ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТАМБОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Г.Р.ДЕРЖАВИНА
Институт педагогики и социальной работы
Особенностипроявления в обучении левшества
Курсоваяработа
Студентка 3 курса (31 группы)
дневного отделения
Научный руководитель:
доцент Алёшина Ирина Николаевна
Тамбов 2011г.
Обозначенияи сокращения
МГППУ – Московский городской психолого-педагогический университет
РАО – психологическийинститут РАО
ЦНС – центральная нервнаясистема
ЭЭГ –электроэнцефалограмма
Введение
Сдревних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое настороженноеотношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в большинстве стран (в томчисле и в России) было, в основном, негативным. Считалось, что левши обладаютнизкими интеллектуальными способностями, предрасположены к некоторымнервно-психическим заболеваниям, имеют значительные трудности в планесоциальной адаптации и т. д. Отмечалось, что среди лиц с девиантным поведением (вчастности, среди совершивших противоправные действия) процент леворукихзначительно выше, чем среди законопослушных граждан.
В тоже время существовала и противоположная точка зрения, согласно которой вселевши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много выдающихсяученых (Леонардо да Винчи, Дж. К. Максвелл, И. П. Павлов), политическихдеятелей (Юлий Цезарь, Александр Македонский, Бенджамин Франклин, Билл Клинтон,Джордж Буш), известных писателей (В. И. Даль, Льюис Кэрролл), деятелейискусства (Чарли Чаплин, Пол Маккартни) и т. д.
Систематическоеизучение левшества в связи с проблемой межполушарной асимметрии началось воII-й половине ХХ столетия. В 1970-е – 2000-е годы, как в нашей стране, так и зарубежом стали появляться многочисленные публикации (в том числе имонографического плана) по проблеме левшества (М. М. Безруких; Н. Н. Брагина,Т. А. Доброхотова; Э. Г. Симерницкая; С. Спрингер, Г. Дейч и др.).
Сложность положенияучащихся — левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму импрививали доминирование правой руки. Это объяснялось, тем, что отсутствовалиметодики обучения письму левой руки.
В 1980-е годы сталипоявляться данные о вреде переучивания левшей пользоваться правой рукой длявыполнения повседневной деятельности (М. М. Безруких; А. П. Чуприков).Показано, в частности, что «традиционное» переучивание в раннем детскомвозрасте может привести к так называемому дистрессу, который оказываетнегативное влияние на детскую психику. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальноеразвитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году КапустинА.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитаниелевой руки.
В лабораториипсихофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обученияИнститута возрастной физиологии РАО, разработана методика обучения письмулеворуких детей, под руководством М.М. Безруких.
Актуальность.Вопрос о леворукости в настоящее время считается достаточно актуальным. Причинатакой актуальности заключается в неоднозначности и противоречивости литературных данных,относительно малым числом исследований по диагностике и изучению левшества удетей младшего школьного возраста, отсутствием строгого количественного анализапамяти, мышления и других показателей у младших школьников и недостаточной разработке. Ведьисследователи больший интерес проявляют именно к левшеству, а не к леворукостикак таковой.
Объектисследования – дети школьного возраста, имеющего признаки леворукости.
Предмет исследования –особенности проявления леворукости в учебном процессе.
Цельисследования – систематизировать знания в области особенностей проявлениялеворукости в учебном процессе.
Гипотезаисследования – Леворукиедети в большей степени испытывают трудности в адаптации к школе, чемправорукие.
Задачиисследования:
1)изучить литературу по проблеме леворукости;
2)выделить понятие леворукости;
3)раскрыть причины леворукости и ее виды;
4)провести исследование леворуких детей;
5)описатьсходства и различия между праворукими и леворукими детьми.
1 Понятие леворукости в психологии
1.1 Определениелеворукости, ее признаки и виды
Обозначаячеловека, предпочитающего действовать левой рукой, его обычно называют левшой.Но это не совсем точно. Левшество, в отличие от леворукости, — это предпочтениене только руки, но и ноги, глаза, уха и даже чувствительности левой половинытела. Просто в обычной жизни большинство людей редко обращает внимание на то,какую ногу, ухо или глаз предпочитает человек.
Помнению известного российского нейропсихолога, профессора МГППУ А. В. Семенович,леворукость – это предпочтение и активное использование левой руки, т.е.внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взялона себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечениипроизвольных движений. Леворукость может быть и временным признаком. Это бываетсвязано с задержкой формирования у малыша межполушарных взаимодействий, и помере наращивания функционального потенциала левого полушария может произойти«превращение» левши в правшу. Но это происходит далеко не всегда.
Чтокасается понятия «левшество», по словам А. В. Семенович, это проявлениеустойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типафункциональной организации нервной системы (в первую очередь головного мозга)человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшествогенетическое. Иными словами левшество – это не просто предпочтение левой руки,но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Левшествоможет быть связано и с доминированием левого глаза, левого уха, левой ноги.
Известно,что все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологическойструктурой распределения функций между правым и левым полушариями корыголовного мозга. Действиями каждой руки «ведает» или «командует» главнымобразом контлотеральное полушарие: у правшей — левое, а у левшей, наоборот,правое. Около 90% людей имеют ведущую правую руку, и лишь примерно 10% левуюили одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких людей называют оберукими илиамбидекстрами.
Праворукость является видовымпризнаком человечества.
Статистикасвидетельствует, что 90—91% всего человечества — правши и лишь 3—5% — левши,остальные — амбидекстры, т. е. люди одинаково владеющие обеими руками. Такимобразом, леворукость — редкое проявление морфофункциональной асимметрии человека.
Стоит сказать и о том,что леворукость может быть различных видов. Она может быть как врожденной, таки приобретенной. Врожденная леворукость может быть наследственной иливозникнуть в период внутриутробного развития. Кроме явной леворукости бываетскрытая леворукость. Лица с такой леворукостью приучены с детства пользоватьсяправой рукой (есть, писать, работать), но при непривычной ситуации, действияхили в состоянии аффекта они пользуются левой.
Существует и еще одинвариант появления леворукости — компенсаторный, при котором это явлениевозникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной можетбыть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы илисерьезные заболевания в раннем возрасте
Существует многоморфологических и функциональных признаков скрытой леворукости. К первымотносится большая величина левой кисти, большее развитие вен на тыльной сторонелевой кисти, большая ширина ногтя левого мизинца, лучшее развитие мимическоймускулатуры слева. Функциональные признаки скрытой леворукости:
— у левшей прискрещивании рук на груди в «позе Наполеона» левая кисть оказывается на правомпредплечье сверху;
— при аплодированииактивнее действует левая рука.
В последнее время вопределении леворукости используются и оценка зрительной ассиметрии (ведущийглаз). Наряду с этим используются данные самооценки рукости и сведения ородственниках. Наличие врожденной леворукости в явной или скрытой форменеобходимо учитывать при проведении нейропсихологического обследования.
Существует специальныйтермин «графическое функциональное превосходство» одной руки над другой, когдаребенок рисует и пишет одной рукой лучше, чем другой, а есть бытовое«функциональное превосходство», определяющее, какой рукой ребенок держит ложку,ножницы, расческу.
Леворукость, по мнениюученых, существовала во все исторические периоды. А люди-левши всегдаприковывали внимание со стороны. Из этого можно сделать вывод о том, чтолеворукость признак индивидуальности человеческой особи. Она не являетсяпатологией, она лишь одна из вариаций нормы.
1.2 Теории возникновениялеворукости
В XX веке существоваломножество гипотез, пытающихся объяснить возникновение леворукости. Леворукостьрассматривалась в них как исключение из правил. Все теории о причинахпроисхождения леворукости делятся на три группы:
а) генетические теории:левшество обусловлено генетическими механизмами.
б) социо-культурные:большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растетребенок.
в) патологические теории,которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапахпренатального и постнатального развития.
Согласноодной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположениемвнутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый приэтом упор на левую сторону делает правую более свободной. Мышцы правой рукитренируются, она становится более развитой, ее движения — более точными.
Ещепопулярнее была так называемая теория «щита и меча». Во времясражений, воины закрывали свое сердце щитом. А значит, держали его левой, пассивнойрукой, а оружие при этом оставалось в правой. Многовековая тренировка вбесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки в разных видахдеятельности.
Существуети такая версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, тоесть число правшей и левшей в каменном веке было равным.
Бываютситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силубиологических причин становятся леворукими. Наиболее частыми причинами такой«вынужденной» леворукости являются травмы правой руки, перенесенные враннем детстве[4; с.17]
Любопытны данныедерматоглифических исследований. Дерматоглифика, наука, изучающая характеркожного покрова рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека.Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны,особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга. Важнымкачеством кожных узоров является то, что возникнув еще во время внутриутробногоразвития они не меняются в течении всей жизни.
Следовательно, благодаряим можно оценить исходную базу для формирования того или иного типа ассиметрии.У правшей более сложные узоры располагаются на правой руке, а у левшей – налевой (особенно это заметно на указательном пальце). Из этого ученые делаютвывод, что леворукость предопределена генетически, и поэтому переучивать левшейдело не только бесполезное, но и вредное [9; с.140].
В литературе очень частообсуждаются данные о различных числах леворуких, родившихся в разные временагода, в разные десятилетия. По А.П. Чуприкову, леворукие наиболее часторождаются в осенне-зимние месяцы. Реже весной.
Специально проведенныемассовые обследования населения показали, что распространенность леворукихсреди населения колеблется от 2 до 8%. Их больше среди мужчин. Сенсационныеданные английских ученых, говорят о том, что левшей больше среди людейгомосексуальной ориентацией и транссексуалов. Среди различных национальныхгрупп они распределены неравномерно [30; с.370].
Согласно одному извзглядов в первобытном обществе, леворуких в первобытном обществе было больше,чем в последующих периодах. В соответствии с другим взглядом, число левшей всеже неуклонно увеличивается.
Наиболее активный ростчисла леворуких наблюдался с 1900 по 1960 годы. Брекенбридж предполагает двепричины этого роста. Первая – это улучшение акушерской помощи и связанное сэтим уменьшение летальности младенцев, рождающихся с патологией мозга,сопряженной с вероятностью леворукости. Вторая – снижение «культурногодавления», так как, по мнению автора, среди педагогов и врачей растет пониманиетого, что леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а являетсяособенностью биологической конституции человека, поэтому неуместно требоватьлечить или переучивать леворуких. Следует обратить внимание и на то, что покаотсутствует описание степеней выраженности леворукости.
Сейчас многие современныеродители уже практически не пытаются переучивать своих леворуких детей, но всеже встречаются и такие родители и педагоги, которые стремятся заставить детейписать правой рукой. Можно предположить, они опираются на предрассудкидосоветского времени. Следует признать, что и в прежние времена жизнь леворукихне была комфортнее. Еще средневековые богословы объявили левшой сатану, поэтомулюдей с не той хваткой подозревали в связи с ним и вполне могли отправить накостер.
Во многих странах мирасамо понятие «левый» синоним чего-то негативного, лживого, неловкого.
С.Спрингер и Г. Дейчприводят в качестве примера перевод понятия левый со многих европейских языков:французское слово gauche обозначаеткроме левый еще и еще и неуклюжий, а в международном словаре Вебстрералеворукий переводится так же, как и неумелый [28; с. 251].
В одной из советсткихгазет было опубликовано такое сообщение: «Не вздумайте брать или передаватьчто-либо левой рукой, вы нанесете жестокое оскорбление представителям одной изнародностей Нигерии. Во многих районах, где живут эти народности, левую рукуназывают негодной, а левшей вообще считают ненормальными людьми».
Этот пример показывает,что подобное отношение к левшам в нецивилизованном мире сохранилось и по сейдень. Но в то же время в русской литературе есть пример экстраумелости левши,это произведение Лескова «Левша». Хотя, стоит сказать о том, что данныйперсонаж стопроцентный леворукий, но стопроцентный ли он левша, остаетсязагадкой.
Еще в 50-х годах прошлогостолетия возникла теория, согласно которой считалось, что в процессе развитияголовного мозга у человека происходит разделение функций между левым и правымполушариями. Правое полушарие отвечает за конкретно-образную деятельность(распознавание предметов по запаху, цвету и зрительное восприятие). А левое — за речевые функции, чтение, письмо, математическое, логическое и аналитическоемышление. Именно поэтому левое полушарие называли преобладающим (доминантным).Считалось, что оно «управляет» правой рукой и ногой, а правое — левойрукой и ногой.
Из этого следовал вывод,что у правшей доминирует левое полушарие, а у левшей — правое. Но за последниедесятилетия появилось много новых данных, доказывающих, что в регуляциидвижений и правой, и левой руки участвуют оба полушария.
Ученые опять оказались вначале пути, и пока остается загадкой, что же является ведущим фактором вдеятельности мозга, обуславливающим предпочтение человеком той или иной руки.По-видимому, все открытия впереди.
Современные ученыеутверждают, что каждый человек в той или иной мере переживает борьбу двухтенденций, это борьба между правым и левым полушарием мозга за лидерство, но улевшей ее исход предрешен генетически
Причины происхождениялеворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общихособенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукостьнельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницейсниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Этоне болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежеланияребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организациейдеятельности мозга.
1.3Функциональная ассиметрия левого и правого полушария
Существует многопредположений о причинах леворукости. Наиболее распространенной является межполушарнаяасимметрия.
Есть указание на раннеепроявление сенсорных асимметрии. У новорожденных и младенцев в ответ на звукиотмечено большая активация левого, а в ответ на вспышки света правогополушария. Уже в первые сутки у новорожденного, поддерживаемого вертикальносогнутыми ножками, первый шагательный рефлекс осуществляется чаще правойножкой. В первые недели после рождения преобладают повороты головы вправо, и уэтих детей в последующем отмечается праворукость.
При дихотическомпредъявлении числительных, одиночных пар слов дети младшего школьного возрастаначинали воспроизводить те из них, которые были предъявлены на правое ухо. Свозрастом достоверно увеличивается преобладание правого уха по числу правильновоспроизводимых стимулов, а левое ухо преобладает в восприятии бытовых звуковтолько у детей 11,5 лет.
Асимметрия функцийполушарий мозга более отчетливо проявляется в обеспечении речевых процессов вдетском возрасте. Объем воспроизведения дихотически предъявляемой вербальнойинформации уменьшался у детей при поражении только левого полушария. У детей до10 лет в слухоречевой памяти уменьшается объем воспроизведения, а после10-летнего возраста присоединяется повышенная тормозимость следов, которая,однако, не достигает “взрослого” уровня. У детей с поражением правого полушария,такое воспроизведение, изменяется с обеих сторон: уменьшается для предъявляемыхна левое и увеличивается для предъявляемых на правое ухо. Это свидетельствует отом, что процесс межполушарного взаимодействия в детском возрасте имеют направленностьне слева направо, а справа на лево и другой знак не уменьшения, а увеличения.
Нарушение перцептивныхпроцессов при очаговом поражении мозга у детей более отчетливы, чем речевыенарушения. Нарушения зрительно-пространственных функций возникает чаще ивыражены в большей степени при поражении правого полушария. Здесь у детейнарушается восприятие лиц, знакомых предметов. Эти данные Э.Г. Симерницкаярассматривает как свидетельствующее о раннем проявлении асимметрии функциймозга, о постепенном развитии признаков асимметрии, характерных для взрослых.
Усложнение уровнейфункциональной организации мозга протекает в определенной хронологическойпоследовательности, подчиняющейся закону гетерохронии, согласно которомуструктуры и соответственно функции формируются не одновременно.
Результаты исследованияучёными, детей методом дихотического прослушивания, свидетельствует одостаточно поздних сроках установления доминантности левого полушария по речи,правого в отношении невербальных стимулов. Результаты исследования детейразного возраста показали, что структурный способ обработки информациисформирован уже в возрасте 5 лет, в то время как классификационный окончательноформируется только к подростковому возрасту. Приведенные факты также указываютна опережающие формирования правого полушария по отношению к левому.
По данным разных авторов,эти сроки колеблются от 4-5 до 12-13 лет. Признавая факт участия обоихполушарий в обеспечении любой сложно организованной высшей психической функции,можно констатировать следующие основные проявления полушарной специализации:доминирование левого полушария по речи у правши и большинства левшей; ведущаяроль левого полушария в отношении двигательных функций у праворуких;доминантность правого полушария в анализе зрительной (прежде всегооптико-пространственной) и кинестетической информации; большая связь правогополушария с аффективными процессами по сравнению с левым.
Перечисление этихфеноменов указывает на некоторое опережение в созревании правого полушария. Иаффективная, и перцептивная сферы, несомненно, быстрее формируются на раннихэтапах онтогенеза по сравнению с речью и движением.
В целом спецификамежполушарной асимметрии в значительной степени связано со сложностьюцеребральной организации и структурно-функциональными особенностямиопределяющих ее нейрофизиологических механизмов. Каждая церебральная функцияхарактеризуется особыми проявлениями асимметрии, поэтому можно говорить о“множестве асимметрии”, хотя в действительности речь идет об асимметриимножества функций. Однако существует лишь одна причина (латерализующий фактор),способствующая приоритету левого полушария в отношении функций речи, праксиса иабстрактного мышления.
Это обстоятельствопозволяет обратиться к концепции “доминантности полушарий”, отдавая ей предпочтениеперед концепцией “полушарной специализации”. Специализация полушарий имеетместо, но является при этом вторичным механизмом (результатом) с одной стороны– конкурентных внутри полушарных взаимодействий между речевыми и неречевымифункциями, с другой постоянных культурных влияний.
Динамика функциональнойасимметрии мозга в онтогенезе характеризуется нарастанием ее в начальной иснижением, нивелированием в позднем онтогенезе, максимально яркое проявлениеэтой асимметрии у психически здорового взрослого человека.
Имеются значительныеразличия в способностях двух полушарий. Учёными было обнаружено, что левоеполушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно – база длялогического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее пониманиеи построение, работа со словесными символами. Правое полушарие обеспечиваетконкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает заопределенные навыки в обращении с пространственными сигналами, заструктурно-пространственные преобразования, способность к зрительному иактивному распознаванию предметов. С правым полушарием связаны музыкальныеспособности.
Последние годы усиленноотстаивается точка зрения, что в функциях различных полушарий отражаютсяразличные способы познания. Функции левого полушария отождествляются саналитическим мышлением. Функция правого полушария – интуитивное мышление. Помнению Р.Орнстейна, принятая система образования строится исключительно наразвитии способностей левого полушария, то есть языкового и логическогомышления, а функции правого полушария специально не развиваются. Невербальномуинтеллекту не уделяется должного внимания.
Исследованиефункциональной асимметрии мозга у детей показало, что первоначально обработкаречевых сигналов осуществляется обоими полушариями и доминантность левогоформируется позже. Специализация правого полушария функции ориентации впространстве возникает также не сразу: у мальчиков в возрасте от 6 лет, а удевочек – после 13 лет [11; с. 44].
Дорин Кимура и ее коллегиобъяснили процесс о причинах, которые привели к специализации полушарий.
Исходя из того, чторечевая функция левого полушария связана с движениями ведущей правой руки, онапредполагает, что специализация левого полушария для речи является следствиемразвития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Языкпоявился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторыхвидов двигательной активности.
Связь левого полушария сопределенными типами движения хорошо известно в клинике. Рука, соответствующаяполушарию с речевым центром (чаще правая), обнаруживает большие способности ктонким движениям, чем рука, связанная с недоминантным полушарием.
Левое полушариепревосходит правое также в способности понимать речь. Речевые функции у правшипреимущественно локализованы в левом полушарии. И лишь у 5% лиц речевые центрыв правом полушарии. У 70% леворуких центр речи, так же как и у праворуких, влевом полушарии. У 15% леворуких центр речи в правом полушарии.
Функциональная асимметриямозга обнаружена не у всех людей. Примерно у одной трети она не выражена, т.е.полушария не имеют четкой функциональной специализации.
Е. Жариков и Е.Крушельницкий подчеркивают, что для специализации полушарий нужна активнаяумственная деятельность. Варианты различны: от гармоничного взаимодействияобоих полушарий до преобладания одного из них.
Нейрофизиологическиеисследования выявили: ряд заболеваний у людей с разной ассиметрией мозгапротекают по-разному. По доминированию полушарий решаются проблемыпрофессиональной ориентации молодежи и выполнения профессиональных функций.
Таким образом,гармоничное обучение ребенка возможно только при взаимодополняющей активностиобоих мозговых полушарий, если образное мышление обеспечивает непредвзятость имногосторонность подхода, а абстрактно-логическое ограждает его потенциальнуюхаотичность и способствует критическому анализу.
леворукостьадаптация ребенок обучение
2 Особенности обучениялеворуких детей
2.1 Психологическиеособенности леворукого ребенка
Можно с большой долейвероятности говорить о том, что становление многих психических функций вонтогенезе левшей идет не непосредственно, но опосредованно, многоканально.Дети-левши в процессе развития привлекают максимум внешних, произвольныхсредств для овладения теми операциями, которые у правшей формируютсяестественно, независимо от их произвольно желания, просто по определеннымпсихологическим законам.
Исследования взрослыхлеворуких подтверждает тот факт, что привлечение произвольных, осознанныхсредств в ходе протекания многих видов психической деятельности – специфическоесвойство левшей как популяция и не зависит от их возраста.
У них в отличие отправшей не простраивается стабильно тот психологический пласт упроченныхнавыков и автоматизмов, который позволяет функционировать во внешнем мире, взначительной мере не задумываясь: “А как это сделать?”, не привлекаядополнительных осознанных средств. Именно поэтому, воспитывая левшу, следуетмаксимально автоматизировать извне как можно больше операций, используемых им вповседневной жизни.
Так не надо сердиться иждать, когда же ребенок сам научится пользоваться ложкой, завязывать шнурки,манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу несколько развместе с ним повторить нужное движение.
То же относится кнаписанию букв, цифр, рисованию. Необходимо буквально заставить тело ребенказапомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцеврук, ног, туловища, головы. Для левшей помимо таблицы умножения неплохо владетьтаблицей сложения. Таблица сложения позволит левшам намного сэкономить время.
Гуляя по лесу с левшой,хорошо бы дать ему понюхать, потрогать различные травы, цветы, грибы, а ужепотом объяснить, опираясь на возникшие у него чувственные впечатления, чтообщего, какая разница между этими растениями. Ведь очень часто, руководствуясьсвоим видением мира, левша выстраивает такие мыслительные конструкции, которыепоражают своей нетривиальностью (что прекрасно), но явно показывают, чтообобщенная картина мира у него далека от общепринятой. Так как ему придетсяжить в мире правшей.
Очень много действийправши осуществляют автоматически. У левшей природа не всегда стабилизируетэтот уровень психической жизни. Конечно, опора на богатый арсенал внешних,осознанных средств существенно увеличивает у левшей число степеней свободы длядостижения той или иной цели. Но тот же феномен свидетельствует о слабости ихадаптивных механизмов, изнашиваемости нервной системы в целом: ведь все “пропускаетсячерез голову”. Последствия — частые эмоциональные срывы, склонность кневрозоподобным проявлениям.
Мозг человека удивительносовершенный и тонкий инструмент, но он располагает в каждом конкретном случаеконечном количеством энергии. Она расходуется и на эмоции, и на познавательныепроцессы, и на модуляцию иммунного, эндокринного статуса.
Представляется, что всамом общем виде положение таково: чем больше энергии требуется на актуализациювысших психических процессов (движение, восприятие, речи, счета, мышление), тембольше вероятность “обкрадывания” базальных структур психики (соматических,аффективных и пр.). Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Этотфакт подчеркивает необходимость тщательного наблюдения за левшами с точкизрения проявления у них аллергии, тиков, энуреза, страхов и бессонницы,эндокринных отклонений и особенности полового созревания.
Г.Г. Аракеловым и Е.К.Шоттом были выявлены особенности стрессовых реакций у правшей и левшей.Определенные различия между правшами и левшами как на эмоциональном и наповеденческом уровне, так и на уровне организации мозговых процессов позволяютпредположить, что и стрессовая реакция у них будет развиваться по-разному.Исходя из данных о большой эмоциональной неустойчивости левшей и подверженностиих различным психическим и невротическим заболеваниям, можно предположить, чтоони менее стрессоустойчивы, чем правши, что объясняется различными механизмамистрессовой реакции на уровне ЦНС. Правое полушарие различные исследователисвязывают со стрессом, за счет того, что там есть структуры, запускающиестрессовую реакцию, тогда как работа доминантного полушария обеспечивает общуюактивность организма. Поскольку у левшей правое полушарие является ведущим, уних и появляется такая функциональная асимметрия, которая не наблюдается у правшей.С другой стороны, у правшей происходит активация обеих полушарий, поэтомуфункциональная асимметрия не наблюдается. В исследованиях стрессовая реакциянаходит свое отражение в изменении ритмики ЭЭГ, мощности синхронности иасимметрии, при этом при стрессе происходит сглаживание индивидуальныхразличий..
Эмоциональные особенностилевшей необходимо учитывать при обучении детей в школе. В какой-то естественныедля леворуких детей затруднения по русскому языку и математике в первых классахшколы ре уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться давлением,жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помароки ошибок. В ответ появляются утомляемость и забывчивость — как результатперевозбуждения, перегрузки левого полушария и вместе с тем, заметныраздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения — этокак следствие недостаточной активности (торможения) ведущего, правогополушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении. Если у невротикапреобладает активность правого полушария, то будут истерические проявления иневроз страха. Волнение и страхи возбуждают правое, и так более активноеполушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха. Высокийуровень активации правого полушария оказывает, в той или иной мере, тормозящеевлияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не силах найтиправильное решение, рациональный выход из создавшегося положения, и чем большебудут давить на ребенка, чтобы он «все понял», «все осознал» — тем меньше онбудет реально способен к этому. Помощь не должна выражаться в «железной»логике, назиданиях и «морали», а в своего рода психологической разгрузке.Ребенку нужно отвлечение от его нерадостных дум, «выплескивание» накопившихсячувств и переживаний, яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции ивозврат к чувству радости жизни. Это и есть путь к излечению детей, страдающихневрозом страха.
При истерическом неврозенервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоциональнозначимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких илиавторитетных для него лиц. И здесь физиологическое отражение невроза будеттаким же, как и при неврозе страха — деятельность ведущего правого полушариябудет чрезмерного возбуждения, а левого заторможена. Выразится это частойраздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью. Этимкрайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям такженеобходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительныхкачеств и художественных задатков. Одновременно нужно устранить конфликтныеситуации в семье, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми,эмоционально насыщенными и жизнерадостными. Учитывать своеобразие детей, ихповышенную эмоциональность и художественную одаренность — и не пытаться«коллективизировать» их чувства и желания, приспособить их к требованиямбольшинства. Из-за этого происходит нивелирование, а то и потеряиндивидуальности, детской самобытности и таланта.
Левшам нелегко даетсявсе, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса надругой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса).Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого видадеятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов вспонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. Удетей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и вдальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута,замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения,падежных соответствий и т.п.
Вместе с тем ребенокпрактически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевойпродукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки.Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярчевнешней.
Это подтверждается и темфактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийногомышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучшесвоих сверстников. Только нельзя торопить ребенка, необходимо дать ему время«войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения.
У левшей очень слабыдинамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, вкоторых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если этидвижения несинхронны). Часто дети жалуются, что им «мешают руки и ноги», еслиприходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец. Ненадо торопить ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например,что-то рисовать и слушать. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Дажевзрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременноразговаривать с кем-то – сплошная мука для них, потому что они постояннососредотачиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощьмаленьким левшам, нужно во время утренней зарядки давать им как можно большеупражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, например,имитация плавания кролем. Отработать с ними вместе каждое движение отдельно илишь постепенно наращивать темп.
Самые сильные впечатленияот контакта с ребенком-левшой — отсутствие, у него каких бы то ни былопространственных навыков: их нет ни во внешнем, ни во внутреннем плане. Улевшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В ихмире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любомнаправлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно этораспространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать,вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать слюбой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, напространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность,т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения. Ребенок не всостоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги,вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточноместа.
Маленький левша оченьнастроен на приближение внешнего пространства к своему уровню: нигде больше неувидишь таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Иногда это кончаетсяплачевно: постоянно разворачивая, так и эдак образец для копирования исобственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшей, ребенок,не умея еще охватить сложную, многокомпонентную фигуру целиком, в результатемногочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам, в конце концов, непонимает, что у него получилось и как ему это удалось.
У левшей становление техили иных звеньев, параметров психической деятельности может бытьтрансформирован. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваютсябыстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.
Формирование уребенка-левши пространственных представлений – одно из важнейших условийповышения его достижений. Первым шагом должна стать маркировка левой рукиребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик. Таким образом, этодаст левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством– ведь оно строится в начале от его собственного тела, а уж потом превращаетсяв абстрагированные пространственные представления.
Ни в коем случае нельзяпытаться абстрагировать внешние пространства, объясняя что-либо левше. Он вседолжен пощупать, прочувствовать свои телом, руками. Поэтому, начиная обучатьего буквам и цифрам, нужно дать ему в руки пластилин и проволочку. Пусть«сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры, буквы. В этот архитектурныйпроцесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире –уже» и т.п… Ребенок-левша не всегда, точнее сказать – очень редко, понимает вабстрактных формулировках, что значит «зад – перед», «над – под», «в – на».Рекомендуется проговорить это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно.
Психическое развитиелевшей сопровождается характерной и устойчивой тенденцией к псевдоигнорированиюими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точкизрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: отвратаря, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворота, особенно часто в тотугол, который от него слева. Тоже – при игре в бадминтон, теннис и т.п.
Родителям и педагогамизвестно, что кризис освоения внешнего пространства (в том числе«зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту, они ужезабывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированностьпространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именнопоэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания. Такимобразом, леворукие дети имеют некоторые психические особенности, отличающие ихот праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, таки родителям в домашней обстановке.
2.2 Трудности адаптациилеворукого ребенка к школьной среде
Дети,принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболееустойчивых индивидуальных характеристик, определяющих школьные трудности,относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрии. Наиболее остройпроблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональнойорганизации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости,скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. ИсследователиМ.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состоянияздоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода,внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе. Согласноисследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходяттрудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации,школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.
Периодшкольной адаптации довольно продолжителен по времени — 4-6 недель, но родители«отводят» на адаптацию своих детей не больше 1-2 недель, а учителя — 2-3 недели [5; с.138].
В этот периоддля ребенка трудно все: следующие друг за другом новые уроки, значительнаястатическая нагрузка, незнакомые дети, что осложняется характерологическимичертами леворукого ребенка: повышенной эмоциональностью, впечатлительностью,высоким уровнем тревожности, неуверенностью в себе, трудностями осуществлениязрительно-моторных координаций, нарушениями пространственного восприятия. Этоткомплекс отрицательных воздействий школы осложняется нецелесообразнымпереучиванием, что нередко ведет к появлению ранних детских неврозов. Насильственноепереучивание может стать причиной не только школьной дезадаптации, но инарушением психического благополучия детей.
Наиболеечасто в практике школы встречаются проявления симптоматики астеническогоневроза:
— нарушениесна;
— нарушениеаппетита;
— головныеболи;
— страхи;
— энурез;
— заикание;
— тики,навязчивые движения;
— повышеннаявозбудимость, раздражительность;
— вестибулярные расстройства;
— различныегиперестезии (повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам);
— двигательнаярасторможенность или заторможенность.
Донедавнего времени, леворуких детей в семье и в школе пытались переучивать. Одиниз мотивов, которым руководствовались родители и учителя, таков: весь бытовоймир приспособлен под правую руку, и, переучив малыша, они помогут ему избежатьмногих проблем и неудобств. Иногда даже, чтобы переучить левшу, левую рукуребенка привязывают к туловищу.
Конечно,можно заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить егобиологическую суть нельзя.
Произвольнаясмена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмыдеятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.
Наиболеечастым негативным последствием является астенический невроз, при которомотмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкоеснижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон,раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективныереакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы.
Умальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственнырасторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек болеехарактерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно частолеворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со сторонывоспитателей и родителей. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нетновых стрессов, они могут исчезнуть.
Нередкоу леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особеннов семьях, где родители тревожно относятся к этому «недостатку». Когдавзрослые при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действияправой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а родителирасценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. Витоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи.
Бывает упереученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи(энурез) и тики — навязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ,наморщивание лба с подергиванием носом).
Крометого, у детишек могут проявиться истерические неврозы. Перед уходом в детскийсад или накануне какого-нибудь важного, волнующего события у малыша можетвозникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: ребенок с громким плачемпадает навзничь, беспорядочно колотя по полу руками и ногами.
Фактическисамой главной проблемой школьной адаптации леворуких детей является трудностьобучения письму (реже — письму и чтению вместе). Результаты исследованийС.Ортона показывают, что именно недостаточная специализация левого полушария,то есть выполнение им и речевых и зрительно-пространственных функций приводит ктрудностям обучения. Эти трудности выражаются в специфических множественныхошибках — оптической дисграфии при письме и чтении и оптической дислексии.Учителями отмечаются у этих детей нарушения почерка: тремор (дрожание линии),неправильное начертание букв, искажение оптического и кинетического образа,пространственного расположения элементов букв, зеркальное письмо.
Таким образом следуетсделать вывод, что для того, чтобы снять проблемы обучения у маленькоголеворукого ребенка или эти проблемы предупредить, необходима тренировкапространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти, мелкой моторики. Носамое главное, очень важно воспринимать ребенка таким, какой он есть,воспитывать в нем индивидуальность и требовательность к себе.
2.3Зеркальные феномены. Феномен обратной последовательности. Феноменпредвосхищения
В силуфизиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходедвижения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми безособого труда. Зеркальные формы деятельности давно привлекали внимание ученых.Так названы эти формы деятельности потому, что выполняющий сейчас письмо илидвижения, чтение и восприятие левша может выглядеть как зеркальное отражениеправши, выполняющего ту же деятельность.
Давно обращено вниманиена то, что у леворуких встречается зеркальное письмо. У большинства детей в возрастеот 3до 7 лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, и оно являетсянеобходимым этапом овладения письмом. Но все же в литературе больше описанийзеркального письма у леворуких. Зеркальное письмо реализуется справа налево.Переставляют местами правые и левые детали букв, редко- верхние и нижние.
Чтение текста возможнопри его отражении в зеркале и обычном чтении слева направо. Пространственноеположение букв перевернуто на 180*. Может быть полным или частичным, когдазеркально пишутся только некоторые буквы. Зеркальное письмо выявлено у 11%школьников, чаще у мальчиков, чем у девочек. У переученных детей левшей ономожет обнаруживаться в состоянии утомления, сниженного внимания.
Зеркальности в моментписьма многие левши не осознают.
Зеркальное чтениевстречается реже, чем зеркальное письмо. Под названием «зеркальное» описываютсяразличные варианты чтения. Наиболее частым является чтение зеркальнонаписанного теста. Левша прочитает такой текст столь же быстро, как любойдругой обычно написанный текст. Но такое чтение не всегда сопутствуетзеркальному письму. Некоторые из левшей пишут зеркально, но прочитатьнаписанное не могут.
По сравнению с зеркальнымписьмом в литературе несравненно меньше уделено внимания зеркальным движениям.Зеркальные движения, каки зеркальное письмо, часто не осознаются лицом, их совершающим. Не осознаетсяпротивоположная их направленность в пространстве. Зеркальные движенияпроявляются чаще в сочетании с трудностью пространственных представлений,различения правого и левого, ориентировки и восприятия пространства вообще.
Зеркальное рисованиечасто проявляется у детей. W. Stern отмечал «выворачивание» пририсовании в детстве: «верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левоеменяются местами, причем ребенок не чувствует неправильности и даже не замечаетее». Чаще зеркально рисуется субъектом предмет, отсутствующий непосредственноперед рисующим, но знакомый ему по прошлым восприятиям. У рисующего зеркальноимеют место зеркальные ошибки и в восприятии, и в представлении [11; с.106].
К представленнымфеноменам можно добавить зеркальное представление, когда у левшей в моментмысленного представления отсутствующий непосредственно перед ним предметзеркально отображен в сознании. Все эти феномены говорят о том, что деятельность(в момент письма, рисования, чтения, восприятия, представления, совершениякакого-либо движения) у левши организуется в пространстве как бы, наоборот, посравнению с теми же видами деятельности у правши [19; с.97].
Феномен обратнойпоследовательности устной и письменной речи состоит в способности выговариватьзвуки и писать буквы в слове в обратном порядке, т.е. так что первые звуки и буквы оказываютсяпоследними, а последние-первыми.
У левшей можно наблюдатьфеномен предвосхищения. Левша будто способен с помощью органов чувстввоспринимать события будущего времени. Невозможность феномена предвосхищения управшей и возникновение у них лишь ощущения «уже увиденного» объясняетсяорганизацией парной работы полушарий мозга правши во времени таким образом, чтоправое полушарие функционирует в настоящем с опорой на прошлое время и внебудущего времени; этому сопутствует функционирование левого полушария внастоящем времени с обращенностью в будущее. Недоразвитиеоптико-пространственного гнозиса затрудняет ориентировку ребенка в тетради, врабочей строке. Он путает правую, левую стороны, верх и низ, с трудом находитнужную строчку.
Глава 3 Исследованиелеворукости
Мною было обследовано 28учащихся СОШ №4, г. Моршанска в возрасте 7-12 лет, в том числе 13 мальчиков и15 девочек. Для определения функциональных асимметрий учащихся проводился набортестов и проб, объективный многопараметрический контроль сенсомоторной асимметрии.Так, для определения ведущего глаза использовалось четыре пробы: пробуРозенбаха, зажмуривание одного глаза, сравнение размеров двух одинаковых круговотдельно каждым глазом и диоптическую экспозицию. Для выявления ведущего ухаотмечала к какому уху первоначально обследуемый подносит наручные часы длясравнения громкости тиканья, и с какой стороны тиканье кажется более громким.Для выявления доминантной руки применялось 11 проб: какой рукой обследуемыйпишет свое имя и фамилию, берет карту, часы и динамометр, проводили кистевуюдинамометрию, анализировали переплетение пальцев рук, «позу Наполеона»,тест вытянутых перед собой рук, аплодирование, замечали какой рукой испытуемыйловил подброшенный вверх мяч, лучше рисовал круг и квадрат с закрытыми глазами.
Ведущую ногу выявляла с помощьюшести проб: обследуемым предлагали закинуть ногу на ногу, подпрыгнуть на однойноге, сделать шаг назад и вперед, встать на стул на колени и сойти со стула, изположения ноги вместе пройти вперед с закрытыми глазами по прямой (отмечалиотклонение от прямолинейного движения), забить ногой мяч между ножек стула.
Результаты исследованияпозволили разделить обследуемых на пять групп, отличающихся степеньювыраженности признаков праволатеральности (рис.1). От первой к последующимгруппам нарастали показатели праволатеральности: лица первых двух групп имелине более одного, третьей группы — не более двух, четвертой группы — три, пятойгруппы — все обобщенные правосторонние показатели.
/>/>
Рис. 1 Распределение учащихся с различным латеральным фенотипом
I группа. Лица спреобладанием леволатеральных показателей.
II группа. Амбидекстрыили «обоюдорукие», то есть, те, у кого обе руки развиты одинаково.
III группа. Лица сосмешанными показателями сенсорной асимметрии.
IV группа.Преимущественно праволатеральные.
V группа. Абсолютныеправши
В ходе изучениямедицинских карт обследуемых и последующего анализа среди представителейразличной латеральности, обнаружилось, что у здоровых реже, чем у больных,представлены левые асимметрии всех изученных парных органов (слух, руки,зрение).
Из представленнойгистограммы (рис.2) видно, что у здоровых детей по слуху, зрению и рукам леваяасимметрия встречается реже, чем у больных подростков почти в два раза. Хотянельзя категорично утверждать, что левые признаки характерны только для больныхлюдей.
/>
Рис. 2. Распределениелеволатеральной ассиметрии среди больных и здоровых детей
Много праворуких здоровыхлюдей являются левосторонними в функционировании других парных органов. Вчастности, при изучении асимметрии слуха и зрения у здоровых детей намиобнаружено 22% учащихся с левосторонним функционированием парных органов.
Нами была выявленаразница в процентном распределении профиля межполушарной асимметрии средиздоровых детей. Среди здоровых девочек правый профиль асимметрии выявляетсячаще, чем у здоровых мальчиков, тогда как смешанный профиль чаще у мальчиков,чем у девочек.
Таким образом, можносделать следующие выводы: распределение латерального фенотипа выявило большееколичество преимущественно праволатеральных учащихся и лиц со смешаннымипоказателями сенсомоторной асимметрии. Исследование профиля межполушарнойасимметрии показало, что левая сенсомоторная асимметрия чаще встречается средишкольников, имеющих отклонение в здоровье.
Неоднородность школьниковпо показателям межполушарной асимметрии, наличие большого процента лиц слевополушарной асимметрией среди больных учащихся свидетельствует онеобходимости дифференцированного подхода в обучении. Полученные результатысвидетельствуют о важном прогностическом значении профиля межполушарнойасимметрии для разносторонней оценки свойств личности, а учет и контрольпоказателей латерального статуса испытуемых является необходимым звеномвалеологического обследования.
Учет индивидуальныхособенностей межполушарной асимметрии позволит создать каждому ребенкублагоприятную психоэмоциональную атмосферу, что будет способствовать укреплениюего физического здоровья, и тогда за образование ребенку не придетсярасплачиваться ценой собственного здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изложенного очевидно,что межполушарнаяасимметрия является одной из причин леворукости у детей. Ведущую рукуопределяет контралатеральное полушарие, у правшей – левая, у левшей – правая.Зная, какая рука у человека ведущая, можно сказать не только какое полушарие«управляет» ею, но и предсказать особенности организации высших психическихфункций. Функциональное различие правого и левого полушарий влияют напротекание различных психических функций.
В зависимости от того,какое полушарие является доминантным будут определяться особенности восприятия,эмоциональной сферы, речи, мышления, памяти, деятельности человека.
Многие родителиинтересуются, имеют ли какие-то отличия левши от правшей и кто из них лучшеадаптируется в школьной среде и получает более высокие отметки. Дети-левшибудут учиться намного лучше своих праворуких сверстников, если до началазанятий, в подготовительный период, то есть в детском саду, с ними будетпроведена определенная обучающая работа, в противном случае они будут отставатьот правшей. Это связано со специфичностью переработки информации левшей.
Если речь идет не остопроцентном левше, а именно о леворукости, то леворукость связана не с полнымзеркальным смещением функций левого и правого полушария, а лишь с некоторыми.Поэтому леворукие дети в чем-то могут уступать праворуким сверстникам, а вчем-то их превосходить.
Леворукие дети имеют рядпсихических особенностей, которые необходимо учитывать при обучении детей вшколе.
Леворукие дети испытываюттрудности связанные с необходимостью быстрого переключения с одного процесса надругой (или с одного вида манипуляций на другой в рамках одного процесса), речьможет быть недостаточно развернутой, замедленна, встречаются моментынеправильного построения предложений, могут страдать пространственные навыки.
Формирование у ребенкапространственных представлений – одно из важнейших условий повышения егодостижений. Следует также учитывать эмоциональную неустойчивость леворукихдетей, низкую стрессоустойчивость. Особого внимания в процессе школьногообучения заслуживают проявления зеркальной деятельности у леворуких детей.
Наиболее важной проблемойшкольного обучения является выбор руки, которой ребенок будет писать. Всесвойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой распределенияфункций между правым и левым полушарием головного мозга. Поэтому выбор рукиопределяется не желанием ребенка, а его мозговой организации.
Насильственноепереучивание леворуких детей, а тем самым принудительное изменение сложившейсясистемы работы головного мозга ведет к нежелательным последствиям.
Для того, чтобылеворукому ребенку было максимально комфортно в окружающем его праворуком миреи оградить от лишних трудностей, необходимо выявить и понять его особенности.
В ходе исследования курсовойработы были обнаружены определенные отличительные признаки леворукого ребенкаот праворукого. А именно то, что у них более высокий уровень наглядно-образнойпамяти, и более высокий уровень развития кинетического праксиса. Хотя чистотеоретически можно было бы предположить, что результаты обследования могли былибыть положительными, так как, правое полушарие ответственно занаглядно-образную память, а левое за произвольную память.
Следует сказать о том,что паритет в третьем тысячелетии между правшами и левшами может бытьвосстановлен. Среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно,что ученые заговорили даже о некой «эпидемии» леворукости. Как бы то ни было,уже сегодня каждый десятый житель планеты левую руку предпочитает правой. Азначит, к проблемам этого таинственного меньшинства стоит присмотретьсяповнимательнее.
Списокиспользованных источников
1) Аракелов, Г.Г.Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей Текст/ Е.К. Шотт.: ВестникМосковского университета сер.14, 2004. — № 2 -319 с
Аракелов Г.Г., Шотт Е.К., Лысенко Н.ЕОсобенности стрессовой реакции у правшей и левшей. Вестник Московскогоуниверситета сер.14, 2004. — № 2 -319 с.
2) Айрапетянц, В.А.Леворукость у детей и подростков [Текст] / В.А. Айрапетянц. — М.: «Просвещение»,1987. – 232 с.
3) Безруких М.М.,Князева М.Г. Если ваш ребенок — «левша». — Тула: Актоус, 1996. — 78с.
4) Безруких М.М.Леворукий ребенок в школе и дома. — М.: Просвещение, 1995. — 88 с.
5) Безруких М.М.Леворукий ребенок: Тетрадь для занятий с детьми. Методические рекомендации. — М.: Вентана-Граф, 2001. — 64 с.
6) Безруких, М.М. Леворукийребенок в школе и дома [Текст] / М.М. Безруких. – Екатеринбург, 1998. – 261 с.
7) Безруких, М.М.Почему учиться трудно [Текст] / С.П. Ефимова, Б.А. Круглов. – М.: «Семья ишкола», 1995. – 237 с.
8) Безруких М.М.Трудности обучения письму в начальной школе. — М.: Новая школа, 1996. — 106с.
9) Березин, Ф.Б.Функциональные моторные ассиметрии и психомоторные отношения [Текст] / Ф.Б.Березин. – М.: «Просвещение», 1956. – 154 с.
10) Блинков, С.М. Афазия и зеркальноеписьмо у левшей при поражении левого полушария. Журнал невропатологии ипсихиатрии [Текст] / Т.А. Карасева. – М.: Медицина,1956. — №12 – 1772 с.
11) Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Л. Функциональнаяассиметрия человека. М, 1988
12) Брагинский, В.А. Левши. Будь здоров[Текст] / В.А. Брагинский. – М.: «Триада – Х», 2000. — №2- 66 с.
13) Гладкова Т.Д. Явления симметрии иассиметрии у человека в признаках дерматоглифики // Вопросы антропологии. – 1962.– №10. – с. 44-54
14) Данилова, Н.Н. Физиология высшейнервной деятельности [Текст] / Крылова. А.Л. — Ростов-на-Дону: «Альфа», 2002.– 478 с.
15) Доброхотова, Т.А. Загадканеправорукого меньшинства человечества [Текст] / Н.Н. Брагина. — М.: Знание,1980.- 134 с.
16) Доброхотова Т.Л., Брагина Н.Н. Левши.- М.: Книга, 1994. — 240 с.
17) Заводная Ж. Н. Педагогическаяподготовка студентов к работе с леворукими детьми. – Кубань: Кубанскийгосударственный университет (КубГУ), 1999.
18) Капустин, А.А. Детская леворукость ипроблема воспитания левой руки Русская клиника [Текст] А.А. Капустин. – М.:«Медицина», 1924 — Т. 71 №3 – 349 с.
19) Калягин, В.А. Некоторые особенностистановление пространственной ориентации при леворукости // Проблемы медицинскойпсихологии [Текст] / Г.М. Сумченко. — М.: «Медицина», 2002. – 234 с.
20) Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическаядиагностика и коррекция младших школьников [Текст] / Н.К. Корсакова. – М.:«ИнтелТекх», 1994. – 63 с.
21) Москвин В.А. Проблема леворукости внейропсихологии и педагогике // Актуальные проблемы гуманизации образования. –Оренбург: Изд-во ОГУ, 1996, с. 34-35
22) Нечаев, В.Н. Здоровье [Текст] / В.Н.Микадзе. – М.: «Медицина», 2000. — №1- 36 с.
23) Полонская, Н.Н. Нейропсихологическаядиагностика детей младшего школьного возраста: учебное пособие для студентоввысших учебных заведений [Текст] / Н.Н. Полонская. – М.: «Академия», 2007. –192 с.
24) Семенович, А.В. Нейропсихологическаядиагностика и коррекция в детском возрасте Текст А.В. Семенович. – М.: «Просвещение»,2001. – 231 с.
25) Сердюковская, А.В. Охрана здоровьядетей и подростков и психогигиена леворуких // Леворукость у детей и подростков[Текст] / А.В. Сердюковская. М.: Медицина, 1987.- 78 с.Симерницкая Э.Г., Московичюте Л.И.,Семенович А.В Письмо у переученных левшей.
26) Справочник по психологии и психиатриидетского и подросткового возраста Текст Под редакцией С.Ю.Циркина. – СПб.:«Питер», 2000. – 745 с.
27) Федосова, Н.А. Обучение письмулеворуких детей // Начальная школа, [Текст] / Н.А. Федосова. – М.: Знание,1987. — №12 – 46 с.
28) Членов, Л.Г. Леворукость [Текст] /Л.Г. Членов. М.: Медицина, 1960. – Т.15 – 306 с.
29) Чуприков А.П., Казакова С.Е. Частотаи клиническая характеристика неврозов у леворуких детей в условиях переучивания// Леворукость у детей и подростков. – М.: ВНИИ гигиены детей и подростков,1987. — с. 90-100
30) Чуприков, А.С. Клиническиеособенности неврозов у леворуких детей // Журнал невропатологии и психиатрии[Текст] / С.Е. Казакова. М.: Медицина, 1985. — №10 – 152 с.
31) Шотт Е.К., Аракелов Г.Г., ЛысенкоН.Е Особенности стрессовой реакции у правшей и левшей. Вестник Московскогоуниверситета сер.14, 2004. — № 2 -319 с.
ПриложениеА
Определение ведущей руки
Существует несколькоспособов определения ведущей руки. Один из них – опросник, второй –экспериментальное тестирование в деятельности при выполнении детьми бытовых играфических действий.
Вариант тестирования,предложенный сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.Г. Князевой иВ.Ю. Вильдавским. Эти тесты содержат игровые задания, подобранные с учетомспособов манипулирования, свойственных детям дошкольного и младшего школьноговозраста. Можно начать тестирование следующими словами: «Сейчас мы с тобойпоиграем» или «Давай-ка мы поработаем, вместе: я буду давать тебе задания, а тыпостарайся их хорошо выполнить». Все приспособления, пособия, предметы надоположить перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правойи левой руки.
Первое задание –рисование. Положите перед ребенком лист бумаги и карандаш, предложите емунарисовать то, что он хочет. После того как он закончит, попросите егонарисовать то же самое другой рукой. В этом задании учитывается не только какойрукой ребенок работает, но и при работе какой рукой лучшее качество выполнениярисунка.
Второе задание –открывание небольшой коробочки, например спичечного коробка. Ребенкупредлагается несколько коробочек. Задание: «Найти спичку в одной из коробочек».Ведущей рукой будет считаться та рука, которая совершает активные движения:закрывает, открывает, вынимает спичку.
Третье задание –построение колодца из спичек. Ведущая та рука, которая более активна, выполняетвсе действия.
Четвертое задание – играв мяч. Нужен небольшой (можно теннисный) мяч, который можно бросать и ловитьодной рукой. Мяч кладется на стол прямо перед ребенком, и попросить ребенка какможно точнее бросить его в какую – то заранее начерченную цель несколько раз.Ведущая та рука, которой ребенок бросает мяч.
Пятое задание – вырезаниеножницами по контуру рисунка на любой открытке. Ведущая та рука, которойребенок держит ножницы.
Шестое задание –нанизывание бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой. Ведущей считаетсята рука, которая выполняет активные движения вне зависимости от того, в какойруке иголка. Активное движение может осуществляться как рукой с иголкой, так ирука держащая и насаживающая бусинку или пуговицу на иголку.
Седьмое задание –выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек напузырьках. Предлагают два-три пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая тарука, которая совершает активные движения (крутит крышку или пузырек).
Восьмое задание — развязываниеузелков. Предварительно нужно неплотно завязать несколько узелков (на небольшомрасстоянии) на шнуре средней толщины. Ведущая та рука, которая развязываетузелок.
Девятое задание –«Построй из кубиков дом, машинку, крепость и т.д.». В этом задании оцениватьведущую руку труднее, чем в предыдущем, так как этот вид работы дети выполняютобычно двумя руками. Поэтому надо наблюдать какой рукой чаще он берет,укладывает, поправляет кубики.
Десятое задание — «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тестдолжен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверхуложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
/>
«Поза Наполеона» — складываниерук на уровне груди
Принято считать, что управшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье
/>
Для того чтобы иметьобъективные результаты выполнения каждого задания, в ходе исследованиязаполнять протокол.
Ф.И.О., дататестирования, возраст классЗадание Левая рука Правая рука Обе руки
№ 1
№ 2
№ 3
+
+ +
После выполнения каждогозадания нужно поставить знак плюс в графу «левая рука», если ведущей была леваярука, или в графу «правая рука», если ведущей была правая рука. В том случае,когда ребенок одинаково действовал и правой и левой рукой, нужно поставить плюсв графу «обе руки».
Еще один очень важныйвопрос необходимо выяснить и занести в протокол: имеются ли у ребенкародственники-левши, можно сделать это в процессе бесед с родителями. Приналичии семейной леворукости знак плюс заносится в графу «левая рука», приотсутствии – в графу «правая рука». Леворуким будет считаться тот ребенок, укоторого в графе «левая рука» больше плюсов.
Если ребенок одинаково хорошовладеет и правой и левой рукой, то выбор руки для письма будет определяться нетолько тем, какой рукой он рисует и пишет, но и тем, каково качество рисунка илевой и правой рукой.
Немецкий исследовательФ.Кречмер предлагает для определения рукости попросить ребенкапродемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопаткой,почистить зубы, толкнуть палкой шарик, достать книги с полки, открытьзамок-молнию, зажечь спичку, вынуть пробку из ванны и т.д. Если ребеноквыбирает для выполнения всех заданий левую руку, при этом его движения легче иточнее, то он — левша.
Очень часто десятизаданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действуетболее активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания,например, из тех, которые предлагает французская исследовательница М.Озьяс:
1. Зажечь спичку (мы нерекомендуем это задание).
2. Почистить обувьщеткой.
3. Вставить стержень вотверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку накатушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду изодного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой внебольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру«Дартс»).
/>
7. Отвинтить гайку рукой(ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали(пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во флакон с узким отверстием).
/>
9. Проколоть дырочки влисте бумаги (5—6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластикомпредварительно нарисованные крестики.
/>
11. Продеть нитку виголку.
/>
12. Стряхнуть с себясоринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки вузкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинкуложкой из стакана.
15. Позвонить вколокольчик.
16. Закрыть, открытьзастежку-молнию.
17. Выпить воду изстакана.
/>
В тех случаях, когдаопределить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12 — 14.Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценитьпревосходство одной руки над другой.
ПриложениеБ
Функциональные различиялевого и правого полушарияЛевое Правое восприятие
дискретно
аналитико-рассудочное
речи (смыслового аспекта)
высоких звуков.
целостное
эмоционально-чувствительное
музыки, а также шумов низких звуков переработка информации
более медленная
в понятиях
словесно-знаковологическая
последовательность
более быстрая
в образах
мгновенный, чувствительный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире эмоции
волнение, чувство наслаждения, счастья
преимущественно внутреннего (импрессивного) плана
страх, печаль, гнев, ярость и другие отрицательные эмоции
преимущественно внешнего (экспрессивного) плана сознание центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами, чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды
центр подсознательных и бессознательных психических процессов
Чувство единения, общности, слитности с природой и людьми мышление
скорее рациональное
абстрактно-логическое,
программируемое
индукция (выделение частного)
оперирование цифрами, математическими формулами и другими знаковыми системами
скорее эмоциональное
наглядно образное, интуитивное, спонтанное
дедукция (образование общего)
использование ощущений, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров речь
центр языка и речи, знаковых систем
смысловая сторона речи
чтение и счет, письмо, опора на согласные
интонационная сторона речи
мимика, жестикуляция при речи, опора на гласные память
на цифры, формулы, слова
произвольная
последовательность событий и их вероятностные свойства
прогноз будущего
зрительно-наглядная, образная, эмоциональная
непроизвольная
текущее, реальное время
информация о прошлом интеллект
вербальный (словесный),
логический компонент,
приверженность теории
невербальный, интуитивный компонент,
приверженность практике деятельность
большая двигательная активность
ориентация во времени
Интровертированный характер общения
меньшая двигательная активность
ориентация в пространстве,
слежение за движущимися предметами,
управление движениями, чувство тела
экстравертированный характер общения