Реферат по предмету "Финансовые науки"


Механизм определения налоговой нагрузки на организацию

Содержание
 
Задание 1. Механизм определения налоговой нагрузки наорганизацию
Задание 2. Ответить на тестовые задания
Список используемой литературы
 

 
Задание 1. Механизм определенияналоговой нагрузки на организацию
 
Налоговая нагрузка – это одно из понятий, применяемых для оценки влиянияналоговых платежей на финансовое состояние предприятия.
Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат)рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. наскольковелико налоговое бремя на экономику страны. В данном случае рассчитываетсяотношение реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства и ВВПстраны.Считается, что для эффективного функционирования экономики он недолжен превышать 30-50%.
Применительно к отдельному хозяйствующему субъекту (налогоплатель-щику) налоговаянагрузка — это комплексная характеристика, которая включает: количествоналогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взиманияналогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.
Величина налоговой нагрузки зависит от множества факторов – от видадеятельности и формы ее осуществления, налогового режима,организационно-правовой формы предприятия и особенностей налогового ибухгалтерского учета, закрепленных в учетной политике.
Расчет налоговой нагрузки имеет важную для организации цель — этопрогнозирование налогового бремени на будущий период. Деятельность организацииобычно не стоит на месте — одни направления «сворачиваются», другиеразвиваются, реализуются новые проекты. За счет этого налоговая нагрузка можетизменяться.
Размер налоговой нагрузки зависит от результатов деятельностиорганизации, динамики налоговых баз, изменения внешних факторов, влияющих напорядок исчисления и уплаты налогов. Для больших предприятий важнопрогнозировать налоговую нагрузку в будущих периодах. Важно оценить, какойобъем налогов должна будет уплачивать организация, например, за счет расширениясвоей деятельности.
На основании этого можно сделать вывод о том, сколько средств останется«свободными», например, для инвестирования. Дополнительно можно рассчитать долюналогов в выручке, прибыли, зарплатных налогов в фонде оплаты труда и т.д. Всеэто должно помочь организации в налоговом планировании отчислений в бюджет. Приэтом также важно предусмотреть различные налоговые риски, которые могут повлиятьна увеличение налоговой нагрузки.
Для планирования налогового бремени важно отслеживать измененияналогового законодательства с целью использования различных налоговых льгот идругих предусмотренных законодательством способов уменьшения налогового бремени.Целью является в первую очередь соблюдение баланса интересов государства иорганизации. То есть организация вправе использовать предусмотренныезаконодательством способы оптимизации налоговых платежей и тем самым снизитьналоговую нагрузку.
Для характеристики налоговой нагрузки имеет значение не толькоколичество, но и структура уплачиваемых налогов. Наиболее «трудными» являютсяналоговые платежи, исчисляемые независимо от полученного дохода и лишь частичноперелагаемые на конечного потребителя.
Возникновение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей впроцессе хозяйственной деятельности предприятия мы видим на схеме ниже.

/>
В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятойметодики исчисления налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И.Чужмароваи А.И.Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровняналоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП,исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующиеналоговую нагрузку на макроуровне, но нет единого мнения в отношенииметодологии определения этого показателя на уровне организации.
Цель методики определения налоговой нагрузки – датьвозможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий,действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий,использующих разные налоговые режимы, находящихся в разных налоговых системах,в том числе в условиях разных стран.
Необходимо отметить, что для расчета налоговой нагрузкинедостаточно иметь только перечень обязательных платежей, которые взимаются натерритории того или иного государства. Так как процесс налогообложенияосуществляется в рамках отдельных налоговых режимов, каждый из которыххарактеризуется своим порядком определения уровня налоговых обязательств, томожно говорить о расчете налоговой нагрузки только в рамках отдельных налоговыхрежимов.
Так же при оценке налоговой нагрузки необходимоучитывать, что не все налоги в конечном итоге ложатся на плечиналогоплательщика. Такие платежи как НДС и акцизы, являясь косвенными налогами,оплачиваются конечными потребителями. При этом налогоплательщик, формируя ценуреализации, должен отталкиваться от сложившейся у него себестоимости с учетомзаложенного уровня рентабельности. В таком случае косвенные налоги, с учетомсуществующей методики их расчета, становятся проблемой налогоплательщика толькос точки зрения их влияния на его конкурентоспособность – с одной стороны.
С другой – при существующей системе уплаты, например НДС,когда одним из элементов налогооблагаемой базы являются суммы полученнойпредоплаты, косвенные налоги становятся инструментом отвлечения финансовыхресурсов предприятий, что приводит к возникновению дефицита оборотных средств,сказывается на их платежеспособности и рождает необходимость поискадополнительных источников финансирования.
Такие налоги как ЕСН, ресурсные платежи в пределах лимитов,налоги, связанные с владением или использованием имущества, включаются всебестоимость товаров, работ, услуг, учитываются в процессе формирования цены ив итоге также возмещаются потребителем. Что, как и в случае с косвенныминалогами, больше оказывает влияние на конкурентоспособность налогоплательщика,и, при отсутствии реализации, сокращает количество денежных средств, которыеможно было бы использовать в целях повышения его ликвидности.
Методик, определяющих налоговую нагрузку на организацию, много: их отличиесостоит в том, что они используют разные:
1) исходные величины, с которыми соотносится сумма налогов (имущественноесостояние предприятия, результаты его хозяйственной, финансовой иинвестиционной деятельности);
2) наборы принимаемых в расчет налогов;
3) счетные методики.
Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общейвеличины налоговых обязательств (НОначисл), возникших впроцессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собойсовокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей всоставе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетнуюсистему.
Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период,отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам исборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1,НО2, …НОn). Кредитовые обороты по данным счетамвозникают в результате операций «начисления», то есть периодического отраженияв бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составеналогового поля предприятия.
Наиболее известные в РФ методики: Минфина России; Т.К. Островенко; Е.А. Кировой;А. Кадушина и Н. Михайловой; М.И. Литвинова; М.Н. Крейниной, и какие выводыможно сделать на основе этого показателя.
Рассмотрим некоторые из них.
Для определения налоговой нагрузки в организацииразработана методика Департаментом налоговой политики Минфина России,согласно которой тяжесть налогового бремени принято оценивать отношением суммывсех налогов организации (Нп) к совокупной выручке хозяйствующего субъекта,включая выручку от прочей реализации (В):

/>
Показатель налогового бремени, рассчитанный всоответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке отреализации, однако не характеризует влияние налогов на финансовое состояниеэкономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога квыручке от реализации.
Методика предложенная М.Н.Крейниной, исходит изсопоставления налога и источника его уплаты. Таким образом, каждая группаналогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеетсвои критерии для оценки тяжести налогового бремени.
Тяжесть налогового бремени (Нн) можно рассчитать поформуле:
 
/>,
 
где В – общая выручка организации;
И – издержки, принимаемые для целей налогообложения;
П – бухгалтерская прибыль до налогообложения;
Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении организаций завычетом обязательных платежей, уплачиваемых за счет нее;
dПч –доля чистой прибыли после уплаты налогов вбухгалтерской прибыли до налогообложения;
(1-dПч) – доля налоговых платежей в общей прибылиорганизации.
Особенность рассматриваемого метода состоит в том, что онне учитывает косвенные налоги, поскольку они не зависят от величины прибылиорганизации. Для оценки налогового бремени по НДС и акцизам их предлагаетсясоотносить либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса, а суммуналогов с источниками уплаты.
Оригинальный подход к расчету налоговой нагрузкисодержится в работах Е.А.Кировой. По мнению автора, следует различатьабсолютную и относительную нагрузки.
Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги истраховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и во внебюджетные фонды. Вэтот показатель включаются фактически внесенные в бюджет налоговые платежи,перечисленные ЕСН, страховая часть пенсионного фонда, а так же недоимка поданным платежам. Косвенные налоги повышают налоговую нагрузку организаций.Реальным носителем их является конечный потребитель производимой продукции. Абсолютнаяналоговая нагрузка не отражает напряженности налоговых обязательств, поэтомуавтор предлагает использовать показатель относительной налоговой нагрузки (Нб).
Под этим понимается отношение абсолютной налоговойнагрузки к вновь созданной стоимости, т.е. отношение налогов и страховыхвзносов (Н), включая недоимку (Нед), к вновь созданной стоимости:
 
/>
 
Источником уплаты налоговых платежей признаетсядобавленная стоимость (ДС). Поэтому при исчислении налоговой нагрузки к добавленнойстоимости не учитывается объективное различие доли амортизации в ее объеме.
С целью исключения влияния амортизационных сумм навеличину налоговой нагрузки предлагается фискальные изъятия соизмерять с вновьсозданной стоимостью. Вновь созданная стоимость определяется расчетным путем –вычетом из добавленной стоимости амортизации.
На уровне отдельной организации вновь созданную стоимость(ДС) предлагается исчислять следующим образом:

 
ДС=В-МЗ-А+ВД-ВР или ДС=ОТ+ОС+П+НП,
 
где В – выручка от реализации товаров, продукция, работ,услуг;
МЗ – материальные затраты;
А – амортизация;
ВД – внереализационные доходы;
ВР – внереализационные расходы (без учета налоговыхплатежей);
ОТ – оплата труда;
ОС – отчисления в единый в единый социальный налог;
П – прибыль организаций;
НП – налоговые платежи.
Относительную налоговую нагрузку Е.А.Кировапредлагает определять по формуле:
/> 
Достоинства методики заключается в том, что она позволяетсравнивать налоговую нагрузку по конкретным организациям, а такжеиндивидуальным предпринимателям независимо от их отраслевой принадлежности.Налоговые платежи соотносятся с вновь созданной стоимостью, налоговое бремяоценивается относительно источника уплаты налогов; на формирование величинывновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги.
Таким образом, налоговая нагрузка применяется дляоценки влияния налоговых платежей на финансовое состояние предприятия.
Такой показатель зависит от множества факторов: начиная отвида деятельности (что лежит в основе классификации налоговых органов) изаканчивая особенностями ведения налогового и бухгалтерского учета.
В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательныеплатежи организации в бюджет и во внебюджетные фонды.
Рассматривая состав источников средств для уплаты налогов необходимо,прежде всего, отметить их возможное несовпадение с налогооблагаемой базой(например по имущественным налогам).
Источником уплаты может быть только доход предприятия в его различныхформах, а именно:
— выручка от реализации продукции (работ, услуг) – для НДС и акцизов;
— себестоимость продукции с последующим покрытием расходов из выручки отреализации – для земельного и социального налогов;
— прибыль предприятия в процессе ее формирования – для налога наимущество и налогов с оборота;
— прибыль организации в процессе ее распределения – для налога наприбыль;
— чистая прибыль предприятия – для экономических санкций, вносимых вбюджет, некоторых местных налогов и лицензионных сборов.
 
Задание 2
Ответить на тестовыезадания со ссылкой на нормативные акты
 
1. Источникомначисления НДС являются:
1) счета учета затрат;
2) счетареализации; Глава НК РФ. Статья 169. Счет-фактура.
3) счета учета прибыли;
4) нет правильногоответа.
2. Не облагается НДСоборот по реализации на территории РФ:
1) лекарственных средств,включая лекарственные субстанции, в т.ч. внутриаптечного изготовления всоответствии с Общероссийским классификатором продукции;
2) косметических услуг,оказываемых населению медицинскими организациями или учреждениями;
3)протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для изготовления иполуфабрикатов к ним по перечню, утвержденному Правительством РФ. Глава 21НК РФ.Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые отналогообложения).
3. Плательщиком ЕСНявляется:
1) любое физическое лицо;
2) организация,находящаяся на УСН;
3) адвокат, уплачивающийналог со своих доходов;
4) индивидуальныйпредприниматель, находящийся на ЕНВД;
5) все ответы правильные;
6) нет правильногоответа.
Глава 24 НК РФ/> «ЕСН» устанавливает двесамостоятельные группы налогоплательщиков: 1) лица (организации,индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплатыфизическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
С 1 января 2010года глава 24 НК РФ «ЕСН» утратила силу. Единый социальный налог отменён,вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы вПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 212-ФЗ от24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1января 2011 года будут увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фондобязательного медицинского страхования.
4. Если транспортноесредство имеет реактивный двигатель,  то в качестве налоговой базы будетвыступать:
1) валовая вместимость врегистровых тоннах;
2) мощность в лошадиныхсилах;
3) единица транспортногосредства;
4) тяга вкилограммах. Глава 28. НК РФ«Транспортный налог»Статья 359. Налоговая база.
5. Налоговой базой, покоторой рассчитывается налог на землю является:
1) единовременноустановленная, неизменная стоимость земельного участка;
2) кадастроваястоимость по состоянию на 01 января того года, за который рассчитывается налог;НКРФ — Глава 31. Земельный налог.
3) оценочная стоимостьземельного участка;
4) рыночная стоимостьземельного участка.
6. Имущество,принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управленияорганом исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная кней служба объектом налогообложения налогом на имущество:
1) признается;
2) не признается;Налог на имущество организаций. Глава 30 НК РФ «Налог на имущество организаций».
3) признается в случаях установленныхзаконодательством.
7. Организации, укоторых за четыре предшествующих квартала выручка от реализации в среднем непревышала 3 млн руб. уплачивают авансовые  платежи по налогу на прибыль:
1) ежеквартальнобез промежуточных авансовых платежей, исходя  из фактически полученной прибыли;Ст.286, 287 НК РФ
2) ежеквартально сежемесячными промежуточными платежами;
3) ежемесячно, исходя изфактически полученной прибыли.
8. При полученииналогоплательщиком дохода в виде маетериальной выгоды, полученной отприобретения ценных бумаг, налоговая база по НДФЛ определяется как:
1) превышение рыночнойстоимости ценных бумаг, определяемой с учетом предельной границы колебанийрыночной цены ценных бумаг, над суммой фактических расходов налогоплательщикана их приобретение;
2) превышениерыночной стоимости ценных бумаг, над суммой фактических расходовналогоплательщика на их приобретение;Глава 23. Налог на доходы физическихлиц,статья212 НК РФ.
3) превышение рыночнойстоимости над номинальной стоимостью ценных бумаг.
9. Платежное извещениена уплату налога на имущество физических лиц  вручается налогоплательщикамналоговыми органами:
1) до 1 апреля; 3) до 1июля; 2) до 1 августа; 4) до 1 сентября.
Согласно ст. 5Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1.
10. При имущественныхотношениях с целью налогообложения лица  признаются взаимозависимыми:
1) если одно лицоучаствует в имуществе другого лица в доле, превышающей 20 %;
2) если одно лицонепосредственно или косвенно участвует в другой  организации в доле,превышающей 20 %. В соответствии с п. 1 ст.20 НК РФ.

 
Список используемой литературы
 
1. Налоговый кодекс РФ (ред. от 09.03.2010).
2. Куликова Н.Н. Налоговый менеджмент: учеб. пособие / Н.Н.Куликова. –Новосибирск: изд-во НГТУ, 2009. – с. 149-156.
3. Милаков И.С. Комментарии к статье «Путь от налоговой оптимизации доналогового преступления» / И.С.Милаков // Горячая линия бухгалтера. — 2008. — №20. —
4. Пасько О.Ф. Определениеналоговой нагрузки на организацию.// Налоговый вестник. – 2004. – №6. –С.18–22.
5. Чипуренко Е.В. Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет,управление / Е.В.Чипуренко. – М.: Налоговый вестник, 2008. — 187 с.
6. Чужмарова С.И. Основы налогообложения: Учеб.пособие / С.И.Чужмарова, А.И.Чужмаров. — М.: Статус-Кво97,2003. – 516 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.