного эксперимента. В последние годы много больше внимания уделяетсяизучению социального поведения в естественных условиях, а также изучениюсоциального и культурного контекста с использованием методов наблюдения исовременных корреляционных методик.
3. Эволюция представлений о предмете социальной психологии в России
Поскольку психологическая наука в нашейстране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, Г.М.Андреева обозначает специфику социальной психологии как изучение закономерностейповедения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальныегруппы, а также психологические характеристики самих этих групп. К такому пониманиюсвоего предмета социальная психология пришла не сразу, и поэтому для уяснениявопроса полезно проанализировать содержание тех дискуссий, которые имели местов ее истории.
Традиционным был мнение о том, что истокиотечественной социальной психологии восходят к западной науке.Историко-психологические исследования показали, что социальная психология внашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной иотечественной социальной психологии происходило как бы параллельно.
Отечественная социальнаяпсихология возникла на рубеже 19 и 20 в.в. Путь ее становления имеет рядстадий: зарождение социальная психология в общественных и естественных науках,отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращениев самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальнойпсихологии. Таким образом, история социальной психологии в России имеет четырепериода.
Первый период (60-е г.г.19 в. – начало 20 в.).
Социально-психологические идеи в этот период успешноразвивались представителями общественных наук, прежде всего социологами. Дляистории социальной психологии большой интерес представляет психологическаяшкола в социологии (П.Л. Лавров, Н. И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К.Михайловский). Наиболее разработанная социально-психологическая концепциясодержится в трудах Н.К. Михайловского. По его мнению, социально-психологическомуфактору принадлежит решающая роль в ходе исторического процесса. Законы,действующие в социальной жизни, надо искать в социальной психологии.Михайловском принадлежит разработка психологии массовых социальных движений,одной из разновидностей которых являются революционные движения.
Действующими силамисоциального развития являются герои и толпа. Сложные психологические процессывозникают при их взаимодействии. Толпа, в концепции Михайловского, выступаеткак самостоятельное социально-психологическое явление. Вожак управляет толпой.Его выдвигает конкретная толпа в те или иные моменты исторического развития. Онаккумулирует разрозненные функционирующие в толпе чувства, инстинкты, мысли. Общественныенастроения являются фактором. Который должен учитывать герой, чтобы массы шлиза ним. Исследуя проблему общения между героем и толпой, м/л общение людей втолпе, он в качестве механизмов общения выделяет внушение, подражание,заражение, противопоставление. Главный из них – подражание людей в толпе.Основой подражания является гипнотизм. В толпе часто возникает автоматическоеподражание, «нравственная или психическая зараза».
Особое место впредреволюционной истории развития российской социальной науки занимает В.М.Бехтерев. В специальной социально-психологической работе «Предмет и задачиобщественной психологии как объективной науки» (1911) содержится развернутоеизложение его взглядов на сущность социально-психологических явлений, напредмет социальной психологии, методы этой отрасли знания. Через 10 летБехтерев публикует свой фундаментальный труд «Коллективная рефлексология»(1921), который можно рассматривать как первый в России учебник по социальнойпсихологии. Здесь он дает развернутое определение предмета социальнойпсихологии. Им является изучение психологической деятельности собраний исборищ, составляемых из массы лиц, проявляющих свою нервно-психическуюдеятельность как целое. На нынешнем языке – это изучение поведения коллективов,личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенностиих деятельности, взаимоотношениях их членов.
Бехтерев выделяетсистемообразующие признаки коллектива: общность интересов и задач, побуждающихколлектив к единству действий. В качестве социально-психологических феноменовВ.М. Бехтерев выделяет взаимодействие, взаимоотношения, общение, коллективныенаследственные рефлексы, коллективное настроение, коллективное творчество,согласованные коллективные действия. Объединяющими людей в коллективе факторамиявляются: механизмы взаимовнушения, взаимоподражания, взаимоиндукции. Особыйфактор – язык.
В.М. Бехтереврассматривал вопрос о методах этой новой отрасли науки. В его работе содержитсяописание большого эмпирического материала, полученного при примененииобъективного наблюдения, анкет, опросов. Эксперимент, поставленный им совместнос М.В. Ланге, показал, как социально-психологические явления – общение,совместная деятельность – влияют на формирование процессов восприятия,представлений, памяти. Работой этих ученых положено начало в Россииэкспериментальной социальной психологии. Их исследования положили началоособому направлению в психологии – изучению роли общения в формированиипсихических процессов.
Второй период (20-е годы– первая половина 30-х г.г. 20 в.).
Характерной особенностью развития социальнойпсихологии в этот период был поиск своего пути в развитии мировойсоциально-психологической мысли мысли. Этот поиск осуществлялся двумя способами:
1) в дискуссиях с основными школами зарубежнойсоциальной психологии;
2) путем освоения марксистских идей и применения их кпониманию сущности социально-психологических явлений.
Освоение марксизма в 20-30 г.г. осуществлялось в социальной и общей психологии совместно. Это было естественно и объяснялосьтем, что их представителями обсуждался ряд кардинальных методологическихпроблем: соотношение социальной психологии и индивидуальной; соотношениесоциальной психологии и социологии; природа коллектива как основного объектасоциальной психологии.
При рассмотрении вопросао соотношении индивидуальной и социальной психологии существовало 2 точкизрения. Ряд авторов утверждал, что если сущность человека, согласно марксизму,есть совокупность всех общественных отношений, то и вся психология, изучающаялюдей, есть социальная психология. Никакой социальной психологии наряду с общейякобы не должно быть. Противоположную точку зрения представляли взгляды тех,кто утверждал, что должна существовать только социальная психология.«Существует единая социальная психология, — утверждал В.А. Артемов, — распадающаяся на социальную психологию индивида и социальную психологиюколлектива». В ходе дискуссии эти 2 крайние токи зрения преодолевались.Преобладающими становились взгляды, что между социальной пихологией ииндивидуальной должно существовать равноправное взаимодействие.
Особое место в дискуссияхпо вопросу о перестройке психологии на основе марксизма занимал Г.И. Челпанов.Отстаивая позиции идеалистической психологии, он предложил разделить психологиюна 2 части – социальную психологию и индивидуальную. Социальная психологияизучает общественно детерминируемые психические явления. Она тесно связана сидеологией. Ее связь с марксизмом естественна. Собственно же психология должнаостаться эмпирической наукой, независимой от мировоззрения вообще и отмарксизма в частности. Таким образом, он признавал право социальной психологиина существование и ратовал за создание Института социальной психологии. Резкополемизируя с представителями авторитетного психологического направления –рефлексологии, Г.И.Челпанов утверждал, что задачей реформы психологии должнобыть не устройство собачников, а организация работ по изучению социальнойпсихологии.
Одним из направлений всоциальной психологии 20-30 г.г. было исследование проблемы коллектива. Обсуждалсявопрос о природе коллективов. Были высказаны 3 точки зрения.
1) Согласно первой точкезрения коллектив — простая сумма составляющих его индивидов.
2) Представители другойутверждали, что поведение индивида фатально предопределено общими задачами иструктурой коллектива.
3) Среднее положениемежду двумя крайними заняли представители третьей точки зрения, согласнокоторой индивидуальное поведение в коллективе изменяется, вместе с темколлективу как целому присущ самостоятельный творческий характер поведения.
В детальной разработкетеории коллектива участвовали многие социальные психологи – Б.В. Беляев, А.С.Залужный, М.А. Рейснер, Г.А. Фортунатов и др. Таким образом, вопросотносительно предмета социальной психологии не был решен. С одной стороны,социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминациипсихических процессов, и сторонники этой точки зрения справедливо утверждали,что вся психология социальная и никакой другой социальной психологии не надо.Те же, кто считал задачей социальной психологии исследование личности вколлективе и самих коллективов, — не смогли предложить адекватное решениепроблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию.
В результате борьбымнений закрепилось понимание социальной психологии как науки о социальнойдетерминации психики. Так как в этом случае никакого самостоятельного статусадля социальной психологии не предполагалось, попытки построения ее как самостоятельнойдисциплины (или хотя бы как части психологической науки) прекратились надовольно длительный срок.
Третий период ( втораяпол. 30-х г.г. – вторая половина 50-х г.г. ХХ века).
Во второй половине 30-х г.г.ситуация резко изменилась. Началась изоляция отечественной науки от западнойпсихологии. Перестали публиковаться переводы трудов западных авторов. Внутристраны возрос идеологический контроль за наукой. Это порождало боязньисследовать социально острые вопросы. Наступил перерыв в развитии российской социальной психологии.
Кроме общеполитической ситуации,причины этого перерыва заключались в практической невостребованностирезультатов исследований. Изучение мнений, интересов, настроения людей,психологической атмосферы в обществе были никому не нужны. Более того, тот фактчто социальная психология в тоже время продолжала развиваться на Западе врамках немарксистской традиции, привел некоторых психологов к отождествлениюсоциальной психологии вообще с ее «буржуазным» вариантом, исключив самувозможность существования социальной психологии в нашей стране. Само понятие«социальная психология» стало синонимом реакционной дисциплины.
Но это был перерыв всамостоятельном существовании социальной психологии, что не исключало реальногосуществования отдельных исследований, являющихся по своему предметусоциально-психологическими. Эти исследования были продиктованы потребностями педагогическойпрактики. Определяющими облик социальной психологии были работы А.С. Макаренко.В историю социальной психологии он вошел как исследователь коллектива ивоспитания личности в коллективе. Стержневая идея социально-психологической концепцииА.С. Макаренко – единство коллектива и личности. Это определило егопрактическое требование: воспитание личности в коллективе, посредствомколлектива и для коллектива.
Четвертый период (вторая половина50-х – первая половина 70-х г.г. ХХ века).
В этот период сложилась особаясоциальная и интеллектуальная ситуация в стране. «потепление» общей атмосферы,ослабление администрирования в науке, снижение идеологического пресса,демократизация во всех сферах жизни обусловили возрождение творческойактивности ученых. Для социальной психологии было важно то, что возрос интереск человеку. Начался период возрождения социальной психологии. Формально началовозрождения связывают с дискуссией по социальной психологии. Эта дискуссияначалась публикацией А.Г. Ковалева «О социальной психологии» в Вестнике ЛГУ,1959, №12. Дискуссии продолжились на 11 съезде психологов СССР, на страницахжурналов «Вопросы психологии» и «Вопросы философии».
Основная полемика касалась двухвопросов:
1) понимания предмета социальнойпсихологии и соответственно круга ее задач;
2) соотношение социальнойпсихологии с психологией, с одной стороны, и с социологией с другой.
Во вопросу о предмете психологиисложилось 3 подхода.
Первый, который получилраспространение в основном среди социологов, понимал социальную психологию какнауку о массовидных явлениях психики. В рамках этого подхода разныеисследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение,например, изучение психологии классов, других больших социальных общностей. Вдругих случаях больше внимания уделялось формированию общественного мнения. Предметомизучения социальной психологии многие социологи считали общественную психологию– уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп(классов).
Второй подход, главным предметомисследования социальной психологии видит напротив личность. С одной стороны,больший акцент ставился на психологические черты, особенности личности,типологию личностей. Другие ученые выделяли положение личности в группе,межличностные отношения, всю систему общения.
Третий подход к каком-то смыслесинтезировал два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена как наука,изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Врамках этого подхода предприняты попытки дать перечень основных проблемсоциальной психологии. По мнению Б.Д. Парыгина социальная психология изучает:
— Социальную психологию личности;
— Социальную психологию общностей иобщения;
— Социальные отношения;
— Формы духовной деятельности.
— Согласно В.Н. Мясищева, социальнаяпсихология исследует:
1) изменения психическойдеятельности людей в группе под влиянием взаимодействия;
2) особенности групп;
3) психическую сторону процессовобщества.
В 70-х г.г. завершилось организационное становление социальнойпсихологии. Произошла институционализация ее как самостоятельной науки. В 1962году организована первая в стране лаборатория социальной психологии в ЛГУ; в 1968 г. – первая кафедра социальной психологии в том же университете; в 1972 г. – аналогичная кафедра в МГУ. В институте психологии АН СССР в 1972 г. создан первый в стране сектор социальной психологии.
4. Предмет, структура и задачи современной социальнойпсихологии
 
Специфику науки, возможность ее отделения от другихнаук определяет ее предмет. Краткий исторический экскурс показал, что нетобщепринятого представления о предмете социальной психологии. Каждоепсихологическое направление по-своему решает вопрос о его содержании. Вкачестве такового рассматриваются поведение индивидов как функция социальныхстимулов (Джонс, Джерард), зависимость и взаимозависимоть между индивидуальнымиповедениями (Зайонц), символическое поведение людей (С. Московичи). Г.Олпорт,подводя некоторый итог развития американской социальной психологии в конце 60-хгг., видел цель этой дисциплины в объяснении того, как реальное, воображаемоеили предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства иповедение индивидов.
В настоящее время существуют различные взгляды напредмет современной социальной психологии. Автор одного из самых известныхучебников по социальной психологии в качестве предмета этой науки выделяетсовокупность явлений, определяющих то, «как люди думают друг о друге, влияютдруг на друга и относятся друг к другу». Исходя из этого и учебный материал вданном пособии разделен на 3 части:
1 часть «Социальное мышление»: рассматриваются вопросысамовосприятия, восприятия других людей, природа и способы формированияубеждений и суждений; соотношение между поведением и установками.
2 часть «Социальное влияние»: представлены результатыисследования влияния культуры на человека, конформизма, влияние группы начеловека, групповые процессы и др.
3 часть «Социальные отношения»: анализируютсяпсихологические основы предрассудков, агрессии, дружбы, любви, конформизма,конфликтного взаимодействия и другие вопросы отношений.
В отечественной науке, в силу долгого доминированияодной философской системы, картина не столь пестрая, но единства в пониманиипредмета социальной психологии также нет.
Предметом социальнойпсихологии по Н.И. Шевандрину является факты, закономерности и механизмы поведения,общения и деятельности людей включенных в социальные группы, а такжепсихологические закономерности самих групп.
Б.Д. Парыгин считал, чтопредметом социальной психологии должны выступать социальная психологияличности, социальная психология общностей и общения, социальные отношения,формы духовной деятельности. В.Н. Мясищев полагал, что социальная психологияизучает психическую деятельность людей в группе под влиянием взаимодействия,особенности групп и психическую сторону процессов общества. Другие российскиеавторы обосновывали позиции, что предметом социальной психологии являетсяизучение закономерностей возникновения, функционирования и проявлениясоциально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различныхсферах, в нормальных, осложненных и экспериментальных условиях.
Г.М. Андреева, один из ведущих российских специалистовв методологических вопросах социальной психологии, в результате длительнойдискуссии между российскими философами, психологами и социологами, сформулироваласледующее определение социальной психологии: «Социальная психология – наука,изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленныефакторами их включения в социальные группы, а также психологические характеристикиэтих групп».
Предметсоциальной психологии определяет ее структуру. Основными разделамисоциальной психологии являются следующие:
1.Психология совместной деятельности и общения. В рамках данного разделаизучаются психологические факты, закономерности и механизмы общения ивзаимодействия людей при совместной деятельности. В данном случае совместнаядеятельность понимается как организованная система совместной активностииндивидов, направленная на производство материальных и духовных объектов.
2.Социальная психология личности. В отличие от психологии личности,социальную психологию интересуют особенности проявления и формирования личностив различных общностях людей. Личность при этом рассматривается как системноекачество, которое приобретает индивид, взаимодействуя с социальным окружением.
3.Психология межличностных отношений. Данный раздел социальной психологиипосвящен анализу психологических характеристик взаимоотношений между субъектами(проявление симпатии/антипатии, совместимости, срабатываемости).
4.Психология социальных групп. Особое место в социальной психологиизанимает проблема больших и малых групп. Исследователей интересуют процессывозникновения, функционирования и развития различных групповых общностей,особенности влияния группы на личность и др.
Социальнаяпсихология решает широкий спектр задач. Обозначим лишь некоторые из них,сгруппировав по трем областям: теоретической, сфере образования и социальнойпрактики.
В области теории важнейшими задачами социальнойпсихологии являются:
— разработка социально-психологических концепций, адекватных социальнойдействительности, позволяющих давать научное объяснение актуальныхсоциально-психологических проблем и разрабатывать программы их разрешения;
— участие в комплексном изучениичеловека и социальных процессов;
— обобщение эмпирических данных иразных теорий, определение перспективных направлений развития социальнойпсихологии и др.;
В сфере образования выделяют следующие задачи:
— разработка практических рекомендаций по механизмам оптимальной социализацииличности;
— повышение социально-психологической культуры (развитие навыков общения,взаимодействия, управления и т.д.);
— разработка и внедрение социально-психологических методик повышения качестваобучения и личностного развития молодежи и др.
В социальной практике
— разработка социально-психологических методов позитивного влияния на личность игруппу;
— повышение эффективности деятельности человека и группы в разных сферах врезультате максимального использования социально-психологических механизмов;
— участие в разрешении актуальных социальных проблем человечества и др.
 Решениеуказанных задач социальной психологии возможно благодаря использованиюнаучно-психологических методов.

Список использованныхисточников
1. Лавриненко В.Н. Социология / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ,2002.
2. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций /Руденский Е.В. –М.: ИНФРА-М – Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.
3. Майерс, Д. Социалная психология / Майерс, Д. – СПб., 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.