Содержание
Введение
Глава 1.Психолого-педагогические особенности одаренного ребенка
1.1. Понятие иопределение одаренности у детей1.2. Развитие одаренного ребенка и его самооценка
1.3. Сложностипсихического развития одаренных детей.Глава 2. Одаренность ребенка как проблема
2.1. Особенность адаптации одаренныхдетей
2.2. Способы развитияличности одаренного ребенка
Заключение
Литература
Введение
«Человек, восприятиекоторого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» ЛетаХоллингзуорт
Личность — сложное образование, которое приобретаетсячеловеком в социокультурной среде в процессе взаимодействия с другими людьми входе совместной деятельности и общения. Степень сформированности различныхличностных образований, их развитие во многом определяет жизненный путьиндивида. Вместе с тем личностное становление определяется комплексом различныхфакторов: биологических, социальных, когнитивных и других. Развитиехарактеризуется количественными и качественными изменениями, порождаемымивнешними и внутренними условиями. Так известный психолог Б.Г.Ананьев пишет:''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов:наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания(вернее, многих видов направленного воздействия общества на формированиеличности), собственной практической деятельности человека. Эти факторыдействуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития'' (1, с. 44-45).
Личность является предметом изучения многихпсихологических исследований. Пути ее формирования в младшем школьном иподростковом возрасте изучались многими авторами в отечественной психологии(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский,А.В.Захарова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин,А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин идр.). Нередко красной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том,что личностные особенности оказывают существенное влияние на развитие другихпсихологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, чтоодаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепциитворческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать''одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и вискусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности,способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и ксамовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личностине только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством'' (5,с. 158). Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностныефакторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, К.Хеллер).
От уровня развития и сформированности личностизависит эволюция одаренности. Известный в психологии факт утраты яркихспособностей к моменту взросления ученые связывают и с особенностямиличностного развития. Важно не упустить тот момент, когда педагогическиевоздействия на индивида будут наиболее благоприятными. Многие авторыподчеркивают, что для становления одаренной и талантливой личности необходимоодобрительное отношение к ней со стороны социума.
Актуальность работы.Одаренные детинаходятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения состороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимаетсяокружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматриваетсякак аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникаюттрудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия виграх сверстников, которые им не интересны.
Одаренные дети опережают других вколичестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они большеулавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в техже условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поляих восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих.Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразнуюинформацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок с уязвимостью,рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризм приводит ктому, что они относят все происходящее на свой счет.
Цель данного исследования: выявить особенностиразвития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации.
Задачи:
— изучить литературу по данному вопросу;
— выявить специфику самооценки одаренного ребенка;
— рассмотреть особенности восприятия его окружающими;
— описать способы адаптации одаренного ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка литературы.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности одаренногоребенка
1.1. Понятие и определение одаренности у детей
ОДАРЕННОСТЬ — значительное по сравнениюс возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительноеразвитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]
Одаренность детей может быть установлена и изученатолько в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той илииной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенкасвязаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду,что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит увсех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.[2, c. 14]
Основная трудность выявления в пору детства признаководаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственноиндивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая уребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — этовнутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно устойчивойособенностью и на последующих возрастных этапах. Творческие устремленияребенка, продуцирование им новых ходов мысли также могут быть отнесены кпредвестникам одаренности, но это еще не факт, что они получат дальнейшееразвитие. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущихвозможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшегостановления одаренности. [2, c. 24]
Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе ипредпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены нато, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методовраскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности. [1, c. 78]
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способностив какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников вовсех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкийспектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детейприсущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. [3. c, 24]
Одаренных детей, как правило, отличает высокаялюбознательность и исследовательская активность. Психофизиологическиеисследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическаяактивность мозга. [2, c. 79]
Недостаток информации, которую можно усвоить ипереработать, одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение ихактивности чревато негативными реакциями невротического характера. Одаренныхдетей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственныесвязи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построениемальтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передачанейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, сбольшим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью,которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличаетспособность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умениешироко пользоваться накопленными знаниями. [3. c, 27]
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложнымисинтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многиеодаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумываютслова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемыесобытия, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренных детей также отличает повышеннаяконцентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в тойсфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразиеинтересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно,а также берутся за слишком сложные задачи. У них также есть расположенность кчетким схемам и классификациям. Например, они могут быть захвачены составлениемкаких-нибудь таблиц исторических фактов, дат, выписыванием в разнойпоследовательности привлекших их внимание сведений. [2, c.13]
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственномотношении свой возраст. Одаренность ребенка — это достаточно устойчивыеособенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего свозрастом интеллекта. 1.2. Развитиеодаренного ребенка и его самооценка
Важнейшим аспектом, определяющим развитие одаренности,психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируется наоснове субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернс считает,что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижению внутреннейсогласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источникоможиданий.
К.Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей вобретении ребенком положительного Я, основы личного сознания бытия незаменима,а позаботиться о физическом развитии, интеллектуальном росте или осовершенствовании его особого таланта могут и другие люди.
Школа оказывает существенное влияние на формированиеЯ-концепции ученика. В современной школе ценится умение соответствовать нормами правилам, заведенным в образовательном учреждении, верные ответы, хорошаяуспеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школеначинает испытывать давление со стороны.
Понимание своей непохожести выводит способного ученикаиз равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, каквсех, и это чувство заставляет думать о себе как о ''странном''. Возникаетчувство отчуждения, к которому мак восприимчивы одаренные дети. Ученик свысоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрыватьсвои возможности.
Р.Бернс считает, что школа, прежде всего, главныйценностью считает проявления вербального интеллекта, на другие способностипрактически не обращается внимания и ничего не делается для их развития. Такогорода таланты остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладаетинтеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой деятельности,что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих портребуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность,гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческогомышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня самовосприятия.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в егоспособности, признают его ценность как развивающейся личности, то это будетстимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будетреально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своейдеятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности длявнутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.
В становлении личности существенную роль играетсамооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной сторонежизни человека, так и в процессе формирования личности.
Отмечено, что уровень самооценки коррелирует схарактером творческой деятельности ребенка. Были изучены стили рисунков детей.У детей с высокой самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором,проявлялся творческий подход и оригинальность. Дети со средним уровнемсамооценки в своих работах были более скованы, менее выразительны. Школьники снизкой самооценкой рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась ихнеуверенность, закомплексованность. В рисунках были выявлены отчетливыеразличия в восприятии себя и окружающих.
Процесс обучения для детей становится процессомпостоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данномэтапе является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знанийо себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя,адекватно отзываться на оценку личностных качеств.
В исследовании А.В.Захаровой отмечается: ''Необходимоучить детей самостоятельно и аргументировано оценивать свои возможности, уменияи личные качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрениядругого человека; точнее, адекватнее и стабильнее оценивать свои знания иумения, проявляющиеся как в учебной, так и в трудовой деятельности. Большиевозможности для формирования у ребенка этих способностей представляет такжелюбая художественная деятельность ребенка, имеющая творческий характер''.
Для успешности деятельности необходимы поддержка,благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениватьсяреально, объективно. Отмечено, что для формирования у ребенка оптимальногоспособа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данныйфактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву дляразвития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действоватьэффективно и успешно.
М.Э.Боцманова и А.В.Захарова подчеркивают, чтонедостаточные знания ребенка о себе, их неполнота, несоответствиедействительности ведет к тому, что ребенок становится уязвимым перед внешнимиотрицательными оценками, что может стать блокиратором активности, формируетнегативное отношение к себе.
Психологи особо подчеркивают факт влияния мненияокружающих на процесс становления самооценки ребенка. Под воздействиемоценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинаетопределенным образом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь,учебной), к самому себе как личности.
Психологи отмечают, что дети с разным уровнемсамооценки обладают различными личностными качествами.
Так младшему школьнику и подростку с адекватнойсамооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора,коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственнойличности. Терпимы к критике.
Заниженная самооценка ведет к пессимистическомувосприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны,мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще болееугнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенны всвоих способностях.
Для детей с завышенной самооценкой часто характернывысокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность.Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита — этонападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственныевозможности.
Самооценка и характер ее изменений существенно влияютна ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формированиеодаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладаютзаниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренногоребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи.Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства,желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинамисамобичевания и самоунижения.
Факторы, которые оказывают подобное влияние насамооценку одаренного ребенка следующие:
· завышенныестандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающеев случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;
· чрезвычайновысокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих,критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этимтребованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;
· повышеннаячувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;
· ответнаяреакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая иинтеллектуальная одаренность может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);
· объективныеи субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив(эффект ''белой вороны''), феномены ''социального'' и ''эмоциональногодисбаланса'' (при которых высокий уровень интеллектуального и творческогоразвития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);
· несоответствиемежду высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков(феномен ''двигательного дисбаланса'').
Данные факторы не только способствуют возникновениюзаниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных вребенке способностей.
1.3. Сложности психического развития одаренных детей.
Положение о гармоничном психическом развитии одаренныхдетей неоднократно подвергалось пересмотру на протяжении всей истории психолого-педагогическогоизучения феномена детской одаренности.
Современные исследования показывают, что гармоничностьв развитии различных сторон психики одаренного человека является относительнойредкостью. [3, c. 203] Чаще можно столкнуться снеравномерностью, односторонностью развития, которая зачастую не толькосохраняется на протяжении всей жизни одаренного человека, но и углубляется,порождая у него ряд психологических проблем. По мнению Ж.Ш. Терасье, одаренныедети и подростки часто страдают от так называемой диссинхронии в темпахразвития интеллектуальной, аффективной и моторной сферы; под «диссинхронией»понимается эффект ускоренного развития одного из психических процессов всочетании с обычным (соответствующим возрасту) или даже замедленным развитиемдругого [3, c. 206]
Для Ж.Ш. Терасье диссинхрония психического развития — явление целостное. При этом он предлагает дифференцировать два основныхсвязанных с диссинхронией аспекта: 1) интернальный, т.е. связанный сгетерогенностью темпов развития различных психических процессов(интеллектуально-психомоторная или интеллектуально-аффективная диссинхрония), атакже с неравномерностью в развитии отдельного психического процесса (например,в интеллектуальном развитии часто наблюдается диссинхрония между процессомовладения языковыми средствами и способностью к рассуждению), и 2)экстернальный — отражающий особенности взаимодействия одаренного ребенка либоподростка с его социальным окружением (учителями, родителями и родственниками,другими детьми). [3, c. 205] Предполагается, чтодиссинхрония может выступать в качестве причины неадаптивного поведенияодаренного ребенка или подростка в его взаимоотношениях со средой. Особенностиобучения могут, как усиливать, так и ослаблять диссинхронию.
Распространенный вид диссинхронии связан с различиемтемпов развития интеллектуальных и коммуникативных процессов. Известно, чтовысокий уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, даи взрослому успешность в общении с другими людьми, но нередко сочетается сбольшими затруднениями в установлении контакта и осуществлении коммуникации, аименно в этом и проявляется феномен интеллектуально-социальной диссинхронии. [4, c. 75]
Хотя одаренные дети с трудностями в общении нередкоуспешно взаимодействуют с партнерами посредством Интернета, следует отдаватьсебе отчет, что при этом процессы общения претерпевают существенные изменения по сравнению с традиционными формами общения. [4, c. 79]
Во-первых, меняется содержание ряда коммуникативныхцелей, и исключаются либо модифицируются некоторые сложные коммуникативныедействия, требующие высокого уровня развития социально-перцептивных,эмоциональных процессов (эмпатии) и в целом социальной компетенции. Во-вторых,преобразуются способы практической реализации коммуникативных целей.
Другой распространенный вид диссинхронии вызваннеравномерностью развития интеллектуальных и психомоторных процессов –последние отвечают за двигательную активность человека. Наличие одаренности впсихомоторной сфере широко признается, она активно диагностируется:преподаватели и тренеры осуществляют на постоянной основе отбор перспективныхдетей и подростков для занятий спортом, балетом, цирковым мастерством и т.д.Достаточно хорошо известно, даже из бытовых наблюдений, что одаренность впсихомоторной сфере нередко сочетается с недоразвитием интеллектуальной сферыребенка, подростка или взрослого. Многочасовые занятия и тренировки, дефицитсвободного времени, сильное физическое утомление талантливых спортсменов не способствуютразвитию их интеллектуальных способностей. Хорошо известен и другойвариант: характеристикой интеллектуально одаренных детей слишком часто можетслужить задержка в развитии психомоторных навыков, т.е. мышечная зажатость,неуклюжесть, неловкость и недостаточно быстрая двигательная реакция. Нередкислучаи, когда лучший «математик» класса или одаренный юный поэт на урокахфизической культуры оказываются среди отстающих учащихся. Это вызываетнасмешки, а то и преследование со стороны одноклассников. Ранний опыт подобныхконфликтов со сверстниками негативным образом сказывается на становлении иразвитии характера одаренных детей и подростков. Более того, часто они не умеютутвердиться в группе сверстников, недостаточно физически развиты для того, чтобыпостоять за себя в стычках, им не свойственна агрессивность, так что ониизбегают столкновений — в результате сравнительно многие одаренные дети иподростки приобретают репутацию трусливых «маменькиных сынков или дочек»,что также не способствует гармоничному развитию их характера. [4, c.86]
Весьма распространенной разновидностьюинтеллектуально-психомоторной диссинхронии является плохое владение навыкамиписьма детьми, проявляющими одаренность в интеллектуальной сфере. По мнениюряда исследователей, это связано с различиями в скорости протеканияинтеллектуальных и психомоторных процессов у таких детей. Будучи недостаточносформированной, письменная речь входит в противоречие с быстрым темпомпознавательной деятельности. Усилия ребенка, направленные на избавление отданного вида дисгармонии, могут обернуться, с одной стороны, резким снижениемтемпа интеллектуальных действий, а с другой стороны, заметным ухудшениемкачества письма – неразборчивостью, неаккуратностью, многочисленными описками ипропусками значимых элементов сообщения. [4, c. 89]
Одаренные дети находятся в состоянии большого рискасоциальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровеньспособностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такогоребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность кжизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все.Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оцениваютих способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что самидети осознают свою непохожесть.[2, c. 153]
Социальная изоляции — это не следствие эмоциональныхнарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствиигруппы, с которой он мог бы общаться.
Глава 2. Одаренность ребенка как проблема2.1. Особенность адаптации одаренных детей
Одаренные дети опережают других вколичестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они большеулавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в техже условиях. Они могут следить одновременно за несколькими событиями. Из поляих восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих.Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающую самую разнообразнуюинформацию и ощущения. Но такая способность к восприятию идет бок о бок суязвимостью, рождаемой повышенной чувствительностью. Их нормальный эгоцентризмприводит к тому, что они относят все происходящее на свой счет.
Родители должны с большой долейтерпения и спокойствия воспринимать эмоциональные перепады одаренного ребенка. Такимдетям требуется помочь разобраться в том, что не все обескураживающие замечанияи комментарии относятся непосредственно к ним и что люди говорят и действуютиногда безумно, но без намерения причинить боль.
Благодаря широте восприятия ичувствительности одаренные дети глубоко переживают социальную несправедливость.Лета Холлингзуорт повествует об этом в своей книге «Одаренные дети»: «Человек,восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится подстрессом».
Привычным к окружающему родителямтрудно адекватно воспринять неуемное желание одаренного ребенка исправитьнесправедливость общества.
Лета Халлингуорт внесла большой вкладв понимание проблем адаптации, стоящих перед интеллектуально одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебнаяпрограмма скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведенииодаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует ихспособностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и не интересныте, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Вследствие этогоодаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрезс их интересами или кажутся бессмысленными.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характернозадумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозныеверования и философские проблемы, в гораздо большой степени, чем для среднегоребенка.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальнымразвитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьмистаршего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так какони уступают последним в физическом развитии[12,91].
Список этот был предложен другимисследователем. Уитмор, изучал причины уязвимости одаренных детей, привелследующие факторы.
1. Стремлениек совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняяпотребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня.Свойство это проявляется весьма рано.
2. Ощущениенеудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным дляодаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются.Они очень критически относятся к своим достижениям, часто не удовлетворены,отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
3. Нереалистическиецели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имеявозможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление ксовершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
4. Сверхчувствительность.Поскольку одаренные дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучшепонимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только ксебе, но и к окружающим. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимаетслова или невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающим. Врезультате такой ребенок нередко считается гиперактивным и отвлекающимся,поскольку постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребностьво внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познаниюодаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и другихвзрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражаетжажда такого внимания.
6. Нетерпимость.Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящимниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающихзамечаниями, выражающими презрение или нетерпение[6,81].
Нами было проведено небольшоесоциологическое исследование детей младшего школьного возраста, так как возрастявляется одним из важнейших в социализации человека. Цель нашей работы – этовыявление одаренных детей Объем выборки составил сто человек. Из общего числаопрошенных детей по результатам анкетирования одаренными себя считают 37%, абольшинство детей (51%) не относят себя к одаренным детям. У большинства детей(67%) одаренность проявляется в области искусства, затем в точных (22%) и вгуманитарных (11%) науках. У большинства опрошенных детей (58%) одарённостьстала проявляться в школьном возрасте и основным фактором, в наибольшей степенивлияющим на развитие одарённости ребёнка, является воспитание (35%). То есть,посредством воспитания у ребёнка формируются или выявляются определённыеспособности. Никто не знает ребёнка лучше, чем члены его семьи. В поискезанятий, призванных дополнить школьное образование, родителям следует, преждевсего, обратить внимание на интересы и увлечения самого ребёнка. Стоит такжепроследить, чем вообще предпочитают заниматься дети этого возраста. Тот факт,что школьник способен освоить и математику, и физику, и литературу, неозначает, что родители должны немедленно окружить его всякого рода пособиями иучебниками: ему это и так предстоит весьма скоро изучить и в более чемдостаточном объёме.Нужно побуждать ребенка заниматься, участвовать самим, есливозможно, в чем – то, что способно расширить опыт во всех сенсорных икинестетических измерениях. Это не только весело и интересно, но и закладываетболее надежный фундамент для будущих учебных и научных занятий.На втором месте, после воспитания, стоит окружающая среда(29%), то есть это та среда, которая окружает человека, и которой происходитего развитие. Как уже отмечалось выше, бедная внешняя среда затормаживаетразвитие мозга, а разнообразная – стимулирует его. И только на третьем местестоит такой фактор, влияющий на развитие одаренности у детей, какнаследственность (23%).По результатам анкетирования выяснилось, что большинствоучащихся (60%) безразлично относятся к одаренным детям, 29% — с восхищением, ивсего лишь 8% — с чувством завести. Это является положительным моментом длясамих одаренных детей, так как в процессе жизни они сталкиваются с большимколичеством проблем, одной из которой является проблема общения,взаимопонимания с обычными детьми, которым не интересно общаться сосверстниками, опережающих их в умственном и интеллектуальном развитии.И на вопрос о том, что необходимо предпринять в обществе,чтобы было больше одаренных детей, 43% опрошенных говорили о необходимостисоздания специализированных школ, которые будут обучать одаренных детей поспециальной программе, 22% — вступать в брак, учитывая генофонды и 18% ответилио необходимости создания благоприятных экономических условий для развитияодаренности у детей.
2.2. Способы развития личности одаренного ребенка
Итак, мы выяснили, что же такое одаренность, когоможно считать одаренным, и теперь перейдем к центральной части нашей работы –проблемы одаренных детей. О том, какие проблемы, и как он решаются, пойдет речьв это части нашей работы.
Хотя многие думают, что ребенок, опережающийсверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будетвстречать трудностей в учебных заведениях – ему, очевидно, уготовано болеесчастливое, чем у других детство. В действительности же детей с раннимумственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе своидрамы в ходе возрастного развития.
Прежде всего, важно, как поведут себя родители идругие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто нарядус радостью и гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу.Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишьмечтать: ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; егоне оторвать от монтирования каких-нибудь устройств… Такой степени пристрастие кумственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти летежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого разбора,тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боемприходится укладывать ее спать… У мальчика девяти лет плохое зрение, приходитсяограничивать его занятия с книгой, но он ночью, пока мама спит, встает ичитает… Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливоприсматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всегобоятся? не болезнь ли все это – необычная яркость способностей, неутомимаяумственная активность, разнообразие интересов… При этом далеко не всегдавзрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения истрахи.
В других семьях одаренность ребенка принимается какготовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большоебудущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей иохотно демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детскоетщеславие; а на основе самомнения и тщеславия не так-то просто легко найтиобщий язык со сверстниками…. В дальнейшем это может обернуться немалымиогорчениями, а то и горестями для растущего человека.
Дети с ранним умственным развитием нередко особенночувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям им порицаниям. В семьемогут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда ондостаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг.А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своимиуспехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычныхспособностей, смотрят на их как на странность, которая со временем пройдет, тои такое отношение тоже будет «принято к сведению», оно не минует детскогосознания.
В семье детям с признаками одаренности труднее, чемобычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считаютстранными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенкато, чего они не ожидали. Характерный в этом отношении пример описан вавтобиографической повести писателя В. Шаламова «Четвертая Вологда» МаленькийВарлам еще до школы умел быстро и внимательно читать (Шаламов писал о себе: «Ячитаю с трех лет и пишу печатными буквами с этого же возраста. В течение всейжизни я никогда не учил уроков – с первого до последнего класса всезапоминалось в школе»). Уже в начальные школьные годы за то время, пока отецпросматривал газету, он успевал прочитывать половину какого-нибудь романа.Строгий отец, хотя и гордился успехами мальчика в учении, но не верил в егобыстрочтение, в его особые способности. И он решил перед всей семьей показать,что мальчик читая, запоминает только сюжет. Это было несправедливо, и доказатьэто не удалось. Но у ребенка осталась память о жестокой, обидной, унижающейдостоинство процедуре проверки.
Таким образом, в вопросе воспитания одаренных детейбольшая ответственность лежит на специалистах: учителях, детских психологах.Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.
Но ребенок с расцветом интеллекта встречает трудностинепонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех учатодинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не интересно.
Именно им, наиболее любознательным, часто становитсяскучно в классе после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, имприходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальныеарифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведетсяпреподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения илиписьма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков и букв, атакже истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в теорию языка.Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для самых сильныхучеников (для них оно может быть особенно привлекательно), но беда наших школ втом, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым классом, лишен возможностиориентироваться на тех, кто идет впереди...
Большинству учителей просто некогдазаниматься одаренными детьми; а некоторым из них как бы мешают ученики споражающими познаниями, с не всегда понятной умственной активностью. Бывает итак: педагог поначалу собирается давать явно выдающемуся ученику более трудныезадания, уделять ему специальное внимание. Но потом такие намерения (а иногда иобещания родителям) забываются — нет для этого у учителя ни времени, ни сил…К тому же в ученике незаурядном, с необычно высоким умственным уровнем педагогнередко видит прежде всего лишь восприимчивого к учению, не замечая, что такойребенок нуждается в особом подходе.
Трудности могут начаться с того, чторебенок, опережающий сверстников, склонен постоянно привлекать к себевнимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить невопрос учителя — для него желанная умственная игра, состязание. И он торопливеедругих тянет руку — радостный, предвкушая одобрение. И при этом все времяжаждет новой умственной пищи… Но это через какое-то время надоедает учителю,и другим ученикам, и ему самому. Такой ученик постепенно становится всем вклассе в тягость.
Часто в начальных классах наиболееразвитого ученика почти перестают спрашивать: учитель ведь уверен, что он и такзнает. Если он все же настойчиво пытается что-нибудь сказать или спросить, томожет нарваться и на упрек, что он «выскочка». А когда он видит, чтоего активность учителю не нужна, и переключается на что-нибудь постороннее — неминовать недовольства, а то и раздражения педагога: почему отвлекается и неинтересуется занятиями? Уж не слишком ли он себе возомнил?
Так, поначалу энтузиаст учебныхзанятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему — ненужной. Онпредпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки. В результате уже в первые жешкольные годы и тем более в подростковые многие выдающиеся дети оказываются вконфликте с учителями. А те иногда и сами не знают, чем такой ребенок их раздражает:с одной стороны все-таки вундеркинд, а с другой — «какой-тоненормальный»...
Причина такого конфликта в том, чтонаиболее способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать ихумственным силам; а наша средняя школа, кроме средней программы, ничего импредложить не может.
Обычная картина: на контрольнойработе по математике, пока большинство ребят едва-едва только к концу урокарешают предложенные задачи, два-три ученика успевают сделать свой вариант,вариант для соседнего ряда и еще ищут, чем бы заняться… Иногда они получаютновые примеры или начинают делать домашнее задание, но это в лучшем случае.Часто учитель отказывается давать дополнительные задания, мотивируя тем, что ненамерен проверять лишнее. Бывает и так: ученикам с легкостью решающим задачи,надоест просто так сидеть в ожидании, они начинают переговариваться,баловаться… И кончается тем, что от них требуют дневники, в которыхпоявляется: «Болтал на уроке!», «Плохое поведение в классе!»
Незаурядный ученик — испытание дляучителя, особенно если для учителя главное — «чтобы был порядок». А какразвитому и независимому ученику не взбунтоваться против муштры. Отсюда — частые выговаривания им (не мешать!), укоряющие записи в дневнике, вызовыродителей…
Правда, немалая часть одаренныхдетей, в конечном счете, как-то приспосабливается к общим требованиям. Нопроисходит это, в сущности, ценою ослабления, если не потери, некоторых важныхособенностей, отличающих таких детей. Они вынуждены становится менеесамостоятельными, тормозить свою любознательность и творческие порывы. Ихособые возможности остаются как бы невостребованными.
Бывают и другие варианты школьныхтрудностей у ребенка с ранним умственным расцветом. От него ожидают, требуют иродители и педагоги, чтобы он обязательно был примерным учеником, отличником. Аведь отметки часто ставят не только за знания, но и за поведение, за почерк.Одаренным детям достается гораздо больше, чем другим, например, не по формевыполненное задание, за какое-нибудь не предусмотренное темой высказывание науроке, за небрежную письменную работу. А в некоторых семьях любое снижениеотметок воспринимается как драма.
У ребенка с ранним умственнымрасцветом нередки трудности и во взаимоотношениях со сверстниками. Известно,что конфликты, возникающие в процессе общения детей друг с другом, неизбежны. Вотношении одаренных детей ситуация осложняется тем, что трудности, которыеиспытывают дети в установлении и поддержании хороших отношений со своимисверстниками, усиливается из-за их высокого умственного и речевого развития.Иными словами, способности одаренных детей являются своеобразным барьером,отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая массашкольников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своихрядов, навешивая обидные ярлыки. Начинают активно отторгать от себя такогоученика, стараются поставить его в неловкое положении. А тот, что бы неоказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себясамым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается.
Очень часто источником своих проблемявляются сами одаренные дети. Ни для кого не секрет, как бывают сложныотношения между одаренными детьми и их сверстниками. Правда, в большинствеисточников они описываются в основном в одной плоскости: успехи одаренных детей– предмет зависти их сверстников и долговременно основание для высокомерногоотношения и зазнайства со стороны этих детей. Считается, что отсюда и протекаютконфликты и проблемы. Немало дополнительных переживаний достается на долюодаренного ребенка, если ему не почему-то не даются физкультура, занятия потруду. И другие ученики здесь могут быть не лучше, но они не привлекают к себетакого пристального внимания. А физическая неумелость, робость у ученика,далеко опережающего других в умственном отношении, непременно становятсяповодом для насмешек, издевок. Трения с товарищами бывают вызваны и тем, во чтоиграют дети: юные интеллектуалы тянутся к различным словесным играм, к шахматамв те годы, когда их сверстники – по преимуществу к подвижным и более веселымиграм.
Уровень интеллектуального развитияпозволяет одаренным детям анализировать собственно поведение, но в силунормального возрастного эгоцентризма они нуждаются в помощи взрослых. Дляодаренных детей характерна довольно стандартная совместимость поведенческих моделей, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками. В этой связиучителя одаренных детей часто отмечают их стремление прерывать собеседника,поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих впредмет насмешек.
Причина стремления таких детейпрервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится,и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотясобеседник еще не готов его воспринять.
Такие дети схватывают мысль на лету,даже если им сообщается что-то новое, и стремятся продемонстрировать своепонимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражениемстандартной скорости восприятия собеседников.
В каждом таком случае ребенок,очевидно, полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе,воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью. Здесь ребенку нехватает терпения, которое имеет место не только в общении со сверстниками, но ина уроках в школе, в общении со взрослыми.
Еще одна форма неумения слушать такжевстречается довольно часто. Например, когда кто-то в компании рассказываетанекдот, а одаренный ребенок, не дождавшись, пока рассказчик закончит, вдругвыдает всю соль — не потому, что анекдот этот уже слышал, а потому, что ужепонял шутку и она кажется ему смешной. Вряд ли такое понравится тому, кторассказывал анекдот, да и другим тоже. Изменить такое поведение трудно именно всилу его спонтанности. Результатом может явиться потеря друзей. Здесь должнывмешаться взрослые, которые должны привить ребенку привычку контролироватьсебя. Тогда он сможет сдерживать себя и не портить общего веселья.
Еще один негативный эпитет, которыйприсваивается одаренным детям – это «всезнайка». Сверстникам кажется, что этот«умник» непременно хочет выделиться на их фоне, поэтому его примечательные илиостроумные замечания игнорируются. Здесь вырисовывается весьма четкаяпричинно-следственная связь. Всем детям присуща сильная потребность впризнании, общности с коллективом. Услышав чей-нибудь взволнованный иинтересный рассказ, одаренный ребенок в своем стремлении быть вместе со всемичасто хочет поделиться чем-то похожим из своего собственного опыта. И чтополучается? Его рассказ оказывается интереснее, живее, ярче, так как он обладаетлучшей памятью, более живым воображением, богатым словарным запасом и острымчувством юмора. Первый рассказчик уходит в как бы тень, считая, что второй имелединственную цель – продемонстрировать свое превосходство.
В результате одаренный ребенок наталкиваетсяна отчуждение. Он не понимает негативной реакции на свой поступок, который, поего мнению, должен был показать общность, а отнюдь не превосходство. Такойребенок гораздо более преуспел в речевом развитии, нежели в искусстве общения.
Также причиной отсутствиявзаимопонимания служат издевка, высмеивание окружающих.
Одаренные дети стремятся сделатьбольно в ответ, используя разящее оружие двух видов – богатый языковой запас иострое восприятие уязвимых сторон друзей или членов семьи. В силу этого их ответныевыпады часто более болезненны, нежели то, что их спровоцировало.
Одаренный ребенок знает, чтофизическое возмездие не поощряется, что его интеллектуальные способностизначительно опережают физические, и в качестве своего оружия выбирает слово.
Это своеобразная демонстрация силы,выражающаяся в насмешках, издевках, безжалостном сарказме по отношению к другимдетям.
Так, учитывая все выше перечисленное,можно сделать вывод, что отсутствие хороших, здоровых отношений междуодаренными детьми и их сверстниками не безосновательны, где виноваты самиодаренные дети.
Помочь ребенку обрести нормальноесамовосприятие и изменить ту или иную нежелательную модель поведения должныродители.
А может быть наоборот.
Учитывая все выше перечисленное можносделать вывод, что каждый в данных отношениях имеет неприятные ощущения,независимо от того какую позицию они занимают. Но этого всего можно было илиложно избежать. О том каким способом и с помощью чего пойдет речь дальше.
Так как одаренные дети имеют болеевысокий уровень умственного интеллектуального развития, в следствие которого уних возникают определенные трудности, которые связаны с их особымипотребностями одаренных детей: они могут быстрее и глубже усваивать материал,чем большинство их сверстников; они также нуждаются в несколько иных методахпреподавания.
Одним из способов решения этихпроблем может быть обогащение и ускорение.
В условиях обычной школы ускорениепринимает форму более раннего поступления ребенка в первый класс и последующего«перепрыгивания» через классы.
Ускорение имеет как положительные,так и отрицательные черты. С одной стороны, одаренный ребенок получаетадекватную своим способностям нагрузку и избавляется от утомительной скукимедленного продвижения по материалу, необходимого его менее развитымсверстникам. С дугой стороны, однако, большие нагрузки и не соответствующаявозрасту социальная ситуация иногда оказывается слишком трудными для раноразвившегося ребенка.
Другой метод поддержки обученияодаренных детей – обогащение – чаще всего в нашей стране принимает формудополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, физике,моделированию и т.д.), секциях, школах специальных дисциплин (музыки, рисованияи т.д.). В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенкуи работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом,создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренногоребенка. Проблема здесь заключается в том, что ребенок, посещающий кружок (иликружки), продолжает заниматься по общеобразовательным предметам по той схеме,которая не соответствует особенностям его интеллекта.
Более систематический и теоретическиобоснованный метод обогащения разработан известным специалистом в областипсихологии одаренности Дж. Рензулли. Этот метод предполагает три уровня. Первыйуровень включает занятия по общему ознакомлению с широкими, пороймировоззренческими темами, выходящими за рамки обычной школьной программы.Задача работы в рамках первого уровня, охватывающей всех, а не только особоодаренных детей, заключается в том, чтобы помочь ученикам найти интересующую ихобласть занятий. Второй уровень направлен на развитие когнитивных иэмоциональных процессов. Особенностью метода Резнули является попыткасовместить когнитивное обучение с интересами ребенка, проявившимися на основезанятий первого уровня. Два первых уровня рассчитаны на всех детей, но в ходеэтих занятий из общего числа выделяются те, кто может считаться особенноодаренным в каких-то областях. Эти дети допускаются к третьему, наиболеевысокому в системе Резнули уровню обогащения. Работа в рамках этого третьегоуровня предполагает самостоятельные индивидуальные исследования ученика в тойобласти, которая представляет для него наибольший интерес, тем самым ребенокполучает опыт собственно творческой работы: не просто усвоения накопленноголюдьми знания, но производства своего продукта. Система Резнули включает, такимобразом, не просто методы интеллектуального обогащения учеников, но и методывыявления наиболее одаренных из них на основании самого учебного процесса, а непсихологических тестов. Тем самым обеспечивается определенная «демократичность»работы, подчеркиваемая и тем обстоятельством, что два из трех ее уровнейпредоставляются всем ученикам, а не только избранным. Кроме того, три уровняпозволяют включить перед самостоятельной работой очень важный моментформирования интересов.
Второй способ – специальные школы дляодаренных детей: лицеи, гимназии. В наши дни эти виды учебных заведенийпользуются большой популярностью.
Что же – не плохое решение проблемы,тем более деятельность таких учреждений основана на ряде научных принципов.
Найти точку роста. Дляуспешной работы с одаренным ребенком школа обязана найти его сильную сторону идать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в своивозможности. Тогда и только тогда у ученика появится интерес, разовьетсямотивация, что является необходимым условием успеха.
Выявление индивидуальныхособенностей. Одаренность ее лежит на поверхности, она может быть незаметнадля «невооруженного глаза».
Занятия по индивидуальномурасписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагаетвозможность индивидуальной скорости продвижения по различным дисциплинам.Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностраннымязыком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится наодном уровне знаний и умений.
Малые размеры учебных групп.Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в это случаеможно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальноерасписание ученикам.
Специальная помощь. Условиемуспешной педагогики одаренности является оказание помощи при этихрасстройствах. Помощь предполагает как индивидуальные занятия со специалистами,так и специальные средства на занятиях.
Воспитание лидерских качеств.Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки надругих выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед.
Учебные программы, открывающиепростор для творчества. Программы для одаренных детей должны открыватьвозможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческихпроблем.
Организация занятий по типу«свободного класса». Этот тип занятий, допустимый при небольших размерах учебныхгрупп, предполагает возможность перемещения учеников по классу во времязанятий, образования групп, занятых различными вопросами, и относительносвободный выбор работ детьми.
Стиль учителя – совместноетворчество с учениками. Учитель в работе с одаренными детьми долженстремиться не столько к тому, чтобы передать определенную совокупность знаний,сколько помочь ученикам делать самостоятельные выводы и открытия. Такой подходсвязан и с тем, что учитель не устанавливает однозначных оценок правильности,эталона правильного ответа. Ученики сами спорят друг с другом и оцениваютразные возможности ответов.
Подбор учителей. Подборучителей должен основываться не только на их компетентности и умении находитьподход к ученикам. Следовательно, подбор учителей должен учитывать и факторличной творческости, яркости кандидата.
Работа с родителями. Родителямдолжна предоставляться небанальная информация об их детях, их сильных и слабыхсторонах и перспективах развития.
Формирование корректных отношениймежду учениками. Установка на лидерство и на соревнование не должнапереходить в агрессивные формы поведения учеников. Решительное табу должно бытьналожено на любую вербальную ли физическую агрессию.
Индивидуальная психологическаяпомощь. Даже при самой рациональной организации учебного процесса нельзяисключить возникновение личностных проблем у одаренных учащихся. В этом случаеим должна быть оказана помощь профессиональным психологом.
Нетрудно видеть, что изложенныепринципы образуют своего рода программу-максимум, осуществить которую в полномобъеме непросто. Однако опыт их применения показывает их большой развивающийэффект. Позитивные результаты могут быть достигнуты уже при частичнойреализации этих принципов.
Третий способ – библиотерапия –лечение книгой. Давно признано, что книги являются ценным и эффективнымсредством помощи детям и взрослым в решении личностных проблем, а такжепроблем, связанных с учебой; средством развития умений, необходимых длядостижения успеха в жизни. Их благотворное влияние объясняется тем, что принадлежащем использовании они могут изменять ценностные ориентации, способытолковании жизненных событий и межличностных отношений.
Библиотерапия особенно эффективна приработе с одаренными благодаря тому, что: 1) они рано начинают читать иинтересуются книгами; 2) книги предоставляют возможность общаться сталантливыми людьми всех времен народов, прошедшими и преодолевшими подобныепроблемы. В романах и пьесах, биографиях и автобиографиях, поэмах и дневникаходаренный ребенок может найти ключи лучшему пониманию того, что происходит сним и с миром. Через отождествление себя с героями, сталкивающимися сознакомыми конфликтами, мучающимися теми же вопросами, одаренные находят путиразрешения своих проблем.
Библиотерапию в классе можно использоватьв зависимости от потребностей класса и/или отдельных учащихся. Например, этоможет быть проблема всего класса – скука на каких-то уроках из-за учебнойпрограммы, не учитывающей особенности конкретной аудитории; проблема отдельнойученицы или ученика – например, трудности взаимоотношений с одноклассниками;личностные трудности – например, в развитии положительного самовосприятия.Успешная библиотерапия требует: 1) прочтения специально подобранной книги,отражающей в той или иной мере аналогичную проблему; 2) последующего обсужденияпрочитанного. Чтение книги без обсуждения может не привести к желаемомурезультату. Важно, что бы одаренный ребенок принял участие в обсуждениипрочитанного, имел возможность высказаться. В зависимости от проблемыобсуждение может быть проведено во всем классе, в малых группах, только с однимчеловеком. В дополнение к обсуждению, основываясь на книге, можно использоватьролевые игры, драматизацию, поиск новых вариантов решения проблем.
Библиотерапия не может решить всехпроблем, с которыми встречаются одаренные дети, однако при хорошей организацииона предлагает широкие возможности для решения многих существующих трудностей ипредотвращения будущих.
Заключение
Итак, подытожим все изложенное выше и сделаем выводтого, какие особенности развития присущи одаренному ребенку, с какими проблемами приходится сталкиваться неординарной личности.
Психологи, изучающие одаренных и талантливых детей,отмечают, что одаренные часто выделяются среди остальных. Их непохожестьобъясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью исвоеобразием мышления. Многие ученые едины в своем мнении: одаренный ребенокнередко быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и в средесверстников он отличается благодаря наличию определенных личностных качеств исвойств.
Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущитакие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Срединих можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерываниесобеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимаетизлагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания являетсяотражением скорости восприятия.
Привычка исправлять других. Возникает у одаренногоребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма. Высмеивание окружающих. Можетвозникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка — интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника болидоступными ему средствами.
М.Карне отмечает несколько психологическихфакторов, мешающих реализации способностей детей (6, с. 103). К ним относятся:негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями;подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкаясамооценка, чувство ''гонимости''; тенденция к оправданию и объяснению своихнедостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохиемежличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости,склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение круководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нестиответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостатокувлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональнаянеуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других;нереалистические цели.
Необходимо, чтобы одаренные дети обладалипозитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оцениватьспособности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируяна них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностногоформирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимочувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят внем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей идостижений.
В отдельных случаях дети с высоким уровнемразвития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараютсяне замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники неприемлют школьника ''чересчур'' много знающего, осведомленного во всехвопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя''белой вороной'' приводит к тому, что ребенок начинает скрывать своиспособности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следуетговорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификациисобственного ''Я'' (6, с. 39).
Для одаренных детей характерны повышеннаяуязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у нихвызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей даннойкатегории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когдаприходится сталкиваться с менее способными школьниками. Возникновениезазнайства, эгоизма, человеконенавистнических черт убивают проявления талантов.
Чрезмерное упорство в достижении цели приводит кстремлению доводить все до полного совершенства. Работы, выполненные на высокомуровне мастерства, исполнителем оцениваются как неудачные. Завышенные личныестандарты, неудовлетворенность, оценивание собственной деятельности по взрослыммеркам приводят к болезненным переживаниям, личностным драмам.
Для ребенка 7-8 лет одним из сильнейших мотивовдеятельности является желание сделать приятное родителям, преуспеть в ихглазах. Необходимо соблюдать равновесие в приоритетах, чтобы развитие личностине было нарушено одним желанием выгодно выглядеть в глазах взрослых. Поощрениеза различные попытки, а не только за успех, похвала за старание ведет к тому,что ребенок будет пробовать себя в различных деятельностях, а не стремитьсяизбегать неудач.
В случае, если в процессе обучения способныхдетей их потенциал не замечается и не используется в полной мере, возникаютэмоциональные проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение,проявляя при этом нонконформистское настроение и уверенность в своих силах.Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности,появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка..
Нередко особенности одаренного ребенка социумомвоспринимается как аномальные, даже как признаки отставания,неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близкихпо духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казатьсятакими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляцияинтеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе (9,с. 410).
Способные дети часто не распознаются взрослыми,т.к. оценивается прежде всего успеваемость и успешность обучения в школе. Социально одаренные люди обладают радом присущих им характеристик Одним изпроявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, котораяпредставляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленныхперед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личнойсамореализации.
Психологи обращают внимание на то, чтомногие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активностьпознавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительномуэмоциональному состоянию — удовольствию от умственного напряжения. В высшемуровне своего развития у одаренных детей данная потребность становитсяненасыщаемой. Для них нет предела в познании. По наблюдениям В.С.Юркевичодаренные школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемахобщения со сверстниками, недостаточной сформированности воли, навыковсаморегуляции. У многих одаренных детей нарушено чувство реальности,отсутствует социальная рефлексия и навыки поведения в реальных условияхшкольного и общего социума. Можно говорить о слабой адаптивности детей сисключительно высокими способностями. Главную проблему одаренных людейВ.С.Юркевич видит в трудностях самореализации в профессиональной деятельности,отвечающей их способностям и уровню притязаний Развитие одаренного ребенкавозможно в случае максимального напряжения сил, иначе возникает торможение встановлении одаренности, а иногда и ее исчезновение.
Важнейшим аспектом, определяющим развитиеодаренности, психологи считают Я-концепцию ребенка. Самовосприятие личности формируетсяна основе субъективных и объективных оценок окружающих нас людей. Р.Бернссчитает, что Я-концепция играет троякую роль. Она способствует достижениювнутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и являетсяисточником ожиданий (2, с. 39).
Школа оказывает существенное влияние наформирование Я-концепции ученика. В современной школе ценится умениесоответствовать нормам и правилам, заведенным в образовательном учреждении,верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого моментаобучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своейнепохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, чтоокружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать осебе как о ''странном''. Возникает чувство отчуждения, к которому маквосприимчивы одаренные дети. Как говорилось выше, ученик с высоким уровнемспособностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности.Р.Бернс считает, что школа, прежде всего, главный ценностью считает проявлениявербального интеллекта, на другие способности практически не обращаетсявнимания и ничего не делается для их развития. Такого рода таланты остаютсяневостребованными в школе, и если ученик не обладает интеллектуальным даром, тоон ощущает себя неспособным ни к какой деятельности, что практически обрекаетего на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих пор требуют четкого,правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате уодаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности,что ведет к снижению уровня самовосприятия.
Если ребенок будет ощущать, что окружающие верятв его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то этобудет стимулировать его позитивное самовосприятие, саморазвитие. Учащийся будетреально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своейдеятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности длявнутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития.
В становлении личности существенную роль играетсамооценка. Самооценка находит свое выражение как в деятельностной сторонежизни человека, так и в процессе формирования личности.
Отмечено, что уровень самооценки коррелирует схарактером творческой деятельности ребенка (2). Были изучены стили рисунковдетей. У детей с высокой самооценкой рисунки оказались оригинальными, с юмором,проявлялся творческий подход и оригинальность. Дети со средним уровнемсамооценки в своих работах были более скованы, менее выразительны. Школьники снизкой самооценкой рисовали маленькие фигурки, в рисунках ощущалась ихнеуверенность, закомплексованность. В рисунках были выявлены отчетливыеразличия в восприятии себя и окружающих.
Процесс обучения для детей становится процессомпостоянного сравнения себя с другими, оценивания себя. Важной задачей на данномэтапе является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знанийо себе, умения использовать разнообразные характеристики при оценке себя,адекватно отзываться на оценку личностных качеств.
В исследовании А.В.Захаровой отмечается:''Необходимо учить детей самостоятельно и аргументировано оценивать своивозможности, умения и личные качества, как со своей собственной точки зрения,так и с точки зрения другого человека; точнее, адекватнее и стабильнееоценивать свои знания и умения, проявляющиеся как в учебной, так и в трудовойдеятельности. Большие возможности для формирования у ребенка этих способностейпредставляет также любая художественная деятельность ребенка, имеющаятворческий характер'' (4, с.60).
Для успешности деятельности необходимы поддержка,благожелательная атмосфера. Но результаты деятельности должны оцениватьсяреально, объективно. Отмечено, что для формирования у ребенка оптимальногоспособа самооценивания эффективно сотрудничество взрослых и детей. Данныйфактор ведет к результативной деятельности, создает благоприятную почву дляразвития личностных особенностей, позволяющих и в будущем действоватьэффективно и успешно.
М.Э.Боцманова и А.В.Захарова (1992) подчеркивают,что недостаточные знания ребенка о себе, их неполнота, несоответствиедействительности ведет к тому, что ребенок становится уязвимым перед внешнимиотрицательными оценками, что может стать блокиратором активности, формируетнегативное отношение к себе.
Психологи особо подчеркивают факт влияния мненияокружающих на процесс становления самооценки ребенка. Под воздействиемоценочных суждений родителей, педагогов, ровесников ребенок начинает определеннымобразом относиться к достижениям в деятельности (в первую очередь, учебной), ксамому себе как личности.
Психологи отмечают, что дети с разным уровнемсамооценки обладают различными личностными качествами.
Так младшему школьнику и подростку с адекватнойсамооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора,коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственнойличности. Терпимы к критике.
Заниженная самооценка ведет к пессимистическомувосприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны,мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще болееугнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенны всвоих способностях.
Для детей с завышенной самооценкой частохарактерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию,бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшаязащита — это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличиваютсобственные возможности.
Самооценка и характер ее изменений существенновлияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие наформирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередкообладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценкаодаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшиенеудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все досовершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становитьсяпричинами самобичевания и самоунижения.
Факторы, которые оказывают подобное влияние насамооценку одаренного ребенка следующие:
завышенные стандарты оценки своей деятельности ичувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутыерезультаты оказываются ниже, чем ожидалось;
чрезвычайно высокие личные стандарты, которыескладываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительноеощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожиданияокружающих;
повышенная чувствительность, неумение адекватнопережить малейшую неудачу;
ответная реакция на неуспех в школьном обучении(известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность можетсочетаться с низкой успеваемостью в школе);
объективные и субъективные сложности вхожденияодаренного ребенка в детский коллектив (эффект ''белой вороны''), феномены''социального'' и ''эмоционального дисбаланса'' (при которых высокий уровеньинтеллектуального и творческого развития не соответствует развитиюкоммуникативных и эмоциональных процессов);
несоответствие между высоким интеллектуальнымразвитием и развитием двигательных навыков (феномен ''двигательногодисбаланса'') (9, с. 161).
Данные факторы не только способствуютвозникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитиезаложенных в ребенке способностей.
Таким образом, можно заключить, что самооценкаявляется сложным личностным образованием, в котором находят свое выражениезнания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего Я вобщении и деятельности.
Проявление и развитие высших способностейчеловека стимулируются рядом факторов. Н.Роджерс выделяет несколько условийстановления творческого потенциала личности, которые, на наш взгляд, могут бытьотнесены и к общей одаренности индивида (10). Это психологическая безопасность,психологическая свобода в понимании К.Роджерса, эмпатическое понимание исвобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия. Именно этиусловия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, способной к саморазвитию,созиданию, реализации своих творческих возможностей. Постоянная критика инедоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание ребенка сболее успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет кпоявлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитиеспособностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.
Итак, современные исследователи считаютособенности личностного развития способных детей одним из факторов становленияодаренности. Наиболее часто упоминаемыми качествами личности одаренногоребенка, способствующими развитию потенциала, являются: трудолюбие, упорство вдостижении цели, развитое целеполагание, чувство справедливости, чувство юмора.Кроме положительных черт личности у одаренных детей встречаются черты личности,тормозящие развитие способностей. Нередко среди них встречаются дети сзаниженной самооценкой; школьники, отрицающие авторитеты и не умеющие прислушиватьсяк чужому мнению; застенчивые, молчаливые, тревожные дети. Ученые отмечают, чтопроявление тех или иных черт личности может быть обусловлено типом одаренности.Наибольшее влияние на формирование одаренности оказывают Я-концепция,самооценка, мотивация деятельности.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. — М.,1980.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420с.
3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формированияличности. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.
4. Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров.Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ,1997. – 96 с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.:И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. – 784 с.
7. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям,воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312с.
8. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника //Начальная школа. — 1992. — № 3. — С. 58-65.
9. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб.,Кристалл, 1996. – 414 с. – (Семейный альбом).
10. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развитиядо одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ«Сфера», 1999. – 192 с.
11. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 320 с.
12. Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М.Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
13. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук.Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО«ИТИ-Технологии», 2003. – 944 с.
14. Панов В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети — это проблема// Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — № 3. — С. 3-11.
15. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс — минус. — 2000. — № 3. — С. 58-65.
16. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. — М.:Изд. Центр ''Академия'', 1996. — 416 с.
17. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентоввысших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес,Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
18. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. –М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
19. Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. — 1990.-№ 1. — С. 164-167.
20. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
21. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2000. – 232 с.
22. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.:Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
23. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред.Д.Б.Богоявленской. — М.: Молодая гвардия, 1997. — С. 243-264.
24. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М.:Знание, 1986. — 80 с.
25. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытанияумственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем.А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128
26. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души./ пер. с нем… –М.: Канон, 1997. – 336 с.
27. Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга дляучителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.