Реферат по предмету "Психология"


Характер личности

РЕФЕРАТ
на тему:Характер личности

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ
1.1 Период раннего возраста
1.2 Школьный период
1.3 Развитие характера личностив подростковом возрасте
1.4 Современная музыка ихарактер личности
1.5 Влияние семьи настановление характера личности
1.6 Характер личности и труд
2. СЛОЖИВШИЙСЯ ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ
2.1 Основные характерные чертыличности
2.2 Характер личности и природа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Знаменитый философ Диоген2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!»Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми:стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами,патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, чтоскрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональныхразличий. Он искал человеческую личность.
Слово «личность»употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития.Личность подразумевает способность человека «быть господином самому себе»благодаря добровольно выбранным твердым принципам. Под характером понимаетсяустойчивое сочетание индивидуальных психических качеств, или психическихсвойств личности. Характер определяет, как будет вести себя человек вопределенных жизненных обстоятельствах. Об уровне развития личности человека, осиле его характера можно судить как раз по тому, насколько он умеет соразмерятьсвои желания и стремления с более важными в глазах общества мотиваминеобходимости, долга, способен ли он поступиться своими интересами ради благадругих.
Отличительная особенностьчеловеческого разума – стремление объяснить мир. Свести сложное и непонятное кпростому и ясному. Но объективный мир – мир природы и общества – далеко неисчерпывает того, что подлежит объяснению. Субъективные явления – это внутренниймир отдельного человека, не доступный взору другого. Всякий культурный человек,как бы далек от психологии он ни был, не может сейчас обойтись без знаний отом, как формируется личность, характер личности. Взаимное общение – этобесконечное взаимное узнавание, взаимное предсказание и взаимные ошибки. Иособенно много таких ошибок бывает у людей мало наблюдательных, нечутких инеграмотных в психологическом отношении.
На становление характераличности оказывают влияние огромное количество внешних факторов и внутреннихпроцессов, которые будут рассматриваться ниже, но начало начал – это семья идетство. По Л. Н. Толстому: «Разве не тогда я приобретал все то, чем живутеперь, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я неприобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а отноворожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

1. ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТИ
Многие, так называемые«глубинные» черты характера закладываются в раннем детстве: более поздний опытможет видоизменить их, но как только человек попадает в стрессовую, напряженнуюситуацию серьезного испытания, проявляются черты, сформировавшиеся в первыегоды жизни. Только очень целеустремленные люди, сделавшие самосовершенствованиеодной из главных задач своей жизни, оказываются в силах видоизменить«глубинные» черты характера, но всякий раз в трудной ситуации им приходитсярасходовать больше волевой энергии. 1.1 Период раннего возраста
Новорожденный и даже ещене родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных,зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшуюогромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, какписал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психическиефункции человека. Оказывается, что саамы опасный и уязвимый возраст от 6 до 12месяцев. В это время ребенка ни в коем случае нельзя лишать его общения сматерью. Мать для младенца – это окно в окружающий неведомый мир.
Общение членов семьи длямалыша имеет важное значение для развития речи ребенка, которая в свою очередь играетуникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционнорассматривалась в психологии, философии и педагогике как узел, в которомсходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память,эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познаниядействительности, речь служит основным каналом приобщения человека к ценностямдуховной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.
В этом возрасте пока ещенет основных, фундаментальных компонентов личности.
К трем годам силы иумения ребенка резко возрастают, маленький гордец чувствует это и требуетавтономии. Именно в так называемый «кризис трехлетнего возраста» формируетсясамостоятельность ребенка, которая в дальнейшем перерастет в независимость. Неизбежныеспутники самостоятельности – это тревоги и неуверенность, приобретения женезависимости несравненно большие – это умение не прятаться за чужую спину,смело шагать в неизведанное, брать ответственность на себя.
Именно в этот период приусловии сотрудничества, требующих от ребенка аргументации своих действий, ипоявляется у него новая потребность – быть объективным, а значит видеть мир,людей, себя самого со стороны, уметь видеть глазами других. На этом этаперебенку свойственно не только «потребление» добра, но и его «производство»,ощущение ответственности за доброе в мире. Но поведение ребенка еще как быразрывается: на словах он уже объективен, независим, морален, альтруистичен; наделе – часто пристрастен, подражателен, эгоистичен. У ребенка пока отсутствуютмотивы, которые бы склоняли его к подчинению норме.
Подлинно нравственное,бескорыстное поведение возникает тогда, когда взрослый практикует по отношениюк ребенку бескорыстный стиль общения. Ощущая на себе бескорыстную добротудругого, ребенок и сам начинает относиться к себе как к доброму, нравственномучеловеку. У него возникает нравственная самооценка. А это и есть мотив подлиннонравственного поведения. Наоборот, прагматический стиль общения, воспитаниеметодом наград и наказаний, способно сформировать лишь прагматическое нравственноеповедение; соблюдение норм лишь в условиях внешнего контроля. Когда же этотконтроль ослабевает, ребенок отклоняется от нравственных норм. Дело не в том,что в воспитании вообще не должно быть наград и наказаний, а лишь в том, чтобыне ограничиваться этим методом, не считать его единственным. Более того,ожидать, что наказание само по себе приведет к чему-нибудь, кроме отрицательныхрезультатов, — это трагическая ошибка. Наказание без твердого фундаментабезусловной любви и дисциплины, основанной на любви, не может не привести кплохим отношениям между детьми и взрослыми. Это одна из причин, по которой усовременных детей возникают непредсказуемые осложнения во всех сферах– оттрудностей в школе до личностных проблем. 1.2 Школьный период
Современная школа –продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не быличисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили,привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями,воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение былотесно связано с воспитанием качеств воина и рабовладельца. В Древнем Риме,наоборот, дети знатных людей обучались гувернерами на дому, а дети бедняковходили в общественные школы, где преподавались элементы математики и грамоты. Всредние века обучение ребенка по-прежнему зависело от того, в какой семье онродился. Лишь в XVI в., в эпоху Возрождения,в городах Европы появляются школы с 8-10 летним обучением. И это не случайно:ведь эпоха Возрождения – время бурного расцвета почти всех видов искусства,время нового этапа в развитии науки и техники. Количество знаний, добытых людьмиу природы, умножилось во много раз. Их уже невозможно было бессистемно преподноситьдетям. Наконец, в XVII в. знаменитый чешский педагог Ян АмосКоменский написал свою «Великую дидактику», которая, по существу, и легла воснову современного школьного обучения. Он разработал школьную программу,придумал уроки, перемены, четверти. Предложил новую систему общения –«класс-учитель». Теперь учитель учит одному и тому же целый класс – группуучеников, подобранных по возрасту и способностям. Но на личное общение с каждымего просто не хватает. Вот почему общение учителя с учеником из воздействия наум и личность ребенка превращается преимущественно в воздействие на ум. А это изначит, что обучение отделяется от воспитания, и становится главной задачейшколы. Но объем информации растет как лавина. Когда-то человеку хватало и трехлет учебы, теперь недостаточно и десяти. Вывод один: резервы современной школыподходят к концу. Ни классно-урочная система, ни дополнительный срок обученияуже не спасут. Выход видится один: индивидуальное творческое общение учителя иученика на равных, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Только такможно сделать, чтобы и через сто, и через тысячу лет ученик, усваивая доступныйминимум знаний, все же оказывался способным двигать науку, оставаясь при этомсамореализованной личностью.
Итак, в результате многотысячелетнегоисторического развития, длительного экономического, социального и культурногопрогресса дети сегодняшнего дня в развитых странах имеют такой период в своейжизни, когда общественные требования к ребенку минимальны, а возможности длятворческого саморазвития – максимальны. Настораживает одно: не слишком либыстро умнеет «ум» по сравнению с «сердцем»? Нельзя забывать, что решениепроблем самого существования человека на Земле лежит не вне человека, а внутринего.
В этом же периодеразвития характера личности кроется решение проблемы перехода от анимизма кнаучному мышлению. Разгадка в том, что «зерна» анимистического иестественнонаучного подхода к миру возникают одновременно и существуютпараллельно на протяжении всей жизни человека. В возрасте 9-10 лет дети уже непроявляют веры в возможность волшебства, и она окончательно покидает сферуобыденной реальности. Покидает, но не исчезает совсем. Она отступает в другиесферы психической жизни – сферу искусства, в сферу творчества, с том числе инаучного. Создавая необычное, невероятное, ломая логику здравого смысла,разрывая барьеры и препятствия, возведенные обыденной реальностью, практикаанимизма и волшебства окрыляет человеческую мысль, является неисчерпаемымисточником новых творческих синтезов и оригинальных идей.
Учение – ведущаядеятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Так,например ребенок 1 – 2 класса еще не осознает самого содержания учебы иориентируется главным образом на отметку. В 3 – 7 классах учение становитсяпрежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутациюхорошего ученика. Для старшеклассника на первое место выходит приобретениезнаний как средства подготовки к будущей деятельности. Главное препятствиевзаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель,озабоченный прежде всего учебной успеваемостью не видит за отметкамииндивидуальности учащегося. Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления,учитель должен значь специфические опасности и вредности своей профессии. Привычкаупрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитиюнегибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир вупрощенном, черно–белом варианте, а привычка постоянно держать себя в рукахзатрудняет эмоциональное самовыражение. Положение учителя – это постоянныйискус, испытание властью. В бюрократически организованной системе образования учительявляется прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная задача– не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятыхмнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден подавлять самостоятельностьучеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. К.Д.Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека.Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на негокак не нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и толькозаботится о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности,был хорошего качества». «Для ребят идея не отделена от личности. То, чтоговорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, чтоговорит презираемый ими, чуждый им человек», — писала Н.К. Крупская. Но любимымучителем может быть только учитель любящий. Искусству душевного контакта нельзянаучиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшаяпредпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовностьпонять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя какдругого. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут бытьабсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковостьжизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий этинезримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманываетожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего другаи наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степениискренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречуученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигаетграницы и обогащает содержание собственного «Я». В этом взаимодействииличностей индивидуальность учителя не менее существенна, чем индивидуальностьученика. Как писал в свое время К.Д. Ушинский, «в воспитании все должноосновываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливаетсятолько из живого источника человеческой личности». Этот принцип остаетсянезыблемой основой прогрессивной педагогики, будь то А.С. Макаренко, Я. Корчак,С.Т. Шацкий или В.А. Сухомлинский.

1.3 Развитие характера личности в подростковом возрасте
Подростковый и юношескийвозраст всегда трактуется как переходный, критический. В биологии и психофизиологиикритическими, или сензитивными, периодами называют такие фазы развития, когдаорганизм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к воздействиювнешних и внутренних факторов, воздействие которых именно в данной точкеразвития имеет особенно важные, необратимые последствия.
Развитие самосознания –центральный психический процесс переходного возраста. Перестройка самосознаниясвязана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением унего новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми онсебя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности –открытие своего внутреннего мира.
Вместе с осознанием своейуникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества. В переходном возрасте меняются представления о содержании такихпонятий, как «одиночество» и «уединение». Дети обычно трактуют их как некоефизическое состояние («нет никого вокруг»), подростки же наполняют эти словапсихологическим смыслом, приписывая им не только отрицательную, но иположительную ценность. Чем самостоятельнее и целенаправленнее юноша, темсильнее у него потребность и способность быть одному. Только в тишинесобственной души человек осознает глубокий смысл своего личного бытия.
Старшие школьникиобнаруживают самый высокий по сравнению с другими возрастами уровеньтревожности во всех сферах общения, но особенно резко возрастает у нихтревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-томере зависят. Так, например, не давая себе труда вникнуть в то, какие глубинныепсихологические потребности личности удовлетворяет то или другое хобби, старшиебездумно и яростно возлагают ответственность за все действительные и мнимыеопасности и издержки подростковых увлечений на их предмет, будь то рок-музыка илимотоцикл. Но главное – не предмет увлечения, а его психологические функции, значениедля субъекта. Эмоции, как и мыслительные процессы, нельзя понять без учетасамосознания личности. 1.4 Современная музыка и характерличности
Сейчас лидирующая рольмузыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своейэкспрессивности, связи с движением и темпом музыка лучше, чем какое-либо другоеискусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутныепереживания, которые невозможно предать словами, разве что в поэзии: ведь онатоже своего рода музыка. В отличие от чтения, требующего уединения исосредоточенности, восприятие музыки может быть как индивидуальным, так игрупповым. Создавая общее настроение, музыка является важным средствоммежличностной коммуникации. В сочетании с танцем или пением она составляет нетолько фон, но и важный компонент общения.
Существует два мнения осовременной молодежной музыке. Одни представители старшего поколениякатегорически отрицают современную рок и поп-музыку, считают ееантихудожественной, безнравственной, и вредной для здоровья, социально опаснойи прямо-таки демонической. Другие относятся к ней либерально-снисходительно,объясняя музыкальные увлечение молодежи исключительно возрастнымиособенностями: дескать, музыка эта, конечно же, несерьезна, но запрещать еебессмысленно, перебесятся – сами поймут. Однако и осуждение, и снисходительноепохлопывание по плечу очень редко сочетается с действительным знанием ипониманием предмета, Между тем он достаточно сложен. Даже сами термины «бит»,«поп», «рок» далеко не однозначны. Так, например, для бит-музыки особеннохарактерны ритмические особенности; понятия «поп-музыка» в широком смыслеобозначает вообще популярную, развлекательную эстрадную музыку, независимо от еестиля, ритма, громкости и т.д. Рок по своим истокам – это нонконформистскоетечение, декларирующее свое противостояние развлекательной, коммерческоймузыке, и вообще «сытому» образу жизни. Сущность рока не в ритмах, громкости ибешенном темпе – их может и не быть, а во внутреннем взрыве, напряженномпереживании дисгармонии мира, отрицании всех и всяческих канонов. Как пишетфилософ С.А. Эфиров, «некоторые варианты рока, по-видимому, действительновызывают эффект, близкий к наркотическому, пробуждают низменные и агрессивныеинстинкты. Но лучшие образцы поражают совершенно особым драматизмом, глубинойсимволики, исключительной по своеобразию пародийностью и вряд ли с чем-нибудьсравнимой эмоциональной окраской». Воспитатель не обязан разделять всемузыкальные увлечения молодежи, но он должен знать, каковы они, и учитывать этов своей работе. Наряду с потенциалом обновления, молодежная субкультура имеет исвои опасности. Обособление юношеского мира от взрослых поражает культурный и социальныйпровинциализм, психологию гетто, обитатели которого живут своими сугубочастными, локальными интересами. При отсутствии высоких социально-нравственныхсимволов групповая солидарность может цементироваться только образом общеговрага, каковым являются все дальние и ближние; не может не вызывать тревогунеспособность подростковой субкультуры преодолеть свою замкнутость иограниченность, выйти на уровень вопросов общечеловеческого и общегражданскогозначения. Само по себе ее интенсивное дробление на группы и подгруппы в эпохуглобальных проблем и перед лицом универсальной задачи формирования планетарногомышления – симптом опасный.
Чтобы понятьзакономерности юношеского восприятия или неприятия тех или иных культурныхценностей или произведений искусства, этот процесс необходимо рассмотреть нетолько с точки зрения воспитателей, но изнутри, в контексте самой юношеской и,шире, молодежной субкультуры. Юношеская субкультура не является чем-тонезависимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культурывзрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включаяв себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений. Кроме того, каки все юношеские свойства, она текуча и изменчива. Тем не менее она социально ипсихологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфическийнабор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида;чувство групповой общности и солидарности; характерная манера поведения, ритуалыобщения. Желание выделиться, привлечь к себе внимание свойственно людям любоговозраста. Взрослый, сложившийся человек делает это незаметно, используя своеобщественное положение, трудовые достижения, образованность, культурный багаж,опыт общения и многое другое. У юноши, который только начинает жить, социальныйбагаж, как и умение его использовать, гораздо беднее. Вместе с тем встречаясь сновыми людьми, он гораздо чаще взрослого оказывается именно с ситуации«смотрин». Отсюда – особая ценность броских внешних аксессуаров, рассчитанныхна привлечение внимания. 1.5 Влияние семьи на становлениехарактера личности
Одна из главныхособенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц иперестройка взаимоотношений со взрослыми. Кроме сознательного,целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенкавоздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействиянакапливает с возрастом, преломляясь в структуре личности. Наилучшиевзаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когдародители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль внаибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативыи социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случаепоследовательно и вместе с тем гибко и рационально:
ü   родитель всегда объясняет мотивысвоих требований и поощряет их обсуждение подростком;
ü   власть используется лишь в мерунеобходимости;
ü   в ребенке ценится как послушание, таки независимость;
ü   родитель устанавливает правила итвердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
ü   он прислушивается к мнениям ребенка,но не исходит только из его желаний.
Понять другого человекаможно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономнуюреальность. 1.6 Характер личности и труд
Формированиеположительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков ивыбор профессии – неотъемлемые компоненты становления личности. Но интересного,творческого труда на всех не хватает, и не все к нему способны. Отсюда –падение трудовой морали и перемещение идеалов значительной части молодежи всферу досуга. Радикальный выход их этого противоречия дает только полнаяинформатизация общества, делающая совокупное общественное знание потенциальнодоступным каждому человеку. Соотношение ценностей труда и досуга – не толькоглобальная, но и вполне конкретная, личная проблема. Ее острота и способырешения зависят прежде всего от того, удалось ли личности найти себе дело подуше и соответственно выстроить собственную иерархию ценностей. Иными словами,речь идет о соотношении работы и призвания. Сегодня призванием обычно называютединство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, вкоторой личность видит главную форму самореализации. Но склонности и интересыформируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивыеи активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоитперед выбором сферы деятельности. Но только практически, в ходе самойдеятельности выяснится, подходит ли она ему или нет. К тому же профессиональноесамоопределение есть одновременно и самоограничение, предполагающее отказ отмногих других видов деятельности. Поэтому сделать ответвленный исамоограничивающий выбор отнюдь не просто. Существенные факторыпрофессионального самоопределения – возраст, в котором осуществляется выборпрофессии, уровень информированности молодого человека и уровень егопритязаний. Хотя раннее и твердое самоопределение обычно считается факторомположительным, оно тоже имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередкообусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержаниеи внешний престиж профессиональной деятельности, не замечая других ее аспектов.К тому же мир профессий, как и все остальное, в этом возрасте часто кажетсячерно-белым. Категоричность выбора и нежелание рассмотреть другие варианты ивозможности часто служат своего рода психологическим защитным механизмом,средством уйти от мучительных сомнений и колебаний. В будущем это можетпривести к разочарованию.
2. СЛОЖИВШИЙСЯ ХАРАКТЕР ЛИЧНОСТИ 2.1 Основные характерные черты личности
Человеческая личность,характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные,динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а толькосущественные и устойчивые. Порой, даже очень смелые люди могут испытать чувствостраха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, то есть его важные иустойчивые черты, мы можем предвидеть, предсказать, как он поведет себя в тойили иной ситуации, что сделает, что и как скажет.
Все черты характера иликачества личности тесно связаны между собой, влияют друг на друга и отражаютотношения человека к разным сторонам действительности, к разным сторонам жизни.Черт характера очень много. Отметим качества, которые наиболее полно выражаютважные психологические черты личности:
ü   отношение человека к обществу;
ü   отношение человека к самому себе;
ü   отношение человека к труду;
—   волевые качества;
—   намеченные цели;
—   выбираемые пути исредства для достижения целей;
·          темпераментчеловека;
·          сила нервной системы;
·          уравновешенностьпроцессов возбуждения и торможения;
·          сензитивность;
·          реактивность;
*          дружба;
*          любовь;
*          жизненнаяперспектива.

2.2 Характер личности и природа
Ко всем перечисленнымчертам характера личности нельзя не добавить такую черту как отношение кокружающей природе. Этот вопрос встает особенно остро, так как взаимодействиечеловеческого общества и природы стало одной из важнейших проблем современностиПоложение, которое складывается сегодня в отношениях человека с природой, частостановиться критическим: исчерпываются запасы пресной воды и полезныхископаемых (нефти, газа, цветных металлов и др.), ухудшается состояние почв,водного и воздушного бассейнов, происходит опустынивание огромных территорий.Известно, что предельные возможности Земли, рассчитанные количественно, ужеисчерпаны и человечество уверенно идет к катастрофе. Анализируя особенностиэкологического мышления личности, исследователи указывают, что на сегодняшнийдень в нем должен преобладать отказ от представлений, согласно которым природа– это кладовая богатства и объект нашего знания. Современная наука констатируетвзаимосвязь всего сущего и, прежде всего, человека с его экосистемой. Природа –предельно расширенное «Я», а «Я» есть природа. Как мечтал большой любительприроды Михаил Пришвин, «если бы только мог современный человек подойти ктекущей воде с тем священным трепетом, с каким далекие от нас люди пустыньподходили в палящий зноем день к оазису и припадали страстными губами своими кхолодной воде. Сколько наслаждения! Сколько благодарности!»
Общение с природой должноне только восстанавливать силы, но и расширять знания, способствовать развитиюсамой человеческой личности. Так, об огромном воздействии природных ландшафтовна духовный мир человека писал Л.Н. Толстой: «Неужели может среди этойобаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения илистрасти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы,кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой – этим прекрасным выражениемкрасоты и добра».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Характер» — слово древнегреческогопроисхождения и в переводе на русский язык означает «чеканка», «печать». И действительно,характер, с одной стороны, представляет собой отпечаток воспитания идеятельности, которые формируют человеческую личность. Жизнь чеканит, отливает характерчеловека. А с определенного момента человек сам начинает чеканить, ковать свойхарактер. В этом, собственно говоря, и заключается сущность самовоспитания. Нослова «чеканка», «печать» по отношению к характеру имеют, с другой стороны, ещеодно очень существенное значение. Характер накладывает печать на все поступки,мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той илииной личности.
Его сила или слабостьпроявляется в отношении человека к трудностям. Человек, у которого сильноразвиты такие качества характера, как воля, целеустремленность, решительность,выдержка, самообладание, упорство, способен сохранить неизменной линию поведения,независимо от обстоятельств. Нельзя смешивать слабохарактерность с высокимиморально-нравственными чертами человека, проявляющимися в общении с другимилюдьми. Мягкость к окружающим и стойкость, твердость по отношению к трудностям– именно такая комбинация является желательной целью воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Субботский Е.В. Ребенок отрываетмир. – М.: Просвещение, 1991.
2. Кон И.С. Психология ранней юности.– М.: Просвещение, 1989.
3. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейноевоспитание. – М.: Издатель-ство политической литературы, 1990.
4. Коломинский Я.Л. Человек:психология. – М.: Просвещение, 1986.
5. Крылов Г.В., Юдин Б.С. Умейотдыхать и беречь природу. – Новосибирск: Западно-сибирское книжноеиздательство,1975.
6. Кэмпбелл Р. Как на самом делелюбить детей. – М.: Знание, 1992.
7. Змановский Ю.Ф. и др. Наши дети. –М.: Юридическая литература, 1989.
8. Кравченко А.И. Обществознание. –М.: Русское слово, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.