Реферат по предмету "Психология"


Проблемы молодой семьи

Содержание
 
Введение
Глава 1.Молодая семья как особая социальная категория
1.1 Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья»,«молодая семья»
1.2 Типы молодой семьи и стадии её развития
1.3 Функции молодой семьи
Глава 2.Проблемы молодой семьи
2.1 Социально-экономические проблемы молодой семьи
2.2 Социально-психологические проблемы молодой семьи
Заключение
Список литературы

Введение
 
Семья во все временапостоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли,прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчиваясовременными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собойсистему социального функционирования человека, один из основных институтовобщества. Она находится в движении, меняется не только под воздействиемсоциально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своегоразвития.
Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, таккак именно в семье формируется и развивается личность человека, происходитовладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенкав обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которымчеловек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семьезакладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения,раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семьяспособствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека,стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
С точки зрения общества благополучная семья – это та, вкоторой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимальноговыполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной.Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия,закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества,важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтомублагополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находитсяпод влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновленияособую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющаясобой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Молодые семьи – этодинамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменениячасть общества. Состояние данной категории населения во многом отражаетпроисходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностейформирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада.Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихсяследствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочныхобследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерациинасчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно однупятую часть от общего числа семей. От того, какие стартовые возможности всовременной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативырешения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер обществачерез одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрациивнимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрируетактуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Глава 1. Молодая семья как особаясоциальная категория
 
1.1. Теоретические подходы к понятиям«брак», «семья», «молодая семья»
Прежде чем перейти кобсуждению понятия «молодая семья», необходимо проанализировать имеющиесятеоретические подходы к двум другим родственным понятиям – «семья» и «брак».
В обыденном представлениии специальной литературе понятие «семья» нередко отождествляется с понятием«брак». Данные термины имеют общее, однако не являются синонимами. Исходнаяточка для существования семьи – это чаще всего заключение брака. Правда,наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной необязательноозначает, что они – единая семья. Следует рассмотреть несколько наиболееизвестных определений брака, чтобы разделить эти два понятия.
В Юридическомэнциклопедическом словаре дано такое определение брака: это свободный,добровольный, равноправный союз мужчины и женщины основанный на чувствахвзаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождениявзаимных прав и обязанностей супругов.
А.Г. Харчев такраскрывает данное понятие: это исторически изменяющаяся форма отношений междумужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционируетих половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права иобязанности.
Ю.И. Семенов считает, чтобрак есть определенная социальная организация отношений между полами, онпредполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными имсторонами.
Важный сущностный признакбрака отражен в определении этого понятия, данном в Малом энциклопедическомсловаре Брокгауза и Эфрона: брак – это постоянный союз мужчины с женщиной сцелью создания семьи и продолжения рода; пользуется охраной и покровительствомзаконов лишь при совершении по известным формам… влечет за собою известныеюридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностейсупругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследованиеи пр.).
Таким образом, брак –это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослыхлюдей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – такназываемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как«заключенный без цели создания семьи».
Итак, брак – этоисторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной,посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь иустанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшиес давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными июридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищаютбрак и карают нарушителей установлений.
Говоря о семье и браке,следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, атакже то, что семья представляет собой более сложную систему отношений,поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей,других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья является объектом изучения многихнаук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других,этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данногопонятия.
По мнению А.Г. Харчева,семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений междусупругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностьюбыта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями.
Таким образом, семейныеотношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости отформы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) изарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи:осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном,эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важноеи определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной иженщиной. По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когдаоба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами однойсемьи.
Проанализировав понятия«семья» и «брак», перейдем к обсуждению понятия «молодая семья».
В разделе «Общиеположения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993№5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в РоссийскойФедерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья–это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – безограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов недостиг 30-летнего возраста».
Таким образом,законодательно установленными признаками молодой семьи являются:
1)   наличие официально заключенногобрачного союза;
2)   продолжительность совместной жизни– до 3 лет;
3)   граница возраста супругов – от 18 до30 лет.
Однако для целей формирования эффективной семейной политики вотношении молодых семей и ее реализации посредством разработки и принятияцелевой программы такой подход, на наш взгляд, устарел. Необходимо выйти запределы данной правовой дефиниции для того, чтобы максимально полно учитыватьимеющиеся социальные реалии и тенденции, которые обнаруживаются при их исследовании,если ставить во главу угла не формальные критерии (в первую очередь наличиезарегистрированных брачных отношений), а фактически сложившиеся отношения,характеризующиеся совместным проживанием, ведением общего хозяйства, взаимнойлюбовью и заботой, наличием общего ребенка (общих детей).
Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что в нейосновная ось отношений определяется не родством и родительством, а супружескимиотношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными.
Резюмируя вышесказанное, мы приходим к необходимостипризнания приоритетного значения именно реально существующих семейных отношений,поскольку именно такие союзы мужчин и женщин способны выполнять функции,возлагаемые обществом на семью. Мы никоим образом не хотим умалить роль официальногопризнания брачного союза, осуществляемого путем его государственной регистрации,однако данный юридический факт значим в первую очередь в плане установленияправоотношений, устранения неопределенности в сфере юридических прав иобязанностей супругов, их детей и иных родственников. Наша же цель состоит втом, чтобы понять реальные проблемы семьи, определить направления семейнойполитики, направленной на организацию эффективной поддержки этого социального института.
Таким образом, исследование молодой семьи и её проблемпредполагает включение в генеральную совокупность семей, обладающих следующимихарактеристиками:
·    молодые людисостоят в зарегистрированном браке либо проживают совместно и ведут общеехозяйство (гражданский брак);
·    возраст супруговдо 30 лет;
·    продолжительностьсовместной жизни – до 3 лет (в случае рождения детей – без ограничения продолжительностисовместной жизни).
Согласно статистике околочетверти детей рождаются вне брака. Родители этих детей не состоят в браке,хотя зачастую и проживают совместно, ведут общее хозяйство, то есть являютсясемьей. Нам представляется, что отказ от регистрации брака в фактическисложившихся молодых семьях продиктован целым рядом причин, важнейшей из которыхявляется желание лучше узнать друг друга (так называемые пробные браки). Послевозникновения беременности или рождения ребенка браки чаще всего регистрируютсяпо инициативе женщины, желающей упрочить свое положение и обеспечить защиту интересовребенка. Однако также обнаруживается тенденция отказа от регистрации брачныхотношений для получения льгот и преимуществ, право на которые приобретает одинокаямать.
1.2     Типымолодой семьи и стадии её развития
В отечественной изарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификациисемьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, посоставу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социальногосостава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др…В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно взависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принятовыделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста,семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.
Современные молодые семьитакже можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи.
По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей.
Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентациейсупругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью.Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако лидерство всемье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сферееё деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, какправило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только всемейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.
Второй тип – супруги ориентированы преимущественно наразвитие личности,имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие(по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть иоткрытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический:совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно наразвлечения. Приэтом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, какправило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетнуюили малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так идемократическим.
Более содержательнойклассификацией, на наш взгляд, является деление молодых семей на благополучныесемьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одинокихматерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи,где отец проходит военную службу.
Весьма интересным и спорным представляется освещение влитературе вопроса об этапах, или стадиях, развития молодой семьи.
Например, по мнению Н. Акермана, молодая семья в своемразвитии проходит три стадии. Первая стадия – стадия монады – описанав конце 1960-х годов на примере американской семьи, когда одинокий молодойчеловек или девушка, финансово самостоятельные, живут отдельно от родительскойсемьи, самостоятельно реализуя свои потребности, вырабатывая некий опытсамостоятельной жизни, проверяя на своем опыте правила, усвоенные вродительской семье. На этой стадии формируются осознанные и проверенные напрактике правила собственного существования, очень важные для индивидуальногопсихического развития и для развития будущей семьи.
В российских семьях стадия монады очень редка, ее отсутствиесвязано исключительно с невозможностью приобретения отдельного жилья для финансовозависимых молодых людей. Соответственно молодые люди не имеют возможности«посмотреть со стороны» на те семейные правила, которые существуют в их родительскихсемьях. В такой ситуации трудно выработать свой собственный взгляд на семейныеустановки. К правилам родительской семьи обычно существует отношение, котороеукладывается в схему «нравится – не нравится». Молодые люди часто даютсебе обещания: «никогда не буду как мама» или «никогда не буду какпапа». Но четко осознанного «каким же я буду?» или хотя бы «как яхочу, чтобы было?» обычно нет. Именно взаимное разрешение этих вопросов иявляется основной задачей, которая должна быть решена в период диады.
Заметим, что стадию монады в современной России вынужденыпроживать молодые люди, приезжающие из сельской местности в город для полученияпрофессионального образования или устройства на работу, а также мигрирующие поиным причинам. Именно они получают возможность, в отрыве от родительской семьи,проверить на практике справедливость правил, усвоенных в родительской семье,практическую ценность семейных установок. Приобретение собственного опытапозволяет внести в свое поведение коррективы, иногда довольно существенные. Вчастности, появляется толерантность к иным, по сравнению с его собственными,формам бытового поведения, чужим привычкам и мнениям.
Диада – это поиск компромисса, когда молодожены устанавливают правила своейсовместной жизни, проходят период адаптации, привыкают к новым семейным ролям.Стадия диады чрезвычайно трудна и важна для молодоженов, и от того, как и вкакой обстановке будут выработаны правила совместного существования, будут лиэти правила действительно приняты супругами, или один из них будетдоминировать, а другой просто подчинится навязанным ему правилам в силу болееслабого характера или под влиянием каких-то других обстоятельств, зависитжизненный стиль развития семьи: будут ли там накапливаться проблемы или супругис позиции сотрудничества будут решать проблемные ситуации на стадии ихвозникновения.
Со временем молодая семья, часто вне зависимости от того,насколько успешно она решила проблемы диады, вступает в следующую стадиюжизненного цикла – триаду: у молодоженов рождается ребенок. Это времясерьезного кризиса для любой семьи. Супруги думают, что с рождением ребенка всестанет лучше, ведь традиционно принято идеализировать материнство.
Действительно, отношения в молодой семье подвергаютсясерьезным испытаниям, например таким, как структурный кризис семьи. Часто улюдей возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга. В любом случаеименно на эту стадию приходится пик мужских измен, который связан скорее струдностью пересмотра семейных правил и обязанностей. Эти трудности являютсяглавной причиной возможного эмоционального «развода», который можетспровоцировать и настоящий развод. И то, как реально будет развиваться семьяпри появлении новорожденного, во многом будет зависеть от того, какую базу, нетолько эмоциональную, но и материальную, заложили супруги, понимая, какойтрудный период им придется пережить. Понятно, что если никакой, то в первые жедни после рождения ребенка супругам придется обращаться не только за психологическойподдержкой, но и за материальной помощью к своим родительским семьям, чтонеизбежно повлечет за собой какую-то потерю самостоятельности. В этом случаесемья, хотя бы на время, становится дисфункциональной, потому чтодисфункциональная семья – это семья, которая не справляется со своими задачами.
Необходимо напомнить и о роли отца в воспитании ребенка. Внашей стране существует общепринятый стереотип, что воспитание детей – побольшей части забота матери. Скорее всего, некоторые мужчины были бы не противпобольше заниматься с ребенком. Но в ситуации совместного проживания сродителями у молодого папы совсем мало возможностей реализовать этоестественное желание, потому что две женщины (мать и теща или мать и свекровь)– вроде бы вполне достаточно для одного малыша. Постепенно неучастие отца вуходе за малышом становится негласным правилом, отец уже и не пытается этогоделать, невольно устраняясь от выполнения воспитательной функции. И если вовремя беременности и после рождения малыша в большинстве семей взаимоотношениястановятся хотя бы на какое-то время отдаленными, то при неучастии отца в воспитанииребенка эмоциональный контакт еще более нарушается. Семья становитсядисфункциональной, и в конфликтной ситуации папа обязательно получает упрек.
В современной России рождение ребенка откладывается на болеедолгий срок (более трёх лет с момента заключения брака). Соответственно ивозраст молодых родителей оказывается большим, чем 30 лет. По этой причине многиемолодые семьи не успевают дойти до стадии триады в срок, когда они юридическисчитаются молодой семьёй. Необходимо напомнить также, что эта трехстадийнаямодель Н. Акермана построена на основе исследования американских молодых семей.Нам она представляется интересной, однако специфика российской ситуациитребует, на наш взгляд, иного подхода к выделению этапов развития молодойсемьи.
При создании альтернативной классификации во главу угланеобходимо поставить содержательные аспекты межличностных отношений.Динамика развития этих глубоко личностных, интимных отношений молодой парыпредполагает обычно этапность, с постепенным переходом от одного этапа кдругому. Предлагается выделить в развитии молодой семьи следующие этапы:
1.        Этап взаимногоинтереса,возникающего как при первом знакомстве, так и в ситуациях, когда уже знакомыепрежде люди попадают в обстоятельства, предполагающие более тесный личныйконтакт. На этом этапе отношения характеризуются возникновением взаимнойсимпатии, интереса.
2.        Этап пробы, когда личные контакты становятсяболее глубокими и постоянными. Молодая пара переходит к пробе отношений(исследованию совпадений вкусов, пристрастий, мнений). На этой стадии развитияотношений происходят обыкновенно и первые сексуальные контакты, которые тожеявляются специфической пробой, тем более важной, если молодые люди уже имеютсексуальный опыт. На этих стадиях формирование отношений происходит обычно безих афиширования, напротив, иногда предпринимаются меры для того, чтобы скрытьфакт их существования.
3.        Этап публичныхотношений, когдапара демонстрирует отношения окружающим людям. Наступает период болеепродолжительных контактов (в том числе и сексуальных), которые происходят, таксказать, «на разных территориях»: молодые люди встречаются, а иногданепродолжительное время вместе живут то в квартирах родителей или знакомых, тов комнатах общежитий, то в гостиницах (например, в туристических поездках).Однако на этом этапе развития отношений денежные средства у каждого свои, нет,так сказать, «общей кассы». Этот период отношений характеризуется тем, чтомолодых людей знакомые и родственники воспринимают как устойчивую пару. Впрежние времена этому периоду соответствовало время от помолвки до свадьбы, споправкой, конечно, на строгость нравов. Для молодых людей важно то, как ихотношения «вписываются» у каждого в систему уже существующих отношений исвязей. Например, на этой стадии происходит знакомство с родителями иродственниками, с друзьями. В связи с этим особую роль играют те оценки,которые дают окружающие. Эти оценки становятся индикаторами потенциала развитияотношений.
4.        Этапгражданского брака –не является обязательным, поскольку предполагает в обязательном порядкеэкономическую независимость молодых или хотя бы их «территориальную автономию»– проживание отдельно от родителей. Гражданский брак, предполагающий совместноеведение хозяйства и совместное проживание, – это следующая стадия развитиямолодой семьи, которая становится возможной в связи и в зависимости отэкономической самостоятельности молодых.
5.        Этапофициального, зарегистрированного брака – стадия, на которой отношения оформляются для придания имзначимого с точки зрения правовых последствий статуса. Момент регистрации бракаможно считать днем официального рождения молодой семьи. Однако необходимоучитывать тот факт, что семьей молодая пара может считать себя и на болееранних стадиях развития отношений. Речь в этом случае может идти осуществовании семьи в социологическом смысле.
Необходимо заметить, что такое последовательное, поэтапноеразвитие отношений – это теоретическая модель. В реальности отношения на любомэтапе могут быть прерваны, возможна и регрессия отношений, с возвращением их наболее ранние стадии развития.
1.3     Функциимолодой семьи
Семья как общность людей,связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместногодомохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которыхявляются: генеративная (репродуктивная), психологическая(психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая ихозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.
Генеративная(репродуктивная) функцияобусловленанеобходимостью продолжения человеческого рода, что является не толькобиологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическоезначение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждоеследующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее.Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи.И для них эта функция может быть признана приоритетной.
В то же время семьязаинтересована в детях, причем сегодня это скорее не экономическая (дети –гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональнаяпотребность. Семья без детей в некотором роде неполноценна. Взрослые люди, непродолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты. Между тем впоследние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3человек, почти треть семей в России не имеют несовершеннолетних детей. Это влучшем случае те, кто уже вырастил своих детей, в худшем – те, кто их не имел иобзаводиться детьми не собирался. Установка на бездетность, к сожалению, непросто имеется – она распространяется среди супругов детородного возраста, впервую очередь – в молодых семьях. Это вызвано, с одной стороны, растущимиматериально-экономическими трудностями, превращением ребенка «в предметсоциальной роскоши», с другой – по высказываниям наших респондентов –нежеланием потенциальных родителей ограничивать свою свободу: в образовании,работе, повышении квалификации, провождении свободного времени, реализациисвоих способностей, и, наконец, духовным и морально-нравственным кризисом,поразившим современное общество, в системе ценностей которого – престижныевещи, машина, породистая собака, но нет места ребенку. Молодые семьи по этойпричине откладывают рождение первенца, а рождение второго, а тем более третьегоребенка, иногда не планируют вообще.
Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологическихаспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколькокак малая группа с характерными для этого образования особенностями групповоговзаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьилежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которыхневозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.
Для молодых семей психологическая функция семьи состоит впревращении влюбленности и взаимного влечения в отношения взаимнойпривязанности, взаимного эмоционального комфорта. Семья для молодых людейстановится пространством реализации их чувств и условием для формирования зрелойвзаимной любви, когда супруг или супруга становятся тем единственным человеком,совместная жизнь с которым и составляет глубинный внутренний смысл семьи.
Во многих зарубежных работах психологическая функция семьиобозначается как «функция психотерапии». Семья способна одновременнообеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности кгруппе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения, то есть в конечномсчете создать базу для развития высшего типа потребностей (по Маслоу) всамоактуализации и реализации творческого потенциала.
Психологическая функция семьи осуществляется черезмежличностные отношения. В современных социально-психологических исследованияхсемьи (А.И. Антонова, А.В. Артюхова, И.В. Бестужева-Лада) вычленяются триосновных компонента межличностных отношений, обеспечивающих психологическуюсолидарность: интимность (близость), кооперация (взаимопомощь) и когнитивное согласие(взаимопонимание). Разные элементы психологической солидарности имеют различный«удельный вес» на том или ином этапе жизненного цикла семьи. Так, в добрачныйпериод и до рождения первого ребенка наибольшее значение имеет интимность.После рождения первого ребенка решающую роль начинает играть степень и характеркооперации: этим можно отчасти объяснить замеченную в исследованиях«традиционализацию» семейной жизни в этой фазе (муж на время становитсяосновным кормильцем, и соответствующие изменения претерпевает весь характерсемейного взаимодействия). В дальнейшем постоянно возрастает вклад впсихологическую солидарность когнитивного согласия.
Социально-культурнаяфункция.Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешноевыполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основноесодержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы (например,М.А. Галагузова) выделяют функцию первичной социализации, которая обусловленатем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет наформирование личности ребенка. Именно в семье переплетаютсяестественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которыеопределяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самомраннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое,психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенномвведении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка икультуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальномуопыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился ирастет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Социализация включает в себя задачу воспитания(некоторые авторы воспитательную функцию также выделяют отдельно), но неограничивается ею. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологическихпотребностей личности, семья закладывает и культурные базовые ценности,регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формируетсценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.
Воспитание ребенка всемье включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формированиеличности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложенауже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена вразумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Существуют различные похарактеру требования родителей и особенности взаимоотношения родителей и детей.
Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Исторически семья всегдабыла основной хозяйственной ячейкой общества. В рыночной экономике не простосемья, но домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу в составеодного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, определяетсебя собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы).На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с однойстороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок иориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективныеособенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительскиезапросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности.Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не какинфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь насебя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование иэкономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.
Различные направления экономической функции тесно связаны ивзаимообусловлены. Каждое из них характеризует какую-либо конкретную сторонусемейной экономики. Семья решает многообразные проблемы семейного бизнеса,ведения домашнего хозяйства, производства и воспроизводства рабочей силы,обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, созданияинвестиционного капитала и пр.
В условиях рыночной экономики в структуре экономическойфункции семьи можно выделить два больших блока:
·  участие семьи вобщественном разделении труда в целях формирования семейного бюджета,обеспечения новых потребностей и возможностей семьи, нормальных бытовых условийи социальной поддержки несовершеннолетних и нетрудоспособных её членов;
·  распределениеролей в процессе ведения домашнего хозяйства, бытовое обслуживание членовсемьи, организации процесса потребления.
Для молодой семьи реализация экономической функции являетсядостаточно проблемной. Но не более проблематичной, чем для представителей болеестарших поколений, поскольку в психологическом плане современные молодые людиуже хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительнойстепени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимостьматериальной базы для создания семьи.
Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым ипожилым людям). Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто необщаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовыхвопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события,но не чувства и мысли друг друга.
В молодой семье общение оказывается гораздо болееинтенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественныеособенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительнуюроль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здоровогосекса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности,удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилищеи так далее. В течение многих столетий репрессивная церковная и светская моральосуждающе и запрещающе относились к физической любви, признавая её как уступкугреховной человеческой природе, но отказывались ценить её как источникплотского и духовного наслаждения. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворениесексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полнотепроявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребностиприводит к тяжелым искажениям личности, серьезным психическим ипсихосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью,иметь регулярные половые отношения признается одной из предпосылок здоровогообраза жизни. Излишне говорить, что эта функция для молодой семьи исключительнозначима. Следует заметить также, что даже простое общение доставляет огромноеудовольствие, радость узнавания, ощущение себя любимым, физическипривлекательным.
Конечно, в современном обществе то, что дает человеку семья,с большим или меньшим успехом можно получить и вне семьи. Так, для обеспеченияэкономической стороны своего существования современному молодому человекусовсем не обязательно вступать в брак, создавать свою семью, как это было вдоиндустриальном обществе, когда именно кооперация экономических усилийнескольких человек (причем разного пола и возраста) помогала выжить каждому изних. Рост личных доходов привёл к уменьшению семейной взаимозависимости. Вэкономическом плане в условиях постиндустриального общества одиночке (конечно,при наличии работы) выжить даже проще.
Гедонистическую функцию (в том числе и сексуальную) можновосполнить без особых проблем в связи с возросшей толерантностью общества к до-и внебрачным связям.
Эффект психологической (психотерапевтической, рекреационной)функции способны обеспечить работа и коллеги по работе, развлекательные центрыи мероприятия, друзья и профессиональные психотерапевты, психологи, социальныеработники и другие специалисты.
Именно поэтому в современном обществе создание семьи неявляется необходимостью. Но, тем не менее, в своей совокупности именно в семьеназванные функции реализуются наилучшим образом, поскольку, во-первых, нетребуют усилий на поиск места, где их можно удовлетворить (кафе, кабинетпсихотерапевта, досуговое учреждение); а во-вторых, обеспечиваютиндивидуальность и адресный подход (поскольку ты – не один из многих клиентов,а единственный и неповторимый, которого ждут и любят, готовы учитывать твоивкусы и интересы); в-третьих, наконец, удовлетворение самых важных потребностейпроисходит быстро и как бы «само собой», как результат повседневной заботы друго друге членов семьи.
 

Глава 2. Проблемымолодой семьи
Молодые семьи в процессестановления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественнымобразом влияют на развитие каждой из них. Рассмотрим проблемы, характерные длямолодой семьи в современной России, но только те из них, которые сами членымолодой семьи осознают и декларируют как свои проблемы. В результатепроведенных социологических исследований было выявлено два блока наиболееактуальных с точки зрения молодых семей проблем:
·    социально-экономическийблок, включающий в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблемуи проблему трудоустройства молодых супругов;
·    социально-психологическийблок, в котором можно выделить проблемы адаптации молодых супругов друг кдругу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новымродственникам.
2.1     Социально-экономическиепроблемы молодой семьи
Для того чтобы семьянормально функционировала, она должна иметь возможность удовлетворять все своиосновные потребности. Молодые люди, вступая в брак и устанавливая правиласемейной жизни, обязательно должны задуматься о важнейших вещах: где жить, начто жить, кто возьмет на себя обязанность обеспечивать семью материально, илисупруги поделят эту обязанность хотя бы на какое-то время. Любовь и деньги,понятия на слух плохо сочетаемые, во многих случаях являются залогом самогосуществования семьи, особенно в наше время.
Большинство семейных пар расходуютосновную часть семейного бюджета на продукты питания, покупку средств бытовойхимии, покупку одежды, оплату аренды жилья и жилищно-коммунальных услуг, оплатутранспортных услуг. И лишь сравнительно небольшая доля молодых семей можетпозволить себе тратить основную часть семейного бюджета на погашение кредита,на откладывание средств на покупку недвижимости или автомобиля, на семейныйотдых и материальную помощь родителям. Полученные результаты демонстрируютдостаточно низкий качественный уровень жизни молодых семей, позволяющийудовлетворить только основные базовые потребности.
Молодая семья сталкивается и с большими жилищнымитрудностями. В зависимости от материальных возможностей родительских семей и отстепени материальной независимости каждого из супругов, чаще всего встречаетсятри варианта начала построения молодой семьи: а) молодожены проживают совместнос родителями одного из супругов; б) молодожены снимают квартиру; в) молодоженысразу имеют отдельную квартиру.
На основе выборочныхобследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерациинасчитывается около 10 млн. молодых семей из общего числа семей 49,9 млн. Изних большая часть – приблизительно 6 млн. – нуждается в улучшении жилищныхусловий. Лишь небольшое количество молодых семей имеет благоустроеннуюотдельную квартиру, хотя бы малогабаритную. Данная ситуация во многомобусловлена сокращением жилищного строительства, свертыванием практикипредоставления бесплатного жилья государством и недоступностью жилья из-за еговысокой стоимости на свободном рынке.
Молодые люди, создавая семью, думают впервую очередь о материальных и жилищных проблемах. Однако, по данныммногочисленных исследований, фактор материальной и жилищной обеспеченности настабильность семьи непосредственно не влияет. Однако плохие материальныеусловия жизни часто усиливают конфликтные ситуации, возникающие по другимпричинам. Выборочные социологические исследования показывают, что 44 % молодоженовсобираются жить совместно с родителями (причем у 37 % молодых людей былиустановлены нечеткие представления относительно мнения родителей об их браке).Другие молодожены предполагают жить в общежитии, на частной квартире, вотдельной квартире, в комнате коммунальной квартиры. При этом ответы жениха иневесты не совпадают в 23 % случаев. В целом, современной молодежи свойственностремление к раздельному проживанию с родителями, хотя зависимость молодыхлюдей от родителей еще велика. Например, около 80 % всех вступающих в брак, поданным тех же исследований, предполагают получать материальную помощь от родителей,что указывает на экономическую и социальную несамостоятельность молодежи.
Молодым людям, собирающимся создать семьюбез прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немалопредостережений, и вполне справедливых. И все же создание такой семьи имеетгораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признаетобязательным материальную обеспеченность молодоженов. Как правило, длительныйпериод ухаживания может привести к спаду любовных отношений.
Следующая проблема – этопроблема трудоустройства. Молодыесупруги относятся к социальной группе – «молодежь», поэтому на ситуациютрудоустройства молодых супругов в целом влияет то, как обстоят дела нарегиональном рынке труда у молодежи и с какими трудностями она сталкивается впоиске работы.
Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости вусловиях структурной перестройки экономики привёл к возникновению принципиальноновой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненнойданная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологическиххарактеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиямрынка труда. При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладаютидеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональнойкарьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят квозникновению сложных социально-психических состояний (тревога; состояниедепрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущениембезысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства.Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградациитрудовых ценностей.
Именно поэтому проблемасвоевременного трудоустройства на подходящую работу является одной из самыхважных и актуальных для современной молодежи, и, стоит отметить, онаестественным образом связана с материально-бытовой и жилищной обеспеченностьюмолодых семей.
Растягивающийся вовремени период приобретения образования отодвигает для молодых людей моментвступления в трудовую жизнь и достижения профессиональной зрелости, а вместе стем отодвигается и момент финансовой независимости и материального благополучиямолодой семьи. Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди,завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Однакопосле завершения образования они являются самой уязвимой группой, вступающей нарынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социальногоопыта и в силу этого менее конкурентоспособны.
В возрасте 21-24 годабольшинство молодых людей испытывают так называемый “шок от реальности”, связанныйс тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступаютв противоречия с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальныеадаптационные молодёжные программы призваны помочь молодым сотрудникамадекватно воспринять существующее в социально-трудовой сфере положение вещей.Именно на этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры,характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.Т.С. Зубкова, кроме того, обращает внимание на следующий факт: низкая зарплатамолодого специалиста, особенно в бюджетной сфере, неудовлетворенностьвторичными заработками толкают молодых специалистов искать работу в другомгороде и уезжать за рубеж, что, безусловно, препятствует укреплению молодойсемьи.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делаютпрофессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный ипрофессиональный опыт. Они знают, чего хотят, но предъявляют достаточно высокиетребования к предлагаемой работе, что вновь осложняет её поиск. Предъявляемыемолодыми безработными требования к рабочим местам высоки. Сложные экономическиеусловия не могли не повлиять на мотивацию молодых людей при трудоустройстве.Материальные претензии молодёжи находятся посередине между прожиточнымминимумом и средней заработной платой в регионе, их нельзя назвать чрезмернозавышенными, но, как свидетельствуют данные различных исследований (в том числеи наших), они значительно выше, чем у тех, кто имел работу до обращения вслужбы занятости. Существует серьезный разрыв между ориентацией навысокооплачиваемую работу и своими собственными возможностями.
Молодые не могут конкурировать с более опытными кадрами (долямолодежи среди обратившихся в службу занятости граждан составляет 33,4 %), онив первую очередь попадают под сокращение. Довольно значительную часть средибезработных составляют молодые специалисты (14,4 %) – выпускникипрофессиональных учебных заведений, чьи знания оказываются невостребованными нарынке труда. Даже те молодые люди, кто имеет престижные на данный моментпрофессии, не могут найти работу по специальности, так как предложениепревышает спрос на них. К тому же за редким исключением работодатели одним из условийприема на работу ставят наличие опыта, которого у вчерашних студентов простонет.
И, конечно же, дополнительные проблемы с трудоустройствомимеют молодые замужние женщины, имеющие или еще не имеющие ребенка. Кпроблемам, общим с мужчинами, добавляются специфические. В приеме на работумогут отказать из-за опасений, что потенциальная работница или скоро уйдет вотпуск по уходу за ребенком, или будет уделять больше сил и времени семье иребенку, но не выполнению профессиональных обязанностей. Работодатели, стремясь«застраховать» себя, применяют разнообразные неправовые (незаконные) способывоздействия на молодых работниц: например, требуют подписать контракт/договор«об увольнении по собственному желанию в случае наступления беременности» или«о ненаступлении беременности в ближайшие 3 года», а чаще просто принимают наработу без заключения трудового договора и внесения соответствующей записи втрудовую книжку – со всеми вытекающими отсюда последствиями и полной правовойнезащищенностью молодой женщины.
Ухудшение условий вступления молодёжи на рынок труда привелок тому, что к 1998 году молодёжь стала одной из самых многочисленных группнаселения среди официально зарегистрированных безработных. Анализ процессов,происходящих на рынке труда, показывает, что с наибольшими трудностямиобъективного и субъективного характера молодёжь сталкивается именно в сферетрудовых отношений.
Проблема трудоустройствамолодых людей существенно отражается на молодой семье, а иногда вообще ставитпод угрозу её существование. Ведь из-за отсутствия работы многие молодые людистеснены в финансовом плане, из-за чего не могут содержать семьюсамостоятельно. Поэтому многие пары не живут вместе, а только периодическивстречаются то на одной, то на другой родительской территории. Часть молодыхлюдей нашла другой выход: следствием нестабильности в материальном планеявляется также увеличение числа гражданских браков, так как люди боятся братьна себя ответственность за будущую семью и предпочитают состояние «временногопребывания».
У образовавшихся послезаключения брака молодых семей проблем из-за невозможности трудоустроиться нажелаемую работу не меньше. Многие молодые семьи надолго откладывают рождениедетей из-за боязни «не потянуть» ребенка. А некоторые молодые семьи, живя сродителями, в связи с невозможностью иметь свою квартиру, и вовсе распадаются,так как не выносят постоянного вмешательства родителей и упреков виждивенчестве.
Проблема трудоустройствамолодых людей крайне сложна, и её состояние напрямую отражается на молодой семье.Ведь можно с уверенностью сказать, что молодая семья, где хотя бы один изсупругов работает на постоянной хорошо оплачиваемой работе, имеет гораздоменьше проблем и поводов для конфликтов.
В то же время нельзя неотметить, что представление о наличии в молодой семье материальных проблемоказывается достаточно субъективным в том смысле, что молодые супругиориентируются на определенный уровень потребительских стандартов, которыйопределяется типом населенного пункта (село, поселок, малый или крупный город),принадлежностью к той или иной социальной группе, уровнем образования и т.д. Проблемасостоит не столько в уровне доходов, сколько в уровне притязаний молодых людей,в субъективных представлениях о качестве и стандартах жизни применительно ксвоей семье. Этот вывод оказывается очень важным для понимания относительнойзначимости социально-экономических и социально-психологических проблем. Хотя впредставлениях молодых семей первостепенную роль играет удовлетворение проблемсоциально-экономического блока, наши исследования приводят к выводу, что дляформирования образа своей молодой семьи как благополучной гораздо важнее неуровень доходов, а убежденность в его достаточности и уверенность в наличиипозитивных перспектив для семьи в целом и для каждого из молодых супругов вотдельности.

2.2     Социально-психологическиепроблемы молодой семьи
Важное место в структуретрудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегдасупруги способны их осознать (так, например, 56 % молодых семей отметили в ходеодного из наших социологических опросов, что у них вообще не бывает конфликтов)и самостоятельно с ними справиться.
Структурируя супружескиепроблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частымиповодами для обращения в консультацию:
·     различного родаконфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролейи обязанностей;
·     конфликты,проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейнуюжизнь и межличностные отношения;
·     сексуальныепроблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумениеналадить нормальные сексуальные отношения;
·     сложности иконфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
·     проблемы власти ивлияния в супружеских взаимоотношениях;
·     отсутствие теплав отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;
·     болезнь(психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности,вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением ксебе и окружающим самого больного или членов семьи.
Все они могут встречатьсяи в молодых семьях (хотя две последние крайне редко), однако имеют своюспецифику.
М. Стуколова предлагает классификациюсемейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из нихявляются:
· ограничение свободы активности, действий, самовыражениячленов семьи;
· отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи(алкоголизм, наркомания и так далее);
· наличие противоположных интересов, устремлений,ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членовсемьи (с его точки зрения);
· авторитарный, жесткий тип в отношениях, сложившихся в семьев целом;
· наличие трудноразделимых материальных проблем;
· авторитарное вмешательство родственников в супружескихотношениях;
· сексуальная дисгармония в браке и другие.
Большая часть из этихпричин – психологического плана.
Е.С. Калмыкова,рассматривая межличностные отношения в семье, особое внимание уделяетпсихологическим проблемам первых лет супружеской жизни. Первые год-двасовместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадияформирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностейи выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимноеприспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял быобоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи,распределения функций (ролей) между мужем и женой и выработки общих семейныхценностей. Под структурой семьи понимается способ обеспечения единства еечленов; распределение ролей проявляется в том, какие виды семейной деятельностикаждый супруг берет под свою ответственность и какие адресует партнеру;семейные ценности представляют собой установки супругов по поводу того, длячего существует семья. Для благополучного осуществления взаимной адаптациибрачных партнеров необходимо достижение совместимости их представлений по тремуказанным параметрам. Не случайно именно в первое время после заключения брака(или создания пары) молодые люди интенсивно общаются.
Семья по субъективнымпредставлениям молодых пар – место более комфортное, чем для людей, имеющихбольший стаж семейной жизни.
В повседневной жизнимолодой пары не всё происходит гладко. Это связано с тем, что молодые не всегдаумеют разрешать конфликты, но при этом менее других склонны обращаться запомощью к специалистам.
В.П. Меньшутин считает,что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждыйиз супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей:довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две«психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительскойсемьи жены.
Т.А. Гурко, рассматриваяпроблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности вовзаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что всовременной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими.В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери,когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социальногостатуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницыдетей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин впроизводственную деятельность, роста уровня их образования, широкогораспространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковыйсоциальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений.В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях иобязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с однойстороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; сдругой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнениисемейных функций.
Психологический климат вмолодой семье может существенно осложняться и специфически видоизменяться в томслучае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Решение жить совместно с родителямиодногоиз супругов может быть продиктовано не только отсутствием материальнойвозможности купить квартиру или хотя бы ее снимать, но и другими соображениями.Например, молодожены-студенты, которые не решаются отделиться материально отродительских семей из-за отсутствия постоянного заработка. Иногда молодыесупруги не решаются на ведение самостоятельного домашнего хозяйства из-зазанятости или отсутствия опыта. В любом случае, если есть возможность житьотдельно от родителей, а молодожены не стремятся к этому есть более или менееосознаваемый отказ от принятия на себя ответственности за собственную семью. Нонезависимо от того, живут ли молодожены отдельно или совместно с родителямиодного из супругов, выстраивать правила совместной жизни, как-то обозначитьграницы своей семьи и, наконец, определиться с семейным бюджетом, все-таки приходится.Если молодые люди, создавая семью, полностью зависят от родителей, не имеясобственного бюджета, по мнению некоторых исследователей, вряд ли есть смысл говоритьо создании новой семьи как таковой. Такое сожительство – всего лишьсанкционированные законом и потому не осуждаемые обществом сексуальныеотношения между молодыми людьми. В этом случае пара полностью принимаетсемейные правила, традиции родительской семьи, на территории которой она проживает.
В случае если молодоженыимеют собственный бюджет, но живут вместе с родителями одного из супругов, уних есть возможность выстроить собственные правила и границы семьи, но этиправила должны быть серьезно скорректированы с тем, что принято в родительскойсемье. Даже если родители настроены доброжелательно по отношению к вошедшему вих семью зятю или невестке, конфликтные ситуации могут возникать довольно частопо самым ничтожным поводам: молодые слишком громко включают музыку, к ним оченьчасто приходят друзья, они поздно ложатся спать и поздно встают, старшеепоколение – наоборот, и так далее. В целом, молодые ведут себя не так, какпоступали в своё время их родители, нормативные представления у двух поколенийразные, что зачастую может служить дополнительной причиной конфликтов. Но естьи гораздо более серьезные причины. В такой расширенной семье, даже если молодаяпара попытается выстроить свои правила семейного функционирования, их постояннопридется менять в зависимости от требований старшего поколения, любое своерешение молодые должны будут согласовывать, часто в ущерб собственным желаниям.Если же молодые станут настаивать на автономности своих семейных отношений, тородители могут посчитать это неуважением или пренебрежением их мнением.Понятно, что семейная атмосфера от этого не улучшится. В случае же подобногоконфликта один из молодоженов (муж – если молодожены живут в квартире свекра исвекрови; или жена – в случае проживания с тещей и тестем) будет находиться «междудвух огней», пытаясь погасить конфликт. Очевидна возможность возникновенияконкурентных отношений между зятем и тещей в случае проживания в квартире родителейжены или между невесткой и свекровью, если квартира принадлежит родителям мужа.
Немаловажен и тот факт, что в традициях наших семей называтьмужа дочери (зятя) сыном, а жену сына (невестку) дочерью. Получается простаямодель – в семью новый член входит на правах ребенка. Считается, что назватьродителей супруга мамой и папой – признак хорошего отношения. Говорят про зятяили невестку: «он нам как сын» или «она нам как дочь», «мы взяли в свою семью»и так далее. Старшее поколение имеет заранее заложенную (хотя бы на уровне названности)возможность осуществлять родительские функции: не только контролироватьновоиспеченных «сына» или «дочь», но и диктовать им свои правила и даженаказывать, то есть выполнять любые воспитательные функции.
Понятно, что если молодая пара в большей или меньшей степениматериально зависима от старших, то возможность контроля или наказаниянаходится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на которомдержат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи,их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правилфункционирования молодой семьи. И, как итог, происходит нарушениеэмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общейнеудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношенийна фоне невысказанных обид и нерешенных проблем.
Для формированиясобственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своихродителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противномслучае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов,которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери).
Существуют в молодых семьях и социально-психологическиесложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно,методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда втом, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт,не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый вих семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силуотсутствия знаний об альтернативных вариантах. Психологическая проблема состоиттакже в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, дляудовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становитсяпростое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общейпроблемы.
Создает серьезные психологические проблемы и процессфизиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.
Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительнопрофессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует впрофессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решенииосновных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должнапосвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров междусупругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы.
Психологические проблемы семьи, о которыхречь шла выше, в своей основе имеют проблему определения структурывнутрисемейной власти. Иначе говоря, при решении вопросов распределениябюджета, устройства жены на работу, выбора места для летнего отдыха и множествадругих во многих молодых семьях в действительности каждым из супругов решаетсяглавная задача – настоять на своем, упрочить свои позиции в семье, обеспечитьсвое главенство. Любопытно, что это происходит несмотря на то, что на словахбольшинство молодых жен согласны признать супруга главой семьи.
Только с приобретением опыта семейной жизник супругам обычно приходит понимание того, что глава семьи – это не почетноезвание, это нелегкий труд и большая ответственность.
Оченьважная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов;противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, ноантагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб»и приводит к разрыву отношений. Для молодых супругов более актуальным являетсяумение разрешить конфликты. Каждый день для супругов встают проблемы, требующиенемедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на чтопотратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находитькомпромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.
Таким образом, молодаясемья имеет ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые ижилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодыхсупругов. Для того чтобы молодая семья могла осуществлять все свои функции,необходимо комплексное решение этих проблем, на что и должна быть направлена государственнаясемейная политика в отношении молодой семьи.
 

Заключение
 
Семья является одним изважнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянииона находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции,можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственномуровне. Государствозаинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.
Проблема организациисоциальной поддержки молодых семей как на федеральном, так и на региональномуровнях предполагает необходимость рассмотрения молодой семьи как особойсоциальной категории, со специфическими интересами и потребностями.Невозможность удовлетворения этих потребностей нарушает процесс нормальногофункционирования семьи. Нарушение процессов функционирования ведет в конечномсчете к неблагополучию в семье любого типа (семье пожилых супругов, неполнойсемье и т.д.). Однако именно неблагополучие молодых семей приобретает тяжелые,иногда катастрофические последствия как для самой этой семьи, так и длягосударства и общества. Последнее достаточно очевидно, посколькусоциально-экономическое положение молодых семей определяет их готовностьреализовать одну из важнейших своих функций –репродуктивную. А репродуктивноеповедение молодых семей, в свою очередь, напрямую сказывается надемографической ситуации в стране.
Социально-демографическаяполитика государства должна быть ориентирована в первую очередь именно намолодые семьи. Заметим, что готовность к рождению второго, а тем более третьегоребенка в семье зависит от того, насколько велики были те трудности, с которымимолодая семья столкнулась после рождения первенца. Да и само появление первенцаявляется желанным событием или, напротив, фактором, дестабилизирующим отношенияв молодой семье, в зависимости от того, насколько государство и общество готовысчитаться с появлением нового гражданина и поддержать молодую семью для того,чтобы родившийся малыш был для родителей источником радости и надежды, а непроблем и тревог.

Список литературы
 
1.   Акерман Н.Семья как социальная и эмоциональная единица. СПб.: Питер, 2000.
2.   Антонов А.И.Социология семьи. М., 1996.
3.   Берн Ш.Гендерная психология. СПб.: Изд. дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
4.   Варга А. Я.Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001
5.   Витакер К.Полночные размышления семейного терапевта. М.: Класс, 1998.
6.   ЗдравомысловаО. М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Психология семьи/ Под ред. Д.Я. Райгородского: Учеб. пособие для факультетов психологии,экономики и журналистики. Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002.
7.   Зритнева Е.И.Семьеведение. М., 2002.
8.   МеньшутинВ.П. Помощь молодой семье. М.: Мысль, 1987.
9.   Молодаясемья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / под общейредакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005.
10. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. — М.: Академический проект, 2001.
11. Неудачина И.Г. Современная российская семья: гендерный анализ: Автореф. дис. … канд.социол. наук. Екатеринбург, 2003.
12. СавельеваО.О. Семья в современном обществе // История и обществознание в школе. 2001.
13. Семенов Ю.И.Происхождение брака и семьи. М., 1974.
14. Социология /Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, 1998.
15. Шахматов В.П.Молодая семья: жизнеспособность, демография, право. Красноярск: Кн. изд — во,1985.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.