Реферат по предмету "Психология"


Анализ влияния социальных и психологических моментов на процесс старения

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
1. Социальная геронтология как наука опроблемах пожилых людей в обществе
2. Социально-психологические проблемыличности пожилых людей в современном обществе
3. Типологии групп пожилых, процесса старенияи проблема адаптации пожилых
Заключение
Список использованных источников и литературы

Введение
 
Актуальность темы. В последнее время в мире происходят измененияв возрастной структуре населения: общее постарение или «демографическая революция».Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем составе населенияостро ставит вопрос о том, как переживается старость в непосредственном социальномокружении. Поэтому изучение социально-психологических вопросов пожилого возрастапредставляет одну из насущных проблем современной науки, так как возможны различныеличностные изменения у пожилых людей преимущественно непсихотического характера,приводящих к разной степени нарушения взаимодействия их с социальной средой.
Цикл человеческой жизни отрождения до смерти вызывает любопытство многих людей, которые имеют свой личный,уникальный опыт взросления и старения.
Совсем недавно, в историческоммасштабе, люди считались «старыми» или «пожилыми» в том возрасте,который сейчас мы относим к среднему или даже молодому. Так, было время, когда людижили в среднем до 25 лет. Например, многие люди верили, что существует секрет долгожительства,различные способы омоложения, испокон веков человек мечтал не только о бессмертиии долголетии, но и об «эликсире вечной молодости», избавлении от старческойнемощи, недугов и страданий.
Менее века назад в представленияхо старении и долгой жизни доминировали мистика и суеверие. Те, кто переживал своихсовременников и доживал до 70-80 лет, получали специальный статус, называясь «Мудрыми».
В отличие от ранних ступенейонтогенеза, психология пожилого возраста в целом разработана недостаточно. В тоже время пожилой возраст – значительный этап онтогенеза человека и без его обстоятельногоисследования невозможно построить концепцию психологического развития, и, соответственно,формирования образа «позитивного старения» у всех половозрастных групп населения.В отечественной научной литературе период пожилого возраста рассматривается какодин из феноменов жизненного пути, который характеризуется богатством накопленногов прошлом опыта и имеет ряд новых, не встречающихся на ранних периодах развития,свойств и признаков. Вместе с тем, пока ещё мало известно о психологических механизмахстарения и путях нейтрализации отрицательных проявлениях этого процесса. В частности,налицо знание необходимости социальной адаптации пожилых людей к позднему возрастуи незнание ее путей, способов и средств.
Цельработы. Целью данной курсовой работы является рассмотрение психологическихособенностей личности пожилого возраста.
Исходя из поставленной цели,были определены следующие задачи:
–  рассмотреть изменения личности людей впроцессе старения;
–  изучить типологии групп пожилых и самогопроцесса старения;
–  рассмотреть влияние социальных и психологическихмоментов на процесс старения.

1. Социальная геронтология как наукао проблемах пожилых людей в обществе
Исследованиепроцесса старения, являющееся предметом изучения различных психологических и социологическихшкол, показывает, что в течение жизни наступает определенный момент, в котором процессразвития, то есть обогащения и усложнения функционирования внутренних органов, атакже его соответствующего обеспечения замедляется, а впоследствии переходит в стадиюрегресса. Сам по себе процесс старения, очевидно, наблюдается с процесса становленияи развития человека. «Уже в возрасте 20-30 лет в человеческом организме протекаютинволюционные процессы, которые геронтологи определяют, как длительный биологическийпроцесс, наступающий задолго до старости и неизбежно приводящий к ограничению адаптационныхвозможностей организма» [13]. Процесс старения заложен в генетическую программуи обусловливает использование как энергетического, так и психологического запасачеловека. При этом совокупность работы биологических органов человека выстраиваетсятаким образом, при котором интенсивное использование одних органов приводит к качественномуизменению функционирования других, следствием чего является остановка функционированиясистемы в целом. А, следовательно, проблема старения – это проблема гармоничногофункционирования биологической системы, которая невозможна без соответствующегосоциально-психологического отслеживания и соответствующей адаптации человека в окружающемего социальном пространстве.
Необходимонайти и разработать пути для преодоления и нейтрализации тех дисгармоний, которыевозникают между биологической и социальной сторонами человеческой природы, междужеланиями и возможностями старого человека служить общественным интересам и участвоватьв жизни своих близких. В этом гуманистическая направленность геронтологии [11].Чисто биологический подход к старению человека характеризует отношение к человекукак пассивному объекту экспериментального или терапевтического воздействия. Б.Г.Ананьев обосновал необходимость комплексного подхода к процессу старения. В философской,геронтологической, психологической литературе отсутствует четкое определение того,кого можно отнести к понятию «старый» [4]. «Если первые 25-30 летжизни человека детально изучены, разбиты на многочисленные стадии и этапы, в рамкахкоторых выделены характерные для них проблемы и кризисы, то столь же длительныйотрезок поздней жизни выступает недифференцированным, расплывчатым, во многом непознанным»[5]. Однако некоторые авторы пытались выделить отдельные стадии старения, которыемы рассмотрим ниже.
«Отрезокпоздней жизни» можно лишь условно разделить на пожилой возраст, старость идолгожительство. Европейское региональное бюро Всемирной организации здравоохраненияпредложило возрастную классификацию, согласно которой пожилой возраст длится у мужчинс 61 до 75 лет, у женщин – с 55 до 75 лет, семидесяти пятью годами датируется началостарости. Люди старше 90 лет считаются долгожителями. Но это лишь решение проблемыопределения биологического возраста. Государство определяет свои рамки для регулятивныхцелей, например, возраст, когда люди прекращают работать и начинают получать пенсию.Нет четкой характеристики и определения «пожилой человек». Процесс старенияв каждом человеке протекает индивидуально. А. Швартц определяет его как «идиосинкратический»(уникальная характеристика личности) [16]. И.С. Кон обращает внимание на то, чтовозрастные процессы протекают неравномерно и гетерохронно. При этом закон гетерохронностиразвития универсален и действует как на межличностном, так и на внутриличностномуровне. «Межличностная гетерохронность выражается в том, что индивиды созреваюти развиваются неравномерно, а разные аспекты и критерии зрелости имеют для них неодинаковоезначение. Внутриличностная гетерохронность выражается в несогласованности сроковбиологического, социального и психического развития» [14].
Несмотряна повышение внимания, которое привлекает к себе процесс старения человека, многиевопросы здесь до сих пор остаются неразработанными. Нет еще и точного определениясамого понятия старость. Встречаются так же и такие определения как: пожилой возраст,поздняя взрослость, старческий возраст. В демографическом энциклопедическом словаре(1985г.) приводится следующее определение: “Старость – биопсихологическое и социально-историческоепонятие с условными и меняющимися границами на разных этапах историко-эволюционногоразвития человечества и в различных эколого-популяционных и социальных группах”[23].
В словареС.И. Ожегова (1975) «пожилой», «начинающий стареть», «старость»– «период жизни после зрелости, в который происходит ослабление организма»и, наконец «старый» – «достигший старости». Такие определениянаводят на мысль, что где-то в нашем подсознании четко зафиксирована норма, мы примернознаем, как должен выглядеть человек в пожилом или старом возрасте. В самом общемвиде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темповдеструктивных процессов над реконструктивными, а старость – достижение некоторогопредела этих изменений [11]. Причем эти изменения происходят на биологическом уровне,когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальномуровне – человек выходит на пенсию, меняется социальный статус, социальные роли,паттерны поведения; наконец, на психологическом, когда человек осознает происходящиеизменения и приспосабливается к ним. Как считает С. де Бовуар, в первую очередьстарость это биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическимиизменениями [8]. Многие исследователи рассматривают старость как совокупность потерьили утрат – экономических, социальных, индивидуальных, которые могут означать потерюавтономии в этот период жизни. С другой стороны, это своего рода кульминационныймомент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей[5, 18,21]. До сих пор не существует общей теории старения, которая была бы приемлемадля психологов. Все существующие теории являются не более, чем «микротеориями»,объясняющими не процесс старения в целом, а только какие-либо его аспекты и уровни.Например, начиная с 1974 года на Западе выходит ежегодно более тысячи статей, посвященныхэтой тематике. В 1976 году в США вышел сборник, который собрал учебные курсы и научныепрограммы исследований пожилых более чем полутора тысяч колледжей и университетов.Тем не менее, В. Биррен считает, что современная психология старения кажется лишьколлекцией концепций и теорий. В обыденном сознании и системе ценностей западногочеловека биологическая интерпретация проблемы старения оказывается единственнойили, по крайней мере, доминирующей. С этой точки зрения индивид рассматривается,главным образом, как субъект репродукции: реализовав эту функцию, он становитсяобременительным для своего биологического вида [16]. Такой подход практически неоставляет места моральному аспекту проблемы старости. Существующие попытки обществаоблегчить пожилым заключительный этап их жизни слишком рациональны, они исчерпываютсятакими мерами, как пенсионное законодательство, медицинские услуги, дома престарелыхи т.п. [16]. Хотелось бы добавить, что эта стратегия характерна и для социальнойполитики нашего государства в настоящее время, причем уровень социального обслуживанияпожилых на порядок ниже, чем в развитых странах. Исключительно биологическое илиисключительно социальное определение старения – это узкий подход к самому процессустарения. Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящийиз трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастаниюуязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing(от senescence – старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях,что влечет за собой изменение паттернов поведения и изменения социального статуса.Этот вид старения определен как eldering (от elder – старые люди, старшие). К этимдвум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (отgerontology – учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выборуадаптации к процессам старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями.Таким образом, старение – это результат ограничения механизмов саморегуляции, сниженияих потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулировании генетическогоаппарата. Старение – внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возникаютне только нарушения обмена и функций. Существование биологического вида можно рассматриватькак непрерывный и достаточно длительный процесс, а существование представителя данногобиологического вида, как временный, ограниченный определенными условиями. В этомотношении существование человека как биологического вида ничем не отличается отсуществования других биологических видов, скорость роста, популяции которых в большойстепени зависит от скорости обновления составляющих данный вид биологических особей.Вместе с тем особенность человека как биологического вида состоит в том, что помимопередачи определенных репрезентативных свойств, человек (Homo sapiens) передаетне просто биологическую информацию для выживания данного вида, но и информацию,связанную с культурно-социальными свойствами существования данного вида. Эта особенностьчеловека, в отличие от других биологических видов, существующих на Земле, предопределяетособую специфику процесса старения, где параллельно с отмиранием определенных биологическинеобходимых для существования факторов концентрируется набор социокультурных свойств,которые компенсируют, а подчас и определяют само существование биологического экземпляра[16].
О том, чтопознание старости есть долгий, сложный, мучительный процесс, писал семидесятилетнийДж. Холл – один из первых исследователей социально-психологических аспектов старостии основоположник нового междисциплинарного комплекса знаний, который в середине50-х годов оформился в самостоятельную науку – социальную геронтологию. Если биологическийподход акцентирует физиологическую сторону старости, психологический – мыслительныеи психические аспекты старения, то социальная геронтология изучает старость в социальномконтексте в трех направлениях:
–индивидуальные переживания пожилой личности (старость в социальных рамкахобщества, культуры);
–место пожилой личности в обществе;
–проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики. Конкретизацияэтих направлений проявляется в изучении более частных проблем, которое осуществляетсяне только за рубежом, но и в России. Это проблемы занятости пожилых, досуга, семьии дружественных связей, социально-психологической адаптации к послетрудовому периодужизни, социальной и политической активности и др.
социальныйгеронтология пожилой адаптация

2. Социально-психологические проблемыличности пожилых людей в современном обществе
Как указывалосьвыше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствиеиндустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточноупрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в связи с историческими сдвигамив трех областях индивидуальной жизнедеятельности: локализация в историческом времени,эффективность в сфере труда, социальные ориентации и функции семьи по отношениюк пожилым [22]. И. Розоу, в свою очередь, предлагает рассматривать следующие культурно-социальныефакторы, которые определяют, во-первых, специфику процесса старения, во-вторых,положение пожилых в обществе: владение собственностью и доход, стратегические знания,работоспособность, взаимная зависимость, традиции и религия, потеря ролей и ролеваянеопределенность, потеря будущего. Владение собственностью и доход. Доход – этото, на чем держится экономика пожилого человека, а если его нет – пожилой попадаетв угнетенную группу и целиком зависит от благотворительности общества. Собственностьявляется основной в обеспечении независимости и безопасности пожилого человека.М. Мид приводит такой пример: в Польше до первой мировой войны крестьяне-землевладельцыобычно передавали землю своему женатому сыну в обмен на гарантии, что он будет заботитьсяо пожилой паре в течение всей оставшейся жизни [16].
В традиционныхобществах собственность дает существенную власть над молодыми. Глава семьи не опасалсянасильственной «социальной отставки» в преклонном возрасте, так как важнейшаяфункция взрослой личности – труд – имела пожизненный характер. «Самодостаточностьи независимость пожилых были связаны с пожизненным контролем над семейной собственностью,что с одной стороны, отодвигало момент экономической самостоятельности детей, ас другой – гарантировало родителям достойную старость» [22].
В наше времявласть старших над молодыми, которые становятся независимыми в результате получениясовременного образования, не так зависит от собственности, как в традиционных обществах.«Та легкость, с которой многие представители второго и третьего поколений американцевснимали с себя всякую ответственность за пожилых, связана с утратой „санкций“в этой области. Крах системы этих „санкций“, когда-то осуществлявшихсясамими стариками, может означать, что прежнее положение стариков в обществе ужене будет восстановлено» [16].
Стратегическиезнания. В традиционных обществах, где экономика строилась на семейных связях, делопрестарелого отца переходило к сыну, затем к внуку и поэтому активность старшегопоколения была наполнена смыслом. «Концентрация экономической деятельностивнутри семьи позволяла старшим осуществлять те или иные полезные функции до глубокойстарости, повышало их авторитет и социальный престиж. Таким образом, пожилые сохранялисвои экономические и внутрисемейные позиции вплоть до смертного часа» [22].
В современноммире роль преемственности знаний значительно ослабла. Стремительное развитие обществаи научно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который сохранилсятолько в некоторых областях знания и искусства. Опыт уже не эквивалентен знаниям,и пожилым не удается включиться в социальную эволюцию. Поэтому они не могут бытьобразцом подражания для молодых, не могут быть для них авторитетами и не уважаемыкак «стратегические учителя».
Работоспособность.Известно, что при старении (нормальном и патологическом) существенным образом изменяютсякак нейродинамические параметры активности мозга, так и режим работы центральнойнервной системы, что часто выражается в ограничении внешнего и внутреннего перцептивногопространства отдельных или параллельно осуществляемых когнитивных процессов и обозначаетсякак «сужение объема психической деятельности» [15]. Если мы условно примемздоровье молодого человека 17-20 лет за 100%, то к 65 годам уровень здоровья снижаетсядо 69%, к 75 – до 60% [9]. Другими словами, с возрастом снижаются физические и психическиевозможности человека. Для того, чтобы работа выполнялась пожилыми качественно, имрекомендуется однотипная привычная деятельность в тех сферах, в которых они работалинаиболее длительное время, где ими накоплен больший опыт. Скорее всего, пожилыемогут сохранять свое социальное функционирование в низкопродуктивных и примитивныхтехнологиях. Уместно привести здесь высказывание современного американского социологаЭ. Кюблер-Росс: «Парадокс современной цивилизации состоит в том, что она умножаетчисло стариков, воспроизводящих культуру прошлого, в то время как знания и культурныеценности эволюционируют с невиданной быстротой» [16].
Традициии религия. Современное общество можно определить как «прогрессивное».В нем исчезают оставшиеся постфигуративные элементы. Поэтому молодые люди принимаюти несут очень ограниченное наследие. Их главные ценности, как определил Розоу, «материальныеи, скорее мирские, чем священные, святые; скорее ориентированы на будущее, чем напрошлое; скорее прагматичны, чем традиционны» [16]. Пожилые перестают бытьжизнеспособным символом продолжения истории и уважения традиций. Социальные измененияв мире свидетельствуют об изменении традиционных ориентации, которые ранее вызывалиуважение к пожилым.
Ролевая неопределенность.Каждый человек проходит в течение своей жизни определенные стадии; дошкольные ишкольные годы, получение образования, женитьба, забота о семье, детях, работа, появлениевнуков, выход на пенсию, вдовство. С раннего детства и до старости у человека происходитувеличение репертуара исполняемых ролей. При этом он «движется» от низкойответственности к более высокой, от зависимости к независимости, от малых уменийк большей компетентности. Непрерывная смена ролей с увеличением ответственностисоответствует ожиданиям общества, и человек имеет активные представления о будущейроли. Таким образом, роли структурированы ожиданиями, требованиями и определеннойактивностью, которая необходима при исполнении какой-либо роли.
В массовомсознании роль пенсионера, вдовца, просто пожилого человека – очень неясная и в обществеотсутствуют соответствующие ролевые ожидания. Когда человек стареет, общество исемья как общественная единица не предъявляет к нему никаких требований, отвергаетего, тем самым лишает определенной роли, меняет статус [3]. Ролевая неопределенностьдеморализует пожилых. Она лишает их социальной идентичности и часто оказывает негативноевлияние на психологическую стабильность. Ведь рутинная повседневная жизнь пожилыхне является исполнением какой-либо роли. А, кроме того, неструктурированные ситуациипоздней жизни вызывают депрессии и тревогу, так как пожилые чувствуют вакуум социальныхожиданий и недостаток норм для них. Вполне справедливо И. Розоу, а также М. Александрованазывают пожилой возраст такой стадией в жизненном цикле, где происходят систематическиесоциальные потери и отсутствуют приобретения. «Главные жизненные задачи выполнены,ответственность уменьшается, зависимость возрастает. Эти потери связаны с болезнямии физическим недомоганием. Эти потери и их корреляты зависимости, изоляции и деморализациипрогрессивно увеличиваются в поздней жизни» [3]. Они ясно показывают пожиломучеловеку понижение участия в социальной жизни и увеличение его маргинальности. Потеряролей. Как отмечает К. Виктор, нравственная система современной западной цивилизацииотдает предпочтение молодости, энергии, энтузиазму и новаторству как антиподам пассивной,косной и старомодной старости. Все эти ценности вместе с верой в собственные силы,автономией и независимостью передаются в ходе социализации новым поколениям, которыеусваивают возрастные стереотипы вместе с интернализацией новых ролевых функций.С этой точки зрения старость представляется как утрата социальных ролей.
Ю.Б. Тарнавский пишет о том,что старость — крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобыприспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возрастатрудно привыкнуть к новому статусу [19]. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуетсяне только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человекстановится рассудительным, опытным.
Неминуемо наступающие в старостивозрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством,глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационныемеханизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высокимуровнем суждений, широтой кругозора.
Таким образом, личность человекапо мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимостиот ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент,состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовоеположение, наличие духовых интересов, творческой активности). «Человек старееттак и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность»[10]
Старение личности может проявлятьсяв выделенном зарубежными авторами синдроме «неприятия старения», в основекоторого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченнымив силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Этопротиворечие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально-психологическойдезадаптации личности.
Влияние социальных и психологическихмоментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальныхи психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит посуществу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этотэффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологическогоодиночества, столь частой в позднем возрасте.
Выйдя на пенсию, человек теряетодну из главных ролей – перестает быть «добытчиком» в семье, труженикомв общественном смысле. В современном обществе трудовая деятельность выполняет целыйряд функций. Она не только обеспечивает человеку средства существования, дает определенныйстатус, но и реализует социальную активность индивида. На уровне личности она рассматриваетсякак способность к сознательному выявлению и утверждению своего места в системе общественныхотношений и самореализации. Социальная активность является мерой социальной деятельностии ее целью является реализация интересов общества, личности как члена данной социальнойобщности. Для любого человека трудовая деятельность является предпосылкой его полноценности,интересной жизни, творческой деятельности. Поэтому необходима работа и пожилым,у которых круг личных интересов значительно ограничивается и суживается [2].
Многие исследователи обратиливнимание на то, что один из самых глубоких психосоциальных кризисов личности связанс выходом на пенсию [5, 8, 21], то есть с потерей работы, в то время как другие[20] считают, что сам по себе выход на пенсию не является причиной кризиса, а имеетотрицательное значение только при определенных чертах личности, психологическойнеподготовленности и неприятии положения пенсионера. Однако чаще исследователи приходятк выводу, что, выйдя на пенсию, пожилой человек частично либо полностью выключаетсяиз социальной жизни и не знает, чем себя занять. Иногда наиболее распространеннойреакцией на пенсию является депрессия, соматические заболевания или ипохондрическиемысли, нередко происходит распад семьи.
Е.С. Авербух пишет, что самфакт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальнаязначимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требованияему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым [1].
Ю.М. Губачев также отмечает,что «преждевременный физический и духовный покой – это изнуряющий ад»,под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социальнообременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми,но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд – главноелекарство от старости [16].
Возможное вдовство и выросшиедети, которые материально независимы, забирают у пожилого другую важную роль – главысемьи. Как уже говорилось выше, происходят изменения в здоровье, а неадаптивныестили жизни после выхода на пенсию влияют на то, что человек становится зависимым,статус его понижается. Это в свою очередь влияет на понижение самооценки и самоуважения.С выходом на пенсию увеличивается объем свободного времени, которое может оказатьблаготворное влияние на течение поздних лет жизни, так как от способа проведениядосуга в известной степени зависит испытываемое старыми людьми чувство удовлетворениясвоей жизнью [2, 10]. Увеличение свободного времени дает основание членам семьиожидать, что пожилой человек станет больше внимания уделять домашним хозяйственно-бытовымфункциям, но пожилые люди не только не ориентированы на домашнее хозяйство и уделяютему мало времени, но и дают этому низкую оценку. Скорее всего, домашняя работа нерассматривается как общественно-полезная и, кроме того, пожилой человек чувствуетсебя оторванным от коллектива [16]. Совместная деятельность, имеющая общественнуюзначимость, восстанавливает автономию и независимость пожилого человека, компенсируетему уменьшение личностного социального потенциала, поэтому в периоды, предшествующиеглубокой старости, пожилые тяготеют к активной социальной жизни. Они хотят и могутбыть полезны обществу [5]. Пожилые люди владеют опытом, знанием, однако им не достаетсилы, здоровья, адаптационных способностей и инновационных стремлений [8], крометого, пожилые консервативны, догматичны в том случае, если они не заняты трудовойдеятельностью, особенно связанной с творчеством [18]. Вышесказанное подтверждаетсяэмпирическими исследованиями. Так, П. Адельманн сравнила количество проигрываемыходновременно социальных ролей пожилыми женщинами, их удовлетворенность жизнью исамооценку. Ею обнаружено, что женщины, играющие две социальные роли одновременно,демонстрировали более высокую самооценку и более низкий уровень депрессии, чем женщины,играющие только одну роль.
Потеря будущего. Существеннымдля пожилого является резкое изменение структуры его психологического времени. «Вхронотопе личности резко уменьшается доля будущего времени, расширявшего ее жизненноепространство, являвшегося тем заслоном, которое препятствовало мощной власти прошлогозавладеть когнитивно-эмоциональной сферой индивида. На протяжении почти всего своегоиндивидуального пути человек привык жить планами, близкими и отдаленными целями,проектами и замыслами – разными формами будущего» [5]. Между тем для многихпожилых людей выход на пенсию – это потеря будущего и жизненный мир представляетсянеопределенным и бессодержательным. Л.В. Бороздина и И.А. Спиридонова в исследованияхвременной трансперспективы личности приводят следующие экспериментальные данные:«к 50 годам люди думают, что они прогрессируют в своем развитии, в 60 – прошлое,настоящее и будущее оценивается равно, а в 70 лет прошлое кажется лучше, чем настоящее,а настоящее лучше, чем будущее» [16]. Респонденты позднего возраста склоннырасполагать «лучший» возраст в прошлом, например, пенсионеры считают,что лучший возраст – 40 лет, в то время, как молодые люди – в настоящем. Этот жефакт отмечает И.Ф. Клименко: уход на пенсию связан с потерей перспективы будущегои обращением личности к своему прошлому. «В это время будущее не планируется,воспринимается пессимистически, значимость данной временной перспективы для личностирезко падает. Это период утраты продуктивной деятельности» [12]. Взаимная зависимостьс близким окружением. В традиционных обществах труд и организационная структурасемьи были взаимосвязаны между собой. Поэтому контакты и связи между возрастнымигруппами были достаточно тесными, и это порождало у них ощущение взаимной зависимости.Тесные контакты и обмен функциями между поколениями в рамках семьи составляли важнейшиеусловия выживания пожилых людей в таком обществе, где отсутствовали иные формы гарантированнойсоциальной поддержки в старости [22]. Это позволяло пожилым участвовать в семейномразделении труда вплоть до глубокой старости, обеспечивало им должный авторитети личностную автономию. Под влиянием индустриализации и демографических сдвиговпостепенно нарастала социальная дифференциация возрастных групп, усиливалась возрастнаяспециализация экономических функций и, наконец, вытеснение пожилых с рынка труда(официальный выход на пенсию) привело к разрыву связей с поколением детей. Сейчасмолодые способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получаетпенсию и другие виды социальной помощи. Все это способствует относительной материальнойнезависимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимостькооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость.В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальнойи деперсональной. Рассматривая современную семью в нашем обществе, Александровауказывает на то, что старики – отцы семейства не играют прежней роли, что молодоепоколение не нуждается в поддержке стариков, а старики и вовсе отходят от семьи,не выполняя роли дедушек и бабушек [3].
Большинство пожилых людейсостоит в сложных, разнообразных отношениях с семьей, друзьями и соседями. Междутем идеал существования пожилых – это тесные социальные связи при достаточно высокомуровне независимости, то есть рациональное сочетание семейной заботы и личностнойавтономии.
Многие авторы, рассматриваясемейные и дружественные связи пожилых, большей частью обращают внимание на частотуконтактов, то есть на количественную сторону. По мнению Р. Айзенберга и Дж. Тризао качестве связей и об уровне сплоченности говорят показатели: «близость»,согласие, настроение между партнерами по общению. В процессе приспособления к потерямв позднем периоде жизни друзья служат «буфером» против травм, сопровождающихэтот период. Дружеские отношения и контакты с соседями продолжают играть важнуюроль и на закате жизни, но форма их меняется, они становятся менее частыми и интенсивными[16].
Итак, рассмотрев перечисленныефакторы, можно сделать вывод о том, что пожилые представляют достаточно малую ценностьдля современного общества, как в развитых странах Запада, так и в нашей стране.Другими словами, пожилые претерпевают девальвацию, обесценивание. Этот факт отражаютнегативные стереотипы и аттитюды пожилых в молодых группах.
 

3. Типологии групп пожилых,процесса старения и проблема адаптации пожилых
 
Многие авторы предлагают различныетипологии людей пожилого возраста и процесса старения. Рассмотрим их. Я. Врублевскийвыделил шесть групп пожилых [16]:
–  лица без признаков психических отклонений,сохранившие ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию;
–  лица, сохранившие ясный ум, но демонстрирующиеявные изменения характера (повышенная раздражительность, склонность к конфликтам,эгоизм, деспотичность);
–  лица, отличающиеся предприимчивостью,но страдающие снижением интеллектуальных потенций, которым все же удается сохранитьгармоничные отношения с миром;
–  лица с глубокими изменениями характера,крайне конфликтные, сохранившие минимум адаптивных возможностей;
–  лица пассивные, страдающие старческимслабоумием, беспомощные, растерянные, пребывающие в состоянии эйфории или апатии,нуждающиеся в опеке;
–  лица, впавшие в маразм, то есть совершенноне способные к адаптации, требующие постоянной заботы.
Польский геронтолог и психиатрX. Зайончковский описал четыре разновидности процесса старения и соответствующиеим группы [16]:
–  те, кто по своему физическому состояниюи интеллектуальному уровню не требует ухода;
–  наиболее многочисленная группа пожилыхлюдей, которые сохранили физическое и психическое здоровье, но проявляют признакиснижения жизненной активности и уровня интересов; часть из них обычно спокойна итрудолюбива, она ощущает свою социальную полезность, несмотря на торможение развития;другая часть исключает себя из жизни, не видит в ней для себя места; такие людисломлены и разочарованы, злобны, являются обузой для близких;
–  немногочисленная группа «великихстарцев», которым свойственны высокий уровень социальной активности, эмоциональнаязрелость и ощущение своей полезности; они увлечены работой, видят перед собой цель,обладают мудростью, используют жизненный опыт и возможности, которые предоставляетпреклонный возраст;
–  группа нуждающихся в постоянном уходе,утративших здоровье, а порой и чувство реальности.
Психиатр Е.С. Авербух выделяетдва крайних типа в собственном отношении к своей старости. Одни долго не чувствуюти даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении “молодятся”, подчас теряя вэтом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерноберечь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненныхтреволнений [1].
Другие отечественные психиатрыусловно выделяют три типа старости: “счастливая”, “несчастливая” и психопатологическая.“Счастливая” старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностьюмировосприятия и мировоззрения, созерцательностью, сдержанностью и самообладанием.Так называемая “несчастливая” старость обуславливается повышением уровня личнойтревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны такжесклонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенностьв себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышленияо приближающейся смерти.
“Психопатологическая старость”проявляется возрастно-органическими нарушениями психики, личности и поведения. Наблюдаетсяснижение адаптационных возможностей психопатической личности с частым развитиемразнообразных дезадаптационных реакций.
Американский психолог К. Кроссинтерпретирует старость как элемент целостного жизненного цикла, который, согласноего теории, насчитывает семь стадий [16]. Две последние стадии – период толерантности(57-65 лет) и фаза рефлексии (свыше 67 лет) – содержат такие важные жизненные события,как возможная утрата супруга, появление проблем со здоровьем, подготовка к выходуна пенсию, изменение финансовой ситуации, увеличение досуга. Важнейшие психологическиезадачи, которые встают перед стареющим человеком, сводятся к следующему: целенаправленноеиспользование оставшихся лет жизни, адаптация к возрастным изменениям, адекватноевосприятие старости, стремление к внутренней интеграции, заменяющей профессиональнуюактивность, подготовка к потере друзей и спутников жизни.
Собственную типологию установок,связанных со старостью, предлагает А. Зых, используя результаты эмпирических исследований,проведенных в 1986‑1987гг. [16]:
–  страх перед старостью, бунт против процессастарения;
–  эмоциональная и социальная изоляция;
–  адекватно-рациональное восприятие старости;
–  рефлексия по поводу пройденных жизненныхэтапов.
Установки человека по отношениюк старению обусловлены многими обстоятельствами – состоянием здоровья, профессиональнойактивностью, уровнем жизни, степенью удовлетворения потребностей. Неудовлетворенностьжизнью в преклонном возрасте вызвана, как правило, ослаблением физических сил идееспособности, болезнями, меньшей интенсивностью социальных контактов, отчуждениемпривычной среды, утратой веры в свои возможности, в том числе и экономические. Б.Каминьски выделяет четыре социально-психологических параметра, которые оказываютрешающее воздействие на индивидуальный способ старения и скорость этого процесса[16]:
–  профессиональная активность, ее интенсивностьи соразмерность возможностям индивида;
–  интересы за пределами трудовой деятельности(искусство, прикладное творчество);
–  физическая активность, соответствующаясостоянию здоровья;
–  условия и образ жизни.
Таким образом, очевидно, чтосуществуют различные личностные типы, неодинаково конструирующие свою жизнь и прибегающиеко многим, подчас противоположным стратегиям преодоления жизненных трудностей. Приэтом социально-психологические черты пожилого возраста могут варьировать от высокойсохранности структуры личности и мотивов поведения до сужения и стереотипизации,для компенсации которых должны разрабатываться разные меры как государственного,так и индивидуального порядка. Многие авторы разрабатывали типологию психосоциальнойадаптации лиц пожилого возраста. Так, американской психолог Э. Эриксон, автор неопсихоаналитическойтеории жизненного цикла, выделил восемь адаптивных жизненных этапов, содержаниекоторых состоит в разрешении дилеммы двух противоположных психосоциальных установок(например, доверие-недоверие и автономия-зависимость на ранних этапах детства, личностнаяидентичность и ее «диффузия» в юности). В старости, когда подводятся жизненныеитоги, основной психосоциальной дилеммой являются чувства целостности удавшейсяжизни или отчаяния, вызванного ощущением жизненного краха. К. Рощак сделал попыткуклассифицировать способы приспособления и функционирования человека в период пожилоговозраста, которые он характеризует как типы старения [17]:
–  конструктивный тип, который характеризуетсядостаточно эффективной стратегией приспособления пожилого к периоду старости;
–  защитный тип, который менее эффективен,приспособление идет со значительными усилиями, как пожилого человека, так и егоокружения;
–  агрессивно-активный тип, представителикоторого обладают внешним локусом контроля и не относятся реалистично и конструктивнок статусу пенсионера;
–  тип пассивного старения, представителикоторого отличаются направленностью агрессии на самих себя и критически относятсяк истории собственной жизни.
Исследования показывают, отмечаетА. Анцыферова, что многие пожилые люди обращаются к стратегиям, смягчающим патогенныйхарактер кризисной ситуации, и приемам активного совладания с трудностями. Она выделяетдва типа, отличающихся друг от друга уровнем активности, стратегиями совладенияс трудностями, отношение к миру и к себе, удовлетворенностью жизни [5].
Представители первого типамужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У нихотличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее.Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений,предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом, установление дружескихконтактов, сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенностьжизнью и увеличивают ее продолжительность.
У представителей второго типаразвивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужаетсякруг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение ксебе и переживают тяжелое чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свойпоздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и, будучи физически здоровыми,быстро дряхлеют [7].
X. Томэ на основании результатовгеронтологического лонгитюда, который был начат в 1961 году и продолжался болеедвух десятков лет, создал положения «о существовании общих и ситуационно-специфическихсистем приспособления» [6]. При этом системами приспособления являются «техники»жизни или разные формы реакции человека на жизненные обстоятельства и стратегиисовладания человека с трудными ситуациями.
Другой способ реагированияна потерю личной автономии и зависимости в пожилом возрасте – «психологическоесопротивление» – увеличение мотивации в приобретении свободы и контроля надзначимыми событиями жизни. Вероятно, предполагает А. Швартц, ключом к успешной адаптациии умению справиться с ситуациями поздней жизни, является компетентность, «характеризующаясягибким, личностно значимым ответом на требования окружающей среды, какими бы онини были». Компетентность – это успешное представление о своей социальной ролив пожилом возрасте. По мнению А. Швартца, компетентное функционирование пожилыхсодействует самоуважению, так и самоуважение помогает компетентности. Рассматриваяэту проблему, он считает, что «эрудированная беспомощность» пожилых исверхусердное, «помогающее» поведение семейного окружения инфантилизируютсамих пожилых, разрушают их компетентность.
Социальная поддержка такжепозволяет пожилым чувствовать себя компетентными. Это важный фактор, содействующийадаптации в позднем возрасте может включать следующие компоненты [16]:
–  передача позитивных чувств пожилым, прикоторой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают;
–  объяснение пожилым, что те чувства, которыеони испытывают – «нормальные», соответствуют их возрасту и положению;
–  стимулирование пожилых к открытому выражениюсвоих чувств;
–  обеспечение материальной поддержкой;
–  информирование пожилых о причастностик взаимно ответному действию (требование обратной связи).
Социальная поддержка от любогочеловека, включая членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилогов его собственном «контроле самоопределения» и должна найти альтернативныеспособы обеспечить улучшение условий пожилых. Социальная поддержка должна быть частьюреабилитационных мероприятий в пожилом возрасте.
Возвращаясь к проблеме расширениякомпетентности в старости, необходимо заметить, что она решается в настоящее времяв ряде зарубежных стран. Так, в Германии в 1992 году было проведено исследованиероли познавательной мотивации в продолжении образования и построении жизненных плановпожилых людей. Исследователей интересовало взаимодействие между такими переменными,как потребность и опыт получения образования, реальный процесс обучения и его результаты.Анализ социальной ситуации, в которой пожилые начинают учиться, показал, что этопроисходит в случаях переживания одиночества, феминизации общества, увеличения процентногоколичества пожилых людей. Авторы выделили пять мотивов учения: возможность изучитьновую деятельность, «послепрофессиональная» деятельность как обретениенового жизненного смысла, исполнение юношеской мечты, возможность новых контактов,«терапия самих себя». Другой пример – это программа «Качество жизни»,цель которой – выработка стратегии независимости пожилыми, их интеграция в обществеи повышение качества их жизни. В основе программы лежит представление о творческомдухе как основе жизненных сил человека. Программа состоит из трех этапов. На первомэтапе цель воздействия – пробуждение у пожилых желания узнавать новое, стимуляциявоображения, любопытства. Для этого применяются двигательные упражнения, танцы,упражнения на воображение, игры. Второй этап воздействия – стимуляция мышления,восприятия, постановки и решения проблем. На третьем этапе пожилых учат находитьи реализовывать творческие моменты повседневной жизни, выходить за пределы привычногокруга событий и отношений. В результате участия в таких программах у пожилых значительновозрастают показатели креативности, гибкости и беглости мышления. Сужение кругаинтересов в позднем возрасте многие психологи и геронтологи рассматривают как приспособительноеявление, направленное на сбережение иссякающих сил и возможностей организма и поддержаниенаиболее важных функций. Тем не менее, программы «обучения» или «включенияпожилых в активное социальное функционирование» необходимы. Важно, чтобы работатьв таких группах пожилые начинали с начала периода старения, а не в старости, таккак догматизм и недостаточная гибкость не позволит им перестроиться. Такое участиепозволит пожилому человеку выйти за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов,позволит в большей степени взаимодействовать с макросоциальной средой. Как считаютяпонские специалисты, постоянные физические и умственные тренировки и творческоеотношение к работе – важнейшие средства для сохранения и продления молодости [24].Вероятно, они правы, так как по данным статистического ежегодника ВОЗ (на 1993 год),самая высокая продолжительность жизни в мире у японцев, и у женщин, и у мужчин.Одно из возможных средств, позволяющее смягчать вредные последствия стресса у пожилыхлюдей, по мнению Ф. Прероста, – чувство юмора. Им разработаны специальные тренинговыепроцедуры, включающие методы создания юмористической продукции на воображаемом уровне,различные релаксационные техники.
Разработка программ обученияявляется только одним из направлений работы с пожилыми. А. Швартц выделяет три классапрограмм или, как он их называет «стратегий». Это – лечение, поддержкаи предохранение. Они могут частично перекрывать друг друга. По его мнению, исследованияпсихологии старения и клиническая практика настоятельно заставляют вмешиваться вжизнь пожилых. При этом разработка стратегии вмешательства более продуктивна, чемпростое описание проблем и диагнозов пожилых. Их необходимо учить способам использованияэффективных стратегий справляться с ситуацией и делать выбор. Для этого нужно создаватьдолжную мотивацию у пожилых, то есть объяснять им релевантность и утилитарностьвмешательства. В таких случаях пожилые очень «отзывчивы» к вмешательскимвоздействиям и эффективно на него отвечают.
 

Заключение
 
Эпоха сменяет эпоху, традициипередаются из поколения в поколение, образ старости, образ пожилого может быть окруженореолом почитания, а может ассоциироваться с физическими недугами и всевозможнымипроблемами.
Таким образом, в заключениеданного исследования на основе изученных материалов и исходя из поставленной в работецели и задач, можно сделать следующие выводы.
По вопросу об изменении личностистарых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различныевзгляды исследователей на сущность старения и на трактовку понятия «личность».Некоторые авторы отрицают какие-либо существенные изменения личности в старости.Другие, все соматические и психические изменения, да и саму старость, считают заболеванием.Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугамии всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения и существует еще множествовариантов.
Также старость является заключительнойфазой в развитии человека. Период геронтогенеза (период старения) согласно международнойклассификации начинается с 60-лет у мужчин и с 55 лет у женщин, и имеет три грации:пожилой, старческий и долгожители.
Процесс старения представляетсобой генетически запрограммированный процесс, сопровождающий определенными возрастнымиизменениями в организме. Многие исследования свидетельствуют о старении сердечнососудистой,эндокринной, нервной и других систем, т.е. об отрицательных сдвигах, происходящихв организме.
Все изменения в период старенияносят индивидуальный характер. Сложный и противоречивый характер старения человекакак индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологическихструктур, включая и новообразования.
В старости происходит изменениеличности и картина измерений чрезмерно насыщена разнообразным набором качеств, которыередко встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость рассмотренияразличных типологий старости. Важно учитывать, что эти классификации всегда относительны,т.к. в реальной жизни “в чистом виде” психологические типы встречаются редко.
Активному долголетию пожилогочеловека способствует много факторов, среди которых ведущими психологическими можносчитать такие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческойдеятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровеньсамоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.
Влияние социальных и психологическихмоментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальныхи психологических связей и отношения личности пожилого человека. Этот эффект усиливаетсяв большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, стольчастой в позднем возрасте.
Пожилые представляют достаточномалую ценность для современного общества, как в развитых странах Запада, так и внашей стране. Другими словами, пожилые претерпевают девальвацию, обесценивание.Этот факт отражают негативные стереотипы пожилых в молодых группах. Однако, за последние10-15 лет произошли определенные изменения не только в нашей стране, но и во многихразвитых и развивающихся странах, которые серьезным образом повлияли на системусоциального обеспечения пожилых людей, социальную государственную политику и, вконце концов, на изменение стереотипов на отношение к пожилым людям.

Список использованных источников и литературы
1.  Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобныесостояния в позднем возрасте. Л. 1976. 159 с.
2.  Айриян А.П. Социальные аспекты геронтологии.Ереван.: Айастан. 1989. 175 с.
3.  Александрова М.Д. Проблемы социальнойи психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 135 с.
4.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. 339 с.
5.  Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни:время теплой осени или суровой зимы. // Психологический журнал, том 15, № 3, 1994.с. 99-105.
6.  Анцыферова Л.И. Психология повседневности:жизненный мир личности и «техники» ее бытия. / Психологический журнал,том 14, № 2, 1993. с. 3-16.
7.  Балл Г.А. Понятие адаптации и его значениедля психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.
8.  Бовуар де С. Старость. / Социальная геронтология:современные исследования. М: РАН ИНИОН, 1994. с. 17-40.
9.  Заворыкин А.А. Личность и возраст. Тезисыдоклада к IX Международному съезду геронтологов. М.,1972. 29 с.
10.  Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л.1989
11.  Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философскиеаспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. 216 с.
12.  Клименко И.Ф. Психологические особенностиотношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапахонтогенеза личности Автореф. дис. канд.психол.н. М.: МГПИ им. Ленина.
13.  Козлова Т.З. Особенности социальной идентификациина различных стадиях жизненного цикла личности. // Социальная идентификация личности./ Отв.ред. Ядов В.А., М.: РАН Ин-т социологии, 1993. с. 107-123.
14.  Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическаяперспектива). М.: «Наука», 1988. 243 с.
15.  Корсакова Н.К., Балашова Е.Ю. Опосредованиекак компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте. / ВестникМосковского университета. Сер. 14, Психология, 1995, №1. с. 18-23.
16.  Краснова О.В. Социально-психологическиевопросы старения. / Журнал практического психолога, 1997, №3. с. 3-19.
17.  Рощак К. Психологические особенности личностив пожилом возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. М.: АПН СССР НИИ общ. и пед.психологии, 1990. 19 с.
18.  Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческойпродуктивности. Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб.: Санкт-Петербург, гос. ун-т,1994. 16 с.
19.  Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой.М. 1988. 110 с.
20.  Тибилова А.У. Восстановительная терапияпсихически больных позднего возраста. Л.: Медицина, 1991. 146 с.
21.  Торнстон Л. Геронтология в динамическомобществе. // Социальная геронтология: современные исследования. М.: РАН ИНИОН, 1994.С. 58-68.
22.  Харевен Т.К. Последний этап: историческиеаспекты зрелости и старости. // Социальная геронтология: современные исследования.М.: РАН ИНИОН, 1994. с. 104-111.
23.  Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М.1999.- 192с.
24.  Яркина Т.Ф. Секреты японского долголетия.// Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.2. М.– Тула, 1993. с. 63‑75.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.