Федеральное агентствопо образованию
Омский государственныйпедагогический университет
Факультет специальнойпедагогики и психологии
Кафедра специальнойпсихологий
Контрольнаяработа по дисциплине
«Психологическоесопровождение и коррекционно педагогическая работа с детьми-сиротами»
Тема: Особенности развития игровой деятельности старших дошкольников вучреждениях для детей, лишенных родительской опеки
Омск 2010г.
Содержание
1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
2 Актуальность данной темы
3 Изучение игровой деятельности детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей
Заключение
Литература
1 Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
сирота игроваядеятельность дошкольник
К числудетей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался безпопечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительскихправ. Признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными,объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующейвыполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местахзаключения и нахождения их под стражей в период следствия. Отсутствие родителейдолжно быть подтверждено соответствующими документами:
Копиисвидетельства об их смерти.
Копии решенийсуда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестноотсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.
Копииприговора суда об осуждении родителей.
Медицинскийдокумент о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своихобязанностей.
Документ,подтверждающий то, что ребенок был подкинут.
Материалы орозыске родителей и другие.
Этидокументы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числадетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материальногообеспечения и льгот. В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающийлишение ребенка родительского попечения. Только в отношении одного родителя, адругой родитель длительное время не принимает участия, в содержании и воспитанииребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание, в детскоеинтернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся кчислу детей, фактически оставшихся без попечения родителей
2 Актуальность к данной теме
Сложившаясясоциально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числадетей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условияхраспространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей,жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически вырослоколичество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы — причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей. К концу 1998года число детей, находящихся на полном государственном обеспечении, достигло620 тысяч. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей,неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот — домов ребенка,детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д.
Вместе стем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, чтопомещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворенияего основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развитияребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учрежденияявляется его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и еесохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг,создать и сохранить свою семью. Однако только с середины двадцатого векасоциальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост отказанаблюдается во многих странах мира (Франция, Испания, Италия и другие). ВРоссии социальные сироты составляют абсолютное большинство детей, оставшихсябез попечения родителей (95%), а 60 % детей были рождены матерями в возрасте от16 до 19 лет.
В последниегоды в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падениеусловия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому,что дети “вытесняются на улицу”, и как следствие этого большой рост беспризорности.За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства послепервоймировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. Идаже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их труднопринять как естественные.
Социальноесиротство — это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирототносятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статусаони имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях.Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускныхучреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом,каждый десятый кончает жизнь самоубийством.
Всевышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимостьобращения к данной теме.
3 Изучениеигровой деятельности детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
Материалывключают в себя методики изучения игровой деятельности дошкольников,сравнительный анализ полученных данных об игровой деятельности как нормальноразвивающихся детей, так и детей с задержкой психического развития,воспитывающихся в различных социальных условиях. С целью изучения особенностиигровой деятельности детей старше дошкольного возраста был проведен констатирующийэксперимент, в котором приняли участие 50 нормального развивающихсявоспитанников дошкольных учреждений, 50 воспитанников с ЗПР дошкольных учрежденийкомпенсирующего вида и 50 воспитанников с ЗПР детских домов Северо — Восточногоокружного управления Департамента образования г. Москвы. Возраст от 5лет6месяцев до 6лет 6 месяцев.
Констатирующийэксперимент состоялся из двух серий заданий:
· Первая серия – направлена на выявление индивидуальных игровыхпредпочтений ребенка (интервью « Игровые предпочтения»).
· Вторая серия – направлена на изучение игровых умение детей всюжетно-ролевой игре (стандартизированное наблюдение).
В первойсерий эксперимента использовалась адаптивная методика. Детям предлагалосьответить на вопросы. Кроме того, оценивались: особенности установленияэмоционального контакта с взрослым, понимание вопросов, качество ответов.
Во второйсерий эксперимента изучались игровые умения детей дошкольного возраста.
Исследованияв первой серий заданий.
Отметим,что все нормального развивающиеся дети приняли задание, вступили вэмоциональный контакт с экспериментатором, тогда как большая часть детей с ЗПР,как воспитанников коррекционных групп, так и воспитанников учреждений длядетей-сирот, при общении со взрослыми формально отвечали на вопросы.
Проанализируемигровые предпочтения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в учрежденияхдля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
· Утвердительно выразили свою любовь к игре не все дети-сироты, 18%детей затруднялись отвечать на вопросы.
· Большая часть детей-сирот и их сверстники из ДОУ, предпочитаютиграть в группе; 22% детей не смогли ответить на этот вопрос.
· Больше половины детей предпочитают играть в подвижные игры,ролевые игры и игры с отдельными предметами, а их нормально развивающиесверстники предпочитают ролевые игры, 24% детей-сирот затруднялись отвечать.
· Дети-сироты чаще всего выбирали роли людей «дочки-матери»,«мальчики и девочки», четвертая часть детей выбирала роли люде разнойпрофессий, роли животных в игре предпочитали почти половина детей-сирот, адетей с нормой значительно меньше.28% не ответили на вопрос.
· Дети- сироты отдали предпочтения играм с педагогами, а четвертаячасть их сверстников из ДОУ предпочитают играть с педагогом
Выводы попервой серий эксперимента.
Если длянормально развивающихся дошкольников характерно активное проявление игровыхинтересов, а у дошкольников с ЗПР из ДОУ отмечается качественное своеобразиеигровых предпочтений, то для дошкольников с ЗПР, воспитанников учреждений длядетей-сирот, чаще отмечается несформированность игровых предпочтений. Дляигровых предпочтений детей-сирот характерны: повышенная ситуативность,отсутствие стойкого интереса к сверстнику, желание играть с воспитателем,затрудненность процесса понимания обращенной речи, наличие сопровождающей речипримитивно — фиксирующего характера( бедность словаря, обилие штампов всамостоятельной речи).
Исследованияво второй серий заданий
В протоколефиксировались наличие и характер интереса к игре; содержание роли и характерролевого поведения ребенка; речевое сопровождение своего игрового действия;эмоциональные проявления ребенка во время игры; отношение ребенка к кукле какзаместителю человека; игровое и реальное взаимодействие ребенка со сверстником.Проанализируем игровые умения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР вучреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
· Они могут предложить сверстникам тему игры, но она не отличаетсяновизной, оригинальностью; они чаще, чем дети из дошкольных учреждений,пассивно принимают темы игр сверстников.
· Большая часть детей-сирот, играя в привычные игры, стараются необсуждать в ходе игры своих действий с партнерами. Они предпочитают игратьодни, тогда как «домашние» дети играют редко.
· В старшем дошкольном возрасте характерными для них остаютсяусловные действия предметного характера, тогда как большая часть нормальногоразвивающих детей в ходе игры обмениваются с партнерами ролевыми условнымидействиями.
· В сюжетно ролевых играх они почти не используют словесное ролевойситуаций, чаще предпочитают ее проигрывание
· Неумеют принимать позицию партнера по игре, трудной является сменаролевого поведения, характерно отсутствие желания изменять свое ролевоеповедение в процессе игры.
· Испытывают трудности в придумывании роли для нового участника.
· Редко проявляются эмоциональное отношение в игре.
Выводы повторой серий эксперимента
Популярнаятема в игре у девочек – «семья», «больница», «магазин», у мальчиков – «шофер»,при этом формирование сюжетная игра часто сводится к однотипным предметнымдействиям к цыпочке сюжетных действий связанная с обыгрыванием определеннойигрушкой. Для многих детей характерна индивидуальная форма игры с игрушкойсоответствующая сюжету. Ролевые игры встречаются редко. Игровая деятельностьстарших дошкольников – сирот с ЗПР не соответствует возрастному уровню.
В ходеисследования обнаружилось, что дети практически не используют профессиональныеи общественные сюжеты игр. Заметно, что у детей быстро угасает интерес к игре:они начинают и не заканчивают одну игру, берутся за другую. Часто дети неспособны соблюдать самостоятельно правило игры, владеть своим поведением,сдерживать свой непосредственные желания следует отметить, что дети не могутдоговориться между собой о том, кто в какой роли будет выступать. Из-забедности и примитивности игры у детей не формируется коммуникативное общение.Дошкольники, не умеющие играть, не могут содержательно общаться, они неспособны к совместной деятельности, не интересуются нуждами и проблемамисверстников, часто проявляют агрессивность, отчужденность, врожденность ксверстникам.
Вывод
Согласнополученным данным игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста сЗПР в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, находится на низком уровне. Это подтверждается несформированностьигровых умений, фрагментарностью и неустойчивостью игровых предпочтений, скудностьюпредставлений об окружающем мире, что во многом может быть связанным сотсутствием адекватных психолого-педагогических условий, приоритетной позициейзадача обучения дошкольников, что неизбежно ведет к вытеснению игровойдеятельности из жизни детей. Формирование игровой деятельности не является впедагогике самоцелью, в данном случае оно выступает как специальнаяпедагогическая задача. Игровая деятельность в системе воспитания и обучениядетей – сирот с ЗПР будет иметь коррекционную направленность в том случае, еслиее становление будет соответствовать специфическим образовательным потребностямэтих детей и занимать определенное место в комплексном коррекционно-развивающемвоздействий.
Литература
1. Дефектология № 1 2008год.
2. Дети – сироты: Консультированиеи диагностика развития. Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.- С. 6-28.
3.Выгодский Л.С. Игра и еероль в психическом развитий ребенка. Вопросы психологии. – 966.- № 6. – С. 61-62.