Реферат по предмету "Психология"


Понятие и виды внутриличностных конфликтов

Федеральное агентство пообразованию
Федеральное государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственныйуниверситет туризма и сервиса»
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Экономическийфакультет
Кафедра«Экономика труда и управление персоналом»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
На тему: Понятие и видывнутриличностных конфликтов
по дисциплине: «Конфликтология»
Работувыполнила: Болотова Е.Е.
Москва 2011

Содержание
Введение
1.                                                                                                             Понятие внутриличностного конфликта
1.1 Сущность внутриличностногоконфликта по Фрейду
1.2 Три типа конфликтнойситуации К. Левина
1.3 “Я-концепция” К.Роджерса
1.4 Теория потребностей А.Маслоу
1.5 Теория В. Франкла
1.6 Теория А.Н. Леонтьева
2.                                                                                                             Виды внутриличностных конфликтов
Заключение
Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
В даннойконтрольной работе рассматривается тема: «Понятие и видывнутриличностных конфликтов».
Личностьвсегда является оппонентом (субъектом) конфликта. В этом качестве она образуетодну из его сторон. Но помимо данного случая, в каждом человеке, в каждойситуации всегда развертывается конфликт. Другими словами — человек постояннопроизводит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты,носителем которых он и является. И можно без преувеличения сказать, что всяжизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний,а внутренний, от которого нам никуда не деться.
Каждыйчеловек постоянно существует в конфликтной ситуации не только с окружающейсоциальной средой, но прежде всего с самим собой. И этого не следует опасаться.Для психически здорового индивида не выходящая за рамки нормы внутренняяконфликтная ситуация вполне естественна.
Актуальностьтемы обусловлена тем, что ситуация внутриличностного напряжения ипротиворечивости в известных рамках и степени не только естественна, но и необходимадля развития и совершенствования самой личности. Любое развитие не можетосуществляться без внутренних противоречий, а там, где есть противоречия, естьи основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках меры,он действительно необходим, ибо неудовлетворение собой, критическое отношение ксобственному “Я”, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти попути самосовершенствования и самоактуализации, тем самым наполняя смыслом нетолько свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.
В даннойконтрольной работе будут рассмотрено понятие внутриличностного конфликта,основные его виды, основные теории внутриличностного конфликта – теории З.Фрейда, К. Левина, А. Леонтьева, А. Маслоу, В. Франкла и др.

1. Понятиевидов внутриличностных конфликтов
1.1 Понятие внутриличностного конфликта
«Внутриличностныйконфликт — это состояние структуры личности, когда в ней одновременносуществуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации ицели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработатьприоритеты поведения, основанные на них.
Можносказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние внутреннейструктуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов» [2, с. 37].
Такимобразом, выделяются следующие характеристики внутриличностного конфликта:
1)внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементоввнутренней структуры личности;
2)сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие вструктуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы ижелания;
3)внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие наличность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол простовыбирает меньшее, из двух благ — большее, а наказанию предпочитает награду;
4) любойвнутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями;
5) основулюбого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
· противоречивыми позициями сторон;
· противоположными мотивами, целями и интересами сторон;
· противоположными средствами достижения целей в данных условиях(например, преследуется цель — победить в битве, но вместе с тем необходимохристианские заповеди соблюсти, в том числе — “не убий”);
· отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности ивместе с тем невозможностью ее устранения.
Следуеттакже добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может бытьне только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.
1.2 Сущностьвнутриличностного конфликта по Фрейду
«Научноеизучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано впервую очередь с именем основателя психоанализа — австрийского ученого ЗигмундаФрейда (1856 — 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характервнутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связанос постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическимивлечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) исоциально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этомпротиворечии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду,сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теориювнутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др» [3,с.60].
З. Фрейдпервый рискнул сказать правду людям о тех конфликтах, которые они носят в себе.Сейчас без психоанализа сложно вообразить современную психологию. Все этопроисходит потому, что внутриличностные конфликты человек не может разрешить водиночестве, для этого ему нужна помощь, причем помощь специалиста.

1.3 Тритипа конфликтной ситуации К. Левина
Большойвклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог КуртЛевин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременнодействуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи онвыделил три типа конфликтной ситуации.
1. Человек находится между двумя положительными силами примерноравной величины.
2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательнымисилами. Характерный пример — ситуация наказания. Так, с одной стороны, ребенокдолжен выполнять непривлекательное школьное задание, а с другой — ему грозитнаказание, если он его не сделает. Эту ситуацию можно представить такимобразом:
3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силыпримерно равной величины и в одном и том же месте.
1.4 “Я-концепция”К. Роджерса
Дальнейшееразвитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителейгуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американскийпсихолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структурыличности, считает он, является “Я-концепция” — представление личности о самойсебе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия личностис окружающей средой. На основе “Я-концепции” происходит саморегуляция поведениячеловека.
Но“Я-концепция”часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между нимиможет происходить рассогласование. Этот диссонанс между “Я-концепцией”, с однойстороны, и идеальным “Я” — с другой, и выступает как внутриличностный конфликт,который может привести к тяжелому психическому заболеванию
1.5 Теорияпотребностей А. Маслоу
Широкуюизвестность получил, а концепция внутриличностного конфликта одного из ведущихпредставителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу(1908—1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует рядиерархически организованных потребностей:
1)физиологические потребности;
2)потребность в безопасности;
3)потребность в любви;
4)потребность в уважении;
5)потребность в самоактуализации.
Самаявысшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций,способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремитсябыть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализациякак способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинстваона является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением ксамоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностногоконфликта.
Этот типконфликта также немногими осознаваем. Дело в том, что по описанию самогоМаслоу, люди принижают свое предназначение. Они игнорируют его, считают себянедостойными.
1.6 ТеорияВ. Франкла
Еще однавесьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийскимпсихологом и психиатром Виктором Франклом (р. 1905), создавшим новоенаправление в психотерапии — логотерапию (от гр. logos — мысль, разум и гр.therapeia — лечение). По его определению, логотерапия “занимается смысломчеловеческого существования и поиском этого смысла”.
Согласноконцепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиским смысла жизни и борьба за него. Но осуществить смысл жизни удается лишьнемногим. Отсутствие же его порождает у человека состояние, которое он называетэкзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именноэкзистенциальный вакуум и порождает в широких масштабах внутриличностныеконфликты, выражающиеся с наибольшей силой в “ноогенных (нусогенных) неврозах”(от гр. noos — смысл).
По мнениюавтора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникаетиз-за духовных проблем и связан с расстройством “духовного ядра личности”, вкотором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющиеопределяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – эторасстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальнымвакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.
Именноэкзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождаетна каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся вскуке и апатии. При этом важно отметить, что скука ставит перед психиатромгораздо больше проблем, чем нужда. Здесь дело заключается в том, что от нуждыизбавиться гораздо легче, чем от скуки и апатии. Скука — свидетельствоотсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потомучто смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того,нужда толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, аскука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его набездеятельность и тем самым способствует развитию психологическогорасстройства.
Экзистенциальный(от лат. existentia — существование) — относящийся к человеческомусуществованию.
1.7 ТеорияА.Н. Леонтьева
А.Н.Леонтьев (1903—1979) своей теорией о ролипредметной деятельности в становлении личности многое сделал и для пониманиявнутриличностного конфликта.
Согласноего теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловленыхарактером структуры самой личности. Эта структура в свою очередьдетерминирована объективно противоречивыми отношениями, в которые вступаетчеловек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейшиххарактеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек,даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может житьтолько одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, помнению А.Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминаетзастывшую пирамиду.
В различныепериоды жизни, в различных сферах человеческого бытия и в разных ситуациях уличности возникает множество других, кроме ведущего, мотивов, образующихмотивационную сферу или, как сегодня принято говорить, мотивационное поле.
«Структураличности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных,внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. Речь идет о том, чтонеполно описывается как “направленность личности”, неполно потому, что даже приналичии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставатьсяединственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощаетдругих жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируютсмыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегдаявляется многовершинной» [4, с. 221.].
Противоречивоевзаимодействие этих “вершин” мотивационной сферы, различных мотивов личности иобразует внутриличностный конфликт.
Такимобразом, внутриличностный конфликт, имманентно присущий внутренней структуреличности,— нормальное явление. Структура любой личности характеризуетсявнутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Обычно этаборьба проходит в заурядных формах и не нарушает гармоничности личности. “Ведьгармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутреннейборьбы”. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведениечеловека и весь его облик. Именно такова структура трагической личности.

2. Видывнутриличностных конфликтов
Подобнотому, как существуют многочисленные основания классификации конфликтов вообще,имеются различные основания и для выделения видов внутриличностных конфликтов.
Три типавнутриличностных (психологических) конфликтов
1. «Конфликт потребностей. Его основание заключается в том, что нашипотребности могут противостоять друг другу и побуждать нас к различнымдействиям. Иногда мы хотим одновременно противоречивых вещей и поэтому не можемдействовать. Например: ребенок хочет съесть конфету. Но мать просит его отдатьлакомство ей. В таком случае ребенок хотел бы съесть конфету, а также отдать еематери. Он испытывает конфликт потребностей и начинает плакать.
2. Конфликт между потребностью и социальной нормой. Очень сильная потребность может столкнуться внутри нас спринудительным императивом. Независимо от того, уступим мы или нет этойпотребности, ситуация становится конфликтной.
3. Конфликт социальных норм. Сущностьэтого конфликта заключается в том, что человек испытывает равнозначное давлениедвух противоположных социальных норм» [5, с. 90 – 91.].
Классификацияна основе ценностно – мотивационной сферы личности
Болееполная классификация внутриличностных конфликтов содержится в работе А. Я.Анцупова и А. И. Шипилова, которые предложи ли взять за основу классификацииценностно-мотивационную сферу личности. В зависимости от того, какие сторонывнутреннего мира личности вступают в конфликт, они выделяют следующие основныеего виды:
1. «Мотивационный конфликт. Это конфликты между бессознательными стремлениями,между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительнымитенденциями (ситуация буриданова осла).
2. Нравственный конфликт, которыйчасто называют моральным или нормативным конфликтом. Это конфликт междужеланием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
3. Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями личности и действительностью,которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между“хочу быть таким, как они” и невозможностью это желание реализовать. Он можетвозникнуть в результате физической невозможности человека осуществить этостремление. Например, из-за неудовлетворенности своей внешностью илифизическими данными.
4. Ролевой конфликт. Он выражается впереживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколькоролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманиемтребований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевойконфликт). Примером межролевого внутриличностного конфликта может бытьситуация, когда человека в качестве сотрудника организации просят поработатьсверхурочно, но в качестве отца он хочет больше время уделить своему ребенку.Примером внутриролевого конфликта может служить ситуация, когда верующемучеловеку для защиты отечества нужно взять r руки оружие и идти на войнуубивать.
5. Адаптационный конфликт. Этот конфликт имеет два смысла. В широкомсмысле он понимается как возникающий на основе нарушения равновесия междусубъектом и окружающей средой, в узком смысле — как возникающий при нарушениипроцесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт междутребованиями, которые предъявляет к личности действительность, и возможностямисамого человека (профессиональными, физическими, психическими).
6. Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождениямежду претензиями личности и оценкой своих возможностей. Результатом этогоявляется повышенная тревожность, эмоциональное напряжение и срывы.
7. Невротическийконфликт — результат сохраняющегося в течение длительного времени обычноговнутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением ипротивоборством внутренних сил и мотивов личности» [1, с. 296 – 298.].
Другие типывнутриличностных конфликтов
Названныетипы конфликтов не исчерпывают полностью их классификацию. В зависимости отдругих оснований можно дать и иную типологию внутриличностных конфликтов. Обэтом свидетельствует сама история развития конфликтологических концепций, вкоторых выделяются различные типы внутриличностных конфликтов. Отметим основныеиз них:
1. Конфликт между моралью и нравственностью, между должным и сущим,между моральным идеалом и действительностью (И. Кант, Ф. Достоевский).
2. Конфликт между человеческими влечениями, биологическимипотребностями и социальными нормами, который носит биологический ибиосоциальный характер (3.Фрейд).
3. Конфликт, обусловленный необходимостью выбора между силами равнойвеличины, действующими на личность (К. Левин).
4. Конфликт между “Я-концепцией” и идеальным “Я” (К. Роджерс).
5. Конфликт между стремлением к самоактуализации и реальнымрезультатом (А. Маслоу).
6. Конфликт между стремлением к смыслу жизни и экзистенциальнымвакуумом, т.е. “ноогенный” конфликт, или “экзистенциальная фрустрация” (В,Франкл).
7. Конфликт между элементами внутренней структуры личности, между еемотивами (А. Леонтьев).

Заключение
Даннаяконтрольная работа посвящена теме: «Понятие и видывнутриличностных конфликтов».
Как мыувидели, каждый человек постоянно существует в конфликтной ситуации не только сокружающей социальной средой, но прежде всего с самим собой. При разумном издравом отношении конфликт может послужить стимулом для развития человека,условием его роста, как личного, так и профессионального.
Любоеразвитие не может осуществляться без внутренних противоречий, а там, где естьпротиворечия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликтпротекает в рамках меры, он действительно необходим, ибо неудовлетворениесобой, критическое отношение к собственному “Я”, как мощный внутреннийдвигатель, заставляет человека идти по пути самосовершенствования исамоактуализации, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь,но и совершенствуя мир.
В даннойконтрольной работе мы рассмотрели понятие внутриличностного конфликта, основныеего виды, основные теории внутриличностного конфликта – теории З. Фрейда, К.Левина, А. Леонтьева, А. Маслоу, В. Франкла и др.
Внутриличностныйконфликт на протяжении многих лет исследуется крупнейшими учеными и писателями,что позволяет сделать вывод о том, что эта тема будет актуальной всегда, покасуществует человек и противоречия внутри него.

Списокиспользованной литературы
1. Анцупов Л. Я., Шипилов А.И.Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2004. С. — 296 – 298.
2. Буртова Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. – М: АСТ, 2005
3. КарбатовВ.И. Конфликтология. – М.: ФЕНИКС, 2007.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — С. 221.
5. Робер М. А., Тильман Ф. Психологияиндивида и группы. — М.: Прогресс, 1988 – С. 90 – 91.
6. СоколовС.В. Социальная конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.