Реферат по предмету "Исторические личности"


Русская культура второй половины XIII-XVI вв

/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
Реферат

Русская культура второй половины XIII-XVI вв.
Выполнил студент ФПМ 1 курса 17 группы Осадчий Александр Анатольевич. Научный руководитель Бороденко Вера Ефимовна, Кумпан Вадим Александрович.

/>


Оглавление

Введение 3
ГлаваI.
Просвещение. Накопление знаний 6
Фольклор. Литература 8
Живопись 14
Архитектура 19
Прикладное искусство 23
ГлаваII.Быт 25Заключение 30Литература 32Введение

Культура– понятиеисторическоеи многогранное.Каждый человек, живущий в своейстране, должензнать ее историю, особенно культуру.Без знаниякультуры прошлыхлет невозможнопонять то, чточувствовали люди в тот периодвремени, какиевнутренниепроцессы давалитолчок к ееразвитию, какиеособенностив культуре(архитектуре, литературе, живописи, образовании)были налицо, а какие менеезаметны, чтовлияло на еестановлениеи развитие(влияние разныхстран на жизньРоссии былоогромным).
Всвоем рефератея исследуюрусскую культурувторой половиныХIII-ХVIвв., потому чтов это времяРоссия сталавозрождатьсяпосле нашествиямонголов. Этонашествиенанесло страшныйурон всему.Сожженныегорода и селения, храмы и крепости, запустевшиепашни, гибельремесленныхмастерскихи увод в плених хозяев – изтех, кто осталсяв живых; безвозвратнаяпотеря выдающихсятворений иконописцев, зодчих, авторовлетописныхсводов и житийсвятых, повестейи сказаний, русских и иноземных- таков был печальныхитог кровавогосмерча, обрушившегосяна русскиеземли. Б.А.Рыбаковв книге о ремеслеДревней Русиубедительнопоказал гибельныепоследствиямонголо-татарскогопогрома дляее судеб: многиеремесла пришлив упадок; некоторыеиз них возродилисьтолько в концеХIV-ХVвв. По наблюдениямМ.Н.Тихомирова, переписка книг, тоже, почтипрекратившаясяпосле нашествиянародов «незнаемых», начинает налаживатьсяв ХIVв. Широко известенфакт замираниякаменногостроительства, которое сновавведется вНовгороде, Пскове, Твери, Коломне лишьс конца ХIII– начала ХIVвв.
Повседневныепотребностии заботы заставлялирусичей послеиноземныхвторженийбраться затопор и соху.На место сожженных изб и хоромовставилисьновые, распахивалисьпашни. Там, гдевозможно, возобновлялиработу ремесленники.Жизнь, несмотряна горькиепотери и новые кровопусканияордынцев, требовалосвое, и потокитех несчастных, что погиблив тяжкую годинуордынскогонашествия илипострадалиот него, но осталисьв живых, моглиодно-два столетияспустя с гордостьюсказать, чтоРусь выстояла, более того –окрепла материально, политическии духовно.
Примервозрождениякультуры Россиия буду рассматриватьна таких видахискусства, какпросвещениеи накоплениезнаний, фольклори литература, живопись, архитектураи прикладноеискусство.
Вданном рефератея взял периодс ХIIIпо ХVIвв. потому что, как уже говорилосьвыше, Русь началавозрождатьсяпосле «Батыеванахождения»1.Кроме того, вэти века жилии творили выдающиесярусские люди: А.Никитин, Ф.Грек, Сильвестр, И.СПересветов, А.М.Курбский, Епифаний Премудрый, А.Рублев, М.Фрязини многие другие, чьими творениямимы можем наслаждатьсяи сегодня.
Когдая решил написатьреферат натакую тему, товозникла небольшаяпроблема, гдевзять книги, которые былучше подошлидля моей исследовательскойработы. Первойпопавшейсякнигой была«История Россиис древнейшихвремен до концаХVIIвека» Н.А.Сахарова, А.А.Новосельцева, В.И.Буганова.В ней подробноописываетсятот отрезоквремени, которыйя мог бы использоватьпри написанииреферата. Прочитавто, что мне нужно, я выделил главное, вставил своирассужденияи использовалэто для написания работы. Такжев моем распоряжениибыла книгаЮ.С.Рябцева«Хрестоматияпо историирусской культурыХI-ХVIIвв». В ней довольноподробно описанытворения русскиххудожников, иконописцев, архитекторов, летописцев.В книгах Л.П.Бущика«Иллюстрированнаяистория РоссииХV-ХVIIвв.» и А.Ю.Дворниченко«Русская история»я нашел, а потоми использовал, описание жизнии быта выдающихсярусских людейтого времени.А понять глубинуслова «культура»мне помоглакнига А.А.Радугина«Культурология», в которой даетсяпонятие культурыв широком смыслеэтого слова.
Цельюмоей исследовательскойработы былопоказать, чторусская культураразвиваетсяв постоянныхпоисках, о чемсвидетельствуетсама история.Хотя на нееоказываливлияние культураЗапада и Востока, но она создаваласвои собственные, отечественныетрадиции, неограничиваяськопированиемчужих образцов.

ГлаваI.Просвещение.Накоплениезнаний
Русь отнюдьне была сплошьнеграмотной.Знание письма, счета требовалосьво многих отрасляххозяйственнойи иной деятельности.Берестяныеграмоты Новгородаи других центров, различныепамятникиписьменности(летописи, повестии т.д.), надписина ремесленныхизделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирногодела, художественноголитья и др.) говорято том, что грамотныелюди никогдане переводилисьна Руси, причемне только всреде монахов, но и ремесленников, купцов. Имелисьони и средибояр и дворян.Состоятельныелюди вели письменныеучет в своиххозяйствах; от ХVI в.сохранилисьразличногорода учетныекниги, документыдуховных обителей– монастырей, копии с документовболее раннихвремен.
Враспоряженииученых, несмотряна все потериБатыевой эпохии более позднихордынских«ратей», имеетсявсе же немалорукописногоматериала заХIV-ХVIвв. Это – документы(духовные грамоты, договоры великих, в том числемосковских, и удельныхкнязей, хозяйственныеакты русскоймитрополии, епископскихкафедр монастырей), жития святых, летописи имн.др. Появляютсяруководствапо грамматике, арифметике, лечению травами(азбуковники, травники идр.).
Накапливалисьпрактическиенаблюдения, знания по строительнойтехнике (необходимыбыли при возведениизданий), динамике(расчеты дальностиполета камней, ядер из стенобитныхи прочих приспособлений; из пушек, которыепоявились вконце ХIVв.), прикладнойфизике (чеканкамонеты, литьепушек, сборкаи починка часовыхмеханизмов), прикладнойхимии (изготовлениекрасок, чернил), арифметикеи геометрии(описание земель, торговые делаи пр.).
Описаниеявлений природы(затмения, землетрясенияи т.д.) довольночасты в летописях.Пользовалисьпопулярностьюпереводныесочинения –«Христианскаятопография»Козьмы Индикоплова(путешественникаVIв.), «Шестоднев»Иоанна, экзархаболгарского,«Громник» идр. Асторомическиенаблюденияприводятсяв русских рукописныхсборниках; медицинские– в тех же летописях(описание болезней).А сборник ХVв., вышедший изКирилло-Белозерскогомонастыря, включил комментарииГалена, римскогоученого IIв. н.э., к сочинениюГиппократа, древнегреческого«отца медицины»2(V-IVвв. до н.э.). Выдающеесядля своеговремени значениеимела «Книгасошному письму»(середина ХIVв.) – в ней описаныспособы исчисленияземельныхплощадей иналогов с них.
Круггеографическихзнаний расширялирусские путешественники.Они оставлялиописания своихстранствий.Таковы новгородецСтефан, побывавшийв Константинополе(середина ХIVв.); ГригорийКалика (вероятно, посетил тотже город в ХIVв.; позднее, подименем ВасилияКалики, сталновгородскимархиепископом); дьякон Троице-СергиевамонастыряЗосима (Константинополь, Палестина; 1420г.); суздальскийинок Симеон(Феррара, Флоренция;1439 г.); знаменитыйАфанасий Никитин, тверской купец(Индия; 1466-1472 гг.); купцы В.Позняков, Т.Коробейников(святые места, вторая половинаХVIв.). Русские люди, проникавшиена север, в Сибирь, составлялиописания, «чертежи»увиденныхземель; послы– статейныесписки со сведениямио зарубежныхгосударствах.
Этапноезначение имелопоявление вРоссии книгопечатания.Еще Иван IIIпытался наладить это дело – пригласилпечатникаВарфоломеяГотана из Любека.Но тогда ничегоне удалосьсделать. Лишьв середине ХVIв., при ИванеГрозном, началосьпечатание книг, сначала – такназываемойбезвыходнойпечати (с 1550-хгодов), потом– с выходнымиданными. Перваятакая книга– «Апостол», изданный 1 апреля1564 г. Иваном Федоровым, дьяконом церквив Московскомкремле. Двагода спустяон и его помощникПетр Мстиславецуехали в Литву.Сначала Федоровработал в белорусскомЗаблудове, затем – на Украине, во Львове (докончины в 1583 г.).Здесь он издалтот же «Апостол», первый печатныйбукварь – «дляпользы русскогонарода»3.А в Москвепродолжателиего дела, сыгравшегоогромную рольв дальнейшемразвитии просвещения, опубликовалиоколо 20 книгбогословскогосодержания.
Фольклор.Литература

Послемонголо-татарскогонашествия темаборьбы с ненавистнойОрдой становитсяведущей в устномнародном творчестве.Старые персонажив новых редакцияхбылин, новыхбылинах спасаютКиев от ордынскихтуменов (былинаоб Илье Муромцеи Калине-царе), избивают ордынскихпридворных(былина о женитьбекнязя Владимира), побеждаютордынцев всостязаниях(былина о Добрынеи ВасилииКаземировиче).Герои былинотказываютсявести в Ордудань, как приказываеткнязь Владимир(«Не желаемвезти от тебядани-пошлины»; последниеименуются также«выходамикняженецкими»4).Илья Муромец, выходец изнарода, выражаетв былинах егоинтересы, преждевсего русскогокрестьянства.
Втексте концаХV-ХVIв. Добрыня Никитичне только невезет даньБатуру Батвесову, но требует отнего платитьдань Руси, такизмениласьобстановкапосле 1480 г. когдаРусь окончательносбросила ордынскоеиго.
Таже антиордынскаятема разрабатываетсяв литературеХIV-ХVвв. С нею тесносвязана другая– тема киевскогои владимирскогонаследия, необходимостиобъединениярусских земель.После Батыеванашествиясоставляютсяповести и сказания– о разоренииРязани, ЕвпатииКоловрате имн.др.; позднее– о Куликовскойбитве («Задонщина»,«Сказание оМамаевом побоище»5и пр.), нашествииТохтамыша наРусь в 1382г. Этии многие иныесочинениявключают влетописныесводы. Летописание, после спадавторой половиныХIIIв., набираетсилы в ХIVв., особенно вХV в. Своды, в началекоторых обычнопомещают «Повестьвременных лет»и тем самымподчеркиваютидею преемственностив развитииРуси, ее культурыс киевскихвремен, составляютсяв разных центрах.А те старалисьукрепить своюнезависимость(Новгород Великий, Рязань и др.), утвердить себяв роли политическоголидера – объединителяземель Северо-восточнойи Северо-западнойРуси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепеннона первое местов областилетописания, да и культурыв целом, выдвигаетсяМосква. Первыелетописныесводы возникаютздесь в ХIVв. А в началеследующегостолетия составляетсябольшой сводпри митрополитеКиприане. Заним следуетвереница сводовХV-ХVIвв. – от сводамитрополитаФотия до большихсводов времениИвана III, Василия IIIи Ивана IV(Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновскийи мн.др.). Этуработу, колоссальнуюпо объему изначению, венчаетЛицевой свод– та же Никоновскаялетопись, дополненная16 тыс. миниатюр! Они сопровождаюттекст с древнейшихвремен до ИванаГрозного; рисунки, продолжаятрадиции болееранних лицевыхсводов и будучиоснованнымина них, — своегорода «окно впрошлое»6Руси, России.
Враждебныепо отношениюк Москве позицииотразили некоторыелетописи Твери, НовгородаВеликого и др.
Обзорвсемирнойистории давалиХронографыХV-ХVIвв.
«Жития»князей, иерарховцеркви, причисленныхк лику святых, прославляютих деятельности(Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермскийи др.) Для «житийной»7литературыхарактерныпанегирическийстиль, торжественный, порой тяжеловесныйязык. В то жевремя в нейвстречаютсяживые, реалистическиеописания жизнимонастырей, их обитателей.
Имелихождение переводныелитературныесочинения; изних, а такжеразличныхсборников(например, «Пчела»- свод афоризмовзнаменитыхавторов) образованныерусские людичерпали мысли, изреченияДемокрита, Аристотеля, Менандра идругих мудрецов, писателей.
Всочиненияхрелигиозныхвольнодумцев-еретиковХIV-ХVIвв. (они не сохранились, их содержаниереконструируютпо сочинениямоппонентов-ортодоксов, постановлениямцерковныхСоборов) проповедуютсясмелые сужденияо необходимости«дешевой»церкви, ненужностицерковныхтаинств (причастиеи пр.), икон. Оспаривалиони тезисы отроичностиБога, непорочномзачатии. Писалио равенствелюдей, народов, вер. А ФеодосийКосой, смелыйвольнодумецсередины ХVIв., обосновывал«рабье учение»с его коммунистическимиидеалами в духеТомаса Мюнцера.Он пыталсявоплотить ихв жизнь в рамкахобщины единомышленников.
Этиреформационные, гуманистическиев основе своейидеи были задушеныв начале и серединеХVIв., когда еретиков, преданныханафеме, сжигалина кострах, ссылали, лишалицерковногосана.
Примечательнаячерта ХVIв. в областилитературы– расцветпублицистики.Авторы слов, посланий, поучений, трактатовразвивают идеицентрализации, усилениявеликокняжеской, царской власти, роли церкви, о положениикрестьянстваи др.
ОкольничийФ.И.Карпов, жившийпри ВасилииIII, считал, чтосветская властьдолжна основыватьсвои действияна «законе»и «правде», подчинять«злых, которыене хотят излечитьсяи любить Бога»8.В реальнойжизни он видитсовсем другое.
— Понял, какими вреднымии неугоднымипутями, хромыминогами, со слепымиочами нынеходит земнаявласть и весьрод человеческий.
— В нашивремена начальникине заботятсяо своих подвластныхи убогих, нодопускают, чтобы их притеснялинесправедливыеприказчики, которые незаботятся отом, чтобы пастипорученноеим стадо, нозаставляютжить в тяжкихтрудах и терпении.
Емувторит МаксимГрек (до пострижения– Михаил Триволик), его современник, знаток античнойфилософиилитературы.Афонский монах, приехав в 1518 г.в Россию в качествепереводчика, так в ней и остался.Ученый иноктоже полагает, что светскаявласть должнапокоиться направде, милости(«правдою ихорошими узаконениямиблагоустроитьположение своихподданных»), согласовыватьпожеланиядуховенства, боярства, воинства-дворянства.
МаксимГрек и князьВассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают монастыриза жажду накопительства, ростовщичество, спекуляциюхлебом и прочиегрехи. «Радиимений и славы»,- писал В.Патрикеев,- монахи забываюто Христовыхзаветах; плохоотносятся ксвоим крестьянам:
— Убогуюбратью, живущуюв наших селах, всячески оскорбляем.
Он жепризывает ксоблюдениюевангельскихпринципов:
— Неподобает монастырям владеть селами.
— Селне держать, невладеть ими, но жить в тишинеи безмолвии, питаясь трудомсвоих рук.
Отношениемонахов к крестьянамвозмущает иМ.Грека: они«истязают ихбичами за большиепроцентныедолги, которыеони не в состоянииуплатить; илиже лишают ихсвободы и записываютсебе навсегдав рабство; или, лишив их имущества, изгоняют бедныхс пустыми рукамиза своих мест»9.
Он тожепротив того, чтобы монастыриимели села и, тем самым, зависимыхкрестьян. Впослании обАфонской горепишет о монастырскихстарцах, которыеживут своимтрудом.
В серединеи третьей четвертистолетия выступаетсо своими сочинениямицелая плеядапублицистов.И.С.Пересветовосенью 1549 г. подалпредложенияо проведенииреформ молодомуцарю Ивану IVГрозному. Изложеныони в формечелобитныхи сказаний овзятии Магмет-салтаномЦарьграда. Он– убежденныйсторонниксильной самодержавнойвласти в России.Монарх долженопираться насильное и постоянноевойско, ибо«воинникамион силен и славен».«Вельмож» нужнодержать вповиновении, страхе:
— Царюнельзя бытьбез грозы; какконь под царембез узды, такои царство безгрозы10.
Дляпроведенияуспешной внешнейполитики (еезадачи, в частности,- присоединениеКазани, освобождениеславян от турецкогоига) необходимынововведения– денежноежалованье«воинникам»- опоре царя иего политики; централизацияфинансов, суда.Будучи гуманистом, он, как Карпови др., — противникхолопства, поборник «правды»в деятельностилюдей («Бог неверу любит.[а]правду»), книжногоучения, философской«мудрости».Монарх, по егопредставлению, должен бытьмудрым, сильнымчеловеком, агосударство– светским исуверенным.
Ермолай-Еразм, священниккремлевскойцеркви, иосифлянинпо убеждениям, противникнестяжателейи еретиков, предлагаетоблегчитьположениекрестьян (например, заменить всеих повинностиодним оброком– пятой частьюурожая). «Большевсего полезны,- убежден ученыймонах, — пахари, их трудамисозидаетсяглавнейшеебогатство –хлеб»11.
Изубеждения внеобходимости«праведногостяжания»(т.е.прибыли)исходит Сильвестр, протопопБлаговещенскогособора в МосковскомКремле, духовникцаря, одно времяочень близкийк нему (1550-е годы).Идеи эти развиваютсяв «Домострое»- своде житейских, моральныхправил, поучений, который онредактировал.
Мыслио сильнойсамодержавнойвласти, централизациихарактерныдля рада летописных, повествовательныхпамятников: Летописцаначала царствацаря ИванаВасильевича(50-е годы). Лицевогосвода (60-70-е годы),«Степеннойкниги» (1562-1563 гг., вышла из кружкамитрополитаМакария), Казанскойистории (60-е годы).Макарий и егокнижники составили«Великие Четьи-Минеи»- грандиозный свод из «житий»русских святых, богословскихсочинений, церковныхуставов.
Несомненно, самые выдающиесяпублицистыопричной поры– не кто иной, как сам царьИван Грозныйи его оппоненткнязь АндрейМихайловичКурбский. Первыйиз них в посланиико второмузащищает незыблемые, с его точкизрения, устои«самодержавства», по существу– деспотиивосточногосклада. Князь, бежавший изРоссии в Литвуот репрессий, развязанныхмнительными жестокимцарем, разоблачаетего поведение, террористическиеметоды правленияв целом. Царь, упрекая Курбскогоза измену, исходитиз принципа: миловать, мол, своих подданных-холоповцарь волен, даи казнить тоже.Его оппонент, не приемляцарской «лютости», считает, чтомонарх долженправить вместес «мудрымисоветниками», слушать их, ане быть неограниченнымсамовластием-тираном.
С осуждениемговорится одействияхВасилия IIIв пору окончательногоприсоединенияПскова к России(1510) в Летописномсводе 1567 г. Корнилия, игумена Псково-Печерскогомонастыря; обопричниках-душегубах– в новгородскихлетописях(например, опогроме Новгородав 1570 г.).
Патриотизмоми гордостьюпронизана«Повесть оприхожденииСтефана Баторияна град Псков»(1580-е годы, автор– Василий, псковскийиконописец).В самом концевека появляютсяповести о цареФедоре Ивановиче(автор однойиз них – патриархИов).
--PAGE_BREAK--
Живопись

Эпоханациональногоподъема времениКуликовскойпобеды, включившаяи годы подготовкик отпору извечномуврагу (60-е и 70-егоды ХIV в.), и время послеподвига русичейв ожесточеннойсхватке с Мамаем, вызвала к жизнинебывалыйрасцвет культуры.Ярче всего онвыразился вживописи –фресковой, иконописной.Выдающеесяместо в нейзаняла новгородскаяшкола. Это –фрески ХIVв. на евангельскиесюжеты церквейФедора Стратилата, Спаса на Ковалеве, Михайловскойв Сковородскоммонастыре, Благовещенскойна Городище, Рождественскойна кладбищеи др. Одни изних привлекаютмонументальностью, торжественностью; другие – мягкостью, лиричностьюТо же можносказать и оновгородскихиконах.
Мощнаякисть ФеофанаГрека (Гречина)прославилановгородскоеи московскоеискусство. ВНовгород онприехал в 1370-егоды. До этогоработал вКонстантинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. В еготворчествесплавилисьвизантийскиеи русские чертыживописногомастерства.Он оказалнесомненное, и большое, влияниена русскихживописцев.В Новгородеона расписывалфресками церквиПреображенияна Торговойстороне, Спасана Ильине. Изего школы вышлимастера, работавшиенад упомянутымивыше фрескамии церквей ФедораСтратилата, а также Успенияна Волотове, иконами «Донскаябогоматерь»,«Спас». Егоманера письмаобладаетудивительной, завораживающейвнутреннейсилой, глубокимпсихологизмом, смелостью иуверенностьюрисунка12.Недаром современникиотмечают, чтоработал онсвободно, легко: находясь наподмосткахи создавая своигениальныефрески, онодновременнобеседовал сомногими посетителями, которые стояливнизу, с восхищениемнаблюдая затем, что возникалона их глазах.Разговариваяс ними, Феофанв то же время«обдумывалвысокое и мудрое»;«чувственнымиже очами разумнымиразумную виделдоброту»13.
В 1390-егоды ФеофанГрек переехалв Москву. Здесьон расписывалкремлевскиехрамы – церковьРождестваБогородицыи придел Лазаряк ней (вместес СимеономЧерным), соборыБлаговещенский(вместе с Прохоромс Городца иАндреем Рублевым), Архангельский.
ДляБлаговещенскогособора в НижнемНовгородевеликий живописецсоздал иконостас; сохранилась, к сожалению, лишь его часть.А московскиеросписи совсемне дошли донас.
Известностьи признание, которые Феофанполучил наРуси, засвидетельствовалЕпифаний Премудрый, известный автор«житий» святых, в том числеСергия Радонежского.Он пишет о художнике, как «изографе»нарочитом иживописцеизящном воиконописцах»,«преславноммудреце», «философезело хитром»14.А на одной излетописныхминиатюр Гречинизображен заработой.
Егомладший современникАндрей Рублев, величайшийрусский живописецсредневековойРуси, родилсяв 1360-е годы или1370-е годы, скончалсяоколо 1430 г. Егосудьба тесносвязана с двумяобителями –Троице-Сергиевойи московскойАндрониковой.В первой из нихон был «в послушании»у преемникаСергия Радонежского– игумена Никона; вероятно, работалв иконописноймастерской.Затем перешелв Москву, и здесьрасписывал, вместе с ФеофаномГреком и Прохоромс Городца, Благовещенскийсобор в Кремле(в летописяхизвестие обэтом – под 1405 г.; это – первоеупоминаниео нем). Три годаспустя он, ужев содружествес близким емуДаниилом Черным, трудится надрукописямиУспенскогосбора во Владимире.Следующие еготворения –фрески и иконыТроицкогособора Троице-Сергиевамонастыря(середина 1420-хгодов), в концежизни – фрескиАндрониковамонастыря.
Рублевуили его ученикамприписываюти другие работы, например, вЗвенигородек западу отМосквы – росписиалтарных столбовУспенскогособора на Городке, алтарной преградыРождественскогособора Саввино-Сторожевскогомонастыря.Предания говоряти о многих другихфресках и иконах, как будто имже написанных.Но это весьмапроблематично.Во всяком случаенельзя не видеть, что имя Рублева, его мастерствоприобреталибольшую популярность, которая сохраниласьи в более поздниевремена.
СамоепрославленноепроизведениеРублева – «Троица»из иконостасаТроицкогособора Троице-Сергиевамонастыря.Образы трехангелов, явившихсяАврааму, написаныв благородныхантичных традициях, с безупречнойизящностью, мягкостью, лиризмом. Виконе проявилсяистинно национальныйрусский гений– ее гармоничность, нежность, прозрачностькрасок, поэтичностьи душевностьотразили лучшиечерты национальногохарактера, лиричностьрусской природы.То же можносказать обиконе «Спас»из Звенигородаи других работахгениальногомастера. Простота, ясность, мягкостькрасок, образов, идеи мира, гуманности, источаемыеего иконамии фресками, делают творенияРублева высочайшимиобразцамиживописногомастерства, национальногодуха русскогонарода эпохисобиранияземель вокругМосквы, открытойборьбы с Ордой, складываниявеликорусскойнародности15.
Иконыи фрески Рублева, он сам упоминаютсяв летописях.Иконы его дарилидруг другузнатные люди.А стоглавыйсобор 1550 г. постановил:«Писати иконописцемиконы… какписал АндрейРублев и прочиепресловущиеиконописцы».
Писаниеикон в ХV в. сталозанятием многихлюдей, и онишироко распространялисьпо всей Руси.Их сюжеты оставалисьтрадиционными– сцены и персонажиВетхого и НовогоЗавета. Но нередкопоявляютсяи светскиемотивы. Мастерапишут на иконахприроду, городскиездания и, чтоеще интересней, реальных людей.Так, на иконе«Молящиесяновгородцы»изображеныбоярин и егосемья, всегодевять фигур.На другой –новгородцыи суздальцытой поры, когдаони сражались друг с другомна Ждане горе(1135). ИконописьНовгорода ХVв. переживаларасцвет; онапривлекаетяркостью красок, точной и тонкойпрорисовкойфигур.
Московскаяживопись отмеченанемалыми достижениямик концу ХV столетия.Связано этос творчествомвыдающихсямастеров –Дионисия и егошколы. Он сами его помощникиукрашали фрескамисоборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова(под Вологдой)монастырейи др. Их же трудамисоздан иконостасУспенскогособора в МосковскомКремле. В изображенииБогородицы, считавшейсяпокровительницейМосквы, другихперсонажейбиблейскойистории поражаютяркая красочность, декоративность, которые потомнадолго станутотличительнымичертами русскойиконописиХVI-ХVIIвв. ТворенияДионисия, «хитрого»(искусного), пословам летописца, мастера, и другиххудожниковпронизаныатмосферойпобедноголикования, торжественности, уверенности.Они ярко отразилисвое время –завоеваниенезависимостиот Орды, объединениерусских земельи созданиеединого могучегогосударстваво главе с Москвой.
Нарубеже ХV-ХVIстолетий, содной стороны, определяетсяпреобладаниемосковскойживописнойшколы в России; с другой – усвоениеею традицийместных школ, которые постепеннонивелировалисьпод влияниемобщерусскогокультурногоцентра, какимстала Москвас ее мастерами, идеями, устремлениями.Парадность, торжественность, праздничность, ликующаявозвышенностьне могли нетрогать сердцарусских людейтого славногои сложноговремени. Нонарастали, итогда, и позднее, черты официозности, возвеличениясамодержавия.С этим причудливосочеталисьчерты реализма, пробивавшиесясквозь толщудогматических, консервативныхустоев в живописи, как и в целомв культуре.Например, вросписях царскихпалат, сделанныхпосле «великого»московскогопожара 1547 г. (анаблюдал заработой самцарский Сильвестр), преобладающееместо занялине церковные, а светские, втом числеисторические, темы. Подобные«вольности»вызвали протестпоборниковстарины, традиционалистов.В частности, влиятельныйцарский дьякИ.Висковатый(глава Посольскогоприказа) возмущалсятем, что БогСаваоф и иные«духи» изображенына фрескахпо-земному, какобычные люди.Но его не послушали.
В серединевека, послевзятий войскамиИвана ГрозногоКазани, появиласьикона «Церковьвоинствующая», посвященнаяэтому важномусобытию. На нейизображен юныйцарь, скачущийс алым знаменемво главе своихратников. Многие«земные» сюжетыхудожникизапечатлелина миниатюрах– в «Четьях-Минеях»митрополитаМакария, Лицевомлетописномсводе, «Христианскойтопографии»Козьмы Индикоплова16.
Красочностьи тщательнаяпроработкадеталей, изяществои тонкостьрисунка характерныдля икон «Строгановскойшколы». Еепредставители«ПрокопийЧирин, НикифорСавин и др.) работалив Москве, ночасто выполнялизаказы сольвычегодскихбогачей Строгановых.Из произведения, яркие, красочные, миниатюрные, напоминаютювелирныеизделия. Ониоказали в последующембольшое влияниена развитиерусского искусства; например, еетрадиции досих пор сохраняютмастера Палеха.
В целомживопись концаХV-ХVI в. даларусскому искусствунемало – мастерствов рисунке, яркостькрасочнойгаммы, радостноеощущение бытия, подъем национальногодуха. Но одновременнонаблюдаютсяизвестный отходот могучихобразцов АндреяРублева и ФеофанаГрека, снижениебогатырского«дыхания»искусства эпохиКуликовскойбитвы. При этомпоступательноеразвитие живописиподготовилоего будущиеуспехи.

Архитектура

В зодчествепроисходятте же процессы, что и в живописи.После его захиренияв конце 1330-х-1340-хгодах, оновозрождаетсяполстолетияспустя или дажепозднее. В концеХIII-ХIVв. построили, например, белокаменнуюГородищенскуюцерковь подКоломной; вМоскве, приИване Калите,- соборы Успенский, Архангельский, Спаса на Бору, церковь-колокольнюИоанна Лествичника.Как правило, небольшие поразмерам, московскиехрамы развивалитрадициивладимиро-суздальскойархитектуры.Расписывалиих русскиемастера: Архангельскийсобор – «русскыяписцы…, в нихже бе старейшиныи началницииконописцемЗахарья, Иосиф, Николае и прочаядружина их»(1344); церковь Спасана Бору – «мастерыстарейшиныи начялницыбыша русскимродом, а гречестииученицы: Гойтани Семен, и Иван, и прочих ихученицы и дружина»(1345-1346)17.
Насмену деревяннымстенам и башнямМосковскогоКремля привеликом князеДмитрии Ивановичепришли белокаменные(1367). МитрополитАлексей возвелкаменные собори трапезную Чудова монастыряв том же Кремле.В конце этогои начале следующегостолетия появляетсядовольно многохрамовых сооружений– в Андроникове, Вознесенском, Симонове идругих монастырях, кремлевскаяцерковь РождестваБогородицы.
Соборы, церкви строятсяи в других городах– Твери, Звенигороде, Нижнем Новгороде, Рязани, Коломнеи т.д.; особенномного – в НижнемНовгородеВеликом. Новгородскиебояре и купцы, люди богатые, именитые, заказываютпостройкуцерквей, даютденьги. Восхищениесовременникови потомковвызывали ивызывают церквиНиколы на Липне(1292-1294), Благовещенияна Городище(1342-1343), Спаса в Ковалеве(1345), Успения наВолотовом поле(1352), Федора Стратилатана ручью (1360-1361), Спасо-Преображенияна Ильине улице(1374). Некоторыеиз них разрушеныво время Отечественнойвойны и позднеевосстановлены, но, к сожалению, не все. Новгородскиесооруженияотличаются, с одной стороны, строгостью, сдержанностьюпропорций; сдругой, — наличиемдекоративныхдеталей, наружнойфресковойросписи нафасадах, абсидах.
Немалоецерковноестроительствовелось и воПскове. Здесьже, а также Порхове, Яме, Копорье, Орешке возводилии крепостныесооружения, своего родакаменные замки.
Многостроили в НовгородеХV в. Именнотогда приархиепископеЕвфимии (втораячетверть –середина столетия)появились вкремле Грановитаяпалата, часозвоня, двухэтажныйдворец самоговладыки. Ещераньше (1302) началистроить детинец– каменнуюкрепость, стеныкоторой несколькораз перестраивалисьпозднее вплотьдо конца столетия, когда Новгородвошел уже вчисло московскийвладений. Появилисьи каменныедома-палатыдля бояр (в томчисле – домМарфы-Посадницы, жены И.Борецкого).
Новгородские, московскиеи иные зодчиенередко строилипо старым образцам, например ХIIстолетия. Приэтом новгородскиезаказчикистремилисьподчеркнутьи сохранить«старину ипошлину» своегогорода и земли, московские исходили изидеи общерусскогоединства, несомненнопри этом, — подглавенствомсвоего государя.
Самымвыдающимсядостижениемрусского зодчестварубежа ХV-ХVIв. стало возведениезданий МосковскогоКремля. Старые, обветшавшиепостройкизаменили новыми; это – Успенский, Архангельский, Благовещенскийсоборы; храм-столпИвана Великого.Для торжественныхприемов построилиГранатовуюпалату. Целыйкомплекс зданийсоставил дворецвеликого князя.Наконец, появилисьновые крепостныестены и стрельницы(башни).
Кремлевскоестроительство, обширное ивыдающеесяпо своему значению(в плане и архитектурногомастерства, и оборонительныхпотребностей, и повышенияпрестижа народившейсяРоссии, «государявсея Руси»Ивана III), — дело рук русскихмастеров (изМосквы, Пскова, Твери, Ростоваи других городов)и итальянскихархитекторов: АристотеляФиораванти, Алевиза, МаркоРуффо, ПьетроСолари, МаркаФрязина и др.Их труд и достижения– сплав национальныхрусских и итальянскихтрадиций вархитектуре18.
Естественно, с еще большимразмахом строилив ХVI в. Повсей страневозводили многоцерквей, соборов.Некоторые изних заняливыдающеесяместо в отечественнойи мировойархитектуре.Такова, например, знаменитаяцерковь Вознесенияв себе Коломенскомпод Москвой(теперь – в чертегорода). Онапостроена(1532) по случаюрождения увеликого князяВасилия IIIсына Ивана, будущего царяГрозного. Образцомпослужилистаринныедеревянныецеркви шатровогостиля («на деревянноедело»). Как чудовоспринималиее современники:«Вельма чудна»,- записал пораженныйлетописец, — высотою и красотою, и светлостью, такова же небываша прежесего в Руси»19.Такое же отношениек этому сказочномусооружениюсохранили ипотомки; известно, например, чтов восхищениисозерцал ееГектор Берлиозтри столетияспустя. Стольже сказочнымвидением выглядитПокровскийсобор, или храмВасилия Блаженного, на КраснойПлощади в Москве, величайшийпамятник шатровойархитектуры, по существу– комплекс издевяти церквей.Строили егорусские зодчие.
В разныхконцах обширногоуже тогда государстварастут крепости, опоясывающие, словно ожерелье, его центральнуючасть, столицуМоскву. То же– по русскомупограничью.ЗащитникамиРоссии с югастали крепостив Туле, Коломне, Зарайске; свостока – вНижнем Новгороде; с севера – вКирилло-Белозерскоми Ферппонтовоммонастырях.Крепостные, помимо прочих, функции имелимосковский, новгородский, псковский ииные кремли.В столице, помимокремлевских, соорудили стеныБелого города(зодчий ФедорКонь, строившийи в Смоленске)– по нынешнему Бульварномукольцу; еревянногогорода, илиСкородома(современноеСадовое кольцо;1580-1590 годы).

Прикладноеискусство

В ХIVв. возрождаютсяи набирают силыразличныеотрасли прикладногоискусства. Это– украшениежилищ (изб, теремов)деревяннойрезьбой, росписьглиняной посуды, изготовлениеокладов рукописныхкниг, миниатюрк их текстами др. Правда, многое не дошлодо нас по разнымпричинам (пожары, хищения ордынцеви пр.), но кое-чтосохранилось.Например, к1339 г. относится«Сийское Евангелие», переписанное«в граде Москове»; в 50-е годы двамастера – ИоаннТетеша и Лукьян– делают такуюже работу, переписываютдва Евангелия.Многие книгиизготовляютв ХIV-ХVвв. в монастыряхТроице-Сергиевом, Андроникове, Кирилло-Белозерском, Симонове.
Тверскоймастер Прокопий, по заказу своеговеликого князя, пишет миниатюрык рукописисочинениявизантийскогохрониста ГеоргияАмартола. Лицевые(иллюстрированные)рукописи делалиновгородскиемастера; это– «МилятиноЕвангелие»,«Пролог», «Апостол»(вторая половинаХIII в.). Имсвойственнытератологический(«судовищный»)стиль, бытовыедетали (изображениявоинов, гусляров, крестьян, охотников, скоморохови др.)20.Жители новгородскойЛюдогощинскойулицы заказалии поставилив церкви Флораи Лавра деревянныйкрест с прекраснымирезными надписямии изображениями(1359). Делали и резныекресты из камня.Высоким мастерствомотличаютсясеребряныекубки, сосудыновгородскихбояр; имена ихсохраниларезьба на этойпосуде.
Высокогосовершенствадостигаютмастера сканого(филигранного), чеканного, литейного, ювелирногодела, шелковогошитья. Резчикамипо дереву славилсяв ХV-ХVIвв. Троице-Сергиевмонастырь.Сохраниласьпелена для этойобители, вышитаяСофьей Палеолог, женой ИванаIII (1494). Из мастерскойЕлены Волошанки, жены его сынаИвана ИвановичаМолодого, вышлапелена с рисунком, на которомизображенмолебен 8 апреля1498 г.; на нем присутствовалиИван III иего великаякнягиня, сынВасилий и внукДмитрий. В ХVIв. приобрели известностьхудожественныевышивки измастерскойкнягини ЕвфросинииСтарицкой.
Расцветпереживалиискусствобасменноготиснения, скани, эмали. Ювелирысоздавалиизумительныепо красоте иизяществуизделия иззолота (например, золотое блюдоцарицы МарииТемрюковны, подаренноеей Иваном Грознымв 1561 г.).

ГлаваII.
Быт
Бытжителей Руси, России отличалсяустойчивостью.Но отнюдь незатхлым консерватизмом, вековечнымзастоем, какиногда изображалосьв литературе.Русская деревяннаяизба, к примеру, столетиямине меняла облик, сохраняла своиконструктивныеи функциональныечерты, особенности.Это говорито том, что исстариобитателиВосточнойЕвропы нашлинаилучшее ихсочетание втех природных, в частностиклиматическихусловиях, вкоторых онипроживали. Тоже можно сказатьо многих приспособлениях, предметахдомашнегообихода нашихпредков.
Подавляющеебольшинствожилищ той поры– полуземляночныеи наземные(срубные, стоявшиена земле) избы.Полы в них –земляные илидеревянные.Часто имелисьподклети –нижние помещениядля скота, вещей.В таком случаесаму избу, стоявшуюнад подклетью, наверху (нагоре), именовалигорницей; горницус «красными»окнами, которыепропускалимного света,- светлицей.Наконец, у наиболеезажиточныхлюдей, у знатиимелся третийярус – терем.
Естественно, размеры избы, резьба на нейи проч. зависелиот положенияхозяина – беднякаили богатея.
Некоторыелюди, из особознатных, имелидома из несколькихсрубов, с переходами, лестницами, крылечками, резными украшениями.Такие постройки, прежде всегоу князей и бояр, напоминалидворцы большегоили меньшегоразмеров.
Разнойбыла и обстановкав доме. У тех, кто победней,- деревянныестолы, скамьи, лавки вдольстен. У богатых– те же предметы, еще табуретки, покрытые красивойрезьбой, живописью; на них – подушки, валики; к ногамставили маленькиескамеечки.Освещали избылучинами, которые вставлялисьв печную расщелинуили металлическийсветец. У зажиточныхзавелись сальныесвечи с подсвечниками, деревяннымиили металлическими, которые стоялина столах. Иногдавстречалисьсеребряные«шандалы», теже подсвечники, или светильникис растительныммаслом.
Князья, бояре, купцыходили в длинных, до пят, одеждахс вышивкамии драгоценнымикаменьями; бедняки – впростых рубашкахс поясом, короткиходеждах – издомотканогосукна, беленогохолста. Зимойпростонародьеносило медвежьишубы («нетутьбеды ходитихотя и в медведине», по словам Нифонта, новгородскогоепископа)21; его обувь –лапти из лыка.У богатых –шубы из дорогихмехов, кожухи, опашни, однорядкидля мужчин; теже шубы и опашни, а также кортели, летники, телогреи– для женщин; все это – изиноземныхатласа, бархата, камки, сукна; украшалисьони соболями, каменьями, жемчугом. Кбогатым одеждампитали склонностьи монахи. В одномдуховном завещании(1479) говорилосьоб их «неправедномжитии», запрещалось«ни немецкогоплатиа носити, ни с пухом шубносити».
МитрополитДаниил (перваяполовина ХVIв.) укоряет молодыхвельмож, которыекоротко стригутволосы, бреютили выщипываютусы и бороду, красят щекии губы, как женщины, и тем нарушаютобычаи русскойстарины. То же– с одеждой иобувью, чересчур, на его взгляд, роскошнымии к тому женеудобными(от красныхсапог, оченьтесных, этимщеголям приходится«великую нуждутерпети»). Пододежду ониподкладываютдеревяшки, чтобы казатьсявыше ростом.А женщины сверхмеры белят икрасят лицо,«чернят глаза»; брови выщипываютили наклеиваютдругие, «выспрь(вверх) возводяще»; голове подубрусом придают(расположивсоответствующимобразом волосы)круглую форму.
Посудабедняков – издерева (бочка, кадь, ведро, корыто, ночва– лоток, чум –ковш, кош – корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчаге– большой сосуд); кое-что, но немногое– из железа имеди (котлы дляварки еды, кипяченияводы). У богатых– те же предметы, но больше –металлических, вплоть до (укнязей, бояр)золотых и серебряных; к тому же разнообразнее(кроме названных,- кубки, братины, чарки, солонки, достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы; для винногопития – турьирога в серебре).
Простойлюд ел преимущественноржаной хлеб, богатые – изпшеницы. Вкушалипросо (пшено), горох, овес (изних делаликаши, кисели); из овощей –капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок идр. Мясо большебыло на столахбогачей; у бедняков– рыба. Употреблялисьмолочные продукты, растительноеи животноемасло. Сольбыла дорогой.
Домаизготовлялинапитки – хлебныйквас, пиво, мед.Как сладкое,«на заедки»употреблялияблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи, вельможи питалисьболее разнообразнои обильно. К тому, что названовыше, можнодобавить дичь, редкую в рационебедняков; это– журавли, гуси, перепела, лебеди.В числе посудывеликих князеймосковскихупоминаются«лебединые»,«гусиные»блюда. Тот жемитрополитДаниил пишето «многоразличныхтрапезах»,«сладких снядях»у богатых людей,«хитрости»(мастерстве)их поваров. Напирах, помимосвоих напитков, богачи смаковаливина «заморские»22.
Мирскиепирушки, складчиныустраивали, по случаю церковныхпраздников, поминок, крестьянев деревнях, ремесленникив городах. Наних, как и напирах у богачей, участниковзастолий развлекалимузыканты, певцы и плясуны.Подобные «бесовские»игрища вызываливозмущениецерковников, обличавших«веселие многое»со «смехотворцами»,«празднословцами»и «сквернословцами».Знатный человек, по Даниилу,«сбирает»«позорище»(зрелище), играниа, плясаниа». Дажев кругу семьиего волей появляются«скомарохи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин«погубляа себеи дети, и жену, и вся сущая вдому, паче потопаоного»23.
Другиепастыри говоряти пишут о простонародье, которое любитглядеть наподобные «позорныеигры» не в домах, а «на улице».Особое ожесточениевызывало у нихто, что во времяцерковныхпраздников«простцы» ведутсебя, как язычникив древние времена.Памфил, игуменпсковскогоЕлезаровамонастыря, впослании кпсковскимвластям воглаве с наместником(1501) призываетих положитьконец святотатству:«Егда бо приходит великий праздник, день РождестваПредтечева, и тогда во святуюту нощь малоне весь градвзмятется ивзбесится…Стучат бубныи глас сопелийи гудут струны; женам же и девамплескание(ладонями) и«плясание»; поют «всескверныепесни»24.
Осуждаютони и «ристаниеконское», охоту(«ловы») знатноговельможи. «Кыйже ли – обращаетсяк нему митрополитДаниил, — прибытокти есть надптицами дниизнуряти? Какже ти нужа естьпсов множествоимети? Все эти«утешениясуетные» лишьотвлекают людейот дела, в том числе богоугодного– церковныхобрядов, молитвенногобдения. Но народ, простой и богатый, продолжалходить на такогорода развлечения.Известно, например, что царь ИванГрозный любилскоморохов– «веселыхлюдей», собиралих, вместе смедведями, встолицу; самучаствовалв «игрищах»- плясках напирах, одевалвместе с другими«машкеру»25.
В ХVIв. быт в основномсохранял прежниечерты. Появлялисьи новые – пряностив богатых домах(корица, гвоздикаи др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которуюели с гречневойкашей. Распространиласьмода на тюбетейки(тафьи), осужденнаяСтоглавымсобором. Большестроили каменныежилые дома, хотя основнаяих масса оставаласьдеревянной.Увлекалисьрусичи такжеи игрой в шашки, шахматы.

Заключение

Подведемитог всемувышеизложенномуи отметимспецифическиечерты русскойкультуры.
Русскаякультура –понятие историческоеи многогранное.Она включаетв себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующиео длительноми сложном развитиикак в географическомпространстве, так и в историческомвремени. УзамечательногопредставителяевропейскогоВозрожденияМаксима Грека, переехавшегов нашу странуна рубеже ХVIвека, естьпоразительныйпо глубине иверности образРоссии. Он пишето ней, как о женщинев черном платье, задумчивосидящей «придороге». Русскаякультура тоже«при дороге», она формируетсяи развиваетсяв постоянныхпоисках. Обэтом свидетельствуетистория.
Большаячасть территорииРоссии занесенапозднее, чемте регионымира, в которыхсложилисьосновные центрымировой культуры.В этом смыслерусская литература– явлениеотносительномолодое. Малотого, Русь незнала периодарабовладения: восточныеславяне перешлинепосредственнок феодализмуот общинно-патриархальныхотношений. Всилу своейисторическоймолодостирусская литератураоказалась переднеобходимостьюинтенсивногоисторическогоразвития. Конечно, русская культураразвиваласьпод влияниемразличныхкультур странЗапада и Востока, историческиопередившихРоссию. Новоспринимаяи усваиваякультурноенаселениедругих народов, русские писателии художники, скульпторыи архитекторы, ученые и философырешали своизадачи, формировалии развивалиотечественныетрадиции, никогдане ограничиваяськопированиемчужих образцов.
Длительныепериод развитиярусской культурыопределялсяхристианско-православнойрелигией. Намногие векаведущими культурными жанрами сталихрамостроительство, иконопись, церковнаякультура.Значительныйвклад в мировуюхудожественнуюсокровищницуРоссии, вплотьдо ХVIII века, вносила духовнойдеятельностью, связанной схристианством.
Вместес тем, влияниехристианствана русскуюкультуру –процесс далеконе однозначный.По справедливомузамечаниювидного славянофилаА.С.Хомякова, Русь воспринялатолько внешнююформу, обряд, а не дух и сущностьхристианскойрелигии. Русскаякультура вышлаиз-под влияния религиозныхдогматов иперерослаграницы православия.
Специфическиечерты русскойкультуры определяютсяв значительнойстепени тем, что исследователиназвали «характеромрусского народа».Об этом писаливсе исследователи«русской идеи».Главной чертойэтого характераназывали веру.Альтернатива«вера-знание», «вера-разум»решалась вРоссии в конкретныеисторическиепериоды по-разному, но чаще всегов пользу веры.Русская культурасвидетельствует: при всем разночтениирусской душии русскогохарактератрудно не согласитьсясо знаменитымистрочкамиФ.Тютчева: «УмомРоссию не понять, аршином общимне измерить: у ней особеннаястать – в Россиюможно тольковерить».
Русскаякультура накопилавеликие ценности.Задача нынешнихпоколений –сохранить иприумножатьих.

Литература
А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров История России с древнейших времен до конца ХVII века. Институт Российской истории РАН. — М.: АСТ, 1996.
А.А.Радугин. Культурология. — М.: Центр, 1999.
Л.П.Бущик. Иллюстрированная история России ХV-ХVII веков.-М.: Просвещение, 1971.
Ю.С.Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры ХI-XVII веков.- М.: Владос, 1998.
А.Ю.Дворниченко, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот. Русская история. – С-Петербург.: Лань, 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.