Реферат по предмету "Культура и искусство"


Эстетические учения и искусство эпохи Средневековья

Содержание
 
Вопрос № 1. Эстетические учения эпохиСредневековья.
1.1. Характеристика эпохи
1.1.2 Рыцарский романтизм
1.1.3 Сакральный аллегоризм
1.2 Период разрядки напряжения вселенской борьбы
1.2.1 Карнавальный натурализм
Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения.
2.1 Особенности Возрождения
2.2 Ренессансный период очарования свободой
2.2.1 Ренессансный гуманизм
2.2.2 Маньеризм
2.3 Период разочарований (кризис Возрождения)
2.3.1 Барокко
2.3.2 «Плеяда»
2.3.3 Рококо
Список использованной литературы.

Вопрос 1. Эстетические учения эпохи Средневековья
 
1.1. Характеристикаэпохи
ДляСредневековья Бог – мудрость, благо и высшая красота; красота мира и человекаобъясняется Богом.
Эстетика этойэпохи связана с теологией. Тертуллиан (конец II в.н.э. – 230 г.)отрицает искусство (христианская реакция на античное, языческое искусство). Онпорицает театральные зрелища за притворство, что вызывало гонения на игрища и«бесовские песни».
Принципысредневековой поэтики: правдоподобие, иносказание, аллегория, символичностьобразов, акцент на изображении чудесного, сверхъестественного, потустороннего.Л. Фейербах, отмечает, что в отличии от образов религии произведения искусстване требуют признания своих образов за реальность. Признание образовсредневекового искусства за реальность диктовалось эстетическим принципомправдоподобия и религией (события жизни Христа – события всемирно — исторические).
Средневековаяпоэтика строила и трактовала произведения в четырех смыслах:
1.) грамматическом,или буквальном;
2.)аллегорическом;
3.)моральном;
4.)анагогическом.
В Средниевека церковь оказывает определяющее влияние на искусство. Личность устремлена кгорнему, неземному, возвышенному. Этому наиболее полно соответствует соборнаяархитектура и иконопись. Архитектура обеспечивается материально-техническимисредствами, развитие ее стимулируется.
Средневековаякультура богата и многообразна и не оправдывает родившегося в возражденческой ипросветительской полемике с ней представления «о десяти веках мрака». Д.Чижевский сетовал, что эстетика не обозначила художественные направлениясредневекового искусства.
Художественнаяконцепция в эпоху Средних веков включает в себя три художественные направления:
1. рыцарскийромантизм;
2. сакральныйаллегоризм;
3.карнавальный натурализм.
Художественныенаправления средневекового искусства объединяют создавшая их историческаяреальность и единое духовное основание – христианская идеология.
1.1.2 Рыцарскийромантизм
Рыцарскийромантизм – художественное направление искусства Средних веков, освещающеесветскую историю широко понимаемой современности (события эпохи; важнейшая тема– рыцарский долг, подвиги во имя веры и сюзерена, церкви и короля). Эта теманашла свое отражение во французcком эпосе «Песнь о Роланде ».Античное искусство, изображаягероические характеры, очищало души зрителей посредством страха и сострадания(катарсис) и воспитывало свободного эллина – гражданина. Главный персонажрыцарского романтизма – полумученик – полугерой. Его героизм – в сражениях,страдания – в любви.
Рыцарскийромантизм обстоятельства, характеры, детали в произведении подавал какисторическую реальность, как достоверные формы.
«Тристан иИзольда» — образчик рыцарского романтизма раннего Средневековья. Сказание оТристане и Изольде показывает, насколько в рыцарском романтизме по сравнению сантичным мифологическим реализмом усложнились морально – эстетические оценки.Эдип, не сознавал себя как личность. В « Тристане и Изольде » герои хотя имучаются сознанием своей вины, однако все же робко предъявляют к жизнитребование земного счастья.
Средневековыйрыцарский романтизм делает робкий шаг вглубь внутреннего мира человека,провозгласив: Не поступок доказывает преступление (а ведь для Эдипа именнопоступок доказывал преступление! – Ю.Б.), а истинный суд.
Всредневековом произведении важны именно точки, даваемые действию волшебнымисилами или самим Богом по его мудрому произволу. Эти толчки далее развиваются некоторойактивностью самих персонажей.
Искусстворыцарского романтизма знает героику, особенно когда повествует о доблестяхславных рыцарей.
Деление надоброе и злое, божественное и дьявольское, небесное и земное, духовное и телесное,идеальное и материальное характерно для средневековой идеологии и определяетхудожественную концепцию рыцарского романтизма. В нем нет полутонов. Ни однаэпоха так остро не поляризовало противоположности при трактовке мира. Дажеклассицизм, четко деливший персонажи на идеально положительных и абсолютноотрицательных, мог бы позавидовать « черно – белому » мышлению Средневековья.
Сатанинскоеначало, над образом которого изощренно трудилась фантазия средневековыххудожников, изображалось в свете чудесного и сверхъестественного не вчеловеческом обличье, а в виде чудовищ.
ХудожникиСредневековья с XIII в. изображали чудовищ, демонстрируя легендарные существа ифантастически объединяя человека и зверя.
1.1.3Сакральный аллегоризм
Сакральныйаллегоризм – художественное направление средневековой художественной культуры,отражающее религиозную художественную концепцию и повествующее о священнойистории мироздания (господствующая тема – жизнь и мученическая смерть Христа).
Сакральныйаллегоризм противоположен античному мифологическому реализму и выдвигаетсверхъестественное и потустороннее, внушавшие религиозный трепет. В античном жеискусстве самые необычные вещи происходят совершенно естественно.
Для средневековогохудожника мир двухмерен, плосок. Картина представляет не одно, а несколькосостояний, передающих последовательность действия. События происходят вовремени, которое передается через пространство. Некоторые сцены, разделенные вовремени, оказываются совмещенными.
Всредневековой художественной культуре земной мир есть символ мирасверхчувственного; духовное качество, утверждаемое искусством, — благочестие.Все явления рассматриваются средневековым художником в свете глобальногоконфликта добра и зла. История мира предстает как единый всемирно –исторический спектакль спасения. Сакральный аллегоризм отнимал у героя волю кдействию и передоверял ее Богу; человек трактовал как существо страдательногозалога.
В каждом видеискусства Средневековья имелись свои приоритетные формы: в литературе – этожития святых, в архитектуре – собор, в живописи – икона, в скульптуре –изображения Христа, богоматери и святых. Художники сделали «фотогеничным»потусторонний мир (ад, чистилище, рай), подготовив тем самым творения Данте,стоявшего на рубеже Средневековья и Нового времени. Сверхъестественное имученическое – два столпа, на которых зиждется эстетическое здание сакральногосимволизма как художественного направления.
1.2 Периодразрядки напряжения вселенской борьбы
 
1.2.1Карнавальный натурализм
Карнавальныйнатурализм как художественное направление искусства Средневековья выражаетнародную смеховую культуру, несущую идею вселенского обновления. Комедийно –праздничная, неофициальная жизнь общества – карнавал — несет радостноежизнеутверждение. Карнавальный натурализм как период разрядки всеобщей борьбыдобра и зла встраивался в общий исторический процесс.
Карнавальныйнатурализм имеет глубоко уходящие в прошлое истоки и далеко устремленные вбудущее следствия. Истоки – веселые древнегреческие дионисийские празднества,древнеримские сатурналии. Римские сатурналии на время возвращали народ клегендарному «золотому веку» — царству безудержного веселья. Это были днибуйства жизненных сил, рвущихся из оков складывающейся официальной идеологии.Народный смех, утверждающий радость бытия, оттеняя официальное мировосприятие,звучал в Риме в ритуалах, предполагавший одновременно и прославление, иосмеяние победителя, оплакивание, возвеличение и осмеяние покойника.
Все это составилотрадицию, на которую опирался средневековый карнавальный натурализм. Народныйрадостный смех звучал и на карнавалах, и в комедийных процессиях, и напраздниках «дураков» и «ослов», и в пародийных произведениях, и в стихиифривольно-площадной речи, и в остротах и выходках шутов, и в быту на пирушках сих бобовыми королями и королевами «для смеха». Все это составляло целый пластхудожественной культуры Средневековья.
Карнавалносит вселенский характер, это особое художественно – эстетическое состояниемира, которому все причастны. Карнавал – это жизнь, ставшая искусством.Карнавальный смех, уравнивая всех, руша иерархические, имущественные,сословные, возрастные перегородки, создавал временный мир всечеловеческогобратства, свободы и равенства. Карнавал был комедийным праздничным прообразомистинно человеческого счастливого мира. Карнавал был не официальным праздником,на котором человек временно освобождался от господствующих обычаев исуществующего строя отношений, их иерархия, как и привилегии, нормы, запретывременно отменялись.
Шут –положительный герой карнавала и его высший полномочный представитель вповседневности. Шут – комедийный актер – импровизатор, для которых сцена – весьмир, а комедийное действие – сама жизнь.
Из анализа,данного М. Бахтиным следует:
1.  карнавальный смех – этовсенародный, праздничный смех;
2.  он универсален, то естьнаправлен на все и на всех (в том числе и на самих смеющихся): мирозданиепредстает в своем смеховом аспекте, в своей веселой относительности;
3.  этот смех веселый,ликующий, насмешливый, высмеивающий, он отрицает и утверждает, казнит ивоскрешает, хранит и возрождает;
4.  народ ощущает себя частьюцелого меняющегося мира. Он тоже незавершен, тоже, умирая, рождается. В этомотличие смеха карнавального от сатиры. Сатирик знает только отрицающий смех иставит себя вне осмеивающего явления – этим разрушается целостность смеховогоаспекта мира, осмеиваемое становится частным явлением;
5.  карнавальный смехпреобразует мир на его собственной естественной основе. Он развязываетестественную стихию жизни для творения ее новых форм;
Карнавальныйнатурализм – целый пласт средневековой художественной культуры. Он несетрадостную концепцию мира, отличающуюся от концепции и сакрального символизма, ирыцарского романтизма.

Вопрос № 2. Искусство эпохи Возрождения
 
2.1 ОсобенностиВозрождения
Возрождение –целая эпоха в развитии искусства, последовавшая за Средними веками ихарактеризующаяся зарождением и утверждением идей гуманизма. Начало Возрожденияотносят к XIV в., а вся эпоха продолжалась в течении XIV – XVI вв. Историки разделилиэпоху Возрождения на ранний, средний, высокий и поздний периоды. Италия –родина Возрождения.
Возрождениесформировала новые понятия о природе мироздания и о роли человека в нем.Великие художники творили эпоху Возрождения: Данте, Петрарка, Боккаччо,Макиавелли и Санаццаро, Леонардо да Винчи, Микеланджело – в Италии; сэр ТомасМор, сэр Томас Вайаат, Э. Спенсер, сэр Сидней, Шекспир – в Англии.
Возрождениекак художественная эпоха включает в себя два художественных направления:ренессансный гуманизм и барокко. Эти направления принадлежат одной эпохе иимеют много общего: чувственность, гедонизм, натуралистическая конкретность,наивная простота.
2.2 Ренессансныйпериод очарования свободой
2.2.1 Ренессансныйгуманизм
Ренессансныйгуманизм – художественное направление эпохи Возрождения, разрабатывавшеегуманистическую художественную концепцию. Ренессансный гуманизм открылиндивидуального человека и утвердил его мощь и красоту. Его герой – титаническаяличность, свободная в своих действиях. Ренессансный гуманизм – это свободаличности от средневекового аскетизма. Изображение обнаженной натуры, прелестичеловеческого тела были зримым и сильным аргументом в борьбе с аскетизмом.
2.2.2 Маньеризм
Маньеризм –от ит. вычурность или манера. Термин вошел в широкий обиход в XX в., но применялся ещеВазари в XVI в. к итальянской живописи и архитектуре периода 1520 – 1600 гг.
Маньеризм –художественное направление эпохи Возрождения, возникшее в результате отталкиванияот ренессансного гуманизма.
Маньеризмзародился во Флоренции в 20 – х гг. XVI в.
Маньеризм –художественный стиль, характеризуется орнаментальностью языка, оригинальнымсинтаксисом и усложненной речью, экстравагантными персонажами. Аффектация, потерячувства меры, неустойчивая динамическая композиция – устойчивые чертыавторского стиля в маньеризме.
Маньеризмначинается на рубеже XVI и XVII вв. в комедийно – бытовом романе, во фламандскойи голландской жанровой живописи. Маньеризм в Италии – это скульпторы Б.Челлини, Джамболонья; живописцы Я. Понтормо, А. Бронзино. В рамках маньеризмасложились и произведения итальянского художника XVI в. Пармиджанино,придававшего элегантность изображаемым человеческим фигурам и усиливавшегоэмоциональное воздействие на зрителя путем изящной деформации этих фигур засчет удлинения рук, ног, шеи. В архитектуре в русле маньеризма работали Ж.Вазари, Б. Амманати.
Маньеризмначался в Италии, которая была центром художественной культуры эпохиВозрождения. От этого эпицентра расходились волны художественных воздействий, ив разных странах Европы на собственной национальной основе возникал маньеризм«под другими псевдонимами» со своими национальными особенностями. Таковыгонгоризм (Испания, Португалия, Латинская Америка), прециозная литература(Франция), эвфуизм (Англия).
Эвфуизм – художественноенаправление английской литературы, родственное и типологически сходное ситальянским маньеризмом. Литературе эвфуизма свойственны – изысканность слога,перенасыщенность риторическими фигурами, риторика.
Гонгоризм –одно из национальных течений маньеризма, развивавшееся главным образом виспаноязычных и португалоязычных литературах. Гангоризм утверждает, «чистуюформу», усложненный синтаксис, преувеличенную и изощренную метафоричность.
Прециознаялитература – французская национальная форма маньеризма как художественногонаправления эпохи Возрождения. Утонченность, аристократичность, изысканность,светскость, куртуазность – качества прециозной литературы.
2.3 Периодразочарований (кризис Возрождения)
2.3.1Барокко
Сам термин«барокко» происходит от португальского, испанского, итальянского – жемчужинаестественно – неправильной формы, странный, причудливый. Этот термин введен былкритиком Теофилем Готье одновременно с понятиями «арабески», «гротеск». Помнению других ученых термин введен в конце XIX в. швейцарскимитеоретиками Я. Буркхардтом и Г. Вель – флином, видевшими в барокковнеисторический стиль завершающих этапов различных культур, противостоящийвневременному Ренессансу, Ренессанс и барокко рассматривались как чередующиесястилистические принципы.
В середине XVIII в. термин «барокко»служил критике вычурного и экстравагантного стиля архитектуры XVII в. Позже он утратилнегативный оттенок и стал применяться к скульптуре, живописи, музыке,литературе.
Барокко –художественное направление эпохи Возрождения, отражающее кризисную для этойэпохи концепцию мира и личности, утверждавшую экзальтированного, гуманногоскептика – гедониста, живущего в неустойчивом, неуютном, несправедливом мире. Героибарокко – это или экзальтированные мученики, изверившиеся в смысле и ценностижизни, или полные скепсиса утонченные ценители ее прелестей. Художественнаяконцепция барокко гуманистически ориентирована, однако социально пессимистичнаи полна скепсиса, сомнений в возможностях человека, ощущения тщетности бытия иобреченности добра на поражение в борьбе со злом.
Барокко –термин, охватывающий целый исторический период развития художественнойкультуры, порожденный кризисом эпохи Возрождения и ренессансного гуманизма;художественное направление, существовавшее в период между Возрождением иклассицизмом (XVI – XVII вв., а в некоторых странах до XVIII в.).
2.3.2«Плеяда»
«Плеяда» — французская поэтическая школа, развивавшая художественное направление, котороеутверждало человека национальной культуры, живущего в государстве иориентированного на национальные и государственные ценности. «Плеяда» — предбарокко, составная часть эпохи Возрождения, группа французскихстихотворцев, обновлявшая классические поэтические жанры. «Плеяда» внеслабольшой вклад в развитие поэзии Франции и в разработку эстетики Возрождения.
«Плеяда» — группа из семи поэтов Ж. Дора, П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Ж.А. де Баиф. Э. Жодель,Р. Бело, П. де Тайар.
«Плеяда»своим творчеством образовала целое художественное направление со своейустойчивой художественной концепцией: жизнерадостный человек национальнойкультуры, живущий в государстве и ориентированный на национальные игосударственные ценности.
Основатель«Плеяды» французский гуманист Ж. Дю Белле, автор трактата «Защита поэзии»(1549), где он выдвигает эстетические нормы и подчеркивает значение древнихклассических образцов.
Плеядовцытяготеют к возвышенному и выступают против измельчания жанров, противпревращения их в нечто невыразительное, содержательное, мелкотравчатое.
2.3.3Рококо
Рококо — художественное явление, возникшее, как и соответствующий ему термин, в XVIII в. Термин относился кархитектуре, прикладному и декоративному искусствам, с известной осторожностьюего применяли к некоторым литературным произведениям XVIII в. Рококо –художественное направление, близкое по времени и по некоторым художественнымособенностям барокко и утверждающее художественную концепцию беззаботной жизниизысканной личности среди изящных вещей.
Термин«рококо» использовали также для обозначения декоративной обработки камня.«Рококо» как литературный термин осмотрительно используют для обозначениялегкого, яркого, изящного и приукрашенного элегантными поворотами и вспышкамиостроумия, образно или словесно изощренного.

Список использованной литературы
 
1. Ю.Б.Бореев «Эстетика», «Феникс», Ростов – на – Дону 2004 год.
2. А.А.Радугин «Эстетика», Москва 2001 год.
3. А.В.Михайлов «Кризис эстетики», Москва 1991 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.