Реферат по предмету "Психология"


Проблема соотношения души и тела в учении Р. Декарта

Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Новосибирскийгосударственный педагогический университет»
Институтфилологии, массовой информации и психологии
Кафедраспециальной психологии
Реферат подисциплине
«Историяпсихологии»
Проблемасоотношения души и тела в учении Р. Декарта
Новосибирск2010

Рене Декарт родился 11февраля 1650 года в городе Лаэ. За свою жизнь стал великим математиком,физиком, физиологом, философом. Основателем философии Нового времени принятосчитать именно Рене Декарта. Основным методом, которым пользовался Декарт –сомнение во всем, особенно в том, что более очевидно. Выбор метода для негооснова, он говорит: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода.Поэтому в 1637 Декарт издает свой труд «рассуждение о методе». Длядуши он избирает метод интроспекции или самонаблюдения, а для тела эксперимент.Это говорит о принципе Декарта, что тело и душа – разные субстанции.
Его философию называютдуалистической, то есть подразумевает равенство материального и идеального, нопри этом, они могут существовать отдельно друг от друга. Декарт, сравниваятелесную и духовную субстанцию говорит о их противопоставлении друг другу. Этохорошо видно из его книги под названием «Сочинения в двух томах», гдеон пишет о «полнейшей разнице, существующей между духом или душой человекаи его телом». Эта разница заключается в том, что тело делимо, а душа нет. Деятельностьдуши невозможно объяснить механическими принципами, считал Декарт. Именно душа– инструмент познания. Интересно, что Декарт под мышлением понимал не толькомыслительные операции человека, но так же и чувства, ощущения, то есть все, чтомы осознаем, поэтому, психику, философ сравнивает с сознанием, котороепротивопоставляется телу. Сознание включает в себя идеи. Декарт выделяет тривида идей:
· Порожденныесамим человеком;
· Приобретенные;
· Врожденные;
Идеи, порожденные самимчеловеком возникают в результате его собственного опыта, это то, что человекприобретает в процессе жизни. Но эти идеи, по Декарту, дают знания о каких – тоотдельных явлениях.
Приобретенные идеи, этоте, которые человек получает из книг, опыта других людей. Это более совершенныеидеи, поскольку основываются на опыте разных людей, разных знаний, а не наопыте одного человека.
Врожденные идеи Декартсчитал наиболее точными. Они содержатся в разуме, это идеи, которые содержат всебе истину. Философ относил сюда такие виды идей как идtиБога, Идеи «Я» и идеи числа. Причем это знания, которые доступнычеловеку сразу после рождения и для них не нужны остальные вышеперечисленныевиды идей. Этот подход к познанию принято называть рационализмом. Такимобразом, наибольший вклад в развитие рационализма, превращение его вфилософское направление, вложил Рене Декарт. После него рационалистическаятеория познания развивалась в рамках других философов (Лейбниц, Спиноза)
Декарт делает вывод онезависимом существования души и тела. Раз эти две субстанции абсолютнопротивоположны друг другу, значит, они и не нуждаются друг в друге. Более того,Декарт выделяет разные свойства души и тела. Для души, основным свойствомявлялось мышление, а для тела – протяжение. Тело человека, вся природа,небесные тела, растения и животные – это материальные вещи. Душа – этосубстанция, которая состоит в одном мышлении. Для Декарта высшая форма мышления– рефлексия.
Рене Декарт как физик ифизиолог своего времени сопоставляет тело человека с автоматикой. Он даеткраткое описание о таких функциях нашего организма как пищеварения,кровообращение. Рассматривая влияние нервов на работу внутренних органов,Декарт пришел к выводу о «животных духах». Эти «Животные духи»по Декарту, обеспечивают движения нашего тела, они очень подвижны и малы поразмеру. Духи находятся в мускулах и могут свободно переходить из одногомускула в другой. Получается, что когда дух выходит из мускулы он растягиваетсяи ослабевает, а другой мускул, в который заходят эти духи начинает сокращается,в следствии этого происходит движения той или иной части тела. Таким образом,Декарт объясняет непроизвольные движения человека. Этими выводами Декартописывает рефлекс, но сам термин не вводит.
По моему мнению, вфилософии Декарта существуют противоречия самому себе. С одной стороны, онговорит о несовместимости двух субстанции – души и тела, и это ясно выражено изего слов: «душа всецело и поистине разделена с моим телом и может быть исуществовать без него», но, с другой стороны, Декарт говорит что, душа вдействительности связана с телом. Об этой связи говорит самонаблюдение, опыт.Физиологические потребности, восприятия цвета, вкуса, запаха, тепла – этопродукт совокупности души и тела, которые Декарт назвал страстями.
Страсти могут бытьпервичными и вторичными. Первичные – это симбиоз тела и души. Их главная задача– оповещать душе, что полезно, а что нет. Это такие страсти как удивление,печаль, радость, ненависть, любовь, желание. Все прочие страсти – это видыпервичных, ведь именно первичные страсти могут приобщить нас к истинным благам.Благодаря страстями происходит единение тела и души, наслаждение жизнью.Однако, Декарт говорит что страсти нужно воспитывать, потому что они не всегдамогут принести пользу человеку. По средствам этих страстей, Декарт указывает,что и тело может влиять на душу, когда пробуждает в ней страсти в виде чувств,эмоций.
Важно отметить, чтодуша по Декарту связана лишь с человеческим телом, ведь животные души не имеют.То, как животные демонстрируют своё поведение, Декарт называл автоматизмом природыи не признавал мнения, что животные могут думать. Этот вывод позволил Декартукак физиологу, хирургическими методами изучать живых животных. Даже когдаживотные начинали вопить, скулить от боли, Декарт был убежден, что это все,механизм природы, по которому животные и живут. Философ писал: "…Животныеразума не имеют, и природа в них действует согласно расположению их органов,подобно тому как часы, состоящие только из колес и пружин, точнее показывают иизмеряют время, чем мы со всем нашим разумом". Этими словами Декарт ещераз доказывает об отсутствии психики у животных.
У человека же, считалДекарт, душа связана со всем телом, главным образом в железе, которая находитсяв середине мозга, называя ее «седалище души». Это шишковидная железа,находящаяся в промежуточном мозге. Душа может улавливать движения живых духов,которые в свою очередь могут её приводить в различное движение. Между тем, душасама может вызвать движения, под действием впечатлений. Декарт считал, чтосуществует зависимость нашего тела от движений железы, в которой находитсядуша. Декарт говорил, что более его удивляет существование ее у животных.
Душа действует на «духи»,окружающие её, которые в свою очередь, направляются в мускулы. Благодаря этому,железа, в которой находится душа, обеспечивает движения нашему телу. Душаспособна мыслить, утверждал Декарт, и поэтому именно человеческая душа способнадать поступающую информацию о внешнем мире.
Я считаю, что вкладРене Декарта в развитие психологии и философии велик. Декарт оченьразносторонняя личность, и, поэтому вкладывая в философию новые знания, онопирается на знания физики, физиологии, математики, где так же преуспел какученый. Декарт развил в философии рационализм, а его метод называютрационалистическим. Декарт первый кто развеял устоявшееся утверждение о том,что только душа может влиять на тело, но само влияние тело на душунезначительно. Эту идею можно назвать революционной. Декарт разграничивает двесубстанции души и тела, но, отмечает, что они могут влиять друг на друга. Теловлияет на душу с помощью страстей, а душа, которая находится в мозге действуетс помощью «духов». Только в человеке эти две субстанции могутсоединятся и именно этот симбиоз делает человека человеком. Эти идеи сломали стереотипо полной власти души над телом, даже те функции, которые раньше относили кдуше, стали приписываться телу. Так, к примеру, если вспомнить Средние века, тофункции души это и мышление, и восприятие, здравый смысл и прочее, но Декартутвердил только одну способность души – это мышление. Ведь мышление по Декартуэто духовный акт. Декарт вводит методы в философии для души – самонаблюдение,для тела – эксперимент, тем самым положил начало объективным методам.

Список литературы
1. Ждан,А.Н. История психологии: От античности до современности / А.Н. Ждан. – М.:Академический проект, 2007. – 112-119 c.
2. Марцинковская,Т.Д. История психологии. Учеб.пособие для ВУЗов (гриф) / Т.Д. Марцинковская. –М.: Академия, 2007. 105-116 c.
3. Рассел,Б. История западной философии / Б. Рассел.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.