Реферат по предмету "Управление"


История становления и современные концепции управления

План: 1.Становление и развитие теории и практики управления. 2.Классическая школа управления. 3.Неоклассическая школа управления. 4.Современные концепции управления. 1. Становление и развитие теории и практики управления. Возникновение управление связанно с необходимостью достичь целей, которые невозможно достичь в одиночку. Это были прежде всего хозяйственные оборонные и другие цели, которые требовали совместных действий

людей, разделения функций между ними и координации коллектива. В доисторическую эпоху возникли охотничьи племена, скотоводческие кочевые племена, земледельческие общины. Эти три способа предлагали разделение людей на две группы: на тех кто занят трудовой деятельностью и на тех кто управляет ими. Между этими двумя группами стали складываться определенные отношения – отношения управления. Следующим этапом развития управления стало образование аппарата государства.

Один из крупнейших исследователей истории управления Л. Маморорд охарактеризовал данный этап в своей работе "Миф машины". Для данного этапа характерно создание аппарата управление в государственном масштабе с четкими разделением труда, командной иерархией, стандартизацией, проектированием и планированием. Создание государства существенно раздвинуло границы человесеских возможностей.

Создание государства обусловило и возникновение городов. Черпая ресурсы из большого разнообразия человеческих способностей, город создал эффективное средство организации управления, основанные на богатейшем ансамбле квалификаций, способностей и интересов. Однако, при своем многообразии форм городского самоуправления города не могли заменить собой государство, ибо задачи управление города и государства не идентичны, и города-государства оказались весьма хрупкими

организациями. Следующим этапом является развития управления, связанный с возникновением и распространением христианства. Новыми социальными инструментами уже в настоящем становятся бенедиктинские монастыри, которые представляли собой небольшие группы людей, принимавших труд по завету святого Бенедикта Нурсийского не как проклятие раба, но как моральный и религиозный долг свободного человека В этих монастырях сохранялась и власть, и дисциплина, и субординация.

Но принадлежность к монастырю была добровольной, контакты были личными, физические и интеллектуальные занятия были тщательно продуманы и организованы по чинам Бенедиктовцы понимали, что даже самый благородный труд притупляет мысли и чувства Поэтому уже к XI столетию создали и широко использовали сберегающий труд энергетические машины. Бенедиктовская система показала, как эффективно может быть выполнена любая работа, когда она упорядочена,

когда принуждения заменяют сотрудничеством, когда используются все способности человека. Аналогичные выводы можно сделать и рассматривая опыт управления экологической деятельностью монастырей в России, где монастыри как хозяйство отличались высокой культурой, четкой организацией и духом сотрудничества. В России сложилась новая форма трудовой деятельности - артель. Каковы же отличительные особенности русской артеликак формы управления.

Во-первых, артель была добровольным товариществомсовершенно равноправных работников, которые на основе взаимопонимания и взаимовыручки могли решать практически любые хозяйственные и производственные задачи. Во-вторых, члены артели были связаны между собой круговой порукой. Эта ответственность друг за друга важнейший отличительный признак. В третьих, в артели, как в любой организации, один из членов выполнял распорядительные функции, но

если он пытался эксплуатировать других членов артели, то такие попытки жестоко пресекались. В руководителях артели ценилась твердая воля, выражающоя интересы артели, но не подавляющая самостоятельнось ее рядовых членов. Артель можно рассматривать как самоуправляемый трудовой коллектив. II Эпоха технической революции позволила создавать новые энергетические машины, оптические и измерительные инструменты, принципы организации массового производства, автоматы и программирование.

Однако регулярность, эффективность и планомерность монастырского труда в XIX стали вытесняться разделением труда на отдельные примитивные операции. В месте с тем к началу XX века стали складываться определенные предпосылки для становления научного управления. Возникновение научного управления обычно связывают с работами Ф. Тейлора, в частности с выходом в свет в 1911 году его книги "

Принципы научного управления". Ф. Тейлор инженер по образованию – создал первую систему научного управления. Цель системы Тейлора – обеспечить максимальную прибыль владельцу предприятия, заставляя рабочего трудиться с предельным напряжением сил. Основные положения системы Тейлора: нормализация приемов и условий работы выполнение каждым работником только той работы, на которую он наиболее способен отбор работников на основе научно определенных признаков, их обучение и тренировка

точные инструкции каждому работнику специальная подготовка работников учет и контроль всех видов работ отделение административной работы от исполнительной, введение института мастеров, осуществляющих руководство рабочими попытка объединить сотрудничество администрации и работников. Современником и в значительной мере единомышленником Тейлора был Эмерсон. Лингвист по образованию, он в 23 года возглавил отделение лингвистики университета

штата Неброска. Через 6 лет Эмерсон оставил научную карьеру и стал заниматься банковскими и торговыми операциями, затем выполнял экономические и инженерные работы для железной дороги, представляя интересы одного британского синдиката в США, Мексике и Канаде, некоторое время управлял компанией по производству стекла. Главная работа Эмерсона – "Двенадцать принципов производительности" вышла в свет в 1912 году. Главное внимание в этой работе уделено концепции "производительности", то есть эффективности,

под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами. Первым принципом "производительности" по Эмерсону, является четкое определение идеалов и целей. Второй принцип "производительности" – здравый смысл. Анализируя основные статьи баланса внешней торговли

США начала века и обнаруживая превышение вывоза природных ресурсов над ввозом, Эмерсон приходит к выводу, что с точки зрения долговременных национальных интересов такая торговля лишена здравого смысла. О здравом смысле в этом понимании не мешало бы подумать и нынешним российским предпринимателям и чиновникам, осуществляющим внешнеторговые операции в конце 20 века. Третьим принципам "производительности" Эмерсон считал компетентную консультацию.

Суть этого принципа состоит в умении руководителя воспринимать компетентное мнение специалистов и учитывать его при окончательном выборе решения. Четвертый принцип – дисциплина. Этот принцип трактуется прежде всего как безусловное подчинение руководителю т.е. как исполнительская дисциплина. Пятый принцип – справедливое отношение к персоналу не только вознаграждение за выполненную работу, но и но и умение использовать работника на той работе, где он может максимально раскрыть свой

способности. Шестой принцип – быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. Под учетом понимается документирование. Седьмой принцип – диспетчирование Восьмой принцип – нормы и расписания. Выдвигая в качестве основной задачи производительности постоянное повышение результата при неуклонном сокращении затрачиваемых усилий, Эмерсон приходит к выводу, что для получения желаемого результата легче соблюдать определенный темп

и ритм работы. Девятый принцип сформулирован как нормализация условий. Суть этого принципа состоит в определении оптимальных условий для деятельности работника. Десятый принцип – нормирование операций, которые предполагает деление всей работы на стандартные операции и их выполнение по определенному плану в четко обозначенное время и в заданной последовательности. Одиннадцатый принцип – написание стандартных инструкций.

При написании стандартных инструкций необходим взвешенный подход, позволяющий отобрать оптимальный вариант деятельности и решения управленческих задач и распространять этот опыт во всех подразделениях фирмы. Двенадцатый принцип – вознаграждение за производительность. К классической школе управления можно отнести и Генри Форда. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства

автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления им были положены следующие принципы: максимум разделения труда, специализация, расстановка оборудования по ходу технологического процесса, механизация транспортных работ, регламентированный ритм производства продукции. К теоретикам классической школы управления относят и французского ученого А. Файоля. В работе "Общее и промышленное управление",

Файоль определяет функции, принципы и элементы управления. В качестве важнейших функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная. Техническая – функция охватывает технические операции, такие, как производство, выделка, обработка. Без этих операций невозможно производство. Коммерческая функция включает операции по покупке, продаже и обмену.

Процветание промышленного предприятия часто зависят от умения покупать и продавать. Финансовая функция подразумевает привлечение средств и распоряжение ими. Ни одно предприятие не может существовать без этой функции. Для обеспечения успеха следует четко представлять финансовое положение предприятия. Страховая функция это прежде всего страхование и охрана имущества предприятия.

Учетная функция охватывает бухгалтерские операции, калькуляцию, учет, статистику. Эта функция подобна органу зрения, благодаря которому создается возможность оценить достигнутые результаты и определить перспективы развития. Административная функция представляет выработку общей программы работы предприятия, формирование переноса, координацию усилий и обеспечение взаимодействия всех подразделений предприятия. В работе "Общее и промышленное управление" определяются также принципы и элементы

управления. К числу важнейших принципо управления, по Файолю, относятся: разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядительства, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение, иерархия, порядок, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. К числу важнейших элементов управления отнесены: предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль. III

С возникновением административной школы специалисты начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организаций в целом. Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. "Классически" старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы,

пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание "Универсальных принципов" управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одна из них была разработка рациональной системы управления организаций. Определяя основные функции бизнеса теоретики – "классически" были уверенны в

том что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. В качестве важнейших функций управления выделяют следующие. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Основоположниками неоклассической школы принято считать Элтона Майо и Мэри Паркер Фоллетт, которая впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнение

работы с помощью других лиц". Профессор Гарвардского университета Мэйо выдвинул теорию "человеческих отношений" в управлении. Суть идей Мэйо состоит в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Важнейшими элементами системы "человеческих отношений" являются: система взаимных связей и информации", система бесед, исповедей с рабочими, участие

в принятии решений, организации неформальных групп и управление ими. Рассматривая в качестве объекта управления поведение отдельного человека, немецкий ученый Вебер создал свою концепцию. При этом Вебер свел конкретные социальные условия, в которые интегрируется носитель действия, в четыре группы: 1.Традиционное социальное действие, основанное на влиянии традиций, норм морали, национальных особенностей. 2.Целенаправленное социальное действие – это действие, обладающее

наивысшей степенью рациональности, так как достижение конкретной цели предусматривает изыскание самых оптимальных средств для ее достижения. 3.Целостно-рациональне действие, при котором приоритетное значение имеют ценностные характеристики социальной системы. 4.Аффективное действие – осуществляется в экстремальных ситуациях. Этот тип действий дает результаты, которые трудно постичь с точки зрения общепринятых стандартов.

Использование на практике теории "человеческих отношений" дало интересные результаты в Японии, что получило выражение во всеобщем участии работников в управлении качеством. IV Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны, сделали изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого направления можно упомянуть

Криса Арджириса, Дугласа Мак Грифа. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия. Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившиеся прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании свих собственных возможностях на основе применения концепций поведенческих наук к построению организаций и управлению ими.

В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Поведенческий подход стал настолько популярен, что он почти полностью охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал "единственный наилучший путь" решения управленческой проблемы. Его главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет

способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Итак, несмотря на многие важные положительные результаты, бихевиористский подход иногда оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех что исследовали его приверженцы.

Используемая литература 1."Основы менеджмента" Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури Москва, Издательство "Дело", 1999 г. 2."Основы менеджмента в торговле" В.В. Лукашевич, Москва, Экономика, 1996 г. 3."История менеджмента" Э.А. Уткин, Москва, 1997 г.

4."Управление, нацеленное на результаты" Питер Ф. Драккер Политическая школа бизнеса 1994 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.