Реферат по предмету "Психология"


Профилактика конфликтности и пути разрешения конфликтов в органах внутренних дел

Профилактикаконфликтности и пути разрешения конфликтов в органах внутренних дел

Введение
 
Современноеразвитие общества, характеризующееся опасным расширением зоны правовогоотчуждения населения и властных структур, вызывает насущную необходимостьпоиска новых технологий формирования личности, предъявляет качественно инойуровень требований к содержанию правоохранительной деятельности и носителямвластных полномочий.
Цельюданного учебного пособия является оказание теоретической и практической помощикурсантам высших и средних образовательных учреждений МВД России, изучающих«Конфликтологию» в качестве учебной дисциплины, а также сотрудникам ОВД прирешении комплекса задач, которые поставлены перед ними практикой профилактики иуправления конфликтами в правоохранительных организациях.
Впервыедля решения проблем профилактики, предупреждения и разрешения конфликтарекомендуется использовать диспозитивно-личностный подход, представляющий собой совокупностьпринципов и организационно-педагогических меры, средств конструктивного разрешенияпротиворечий, позитивного изменения межличностных отношений и самореализации впрофессиональной деятельности.

Цели и задачи профилактики конфликтов в органах внутреннихдел
В процессе выполнениясвоих функциональных задач органы внутренних дел вступают в управленческие иорганизационные отношения (как внутрисистемные, так и внешние) с различнымиэлементами государственных структур. Эти отношения могут быть вертикальными(власти – подчинения) и горизонтальными (сотрудничества – согласования).
Правоохранительнаясистема, в которую входят система правовых норм и система государственныхорганов, обеспечивающих законность и правопорядок, является предметомотдельного изучения, причем многих юридических дисциплин. Системаправоохранительных органов характеризуется следующими положениями: наличиемэлементов (подсистем); субординационными и координационными связями подсистем;целостностью и качественным своеобразием; относительной самостоятельностью.
Каждая из подсистемправоохранительных органов проявляет себя в двух видах: как управляющий субъекти как управляемый объект. Любые их звенья служат одновременно управляющей иуправляемой системами. Например, УВД субъекта федерации по отношению к МВДРоссии является объектом управления, но вместе с тем выступает и как субъектуправления по отношению к территориальным отделам милиции, дислоцированным вобласти. Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые иобратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд,управленческих решений (приказов, указаний, распоряжений). Обратная связьпоступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд илипричинах их неисполнения. В ходе реализации прямых и обратных связей междусубъектами и объектами управления в ОВД системе могут возникать и возникаюторганизационные конфликты.
Система управления,традиционно сложившаяся в российских ОВД, является линейно-функциональной, иливертикальной структурой управления, в которой все подчиняются по цепочке снизувверх. Этот тип системы часто сравнивается с пирамидой, так как по мереприближения к вершине (продвижения по службе) число руководителей длясотрудника уменьшается и может стать вовсе незначительным при достиженииопределенной должности.
В зависимости от цели,характера выполняемых действий и компетенции государственных органов поразрешению социальных конфликтов, различаются следующие виды правоохранительнойдеятельности: конституционный контроль; охрана общественного порядка; выявлениеи расследование преступлений; прокурорский надзор; защита прав и законныхинтересов граждан, предприятий, организаций и учреждений; рассмотрение судамидел, отнесенных к их компетенции; общественная правоохранительная деятельность.
В процессеправоохранительной деятельности личность включается во множество отношений –экономических, юридических, политических, моральных, культурных и иных,составляющих основу социальной структуры общества.
Необходимо отличатьправоохранительную деятельность от правоприменительной деятельности, котораяпредставляет собой систему разнородных действий основного и вспомогательногохарактера и «состоит в разработке и фактическом осуществлении организационныхмер, направленных на то, чтобы обеспечить претворение предписаний правовых нормв жизнь»
Органы внутренних дел,осуществляя управленческие функции, выполняют также профилактические,воспитательные задачи, хотя это и выходит за рамки чисто правоприменительныхопераций. Тем не менее, воспитательная деятельность органов внутренних делнакладывает отпечаток и на их действия по применению юридических норм.
Стадии применения правасоответствуют стадиям любой управленческой деятельности:
·         сбор и оценкаинформации;
·         принятие решения;
·         обеспечение егореализации.
Как и всякаяуправленческая деятельность, применение права должно основываться на полной идостоверной информации, обеспечивающей предвидение последствийправоприменительной деятельности. Вышестоящие ОВД осуществляют реализациювластных полномочий по управлению правоприменительной деятельностью подчиненных.
В основе взаимоотношенийвышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел находится принцип сочетанияцентрализации и децентрализации. Вышестоящие органы контролируют деятельностьнижестоящих, предоставляя, тем не менее, им широкие права в решении оперативных,текущих вопросов. Система ОВД достаточно динамична, она постоянно развивается исовершенствуется, формирует новые структурные элементы и ликвидируетустаревшие, утратившие функциональное значение.
Как показываетисторический процесс, люди не могут жить, не участвуя в деятельности тех илииных организаций. Организации подразделяются между собой в зависимости отспецифики их деятельности и характера выполняемых функций. Внешние требованияобщества по отношению к организации во многом определяют и характер внутреннихотношений в самих организациях, а следовательно, воздействуют и на спецификусуществующих в них конфликтов.
Органы внутренних делспециально созданы для выполнения правоохранительной деятельности и наделенысоответствующими полномочиями, вплоть до применения, в предусмотренных закономслучаях, мер государственного принуждения.
Системообразующийфактор ОВД –приоритетная задача, которая состоит в обеспечении законности и правопорядка,охране государственного и конституционного строя РФ, защите прав и законныхинтересов граждан, предприятий, организаций и учреждений.
Вопрос о правомерностипостановки проблемы управления конфликтами в ОВД вызывает в некоторых случаяхопределенные сомнения, связанные с принципиальной возможностью его научнойорганизации. Важно иметь в виду, что педагогическое управление конфликтомпредполагает конструирование процесса управленческого воздействия всоответствии с ведущими общественными тенденциями. Научно организованноеуправление, учитывающее влияние доминирующих социальных отношений, оказываетсяв состоянии корректировать процесс развития конфликтной ситуации и в этом планеуправлять им.
С одной стороны, всовременных исследованиях отмечается необходимость разработки основпрофессионального психолого-педагогического разрешения конфликтов вдеятельности организаций, накоплен определенный фонд методологических,теоретических, экспериментальных и технологических данных, который позволяетосуществить успешное решение отдельных аспектов данной проблемы.
С другой стороны, донастоящего времени в педагогике недостаточно разработана эффективная концепцияпедагогического управления конфликтами, представляющая собой единствометодологических, теоретических и технологических основ.
Отсутствие в органахвнутренних дел конфликтологических служб приводит к тому, что конфликтогенныефакторы не подвергаются научному анализу, а передовой педагогический опытразрешения конфликтов, имеющийся в отдельных подразделениях, не изучается, необобщается, не систематизируется с целью масштабного внедрения. Отсюда следует противоречиемежду потребностью в методологической обоснованности процесса педагогическогоуправления организационными конфликтами и его практической реализацией с опоройна недостаточно разработанные принципы, функции и условия совершенствования.В разрешении этого противоречия незаменима роль педагогической науки.
Недостаточно глубокоеизучение педагогики и психологии в юридических вузах МВД РФ, знакомство слитературой, ориентированной на рецептурное представление о педагогическихявлениях, формирует у сотрудников правоохранительных органов упрощенноевпечатление о целях, содержании, формах и методах педагогического процессавообще и конструктивном разрешении конфликтов в частности. В данном случаевозникает вопрос о противоречии между реальной потребностью впсихолого-педагогических знаниях и умениях, создающих базу для технологии конструктивногоразрешения организационных конфликтов, и недостаточным уровнем подготовленностисотрудников органов внутренних дел для компетентного и квалифицированногоучастия в данном процессе.
В системе ОВДорганизационные конфликты, под которыми мы подразумеваем все виды конфликтныхмежличностных и межгрупповых взаимоотношений, обусловленных деятельностьюорганизации, разрешаются вне педагогики, а путем жесткого вертикальногоуправляющего воздействия. В результате возникает противоречие междунедостаточно педагогически обоснованными внешними управляющими воздействиями научастников конфликта и их внутренней активностью, проявляющейся в виде самореализациив профессиональной деятельности.
 
Направления профилактики конфликтности в ОВД
Анализ деятельности органов внутренних дел, особенностей социально-психологическойи воспитательной работы с личным составом позволяет выработать ряд основныхнаправлений профилактики конфликтности.
Характер отношений в коллективе в значительной степени определяетобщие условия деятельности подразделения — организация труда, условия, вкоторых трудятся работники, порядок поощрений, премирования, распределениеотпусков, перспектив продвижения по службе, обеспеченность жильем. Имеющиесякриминогенные осложнения, социальные проблемы, с которыми сталкиваютсясотрудники ОВД создают, к сожалению, благоприятную обстановку для возникновенияконфликтных ситуаций. Однако не каждый сотрудник и руководитель, сталкиваясь сконкретной конфликтной ситуацией и сетуя на плохие характеры, специфику самойработы, отдает себе отчет в том, насколько он сам, его личные недостаткиявляются, зачастую, причиной возникновения конфликтной ситуации.
Таким образом, важным направлением профилактики конфликтностиявляется, во-первых, создание общей оптимальной атмосферы трудовой деятельности,добросовестное исполнение возложенных на сотрудника обязанностей по борьбе спреступностью, что само по себе есть не только следствие, но и своего родагарантия доброжелательных отношений как между сотрудниками, так и сруководителями, нормальных отношений с населением.
Во-вторых, каждый начальник подразделения, от начальника отделениядо руководителя управления должен стремиться к индивидуальной работе сподчиненными, а эффективность таких усилий зависит от понимания особенностейхарактера того или иного работника. При этом следует иметь в виду не толькоиндивидуальные черты характера отдельных сотрудников, но и то общее, чтосвойственно той или иной категории работников.
Индивидуально-психологический уровень конфликтов связан сличностными особенностями противодействующих сторон. Эти индивидуальныеособенности оказывают влияние на понимание причин конфликта, окраску форм егопроявления, динамику развития, тактику поведения его участников и исходпротивоборства, на выбор приемов и методов их разрешения. Трудности осознанияпричин, поводов, форм проявления острых противоречий между людьми связаны спроявляющимися в поведении участников конфликтов неосознанных или мало осознанныхявлений их внутреннего мира. Такие явления можно свести для анализа в пятьгрупп.
I   группа- импульсивные действия (различные гримасы, жесты, телодвижения). Ихимпульсивность может быть связана как с неожиданностью ситуаций, эмоциональнымвозбуждением, так и с действиями индивидуума в условиях снижения ясности(«помрачение») сознания, в частности в результате алкогольного опьянения илиупотребления наркотических веществ.
II  группа- мало осознаваемые явления, свойственные группам людей.
Внеорганизованной бесчинствующей толпе это проявляется, например,в виде не всегда управляемой «слепой ненависти» к объекту недовольства, ложныхощущений, «безымянности» и «независимости» от организованных общностей людей, вформировании образа врага и виновника.
III     группа — неожиданные и на первый взгляд странные поступки,вызванные кратковременными или продолжительными субсенсорными воздействиями напсихику людей (своеобразными шутками, звуками, запахами, атмосферным давлением,радиацией). Сюда же можно отнести, например, встречающиеся факты поверхностногопроведения осмотров мест происшествия отдельными следователями, у которых видкрови, мозгового вещества, обезображенного трупа вызывает непроизвольныереакции, что и сказывается на их, порой, поспешных действиях. Такое поведениеможет стать поводом к конфликту с начальством, коллегами, а также с другимилицами при субъективном восприятии ими подобного поведения.
IV      группа — разнообразные иллюзии восприятия и памяти, предубежденияи предрассудки. К этой группе явлений относятся различные виды внушаемости(суггестии) и подражания. Так, некритическое подражание одного из сотрудников ОВДрайонного звена манерам поведения вышестоящего руководства явилось толчком к появлениюрезких антипатий со стороны работников МВД к своему товарищу.
V    группа — навыки и привычки. Относительная неподконтрольностьсознанию этих явлений в одних случаях может способствовать быстрым ирешительным действиям по пресечению развития конфликтов, а в других привести ких осложнению. Характерным примером таких проявлений может быть ситуация, когдавыработанный и в целом положительный навык отдания чести работником милиции приобращении к гражданам, в момент задержании заведомо вооруженного преступника,находящегося в автомашине. Открыв дверцу, сотрудник, «козырнув», попросилдокументы и в следующее мгновение был тяжело ранен. В другом случае работникГАИ, подходя к водителю остановленного им для проверки автомобиля, вызвалраздражение водителя тем, что производил пальцем вращательные движения жезлом.Не понимая причины раздражения водителя, госавтоинспектор проявил излишнююподозрительность, которая переросла в придирчивость. Встреча закончиласьконфликтной ситуацией. Осознание причин конфликта, трезвая критическая ихоценка, как правило, дают возможность выработать определенные меры по предупреждениюподобных конфликтных ситуаций и разрешению ужевозникших.
К общим мерам предупреждения конфликтов относятся:
·         сосредоточениевнимания личного состава на состоянии оперативной обстановки, охраныобщественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с преступностью;
·         повышениепрофессионального мастерства работников ОВД;
·         укреплениеавторитета рядового и начальствующего состава ОВД среди населения.
Своевременное предотвращение возможного возникновения конфликтов,установление причин, их порождающих, являются первоочередной задачейруководителей любого подразделения, но это не значит, что нужно обязательностремиться к полной бесконфликтности.
Анализ конфликтов в коллективе того или иного подразделения ОВДсвидетельствует о том, что отдельные конфликтные ситуации чреваты сильнымиэмоциональными переживаниями, ухудшением взаимоотношений. Однако детальноеизучение природы конфликтов, их влияния на результаты работы подразделений ОВДпозволяют констатировать, что конфликты в некоторых случаях помогают решатьмногие назревшие проблемы и способствуют оздоровлению общей атмосферы вколлективе.
 
Дисциплина как средство профилактики конфликтов
 
Служба ворганах внутренних дел является специфическим видом профессиональнойдеятельности, которая характеризуется повышенной нагрузкой на психо-эмоциональнуюсферу человека. Взаимоотношения между людьми — это естественныйсоциально-психологический процесс общественной жизни. Взаимоотношениясотрудников ОВД регламентируются уставами и нормативными документами как повертикали, так и по горизонтали и строятся на основе взаимного уважения. Уруководителя (командира) всегда есть подчиненные. Структура служебного управленияпредполагает четкое выделение лиц, наделенных полномочиями командира, и лиц,выполняющих его приказы, которые относятся к категории подчиненные.Деятельность руководителя (командира) по руководству подчиненными иструктурными подразделениями заключается, прежде всего, в возможности инеобходимости отдавать приказания и добиваться их исполнения. С другой стороны,каждый сотрудник, включенный в структуру служебного управления, в качествеподчиненного, обязан точно и в срок выполнять все приказания начальника.
Подчинениеодних людей воле других всегда изобилует психологическими трудностями.Служебная практика показывает, что конфликтные и психологически-напряженныеситуации в подразделениях ОВД между командиром и подчиненными встречаютсядовольно часто и имеют существенные различия между конфликтными ситуациямиимеющими место в войсковых подразделениях.
Опытныеруководители знают, что конфликтная ситуация в подразделении может существоватьдолго, в результате чего из-за незначительного инцидента может возникнуть серьезныйконфликт.
Конфликт- этоборьба за лидерство, за достижение какой-либо значительной цели. В динамикеразвития конфликта можно выделить несколько фаз:
·         возникновениепредконфликтной ситуации;
·         дальнейшееусиление взаимной напряженности или возникновение конфликтной ситуации;
·         возникновениеповода для конфликтного столкновения (внутреннее побуждение и внешнеепобуждение);
·         апогей — высшаяточка развития конфликта;
·         разрешениеконфликта.
К конфликтам,как правило, отношение отрицательное, в них не часто бывают конструктивныеначала, но их нельзя совсем исключить из практики служебной деятельности.Следует отметить, что стимулирующая функция конфликта в служебной деятельностине всегда рациональна. Поэтому руководителю необходимо знать механизмыуправления конфликтами и их профилактику. Конфликт зачастую легче предупредить,чем устранить. Профилактика психологически-напряженных ситуаций междуначальником и подчиненными предполагает обязательное знание психологическихоснов возникновения конфликтов и возможных способов их разрешения и устранения.Возникновение отдельных микрогрупп, претендующих на особое положение вколлективе инициирует возникновение как межличностных, так и межгрупповыхконфликтов.
Наиболеезначимыми предпосылками возникновения конфликтов являются:
·         грубость сподчиненными, отсутствие навыков общения;
·         демонстрациясилы, зазнайство;
·         эгоизм,нетерпимость к возражению;
·         завоевание«дешевого» авторитета;
·         нечестность,лень;
·         бесхарактерность.
На начальнойстадии возникновения конфликта, руководителю, прежде всего, необходимоправильно сделать анализ сложившейся ситуации. При этом целесообразнопридерживаться следующей логической последовательности:
·         знать основысоциально-служебной психологии, чтобы понимать суть требований к личности ивозможности их реализации;
·         пониматьучастников конфликта, объективно давать оценку происходящего;
·         предвидетьпоследствия конфликта;
·         приобрестикачества, дающие право на уважение коллектива.
Чтобы пользоватьсятакой схемой, руководителю, прежде всего, необходимо начать разрешениеконфликта с оценки своих действий в сложившейся ситуации. На начальной стадиивозникновения конфликта хороший эффект приносят применение следующих приемов:
·         индивидуальнаябеседа;
·         предупреждение;
·         нестандартноерешение спора;
·         юмор.
Практикапоследних лет и проведенные научные исследования выдвинули ряд принциповуправления взаимоотношениями в коллективах. К ним можно отнести следующие:
во-первых,обязательность выполнения каждым руководителем требований приказов инормативных документов, регламентирующих жизнь подразделения;
во-вторых,всесторонний учет индивидуальной и групповой подготовленности членовколлективов к выполнению поставленных задач;
 в-третьих,активная опора при формировании и регулировании уставных взаимоотношений нацелеустремленную служебную, общественную, культурно-массовую и другие видыдеятельности;
в-четвертых,единство и согласованность действий со своими заместителями, опора на активподразделения.
Мощнымфактором предотвращения конфликтных ситуаций в подразделении являетсядисциплина и уставной порядок Не случайно в подразделениях, где уровеньдисциплины находится на высоком уровне, конфликтные ситуации встречаются реже.К числу обязательных условий определяющих профилактику возникновения конфликтовв коллективе, по определению С.И. Денисенко, относятся:
·         обеспечениесоответствия условий жизни, службы, учебы, физиологических и психологическихвозможностей сотрудников;
·         исключение противоречийв режиме службы, наслоений в распорядке дня;
·         стремлениеруководителя к стабилизации внутреннего распорядка, сведение до минимуманеобоснованных приказов и распоряжений;
·         достижениевысокой степени подготовленности личного состава к несению службы.
Встречающиесямежличностные и групповые конфликтные отношения не всегда ярко проявляются.Поэтому необходим их анализ и прогнозирование с целью предотвращения ихдальнейшего развития. При этом целесообразно четко разграничивать деловыеконфликты с сугубо личными и коллективными. Если конфликт состоялся и его неудалось предотвратить, необходимо применение оперативных мер, направленных наего прекращение. Рассмотренные конфликтные ситуации и пути их разрешения неисчерпывают их многообразия. В этих целях руководитель (командир) в рамкахкомандирской учебы должен постоянно овладевать навыками поведения в возможныхпсихологически-напряженных и конфликтных ситуациях.

Заключение
Конфликты неизбежны. Они существовали всегда и будут существоватьстолько, сколько существуют человек и общение людей между собой.
В сложных ситуациях борьбы с преступностью, в обстановке реальнойугрозы здоровью и жизни сотрудников у них нередко возникают стрессовыесостояния: напряженность, чувство тревоги, страха, растерянности и т.д.,которые отрицательно влияют на психику и здоровье.
Важный путь предупреждения конфликтов — конфликтологическаяподготовка сотрудников ОВД в современных условиях. Квалифицированное разрешениеконфликтов в ОВД — это направление не только ответственное, но и чрезвычайноэффективное, способное кардинально повлиять на современное состояниеправоохранительной системы.
Недооценка же познаний об эксцессах и отсутствие навыковорганизации своего поведения в конфликтах и предконфликтных ситуациях могутвызвать серьезные затруднения в деле предупреждения и ликвидации конфликтов, ав отдельных случаях — явиться их причиной.

Список используемой литературы:
 
1.        Кибанов А.Я.,Ворожейкин И.Е. Конфликтология: Учебник для ВУЗов, Инфра-М, 2006.
2.        Дмитриев А.В.Конфликтология: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2003.
3.        Липницкий А.В.Конфликтология: курс лекций – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004.
4.        Липницкий А.В.Конфликтология: учебное наглядное пособие; под общ. Ред. В.П. Сальникова. – М.:ЦОКР МВД России, 2005.
5.        Конфликтология всхемах и коментариях: учебное пособие /А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб.:Питер, 2005.
6.        Конфликтология:учебное пособие /А.А. Брагин, И.С. Максимов. – Белгород БелЮИ МВД России, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация работы бухгалтерии предприятия на примере ООО "ТК Карел-Импэкс"
Реферат Валютный курс рубля
Реферат Эксплуатация осветительных электроустановок
Реферат Отчет о работе фельдшера МУЗ «Киреевская станция скорой медицинской помощи» за 2008 год
Реферат Право собственности как субъективное право
Реферат Географическая характеристика Мадагаскара
Реферат типы науки и научных исследований.принцип системности
Реферат Проектирование системы водоснабжения деревни Федоры
Реферат Анализ хозяйственной деятельности Солигорского районного потребительского общества
Реферат Обоснование перспективных направлений развития сельскохозяйственного предприятия
Реферат Влияние автомобильных вибраций на организм человека
Реферат Анализ современного состояния портфельных инвестиций в России
Реферат Концепция культура Карла Юнга
Реферат I. педагогическая психология: становление, современное состояние 6 Глава Педагогическая психология — междисциплинарная отрасль научного знания 6
Реферат Актинобациллёзная (гемофилёзная) плевропневмония и гемофилёзный полисерозит свиней