Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                        ИМЕНИН.П.ОГАРЕВА
                                    Факультетфилологический    
                       Кафедра русской и зарубежнойлитературы
                               КУРСОВАЯ РАБОТА

         ОСНОВНЫЕ МОТИВЫЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ   
   
                             М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
 
Автор курсовойработы                                                                  В.П.Дергунова
Специальность    русский язык литература
Обозначение курсовой работы
Руководитель работы
к.ф.н.,доцент                                                                                 С.А.Дубровская
                                                                                                              
                                                                                           Оценка
                                                Саранск 2005
               МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                        ИМЕНИН.П.ОГАРЕВА
                                    Факультетфилологический    
                       Кафедра русской и зарубежнойлитературы
                        ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
 
Студент                     Дергунова Вера Павловна
1. Тема: Основныемотивы любовной лирики М.Ю.Лермонтова
2. Срокпредставления работы к защите:
3. Исходные данныедля научного исследования: любовная лирика М.Ю.Лермонтова, литература по даннойтеме.
4. Содержаниекурсовой работы:
4.1. Введение
4.2. Любовь впонимании поэта
4.3. Основные мотивылюбовной лирики
4.4. Заключение
4.5. Списокиспользованной литературы
Руководительработы                                                               С.А.Дубровская
Задание принял к исполнению
                                  СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                           С.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. Любовь впонимании поэта………………………………………………..7
2. Основные мотивылюбовной лирики…………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………25
                                            ВВЕДЕНИЕ
Тема любви – одна из вечных тем поэзии. Некоторые поэты (художники,музыканты, да и просто не связанные с творчеством люди) посвящали всю своюжизнь, чтобы воспеть это прекрасное чувство, другие обращались к этой теме лишьв моменты угасания или подъема страсти к своей возлюбленной. Так или иначе,любовная тема затрагивала (и будет затрагивать на протяжении времени, пока живчеловек) всех.
Большое значение тема любви имела и в лирике Лермонтова. Этой темеЛермонтов посвятил более трети своих стихотворений.
Традиции русской любовной поэзии богаты и многообразны. «Важным признакомбольшинства произведений этой поэзии, который был связан с ее внутреннимединством, чистотой и высокостью, но также и с относительной ее «неполнотой»,являлась ярко выраженная сосредоточенность ее в пределах своей прямой темы.Любовь, будучи предметом поэтического изображения, как бы стремилась отдалитьсяв этих стихах от того, с чем она соприкасалась в человеческом общежитии, вреальной судьбе и в сознании любящего, и обособиться в свою собственнуюобласть» [14, с. 41]. Образ возлюбленной лишался (или почти лишался)индивидуальности. Поэты превращали образ героини в абстракцию, в идеальнуюточку приложения любви или наделяли его заменяющими конкретную индивидуальностьбезличными ангелоподобными чертами и мадригальными эпитетами.
Личность героя любовных стихотворений сводилась к роли «носителя любви».Особенности его характера или его мировоззрения, могущие повлиять на егочувства, выявлялись далеко не всегда. Внешние обстоятельства, с которыми быласвязана любовная ситуация и которые воздействовали на нее, привлекали вниманиеавторов стихотворений лишь в редких случаях.   
Любовь выступает всегда как разрыв. Невозможность в любви вырваться загрань непонимания создавала рядом с трагической – реальной – любовь идеальную,любовь-стремление, в которой объект ни в коей мере не мог наделяться чертамисамостоятельной личности: это было не другое «я», а дополнение к моему «я» — «анти-я». Оно наделялось чертами, противоположными «я»: лирическое «я» трагичнои разорвано – объект его любви гармоничен, «я» зол и эгоистичен – «она» добра,«я» безобразен – «она» прекрасна, «я» демон – «она» ангел, пери, чистая дева.
Будучи полностью противоположен «я», этот образ, однако, как бы составлениз других букв того же алфавита, что и «я», — это мое дополнение, мое идеальноеинобытие, противоположное, но связанное. Это не человек, а направление моегодвижения. Поэтому любовь совершенно освобождается от окраски физическоговлечения мужчины к женщине.
Идеал соединения возможен лишь in abstrato, и поэтому всякаяреальная любовь – всегда противоречие между стремлением к идеальному инобытию«моего» духа, слияние с которым и означало бы прорыв за пределыиндивидуальности, из мира оборванных связей в мир всеобщего понимания, иконечным земным воплощением этого идеала в земном предмете страсти поэта.
Так возникает романтическая интерпретация подмены: любя своювозлюбленную, поэт любит в ней нечто другое. При этом функционально активенименно акт замены: важно утверждение, что любишь не того, кого любишь. Этоможет быть замена женщины другой женщиной, реальной женщины несбыточной мечтой,иллюзиями прошлых лет, замена женщины ее подарком или портретом и т. п.,например:
Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный признак лучших лет,
Он душу радует мою.
И новым преданный страстям
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог! [12, с. 162].
Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэта, ностепень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет,частично она раскрывается в работах Ю.М.Лотмана, Б.М.Эйхенбаума,И.В.Золотаревой, Т.И.Михайловой. С.И.Кормилов, С.В.Иванов, С.А.Леонов говорят оней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (И.П.Золотусскийи другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов,охарактеризовывая некоторые общие черты. Современники ассоциируют любовныемотивы с возлюбленными М.Ю.Лермонтова, описывая лишь отношения, их зарождение,развитие, разрыв. В учебниках тема любви раскрывается в кратком анализенескольких любовных стихотворений, ограничивается их перечнем.
Данная работа представляет собой попытку обозначить любовные мотивы втворчестве поэта.
1. Любовь в понимании поэта.
«Люблю, люблю» — постоянный рефрен лермонтовской лирики. «Никто не могтебя любить, как я, так пламенно и так чистосердечно» [12, с. 173], — скажет онв элегии «Смерть», чтобы вновь и вновь повторять: «Я не могу другой любить»[12, с. 112], «Я все тебя любил и все любил так нежно» [12, с. 113].
В.Соловьев замечает, что в лермонтовской лирике «почти всегда невыражается любовь в настоящем, в тот момент, когда она захватывает душу инаполняет жизнь. У Лермонтова она уже прошла, не владеет сердцем, прелесть еголюбовных стихов – прелесть миража» [15, с. 386].
Лермонтовская любовь – это приговоренность, осужденность на вечность, онапревыше всего: «Образ твой всегда повсюду я носить с собою осужден» [12, с.93]. И пусть любящего ожидают несчастье, жертвы и сама смерть – все равно онине отменяют и не разрушают любви. Любовь, — по Лермонтову, — чувство первичное,рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Оно соизмерят все, ноего не измерить ничем. Вот почему поэт писал:
Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил [12, с. 111].
Любовь, способная все существование человека «пересилить» «в единый миг»[12, с. 110], «в однообразном северном краю все» в «новый блеск одеть» [12, с.110], любовь, заключающая в себе весь смысл жизни человека и, как таковая,равная человеческому, протипоставляется Лермонтовым небесному и божественному,- он готов нарушить «все клятвы, кроме клятв любви» [12, с. 98]. И принося своюклятву верности, Лермонтов говорит о ней, как о единственном, чему только иможно верить:
Зови надежду – сновиденьем,
Неправду – истиной зови,
Не верь хвалам и увереньям,
Но верь, о, верь моей любви! [12, с. 111].
Любовь – абсолютный закон бытия, отвергающий все небесное ипротивопоставленный ему.
Поэт очень рано отвергает божественное в своих мечтаниях, его идеалродился на земле, и несет земное как истинное свое достояние:
Не для земли ты создана,
И я могу ль тебя любить? [12, с. 193].
Земля, земное – вот истинное название лермонтовской любви, принимаемое вовсем богатстве и во всей бесконечности своих определений. Лермонтовское земное– земное в его огромности, в нем все грани человеческого я, все проявленияжизни человека. Эта любовь не изолирует человека от мира, а возвращает мирчеловеку и человека миру. Здесь нет и не может быть бегства от любви, онавезде, она во всем, она – сам человек.
Но, возведя любовь в перл человеческого, поэт очень рано ощутилбесчеловечность (иначе говоря – «безлюбовность») общественных отношений, вкоторых протекает жизнь человека. Лермонтовская поэзия любви не могла непривести к острому конфликту поэта с окружающим его обществом. Вот почему темалюбви у Лермонтова сразу стала и трагической и героической и принялаобщественно-политическую форму выражения и направленности. Интимная лирика былалирикой философской, политической.
Философия любви есть философия страдания. Но философия страдания не естьфилософия любви. В перемене мест членов уравнения равенство рушится. Любовь,пройдя стадию страдания, чтобы сохранить свою деятельную силу, должнапревратить в себе – другое, в ненависть. И ненависть была порожденаоскорбленной любовью. Романтическая антиномичность порождает противопоставлениелюбви и ненависти, причем если уж это ненависть, то ко всему миру:
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней [12, с. 53].
Мир здесь вызывает ненависть не сам по себе, не «автоматически», поэтпредполагает, что мог бы получить от мира бессмертие за «дар чудесный»,которого он не дал миру, ибо любовное чувство целиком охватило его.
Один из современников Лермонтова отметил, что  его любовь зла имстительна:
Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет … [12, с. 37].
В лермонтовской поэзии любви была вся полнота любовной стихии: мужество,самоотречение, величие и благородство. Но им трагически недоставало ответногочувства родственной души. Так родилась лирика страданий, изломов, сетований ипроклятий. Но за которыми вы явно ощущаете первородное мужество потрясенного инегодующего сердца.
В стихотворении «Всевышний произнес свой приговор» изначальныеблагородные порывы человеческой души до неузнаваемости изуродованы глумлением инасмешками над святостью любви. Лермонтовские стихи – крик поруганной любви омщении. Но в этом мщении, в этих приговорах свету живет любовь, живет живойжизнью. Она не мирится с насилием над ней. В этом суть лермонтовской философиимщения, порожденного любовью. Ненависть – это активность поруганной любви. Вненависти любовь стремится к своему возрождению, борется за себя. Вне ненавистиона смиряется и погибает:
Всевышний произнес свой приговор,
Его ничто не переменит;
Меж нами руку мести он простер
И беспристрастно все оценит.
Он знает, и ему лишь можно знать,
Как нежно, пламенно любил я,
Как безответно все, что мог отдать,
Тебе на жертву приносил я [12, с. 81].
В ненависти любовь сохраняет свою активность лишь тогда, когда этаненависть имеет своим предметом не частность, а общее.
Любовные мотивы лирики Лермонтова переплетаются с богоборческими. Вотличие от религиозно-философских систем, объявляющих, что бог есть любовь,лейтмотивом поэзии Лермонтова является мысль о том, что божество враждебнолюбви, а любовь враждебна божеству, она греховна, она наказуема. Бог не прощаетлюбви, и за любовь прощения у бога не просят, ибо прощение можно получитьтолько ценой отказа от любви.
Бог враждебен любви. Поэтому в стихотворении «Покаяние» в любвисогрешившая дева не хочет «пред небесным о спасеньи слезы лить» [12, с. 23]. Ее«покаяние» не было раскаянием. Она пришла на исповедь не для раскаяния, а длятого, чтобы не умертвить с собою все, что любила в жизни. «Если таешь ты встраданье, если дух твой изнемог, но не молишься в покаянье: не простит великийбог!..» — ответил ей поп, и этим «Не простит» заканчивается стихотворение [12,с. 24].
Таким образом, тема любви – одна из главных тем в творчествеМ.Ю.Лермонтова. Он обращался к ней на протяжении всей своей жизни: в раннийюношеский период, в более зрелые годы, воспевал это чувство в стихотворениях,поэмах, в прозаических произведениях.
Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное,рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Это приговоренность,осужденность на вечность, она превыше всего. Любовь враждебна божеству, онагреховна, она наказуема. Любовь никогда не может существовать без ненависти,эти два  противоположные чувства у Лермонтова всегда вместе как однонеразделимое целое; и если одно из них не проявится, то и другое не сможетпроявить себя в полной мере и в скором времени исчезнет.
Любовь, по Лермонтову, чувство, испытывая которое, человек долженизбавиться от одиночества. Но этого не происходит, потому что героиня никогдане поймет влюбленного в нее героя, никогда не сможет быть с ним вместе. Поэтомулюбовь и одиночество всегда сопровождают друг друга.
2. Основные мотивылюбовной лирики.
Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны тенденции к «заземлению»,биографизму и стихийному стремлению к циклизации.
Стихи Лермонтова о любви, если брать их в целом, ближе к подлиннойбиографии поэта, точнее отражают ее реальные факты, чем его лирическиепроизведения на другие темы. Отсюда широта содержания этих стихов, выходящих запределы своей главной любовной темы и отражающих всю полноту внутренней жизнигероя:
Счастливцы, мнил я, не поймут
Того, что сам не разберу я,
И черных дум не унесут
Ни радость дружеских минут,
Ни страстный пламень поцелуя.
Мои неясные мечты
Я выразить хотел стихами,
Чтобы, прочтя сии листы,
Меня бы примирила ты
С людьми и с буйными страстями;
Но взор спокойный, чистый твой
В меня вперился изумленный,
Ты покачала головой,
 Сказав, что болен разум мой,
Желаньем вздорным ослепленный [12, с. 38].
Отсюда же – психологизация изображения и, в более редких случаях,воспроизведение внешней обстановки:
Я видел юношу: он был верхом
На серой борзой лошади – и мчался
Вдоль берега крутого Клязьмы. Вечер
Погас уж на багряном небосклоне,
И месяц в облаках блистал и в волнах;
Но юный всадник не боялся, видно,
Ни ночи, ни росы холодной; жарко
Пылали его ланиты … [12, с. 86].
Циклы любовных стихотворений Лермонтова не выделены им самим, не вполнеясны по своему составу, но тем не менее очень для него характерны. Любовныестихи молодого Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой,Наталье Ивановой (по мнению Д.Е.Максимова, самый обширный цикл) и ВарвареЛопухиной (с точки зрения С.В.Иванова, именно этот цикл стихотворенийсоставляет главнейшую часть любовной лирики поэта). Стихотворения некоторых изэтих циклов дают возможность проследить не только какой-либо отдельный моментлюбовных переживаний, но и фазу общего развития его отношений с возлюблено,например, возникновение его чувства, ее «измену», нарастание его скорби,вызванное «изменой», охлаждение и так далее (стихи к Н.Ивановой).
В этих стихах преобладают ходячие, условные обозначения женской красоты(«прелестный взор», «чудные глаза», сравнение с мадонной Рафаэля и т. п.), носквозь эти штампы просвечивают и живые, индивидуализированные образы героинь.
В стихах, адресованных Е.Сушковой, пунктирно намечается ее светскийоблик: «притворное вниманье», «острота речей», насмешливое отношение с героем,бездушие (стихотворение «Благодарю!»):
Благодарю!.. вчера мое признанье
И стих мой ты без смеха приняла;
Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
                                                      Благодарю!
В другом краю ты некогда пленяла,
 Твой чудный взор и острота речей
Останутся навек в душе моей,
Но не хочу, чтобы ты мне сказала:
                                                       Благодарю! [12, с.64].
 И обида от этой неразделенной любви пробуждает в герое чувство гордостии вызывает его на борьбу со своей любовью и с любимой, которую он не склоненизвинять («Взгляни, как мой спокоен взор»):
Смеялась надо мною ты,
И я с презреньем отвечал –
С тех пор сердечной пустоты
Я уж ничем не заменял.
Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой …
Хоть в сердце шепчет чудный глас:
Я не могу любить другой.
Я жертвовал другим страстям,
Но если первые мечты
Служить не могут снова нам, —
Но чем же их заменишь ты?..
Чем успокоишь жизнь мою,
Когда уж обратила в прах
Мои надежды в сем краю,
А может быть, и в небесах?.. [12, с. 67].
В цикле, связанном с Н.Ивановой, — более серьезном и глубоком, — женскийобраз разработан психологически:
Ты не коварна, как змея,
Лишь часто новым впечатленьям
Душа вверяется твоя.
Она увлечена мгновеньем;
Ей милы многие, вполне
Еще никто; но это мне
Служить не может утешеньем [12, с. 153].
Этот образ, так же как и в стихах, обращенных к Е.Сушковой, окруженлегкими светскими ассоциациями, но не сопровождается отрицательнойхарактеристикой. Героиня не понимает героя и в конце концов «изменяет» ему. Ногерой не мстит ей презреньем, пытается подняться над своей обидой ипроанализировать причину своего неуспеха («Всевышний произнес свой приговор»):
Я знал: то не любовь – и перенес;
Но отгадать не мог я тоже,
Что всех моих надежд, и мук, и слез
Веселый миг тебе дороже!
Будь счастлива несчастием моим
И, услыхав, что я страдаю,
Ты не томись раскаяньем пустым.
Прости! – вот все, что я желаю …
Чем заслужил я, чтоб твоих очей
Затмился свежий блеск слезами?
Ко смеху приучать себя нужней:
Ведь жизнь смеется же над нами! [12, с. 81-82].
Этот цикл характерен, наряду с чисто лермонтовским психологическиманализом, трагической тональностью. И, что особенно важно, в этом цикле естьнамеки на то, что причиной любовной трагедии являются некоторые особенностигероини, сближающие ее с духом светского общества, и само светское общество («…и мук и слез веселый миг тебе дороже», «… и слишком ты любезна, чтоб любить»,«мы с тобой разлучены злословием людским» и так далее).
По мнению же С.И.Кормилова, «Н.Ф.Иванова действительно явилась причинойне слишком благородного «донжуанства» Лермонтова» [8, с. 45]. В доказательствоприводится стихотворение «К ***», которое содержит программу дальнейшегоповедения поэта с женщинами, недостойными уважения, и которое является нелюбовной лирикой, а декларацией романтического самоутверждения:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил, -
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил? [12, с. 160].
Иную характеристику получает женский образ в стихах, относящихся кВ.Лопухиной. В героине этого цикла не только не отмечены черты, обычные длясвоего светского круга, но, наоборот, она с ее «чудной простотой» инеспособностью лицемерить скорее противопоставлена идеалу светской красавицы(«Она не гордой красотою…»):
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее – не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей [12, с. 140].
Герой цикла не случайно называет ее своим товарищем, «лучом-путеводителем («Мы случайно сведены судьбою …») и своей мадонной – эпитеты,которые трудно было применить к Е.Сушковой и к Н.Ивановой. В связи с этим ичувство, рассказанное в стихах к Варваре Лопухиной, — разделенное ипросветленное, — в корне отличалось от скорбной и бесплотной страсти, окрасившейсобой предшествующие любовные циклы Лермонтова.
Я рожден, чтоб целый мир был зритель
Торжества иль гибели моей,
Но с тобой, мой луч-путеводитель,
Что хвала иль гордый смех людей! [12, с. 133].
Принцип индивидуализации, обозначившийся в ранних стихах Лермонтова олюбви, с особенной силой проявился в лирической характеристике их героя.Выявление внутреннего мира этого героя не сводится к демонстрации его чувства.Любовь для него не замыкается в своих собственных пределах или в пределах«нейтрального» сознания. Герой любовной лирики Лермонтова обладает всейсложностью характера и мировоззрения «лермонтовского человека», отмечен его«пятном тоски в уме», наделен его сомнениями, идеалами и мечтами о своемвысоком назначении. Мысли о любви смешиваются с его заветными мыслями о себе иобо всем. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовскойпоэзии является связанная с нею надежда (почти всегда не сбывающаяся) на то,что любовь должна привести к преодолению одиночества.
Количество любовных стихотворений у Лермонтова в зрелый период меньше,чем в предыдущий. Стихотворения о любви не циклизируются уже, как прежде, влюбовные «новеллы», но часто содержат в себе – каждое порознь – скрытыйновеллистический сюжет («Оправдание», «Договор», «Сон» и другие):
 Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – все храм,
Кумир поверженный – все бог! [12, с. 162].
В этих стихотворениях нет напряжения и подъема большой любви, а тольколегкие и благоговейные прикосновения к ней. Она не ослепляет поэта своимсверканием, силой и славой. В те годы любовь является у Лермонтова чаще всегокак воспоминание о прошлом («1-е января», «Нет, не тебя так пылко я люблю»):
О грезах юности томим воспоминаньем,
С отрадой тайною и тайным содроганьем … [12, с. 78];
Как мелькнувшая надежда на будущее («Из-под таинственной холоднойполумаски …»):
И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья [12, с. 99];
или как мечта, которая создает объективные образы, не имеющие прямогоотношения к поэтической биографии автора. Нередко Лермонтов как быостанавливается на полдороге к любви, ограничиваясь любезностью («ГрафиняЭмилия», «К портрету», «А.О.Смирновой»):
Без вас хочу сказать вам много,
При вас я слушать вас хочу;
Но молча вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать?.. Речью неискусной
Занять ваш ум мне не дано …
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно … [12, с. 80].
В некоторых лермонтовских стихотворениях затаены намеки на какие-тонеотвратимые, коренящиеся в эпохе причины неустроенности любовных отношений. Оннаходит в любви современных людей господство случая («Дума»):
И ненавидим мы, и любим мы случайно
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви … [12, с. 41].
В послании «Валерик», как и в ранних стихотворениях Лермонтова, говоритсяо том, что «забавы света» мешают героине понять рассказчика, автора послания. Встихотворении «Отчего» судьба возлюбленной и ее счастье целиком связываются своздействием враждебной среды:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно … потому что весело тебе [12, с. 75].
При этом лермонтовский герой не всегда довольствуется ролью внутренненепримиренной жертвы общественных условий, препятствующих его любви, но иногдаи восстает против этих условий («Договор»):
Пускай толпа клеймит презреньем
Наш неразгаданный союз,
Пускай людским предубежденьем
Ты лишена семейных уз.
Но перед идолами света
Не гну колени я мои;
Как ты, не знаю в нем предмета
Ни сильной злобы, ни любви.
Как ты, кружусь в веселье шумном,
Не отличая никого:
Делюся с умным и безумным,
Живу для сердца своего [12, с. 213].
Не отличается в этом и героиня Лермонтова в таких стихотворениях, как«Прелестница», «Оправдание»:
И будешь спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролося любовь,
Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоняя,
И будет для тебя позором Любовь безгрешная твоя, -
Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упреком
Ты в оный час не помяни [12, с. 92].
В этих стихотворениях Лермонтов создает образ вольной, «беззаконной»подруги героя.
Для новой стадии развития лирики Лермонтова, так или иначе связанной стемой любви, характерно также появление женских образов, раскрываемых внепрямой зависимости от чувства, которое внушали или могли внушить эти женщиныпоэту. Лермонтов освобождает здесь образы своих героинь от крепостного гнеталюбви героя. В лирической группе, о которой идет речь, эти героини уже необъекты страсти или влюбленности, а предмет широкого человеческого интереса исочувствия. Именно так повернуты портретно-психологические стихотворенияЛермонтова «Слепец, страданьем вдохновленный» («А.Г.Хомутовой»), «На светскиецепи» (М.А.Щербатовой) и «Как мальчик кудрявый резва»(А.К.Воронцовой-Дашковай).
Перекликается с ними и стихотворение «Молитва» («Я, матерь божия, ныне смолитвою …»), в основании которого лежит не религиозный мотив, заданный взаглавии, а горячее, проникновенное и бескорыстное сочувствие женщине-человеку:
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную [12, с. 162].
Таким образом, в любовной лирике М.Ю.Лермонтова можно выделить несколькомотивов. Одним из них является мотив любви к светской женщине. Он, в своюочередь, распадается на две составляющие: любовь к женщине — светской львице иженщине, которая хоть и подвержена влиянию «света», но еще не утратила такихкачеств, как душевность, человечность.      
Вторым мотивом любовной лирики Лермонтова в силу осложненности иобогащенности философским и политическим содержанием было величайшее уважение кженщине – другу, товарищу.
Последний мотив, который можно выделить, есть проникновенная и горячаялюбовь к женщине-человеку.
                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема любви – одна из вечных тем, одна из самых прекрасных тем, поэтомуМ.Ю.Лермонтов никак не мог обойти ее, поэтому он обращался к ней и в юношеский,и в более зрелый период.
Любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное,рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Но любовь никогда небывает одна. Ее всегда сопровождают такие чувства, как ненависть и одиночество.Любовь даже не может попросить помощи у бога, так как бог враждебен любви, непринимает ее, отрицает. Поэтому любовная лирика – это лирика страданий,изломов, сетований и проклятий.
Любовной лирике М.Ю.Лермонтова характерны биографизм и циклизация. Встихотворениях можно проследить этапы любви: ее зарождение, развитие, подъем,спад, прекращение. Особенно это прослеживается в цикле, посвященной Н.Ивановой.
Любовные стихи Лермонтова были посвящены: Анне Столыпиной, ЕкатеринеСушковой, Наталье Ивановой и Варваре Лопухиной. В связи с этим можно выделитьнесколько циклов, и, соответственно, несколько мотив любовной лирики МихаилаЮрьевича:
1. Мотив любви ксветской женщине.
· Любовь к женщине,полностью посвятившей себя «свету», живущей по его законам, обладающейкачествами, присущими женщине – светской львице, привыкшей иметь множествопоклонников и отрицать чувство любви, заменяя его влюбленностью, флиртом.Например, стихи, посвященные Н.Ивановой.
· Любовь к женщине,которая хоть и вращается в светском обществе, живет по законам света, но неутратила своей человечности, душевности, доброты. Этой женщиной была Е.Сушкова.
2. Любовь и уважениек женщине – другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любуюминуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует,подскажет верное решение. М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назватьтолько одну женщину – В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь.И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.
3. Проникновенная игорячая любовь к женщине-человеку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов, В.А.М.Ю.Лермонтов. Поэзия познания и действия. – М.: Московский рабочий, 1965. –471 с.
2. Афанасьев, В.В.Лермонтов. – М.: Художественная литература, 1991. – 221 с.
3. Висковатов, Р.А.М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1987. – 494 с.
4. Влащенко, В.Д. Яиду на урок литературы. – М.: Дрофа, 2001. – 544 с.
5. Золотарева, И.В.,Михайлова, Т.И. Поурочные разработки по русской литературе первой половины XIXвека. 10 класс 1-е полугодие. – М.: ВАКО, 2003. – 367 с.
6. Золотусский, И.П.Гоголь. Лермонтов. Жуковский. – М.: Правда, 1986. – 48 с.
7. Иванов, С.В.М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1964. – 398 с.
8. Кормилов, С.И.Поэзия М.Ю.Лермонтова. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 128 с.
9. Кузнецова, А.В.Концепт счастье в семантическом пространстве лирической поэзии М.Ю.Лермонтова// Русская словесность. – 2003. — №7. – С. 28-32.
10.  Леонов, С.А. К изучению поэзииМ.Ю.Лермонтова в IX и X классах // Литература в школе. – 1999. — №7. – С.5-14.
11.  Лермонтов М.Ю. в воспоминанияхсовременников. – М.: Художественная литература, 1989. – 672 с.
12.  Лермонтов, М.Ю. Сочинения: в 2 т. –М.: Правда, 1988. – 1 т. – 719 с.
13.  Лотман, Ю.М. «Расстались мы; но твойпортрет …» / Лотман, Ю.М. О поэзии и поэтах. – СПб.: Искусство-СПБ, 1996. – С.163-173.
14.  Максимов, Д.Е. Поэзия Лермонтова. –М. – Л.: Наука, 1964. – 266 с.
15.  Соловьев, В.С. Философия искусства илитературная критика. – М.: Наука, 1991. – С. 386.
16.  Справочные материалы. М.Ю.Лермонтов.Лирика. – М.: Дрофа, 1998. – 190 с.
17.  Удодов, Б.Т. Художественнаяиндивидуальность и творческие процессы. – Воронеж, 1973. — 198 с.
18.  Федоров, А.В. Лермонтов и литератураего времени. -  Л.: Художественная литература, 1967. – 326 с.
19.  Шанский, Н.М. Непосланное послание //Литература в школе. — №8. – С. 16-17.
20.  Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове.М.: Наука, 1961. – 231 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История освоения Урала русскими людьми
Реферат Невисокосный год, начинающийся в четверг
Реферат Разработка конического редуктора
Реферат Кримінальна відповідальність в Україні
Реферат 3везды бывают новорожденными, молодыми, среднего возраста и старыми. Новые звезды постоянно образуются, а старые постоянно умирают
Реферат Carson Mccullers Essay Research Paper Having lived
Реферат Расчет редуктора привода конвейера
Реферат Внешняя политика в первой половине девятнадцатого века
Реферат Austria Essay Research Paper For centuries the
Реферат Организация продажи товаров в Каменском сельпо и ее стимулирование
Реферат Трансформация роли государства в процессе формирования рыночного механизма
Реферат Развитие срочного рынка в России на современном этапе
Реферат Song Of The Unsung Antihero Essay Research
Реферат Озоновые "дыры": новый взгляд
Реферат Театральные реформы в России конца 1980-х – начала 1990-х годов