Реферат по предмету "Психология"


Память. Ее значение и виды

РефератТема: «Память. Ее значение и виды»
СодержаниеВведение
1. Память и ее значение
2.Виды памяти
3. Основные процессы и механизмы памяти
4. Индивидуальные особенности памяти
5. Типологические особенности памяти 6. Значение памяти для человеческойжизнедеятельности
7.Совершенствование памяти
8.Основныепринципы запоминания новой информации
Заключение
Списоклитературы

Введение
Изучениепамяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно,догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этомпамять всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памятивсегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами храненияинформации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способомзаписи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает вголову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске.
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

1. Память и ее значение
 
Память – форма психическогоотражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующемвоспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использованиев деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлоесубъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательнойфункцией, лежащей в основе развития и обучения.
Память – основапсихической деятельности. Без нее невозможно понять основы формированияповедения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего пониманиячеловека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Образыпредметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринималиранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями. Представленияпамяти делятся на единичные и общие.
Представленияпамятиявляются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений,когда-то воздействовавших на наши органы чувств. Представление воображения– это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или втаком виде никогда нами не воспринимались. Подобные представления являютсяпродуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются напрошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которогомы создаем с помощью воображения новые представления и образы.
Представления могут быть зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и осязательные. Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями, но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит в своей деятельности. Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. Но память выступает и в качестве самостоятельного психического процесса, не связанного с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.
 
2. Видыпамяти
Традиционнопсихологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяютшесть видов памяти:
·  двигательную, это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д.
·  образную, сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
·  словесно-логическую (свойственную человеку форму памяти), связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д., этот вид памяти непосредственно связан с обучением.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.
·          эмоциональную, ответственную за запоминание ивоспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами.Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности иинтересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтомуэмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждогочеловека.
·          непроизвольная, характеризуется тем, что человекзапоминает и воспроизводит образы не ставя какой либо цели запомнить это ивоспроизвести.
·          произвольная(преднамеренная),осмысленная, продуманная с определенной целью и задачей усвоить и воспроизвестиматериал, используя те или иные приемы.
Существуюти другие классификации видов памяти:
·          непосредственная. Она хранится 0,25 сек. Позволяетосуществлять взаимосвязь между последующими интервалами времени.
·          оперативная. Это тот раздел памяти, которыйработает в настоящий момент. Характеризуется тем, что время обработкиинформации может доходить до 20 сек. Объем этой памяти значительно меньшенепосредственной.
·          долговременная. В ней хранятся образы явлений ипредметов внешнего мира, которые нужны человеку в течение длительного времени,которыми он пользуется периодически. Долговременная память подразделяется на:  а)генетическую — это все то, что накопили наши предшественники.  б) наследственную — память ближайших родственников.
Также долговременная память бывает двух типов:
1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
 
3. Основные процессы и механизмы памяти
 
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.
Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.
Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт.
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное— это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием. Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.
Формы воспроизведения:
— узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;
— воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;
— припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информации;
— реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым;
— эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.
Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.
Забывание проявляется в двух основных формах:
а) невозможность припомнить или узнать;
б) неверное припоминание или узнавание.
Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Принято выделять три таких уровня:
1) воспроизводящая память;
2) опознающая память;
3) облегчающая память.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.
При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести.
Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо.
Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Забывание может быть обусловлено различными факторами. Первый и самый очевидный из них — время. Менее часа требуется, чтобы забыть половину механически заученного материала.
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации
2) повторение информации
 
4. Индивидуальные особенности памяти
 
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не вес, а люди с плохой памятью не все забывают. Это объясняется тем, что память носит избирательный характер. То, что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых, индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти. Можно характеризовать память человека в зависимости от того, насколько развиты у него отдельные процессы памяти. Мы говорим, что у человека хорошая память, если он отличается:
1) быстротой запоминания,
2) прочностью сохранения,
3) точностью воспроизведения
4) так называемой готовностью памяти.
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой — в другом.
Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
1. Наилучшим является сочетание быстрого запоминания с медленным забыванием.
2. Медленное запоминание сочетается с медленным забыванием.
3. Быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием.
4. Наиболее низкой продуктивностью отличается память, характеризующаяся медленным запоминанием и быстрым забыванием.

5. Типологические особенности памяти
 
С особенностями личности, с особенностями деятельности человека связано преимущественное формирование одного из видов памяти. Так, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов — слуховая, у художников — зрительная память, у философов — словесно-логическая.
Преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип — преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник — цвет предметов, математик — типы задач, спортсмен — движения.
Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,— зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди, для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти.
Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движения, и образы, и чувства, и мысли, — то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В то же время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т. е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень
активности указанных механизмов у разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т. е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
 6. Значение памятидля человеческой жизнедеятельности
Впечатления,которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся.Эти процессы называются памятью. Память лежит в основе способностей человека,является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животногоцарства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейшийпрогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.  Памятьможно определить как способность к получению, хранению и воспроизведениюжизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмыповедения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству илиприобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновлениятакого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы несмогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня отом, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, таккак то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратноутрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровнясвоего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями,какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.
7.Совершенствование памяти
Исследователиустановили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков,7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузокпрактически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточнозапомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объемпамяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объемпамяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки — 8-9, на буквы- 6-9, на геометрические фигуры — 3-8 и т.д.
Впринципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путемвоздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химическийподход,который включает использование фармакологических средств, известен снезапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин,пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил,пирамен. На благоприятные результаты от использования психофармакологическихсредств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея ввиду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более илименее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.
Второйподходк изучению и регулированию процессов памяти — физический. Заключается онв изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памятивообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическаястимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленноговоздействия на функции памяти — с помощью фокусированного ультразвуковогоэффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в«форме». Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этогочас или хотя бы 20-25 минут.

8. Основныепринципы запоминания новой информации
Информация,поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь междусобытиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи междудвумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связьмежду этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочномузапоминанию. Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны посмыслу, то они запоминаются надолго. Структурные связи также помогаютзапоминанию: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, егобудет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделитьна группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.
Методассоциации.Существует простейший способ создания собственных упражнений,помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобноописанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) посистеме словесно — числового запоминания.
За этимупражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастатьмнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальнуюпамять.
Запоминаниелиц.Чтобызапомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание наформу, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у другихлюдей и пр.
Запоминаниеимен.Первоеусловие для запоминания имени — оно должно быть произнесено громко и отчетливо.Его следует повторить раз — другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторыепользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому онопринадлежит, с эго характерными приметами и т.д.
Общиеусловия успешного запоминания.
1. Когдаматериал интересен для запоминающего.
2. Когдау запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которойотносится заучиваемый материал.
3. Когдау запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочностьзапоминания.
4. Когдаматериал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации.
5. Когдапри заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычныхразмеров), он внимательно прочитан один — два раза с разбивкой его на смысловыефрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.
6. Когдачисло таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется дляпервого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек можетбезошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов — после 17 повторений, 24слова — после 40 повторений).
7. Когдамежду отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа.
8. Когдапроцесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузамиотдыха 10-15 минут.

Заключение
 
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатанные, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.
Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием. Однако мы можем не только узнавать предметы. Мы можем вызвать в нашем знании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс — процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, по и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, — она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Помимо этого существуют и другие вопросы, на которые необходимо дать ответ. Например, как долго могут храниться эти следы, каковы механизмы сохранения следов на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы памяти, находящиеся в скрытом (латентном) состоянии и как эти изменения влияют на протекание познавательных процессов человека.

Списоклитературы
1.        ЛУРИЯА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд. МГУ,2008г.
2.        ФАЙГЕНБЕРГИ.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 2004г.
3.        ЛЁЗЕРФ. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 2006г.
4.        ВАРТАНЯНГ.А. и др. Организация и модуляция процессов памяти. Л. Медицина, 2005г.
5.        ИВАНОВ-МУРОМСКИЙК.А. Мозг и память. Киев, Наука, 2007г.
6.        ВАРТИНЯНГ.А, ПИРОГОВ А.А. Механизмы памяти ЦНС. Л., Наука, 2008г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.