Реферат по предмету "Психология"


Понятие и функции эмоций

Министерство сельскогохозяйства Российской Федерации
Тюменская ГосударственнаяСельскохозяйственная Академия
Кафедра психологии
 
Контрольная работа
на тему:
“Понятие и функции эмоций»

Тюмень 2009

Содержание
 
1.    Понятие эмоции. Определение. Виды эмоций. Влияние на жизнь человека
2.    Функция оценки
3.    Функция побуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационныйкомпонент
4.    Дезорганизационная функция
5.    Следообразующая функция
6.    Предвосхищающая и эвристическая функции
7.    Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами
8.    Экспрессивная функция. Влияние эмоциональной сферы на коммуникациючеловека
Заключение
Список используемойлитературы
 

1. Понятиеэмоции. Определение. Виды эмоций. Влияние на жизнь человека
Длядостижения цели, поставленной в теме контрольной работы – выявленияфункциональной значимости эмоциональной сферы для человека, необходимоознакомиться с самим понятием эмоции. Итак, эмоция — состояния, связанные соценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражаемые,прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения илинеудовлетворения его актуальных потребностей. Психическое отражение в форменепосредственного пристрастного переживания смысла жизненного явлений иситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностямсубъекта. Непременные компоненты жизнедеятельности, могучее средствоактивизации сенсорно-перцептивной деятельности личности. В теории деятельностиопределяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву,являются одним из главных регуляторов деятельности. Если с позиции мотивадеятельность успешна, возникают положительные эмоции; если неуспешна — отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи с такими событиями илирезультатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует,значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции — очень важный показатель и потому — ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какомуповоду они возникают, и какого они свойства. В ходе эволюции эмоции возникликак средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимостьсостояний организма и внешних воздействий. Простейшая, базовая форма эмоции — так называемый тон эмоциональный ощущений — генетически обусловленныенепосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важныевпечатления (например, вкусовые, температурные, болевые) и побуждающие к ихсохранению или устранению. В условиях экстремальных, когда субъект несправляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты. Другой формой эмоцийявляются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания,связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличиеот аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальнымситуациям, которая образовалась прижизненно. Они могут возникать и без действияактуальной ситуации их образования; в этом аспекте они выступают ориентирамидеятельности. Эмоции по происхождению представляют собой форму видового опыта:ориентируясь на них, индивид совершает требуемые действия (например, поизбеганию опасности, продолжению рода), целесообразность коих от него скрыта.Эмоции важны и для приобретения индивидуального опыта — в этом случае онивызываются ситуациями и сигналами, предшествующими прямым вызывающим эмоциивоздействиям, что позволяет заблаговременно к ним приготовиться. Уровеньэнергетической мобилизации (активации) организма, нужный для реализуемыхэмоциями функций, обеспечивается системой нервной вегетативной в еевзаимодействии со структурами мозга головного, представляющим центральныйнервный субстрат эмоции. При эмоциях происходят изменения в деятельностиорганов дыхания, пищеварения, системы сердечно-сосудистой, желез внутреннейсекреции, скелетной и гладкой мускулатуры и пр. Эмоции человека относятся кпроцессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выраженияпотребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая инаправляя ее. Их важная особенность в том, что в общественно-историческойпрактике был выработан особый эмоциональный язык, который может передаватьсякак некое общепринятое описание. На этой основе существует, в частности,эмоциональный отклик на произведения искусства, имеющие достаточно жесткуюпривязку к определенной исторической эпохе. Высший продукт развития эмоцийчеловека — устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям.Сильное, абсолютно доминирующее чувство называется страстью. События,сигнализирующие о возможных изменениях в жизни человека, наряду соспецифическими эмоциями могут вызывать изменения общего эмоционального фона — настроения. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием;эмоции выражают оценочное отношение:
1) котдельным условиям, способствующим или препятствующим осуществлению деятельности- например, страх, гнев;
2) кконкретным достижениям в ней — радость, огорчение;
3) ксложившимся или возможным ситуациям и пр. Характер и динамика эмоцийситуативных определяются как объективными событиями, так и чувствами, из коихони развиваются; так, из любви может развиться гордость любимым человеком,огорчение из-за его неудач, ревность и пр. Отношение к отражаемым явлениям какглавное свойство эмоций представлено:
1) в ихкачественных характеристиках; к ним относится: а) знак — положительный, отрицательный;b) модальность — удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль ипр.;
2) вдинамике протекания самих эмоций — длительность, интенсивность и пр.;
3) вдинамике внешнего выражения эмоций — эмоциональной экспрессии — в мимике, речи,пантомимике. Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт междуосознанными и неосознанными эмоциями чаще всего лежит в основе неврозов.Развитие эмоций в онтогенезе выражается:
1) вдифференциации качеств эмоций;
2) вусложнении объектов, вызывающих эмоциональный отклик;
3) вразвитии способности регулировать эмоции и их внешнее выражение. Эмоциональныйопыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результатесопереживаний (-> эмпатия), возникающих в общении с прочими людьми, привосприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации.Эмоции выступают в роли регуляторов общения, влияя на выбор партнеров общения иопределяя его способы и средства. Одно из средств общения — движениявыразительные, имеющие сигнальный и социальный характер. При многих общихчертах они существенно различаются в разные исторические эпохи ив различныхкультурах.
Задачуизучения функционального значения эмоций отчетливо поставил Э. Клапаред,показавший в результате ее реализации односторонность как классической, так и«периферической» интерпретации условий возникновения эмоционального процесса ипредложивший примиряющую их схему. Однако внимание, уделяемое вопросу офункциях эмоций в более ранних концепциях, свидетельствует о том, что Клапаредзафиксировал и виде методологического принципа тенденцию, проявляющуюся впсихологии эмоций фактически с момента ее зарождения.
Вопрос офункциях является ключевым и пронизывающим всю психологию эмоций. В контрольнойработе эти общие функции эмоций мы обозначим с небольшими дополнительнымикомментариями, сосредотачивая основное внимание на более специфическихпроявлениях эмоций.
 
2. Функцияоценки
Скрупулезныйанализ взглядов на природу эмоций, проведенный Н. Гротом в исторической частиего работы (1879—1880), равно как и положения современных концепций позволяютзаключить, что эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки.Оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека – хорошоэто для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. Взависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либоизбегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать. В основе такойоценки могут лежать ожидания и цели субъекта.
Человекусвойственно стремиться к определенности в интерпретации того, что происходит. Вситуации неопределенности возрастает тревожность, и человек может иногдавыбрать что угодно взамен продолжающейся неопределенности.
Следуетотметить, что способность эмоций производить оценку хорошо согласуется с иххарактеристиками: их возникновении в значимых ситуациях, предметности,зависимости от потребностей и др. Основной вывод, следующий из объединенногоанализа всех этих характеристик, заключается в том, что эмоции не являются опосредствованнымпродуктом мотивационной значимости отражаемых предметов (каким являются,например, развивающиеся по отношению к ним ориентировочно-исследовательскиепроцессы), ими эта значимость непосредственно оценивается и выражается, онисигнализируют о ней субъекту. Иначе говоря, эмоции являются тем языком, тойсистемой сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностнойзначимости происходящего.
3. Функцияпобуждения. Мотивационный компонент. Мобилизационный компонент
Продолжительныеи продолжающиеся споры вокруг вопроса о мотивирующей роли эмоций — овыполняемой ими функции побуждения. Полное отстранение эмоций отфункции побуждения в значительной мере обессмысливает и производимую имифункцию оценки. Разве из оценки происходящего может следовать, с биологическойточки зрения, что-либо более целесообразное, чем немедленное побуждениеприсвоить, овладеть полезным и избавиться от вредного? Эмоции либо стимулируютпродолжение деятельности по удовлетворению потребности (мотивируют ее)либо, наоборот, ее тормозят. Эмоции изменяют, контролируют и направляютповедение человека от одного момента к другому.
Одновременнососуществующие различные потребности возбуждают разные эмоции, и обычнонаиболее сильная эмоция определяет направление действий человека. При этомиз-за того, что эмоция зависит не только от величины потребности, но и отвероятности ее удовлетворения, поведение человека иногда переориентируется наменее важную, но легче достижимую цель – человек выбирает «синицу в руке»вместо «журавля в небе». Поэтому существует принципиальное различие междуотрицанием эмоциональной природы побуждающих переживаний и отказом признатькакое бы то ни было участие эмоций в развитии этих переживаний. Последнееозначает признание в природе психического значительного и едва ли чем-либообъяснимого несовершенства.
Оспособности эмоций побуждать действия говорят другие, более специфические ихфункции. Так, в критических условиях, при неспособности субъекта найтиадекватный выход из опасных, травмирующих, чаще всего неожиданно сложившихсяситуаций, развивается особый вид эмоциональных процессов — так называемыеаффекты (см. работу Я. М. Калашника). Одно из функциональных проявлений аффектазаключается в том, что он навязывает субъекту стереотипные действия, представляющиесобой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешенияситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п. (Леонтьев, Судаков, 1978).Известно, что и другие ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость,обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки,причем даже когда они для него нежелательны. Это позволяет утверждать, что кэмоциональному разрешению ситуаций приводят не только аффекты и что даннаяфункция свойственна более широкому классу эмоциональных явлений (Вилюнас,1976).
Эту функциюэмоций можно представить в качестве мобилизации, переключении всехсистем организма на «аварийный» режим, приведение его в состояние боевойготовности. Так, эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегствеот опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всехсил.
Ононавязывает человеку стереотипный выход из сложившейся ситуации, закрепившийсяэволюционно и доставшийся нам в наследство от животного мира. Аффект можетпроявляться и как паника, оцепенение. Реакции аффекта оправдывают себя лишь внекоторых стандартных ситуациях.
Действиячеловека в состоянии аффекта являются импульсивными, неосознанными, могуттолкнуть его на совершение действий, о которых придется жалеть впоследствии,человек как бы «теряет голову». Поэтому эмоциональные явления типа аффектазаставляют говорить о дезорганизующей роли эмоций.
Эмоциирегулируют как переход организма из состояния покоя в состояние активности, таки обратно – в благоприятных условиях настраивая организм на демобилизацию –восстановление и накопление сил.
Однако однии те же стереотипные действия не могут быть одинаково пригодными для всехситуаций, поэтому аффективные реакции, сложившиеся в эволюции для разрешениянаиболее часто встречающихся затруднений, оправдывают себя лишь в типичныхбиологических условиях. Именно этим объясняется часто наблюдаемаябессмысленность или даже вредность действий, управляемых аффектом. Так,бессмысленными являются усилия птицы, бьющейся в помещении об оконное стекло,но в естественных условиях именно свет означал бы для нее свободу. Подобноэтому, и оператор, покидающий во время аварии ничем ему не угрожающий пультуправления (Гуревич, 1965), мог, очевидно, избрать более правильный путьдействий, если охвативший его аффект, не вынудил бы его поступить посложившемуся на протяжении миллионов лет правилу: немедленно удаляться от того,что вызывает страх.

4.Дезорганизационная функция
Способностьэмоций нарушать целенаправленную деятельность легла в основу теорий,подчеркивающих дезорганизационную функцию эмоций (Э. Клапаред;Pieron, 1928 и др.). Однако данная характеристика эмоций может быть приняталишь с определенными оговорками. Как показывают приведенные примеры, эмоции,прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы ивнимание, что, естественно, может помешать нормальному протеканию проводимой втот же момент другой деятельности. Сама по себе эмоция дезорганизующей функциине несет, все зависит от условий, в которых она проявляется. Даже такая грубаябиологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельностьчеловека, при определенных условиях может оказаться полезной, например, когдаот серьезной опасности ему приходится спасаться, полагаясь исключительно нафизическую силу и выносливость. Это значит, что нарушение деятельности являетсяне прямым, а побочным проявлением эмоций, иначе говоря, что в положении одезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, вутверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержкиавтотранспорта. На этом же основании не может быть оправдано и зародившееся ещев дискуссиях стоиков и эпикурейцев альтернативное противопоставление полезностии вредности эмоций, воспроизводимое в современной психологии противопоставлением«мотивационных» и «дезорганизационных» теорий (см. Leeper, 1948: Arnold, 1970).
5.Следообразующая функция
 
Выше, приобсуждении отношений эмоций к процессам познания, мы познакомились с общимрегулирующим влиянием эмоций, заключающимся в сосредоточении этих процессов напредметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. В литературе особовыделяются две взаимодополняющие функции, выполняемые эмоциями по отношению копределенным психическим процессам, т. е. представляющие собой частные случаиобщего регулирующего их влияния. Речь идет о влиянии эмоций на накопление иактуализацию индивидуального опыта. Первая функция, обсуждаемая под разныминазваниями: закрепления — торможения (П. К. Анохин), следообразования (Л. Н.Леонтьев), подкрепления (П. В. Симонов), указывает на способность эмоцийоставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия иудавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Особенно ярко следообразующаяфункция проявляется в случаях экстремальных эмоциональных состояний (см. работыЯ. М. Калашника и Л. Р. Лурия).
6. Предвосхищающаяи эвристическая функция
 
Но сам посебе след не имел бы смысла, если не было бы возможности использовать его вбудущем. В актуализации закрепленного опыта эмоции тоже играют значительнуюроль, и это подчеркивает вторая из выделяемых функций. Поскольку актуализацияследов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоциисигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе, выделяют предвосхищающуюфункцию эмоций (Запорожец, Неверович, 1974). Поскольку предвосхищение событийсущественно сокращает поиск правильного выхода из ситуации, выделяют эвристическуюфункцию (Тихомиров, Виноградов, 1969). В отношении этих функций эмоций,впрочем, как и в отношении других, важно подчеркнуть, что, констатируяопределенное проявление эмоций, они остро ставят задачу выяснения того, какименно эмоции это делают, выяснения психологического механизма, лежащего воснове этих проявлений.

7.        Синтезирующая функция. Интеграция эмоцийс когнитивными процессами
 
Большойтеоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная вработах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении иорганизации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений(или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно илинепосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все болееи более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя ввосприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только всилу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзажи мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом,эмоциональные переживания выступают синтезирующей основой образа,обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичногоразнообразия фактически действующих раздражении.
Эмоциипроизводят моментальную интеграцию всех функций организма.
Важную рольиграют эмоции в процессах познания.
По С.Л.Рубинштейну, целостный акт отражения «…всегда в той или иной мере включаетединство двух противоположных компонентов – знания и отношения,интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает вкачестве преобладающего». Эмоции включаются в строение образа как носительсубъективного отношения к тому, что отражается.
Эмоцииучаствуют в процессах обучения и накопления опыта. Эмоционально окрашенныесобытия лучше запоминаются. Положительные эмоции делают произошедшее более привлекательнымв дальнейшем, способствуют закреплению навыков. Отрицательные эмоции заставляютв дальнейшем уклоняться от уже знакомых неблагоприятных воздействий.Эмоциональная окрашенность является одним из факторов, определяющихнепроизвольное внимание и запоминание. Сильно выраженные эмоции могут исказитьпроцессы восприятия. Эмоции также влияют на воображение и фантазию.
Яркимпримером эмоциональных синтезов, проявляющихся на уровне более сложныхкогнитивных образований, служат так называемые аффективные комплексы,экспериментальное исследование которых, начатое К.Г. Юнгом, в советскойпсихологии было развито А.Р. Лурия. Эти исследования показали, что совокупностьобразов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильноеэмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализацияодного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное«введение» в сознание других его элементов. Нельзя отказать в убедительности итем многим примерам, которые приводит Вундт.
Существуюттакже и определенные теоретические выводы, позволяющие говорить обоправданности поисков синтезирующей основы образа именно в сфереэмоционального. Современная психология рассматривает чувственную тканьотражения как образование, прежде всего когнитивной природы.
8         Экспрессивная функция. Влияниеэмоциональной сферы на коммуникацию человека
Наряду собщей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояниясопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковымиреакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этихреакций (см. Дарвин, 1953), в эволюции они развивались и закреплялись и каксредства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом имежвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительныедвижения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которогоиндивиды обмениваются информацией, как о своем состоянии, так и о том, чтопроисходит в среде (сигналы опасности, пищи и т. п.). Экспрессивнаяфункция эмоций не потеряла своего значения и после того, как в историческомразвитии человека сформировалась более совершенная форма обмена информацией —членораздельная речь. Сама, усовершенствовавшись благодаря тому, что грубыеврожденные формы выражения стали дополняться более тонкими конвенциональныминормами, усваиваемыми в онтогенезе, эмоциональная экспрессия осталась одним изглавных факторов, обеспечивающих так называемую невербальную коммуникацию.
Возможное,допустимое выражение эмоций (экспрессия) регулируется социально, поэтому языкжестов может значительно различаться у разных народов.
С раннеговозраста детей учат подавлять одни эмоции и подчеркивать другие. Так, у насмальчиков с детства учат не плакать, подавлять эмоции, связанные с переживаниемболи, страха. Японцев же вообще учат не проявлять открыто никакие эмоции,сохраняя во всех ситуациях вежливо-участливое выражение лица. В разныхкультурах может поощряться робкое, или, наоборот, агрессивное поведениеребенка. Поощряться или подавляться (вознаграждаться или наказываться) могуткак внешние выражения эмоций, так и их переживание.
Маленькийребенок выражает свои эмоции свободно, непосредственно, сообщая тем самымокружающим об изменениях в своем состоянии. В свою очередь его ближайшееокружение, на которое направлены эти эмоции, характером своих реакций сразу жесообщает ребенку, какое поведение допустимо, желательно, а какое нет,отвергается. И постепенно ребенок усваивает социальные нормы, стандартывнешнего проявления эмоций.
Благодарясоциальной регуляции выражения эмоций некоторые внешние их проявления могутобретать символическое значение, отчуждаясь от того чувства, выражениемкоторого они изначально являлись. Так, в США, например, в среднем классесчитается общепринятым требование «держать улыбку» (keep smiling). Улыбка вданном случае стала символом экономического и социального успеха, вопределенном смысле напоминая надевание ритуальной маски. Лишенные чувстважесты управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки напартнеров по общению.
Нередколюди как бы носят на лице «маски», изображающие определенные эмоции, подобнонашим далеким предкам, которые одевали ритуальные маски на различного родапраздники, обряды.

Заключение
Для болееполного ознакомления с функциональным назначением эмоций следовало бы наряду сосравнительно общими их проявлениями познакомиться еще со специфическимифункциональными характеристиками отдельных эмоциональных состояний. Однако этозначительно расширило бы наше обсуждение этой проблемы. Специфическиеособенности таких эмоциональных состояний, как смех, страх действия, печаль,горе, освещены в работах Л. Бергсона, П. Жане, 3. Фрейда, Э. Линдеманна.Кстати, работы 2-х последних авторов, а также работа Ж.-П. Сартра, вскрываютеще одну общую характеристику эмоций, определенный аспект которой был обозначенА.Н. Леонтьевым как способность эмоций «ставить задачу на смысл». Эмоции,особенно когда они сигнализируют о чем-то исключительном, не могут оставитьличность равнодушной, вызывая порой сложную и развернутую «работу сознания» поее объяснению, одобрению, примирению с нею или осуждению и даже вытеснению.Однако ставить данное проявление эмоций рядом с другими не позволяет тообстоятельство, что они в нем выступают не как непосредственно действующаясила, а как повод, в связи с которым приходит в движение вся сложная системасил личности и сознания.

Списокиспользованной литературы
 
1.    Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.
2.    Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции //Психология эмоций.
3.    Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976. ВундтВ.Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. — М., 1984.
4.    Вшюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // М.
5.    Гибш, Форверг. Ведение в марксистско-ленинскую социальнуюпсихологию. М.: Прогресс, 1971.
6.    Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – М. 1998.
7.    Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.
8.    Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.
9.    Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоцийТексты. — М., 1984.
10.  Немов Р.С. Психология. Кн.1., М., «Просвещение», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.