Реферат по предмету "Философия"


типы науки и научных исследований.принцип системности

Философия Тема: «Типы науки и научных исследований,принцип системности». Оглавление: 1.Введение… 2.Типы наук… …3.Общенаучные методы исследования… …1. Методы эмпирического исследования… 2.Общелогические методы исследования… ….3.Методы теоретического исследования….4. Элементаризм,холизм и философский принцип системности……….5.Заключение….… 6.Список литературы… … 1.Введение. Ориентируясь на сложившееся к сегодняшнему дню понимание науки как объекта

исследования, т.е. науки о науке, или рефлексии науки, или самосознания науки, или философии науки (что в прин¬ципе одно и то же), можно выделить следующие подходы к иссле¬дованию и пониманию предмета «наука» или «научное познание мира». 1. Наука в контексте становления человеческой культуры может рассматриваться как: наука знание, наука деятельность, наука институт. При более подробной характеристике это: наука как система знаний о мире (Вселенной, обществе, человеке),

наука как человече¬ская деятельность по получению новых знаний, наука как одна из организационных форм (институт) функционирования общества, го¬сударства. Функционированием науки как системы уже полученного зна¬ния занимается сама наука. Именно в сфере науки происходит полу¬чение, отбор, систематизация, обобщение, популяризация научных знаний и представление их на общее (внешнее) или дальнейшее внутреннее использование.

В первом случае знания используются в материально-практической жизни общества или же его духовном обогащении, во втором - для постановки новых научных исследова¬ний, формирования новых исследовательских программ. Промежуточным вариантом является система образования, в которой науч¬ные знания служат как для внешнего, так и для внутреннего (по от¬ношению к науке) использования. Исследованием науки как специфической человеческой дея¬тельности, направленной на познание мира (природы

и духа, мате¬риального и идеального) занимаются философия, методология и ло¬гика науки, а также философская теория познания. Исследованием науки как особого социального явления (сооб¬щество ученых) или как специфического социального института (учреждения) занимается науковедение. Наука и научное знание как целостные образования (системы) состоят из частей (элементов), научных областей или дисциплин. В первом приближении по предмету познания научное знание и науку можно разделить на два

основных раздела: естественные науки и науки о духе. Естественные науки - это науки о «естестве» - природе (по-гречески природа physis, по-латыни - natura). Объекты естественных наук преимущественно материальные (за исключением пространст¬ва и времени, однако согласно некоторым концепциям пространство и время связываются со свойствами материальных объектов). Мате¬риальные объекты состоят из вещества и поля.

Вещество имеет мас¬су покоя и пространственно-временные измерения. Поле (гравита¬ционное, электромагнитное) не имеет массы, но имеет пространст¬венно-временные измерения. По объект-предметным областям есте¬ственные науки подразделяются на физику, химию, биологию, гео¬логию и, соответственно, на множество частных их разделов и интердисциплинарных областей (частных наук). Для примера назовем механику, электродинамику, молекулярную физику, органическую химию, аналитическую

химию, физическую химию, биофизическую химию, биохимию, зоологию, орнитологию, физиологию, биогео¬химию, экологию. Можно сказать, что естественные науки изучают Природу и ее творения. Науками о духе с середины XX в. называются все сферы науки, в которых исследуются творе¬ния духовно-культурной деятельности человека и идеальные объек¬ты природы (интеллект, сознание, Бог, платоновские идеи): религия, искусство, общество, государство, право, экономика.

Отсюда нау¬ками о духе будут теология, религиоведение, эстетика, социология, этика, экономика, правоведение. Как видно, науки о духе - это науки об идеальных объектах. Идеальные объекты, какими бы они не бы¬ли, существуют, реальны (т.е. их можно выделить как объекты), но они не имеют массы и не имеют пространственных измерений. 2.Типы науки. В историческом развитии науки начиная с

XVII столетия возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: 1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука. Между этими этапами существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового

этапа не отбрасывало предшествующих достижений, а только очерчивало сферу их действия, их применимость к определенным типам задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между

знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.

Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появле¬ние научного знания не отменило и не упразднило, не сдела¬ло бесполезными другие формы знания. Полная и всеобъем¬лющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Когда разграничивают научное, основанное на рациональ¬ности, и вненаучное знание, то важно понять:

вненаучное зна¬ние не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно произ¬водится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и сред¬ства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии.

В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединя¬ются общим понятием - эзотеризм. Выделяют следующие типы вненаучного знания: 1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистемати¬ческое знание, которое не формализуется и не описыва¬ется законами, находится в противоречии с существую¬щей научной картиной мира; 2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного;

3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеоло¬гическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара- от греч около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко¬торых не является убедительным с точки зрения крите¬риев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание. В качестве симптомов лженау¬ки выделяют малограмотный пафос, принципиальную

нетерпимость к опровергающим доводам, а также пре¬тенциозность. Считается, что лженаучное обнаружива¬ет себя и развивается через квазинаучное; 5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и привер¬женцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим.

В истории нашей страны периоды «триумфа ква¬зинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в геологии 50-х гг шельмование генетики, кибернетики и т. п.; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы иссле¬дования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды

социальной неста¬бильности. Но хотя данный феномен достаточно опа¬сен, принципиальное избавление от антинауки невоз¬можно; 7) псевдонаучное знание представляет собой интеллекту¬альную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних ас¬тронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Еще на ранних этапах человеческой истории существова¬ло обыденно-практическое знание, доставлявшее элементар¬ные сведения о природе и окружающей действительности.

Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, одна¬ко, разрозненный, несистематический характер, представля¬ющий собой простой набор сведений. К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей. Оно дает возможность возвы¬ситься над повседневным бытием, не заботиться о практи¬ческой выгоде и вести себя в соответствии со свободно при¬нятыми игровыми нормами.

Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения. Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познава¬тельной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех

системы понятий, способов, приемов и пра¬вил его построения. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонен¬той знания. Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельно¬сти нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в об¬щении с мастером.

Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее явля¬лась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классифика¬ции, можно столкнуться с выделением трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука

и девиантная наука. Причем их соотношение с научной деятельностью или степень их «научности» возрастают по вос¬ходящей. То есть фиксируется некая эволюция от паранормаль¬ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию. Это косвенным образом свиде¬тельствует о развитии вненаучного знания: 1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями.

Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм. 2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также «умелая обработ¬ка фактов. Ко всем этим априорным условиям деятель¬ности в данной сфере присоединяется свойство иссле¬дования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтвер¬ждения высказанным взглядам и может быть истолко¬ван в их пользу.

По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или ис¬тория о тех или иных событиях. 3) Характеристика девиантного и анормального знания. Тер¬мин «девиантное» означает отклоняющуюся от приня¬тых и устоявшихся стандартов познавательную деятель¬ность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, раз¬деляемыми большинством членов научного сообщества.Иногда встречающийся термин «аномальное знание» не означает

ничего иного, кроме того, что способ получения зна¬ния либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на¬ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту¬пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна¬ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности

-на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах. Интерес представляет позиция современных философов на¬уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле¬менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки. 3.Общенаучные методы исследования. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня: методы эмпирического исследования; методы теоретического исследования; общелогические методы

исследования. 3.1. Методы эмпирического исследования. 1. Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не толь¬ко о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опо¬средованным различными приборами и другими тех¬ническими

устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным. Основные требования к научному наблюдению: одно¬значность замысла (что именно наблюдается); возмож¬ность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, экспери¬мента). Важным моментом наблюдения является интер¬претация его результатов - расшифровка показаний приборов и т. п. 2. Эксперимент - активное и целенаправленное вмеша¬тельство в протекание изучаемого процесса,

соответ¬ствующее изменение исследуемого объекта или его вос¬произведение в специально созданных и контролируе¬мых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния по¬бочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде». Основные особенности эксперимента: а) более актив¬ное (чем при наблюдении) отношение к объекту иссле¬дования, вплоть до его изменения и преобразования; б) возможность контроля за поведением объекта и про¬верки

результатов; в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя; г) воз¬можность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях. Виды (типы) экспериментов весьма разнообразны. Так, по своим функциям выделяют исследовательские (поиско¬вые), проверочные (контрольные), воспроизводящие экс¬перименты. По характеру объектов различают физические, химические, биологические, социальные и т. п.

Существу¬ют эксперименты качественные и количественные. Широ¬кое распространение в современной науке получил мыс¬ленный эксперимент - система мыслительных процедур, проводимых над идеализированными объектами. 3. Сравнение - познавательная операция, выявляющая сход¬ство или различие объектов (либо ступеней развития одно¬го и того же объекта), т. е. их тождество и различия.

Оно имеет смысл только в совокупности однородных предме¬тов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осу¬ществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по од¬ному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение является основой такого логического при¬ема, как аналогия, и служит исходным пун¬ктом сравнительно-исторического метода. Его суть - выявление общего и особенного в познании различных ступеней (периодов,

фаз) развития одного и того же яв¬ления или разных сосуществующих явлений. 4. Описание - познавательная операция, состоящая в фик¬сировании результатов опыта (наблюдения или экспе¬римента) с помощью определенных систем обозначе¬ния, принятых в науке. 5. Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения чис¬лового значения измеряемой величины в принятых еди¬ницах измерения.

Следует подчеркнуть, что методы эмпирического ис¬следования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определен¬ными концептуальными идеями. 3.2.Общелогические методы исследования. 1. Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Ре¬зультат синтеза - совершенно новое образование.

Применяя эти приемы исследования, следует иметь в виду, что, во-первых, анализ не должен упускать качество предметов. В каждой области знания есть свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула и т. п.). Во-вторых, разновидностью анализа является также разде¬ление классов (множеств) предметов на подклассы - их классификация и периодизация. В-третьих, анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.

Но некоторые виды научной деятельности являются по преимуществу аналитическими (например, аналитическая химия) или синтетическими (например, синергетика). 2. Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одно¬временным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В резуль¬тате этого процесса получаются различного рода «абст¬рактные предметы», которыми являются

как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логи¬ка, диалектика, философия.Вопрос в каждом конкретном случае решается прежде всего в зависимо¬сти от природы изучаемого предмета, а также от конк¬ретных задач исследования. 3. Обобщение - процесс установления общих свойств и при¬знаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее)

или существенные (конкретно-общее, закон). 4. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объек¬тов, принципиально не осуществимых в действительно¬сти («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение ре¬альных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их ана¬лиза

и построения теоретических представлений о них. 5. Индукция - движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция - восхождение процесса познания от общего к еди¬ничному. Это противоположные, взаимно дополняю¬щие ходы мысли. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют пробле¬матичный (вероятностный)

характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индук¬цию популярную, неполную, полную, научную и мате¬матическую. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет к истин¬ному достоверному заключению, а не к вероятностно¬му (проблематичному). Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью

чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т. п. 6. Аналогия (соответствие, сходство) - установление сход¬ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вы¬вод - умозаключение по аналогии.Аналогия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по ана¬логии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится

на другой, менее изу¬ченный и менее доступный для исследования объект. 7. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследова¬теля, должно существовать известное подобие (сход¬ство) - в физических характеристиках, структуре, функциях

и др.При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде графиков, чертежей, формул, систем уравнений, предложений естественного и искусственно¬го (символы) языка и т. п. В настоящее время широкое распространение получило математическое (компью¬терное) моделирование. 8. Системный подход- совокупность общенаучных мето¬дологических принципов (требований), в основе кото¬рых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся: а) выявление зависимости

каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько пове¬дение системы обусловлено как особенностями ее отдель¬ных элементов, так и свойствами ее структуры; в) иссле¬дование механизма взаимодействия системы и среды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е)рассмотрение системы как дина¬мичной, развивающейся целостности.

Специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целост¬ности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.В современной науке самоорганизующиеся системы являются специальным предметом исследования-синергетики,общенаучной теории самоорганизации, ориен¬тированной на поиск законов любой природы- при¬родных, социальных,

когнитивных (познавательных). 9. Структурно-функциональный (структурный) метод стро¬ится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли (функций) относительно друг друга.Основные требования (процессы) структурно-функционального (структурного) метода (который часто рассматривается как разновидность системного подхода): а) изучение строения, структуры системного объекта; б) исследование

его элементов и их функциональных ха¬рактеристик; в) анализ изменения этих элементов и их функций; г) рассмотрение развития (истории) системного объекта в целом; д) представление объекта как гармонически функциониру¬ющей системы, все элементы которой «работают» на поддержание этой гармонии. 10. Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается»

через совокупное действие множества случайностей. Названные методы опираются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном. 3.3.Методы теоретического исследования. Одним из существенных методов теоретического исследования является все более широко используемый в науке (в связи с ее математизацией) прием формализации. Этот прием заключается в построении абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых

процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах в отношениях предметов. Таким путем создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.Особенно широко формализация применяется в математике, логике и современной лингвистике.

Специфическим методом построения развитой теории является аксиоматический метод. Впервые он был применен в математике при построении геометрии Евклида, а затем, в ходе исторического развития знаний, стал применяться и в эмпирических науках.Аксиомы - это утверждения, доказательства истинности которых не требуется. Логический вывод позволяет переносить истинность аксиом на выводимые из них следствия.

Следование определенным, четко зафиксированным правилам вывода позволяет упорядочить процесс рассуждения при развертывании аксиоматической системы, сделать это рассуждение более строгим и корректным. 4. Элементаризм,холизм и философский принцип системности. Основные решения философских проблем, связанных с дихотомией целого и частей, с определением источника развития систем и способов их познания, образуют три фундаментальных философских подхода.

Первый из них - назовем его элементаристским - признает первичность элементов (частей) над целым, источник развития объектов (систем) усматривает в действии объектов, внешних по отношению к рассматриваемому объекту, и в качестве способа познания мира рассматривает только методы анализа. Второй фундаментальный философский подход - его целесообразно назвать холистским - базируется на признании первичности целого над частями, источник развития усматривает в некоторых целостных, как правило, идеальных

факторах и признает примат синтетических методов постижения объектов над методами их анализа. Третий фундаментальный философский подход это - философский принцип системности. В нем утверждается примат целого над частями, но при этом подчеркивается взаимосвязь целого и частей, выражающаяся, в частности, в иерархическом строении мира. Источник развития трактуется здесь как самодвижение - результат единства и борьбы противоположных сторон,

аспектов любого объекта мира. Условием адекватного познания является единство методов анализа и синтеза, понимаемых в этом случае в соответствии с их строго рационалистической интерпретацией. Определенной стороной философского принципа системности является диалектически трактуемый структурализм. Суть принципа системности можно свести к следующем положениям: 1. Целостный характер объектов внешнего мира и предметов познания.

2. Взаимосвязь элементов любого объекта (предмета) и данного объекта с множеством других объектов. 3. Динамическая природа любого объекта. 4. Функционирование и развитие любого объекта в результате взаимодействия с окружающей его средой при примате внутренних закономерностей объекта (его самодвижения) над внешними. Понимаемый таким образом принцип системности является существенной стороной или аспектом диалектики. И именно на пути дальнейшей конкретизации, а не на пути конструирования особой системной

философии, стоящей над всеми другими философскими концепциями, следует ожидать будущего прогресса в понимании философских оснований и философского смысла системных исследований. Системности принцип, принцип диалектико-материалистический.Принцип системности сформировался на основе системного подхода (метода, системной методологии), который стал определяющим в современной науке. Под системным подходом в самом широком, философском смысле понимается

направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. В свою очередь, система определяется как совокупность элементов, находящихся в таких отношениях и связях друг с другом, что образуется определенным образом структурированная целостность, единство, не сводимое к отдельным составляющим.Исследуя различные объекты, мы должны подходить к ним как к системе. Это означает прежде всего выявление в них элементов и связей между ними.

При этом, изучая элемент, мы должны выделять прежде всего те его свойства, которые связаны с его функционированием в данной системе. Ведь сам по себе элемент как отдельный объект может обладать неограниченным числом свойств. В системе он проявляется как бы одной из своих сторон. Поэтому предметы могут быть элементами разных систем, включаться в разные взаимосвязи Важная роль в разработке принципа системности принадлежит представителям немецкой классической философии,

в первую очередь Гегелю, который трактовал системность познания как величайшее требование диалектического мышления. Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем. Понятие система органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях

с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые в свою очередь, включают систему неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п. системы), живые системы, особый класс материальных систем образует социальные системы.

Абстрактные системы являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и другие основания классификации систем 5. Заключение Все описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система ее методов.

Любая форма исследования научного знания (даже если она ориентирована непосредственно на внутренние проблемы специальной науки) потенциально содержит в себе зародыши философской проблематики. Она неявно опирается на предпосылки, которые при их осознании и превращении в предмет анализа в конечном счете предполагают определенные философские позиции. Принцип системности является существенной стороной или аспектом диалектики.

И именно на пути дальнейшей конкретизации, а не на пути конструирования особой системной философии, стоящей над всеми другими философскими концепциями, следует ожидать будущего прогресса в понимании философских оснований и философского смысла системных исследований. Одна из важнейших особенностей принципа системности состоит в том, что он тесно связан со всеми другими принципами научного познания. Более того, принцип системности считается определяющим в научной деятельности,

назначением которой и является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. 6.Список литературы: 1.Спиркин А.Г. «Основы философии».1988г. 2.Рузавин Г.И. «Методология научного исследования».1999г. 3.«Философия и методология науки».Ч.1-2.1994г. 4.Фролов И.Т. «Введение в философию».2003г. 5.ЛебедевС.А. «Основы философии науки».2005г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Динамика рекреационной зоны заволжской части города Ярославля: анализ и прогноз трансформации
Реферат Политическая партия: стратегия и управление
Реферат Контрацепция у мужчин
Реферат Среднее профессиональное образование в сфере культуры: проблемы качества образовательных услуг
Реферат Социология Вебера
Реферат Изобретение паровоза
Реферат Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов
Реферат Основные тенденции и проблемы в области разработки и применения информационных технологий 2
Реферат В.Г. Белинский о романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат Дифференциация как способ реализации личностно ориентированного обучения в современной школе
Реферат Истоки наивного искусства Германии XX в.: специфика художественной традиции
Реферат Использование дымковской игрушки на занятиях по лепке как средство развития творческих способностей
Реферат Лісова пісня
Реферат Развитие навыков кистевой росписи у младших школьников (на примере хохломы)
Реферат Формирование мелиоративно-эффективных лесных полос