Содержание
Введение. 2
1.Сущность внимание. 3
1.1.Понятие внимания в психологии. 3
1.2.Виды внимания. 4
1.3.Основные свойства внимания. 6
2.Развитие концентрации внимания. 8
Заключение. 10
Библиография. 11
Введение
Актуальность темыреферата обусловлена тем, что психология внимания — одна из классическихобластей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количествоспособов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторонвнимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активногоразвития внимания детей разного возраста и взрослых.
Определенная сложность,встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания,состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание,внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает нетолько любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание —это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее времяпривлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначныетеории объяснения.
Проблема внимания нередкорассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью,мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзяувидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологиивнимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическаяфункция. Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном,главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.
Цель нашего исследования– выяснить, в чем заключаются психологические особенности развития вниманиямладших школьников.
Задача — изучитьбиблиографический аппарат по теме исследования.1. Сущностьвнимание/> 1.1. Понятие внимания в психологии
Внимание — этонаправленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.Объектом внимания может быть все, что угодно, — предметы и их свойства,явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственныйвнутренний мир.
Внимание не являетсясамостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Этоособая форма психической активности человека, и она входит как необходимыйкомпонент во все виды психических процессов. Внимание — это всегдахарактеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мывслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либозрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-тозадачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить;воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Такимобразом, внимание — это способность человека выбирать важное для себя исосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение идр.
Внимание — необходимоеусловие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функциюконтроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается сновыми знаниями, объектами, явлениями.
И у школьника, и устудента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы взнаниях, если внимание их недостаточно развито и они часто бываютневнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мереопределяет ход и результаты учебной работы.
Физиологическую основувнимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которыевызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П.Павлов назвал их рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новыйраздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашейстороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. /> 1.2. Виды внимания
Внимание может бытьнепроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин«произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение»,означающего волю, желание. Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни отнашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само посебе, без всяких усилий с нашей стороны.
Что может привлекать ксебе непроизвольное внимание? Таких объектов и явлений очень много, их можноразделить на две группы.
Во-первых, это все то,что привлекает внимание своими внешними свойствами:
— яркие световые явления(молния, красочная реклама, внезапно включенный или выключенный свет);
— неожиданные вкусовыеощущения (горечь, кислота, незнакомый вкус);
— что-то новое (платье уподруги, проехавшая машина неизвестной марки, изменившееся выражение лицачеловека, с которым только что разговаривали, и пр.);
— предметы и явления, вызывающиеу человека удивление, восхищение, восторг (картины художников, музыка,различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки,ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.), при этом многие стороныдействительности как бы выпадают из поля его внимания.
Во-вторых, все, чтоинтересно и важно для данного человека. Например, мы смотрим интересный фильмили телепередачу, и все наше внимание направлено на экран. Обычный человек необратит внимания в лесу на какие-то следы, но внимание охотника, следопытабудет этими следами буквально поглощено, а внимание грибника будет направленона грибы.
Книга по собаководствувызовет непроизвольное внимание кинолога (человека, который профессиональнозанимается разведением собак), но эта же книга будет неинтересной и непривлечет внимания человека, которому собаки безразличны.
Интересно для человекачаще всего то, что связано с его основными, любимыми занятиями в жизни, с темделом, которое для него важно.
Непроизвольное вниманиеможет быть вызвано и внутренним состоянием организма. Человек, испытывающийчувство голода, не может не обратить внимания на запах пищи, звон посуды, видтарелки с едой.
Когда речь идет онепроизвольном внимании, можно сказать, что не мы обращаем внимание на те или иныеобъекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто,приходится делать над собой усилие — оторваться от интересной книги или другогозанятия и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание надругой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным)вниманием, когда человек ставит себе цель и прилагает усилия для ее достижения.Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он старается (сам, посвоей доброй воле) их осуществить. Сознательная цель, намерение всегдавыражаются в словах.
Способность произвольнонаправлять и поддерживать внимание развивалась у человека в процессе труда, таккак без этого невозможно осуществлять длительную и планомерную трудовуюдеятельность.
Выполнение учебнойдеятельности предъявляет высокие требования к уровню развития произвольноговнимания. Ряд условий организации учебной деятельности способствует развитию иукреплению произвольного внимания школьников:
— осознание ученикомзначения задачи: чем важнее задача, чем сильнее желание выполнить ее, тем вбольшей мере привлекается внимание;
— интерес к конечномурезультату деятельности заставляет напоминать самому себе, что надо бытьвнимательным;
— постановка вопросов походу выполнения деятельности, ответы на которые требуют внимания;
— словесный отчет, чтосделано и что еще нужно сделать;
— определеннаяорганизация деятельности.
Произвольное вниманиеиногда переходит в так называемое послепроизвольное внимание. Одним из условийтакого перехода является интерес к определенной деятельности. Пока деятельностьне очень интересна, от человека требуются волевые усилия, чтобы сосредоточитьсяна ней. Например, чтобы человеку решать математическую задачу, надо постоянноудерживать на ней свое внимание. Однако иногда решение задачи становится длячеловека столь интересным делом, что напряжение ослабляется, а порой исчезает совсем,все внимание само по себе сосредоточивается на этой деятельности, и его уже неотвлекают разговоры других людей, звуки музыки и пр. Тогда можно говорить, чтовнимание из произвольного превратилось вновь в непроизвольное, илипослепроизвольное (постпроизвольное). /> 1.3. Основные свойства внимания
Различают пять свойстввнимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение.Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — внепроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенностьвнимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности приотвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана сглубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту.Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность,внимания.
Концентрация — этопоглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателеминтенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельностипосторонними раздражителями.
Например, ребеноксобирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни наминуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, егоможно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. Вэтом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивость и колебаниявнимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости.Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете иликакой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, котороеспособно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным наодном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своейработе, что это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступнодумать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать.
Противоположностьюустойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то идело ослабляется или отвлекается на что-либо.
Устойчивость внимания улюдей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться напредмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительноменьшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания можетколебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, ототношения к выполняемой работе.
Внимание не может долгозадерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), еслимы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, темлегче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени.
Объем внимания. Насколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Объем вниманияобычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (взависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов.
Объем внимания — этоколичество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.
Человек с большим объемомвнимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания вомногом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом.
/>2. Развитие концентрации внимания
Корректурные задания. Вкорректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенныебуквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеетвозможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояниевнутреннего сосредоточения.
Выполнение корректурныхзаданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля привыполнении школьниками письменных работ.
Для их проведенияпотребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.),карандаши и ручки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупнымшрифтом.
Корректурные упражнениядолжны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2—4месяцев.
Занятие может бытьиндивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандашили ручка.
Инструкция выглядитследующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиесябуквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названиитекста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».
По мере овладения игройправила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются двебуквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквыобводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимыеизменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работыподсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показательнормальной концентрации внимания — четыре и меньше пропусков. Больше четырехпропусков — слабая концентрация.
Это задание рекомендуетсяпроводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Игра проводится вдоброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительнозаинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательнымиеще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами(предварительно выяснив, кем они хотят быть).
2. Проигрыш не долженвызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»:промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать наодной ножке и т. п.
3. Время проведениязанятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.
4. Объем просмотренноготекста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3—4 предложенийдо нескольких абзацев или страниц.
5. Проверка выполнениязадания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они жепридумывают «штрафы».
Практика работы с этимзаданием показывает, что после первых 3—4 недель занятий наблюдается сокращениеошибок в 2—3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтролянеобходимо продолжать занятия в течение 2—4 месяцев. Если после 4 месяцевзанятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью клогопеду.
/>Заключение
Итак, изучив литературупо теме реферата, мы пришли к следующим выводам:
Внимание- это активнаянаправленность сознания человека на те или иные предметы и явлениядействительности или на определённые их свойства, качества при одновременномотвлечении от всего остального. Именно внимание определяет, что изокружающего мира выделит, увидит, услышит, запомнит ребёнок, что и как войдёт всистему его знаний. Поэтому интересен и важен период обучения детей в начальнойшколе. В поле внимания младших школьников попадает много нового, у нихвозникают яркие впечатления. Однако особенностью внимания детей этого возрастаявляется непроизвольность, легкая переключаемость, не большой объём. Это непозволяет надолго сосредоточится на одном предмете или действии. Младшиешкольники обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственныйинтерес. Именно невнимательность и является одной из причин плохойуспеваемости. Учебные задания содержат больше новой информации, а процесс ихвыполнения требует более длительного сосредоточения. И чтобы справится со всемэтим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. Помочь вэтом может работа по развитию внимания, его основных свойств: концентрации,объёма, переключения, распределения и устойчивости. Это будет влиять не толькона его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательнойсферы в целом.
/>Библиография
1. Басова Н.В. Педагогикаи практическая психология. – Ростов н/д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Волкова С.И.,Столярова Н.Н. Развитие шестилетних детей на уроках математики //Начальнаяшкола. – 1990. – № 7, – 1991. – № 7, – 1992. – № 7, – 1993. – № 7.
3. Гальперин П.Я.,Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. – М., МГУ, 1974
4. Головин С.Ю. Словарьпсихолога-практика. – Минск-М.; 2001.
5. Гоноболин Ф.Н.Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 1972. –
6. Данилова Е.Е.Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: «Академика», 1999. –160 с.
7. Коломинский Я.Л.,Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М.:Просвещение, 1988 – 190 с.
8. Корчемлюк О.М. Заданиядля развития памяти и внимания на уроках математики. Начальная школа. – 1994. –№ 8 – с. 28-29.
9. Лебедева В.П., ПановВ.И. Учителю о психологии. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 304 с.
10. Левитина С.С. Можноли управлять вниманием школьников. – М.: 1980.
11. Левитов Н.Д. Детскаяи педагогическая психология. – М.: «Просвещение», 1964.
12. Минскин Е.М. От игрык знаниям. – М.: Просвещение, 1987.