Реферат по предмету "Ботаника и сельское хоз-во"


Проблемы развития малого бизнеса в аграрной сфере

Оглавление
Введение
Глава 1. Сущность предпринимательства и его виды
1.1 Понятие предпринимательства и его виды
1.2 Малый бизнес и его особенности развития в аграрной сфере
Глава 2. Проблемы малого бизнеса в аграрной сфере в период кризиса2008 — 2010г.
2.1 Проблемы кредитования малого бизнеса
2.2 Проблемы реализации сельскохозяйственной продукции
2.3 Программы, меры правительства по поддержке малого бизнеса
2.3.1 Отраслевая целевая программа по поддержке малого бизнеса ваграрной сфере
2.3.2 Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия
2.3.3 Помощь в кредитовании малому бизнесу
Заключение
Список литературы

Введение
Предпринимательство- одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночнойэкономики предпринимательство получило широкое распространение и составляетподавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Россиипоявились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией загосударством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешлив частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляетмалый и средний бизнес.
В своейработе я буду рассматривать развитие малого бизнеса и его особенности ваграрной сфере. На сегодняшний день в России существует немало проблем,связанных с данной темой. Основные проблемы, о которых я буду подробноговорить, это кредитование малого бизнеса и реализация сельскохозяйственнойпродукции.
Актуальнасегодня тема мирового финансового кризиса, которые оставил свой след на всехсферах деятельности человека, включая и малые предприятия, и аграрную сферу.Хотя, как утверждают специалисты, он не сильно повлиял на них.
ГосударствоРоссийской Федерации составляет различные программы по поддержке малогобизнеса, как в промышленности, так и в аграрном секторе. Здесь я буду разбирать«Отраслевую целевую программу», составленную Правительством РФ для поддержкикрестьянских фермерских хозяйств и малых форм хозяйствования.
Целью моейработы является определение малого предприятия, как неотъемлемого звенаэкономики страны и как основной инструмент развития аграрного сектора России, атакже проблем, препятствующих его развитию, и их решения.
Глава 1. Сущность предпринимательства и его виды 1.1 Понятие предпринимательстваи его виды.
Среди многих факторов социально-экономического прогресса вбольшинстве стран мира, важную роль в современных условиях играет предпринимательствои субъекты, которые его осуществляют, — предприниматели. Выяснению сущностипредпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наукауделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, понятие «предпринимательство»(как и все другие экономические категории) постоянно пополняется элементаминового содержания, которое предопределяет необходимость его системногоизучения. Понятие «предпринимательство» впервые ввел в научное обращениеанглийский ученый Ричард Кантильен. Он рассматривал его как особуюэкономическую функцию, важной чертой которой является риск.
Французский экономист Жан-Батист Сей утверждал, что предпринимательдействует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, владеет при этомзнаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т.п.
Известный английский экономист Адам Смит рассматривал предпринимателякак владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего ссобственной заинтересованностью предпринимателя (личным обогащением), впроцессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективномуудовлетворению нужд общества. С этой целью предприниматель сам планирует иорганизовывает производство, распределяет полученные доходы. Другой английскийэкономист Давид Рикардо усматривал в предпринимателе обычного капиталиста.Аналогично оценивал роль предпринимателя Карл Маркс.
Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX в.английский экономист Алан Маршалл, выделив организацию производства, а современем предпринимательскую способность к такой организации как отдельныйфактор производства (вместе с работой, землей и капиталом).
Более полную характеристику предпринимательства приводят в своихработах американский экономист Йозеф Шумпетер, и английский — Фридрих Хаек. Намысль И. Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях:
1)реформирование и коренная перестройка производства вследствиевнедрения новых видов техники и технологий, создание новых товаров, освоениеновых рынков, источников сырья;
2) использование научных разработок, маркетинга и др.
Выполнение функций предпринимательства зависит от хозяйственно-политическойсреды, которой определяет его возможности, виды, мотивацию.
Поэтому основные функции предпринимателя, за Й. Шумпетером, — этоизготовление нового блага или старого нового качества; освоение нового рынкасбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового методапроизводства; соответствующая реорганизация производства. Предпринимателем, поего мнению, может быть не только капиталист, владелец, а и управляющий.Наибольшей мерой обособленности собственности от управления (а итак и отпредпринимательства) оказывается в гигантских акционерных компаниях.
Ф. Хаек связывал предпринимательство, прежде всего с личнойсвободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своимиспособностями, знаниями, информацией и доходами.
/>/>Предприниматель стремится оптимально использовать эти компоненты, учитывая,прежде всего ситуацию на рынке (перспективность относительно инвестирования,спроса и предложения определенной области экономики, уровень цен и др.),изыскать наилучшие средства для удовлетворения собственных и общественных нужд.По мнению американского экономиста П. Самуельсон (1915), предпринимательствосвязано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком соригинальным мышлением, которая добивается успешного внедрения новых идей.
Отмечается, что предпринимательство — это самостоятельная,инициативная, на собственный риск деятельность относительно производствапродукции, выполнения работ, предоставления услуг и занятия торговлей с цельюполучения прибыли. Основными принципами, за которыми осуществляется предпринимательство,такие:
1) свободный выбор деятельности на добровольных началах;
2) привлечение к предпринимательской деятельности имущества исредств юридических лиц и граждан;
3) самостоятельное формирование программы деятельности, выборпоставщиков и потребителей произведенной продукции, установление ценсоответственно расходам производства с соблюдением действующегозаконодательства;
4) свободный наем работников;
5) привлечение и использование материально-технических,финансовых, трудовых, естественных и других ресурсов, использование которых незапрещено или не ограничено законодательством;
6) свободное распределение прибыли, которая остается послевнесения платежей, установленных законодательством;
7) самостоятельное осуществление предпринимателем(юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности;
8) использование любым предпринимателем надлежащей ему доливалютной выручки на собственное усмотрение.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательскойдеятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов,связи предпринимательской деятельности с основными стадиямивоспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:
· производственное;
· коммерческо-торговое;
· финансово-кредитное;
· посредническое;
· страховое.
1.Производственное предпринимательство
Предпринимательствоназывается производственным, если сам предприниматель непосредственным образом,используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию,товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующейреализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственноепредпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственнойпродукции производственно-технического назначения, потребительских товаров,строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные ибытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет.В широком смысле слова производственное предпринимательство есть созданиелюбого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностьюбыть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственноепредпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурнаяперестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развитияпроизводственного предпринимательства. Существующий риск не реализациипроизведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы ипошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства.Также развитие производственного бизнеса в России сдерживаетсятруднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей ислабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей,наличием более доступных и легких источников дохода.
Между тем, именнопроизводственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете, оносможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий кперспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственноепредпринимательство.
2.Коммерческое (торговое) предпринимательство
Производственный бизнестесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надопродавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развиваетсякоммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российскогопредпринимательства.
Принцип организацииторгового предпринимательства несколько отличается от производственного, таккак предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца,продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю(покупателю). Особенностью торгового предпринимательства являетсянепосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителямитоваров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательствоохватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся кобмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основукоммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операциикупли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы иресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Сфера официальногокоммерческого предпринимательства — магазины, рынки, биржи, выставки-продажи,аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. В связи сприватизацией государственных торговых предприятий значительно возросламатериальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возниклиобширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построивмагазин, организовав свою торговую точку.
3.Финансово-кредитное предпринимательство
Финансовоепредпринимательство — это особая форма коммерческого предпринимательства, вкотором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальныеденьги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемыепредпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеетсяв виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли,хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающийвсе многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценныхбумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовойпредпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретаетосновной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег,иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателяденежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателямза плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этихденежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
Финансово-кредитноепредпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокиеисторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.
Для организациифинансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная системаорганизаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютныебиржи и другие специализированные организации). Предпринимательскаядеятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется какобщими законодательными актами, так и специальными законами и нормативнымиактами Центрального банка России и Минфина РФ.
4.Посредническое предпринимательство
Посредничеством называютпредпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продаеттовар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарногообмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник — это лицо(юридическое или физическое), представляющее интересы производителя илипотребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вестипредпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени(по поручению) производителей или потребителей. В качестве посредническихпредпринимательских организаций на рынке выступают оптовыеснабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, вкакой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническаяпредпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтомупредприниматель — посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитываястепень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача ипредмет предпринимательской деятельности посредника — соединить двезаинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать,что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказаниеподобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
5.Страховое предпринимательство
Страховоепредпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии сзаконодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба врезультате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья,жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договорастрахования. Страхование заключается в том, что предприниматель получаетстраховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах.Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаясячасть взносов образует предпринимательский доход.
Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковыхвидов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательскойдеятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям,предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию принаступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития встране цивилизованного предпринимательства.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин.Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность жепредпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой ипризнаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностьюхозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственнымриском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсовдеятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
По своей экономической природе предпринимательство неразрывносвязано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойствохозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечьдополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще неявляется источником предпринимательства. Он становится таковым, когдапревращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производстводля обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.
Стремясь к повышению доходности ресурсов, предпринимательприбегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевиднойформой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещениена рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход.Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общаяформула более сложного по содержанию процесса повышения эффективностииспользования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышенияэффективности применения ресурсов является комбинирование факторовпроизводства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального вариантасочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторамипроизводства, предприниматель не просто обеспечивает переход к болееэффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях,обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессеиндустриализации экономики комбинирование на основе «принципазамещения» становится определяющим фактором извлечения дохода, а «духрационализма» пронизывает все содержание предпринимательства иотождествляется с ним.
В то же время было бы непростительным упущением сводить сутькомбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов.Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающихустойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либопричинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля повыполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предпринимательначинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельныеэлементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации,изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержаниефункции комбинирования шире «принципа замещения», а само оно можетвыступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов. 1.2 Малый бизнес и егоособенности развития в аграрной сфере
Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что вселюди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать,что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малогопредпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас –это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый человек, еслисам не вовлечён в систему предпринимательства, то хотя бы осведомлён о ней.
/>Существует немало подходов к определению сущности понятия «малыйбизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективноговосприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевойпринадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, онпредставляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц — малыхпредпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур ииграющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. Вболее узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частноепредприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям,прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственнойважности.
/>По данным мирового банка, в законотворческой практике различныхгосударств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу.Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которымотносятся следующие: численность персонала; размер уставного капиталапредприятия; финансовые показатели предприятия; вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которойпредприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённаясхема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочныекритерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательствав Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральныйзакон 209-ФЗ «О поддержке малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации». В соответствии с этим законом, в России основнымикритериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия ивыручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считаетсямикропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы сперсоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласноопределённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым,и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
К субъектам малогопредпринимательства законом отнесены внесенные в единый государственный реестрюридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (заисключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а такжефизические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальныхпредпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства,соответствующие условиям:
1. Для юридических лиц –суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном(складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должнапревышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерныхинвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия,принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2. Средняя численностьработников за предшествующий календарный год не должна превышать предельныезначения средней численности работников для каждой категории субъектов малогопредпринимательства.
3. Выручка от реализациитоваров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансоваястоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальныхактивов) за предшествующий календарный год не должна превышать определенныезначения, установленные Правительством Российской Федерации для каждойкатегории субъектов малого предпринимательства.
4. Вновь созданныеорганизации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели икрестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором онизарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства,если их показатели средней численности работников, выручки от реализациитоваров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимостиосновных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня ихгосударственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные впунктах ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года.
Что касается развитиямалого предпринимательства в аграрной сфере, то здесь наряду свышеперечисленными законами, юридическое регулирование осуществляется на основенормативных актов аграрного законодательства.
Среди этих актовнеобходимо отметить федеральный закон № 264 от 29.12.06 «О развитии сельскогохозяйства», который определяет в целом аграрную политику современного российскогогосударства и является головным интегрированным законодательным документом. Набазе этого закона формируется вся система аграрного законодательства, в основекоторой преобладают нормы о предпринимательстве.
Под системой понимаюторганизацию экономической деятельности малых форм хозяйствования в аграрнойсфере в кооперации с крупными комплексами холдингового типа и корпорациями наоснове договоров, в том числе договоров контрактации, а также посамостоятельному, независимому ведению агробизнеса.
При планировании развитиямалого предпринимательства в сельском хозяйстве необходимо брать за основу дваосновных показателя. Во-первых, увеличение производства сельскохозяйственнойпродукции – сырья и продовольствия в каждом субъекте Российской Федерации и, вконечном счете, обеспечение продовольственной безопасности современногороссийского государства. И, во-вторых, обеспечение доходности и повышениеблагосостояния сельских жителей, выражающиеся в достижении уровня среднейзаработной платы, существующего в промышленности.
Мировой опыт развитиясельского хозяйства показывает, что наивысшие результаты по производительноститруда возможно достичь лишь в крупных фирмах, где используются самые новейшиедостижения в селекции сельскохозяйственных растений и животных. В такихорганизациях всегда самое современное оборудование и техника, а такжеинновационные технологии.
В принципе и российскоеаграрное производство сегодня ориентировано на формирование крупных холдинговыхкомпаний во главе с организацией-инвестором.
Разница между российскимии зарубежными крупными компаниями в аграрной сфере заключается в том, чтозарубежные агрофирмы работают в комплексе с большим количеством потребительскихкооперативов, которые оказывают заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие,сбытовые и иные другие услуги для головной коммерческой организации. Вкомплексе с ними трудятся и малые формы хозяйствования, занимающиесяпроизводственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации экономикиосновного узкоспециализированного аграрного производства крупной структурыагробизнеса, или на условиях договора контрактации продукции.
В России же агрохолдингии другие крупные агроформирования практически на сто процентов выполняют самивсе производственные, обслуживающие и другие функции, что является не всегдаэкономически эффективно и выгодно.
В связи с этим в сельскомхозяйстве Российской Федерации имеется реальные возможности развития малых исредних форм предпринимательства совместно с крупными агрохолднигами. Какуказывалось выше, малое и среднее предпринимательство в аграрной сфере вбольшей степени связывается с сельскохозяйственными кооперативами, какпроизводственными, так и потребительскими; крестьянскими (фермерскими)хозяйствами; личными подсобными хозяйствами граждан. Но, на наш взгляд, вправовом положении этих субъектов сельскохозяйственной деятельности имеютсяопределенные юридические вопросы, требующие законодательного урегулирования.Если крупные субъекты аграрного производства изначально являются коммерческимиорганизациями и созданы для занятия предпринимательской деятельностью, тосельскохозяйственный потребительский кооператив, а тем более личное подсобноехозяйство – не коммерческие организации.
Так, сельскохозяйственныепотребительские кооперативы в соответствие со ст.4 закона «Осельскохозяйственной кооперации» по своему юридическому статусу не должны бытьориентированы на систематическое получение прибыли. Их цель – оказание услугглавной своей организации и на условиях гражданско-правовых договоров другиморганизациям и предприятиям аграрной сферы.
Как пишет профессор БелыхВ.С. – предпринимательская и хозяйственная деятельность — это перекрещивающиесяпонятия. Не всякая хозяйственная деятельность может считатьсяпредпринимательской.
В соответствии с нормамифедерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» (статья 2)сельскохозяйственные потребительские кооперативы – перерабатывающие, сбытовые(торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие,заготовительные, садоводческие, огороднические, животноводческие признаютсясельскохозяйственными товаропроизводителями. Это дает им юридическое основаниедля занятия предпринимательской деятельностью, но извлечение прибыли не должнобыть отражено в их Уставах.
Предпринимательскаядеятельность некоммерческих организаций может выполнять только вспомогательнуюфункцию, т.е способствовать достижению уставных целей этих некоммерческихорганизаций.
Анализируя нормы закона«О сельскохозяйственной кооперации», мы обнаруживаем, что там нет ни однойнормы, регламентирующей именно предпринимательскую деятельностьсельскохозяйственных потребительских кооперативов. То есть налицо нестыковкимежду законами «О сельскохозяйственной кооперации», «О малом и среднемпредпринимательстве в Российской Федерации» и нормами Гражданского Кодекса РФ.Эту проблему необходимо решить на законодательном уровне, дабы исключитьразночтения в указанных федеральных законах.
Крестьянское (фермерское)хозяйство в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ (глава III) являетсяразновидностью индивидуальной предпринимательской деятельности. В то же время,согласно федеральному закону от 11.06.03 «О крестьянском (фермерском)хозяйстве» КФХ как организация без образования юридического лица осуществляетсовместную предпринимательскую деятельность всех членов хозяйства, а неиндивидуальное предпринимательство его главы. Глава фермерского хозяйства невправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемуюот своего имени вне связи с интересами коллектива. Крестьянское (фермерское)хозяйство обязано вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операцийкак индивидуальный предприниматель. Это особенно важно в случаях полученияльгот по кредитованию, при заключении договора лизинга и других финансовыхвзаимоотношений с государственными органами исполнительной власти.
Как и в случае ссельскохозяйственным потребительским кооперативом у крестьянского (фермерского)хозяйства в настоящее время проявились проблемные вопросы. С одной стороны, поГражданскому Кодексу РФ фермерские хозяйства относятся к индивидуальнымпредпринимателям. С другой стороны, по законам «О крестьянском (фермерском)хозяйстве», «О развитии сельского хозяйства» и «О малом и среднемпредпринимательстве в Российской Федерации» к предпринимательской деятельностифермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства,которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческимиорганизациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. По закону,фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и (или) группой лиц,находящихся в родстве или свойстве. Очевидно, что надо определить правовойстатус фермерского хозяйства, созданного одним человеком и группой лиц.
Это важно для того, чтобыв соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 22июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ,услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»определить к какой категории относится конкретное фермерское хозяйство. Или это– микропредприятие, или малое предприятие или среднее предприятие.
За последние 2-3 годаруководство аграрным сектором экономики страны и в субъектах РоссийскойФедерации развитие отечественного сельского хозяйства связывает с активнымвовлечением в сельскохозяйственную деятельность личных подсобных хозяйствграждан. Причины здесь понятны. Раз в ходе реформ и преобразованийликвидированы крупные хозяйства, и по этой причине произошел спад аграрногопроизводства (по объему производства продовольствия страна отброшена на 40-50-лет назад), то на слуху должны быть хоть какие-нибудь сельскохозяйственныетоваропроизводители. Хотя, объективности ради привлечения внимания к личнымподсобным хозяйствам и, особенно, их экономическая поддержка, будетспособствовать повышению благосостояния сельских жителей и это имеет серьезноесоциальное значение. Но вернемся к юридическому статусу личного подсобногохозяйства. В соответствии с федеральным законом от 07.07.03 ст. 2, личноеподсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производствуи переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином илигражданами и совместно проживающими с ним членами семьи в целях удовлетворенияличных потребностей на земельном участке (придомовом или полевом). Согласностатье 3 закона «О личном подсобном хозяйстве», регистрация ЛПХ не требуется.
Сказанное выше означает,что личное подсобное хозяйство по закону не может быть субъектомпредпринимательства, ибо оно не отвечает нормам Гражданского Кодекса РФ (п.1ст.2), так как не регистрируется в качестве предпринимательской структуры.Действительно, бабушка Мария или дед Степан, прожив 80 лет в своем доме,полагали, что это их место жительства, среда обитания. Трудясь на своемпридомовом участке, они обеспечивали себя и своих членов семьи овощами идругими продуктами питания. Но им и в голову не приходило, что они занимаютсяпредпринимательской деятельностью и являются сельскохозяйственнымитоваропроизводителями.
В другом случае работникиагрохолдинга или иной крупной сельскохозяйственной организации, отработавдобросовестно на производстве, во вторую смену и в выходные дни еще должныработать на своем ЛПХ. Но ведь никому не придет идея предлагать работникузавода взять на дом станок, чтобы во вторую смену поточить детали. Послетрудового дня заводской работник отдыхает. И только сельский житель почему-тообязан работать на износ, чтобы в статистических отчетах числились сотни тысячсубъектов сельскохозяйственной деятельности, создавая иллюзию эффективноразвивающегося отечественного сельского хозяйства. Но у личного подсобногохозяйства есть действительно важная задача – вовлечь в активную трудовуюдеятельность трудоспособных жителей сельских населенных пунктов. В связи сликвидацией аграрного производства, многие трудоспособные граждане не могутиметь работу и у них остаются три пути: или уезжать из родных мест, илиработать где-то вахтовым методом, или заниматься производствомсельскохозяйственной продукции на базе своего личного подсобного хозяйства.
Таким образом, налицосуществует правовая проблема приведения законодательства о ЛПХ в соответствие сфактическим положением. По-видимому, для дедушек и бабушек, владельцев ЛПХ,государство должно создать достойные условия для жизнедеятельности и обеспечитькачество их жизни.
Для тех же ЛПХ, владельцыкоторых решили заняться сельскохозяйственной деятельностью, надо определить ихстатус как аграрных предпринимателей в соответствии с существующим ГражданскимКодексом РФ.
И наконец, надо болеечетко определить грани между ЛПХ и фермерским хозяйством, так как в обоихслучаях эти хозяйствующие структуры используют в качестве своих членовродственников или свойственников. Эти хозяйства семейно-трудового типа. Нерешив законодательно юридический статус личного подсобного хозяйства,по-видимому, не правомерно говорить о предпринимательской структуре ЛПХ.
И еще одна мысль. Чтобыне придумывать новый статус личного подсобного хозяйства, может вернуться ктеме организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Все мы помним, какиеорганизационные и экономические условия начали создавать в нашей стране послевыхода закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года.Была утверждена Целевая программа развития КФХ, создана ассоциация крестьянских(фермерских) хозяйств и кооперативов. Фермеров обучали внутри страны и зарубежом. К сожалению, в этой работе не все было гладко и не все задачи удалосьдовести до логического завершения. В результате в настоящее время фермерство встране постепенно ухудшается и имеет устойчивую тенденцию к снижениючисленности КФХ. Между тем, крестьянские (фермерские) хозяйства являются самыминастоящими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве, и надотолько серьезно подойти к реанимации фермерства в Российской Федерации насовременном этапе экономического развития.
Если государстводействительно кровно заинтересовано в обеспечении своей продовольственнойбезопасности и, в связи с этим, в развитии отечественного сельского хозяйства,то наряду с экономической поддержкой холдинговых компаний и других крупныхсубъектов аграрного производства, необходимо по-новому подойти и к развитиюфермерства.
Предпринимательству какважнейшему фактору развития рыночной экономики альтернативы нет.
Но надо решить всеимеющие правовые проблемы, чтобы создать полноценные условия и юридическиегарантии для развития малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере ив целом в Российской Федерации.
Глава 2. Проблемы малого бизнеса в аграрной сфере в период кризиса2008 — 2010г. 2.1 Проблемы кредитования малогобизнеса
Дляразвития малого бизнеса частным предпринимателям часто не хватает собственныхденежных средств, поэтому они вынуждены обращаться за помощью в кредитные организации.В настоящее время кредиты для индивидуальных предпринимателей выдают множествобанков, но получить денежную ссуду для предпринимателя является очень большойпроблемой.
Какуверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предпринимателиже это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что прощезанять на «черном» рынке.
За последние три-четырегода объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отраслив заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Болееоптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенностирынка. Что же мешает его развитию?
Главной проблемой кредитования малого бизнесабанкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемойявляется отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являютсявладельцами ликвидного имущества.
Третий немаловажныйфактор – недоверие к малому бизнесу,испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцатилет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутацияхи кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне –небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чемкрупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года.Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немногоустойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.
С другой стороны, сегоднядалеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы смалым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковскихтехнологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработкуодного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования,затрудняющей точную оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса.Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно частоссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателейнедоступными по цене.
Нынешняя ситуация нарынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад,когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых врублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%,то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большаяредкость. Как правило, «малые» предприниматели могут рассчитывать накредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банказалога или надежных поручителей.
Очень мало шансов получить кредит упредприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами,ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющимизалога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственныхструктур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назватьпривлекательными: суммы небольшие – до 50 тысяч долларов (микрокредиты),эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), срокиограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемыпредпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можноликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведениятекущей финансовой деятельности.
Если же говорить о ссудахна более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей напять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговоекредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвоепревышать сумму кредита.
Но у малого бизнесазачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнесслабо развит [4].
Кредиты после начала кризиса стали выдаваться на иных условиях – под больший процент, под лучший залог и по значительноужесточенному выбору заемщиков.
Однако на кредитовании малого бизнеса кризис ликвидности сказалсяменьше всего. Банки отказываются от долгосрочных схем кредитования, сворачиваютипотечные программы, но не планируют лимитировать выдачу бизнес — кредитов. Вусловиях дефицита ресурсов сам процесс получения ссуды может несколькозатянуться, но это не повод отказываться от кредитования.
Малый бизнес сегодня поставлен в чуть более жесткие условия.Незначительно возросли процентные ставки: средняя цифра по бизнес -кредитамсоставляет 15-19% годовых. Причем идеальные, в глазах банка, заемщики, могутпретендовать на их снижение: клиентам с хорошей кредитной историей обычнопредоставляется скидка (обычно не более 1%). Устойчивое финансовое положение,прозрачная бухгалтерия, наличие ликвидного залога существенно облегчают маломубизнесу получение кредита.
В самых лучших условиях очутились так называемые постоянныеклиенты – организации и индивидуальные предприниматели, уже кредитовавшиеся вэтом банке. Банки делают ставку на увеличение числа таких клиентов, ипредлагают им более выгодные условия кредитов на бизнес – льготы по срокампогашения бизнес — кредита, меньшие требования к его обеспечению залогом,индивидуальное снижение процентной ставки[7].
Главной проблемой кредитования малого бизнеса в условияхсегодняшнего кризиса остаются короткие сроки бизнес — кредитов. Согласностатистике, более 80% кредитов малому бизнесу выдается на срок менее года. Длябольшинства организаций, особенно работающих в сфере торговли, неудобством этоне является: через год, выплатив взятую ссуду, можно получить новыйбизнес-кредит, и его условия, возможно, будут лучшими.
Для тогочтобы оказать поддержку малому бизнесу Правительство России и органы местногосамоуправления разработали определённые меры по поддержке малого и среднегобизнеса. Многие региональные власти предоставляют кредиты для индивидуальныхпредпринимателей по ставкам, которые намного ниже среднерыночных. Для тогочтобы получить подобный кредит, индивидуальный предприниматель также долженвыполнить ряд условий: например, малое предприятие должно работать вопределенной сфере бизнеса или предприниматель должен относиться к определённойвозрастной категории (молодёжное предпринимательство).
Также вомногих регионах действуют программы поддержки малого бизнеса, благодаря которымначинающие предприниматели могут получить беспроцентный кредит или грант,который может быть использован для покупки помещения или оборудования,пополнения основных или оборотных фондов, патентования изобретений или выплатызарплаты сотрудникам. Региональные власти также предлагают приватизировать иливыкупить на льготных условиях помещения, которые предприниматели занимали втечение долгого времени.
В любомслучае, для получения кредита для индивидуального предпринимателя владелецбизнеса должен тщательно разработать инвестиционный план, а также подготовитьэкономическое обоснование кредита, которое должно быть предоставлено вкредитную организацию [10].
 

2.2 Проблемы реализации сельскохозяйственной продукции
Высокийурожай зерна в 2008 и 2009 годах обернулся для многих его производителейбольшими проблемами — прежде всего, снижением цен. Из регионов приходятсообщения о том, что крестьяне не могут продать выращенный урожай по приемлемымценам. Кроме того, возникли проблемы и у покупателей зерна, которые не могутполучить кредиты.
Запоследнее время цены на зерно упали на 1,5-2 тыс. рублей за тонну. Так, ценапродовольственной пшеницы оказалась ниже 5 тыс. рублей за тонну. Хотясправедливая цена должна быть не ниже 6 тыс. рублей за тонну, учитывая, чтосебестоимость тонны зерна составляет до 3,5 тыс. рублей. После снижения ценырынок на какое-то время замер, но потом появились хозяйства, которые решилисьпродавать зерно по новой цене. Однако тут возникла новая проблема — у трейдеровне оказалось средств для покупки зерна.
Такжедалеко не у всех хозяйств имеются свои элеваторы. Пшеница в основном хранитсяна открытых токах, что отрицательно влияет на ее качество.
Кроме того,положение усугубляет финансовый кризис — мелкие зернопроизводители реализуютсвой товар для погашения кредитов, работая иной раз себе в убыток, отметил он.В это же время крупные предприятия удерживают зерно на хранилищах и выжидают.
Проблемы среализацией зерна привели к появлению в ряде регионов перекупщиков, которые, воспользовавшисьситуацией, предлагают скупить урожай за бесценок [11].
Обратнуюситуацию мы можем наблюдать на мясном рынке. Рассмотрим пример Алтайского краяна 2009 год. В общей структуре оборота розничной торговли в третьем квартале2009 года в Алтайском крае увеличилась доля продаж мяса птицы по сравнению саналогичным периодом 2008 года. Напрямую с ЗАО «Алтайский бройлер» работаюткрупные сети края, такие как «Мария-Ра», «Аникс», «Лента».
Крупные исредние мясоперерабатывающие предприятия имеют более 2 тыс. торговых точек, втом числе 110 собственных. ООО «БМПЗ» в Барнауле имеет 28 собственных фирменныхмагазинов, где реализует продукцию собственного производства. ОАО «Рубцовскиймясокомбинат» активно участвует и реализует продукцию собственного производствана ярмарках и праздниках, организованных Мясоперерабатывающие предприятияБарнаула поставляют на рынок города более 60% колбасных изделий.
ООО«Альтаир-Агро», ООО «Барнаульский пищевик», ОАО «Овчинниковский мясокомбинат»поставляют продукцию в крупные торговые сети.
Кроме того,ООО «МК Идеал-Эко», ООО «Барнаульский пищевик», ООО «Пищекомбинат Солнечный»,ЗАО «Алтайский бройлер», ОАО «Восход», ООО «Брюкке» поставляют мясную продукциюпо регионам Сибири. ОАО «Рубцовский мясокомбинат» и другие продолжают поставкумяса в СибВО и краевые бюджетные организации.
Ростзакупочных цен на сельскохозяйственное сырье как на мировом, так и на местномсырьевых рынках (мясное сырье) стал безусловным толчком для удорожаниясебестоимости производимых на территории края мясных продуктов, в структуре которойсырье занимает от 30 до 70% к конечной сумме.
В разрезегородов края в течение 2009 года наметилась тенденция стабилизациипотребительских цен на говядину и свинину, а по колбасным изделиям в среднемони увеличились на 1,3-3,5% соответственно (Табл. 1) [8].

Таблица 1. Средние цены напродовольственные товары по городам края за сентябрь 2009 года в рублях. Алтайский край Барнаул Бийск Рубцовск Говядина (кроме бескостного мяса) 153,33 153,18 153,54 153,50 Свинина (кроме бескостного мяса) 174,32 173,53 175,16 175,76 Куры 99,12 98,62 101,33 97,62 Колбаса полукопченая 224,30 222,14 230,79 222,23 Колбаса вареная, 1 сорта 164,07 163,12 165,18 165,66 2.3Программы, меры правительства по поддержке малого бизнеса
 
2.3.1 Отраслевая целеваяпрограмма по поддержке малого бизнеса в аграрной сфере
Отраслевая целеваяпрограмма «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых формхозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» (далее — Программа) должна статьинструментом реализации государственной стратегии устойчивого развитиякрестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и малых форм хозяйствования(далее – МФХ) в АПК России. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также ихустойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земельсельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственногопроизводства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решитьсоциально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетнымцелям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельностьМинистерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Программа разработана вразвитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства ирегулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на2008 – 2011 гг.», которая утверждена постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 14 июля 2007 года № 446.
Цельпрограммы — повышение производительности и устойчивости крестьянских(фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования.
Достижение вышеуказанной цели позволит достичь следующих результатов:
• увеличение объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских(фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования;
• повышение уровня жизнисельского населения;
• улучшение социальногоклимата в сельской местности;
• рост занятостисельского населения и снижение скрытой безработицы.
РеализацияПрограммы предусматривает увеличение доли и сбалансирование использованияимеющихся в России земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объемовпроизводства КФХ и других МФХ, улучшение социального климата и повышение уровняжизни сельского населения, технологическое обновление ведения сельскогохозяйства в целях повышения устойчивости и конкурентоспособности КФХ и МФХ,более полное использование предпринимательской творческой энергии сельскихжителей за счет стимулирования создания КФХ.
При этомбудет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорийи рост занятости сельского населения и снижения скрытой безработицы.Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через ряд актуальныхпроектов по кадровому обеспечению отрасли и в сфере НИОКР.
Важнейшуюроль в достижении ожидаемых результатов выполняет создание новых исовершенствование имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки КФХ и МФХ,создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки ихранения сельхозпродукции, а также стимулирование инноваций в деятельности КФХи МФХ.
Согласнорасчетам, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при текущемуровне поддержки государства КФХ и МФХ, 2008-2011 гг. в сложившихсясоциально-экономических условиях количество КФХ будет продолжать снижаться, аплощади земель сельхозназначения в их пользовании останутся на прежнем уровне.Улучшение социального климата и внедрение инноваций в деятельность КФХ и МФХможет потребовать десятки лет.
Длядальнейшего и более эффективного использования имеющегося потенциала развитияКФХ и МФХ необходима дополнительная государственная поддержка.
По итогамреализации данной программы социально-экономическая ситуация в секторе КФХ идругих МФХ должна улучшиться.
Созданиеусловий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения итранспортировки сельскохозяйственной продукции позволит решить проблему,связанную с тем, что значительная часть добавленной стоимостисельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и другими МФХ, достаетсяпосредническим структурам.
Кроме того,развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения итранспортировки сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и других МФХ,станет для них стимулом для наращивания объемов производства, снизит потери,связанные с её отсутствием.
Стимулированиеинноваций должно создать основу для повышения производительности и устойчивостиКФХ и других МФХ за счет использования передовых технологий ведениясельскохозяйственного производства, применения более высокопродуктивных породживотных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.
Повышениепривлекательности института КФХ станет стимулом для создания крестьянских(фермерских) хозяйств гражданами, желающими вести предпринимательскую деятельность.
Система программныхмероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмыгосударственного регулирования и поддержки развития МФХ в сельской местности.
Длясоздания условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки,хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции программойпредусмотрены некоторые меры.
С целью ликвидацииострого дефицита необходимых инфраструктурных объектов субсидируется 95% ставкирефинансирования на каждый проект (исходя из средней стоимости одного проекта20 млн. руб.).
Речь идет о реализации500 проектов в 81 регионе.
Ежегодные субсидии наодин проект стоимостью 20 млн. руб. составят 2,47 млн. руб. в год. Такимобразом, Программой предусмотрены субсидии в размере 3,705 млрд. руб., (2,47млн. руб. х 500 проектов).
Таблица 2. Ежегодныесубсидии в год на 500 проектов. Период  2009 год  2010 год  2011 год  Объем финансирования, млрд. руб.  1,235  1,235  1,235
По данным МинсельхозаРоссии в настоящие годы около 15% продукции ЛПХ и КФХ реализуется на рынке. Врамках данного мероприятия целесообразно обеспечить реализацию как минимум 20%продукции КФХ и другими МФХ через сельскохозяйственные потребительскиекооперативы.
Также необходимообеспечить условия, привлекательные для вступления большего числа КФХ и другихМФХ в кооперативы (20 %).
Увеличение обеспеченностиКФХ и СПоК складской инфраструктурой будет характеризоваться следующимипоказателями:
— зернохранилищ – на 50тыс. т. за 3 года (оценочно на 1,4 %);
— картофелехранилищ – на21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно на 41,65 %);
— овощехранилищ – на 6тыс. т. за 3 года (оценочно на 21,1 %) [5].
 
2.3.2Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Регулирование рынкасельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является пунктом VII,указанным в выше рассмотренной программе.
Регулирование рынкасельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с цельюповышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции,сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественныхсельскохозяйственных товаропроизводителей.
Основными задачамиуказанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонныхколебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, атакже создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции иразвития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.
За период реализацииПрограммы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсахрозничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012году до 70%.
Рынок зерна. Цельюосуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизациярынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировомрынке.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решение следующих задач:
— сглаживание сезонныхколебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей ипотребителей зерна;
— увеличение доходовсельскохозяйственных товаропроизводителей;
— стимулирование движениязерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.
Механизм реализациимероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных итоварных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.
Государственныезакупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральнымзаконом «О развитии сельского хозяйства» при снижении или росте цен нареализуемую сельскохозяйственную продукцию.
В основе залоговыхопераций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставкиопределенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы,отобранные на конкурсной основе.
В целях своевременногоосуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговыхопераций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляетсяразработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а такжемониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга ценпринимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, атакже залоговых операций на рынке зерна.
При проведении закупочныхинтервенций и залоговых операций предполагается участие только производителейзерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.
При проведении товарныхинтервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических июридических лиц независимо от организационно-правовой формы.
Рынок мяса. Цельюосуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышениеконкурентоспособности российской мясной продукции для обеспеченияимпортозамещения на внутреннем рынке.
Для достиженияпоставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественноймясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации,обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.
Механизм реализациимероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса ипредложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимальногопланирования структуры производства и потребления, а также возможное продлениедействия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.
Объем тарифных квот напериод после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозныхтаможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать порезультатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и сучетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению Россиик Всемирной торговой организации.
Предполагается такжеразработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартамиЕвропейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.
Рынок сахара. Цельюосуществления мероприятий по регулированию рынка сахара является обеспечениедальнейшего роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровнямаксимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счетсокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий дляповышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса иподдержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.
Для достижения поставленнойцели необходимо решение следующих задач:
— обеспечение роста долисахара, произведенного из российской сахарной свеклы, на внутреннем рынке;
— создание условий дляпривлечения инвестиций в свеклосахарный сектор.
Механизм реализациимероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса ипредложения сахара в целях оптимального планирования структуры производства ипотребления, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования импортасахара-сырца и сахара белого [6].
 
2.3.3 Помощь вкредитовании малому бизнесу
Дляразвития малого бизнеса правительство Российской Федерации вместе с органамиместного самоуправления выделяет гранты малому бизнесу, которые могут бытьполучены в 2010 году.
Какправило, сумма гранта не превышает 300 000 рублей, а получить грант на развитиемалого бизнеса в 2010 году может только предприниматель, которыйзарегистрировал свое предприятие не ранее, чем год назад. В отличие от кредита,грант не подлежит обязательному возврату, но очевидно, что в случае, если грантбудет использован не по целевому назначению, предприниматель создаст себенегативную репутацию, да и на дальнейшую помощь со стороны государства он врядли сможет рассчитывать.
Как нистранно, но предприниматель должен заплатить подоходный налог с суммы, которуюполучит в виде гранта малому бизнесу в 2010 году. Хотя, в настоящее время внекоторых регионах рассматривается вопрос об отмене данного налога.
Денежныесредства на гранты малому бизнесу в 2010 году выделяются как правительствомРоссийской Федерации, так и местными органами. В разных регионах выделяютсяразличные суммы на гранты малому бизнесу, несмотря на финансовый кризис, ихобщая сумма постоянно растёт. Например, в 2009 году сумма грантов, которая былавыделена в Алтайском крае, составила 25 миллионов рублей [3].
Субсидиималому бизнесу – 2010. Правительство Российской Федерации продолжаетосуществлять помощь малому бизнесу в соответствии с разработанной стратегией. Несмотряна финансовый кризис, субсидии малому бизнесу в 2010 году не сократились вобъёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Правительство Москвы планируетвтрое увеличить количество малых и средних предпринимателей, которые получатсубсидии на развитие бизнеса. По словам представителя мэрии Москвы, объемсубсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также ожидается,что целевая субсидия от федерального бюджета для малых предприятий составит 1миллиард рублей.
Другиерегионы Российской Федерации также предлагают предпринимателям различные виды дотацийдля малого бизнеса. Например, в республике Адыгея в настоящее время вреспублике действует около 3000 малых предприятий, на субсидии малому бизнесувыделено около 300 миллионов рублей. В Смоленской области начинающиепредприниматели могут рассчитывать не только на субсидии, но и на получениягранта для молодых предпринимателей.
Организациямалых предприятий является одним из наиболее эффективных способов созданиярабочих мест. Те предприниматели, которые будут готовы принять на работубезработных по направлению с биржи труда, получат субсидирование в размере 58,8тысяч рублей.
Несмотря наувеличение субсидий малому бизнесу в 2010 году, количество людей, которыеготовы открыть собственное дело в текущем году увеличилось незначительно.Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации иорганами местного самоуправления, многие россияне не спешат открыватьсобственные малые предприятия. Виной тому в большей степени является инертностьроссиян, которые предпочитают работать на крупных государственных предприятиях,а не в частном секторе, где самому приходится принимать множество ответственныхрешений [9].
Заключение
Исходя из цели данной работы, а именно: определение малого предприятия, как неотъемлемого звена экономикистраны и как основной инструмент развития аграрного сектора России, а такжепроблем, препятствующих его развитию, и их решения,были поставлены задачи для достижения данной цели. Они были выполнены напротяжении всей работы. В первой главе были рассмотрены теоретические основыпредпринимательства в целом, его сущность, понятие и виды, а также в процессеисследования пришли к выводу, что предпринимательство— это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поискнаилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с цельюизвлечения дохода и приумножения собственности.
Также в ходе работы было рассмотрено понятие «малый бизнес», егоюридическое регулирование и особенности развития в аграрной сфере.
Вторую главу я поделила на три составляющие части.
В первой части произведен анализ кредитования малогопредпринимательства и сделан вывод, что получить кредит малому бизнесу непросто, так как существует ряд факторов, которые препятствуют этому, а именно:непрозрачность российского малого бизнеса; отсутствие надежных залогов, так какбольшинство представителей малогобизнеса не являются владельцами ликвидного имущества; недоверие к малому бизнесу,испытываемое банками. Также по причине мирового финансового кризиса поднялисьпроцентные ставки и сроки выплаты остались сжатыми — кредиты выдаются меньше,чем на один год,- что в условиях кризиса является проблематичным фактором дляпредпринимателя.
Во второй части, изучаяпроблемы реализации сельскохозяйственной продукции — зерна и мяса, — можносделать вывод, что реализация зерновой продукции сегодня является большойпроблемой для фермеров, так как уровень цен на зерно снизился, апредприниматели не готовы продавать зерно по низким ценам. А реализация мяснойпродукции, на условия которой мировой финансовый кризис не повлиял, растет скаждым годом.В третьей части рассматриваютсяпрограммы и меры правительства по поддержке малого бизнеса. Основной такоймерой является отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских)хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы». Её цель — повышение производительности и устойчивости крестьянских(фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования и регулированиерынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Также правительство Российской Федерации для развития малого бизнеса дает помощьв кредитовании. Так, например, вместе с органамиместного самоуправления правительство выделяет гранты малому бизнесу, которые могут быть получены в 2010году.
Список литературы1. Гражданскийкодекс Российской Федерации2. КонституцияРоссийской Федерации3. http://altapress.ru/story/427954. http://business-credit-ru.narod.ru/kredit_problems.php.htm5. http://fermer.ru/6. http://www.agronews.ru
7. http://www.bizguru.ru/node/4238. http://www.doc22.ru/information/analysis/848-2010-01-26-07-24-389. www.kreditbusiness.ru/kreditovanie
10. http://www.kreditbusiness.ru/uslovie/289-kreditovanie-malogo-biznesa-v-uslovijakh-krizisa.html
11. http://www.krestianin.ru/articles/5602.php
12. http://www.prprenimatel.ru/predprinimateljstvo13. http://www.sherpaconsulting.ru/vidi_consulting/risk_consulting/vidi_predprinimatelstva.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.