Реферат по предмету "Психология"


Формирование личности в юношестве

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ВЫВОД
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Становление личности — важный структурный элемент психологическогооблика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальнаяпредставленность индивида в себе, как в другом.
Направленность личности понимаемая как интеграл различных образовЯ, является ядром самосознания, и, вместе с тем, важнейшим регулятором внешнейактивности человека. В определенном смысле, организация поведения, стильобщения и деятельности, в том числе игровой и учебной, определяются характеромосознания субъектом самого себя. Таким образом, направленность личности можетбыть понята не только как «теория себя» или эффект осознания своего Я, но и какмеханизм регуляции всех видов активности, носителем которой является человек.
В психологической литературе традиционно отмечается, чтонаправленность личности, выраженная в системе самоотношения человека кразличным аспектам своего Я и эмпирически различаемая в самооценках, хотя иформируется с первых лет жизни, приобретает отчетливо осознанный характерименно на подростковом и раннем юношеском этапе взросления.
Ранний юношеский возраст представляет переход к зрелости, когда сбиологической точки зрения человек уже взрослый, но социальной зрелости еще недостиг. Юность выступает как период принятия ответственных решений,определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места вжизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания,выбор спутника жизни.
Становление личности, будучи в конечном счете обусловлено широкимсоциально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обменадеятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало вдругого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своегоЯ. Формирование адекватной самооценки, и прежде всего самосознания, – одно изважнейших условий воспитания сознательного члена общества.
Таким образом, цель исследовательской работы: определениенаправленности личности.
Объект исследования – юноши и девушки в возрасте 15-16 лет.
Методыисследования:
1.        эмпирические(тестирование);
2.        методыколичественной (статистической) и качественной обработки данных.
В работе были использованы следующие психодиагностические методики:
1)        Шкаласоциально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда;
2)        МетодикаСАМОАЛ — диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптацииН.Ф. Калина).

ОСНОВНАЯЧАСТЬ
Практическаячасть работы по изучению некоторых особенностей социализации современногоподростка заключалась в проведении эмпирического исследования. В выборочнуюсовокупность исследования вошло 15 учащихся 10-го класса (средний возраст 15,5лет), из них 7 человек составили первую группу, 8 человек – вторую группу.
Исследованиеподростков проводилось групповым методом.
В нашемисследовании для изучения направленности личности в подростковом возрастеиспользовались 2 тестовые методики
1)        Шкаласоциально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда;
2)        МетодикаСАМОАЛ — диагностика самоактуализации личности (А.В. Лазукин в адаптацииН.Ф. Калина).
Первая группа подростков была исследована с помощью методики шкаласоциально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда,вторая группа – с помощью методики САМОАЛ — диагностика самоактуализацииличности (А.В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина).
 
Контингент испытуемых

Первая группа

Вторая группа
1 Оксана А.
1 Инна Б.
2 Юрий Б.
2 Геннадий А.
3 Юлия А.
3 Владимир Г.
4 Борис И.
4 Николай П.
5 Вадим К
5 Елена Д.
6 Татьяна В.
6 Валентина Л.
7 Ольга З.
7 Максим С.
 
 
8 Юлия М.
 
Шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса иР. Даймонда.
Шкала социально-психологической адаптированности (шкала СПА)разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т В. Снегиревой.
Шкала состоит из 101 суждения, из них 37 соответствуют критериямсоциально-психологической адаптированности личности (в каком-то смысле онисовпадают с критериями личностной зрелости. В их числе – чувство собственногодостоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельностии отношений, понимание собственных проблем и стремление овладеть, справиться сними и пр.) Следующие 37 – критериям дезадаптированности (неприятие себя идругих, наличие «защитных барьеров» в осмыслении своего актуального опыта,кажущееся «решение» проблем, т. е. решение их на субъективном психологическомуровне, в собственном представлении, а не в действительности, негибкостьпсихических процессов). 9 высказываний составляют контрольную шкалу («шкалалжи»), остальные нейтральны.
Обработка результатов
Подсчитывается число баллов в соответствии с ключом по следующимшкалам:
1) адаптивность – дезадаптивность;
2) шкала лжи;
3) принятие – непринятие себя;
4) принятие – непринятие других;
5) эмоциональный комфорт – дискомфорт;
6) внутренний – внешний контроль;
7) доминирование – ведомость;
8) эскапизм (уход от проблем).
Затем по формулам вычисляются интегральные показатели: адаптация;самопринятие; принятие других; эмоциональная комфортность; интернальность;стремление к доминированию.
Текст методики, ключ для обработки результатов, нормативныепоказатели приводятся в приложении 1.
Методика САМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина.
Методика содержит 100 пар утверждений, из которых испытуемомупредлагается выбрать одно. Позволяет выявить общий уровень самоактуализации иотдельные показатели по 11 шкалам: 1) ориентация во времени; 2) ценности; 3)взгляд на природу человека; 4) потребность в познании; 5) креативность(стремление к творчеству); 6) автономность; 7) спонтанность; 8) самопонимание;9) аутосимпатия; 10) контактность; 11) гибкость в общении.
Проведение исследования
Инструкция. Из двух вариантов утверждений выберите тот,который вам больше нравится или лучше согласуется с вашими представлениями,точнее отражает ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильныхответов, самым лучшим будет тот, который дается по первому побуждению.
Текст методики приводится в приложении 3.
Обработка и интерпретация результатов
Обработка проводится в соответствии с ключом. За каждое совпадениеначисляется 1 балл.
Ключ
Стремление к самоактуализации выражается следующими пунктами теста:
1б2а3б4б5б6б7а8б9а10а
11а12б13а14б15a16б17б18a19б20б
21а22б23б24б25а26б27а28а29б30а
31б32а33б34б35а36б37б38б39а40б
41а42а43б44а45а46б47а48а49б50б
51б52a53a54б55б56б57б58a59а60б
61а62б63б64б65б66б67б68б69а70б
71б72а73а74б75а76а77б78б79б80а
81б82б83б84а85а86а87б88а89б90а
91а92а93а94а95а96б97б98б99а100б
Отдельные шкалы вопросника САМОАЛ представлены следующими пунктами:
1.Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б,73а, 80а.
2. Ценности: 2а, 16б, 18а, 25а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а,81б, 85а, 96б, 98б.
3.Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а,76а, 82б, 86а.
4.Потребность в познании: 8б, 24б, 29б, 336, 42а, 51б, 53а, 54б,60б, 70б.
5.Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а,33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б,71б, 77б.
6.Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а, 37б, 44а, 56б, 66б,68б, 74б, 75а, 87б, 92а.
7.Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б,87б, 89б, 91а, 92а, 94а.
8.Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б,47а, 66б, 79б, 93а.
9.Аутосимпатия: 6б,14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б,79б, 84а, 89б, 95а, 97б.
10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.
11.Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а, 46б, 48а, 65б,99а.
Примечание:
Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время какостальные – по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов поуказанным шкалам следует умножить на 1,5.
Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют 100%, а число набранных балловсоставляет х %.
Подробная интерпретация шкал приведена в приложении 2.
Результаты обследования подростков первой группы по методикесоциально-психологической адаптированности Роджерса-Даймонда представлены втабл.1.
Таблица1 Результаты обследования по методике социально-психологическойадаптированности Роджерса-Даймонда (1группа)№ Ад Дез Лж Пс НПс Пд НПд Эмк Эмд Вну Вне Дом Вед Эск 1 223 120 41 66 13 30 24 40 28 82 37 19 19 26 2 209 75 28 67 12 36 7 41 10 64 23 12 27 19 3 185 106 45 62 12 31 21 26 29 61 31 17 18 19 4 195 93 33 62 14 37 17 27 8 67 26 13 18 18 5 202 148 40 67 25 39 23 30 30 66 38 16 27 23 6 214 125 43 70 30 32 18 28 31 82 33 21 27 24 7 191 64 38 59 11 34 12 32 9 63 13 8 18 15 Ср. 202,7 104,4 38,2 64,7 16,7 34,1 17,4 26,1 20,7 69,2 28,7 15,1 22,0 20,5
гдеАд– адаптация;
Дез– дезадаптация;
Лж– лживость;
Пс– принятие себя;
НПс– непринятие себя;
Пд– принятие других;
НПд– непринятие других;
Эмк– эмоциональный комфорт;
Эмд– эмоциональный дискомфорт;
Вну– внутренний контроль;
Вне– внешний контроль;
Дом– доминирование;
Вед– ведомость;
Эск– эскапизм (уход от проблем).
Как видно из табл. 1, подростки отвечали на вопросы методики сдостаточной степенью откровенности (показатель по шкале лжи 38,2 балла принормативных значениях 18-45 баллов).
Подросткам из первой группы присущи высокие показатели адаптации (202,7балла при норме 68-170 баллов), в 1,7 раза превышающие показатель дезадаптации,находящийся в пределах нормы (104,4 балла; норма 68-170 баллов). Также высокиепоказатели были выявлены по шкале принятия себя (64,7 балла при норме 22-52балла) и принятие других (34,1 балла при норме 12-30 баллов). По остальнымшкалам показатели находятся в пределах нормы.
Далее были вычислены интегральные показатели:
1. Адаптация: А=202,7/(202,7+104,4)×100%= 66,0%
2.Самопринятие: S=64,7/(64,7+16,7)×100%=79,4%
3.Принятие других: L=1,2×34,1/(1,2×34,1+17,4)×100%=70,1%
4.Эмоциональная комфортность: Е=26,1/(26,1+20,7)×100%= 55,7%
5.Интернальность: I=69,2/(69,2+1,4×28,7)×100%=69,6%
6.Стремление к доминированию: D=2×15,1/(2×15,1+22,0)×100%=57,8%
Наибольшее значение имеет показатель самопринятия (79,4%), а такжепринятия других (70,1%), что может способствовать успешностисоциально-психологической адаптации подростков. Показатель адаптации вышесреднего (66,0%), что свидетельствует о преобладании процессов адаптации надпроцессами дезадаптации. Наименьшее значение среди интегральных показателейимеет стремление к доминированию (58,7%). Величина показателя позволяетговорить о том, что как доминирование, так и ведомость выражены у подростков даннойгруппы примерно одинаково. Величина показателя интернальности (69,6%) свидетельствуето преобладании внутреннего контроля над внешним, о том, что подростки берут насебя ответственность за свое поведение и поступки, что также являетсяпредпосылкой для успешной социальной адаптации. Показатель эмоциональнойкомфортности незначительно превышает средний уровень (55,7%).
Далеенами была проведена диагностика второй группы с помощью методикиСАМОАЛ А.В.Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина. Результаты обследования юношей представленыв табл.2.
Таблица2 Диагностика самоактуализации с помощью методики САМОАЛ А.В. Лазукина (2группа)Испытуемые Шкалы
  СА ОВ Ц ПЧ П КТ А С СП АС К Г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13 1 81 8 9 11 11 13 12 9 12 14 12 11 2. 67 6 9 12 10 8 9 10 7 10 9 11 3. 64 5 11 10 7 6 13 8 8 10 8 10 4. 56 11 8 6 6 7 6 9 6 8 9 8 5. 80 12 7 11 11 13 13 12 12 12 10 7 6. 71 9 8 10 9 8 10 10 9 11 10 13 7. 59 8 11 6 7 7 11 8 5 10 8 7 8. 67 6 10 10 8 13 9 8 10 11 8 8 Среднее 68,1 8,1 9,1 9,5 8,6 9,3 10,3 9,2 8,6 10,7 9,2 9,3
гдеСА – общий уровень самоактуализации;
ОВ – ориентация во времени;
Ц – ценности;
ПЧ – взгляд на природу человека;
П – потребность в познании;
КТ – креативность (стремление к творчеству);
А – автономность;
С – спонтанность;
СП – самопонимание;
АС – аутосимпатия;
К – контактность;
Г – гибкость в общении.
Как видно из табл. 2, испытуемым в целом присущ средний уровеньсамоактуализации (68,1 балла). При этом наиболее высокие показатели выявлены пошкале аутосимпатии (10,7 балла), автономности (10,3 балла) и контактности испонтанности (по 9,2 балла). Аутосимпатия – естественная основа психическогоздоровья и цельности личности. Высокая автономность указывает на зрелость инезависимость личности. Автономность не означает отчуждения и одиночества, а,напротив, является критерием психического здоровья личности, ее целостности иполноты. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе идоверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям.Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность,игра, легкость без усилия.Контактность определяет общительностьличности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений сокружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровенькоммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но какобщая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другимилюдьми.
Наиболеенизкий показатель у испытуемых выявлен по шкале оценки времени (8,1 балла).Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, неоткладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Низкийрезультат присущ людям, невротически погруженным в прошлые переживания, сзавышенным стремлением к достижениям, мнительным и неуверенным в себе. Высокийрезультат характерен для лиц, хорошо понимающих ценность жизни «здесь итеперь», способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его спрошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов.
В результате диагностики старшеклассников 2 группы с помощью методикиСАМОАЛ А.В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина было выявлено следующее: испытуемымв целом присущ средний и высокий уровень самоактуализации; низкий уровень невыявлен; средний показатель в баллах – 68,1 баллов.

ВЫВОД
Такимобразом, проведя исследование мы выяснили, что подросткам из первой группыприсущи высокие показатели адаптации. Показатель адаптации выше среднего(66,0%), что свидетельствует о преобладании процессов адаптации над процессамидезадаптации. Наименьшее значение среди интегральных показателей имеетстремление к доминированию. Величина показателя позволяет говорить о том, чтокак доминирование, так и ведомость выражены у подростков данной группы примерноодинаково. Величина показателя интернальности свидетельствует о преобладаниивнутреннего контроля над внешним, о том, что подростки берут на себяответственность за свое поведение и поступки, что также является предпосылкойдля успешной социальной адаптации.
Подросткииз второй группы показали высокий уровень аутосимпатии, т.е. естественнойосновы психического здоровья и цельности личности. Высокая автономностьуказывает на зрелость и независимость личности. Спонтанность соотносится стакими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилияКонтактность определяет общительность личности, ее способность к установлениюпрочных и доброжелательных отношений с окружающими.
Таким образом, по результатам проведения методик можно сделатьвывод о схожести психологических портретов двух групп. Общий уровень самооценкииспытуемых двух групп сходен по таким факторам как (познавательнаякомпетентность, общение со сверстниками, самооценка характера, внешности,уверенности в себе и т.д.). Испытуемые обеих групп хорошо адаптированы,общительны и контактны.

ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1
Шкала социально-психологической адаптированности
Инструкция. На следующих страницах напечатаны высказывания оповедении человека, его мыслях, переживаниях. При чтении каждого высказыванияподумайте, насколько оно может быть отнесено к вам, и отметьте одну из цифр (1,2, 3, 4, 5, 6, 7) в зависимости от того, в какой степени оно характерно длявас:
Совершенно ко мне не относится – 1
Не похоже на меня – 2
Пожалуй, не похоже на меня – 3
Не знаю – 4
Пожалуй, похоже на меня – 5
Похоже на меня – 6
Точно про меня – 7
Текст опросника
1. Яиспытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.
2. Мнене хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и япредставляюсь перед ними, прячу свое лицо под маской.
3. Я вовсем люблю состязание, соревнование, борьбу.
4. Япредъявляю к себе большие требования.
5. Ячасто сам ругаю себя за то, что делаю.
6. Ячасто чувствую себя униженным.
7. Ясомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).
8. Явсегда сдерживаю свои обещания.
9. Уменя теплые, хорошие отношения с окружающими.
10. Ясдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.
11. Ясам виноват в своих неудачах.
12. Яответственный человек. На меня можно положиться.
13. Уменя чувство безнадежности. Все напрасно.
14. Я вомногом живу взглядами, правилами и убеждениями моих сверстников.
15. Япринимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.
16. Уменя мало своих собственных убеждений и правил.
17. Ялюблю мечтать – иногда прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты кдействительности.
18. Уменя такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никомуне даю спуску. А то вдруг застряну на какой-нибудь обиде и мысленно мщуобидчику. Трудно сдерживать себя в таких вещах.
19. Яумею управлять собой и своими поступками – заставлять себя, разрешать себе,запрещать. Самоконтроль для меня – не проблема.
20. Уменя часто портится настроение: вдруг находит уныние, хандра.
21. Меняне очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе, занят самимсобой.
22 Люди,как правило, нравятся мне.
23. Ялегко, свободно, непринужденно выражаю то, что чувствую.
24. Еслия оказываюсь среди большого количества людей, мне бывает немножко одиноко.
25. Мнесейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.
26.Обычно я легко лажу с окружающими.
27. Моисамые тяжелые битвы – с самим собой.
28. Ясклонен быть настороже с теми, кто почему-то обходится со мною болееприятельски, чем я ожидаю.
29. Вдуше я оптимист и верю в лучшее.
30. Янеподатливый, упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.
31. Якритичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этогозаслуживают.
32. Ячувствую себя не ведущим, а ведомым: мне еще не всегда удается мыслить идействовать самостоятельно.
33.Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относятся, я нравлюсь им.
34.Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.
35. Уменя красивая фигура. Я привлекателен (привлекательна).
36. Ячувствую беспомощность. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.
37.Обычно я могу принять решение и твердо следовать ему.
38. Моирешения – не мои собственные, даже тогда, когда мне кажется, что я решаюсамостоятельно, они все же приняты под влиянием других людей.
39. Ячасто испытываю чувство вины – даже тогда, когда как будто ни в чем не виноват.
40. Ячувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.
41. Ядоволен.
42. Явыбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться,организовать себя.
43. Ячувствую вялость, апатию: все, что раньше волновало меня, стало вдругбезразличным.
44. Яуравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.
45.Разозлившись, я нередко выхожу из себя.
46. Ячасто чувствую себя обиженным.
47. Яимпульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.
48.Бывает, что я сплетничаю.
49. Я неочень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.
50. Этодовольно трудно – быть самим собой.
51. Уменя на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, яобдумываю свои поступки.
52. Мнекажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле.Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад…Словом, не отличаюсь реалистичностью.
53. Ятерпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.
54. Ястараюсь не думать о своих проблемах.
55. Ясчитаю себя интересным человеком – заметным, привлекательным как личность.
56. Ястеснительный, легко тушуюсь.
57. Мнеобязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довестидело до конца.
58. Ячувствую внутреннее превосходство над другими.
59. Яникто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое«Я».
60. Я боюсьтого, что подумают обо мне другие.
61. Ячестолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаюсущественным, мне важно быть в числе лучших.
62. Япрезираю себя сейчас.
63. Ядеятелен, энергичен, у меня есть инициатива.
64. Мнене хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозитосложнениями, неприятными переживаниями.
65. Япросто не уважаю себя.
66. Я понатуре вожак, я умею влиять на других.
67. Вцелом я хорошо отношусь к себе.
68. Янастойчивый, напористый, уверенный в себе,
69. Я нелюблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласиягрозят стать окончательными.
70. Ядолго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в егоправильности.
71. Я вкакой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.
72. Яудовлетворен собой.
73. Янеудачник. Мне не везет.
74. Яприятный, симпатичный, располагающий к себе человек,
75. Янравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.
76. Ястойкий женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблюмальчишек. Презираю всякое общение с ними.)
77.Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: авдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?
78. Уменя легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно бы тревожило меня.
79. Яумею упорно работать.
80. Ячувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающемустановятся более зрелыми.
81.Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.
82. Явсегда говорю только правду.
83. Явстревожен, обеспокоен, напряжен.
84.Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и ясоглашусь, уступлю.
85. Ячувствую неуверенность в себе
86. Ячасто бываю вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают иделают мои поступки обоснованными.
87. Яуступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.
88. Яумный.
89. Инойраз я люблю прихвастнуть.
90. Ябезнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, а ссобой поделать ничего не могу. У меня нет воли и нет воли ее вырабатывать.
91. Ястараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывая ни на чью помощь.
92. Яникогда не опаздываю.
93. Уменя ощущение скованности, внутренней несвободы.
94. Яотличаюсь от других.
95. Я неочень надежен, на меня нельзя положиться.
96. Мневсе ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.
97. Яобщительный, открытый человек. Я легко схожусь с людьми.
98. Моисилы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мнойжизнь. Я со всем могу справиться.
99. Яничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случаеснисходительны, просто терпят меня.
100.Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли.
101. Всесвои привычки я считаю хорошими.
Ключк обработке результатов методики Роджерса-ДаймондаПоказатели Номера высказываний Нормы 1a Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 68-170 1b Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 68-170 2 Лживость
(–) 34, 35, 48, 81, 89
(+) 8, 82, 92, 101 18-45 3a Принятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 22-52 3b Непринятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 14-35 4a Принятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 12-30 4b Непринятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 14-35 5a Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 14-35 5b Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 14-35 6a Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 26-65 6b Внешний контроль 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 18-45 7a Доминирование 58, 61, 66 6-15 7b Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 12-30 8 Эскапизм (уход от проблем) 17, 18, 54, 64, 86 10-25

Приложение2
Интерпретация шкал опросника САМОАЛ
1. Шкала ориентации во времени показывает, насколькочеловек живет настоящим, не откладывая свою жизнь «на потом» и не пытаясь найтиубежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающихэкзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», способных наслаждатьсяактуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесцениваяпредвкушением грядущих успехов. Низкий результат — это люди, невротическипогруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям,мнительные и неуверенные в себе.
2. Шкала ценностей. Высокий балл по этой шкалесвидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности,к числу которых А. Маслоу относил такие, как истина, добро, красота,целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство,свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра,самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление кгармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желанияманипулировать ими в своих интересах.
3. Взгляд на природу человека может быть положительным(высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, вмогущество человеческих возможностей. Высокий показатель можетинтерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничныхмежличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность,непредвзятость, доброжелательность.
4. Высокая потребность в познании характерна длясамоактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкалаописывает способность к бытийному познанию — бескорыстную жажду нового, интереск объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такоепознание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс неискажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить,оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.
5. Стремление к творчеству или креативность — непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческимотношением к жизни.
6. Автономность, по мнению большинства гуманистическихпсихологов, является главным критерием психического здоровья личности, еецелостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность(aliveness) и самоподдержка (self-support) у Ф.Перлза, направляемое изнутри(inner-directed) у Д.Рисмена, зрелость (ripeness) у К.Роджерса. Самоактуализирующаясяличность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения иодиночества. В терминах Э. Фромма автономность – это позитивная «свобода для» вотличие от негативной «свободы от».
7. Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенностив себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимсялюдям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, чтосамоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением.Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, вестественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанностьсоотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкостьбез усилия.
8. Самопонимание. Высокий показатель по этой шкалесвидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям ипотребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющейличность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы иоценки внешними социальными стандартами, Показатели по шкалам самопонимания,спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл пошкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнениеокружающих, Д. Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от«ориентированных изнутри».
9. Аутосимпатия – естественная основа психическогоздоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные,тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупогосамодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемаяпозитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватнойсамооценки.
10. Шкала контактности измеряет общительность личности,ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений сокружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровенькоммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но какобщая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми,необходимая основа синергической установки личности.
11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием илиотсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению вобщении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии сокружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкалеориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши илиманипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением –стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показателихарактерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том,что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.