Содержание
Введение
1. Понятие «гендера»
2. Гендерные установки
3.Гомосексуальная идентичность у женщин
4. Присвоение гендерных установок, популярных в обществе,женщинами с гомосексуальной идентичностью
5. Конструирование гендерных установок в лесбийскойсубкультуре
6. Личные гендерные установки женщин с гомосексуальнойидентичностью..
Заключение
Список источников литературы
Введение
Данная реферативнаяработа представляет собой теоретическое исследование присвоения иконструирования гендерных установок женщинами с гомосексуальной идентичностью.
Ее актуальностьопределяется двумя аспектами: необходимость развития гендерной науки в Росси инеобходимостью углубленного изучении проблем гомосексуализма, в том числе ссоциокультурной точки зрения.
Процесс социально-экономическойперестройки в России сопровождается усилением дифференциации общества. Одним изее проявлений является гендерное неравенство, которое ныне присуще всемобществам, независимо от политического устройства и уровнясоциально-экономического развития, и проявляется в неравных возможностях женщини мужнин относительно структур власти, сферы образования и занятости.
Специфика гендерныхпроблем Российской Федерации оказывается в том, что в государстве непрослеживается гендерных отличий в доступе к базовому образованию, для женщинхарактерные высокие, по международным стандартам, уровни экономическойактивности и занятости. Тем не менее, эти благоприятные потенциальныевозможности сопровождаются значительными гендерными диспропорциями в политике исфере государственного управления, в возможностях доступа к достойной работе иэкономическим ресурсам. Это предопределяет необходимость гендерныхисследований, направленных на обеспечение общечеловеческой справедливостиотносительно равных прав и возможностей лица, независимо от пола. Посколькуженщины представляют больше половины населения страны, переход кдемократическому обществу и рыночной экономике нуждается в их равноправномпредставительстве в жизни страны.
В то же время наличиезначительно числа женщин с гомосексуальной идентичностью требует признания и ихправ на нормальную социальную реализацию.
1. Понятие«гендера»
Термин «гендер»(от английского «gender» — «пол», «род») утвердился в научных источникахнекоторых стран мира (преимущественно англоязычных) в 60-е годы ХХ века, однаков самой Великобритании, во Франции и во многих восточноевропейских странах онне прижился.
Гендер (gender)[1]понимается как общественное отношение, связанное с классификациейличностей по половому признаку, при этом внимание концентрируется науровне обыденных взаимоотношений и действий, в которых находят свое отражениегендерные отношения различных культур и этносов. Теория общественного основаниягендера зиждется на соотношение биологического и социального полов. Гендер вданном случае, ни что иное, как социальная работа формирования пола. Категории«женщин» и «мужчин» из недифференцированных, переходят в определенныемужественные или женственные категории. А разница заключается в возрасте,национальности, сексуальной ориентации.
То есть биологическийпол и пол социальный не совпадают, первый лишь набор физиологическихособенностей, а второй набор поведенческих установок, что проявляются и имеютсвою ценность лишь в социуме.
Гендерв психологии – общественно-физиологическийкритерий, прибегая к которому определяются понятия «мужчина» и «женщина». Таккак пол (sex) – характеристика биологическая, психологи и социологи иногда вгендерных различиях делают акцент на биологических различиях полов.
В России понятие«гендер», «социогендерные отношения» так же вызывают далеко не однозначнуюреакцию. В западной социологии гендерные исследования чаще всего сводятся кизучению основных компонентов половой идентичности, к которым, к примеру, Н.Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы исексуальные роли. Биологический пол включает первичные и вторичныебиолого-физиологические признаки, присущие мужчинам и женщинам. Гендерная идентичностьозначает, в какой мере чувствуют себя представители того или иного поламужчинами или женщинами.
Гендерныеидеалы отражают совокупностьпредставлений о мужском и женском поведении. Половая идентификацияобуславливает и сексуальные роли, разделение прав и труда у мужчин и женщин. Всеэти компоненты половой идентичности находятся в эволюции, и стремятся, помнению Н. Смелзера, к «гармоничному единству».
В нашемисследовании, говоря о гендерных стереотипах, мы будем иметь в виду то,каким, по мнению окружающих, должно быть поведение мужчины и каким – поведениеженщины. Вне социума, вне принятых в данной культуре норм поведения, человек неможет быть маскулинным или фемининным.
«Гендерна роль» — это половая роль, которая имеетобщественная окраска, которая несет в себе общественный опыт, накопленный вповедении многих поколений мужчин и женщин. На первый взгляд кажется, чтомужские и женские функции — это не роли, ведь речь идет о биологической природечеловека, к которому тяжело применить слово «игра». Тем не менее, естественныеполовые формы поведения — это лишь небольшая часть той совокупностиповеденческих актов, действий, стереотипов, которые отличают обращение мужчиныи женщины. В разных обществах сформировалось много норм и правил относительно мужскогои женского поведения. Они касаются внешнего вида (одежда, прическа), видовдеятельности (есть чисто женские или мужские профессии), распределения функцийв семьи. Поведение человека социализировано. Не исключение и половое поведение.Но на самом деле нет абсолютно мужественных мужчин и очень женственных женщин.Так по мнению психолога С, Бэм[2] маскулиннсть и феминность– не антагонисты, они могут гармонично сочетаться, создавая феноменандрогинности.
2. Гендерные установки
В широком смысле гендерныеустановки – это готовность к определенному виду социальной активности всистеме межполового взаимодействия. Решающим фактором в формировании гендерныхустановок является опыт межличностных отношений с значимыми людьмипротивоположного пола. В гендерных установках мужчин и женщин отражаетсяхарактер их связей и отношений с близкими людьми противоположного пола.Гендерные установки — детерминанты гендерных отношений на микроуровне, то естьтипа «личность-личность», где взаимодействие осуществляется между людьмиразного пола.
К гендерным установкамможно отнести позитивный или негативный настрой, отношение к своему ипротивоположному полу: желание быть представителем определенного пола;предпочтение соответствующих половых ролей, занятий; позитивная или негативнаяоценка пола.
Среди них наиболееважными являются гендерные стереотипы, роли и гендерную идентичность.
Гендерные стереотипы — формировавшиеся в культуреобобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себямужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль,означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношенийисторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались надиндивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.[3]
Можно выделить бинарныеоппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность — интуитивность, абстрактность — конкретность. Прежде
всего, мужественностьсоотносится с логичностью, а женственность — с интуитивностью (Булгаков;Флоренский; Розанов; Логинов; Хрипкова; Колесов и др.). «Мужское мышлениеотличается склонностью к обобщениям, абстрактностью… мужчина более рационален»(Логинов. С. 24-26)[4]. «Мужское и женскоесамосознание имеет каждое свои отличительные черты: мужчина логичен, полонинициативы; женщина инстинктивна, склонна к самоотданию, мудра нелогической инеличной мудростью простоты и чистоты» (Булгаков. С. 264-265)[5].В тоже время, женщин интересуют конкретные вещи, они конкретны в своеймыслительной деятельности. Простор женскому интеллекту обычно открываютприкладные и близкие к практике науки (Логинов).
Инструментальность — экспрессивность, сознательность — бессознательность. Бытует стереотипное мнение, чтоженская чувственность, эмпатичность (умение сочувствовать), эмоциональнаяэкспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью,ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается,что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны(Флоренский). К этому можно присоединить мнение С. Н. Булгакова о том, чтоженщина связана с «глубинами бытия». О женской впечатлительности ивосприимчивости писали В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский и др.
Власть — подчинение. Женскими считались также преданность,жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющегопротивоположные качества и потому мужское и женское начала осмысливались вкатегориях власть — подчинение. «Мужчине приписывается право распоряжатьсяженщиной, «быть покровителем и вождем», право женщины – «в дар за любовь своюполучить мужественного и сильного покровителя» (Розанов. С. 139-140). С. Н.Булгаков, рассматривая власть, выделяет в ней два начала: «Власть двойственнапо природе, она знает активное и пассивное начало, слагается из властвования иподчинения...»
Порядок — хаос. Кроме того, философский взгляд нагендерную дифференциацию формы и материи выражается в противопоставлениипорядка и хаоса. Так, Н. А. Бердяев, говоря о мужском и женском началах,отмечает: «Поскольку мужское начало есть начало оформления, внесения смысла,Логоса, строя, лада, поскольку мужественный дух оформляет, дисциплинирует,организует, постольку оно есть начало порядка». Беспорядок и хаосрассматриваются как проявления женского начала: «Дух женственно-пассивныйпогружает в бесформенный, недисциплинированный, неорганизованный хаос». К этомуможно присоединить подобные взгляды В. Ф. Эрна, А. Белого, Вс. Иванова, Н. А.Бердяева, П. А. Флоренского. Вместе с тем, современные исследователи женской имужской психологии не считают, что мужское начало — проявление порядка, аженское — хаоса; каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности.
Независимость,индивидуальность — близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, чтоженщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решениемкаких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Так, Н.Ходоров, К. Гиллиган утверждают, что женщины на первое место ставят отношениямежду людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы,доминантны, властны, авторитарны и решительны. Женщины же более осторожны,склонны к подчинению, отзывчивы и демократичны (Розанов; Булгаков; Флоренский).
Сила Я — слабость Я. Также стереотипно считается, чтомужчин и женщин отличают проявления силы их личности. По мнению Флоренского, «женскаядеятельность в значительной мере, в более значительной, чем мужская, естьдеятельность не самой женщины, а других сил в женщине» (Флоренский). К этомуможно присоединить мнение В. В. Розанова: «Я мужчины — в гору величиной, Яженское… да оно просто прислонено к мужскому Я» (Цит. по: Рябов. С. 11).[6]
Импульсивность,активность — статичность, пассивность. В представлении Аристотеля сила, активность, движение, жизньисходят из мужского начала, женщина же дает только пассивную материю. Гиппократподдерживает эту доктрину и выделяет слабое (женское) и сильное (мужское) семя.Теория Аристотеля просуществовала на протяжении всех Средних веков, вплоть досовременной эпохи.
Непостоянство,неверность, радикализм — постоянство, верность, консерватизм. Также в культуре бытует стереотипноеубеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся,мужчин же — радикализм, непостоянство. Зиммель отмечает привязанность женщин ко«всему бывшему, состоявшемуся», рассматривает эту проблему в свете бинарныхоппозиций: «верность» — «неверность» (Зиммель. С. 240). [7]
Итак, философы,антропологи, психологи обосновывают различие полов, различие мужчины и женщины.Но социологическое значение понятий мужской — женский получает свое содержаниеблагодаря наблюдению над действительно существующими мужскими и женскимииндивидами. Эти наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни впсихологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности.
Более устойчивыегендерные установки заключены в гендерных ролях, совокупности шаблонов и номполового поведения, что ожидаются от личности.
На сегодня нетобщепризнанной теории гендерных социальных ролей. Роли в гендере, их критерии,истоки и процесс формирования изучаются в разных психологических,социометрических, социальных концепциях. Но накопленный эмпирический материал,заставляет прийти к выводу, что на формирование личности значительно влияеткультура, в том числе, распространенное в социуме, представление о гендерныхролях.
Основные гендерныероли мужчины: охотник,добытчик, мужественный, склонный вести за собой, быстрый в принятии решенийлидер, агрессивный и сильный воин, склонный к риску авантюрист, муж-опора,строгий отец-наставник. В то время как женщинам отводятся роли нежнойвоспитательницы детей, хранительницы очага – женственной, сострадающей,заботливой, мягкой.
Однако в современноммире гендерные роли очень быстро меняются. Согласно концепции С. Бэм лябаяличность, не взирая пол биологический, способна совмещать мускулинные ифеминные качества, традиционные сформированные гендерными представлениями.Таким образом, люди не так строго следуют полоролевым стандартам и свободноменяют различные мужские или женские сферы деятельности. Поддержав даннуютеорию Плек (Pleck) ввел понятие расщепленности, фрагментарности полоролевыхнорм. Значит отсутствует едина роль женщины или мужчины.
Разнообразие половыхролей в зависимости от культуры или исторического периода подтверждает теориюформирования гендерных ролей культурой общества. На этом основании дажевыделяются мускулинные или фемининные нации и государства.
Гендерные роли меняютсяот эпохи к эпохе. И. С. Кон[8] подчеркнул, что системаразделения гендерных ролей с традиционными стереотипамимужественности-женственности имеет ряд характерных особенностей: феминные имускулинные занятия полярно и очень противоположны; различия активноподдерживаются религией и аппеляцией к природу; мускулинные и феминные обязанностидополняют друг друга и находятся в иерархии, где женщина подчиняется мужчине иего интересам. Теперь почти повсеместно гендерные роли радикально меняются, вчастности и в России, но не очень быстро.
Важным для каждойличности является гендерная идентичность – основной компонент идентичностисоциальной, принадлежность к мужской или женской общности, в представлениисамого человека, его самоидентификация.
Идентичность впервые быларассмотрена Э. Эриксоном (E. Erikson).[9] По его мнению,подкрепляет идентичность сознание собственного существования во времени,осознание личной целостности, и уровня сходства с другими индивидами, содновременным позиционированием своей уникальности и неординарности. Современныеученые прибегают к трактовке общественной и личностей, персональнойидентичности (Tajfel Y.; Turner J.; Агеев В. С.; Ядов В. А. и др.). Вот уже 30лет теория социальной идентичности, разработанная Тэджфелом-Тернером,рассматриваем гендерную идентичность, как подструктуру идентичностиобщественной, на равнее с этнической, профессиональной, гражданской и прочимивидами самоидентификации личности в обществе.
Гендерная идентичность выступает как понятие болееобъемное, чем полоролевая идентичность, так как в гендере заключен не толькополовой критерий, но и целостный образ личности (включая внешние проявления).Нельзя ставить в один ряд гендерную идентичность и с сескуальной идентичностью(потому, что гендер не биологичен, но социален, относится к сфересоциокультрной). Характеристика сексуальной идентичности можетпроводится как особенность самоидентификации личности с точки зрениясексуального поведения в структуре гендерной идентичности.
Несоответствие гендернойидентичности биологическому полу может приводить к серьезному расстройству –транссексуальности. Формирование гендерной идентичности – сложный процесс,которые рассматривается по-разному в различных теориях.
3.Гомосексуальная идентичность у женщин
Сексуальнаяидентичность — одиниз пяти компонентов человеческой сексуальности, определяемый каксамоидентификация индивида с людьми, имеющими ту или иную сексуальнуюориентацию, самоощущение в качестве индивида с данной сексуальной ориентацией.
К другим сексуальнымкомпонентам принадлежат биологический пол (во всей его совокупности —генетический, гонадный, гормональный, наружный и внутренний генитальный пол), гендернаяидентичность, о который мы говорили ранее, социальная ориентация и гендернаясоциальная роль.
Сексуальная идентичностьчеловека не формируется в результате действия какого-либо одного фактора, хотянекоторые ученые и неспециалисты могут вести поиск отдельных «причин»сексуальной идентичности.
Такие ученые как ДжонМани ( en. John Money), Мильтон Даймонд ( _en. Milton Diamond) и ЭннФаусто-Стерлинг ( en. Anne Fausto-Sterling) пытались обнаружить и описатьбиологические процессы, влияющие на формирование сексуальной идентичности.Предполагается, что существует большая совокупность определяющих факторов, однакоединой точки зрения по этому вопросу пока не выработано. [10]
Вероятно, некоторыефакторы, влияющие на формирование сексуальной идентичности, еще не открыты.Конкретная значимость различных известных или предполагаемых на данный моментфакторов также пока достоверно не установлена. Принимая во внимание этиоговорки, можно выделить несколько групп факторов, более точное значениекоторых еще предстоит выяснить в будущем: генетические факторы, предродовые ипослеродовые факторы и другие.
Современной сексологииизвестны три возможных типа сексуальной идентичности:
— гетеросексуальнаяидентичность — самоидентификация в качестве
гетеросексуала, или (есличеловек не знаком с термином «гетеросексуал») в качестве «человека снормальной, традиционной, обычной» ориентацией, или в качестве «натурала»;
— бисексуальнаяидентичность — самоидентификация в качестве бисексуала;
— гомосексуальнаяидентичность — самоидентификация в качестве носителя гомосексуальнойориентации.
Сексуальнаяидентичность не равнозначна истинной сексуальной ориентации индивида и не обязательно с ней совпадает.Так, индивиду со строго гомосексуальной в действительности ориентацией можетбыть психологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качествебисексуала, чтобы меньше комплексовать по поводу собственной гомосексуальности,не закрывать себе путь к созданию гетеросексуальной семьи и рождению детей, иливообще в качестве «гетеросексуала, который просто играется».
И напротив, индивиду сбисексуальной в действительности ориентацией, прошедшему длительный и тяжёлыйпуть осознания себя как имеющего гомосексуальные влечения и желания и трудныйкаминг-аут перед окружающими, может быть психологически комфортнее внутреннеопределять себя как исключительного гомосексуала (по типу реакции «назад путинет»), или, например, из страха быть отторгнутым гомосексуальной субкультурой,которая нередко бывает враждебна к бисексуалам. Индивиду с бисексуальнойориентацией, подавляющему в себе гомосексуальные мотивы и желания, может бытьпсихологически удобнее и комфортнее самоопределяться в качестве гетеросексуала.
Женщин с гомосексуальнойидентичностью принято именовать в обществе лесбиянками от названиягреческого острова Лесбос, на котором жила легендарная поэтесса Сафо, которойприписывают склонность к однополой любви. Также и сами они называют себя, еслиони сами идентифицирует себя гомосексуально, и имеют гомосексуальнуюориентацию.
Трактовкагетеросексуальности и гомосексуальности в разные периоды, в разныхпсихологических школах велась различно. По Ломброзо гомосексуальность — это форма психического гермафродизма, возвращение к одной из пройденныхступеней биологической эволюции. Фрейд предлагает мужчин и женщин, для которыхсексуальным объектом являются лица своего пола называть инвертированными, асамый факт – инверсией. В «Справочнике по сексопатологии» под редакцией Васильченко(1990)[11] гомосексуализм определяетсякак «патологическое влечение», возникающее в результате нейроэндокринныхнарушений, а также внушения «родителями и воспитателями неприязненногоотношения к противоположному полу».
Современныеисследователи сходятся во мнении, что гомосексуальность — это сильное ипредпочтительное постоянное эротическое влечение к людям своего пола. Этовлечение следует рассматривать как аналогичное постоянному предпочтительномуэротическому влечению к людям противоположного пола, которым характеризуетсясостояние гетеросексуальности. Лесбиянка — это женщина, которая связывает своиэмоциональные устремления и представления о любви и счастье только с женщинами,независимо от наличия сексуальных контактов с ними. При таком определении,становится ясно, что человек вполне может иметь сильные гомосексуальныесклонности и тем не менее никогда не совершать гомосексуальных действий,испытывая чувство вины и тревогу, по тем же причинам, по которым многиеодинокие гетеросексуалы никогда не находят и не создают для себя возможностейдля гетеросексуального контакта.
В нашей работе мырассматриваем присвоение и конструирование гендерных установок женщинами сгомосексуальной идентичностью, понимая под этим женщин, отдающих себе отчет всвоей гомосексуальной идентичности, практикующих исключительно однополыесексуальные связи и живущих в лесбийской субкультуре. При этом мы не берем вовнимание женщин периодически или случайно имевших интимную связь с представительницамисвоего пола, или латентных (скрытых) лесбиянок.
4. Присвоениегендерных установок, популярных в обществе, женщинами с гомосексуальнойидентичностью
Итак, мырассмотрели понятие гендерных установок, а также гомосексуальной идентичности уженщин. И нам предстоит охарактеризовать те гендерные стереотипы и роли, чтоотводятся лесбиянкам социумом и перенимаются ими.
Вроссийском социуме традиционно гомосексуализм осуждался и порицался: сначала патриархальными православными установками, затемкоммунистической идеологией, особенно это касалось мужского гомосексуализма, ноне обошло стороной и лесбиянство. Это и обуславливало формирование негативногоотношения к женщинам с гомосексуальной идентичностью и соответствующимгендерным стереотипам. Затем, с распадом, Советского Союза в Россию хлынулаволна «сексуальной революции». С темы секса было снято табу в литературе, кино,шоу-бизнесе, наука также начала активнее интересоваться вопросами сексуальнойсферы жизни. Сексуальность стала категорией актуальной и даже модной, агомосексуализм постепенно начал восприниматься, как явление если и ненормальное, то модное и приемлемое, и такое к которому следует относитьсятерпимо. Поэтому можно говорить о том, что среди разных поколений россияндоминирует разное отношение к лесбиянкам и разные гендерные стереотипы.
Старшеепоколение относится к женщинам сгомосексуальной идентичности негативно, порой враждебно. В ихпредставлении о лесбиянках сильные стереотипы властности, граничащей сжестокостью, независимости, силы Я, активности и радикализма. А гендерная рольотводимая лесбиянке – роль преступницы, представительницы криминального мира,имеющей опыт отбывания наказания в местах лишения свободы, хулиганки и т.д.
В то же время людисреднего возраста, молодые и юноши воспринимают гомосексуальных женщин положительноили нейтрально.
Приведем данныеисследования социальных представлений о
лесбиянках в группахстудентов технического и педагогического вузов, проведенного Марией Сабунаевойв 2005 году.[12] Дляопределения возможностей и направлений работы с мифами нами было проведенонебольшое пилотажное исследование в нескольких группах студентов техническоговуза. Цель исследования – выявление образа лесбиянки в глазах гетеросексуалов.Имея в своем распоряжении конкретный образ, можно выстроить систему работы пореконструированию данного образа в сознании студентов.
Висследовании приняли участие 45 студентов, 37 юношей, 8 девушек. При проведениипсиходиагностики был использован ассоциативный метод: студентам была данаинструкция написать список ассоциаций на слово-стимул «лесбиянка». Мотивациястудентов к принятию участия в исследовании была достаточно высокой: во-первых,интерес вызывала тема исследования, во-вторых, во всех группах наличествовалустойчивый контакт с преподавателем.
Результатыассоциативной пробы обрабатывались с помощью контент-анализа; были выделенысмысловые категории и подсчитана частота их встречаемости в выборке впроцентах.
В первуюочередь было подсчитано количество ассоциаций, обладающих положительной,нейтральной и негативной эмоциональной окраской. К ассоциациям, имеющимположительную окраску, относились, например: «стильно», «эстетично»,«сексуально», «модно» и др. – можно видеть, что содержание данных ассоциацийможет быть разным, однако общая их окраска позитивна. К нейтральным ассоциациямотносятся, например, «остров Лесбос», «Тату», «клуб» и другие, описывающиевнешние черты образа лесбиянки без ярко выраженной негативной или позитивнойокраски. К отрицательным ассоциациям относятся те, которые выражают негативноеотношение студентов к лесбиянкам: «изврат», «моральная болезнь», «старые девы»и др.
В группеюношей мы видим следующее распределение (по убыванию):
— нейтральныеассоциации – 45,5%;
— положительные ассоциации – 31,5%;
— отрицательные ассоциации – 23%.
В группедевушек распределение иное:
— отрицательныеассоциации – 58,5%;
— нейтральныеассоциации – 38%;
— положительные ассоциации – 3,5%.
Можно видеть,что юноши в техническом вузе демонстрируют более лояльное отношения клесбиянкам, нежели девушки, хотя это отношение во многом завязано на нездоровоминтересе.
Однако вцелом данная картина, взгляд исследователей, достаточно неплоха: онапоказывает, что в сознании студентов есть положительные ассоциации с образомлесбиянки, на которые можно опираться при проработке мифов. Большое количествонейтральных ассоциаций также показывает, что существует определенная незанятаяниша в сознании, что у части студентов не выработано четкого отношения клесбиянкам; следовательно, это отношение можно строить, не опасаясьзначительного сопротивления. Известно, что значительно труднее ломатьсложившиеся отрицательные стереотипы!
Анализсодержательной стороны ассоциаций позволил выделить несколько основныхкатегорий (групп ассоциаций). Рассмотрим их по степени убывания частотывстречаемости (в процентах от общего количества ассоциаций):
1.Сексуальные описания («оральный секс», «анальные и вагинальные шарики», «поза69», «поцелуи взасос» и др.) – 36,2%. Можно видеть, что лесбиянка длябольшинства студентов – это определенный тип сексуального поведения,сексуальных техник. Жизнь лесбиянки через данную призму предстает какоторванный от реальности секс – и только.
2.Положительный интерес («красиво», «прикольно», «круто», «интересно») – 19,7%. Вданном случае лесбиянка фигурирует как объект пристального внимания, привлекающийинтерес фактом своей необычности, инакости. Плюсом такого интереса является егоположительная направленность; минусом – отношение к лесбиянке как к объекту,экспонату.
3. Лесбийскаяориентация как отклонение («болезнь», «отклонение поведения», «извращение») –11,0%. Здесь лесбиянка предстает как нечто больное, неправильное, нуждающееся в«лечении», изменении. Данная категория ассоциаций представляется нам самойтрудной для проработки, так как является выражением глубоко укоренившегосястереотипа.
4. Сексуальноевозбуждение («возбуждает», «заводит», «я бы присоединился» и др.) – 8,7%.Данная категорий ассоциаций описывает отношение студента к лесбиянке как кобъекту сексуального желания. Отказ учитывать при этом реальные потребностисамой лесбиянки («А вы спросили, хотят ли они вашего присоединения?») приводитк тому, что лесбиянка окончательно перестает восприниматься как личность сосвоей волей, желаниями и потребностями, а становится лишь объектом,предназначенным удовлетворять мужское вожделение (данная категория встречаетсятолько в ответах юношей).
5.Разочарование в мужчинах («ненависть к мужчинам», «неприятие мужского пола»,«проблемы в сексе», «нехватка мужской любви», «старые девы») — 7,9%. Даннаякатегория ассоциация описывает попытки студентов объяснить себе причины«нестандартного поведения» лесбиянок. Лежащим на поверхности объяснениемявляется следующее рассуждение: не повезло девушке с мужчиной, вот и приходитсятеперь использовать женщин. Фактически, лесбийская ориентация рассматривается какзаместительная по отношению к традиционной сексуальной ориентации, при этом неосуществляется анализ внутренней сути вопроса.
6. ВлияниеСМИ («Тату», «телевизор», «мода») – 5,5%. Здесь лесбиянка предстает как продуктСМИ, ими же сформированный. Лесбийская ориентация выступает как игра, шоу,нечто ненастоящее, напоказ, ради моды.
Важно приэтом все же отметить, что в выборке существуют ассоциации, описывающиелесбиянку как «интересного человека», личность; в единичных случаях упоминаютсяпонятия «понимание», «взаимная поддержка», «борьба за права».
Очевидно, чтосуществует большое поле для формирования адекватного образа лесбиянки вобщественном сознании. Данная работа должна, по мнению психологов, вестись внаправлении изживания стереотипных представлений о лесбиянке как сексуальномобъекте, как извращении, как женщине, комплексующей в отношениях с мужчинами.На смену этим стереотипам должно прийти представление о лесбиянке как оличности, обладающей индивидуальными потребностями и правом их реализовывать,обладающей свободой воли; как о личности, имеющей полное право обладатьопределенными чертами характера.
Таким образом, впредставлении молодых людей образ лесбиянки, более положителен, но все, же нелишен негативного оттенка. В молодежной среде также часто бытуют гендерныестереотипы о властности, жесткости, независимости, силе, активности и радикализмеженщин с гомосексуальной идентичностью.
Но кроме этогоприбавляются стереотипы творческой натуры лесбиянок, неординарности,индивидуальности, неудовлетворенности. На этом фоне возникают гендерные ролиженщины-лидера, руководителя, женщины, занятой в сфере искусства, спорта илитрадиционно мужских областей деятельности.
Но во всех случаяхобщественное мнение считает невозможным принятие гомосексуальной женщиной ролиматери, а подчас и роли семейного человека, полноправного члена семьи вообще. Вэтом плане лесбиянка также приобретает роль постоянного изгоя, холостяка,противника и врага традиционных, семейных ценностей, разрушительницы моральныхустоев, развратительницы молодого поколения, даже если это не соответствуетдействительности.[13]
Сами же лесбиянкимогут принимать или не принимать эти гендерные стереотипы, то есть формыповедения в обществе. Фундаментальных исследований на эту тему в России непроводилось, но зарубежный опыт и наблюдения показывают, что часть женщин сгомосексуальной идентичностью все же присваивают некоторые гендерные установки,особенно гендерные стереотипы.
Так лесбиянкикультивируют стереотипы силы, независимости, логичности, властности,агрессивности и других традиционно мускулинные качеств. В связи с этим ониохотно принимают гендерные роли лидера, добытчика, мужественного воина и такдалее. Но в то же время нужно отметить, что женщины с гетеросексуальнойидентичностью также изменяют традиционные гендерные стереотипы и роли в пользумускулинных. А мужчины перенимают роли фемининные, воспитывают детей и ведутдомашние хозяйство. Хотя это больше характерно для западного общества, нежелидля российского.
В связи с этимсами гомосексуальные женщины условно выделяют некоторые группы в своейсубкультуре: бучи и фэм. Бучи – женщины с нетрадиционной сексуальнойориентацией, которые во всем стараются присваивать и конструировать мускулинныегендерные стереотипы и роли. В то время, как фэмы стремятся болеесоответствовать феменинным гендерным установкам.[14]Однако это черта условна, часто женщины создают лишний внешний образ (ношениемужской одежды, отказ от косметики), в то время как мы говорим об постоянныхповеденческих моделях. Представляется глубоко неверным идентифицировать понятия«маскулинность = мужеподобность». Физическая маскулинность может по разному. Ктаким признакам относится телосложение, величина костной и мышечной массы, типоволосения, голосовой тембр, конституционные особенности (походка,жестикуляция, мимика) и многое другое. Более того, географический инациональный признаки также накладывают свои отпечатки.
А социальнаямаскулинность, именно гендерная, проявляется в активной жизненной позиции,стремлении стать лидером, смелости, склонности к мужским видам деятельности,занятиям спортом и прочему. Но опять же мы должны подчеркнуть, что подобныегендерные установки могут быть свойственны и гетеросексуальным женщинам.Поэтому утверждение, бытующие в социуме, о том, что мускулинные гендерныеустановки присуши исключительно лесбиянкам можно считать абсолютнонедостоверным и отнести к мифам.
Помимо этогонекоторые лесбиянки могут присваивать гендерные роли творческой натуры, модной,неординарной женщины, «не от мира сего». Эти образы, культивируемыешоу-бизнесом и популярные в обществе становятся своеобразной психологическойзащитой для женщин с гомосексуальной идентичностью.
В остальном же,приписываемые лесбиянкам гендерные стереотипы и роли не воспринимаются ими,отвергаются, как ложные и оскорбительные, хотя в отдельных случаях имеют место.Но все зависит от индивидуальных компонентов женской личности. Ведь лесбиянкойможет быть и рецидивистка с садистками наклонностями и прогрессивнаяженщина-лидер, и мягкая «домашняя» женщина с феминниными чертами и установками.
В целом, вокругженщин-гомосекусалов сложился орел маскуллиности, мужеподобности, отчасти ониприсваивают эти гендерные установки, но в любом случае они идентифицируют себяс женщинами. Даже, если лесбиянки копируют мужскую манеру поведения, прибегаетк травести, они все равно воспринимают себя, как женщин и не желали бы статьмужчинами. В этом случае важно отличать мускулинную гендерную идентификацию,свойственную транссексуалам. Ее нельзя трактовать как гомосексуальнуюидентичность.
5.Конструирование гендерных установок в лесбийской субкультуре
На данный момент вРоссии нет широкого институциализированного лесбийского движения. В конце 1989 г. в Москве была создана первая «Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок игомосексуалистов)». В 1991 году создается неофициальная лесбийская организация«Сафо-Петербург». Появляются аналогичные общества и в других российскихгородах. Ограниченное количество общедоступных мест для сбора лесбиянок делаетих местом концентрации лесбийского сообщества, создает определенные сообществас относительно постоянным составом. Так зарождается и развивается лесбийскаясубкультура – социальной группы женщин с особыми специфическими ценностями инормами.[15]
Главными очагамисубкультуры женщин с гомосексуальной идентичностью становятсяспециализированные дискотеки, ночные клубы, помещения вышеуказанных сообществ(если они имеются) и просто частные жилища, где собираются женщины.
Однако лесбийскаясубкультура отличается от всех остальных, музыкальных (панки, мателлисты),имиджевых (готы, эмо), политических (скинхеды, анархи), мировоззренческих(хиппи). Безусловно этой культуре присущи свои мировоззрения, имиджы,определенная замкнутость, но главным является факт наличия гомосексуальнойидентичности и ее открытого социального признания. И главными являютсяименно гендерные установки, то есть культивация определенных общественныхполоролевых моделей поведения.
В среде лесбиянокформируются разнообразные представления о мужчинах и женщинах, и видение ихсоциальной роли. Эти представления безусловно отличаются от общепринятыхобщественных представлений, о тех ролях лесбиянки и гетеросексуальной жиенщины,что мы уже рассматривали.
Так в ходе исследованияН.М. Романовой[16] гендерных стереотипов улесбиянок по собственной методике Рисунок мужчины и женщины» (РМиЖ) быловыявлено, что они часто пытаются избежать контакта с мужчинами, воспринимающимиих как сексуальный объект, опасаются межличностных конфликтов, непонимания,страдают от чувства нестабильности. Поэтому, чтобы стабилизировать своеположение, «завоевать» место в обществе, отстоять свое право на личную жизнь,им приходится воспринимать мускулинные стереотипы и роли, приписываемые им вобществе.
Лесбиянки не выходятзамуж, они не настроены на поиск опоры виде мужа, поэтому они сами устраиваютсвою жизнь, карьеру, становятся руководителями, лидерами и добытчиками. Приэтом их врожденный темперамент не всегда соответствует данным гендерныммоделям. Но с другой стороны они часто не лишены фемининных гендерныхстереотипов, доброты, эмпатии, сентиментальности. Поэтому в среде лесбиянокактивно конструируются роли матери, воспитательницы детей и хранительницыочага. Реализовать данные гендерные установки женщины с гомосексуальнойидентичностью пытаются путем создания однополых семей. В России официальнооднополые браки запрещены, как и в большинстве государства мира, но это немешает лесбиянкам создавать гражданские пары и воспитывать совместно детей отпредыдущих гетеросексуальных браков или рожденных от искусственного зачатия.
При этом вгомосексуальных женских парах устанавливается гендерное соглашение –распределение ролей «мужчина» — «женщина». Во многом это распределениекасается сферы сексуальной, и может быть очень гибким, но нередко затрагивает исоциальные формы поведения. Так, например, в лесбийской паре одна из женщин,принявшая роль мужчины обеспечивает семью, строит карьеру, а другая в роли«жены», женщины занимается домашних хозяйством, воспитывает ребенка, являетсяхранительницей очага. Эта патриархатная гендерная система традиционнокультивируется в обществе, и находит отражение и в гомосексуальных парах. Но невсегда. Часто отношения женщин с гомосексуальной идентичностью остается гибким,взаимозаменяемым, партнерским.
Однако в связи с воспитаниемдетей однополыми семьями, как на западе, так и в Росси ведутся активныеспоры. Отношение к гомосексуальности в современном западном обществе варьируетв достаточно широких пределах, и хотя в целом социологические опросы в западныхстранах за последние полвека показывают отчётливое движение в сторону принятиягомосексуальности как варианта нормы, моральные претензии к лицамгомосексуальной ориентации и их защитникам продолжают предъявляться. Основныеаргументы противников гомосексуальности и контраргументы ее защитников таковы: этогрех, порицаемые всеми религиями, это нарушение природного предназначениячеловеческой сексуальности, угроза демографической ситуации, связь спромискуитетом (беспорядочной сменой сексуальных партнеров). По сему и доверятьроль воспитателя людям с гомосексуальной идентичностью нельзя. Однакосуществует и противоположное мнение: согласно некоторым исследованиям,проведенным в США, подростки, воспитанные лесбиянками, не демонстрируют никакихотличий в развитии по сравнению с детьми, выросшими в обычных семьях.
Борьба за право создаватьсемью, воспитывать детей формирует в среде женщин с гомосексуальнойидентичностью гендерные установки на активность, силу, доминирование ирационализм, то есть типично мускулинные черты. В то же время общественноеосуждение и негативные восприятие побуждает лесбиянок умышленно акцентироватьсвои мускулинные установки.
На ряду с этим, влесбийской субкультуре культивируются и фемининные гендерные установки. Суммируявсе выше сказанное, следует ответить, что в самой среде лесбияноккультивируются и преобладают именно андрогинные модели поведения,способность в различных ситуациях прибегать к мускулинных и фемениннымгендерным установкам.
6. Личные гендерныеустановки женщин с гомосексуальной идентичностью
У каждой отдельнойженщины с гомосексуальной идентичностью гендерные установки могут формироватьсяиндивидуально. Это может быть присваивание общественных стереотипов, например,подражание моде или открытый протест, конструирование субкультурных установок итак далее. Рассмотрим общие закономерности развития у личности женщиныгендерных установок, как таковых.
Как уже упоминалосьранее, гендерный стереотип или роль может формироваться под влиянием социальнозначимых представителей того или иного пола. Так при образовании гендерногостереотипа у женщины формируется гендерный идеал социально-разделяемые врамках определенной социокультурной общности или социальной группыпредставления о совершенной женщине, которая выражена в образах маскулинностиили феминности.[17] Для одной женщины такойможет служить феминная учительница, родственница, знакомая, женственная звездателеэкрана или мускулинная наставница, спротсменка, женщина военная и другие.На следующем этапе формируются тендерные диспозиции — социально-разделяемыечленами общности или группы представления о социальных статусах и ролях мужчини женщин, приписанных им в рамках определенной тендерной системы. Так в обычномобществе гетеросексуальная женщина тоже может принять мускулинные стереотипы поотношению к женщины, стать активной, мужественной, напористой. Но в лесбийскойсубкультуре или просто в замкнутом обществе женщин с гомосексуальнойидентичностью тендерные диспозиции не предполагают широкого выбора – главныепредставления и ценности для них независимость женщин от мужчин, сексуальная,социальная и психологическая свобода женщин, право на признание, самовыражение.
Завершают формированиегендерного стереотипа гендерные нормы —
социально-разделяемыечленами общности или группы представления о паттернах поведения, обязательныхили желательных для мужчин и женщин. Если на уровне гендерной диспозициилесбиянка поддерживает представление о независимости и свободе, то в видегендерных норм это переходит в андрогинные модели поведения, то есть женщинастремиться быть сильной, независимой, активной и в то же время сохранять свойственныетолько женщинам нежность, доброту и мягкость, особенно по отношению к другимженщинам. Все это выражается в форме выбора неженской профессии («технари»,спортсмены тяжелоателы и др.), неженского хобби (увлечение боевыми искусствами,оружием, автомобилями), «джентльменского» или «рыцарского» поведения вколлективе. Внешними атрибутами может становиться мужская одежда, короткиестрижки, отказ от косметики или же наоборот нарочитое подчеркиваниеженственности. В отношениях с мужчинами наблюдается избегание или принятие роли«своего парня». Некоторые психологические концепции изучают женскуюгомосексуальность исключительно в разрезе травмы или неудовлетворенности. Стакой точки зрения мужчины вызывают у лесбиянок отвращение или разочарование вследствиепережитого сексуального насилия, сексуального или социально-психологического разочарованияв противоположном поле.
Но эмпирическиенаблюдения не всегда подтверждаю данную теорию, скорее наоборот.Гомосексуальные женщины чаще избегают мужчин, боясь непонимания, также как онибоятся раскрыть правду о своей сексуальной ориентации перед обществом в целом.
Пока женщина не сообщилао своей гомосексуальности, общество не приписывает ей мускулинных гендерныхустановок, да и сама она может не следовать им. Подобный опыт описан в книге.
Поэтому стереотипыженщины до ее «разоблачения» формируются ее ближайшим окружением и тойлесбийской средой, в которой она живет. Но после coming out (дословно санглийского «выход из подполья») женщина подпадает под сильное влияниеобщественных гендерных установок и, сама того не желая, она оказывается в тенимускулинности. Ее не воспринимают до конца, как женщину, но и как мужчину тоже.От нее ожидают активных гендерных ролей и волей-неволей она их присваивает. Посути лесбиянство само по себе своеобразная гендерная роль с мускульным илиандрогинным набором шаблонов поведения. В общественном сознания лесбиянка –непременно феминистка, на самом деле — не обязательно. В общественном сознаниилесбиянка – лидер и руководитель, в реальности это не всегда так.
Во многом восприятиегендерных стереотипов зависит от социальной прослойки, в которой пребываетженщина с гомосексуальной идентичностью. Представители богемы, творческихкругов скорее более адекватно воспримут coming out, нежели трудовой класс,выращенный на советских гендерных стереотипах, в котором женщине невольнопридется, отстаивая свои права, прибегать к мускулинным ролям.
Большую роль вформировании гендерных установок оказывает и семья. В семье девочка-подростокполучает первые гендерные идеалы, диспозиции и нормы. Они не обязательноповлияют на ее сексуальную идентификацию, но непременно на гендерную. Вдальнейшем также женщина с гомосексуальной идентичностью будет обретать те илииные роли в собственной семье. Хотя и считается, что лесбиянка не может иметьсемьи, но однополую пару тоже можно считать семьей.
В своем исследовании «Ораспределении гендерных ролей в лесбийских парах» О. Герт[18]выдвигает гипотезу о том, что в лесбийских парах разделение на гендерныероли практикуется лишь в случае, когда оба партнера стремятся построитьтрадиционную семью и при этом являются ярко выраженными буч и фэм. Основнойгипотезой исследования явилось предположение о том, что в большинствероссийских лесбийских пар нет четко выраженного распределения ролей. Всезависит от ситуации и индивидуальности. В разные моменты жизни пары маскулинныеили феминные черты проявляются разными партнерами, в зависимости от ситуациитот или иной партнер играет ту ли иную роль. Вопросы выполнения домашнейработы, выстраивания карьеры, материального обеспечения и т.п. решаются напаритетной основе обеими лесбиянками.
Исследовательницей былоопрошено 33 женщины с гомосексуально идентичностью в возрасте от 21 г. до 54 лет по специальному интервью. Среди опрошенных было 10 лесбийских пар (61%), эти женщиныили жили вместе, или регулярно встречались (вместе проводили выходные, ездили вотпуск) в течение 1 года и более (две женщины находятся в отношениях друг сдругом уже 26 лет). Плюс 3 женщины, которые также состояли в отношениях сдругими женщинами, но их партнерш не удалось опросить. Таким образом, женщин,имеющих постоянного партнера на момент опроса, было 23 (70%). Остальные 10 илиимели отношения в прошлом, или на тот момент пытались построить отношения скем-то. По их словам в их семьях, или просто парах распределения гендерныхролей нет, считает большинство опрошенных (85%). Остальные 5 человек (15%)признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль.
К бучам себя относят 5человек (15%), к фэм – 3 (9%), к дайкам (андрогинам) – 9 (27%). И 16 человек(48%) не видят в таком разделении смысла, считают себя просто женщинами и никаксебя не маркируют. Из неполных семей было 12 человек. Если посмотреть, как онисебя определяют, то мы получим, что либо никак (7 человек из 12), либо какдайков (5 из 12). Те, кто причисляет себя к фэм и буч, – все из полных семей(вероятно в полной семье формируются завершенные мускулинные или фемининныегендерные стереотипы).
Большинство опрошенныхженщин (28 человек, 85%) считает, что отношения между двумя женщинамиотличаются от отношений между мужчиной и женщиной. И только 5 человек (15%)говорили о том, что отношения определяются не полом, а разнымииндивидуальностями.
Таким образом,исследование подтвердило основную гипотезу о том,
что в большинствелесбийских пар не существует распределения по гендерным ролям. «Бучи» (15%опрошенных, которые признают, что в отношениях с женщиной играют мужскую роль),действительно, стремятся строить традиционные семьи. Однако, ни одна изопрошенных «фэм» не стремится в традиционную семью, они хотят бытьженственными, но не зависеть ни от мужчины, ни от «буча». Такой, казалось бы,на первый взгляд парадокс противоречия феминности и стремления к независимостипродиктован гендерными трансформациями, происходящими в российском обществе исмешением традиционных гендерных ролей.
Очень многие лесбиянкиговорили о том, что в родительских семьях чистого распределения по ролям небыло. И действительно, в советских семьях обычно работали оба родителя ивместе материально обеспечивали семью. Некоторые отцы охотно выполняют домашнююработу (стоят у плиты, гладят, стирают, убирают в квартире), воспитывают детей;а матери принимают важные стратегические решения, касающиеся развития семьи. Нопри этом все-таки большинство опрошенных имело представление о том, какую видеале гетеросексуального общества играет роль мужчина, а какую женщина. Восновном этот идеал сводился к следующему утверждению: «Мужчина – добытчик,защитник, женщина – тыл, мир и уют в доме». Лишь двое сказали, что они незнают, зачем нужен мужчина. В их родительских семьях мужчины не было, а наоснове кино и книг они не могут понять, какие функции выполняет в семье муж иотец.
Раз в лесбийскихотношениях нет традиционного распределения по мужским и женским ролям, тонекоторые используют для разделения на типажи ярлыки, пришедшие с Запада:«буч», «фэм» и «дайк». Надо заметить, что на Западе ими уже никто давно непользуется. У нас же более молодые лесбиянки эти образы активно эксплуатируют,хотя в лесбийской среде процент ярко выраженных «бучей» или «фэм» невелик.Однако многие лесбиянки старшего, среднего поколения, как, впрочем, и молодыеобходятся без навешивания ярлыков и даже «лесбиянками» себя предпочитают неназывать.
Заключение
После написания даннойработы мы ознакомились с основными гендерными установками, что присваиваются иконструируются женщинами с гомосексуальной идентичностью. Они формируются входе социализации личности, как и все иные гендерные установки у любогочеловека. Но особенность отношения социума к женщинам с нетрадиционнойсексуальной ориентацией, приписывающие им мускулинные гендерные роли, а такжеизолированность лесбийской субкультуры вследствие гомофобии, приводят кприсваивания универсальных «мужских» гендерных стереотипов и ролей у лесбиянок.К таким можно отнести стереотипы властности, активности, мужественности, ролидобытчицы, лидера, руководителя, наставника, первопроходца или воина. Но все жев общей совокупности гомосексуальным женщинам свойственны андрогинные гендерныеустановки, сочетание мужских и женских моделей поведения.
В семейной жизни, несмотряна неприятие в подавляющем большинстве случает традиционных гендерных ролей,лесбиянки считают свою пару семьей. Семьей — не традиционной, негетеросексуальной, но семьей, а не просто партнерским союзом или отношениямидвух любящих женщин (каковые семья в себя включает, но не исчерпывается ими).При этом под семьей многие женщины понимают совместный быт, отдых, общую заботуо детях и других домочадцах, финансовое равноправие, мир, который созидаетсясообща, где человеку комфортно, где царит любовь, взаимоуважение и поддержка. Виных случаях заключается гендерное соглашение – лесбиянки распределяют роли«мужчины» и «женщины» или буча и фэм. Но это происходит лишь в тех случаях,когда у обоих сильные гендерные стереотипы о мускулинности феминности.
Традиционные гендерныероли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Мужчинане обязан быть маскулинным, а женщина – феминной. Если есть возможность развитьв себе те или иные способности вне зависимости от навязываемых ролей, то этообогащает как человека, так и общество. Кроме того, выполнение многих ролей безоглядки на стереотипы способствует психологическому благополучию человека.Таким образом, в лесбийских парах, не связанных никакими стереотипами, человек получаетбольше возможностей для личностного развития и психологического комфорта.Однако и эти пары подвергаются мощным социальным гендерным стереотипами игомофобными в том числе. При этом сама форма существования – лесбийская пара –не отягощена никакими традициями, не загнана ни в какие рамки, это – поле длясвободного творчества, где развиваются иногда наиболее оптимальные андрогинныегендерные установки.
Список источников литературы
1. Словарь гендерных терминов (http://www.owl.ru/gender/042.htm)
2. Бем С.Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблемунеравенства полов. — М.: РОССПЭН, 2004. — с. 230-241.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека: Опыт парадоксальнойэтики // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. – 350 с.
4. Логинов А. А. Женщина и мужчина. Красноярск, 1989. Розанов В. В. Религия и культура // Собр. соч. Т. 1. М., 1995. – 299 с.
5. Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1996. – 512 с.
6. Рябов О. Женщина и женственность в философии Серебряноговека. Иваново, 1997. – 159 с.
7. Зиммель Г. Женская культура // Зиммель Г. Избранное. Т. 2.Созерцание жизни. М., 1996.
8. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросыпсихологии. 1981. N 2. С. 53.
9. Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 2000. – 448 с.
10. Психология сексуальных отклонений. – М.: Харвест, 2001. –672 с.
11. Сексопатология: Справочник. Под ред. Г. С. Васильченко.М.: Медицина, 1990. — с. 8
12. Сабунавеа. М. Образ лесбиянки глазами гетеросексуала: изопыта работы с мифами. – М.: Текст выступления Сабунаевой Марии(Санкт-Петербург), прозвучавший на научно-практической конференции «Радикальныйфеминизм в России XXI века»., 2005. – 5 с.
13. Человек и пол: гомосексуализм и пути его преодоления. –М.: Кайрос, 1998. – 272 с.
14 Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре/ И.С. Кон. –2-е изд., перераб. и доп. – М. АСТ, 2003. – 467 с.
15. Клейн Л.С. Другая любовь: природа человека игомосексуальность — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
16. Романова Н.М., Бекова И.Г. Опыт применения методики«Рисунок мужчины и женщины» для изучения гендерных установок и аттитюдовгомосексуальных женщин. – Саратов, Саратовский государственный университет им.Н.Г. Чернышевского, 2005. – 46 с.
17. Психология любви и сексуальности. – М.: Искусство – ХХIвек, 2005. – 320 с.
18. Герт. О. О распределении гендерных ролей в лесбийскихсемьях. – М.: Женская (гендерная) фракция РОДП «ЯБЛОКО», 2008. – с. 12-16.