Новосибирский военный институтвнутренних войск МВД России
Титульный лист
Особенностииндивидуально-воспитательной работы во внутренних войсках
Новосибирск 2006
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I МЕТОДЫИ СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯМОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ ВОИНА СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
1.1 Методы воспитательной работы в армии 4
1.2 Основные виды воздействия на личность, применяемые в
современнойпедагогике 6
II ЦЕЛЬИ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ
СОСТАВОМВНУТРЕННИХ ВОЙСК
2.1 Задачи офицера-воспитателя Вооруженных Сил России на современном
этапе 11
2.2 Дифференцированныйподход при работе с личным составом 15
III ОСОБЕННОСТИВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
3.1 Воспитательная работа в Вооруженных Силах на современном этапе 19
3.2 Особенности индивидуальной работы воспитателя внутренних войск 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Главным ориентиром современногоэтапа отечественного военного строительства является человек. Он не только средстволюбых преобразований, но и их цель. Выдвижение на первый план военнослужащего,который управляет оружием и боевой техникой, утверждение приоритета егодуховно-нравственных ценностей, личностной позиции, социального самочувствия —решающее условие успеха любой социальной деятельности, в том числе военной.Без соответствующего морального настроя всех категорий военнослужащих, без ихпсихологической готовности добросовестно исполнять обязанности военной службынельзя ожидать весомых результатов в реформировании современной российскойармии и флота. На решение этих задач и должны быть направлена воспитательнаядеятельность всех категорий военных руководителей.Вопросы воспитательной работы в армии стали предметом пристального вниманиякомандования в период вступления России в новый этап общественно-политическихотношений. Так, в частности, основные задачи органов воспитательнойработы Вооруженных Сил Российской Федерации были изложены в Приложении№1 кприказу МО РФ от 06.07.1995 г:
Органывоспитательной работы поддерживают взаимодействие с органами государственнойвласти, общественными организациями и религиозными объединениями, средствамимассовой информации в интересах государственно-патриотического и воинскоговоспитания личного состава, подготовки молодежи к военной службе
Воспитаниевоеннослужащих осуществляется на основе Конституции Российской Федерации,законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации,постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерстваобороны, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных СилРоссийской Федерации» 2004 года. В этих документах нашли отражение многовековыенравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение кнародам и народностям российского государства, общечеловеческие ценности, лучшиеобразцы отечественной и мировой культуры. При этом учитываются историческийопыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российскогообщества.
I МЕТОДЫИ СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯМОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ВОИНА СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
1.1 Методывоспитательной работы в армии
В воспитании военнослужащихсовременной российской армии используются следующие методы:
· методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдениеза объектом воспитания; изучение личности по документам; биографический метод;анализ практической деятельности военнослужащих; изучение и анализ независимыххарактеристик; тестирование; письменные и устные опросы; индивидуальные(групповые) беседы;
· методы воспитательных воздействий и их взаимодействий: убеждение;пример; упражнение; привлечение военнослужащих к различным видамдеятельности; поощрение; критика и самокритика; принуждение;
· методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание;переубеждение; «реконструкция характера»; «разрыв нежелательных контактов»;критика и самокритика; самоисправление.
В повседневной практикеофицеру-воспитателю важно знать закономерности воспитательного процесса, ихосновные принципы и умело их использовать. Основными принципами являются:гуманистическая направленность и целеустремленность воспитательного процесса;организация воспитания в процессе воинской деятельности, ратного труда;сочетание высокой требовательности к личности с проявлением уважения еедостоинства и заботой о ней; организация воспитания через коллектив;индивидуальный и дифференциальный подход, согласованность и преемственность ввоспитании; комплексный и оптимальный подход; опора на положительное.
Важную роль в системе воспитанияиграют воспитательные средства, к которым относятся: моральное и материальноестимулирование, формирование педагогической среды и другие.
Методы, принципы и средствавоспитания реализуются в следующих основных формах воспитательной работы своеннослужащими: индивидуальные и коллективные беседы; различные видыинформирования военнослужащих; лекции; вечера вопросов и ответов; собрания исовещания; пропаганда передового опыта; научно-практические конференции;тематические вечера; диспуты и т.д.
Применение методов, принципов,средств и форм воспитания осуществляется комплексно и позволяет обеспечитькачественное функционирование системы воспитания, достичь необходимого уровняее эффективности.
Реализация целей и задач воспитаниявоеннослужащих, проходящих военную службу, в том числе и по контракту,обеспечивается совместными усилиями командиров; воспитательных и другихорганов; всех военнослужащих; воинских коллективов; общественных институтов;семей военнослужащих и др. — одним словом, всех, кто участвует в воспитательномпроцессе. Центральная роль среди них отводится командирам. В общевоинскихуставах особо подчеркивается, что воспитание является приоритетнойобязанностью каждого военного руководителя — они должны быть непосредственнымиорганизаторами и участниками всей проводимой в подразделениях воспитательнойработы.
Субъектом воспитательного процессасчитается командир (начальник), а объектом — различные категории военнослужащихи воинские коллективы. В условиях единоначалия, централизованной иерархическойструктуры Вооруженных Сил РФ такого рода субъект-объектные отношения приемлемы.Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач и, особеннопри переходе частей на службу по контракту, все чаще требуютсясубъект-субъектные отношения, предполагающие взаимоактивность и взаимодействиеконтрактников, выступающих в качестве его полноправных участников. Такойхарактер взаимоотношений стимулирует активность, как командира, так иподчиненного. При этом любой военнослужащий имеет возможность раскрыть себя,проявить свой творческий потенциал. Воспитание становится плодотворным, еслионо обращено к субъектным, творческим силам военнослужащего. В этом случаеобъект воспитания не только правильно понимает требование воспитателя, но иактивно исполняет их.
Содержательная сторона воспитательной деятельности в (части)подразделении обусловлена его целями и интересами военной службы. Онаосновывается на опыте и традициях современной цивилизации, Отечества иВооруженных Сил России, на сущности человеческой природы самоговоеннослужащего как высшей социальной ценности.
Такимобразом, комплексное воспитание отражает содержательную сторону единого воспитательногопроцесса, построенного на идее российского государственного патриотизма,верности воинскому долгу и готовности защитить Родину. Все это даетвозможность офицеру воспитывать военнослужащего как личность, в которой гармоничноразвиваются такие характеристики, как индивид, субъект воинского труда,индивидуальность.
1.2 Основныевиды воздействий на личность, применяемые в современной военной
педагогике
При активномцеленаправленном формировании морального облика человека объективно необходимыопределенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможныевиды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие ипринуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числеи военной.
1.2.1 Убеждающие воздействия
Процесс убеждения человекавключает в себя четыре убеждающих воздействия11 [11]:
1 информирование;
2 разъяснение;
3 доказательство;
4 опровержение.
Информирование в процессеубеждения может быть реализовано различными методами. Среди них особое местозанимает рассказ.
Рассказ представляетсобой живое и образное изложение сути дела. Рассказ строится двумя путями:
· индуктивным (когда идут от общих положений к отдельным фактам)и
· дедуктивным (когда идут от отдельных фактов к обобщениям).
При индуктивном изложениивоспитатель в начале рассказа должен поставить вопрос, ответом на который истанет весь последующий рассказ. Педагогическая практика показывает, что когдаизложение предваряется вопросом, то основное сообщение воспринимается болееактивно.
При дедуктивном изложениивопрос ставится после сообщения главной мысли. Если вопрос поставить передсообщением главной мысли, то следующая затем аргументация оказывается излишней.
Психологи считают[11], дедуктивный метод более действенным в отношении холериков, а для флегматиковпредпочтительнее индуктивный метод. Такая зависимость не абсолютна,однако довольно высока: холерику присущ быстрый темп психическойдеятельности, отсюда он отдает предпочтение обобщениям; флегматик же, имеязамедленный темп, склонен воспринимать сначала отдельные факты, а потом ужеобобщения.
Разъяснение. Выделяютследующие основные виды:
· инструктивное;
· повествующее;
· рассуждающее.
Инструктивное разъяснение проводитсятогда, когда от человека требуется запомнить, что и как нужно делать. При такомразъяснении задействуется не столько мышление человека, сколько его память.Такой прием не нравится творческим натурам и лицам с художественнымтипом мышления. Для человека с алгоритмическим типом мышления,привыкшим к строгим указаниям, инструктирование не порождает противодействия.
Повествующееразъяснение сродни рассказу, может быть использовано воспитателем приизложении фактов в виде живого повествования, которое приводит к определеннымвыводам. Лишь некоторые личности предпочитают такой вид разъяснений.
Рассуждающееразъяснение строится таким образом, что военнослужащий должен сам ответитьна поставленный воспитателем вопрос«за» или «против». Вопрос призванпобудить военнослужащего самого дать ответ. Нельзя требовать ответа, в этомслучае рассуждающее разъяснение теряет смысл и превращается в инструктирующее.Преимущество рассуждающего разъяснения в том, что военнослужащий в процессепоиска ответа ощущает собственную значимость. Такой вид разъясненияпредпочитают личности творческие и инициативные. Они предпочитают активноеучастие в общении. Для военнослужащих такого личностного типа важноактивизировать их мыслительную деятельность.
Доказательство строитсяна законах логики:
· законе тождества;
· законе противоречий;
· законе исключающего третьего;
· законе достаточного основания.
Суть закона тождества в том, что каждая мысль в процессерассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз онани повторялась. Закон тождества следует учитывать в условиях спора, дискуссии,при использовании недостаточно четко определенных понятий.
Закон противоречия проявляется в том, что два суждения, из которыхв одно м утверждается нечто, а в другом то же самое отрицается, не могут бытьоба истинными.
Закон исключенного третьего проявляется в том, что из двухотрицающих друг друга суждений одно непременно истинно, другое – ложно, атретьего – не дано. Из этого закона следует, что нельзя быть одновременносогласным с двумя взаимоисключающими утверждениями.
Закон достаточного основания. Суть закона заключается в том, чтовсякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями (аргументами,утверждениями) истинность которых проверена практикой.
Опровержениев логическом плане обладает той же природой, что и доказательство. Доказываявоспитываемому лицу свою мысль, командир тем самым опровергает другую, то естьту, которой придерживается его собеседник. С позиции психологии воспитатель входе опровержения создать, тем не менее, условия для нахождения решения, неущемляющего достоинства собеседника. В этом случае воспитатель одерживает«красивую победу».
Людимогут поддаваться убеждению в разной степени. Специалисты отмечают11 [11], что убеждению практически неподдаются:
1. Люди с ограниченной фантазией, не наделенные богатством воображения и неспособные к яркому, эмоциональному воображению.
2. Внутренне ориентированные личности, для которых собственные переживаниязначат куда больше, чем переживания других.
3. Неконтактные люди, проявляющие признаки отчужденности, слабойэмоциональной привязанности к другим, с выраженным предпочтением к обособленнойдеятельности, имеющие слабую связь с формальными и неформальными группами.
4. Люди с явно выраженной агрессивностью или потребностью во власти наддругими.
5. Лица, проявляющие открытую враждебность к людям, окружающим их вповседневной жизни.
6. Крайнюю степенью сопротивляемости убеждению обнаруживают индивиды спараноидальными тенденциями (с бредовыми идеями) и «криминальные психопаты»(люди с ярко выраженными антисоциальным поведением).
1.2.2 Внушение
Вповседневной практике внушение может состоять в том, что воспитатель так воздействуетна военнослужащего, что сначала вызывает у него сильное возбуждение вограниченной области коры головного мозга при одновременном торможении востальной ее части, а затем целенаправленно вводит в состояние психологическойразрядки. При этом воспитатель сначала активизирует у военнослужащегостремление к определенной цели, а потом предлагает план для ее достижения.
Внушение быстроприводит к жизненному результату, но последний оказывается недолговечным. Этообъясняется тем, что с течением времени оживляются заторможенные области корыголовного мозга. Таким образом, внушение уступает убеждению в планедлительности воздействия.
Внушениюподдаются в большей степени женщины, чем мужчины, в силу своей большейэмоциональности. Кроме того, внушению легче поддаются малообразованныеличности, не привыкшие к мыслительным усилиям, привыкшие во всем следоватьуказаниям свыше.
Внушениютакже поддается толпа или большая аудитория слушателей: поскольку никто невозражает, то создается иллюзия, что все «за»; никто не хочет быть «противвсех». Известно, что «у толпы много голов, но мало мозгов».
1.2.3 Использованиесознательных и подсознательных сторон психики
Приемы убеждающеговоздействия должны быть обращены и на сознательную, и не сознательную стороныпсихики.
Структурно психикуможно представить как единство трех ее составляющих – сознания и моторики. Изчего следует: чтобы побудить человека к активности, нужно воздействовать насознание, возбудить подсознание (главным образом эмоциональную сторону) ивключить в соответствующую деятельность.
Обращениеисключительно к сознанию человека, что очень широко распространено на практике,далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Замечено, что только тепобудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство, волю имоторику людей. Из чего следует, что любой из видов убеждения (информирование,разъяснение, доказательство и опровержение) должен быть насыщен приемами,затрагивающими все компоненты психики. Даже удачное применение выбранного приемаво многом зависит от «фонового обеспечения» беседы, то есть от психологическогосостояния собеседников.
Релаксация
Наиболее простым, новместе с тем и самым надежным фоном для беседы является мышечная релаксация(расслабление). Суть заключается в том, что при релаксации кора головного мозгачеловека в определенной степени освобождается от побочных влияний иподготавливается для восприятия речи воспитателя.
Напряженное состояние
Мышечное напряжениепорождает и эмоциональное напряжение. Оно, как и расслабленность усиливаютвосприятие идей воспитателя. Приемы для этих двух состояний будутпреимущественно разными.
Идентификация
Если человекне проявляет признаков ни расслабленности, ни напряженности, то взаимопониманиеможет быть достигнуто на фоне идентификации, то есть на идее взаимногопереживания каких-то общих сторон жизнедеятельности.
«Игривое настроение»
На фоне«игривого настроения» хорошо усваивается преподаваемый учебный материал.Деловой веселый тон обращения преподавателя к обучаемому вызывает у последнегоположительное отношение и, как следствие – желание воспринимать все то, что емупреподается. Поэтому на занятиях, особенно теоретической подготовкой, имеетсмысл в полной мере использовать такие средства, как одобрение, похвала,поговорки, крылатые выражения т. п.
Каждый конкретныйфон определяет выбор соответствующих приемов воздействия. Эти приемы выявлены впроцессе наблюдения за участниками деловых бесед [11] (Таблица 1).
Таблица 1
Приемы убеждения исоответствующие им фоновые состоянияФоновое состояние Приемы убеждения Релаксация Наставление, косвенное одобрение, метод Сократа Эмоциональная напряженность Команды и приказы, «обманутое ожидание», «взрыв», категорическое требование, запрещение Идентификация Совет, «плацебо», порицание Игривое настроение Намек, комплемент
Подробныеописания приемов и тактики убеждения в зависимости от типа собеседника подробноизложены в специальной литературе [2, 3, 7, 11].
II ЦЕЛЬИ ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
2.1 Задачиофицера-воспитателя Вооруженных Сил России на современном
этапе
Под содержанием воспитаниявоеннослужащих Вооруженных Сил РФ понимается совокупность основных видов инаправлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного,правового, экономического, эстетического, физического и экологического.
Содержаниевоспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Министерстваобороны Российской Федерации формируется на основе реализации основныхнаправлений воспитания: государственно-патриотического, воинского,нравственного, правового, экономического, эстетического, физического иэкологического. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательныхцелей в соответствующих формах воспитательной работы.
Государственно-патриотическоевоспитание предполагаетоказание воздействия навоеннослужащих в целях формирования и развития личности, обладающей качествамигражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении исовершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач,связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества игосударства. Это направление воспитания предусматривает, прежде всего,формирование активной жизненной позиции военнослужащего, позволяющей ему вполной мере использовать свои гражданские права и обязанности в интересахгосударства и общества.
Воинскоевоспитание — это процесс систематического и целеустремленноговоздействия на духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовкиего к вооруженной защите Отечества. В настоящее время оно предусматриваетсоздание в частях и подразделениях условий для усиления мотивации ростапрофессионализма военнослужащих в процессе перехода Вооруженных Сил наконтрактную систему комплектования.
Нравственноевоспитание предусматривает оказание воздействия на сознание,чувства и волю военнослужащих в целях формирования у них необходимых ввоенно-профессиональной деятельности духовно-нравственных черт и качествличности. Содержание нравственного воспитания нацелено на вооружениевоеннослужащих знаниями о предъявляемых требованиях со стороны государства иобщества к их профессиональному и нравственному облику, а также формирование и осознание личностного смысла моральных принципов и норм, позволяющихпредотвращать негативные действия и поступки, формировать профессиональныенравственные чувства (ответственность, гордость, доблесть).
Сущность правовоговоспитания рассматривается как целеустремленное и систематическоевлияние на сознание и чувства военнослужащих в целях формирования у нихустойчивых правовых убеждений, привития им высокой правовой культуры, навыкови привычек правомерного поведения. Его проведение предусматривает организациюправовой пропаганды, мобилизацию воинских коллективов и войсковойобщественности на активное участие в правовоспитательном процессе, контроль засоблюдением законности и правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарнойпрактики.
Экономическоевоспитание, по своей сути,представляет собой воздействие на военнослужащих в целях формирования у нихэкономических знаний, навыков, умений и личностных качеств, необходимых дляуспешного выполнения должностных обязанностей. Оно предусматриваетформирование бережного отношения к государственному имуществу, пониманиянеобходимости рационального использования материально-технических иучебно-методических средств, умения предвидеть и оценивать экономическиепоследствия своей профессиональной деятельности в любых условиях учебной,служебной и боевой деятельности.
Эстетическоевоспитание — это воздействие на военнослужащих в целяхразностороннего развития эмоционально-чувственной сферы их духовного мира.В этих целях осуществляется формирование эстетического отношения к военнойслужбе, воинскому долгу, воинской среде, субъектам и объектамвоенно-профессиональной деятельности, привитие эстетического отношения квоенной форме одежды, повышение эстетического содержания воинских ритуалов,приобщение к военной проблематике в театре, кино, литературе, живописи.
Физическоевоспитание предполагает воздействие на военнослужащих в целяхсовершенствования их физической культуры, организации активного досуга,укрепления здоровья и закаливания, формирования морально-волевых, боевых ипсихологических качеств, необходимых для выполнения боевых (учебно-боевых ииных) задач. В интересах физического воспитания осуществляется плановаяфизическая подготовка различных категорий военнослужащих в соответствии сзадачами видов Вооруженных Сил, проведение спортивно-массовых мероприятий,организация активного досуга личного состава в выходные и праздничные дни,пропаганда здорового образа жизни и др.
Экологическоевоспитание предполагает воздействие на военнослужащих в целяхформирования у них экологического мышления, необходимых экономических,юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и месточеловека в обеспечении охраны окружающей среды. Основные направленияэкологического воспитания военнослужащих предполагают разъяснение причиннегативных экологических последствий воинской деятельности и возможностей ихпредотвращения, вовлечение военнослужащих в практические мероприятия по охранеприроды, а также осуществление экологического обучения военнослужащих.
Основныенаправления воспитания военнослужащих взаимообусловлены, но каждое из нихимеет свою специфику. Реализация содержания воспитания предполагаеткомплексный подход, единство и согласованность всех его составных частей.Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповыхсоциально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.
Всоответствии с основополагающими принципами социальной психологии характерлюбой воспитательной работы в той или ной социальной группе, во многомопределятся характером общественной деятельности людей данной группы, то есть впервую очередь их профессиональной деятельностью. Исходя из этого,воспитательная работа в подразделениях внутренних войск должна строиться сучетом специфики задач, решаемых в данном подразделении.
Согласно законодательным актам о правоохранительных органах Российской Федерации на внутренние войска возлагаются следующие задачи:
· участие совместно с органами внутренних дел Российской Федерации в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
· охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
· конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу;
· участие в территориальной обороне Российской Федерации;
· оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы Российской Федерации в охране Государственной границы Российской Федерации.
Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами.
Выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:
· органами управления внутренними войсками;
· соединениями и воинскими частями оперативного назначения;
· специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;
· соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов;
· воинскими частями (подразделениями) по конвоированию;
· авиационными воинскими частями;
· морскими воинскими частями;
· военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;
· разведывательными воинскими частями (подразделениями);
· воинскими частями (подразделениями) специального назначения;
· учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, связи и другими).
Соединения и воинские части входят в состав округов внутренних войск, за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.
2.2 Дифференцированныйподход при работе с личным составом
Работа с офицерскимсоставом
Профессиональныеличностные качества офицеров формируются уже в ходе их образовательнойподготовки в военных институтах и университетах, а также на факультетахвоенного обучения гражданских образовательных учреждений. Однако их последующеесовершенствование (иногда – коррекция) происходит уже в войсках. В связи с этимв военно-педагогической литературе выделяются некоторые особенностивоспитательной работы с офицерами, отражающие существенные аспекты этойдеятельности.
◘ Первой особенностьюявляется проведение воспитательной работы, направленной на сохранение офицеров,которые составляют костяк офицерского корпуса, имеют высокую мотивацию к службеи готовы дальше служить, но в силу обстоятельств (сокращение, увольнение,отсутствие необходимых социально-бытовых условий и др.) вынуждены увольняться.
◘ Другой особенностьювоспитательной работы с офицерами является осуществление дифференцированногоподхода. Офицерские коллективы неоднородны, в них существуют положительные инегативные тенденции. Вот почему здесь необходим внимательный подход к каждомуофицеру, тщательный учет особенностей профессиональной деятельности различныхкатегорий офицерского состава (командиры, инженеры, офицеры штабов и служб ит.д.). Следует определять конкретные цели и задачи в воспитательной работе скаждой категорией офицеров.
◘ Особого вниманиязаслуживается проблема требовательности к офицерскому составу. Она должна бытьобоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться суважением их личного достоинства.
◘ Важной особенностьювоспитательной работы с офицерами является создание и поддержание в офицерскихколлективах такого морально-психологического климата, когда в центре вниманиябудет каждый офицер подразделения: молодой и прослуживший уже много лет,начинающий службу и опытный методист, офицер холостой и офицер-семьянин.Главное – это создать обстановку доверия, уважительности друг к другу,сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса.
Воспитательнаяработа с прапорщиками
Свою специфику такжеимеет и воспитательная работа с прапорщиками подразделения.Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категориейвоеннослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годыявляются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в войсках. Исходяиз этого, командиры подразделений руководствуются рядом соответствующихтребований.
¨ В воспитаниипрапорщиков ведущая роль принадлежит воспитанию у них гражданскойответственности духовной силы, которая цементирует ведущие моральныекачества их личностной сферы, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.
¨ В сложном процессевоспитания этой категории военнослужащих подразделения важно обеспечить единствогосударственно-патриотического, воинского, нравственного, правового,экономического, эстетического, физического, экологического и другихнаправлений воспитания.
В подразделении основную воспитательнуюработу среди прапорщиков ведут командиры и их заместители по воспитательнойработе. Они должны глубоко вникать в деятельность подчиненных, в ихматериально-бытовые и культурные запросы. В настоящее время в практикувоспитательной работы с этим многочисленным отрядом командных кадров широковошли собрания по вопросам службы, соблюдения морально-этических нормповедения. Подобные собрания дают возможность обмениваться мнениями, опытом,обсуждать актуальные вопросы профессиональной деятельности прапорщиков имичманов, решать их социально-бытовые и другие проблемы, существенно влияющиена качество их службы.
Воспитательнаяработа с контрактниками
Наряду с офицерами и прапорщиками в войскахсегодня объективно выделяется особая категория военнослужащих – сержантыи солдаты, проходящие военную службу по контракту (контрактников). Анализ воспитательной работы вподразделениях показывает, что они требуют особых подходов в воспитании,обусловленных целым рядом социально-психологических особенностей этой группывоеннослужащих.
К положительным моментам контрактников можноотнести то, что это имеющие социальный опыт люди, в основном со среднимобразованием, в большинстве случаев они обеспечены жильем, имеют установившийсяопыт семейной жизни. К негативным –преимущественно односторонняя (материальная) мотивация к службе, низкий уровеньудовлетворенности избранной профессией, неготовность ограничить себя,воспринять жесткие армейские требования, неуверенность в своем будущем иотсутствие твердых намерений продолжать военную службу. Военные социологи такжеотмечают у них скептическое отношение к своим непосредственным командирам.Большинство военнослужащих этой категории считают, что главнейшими условиями ихполной отдачи службе является семейное благополучие, уверенность в будущем,материальная обеспеченность, ощущение социальной значимости своей военной профессии[3].
Эти и другие особенности контрактников обусловилипедагогическое своеобразие воспитательной работы. Ее основное содержаниепредусматривает:
◘ выявление и развитиепрофессионального потенциала военнослужащих-контрактников, создание им условийдля личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности;
◘ привитие изакрепление военно-профессиональных качеств личности и, прежде всегоответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, уверенности всвоих профессиональных возможностях и др.;
◘ формированиеустойчивого интереса к профессии военнослужащего внутренних войск и избраннойспециальности.
Вышеизложенноепозволяет сделать вывод, что офицер должен достаточно ответственно подходить квоспитанию этой категории военнослужащих. Кроме того, необходимо учитыватьразницу в возрасте между командиром и подчиненным-контрактником – нередко онзначительно старше офицера. В такой ситуации требовательность должна выражатьсяособенно тактично, сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного, еговозраста, профессионального и социально-бытового опыта.Воспитательная работа спризывниками
Современная ситуация в армииобъективно предполагает необходимость глубокого и полного изученияпсихолого-педагогических особенностей военнослужащих, проходящих службупо призыву и соответствующую коррекцию воспитательной работы с ними.Выделение этой категории военнослужащих в воспитательном процессе обусловленотем, что она составляет большую часть воинских подразделений и именно на неевозлагается решение основных задач, стоящих перед внутренними войсками. И это вто время, когда образовательные,психологические и физические показатели призывного контингента РоссийскойФедерации в последние годы заметно снизились.
Принимаемые организационные, педагогическиеи другие меры разрешения этого противоречия обусловили соответствующиеособенности воспитательной работы. Основное внимание обращается на активноеформирование у военнослужащих установок и навыков эффективной военной службы,осознанного выполнения воинского долга, уставных требований, организованности,уважительного отношения к командирам и начальникам. Достаточное значениепридается доведению общих положений о службе во внутренних войсках МВД РФ,требований воинских законов и уставов о нормах и правилах взаимоотношений ввоинском коллективе, роли и значении дружбы и войскового товарищества. В ходе воспитательной работы военнослужащимразъясняются морально-нравственные позиции Военной присяги и общевоинскихуставов, суть и содержание героизма и мужества, понятие верности БоевомуЗнамени воинской части и др.
Решение воспитательных задач с военнослужащими по призывуобеспечивается непрерывным изучением их морально-психологических и деловыхкачеств, проведением активной дифференцированной и индивидуальнойвоспитательной работы. Особое внимание обращается на воспитательную работу смолодыми военнослужащими, военнослужащим с признаками девиантного(отклоняющегося) поведения. Весьма важно, что в воспитательной работе с этойкатегорией военнослужащих руководящими документами, теоретическими иприкладными разработками военной педагогики предусматривается обязательноеучастие офицеров частей (кораблей) и подразделений всех звеньев – от командирачасти до командира взвода.
Особое место в современной Российской Армии занимает работа сверующими. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» имеется рядположений, определяющих права и обязанности верующих граждан, проходящих службув армии. Где, в частности, предусмотрено
Статья 8 Свобода совести и вероисповедания
Пункт 1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправеучаствовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.
Пункт 2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполненияобязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать своислужебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.
Пункт 3. Религиозная символика, религиозная литература и предметыкульта используются военнослужащими индивидуально.
Пункт 4. Государство не несет обязанностей по удовлетворениюпотребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями инеобходимостью отправления религиозных обрядов.
Пункт 5. Создание религиозных объединений в воинской части недопускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправлятьсяпо просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешениякомандира.
Кроме того, федеральным законом “Освободе совести и о религиозных объединениях” устанавливается следующее
Статья 16. Религиозные обряды и церемонии
Пункт 4. “Командование воинских частей с учетом требований воинскихуставов не препятствует участию военнослужащих в богослужениях, другихрелигиозных обрядах и церемониях”.
Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФпредусмотрено:
Статья 98. Заместитель командираполка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе обязан: Организовать ипроводить воспитательную работу с личным составом с учетом национальных ипсихологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждоговоеннослужащего;
Примечание: это положение продублировано в обязанностях заместителякомандира батальона (корабля 3 ранга) по воспитательной работе (ст. 133) и вобязанностях заместителя командира роты по воспитательной работе (ст. 143)
III ОСОБЕННОСТИВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
3.1 Общие принципы воспитательной работы по формированиюличностных качеств воинов внутренних войск
Работаофицера-воспитателя в частях и подразделениях должна строиться с учетомспецифики возложенных на них задач. Исходя из перечня задач, изложенного взаконодательных актах РФ и относящихся к компетенции внутренних войск [5, 6]можно предложить следующее условное группирование методик работы с личнымсоставом по принципу возложенных на него задач:
1. Группа методик для военнослужащих караульной и конвойной служб
2. Группа методик для военнослужащих оперативной службы и службспециального назначения
3. Группа методик для военнослужащих транспортно-технических служб
Методическиеразработки первой группы должны быть ориентированы на подразделения, где личныйсостав
· занимается охраной важных государственных объектов и по долгуслужбы может контактировать с преступными элементами, включая расхитителейгосударственной собственности, а также террористов, прошедших специальную подготовкупо проникновению на территорию охраняемых объектов с диверсионными целями;
· находится в непосредственном контакте с преступными элементами,находящимися под стражей или осужденными.
Методическиеразработки второй группы должны быть ориентированы на подразделения, где личныйсостав занят работой по выявлению, задержанию или ликвидации преступных (в томчисле и вооруженных) группировок.
Методическиеразработки третьей группы должны быть ориентированы на подразделения, гделичный состав занят работой по обеспечению транспортных перевозок нажелезнодорожном, водном и авиационном транспорте.
3.2 Особенностииндивидуальной работы воспитателя внутренних войск
Следует учитывать, что особенностивоспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеютспецифическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях. Приэтом наиболее значимыми из них выступают особенности организации воспитательнойработы в подразделениях по охране и конвоированию осужденных, а также подразделенияхспециального назначения.
Ее основная цель заключается вдоведении до сознания каждого военнослужащего государственной значимости службыв данном виде подразделений внутренних войск, четкого и точного соблюденияуставных требований, высокой бдительности. Не менее важным считаетсяформирование на положительных примерах моральной и психологической готовности крешительным и инициативным действиям в нестандартной обстановке, уверенности вобращении с оружием. В частности достаточное внимание в воспитательной работе вкарауле офицером должно уделяться обеспечению жизни и здоровья военнослужащих.С этой целью проводятся, как правило, индивидуальные собеседования сподчиненными, изучение морально-психологического климата в подразделении,обучение начальников караулов и разводящих практике воспитательной работы скаждым из подчиненных им караульных. Не менееважное воспитательное влияние на качество гарнизонной и караульной службыоказывает полнота материально-бытового обеспечения личного состава исвоевременное доведение положенных норм довольствия.
Основными формами воспитательной работы во время несениягарнизонной и караульной службы являются индивидуальные беседы, соревнование,средства стенной печати (Боевые листки и Листки-молнии) и массовой информации (чтениепериодической печати, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач).
Анализ представленного пониманиясущности и содержания воспитательного процесса в подразделениях и частях лишьотражает уровень ее современной теоретической разработки в военной педагогике.Методика же его организации и осуществления раскрывается в соответствующихпедагогических (воспитательных) технологиях.
Основнойприоритет строительства Внутренних войск — дальнейшее развитие соединений ивоинских частей оперативного назначения и повышение ресурсообеспеченности войск[10]. Реформирование войск предусматривает их поэтапное строительство до 2010года, первый — до 2006 года, второй — до 2010-го. До 2005 года будутосуществлены первоочередные мероприятия по оптимизации структуры, состава ичисленности Внутренних войск, завершено создание группировок в регионах сосложной общественно-политической и криминогенной обстановкой и преобразованиеокругов Внутренних войск МВД России в региональные командования (управления) вфедеральных округах. Соединения и части оперативного назначения будутпереведены на бригадную основу с упразднением избыточных структур промежуточныхорганов управления, частей обеспечения и обслуживания. Планируется максимальновысвободить Внутренние войска от выполнения задач по несению патрульно-постовойслужбы в населенных пунктах, охране важных государственных объектов,специальных грузов и сооружений на коммуникациях. До 2004 года завершитсясоздание сил специального назначения как самостоятельного компонента Внутреннихвойск. В 2006-2010 годах спланировано завершить проведение мероприятий посовершенствованию организационной структуры соединений и частей Внутреннихвойск — основы сил обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации.
В последниегоды в целях совершенствования системы морально-психологического обеспеченияслужебно-боевой деятельности внутренних войск, в Управлении по воспитательнойработе Главного командования внутренних войск МВД России используют новые формыи методы работы с личным составом. Учитывая тягу молодых людей, прибывающих ввойска для прохождения военной службы, к современным информационным технологиями компьютерам, в Главкомате внутренних войск разработана и подготовленасерия мультимедийных программ для использования в воспитательной работе. Посообщениям в прессе[1][1]в ближайшее время внутренние войска должны полностью перейти на новые, болеепрогрессивные методы обучения. Предполагается, что применение современныхтехнологий значительно повысит интерес личного состава войск к учебнымзанятиям. В войска уже направлено более 2 тысяч мультимедийных компакт-дисков,а к 27 марта 2006 – Дню внутренних войск, подготовлен к реализации новыйпроект, посвященный их истории, боевому пути и традициям.
Индивидуально-воспитательнаяработа представляет собой целенаправленное психолого-педагогическоевоздействие на сознание, чувства и волю воспитуемого (педагогическоевзаимодействие с ним) с максимальным учетом особенностей (психических ипсихологических) его личностной сферы. В ее основе лежат требованияпринципа индивидуального подхода в воспитании. Ответственность за ееорганизацию и проведение возложена на прямых начальников военнослужащих.
Рассматриваемый вид воспитательнойработы предполагает выполнение целого ряда психолого-педагогических действий.Их изложение в определенной взаимосвязанной системе позволяет сформировать алгоритморганизации и проведения индивидуальной воспитательной работы [3, 8, 9].
¿ Первым элементом алгоритмавыступает определение тех профессионально-значимых качеств личностиподчиненного (объекта воспитания), которые будут положительно влиять наэффективность его военно-профессиональной деятельности. В воинских частях и накораблях эта задача, как правило, решается военными психологами,разрабатывающими проблемы профессиографического описания и составляющимипрофессиограммы конкретных воинских специальностей. В то же время допускается,что офицер (субъект воспитания), в зависимости от своейпсихолого-педагогической подготовленности и условий конкретного подразделения,может их уточнять и конкретизировать.
¿ В рамках второгоэлемента осуществляется изучение психических и психологических особенностейличностной сферы военнослужащего с последующим уточнением, накоплением исистематизацией их показателей. Здесь же определяется соответствие их уровнясуществующим профессиограммным требованиям. На основании сравнения полученныхрезультатов и требований профессиограммы формируется так называемый«педагогический диагноз», в котором отражаются ответы на три вопроса: какиевоенно-профессиональные качества личности военнослужащего необходимосформировать, какие развивать до нужного уровня или совершенствовать и какиеважно расформировать (изжить, ликвидировать) или снизить до допустимогозначения. В отечественной военной педагогике эта работа офицера в последниегоды получила название педагогической прогностики.
¿ Третий элементпредполагает выбор офицером наиболее эффективных для конкретноговоеннослужащего методов и средств воспитательного воздействия (педагогическоговзаимодействия). Одновременно решаются задачи обеспечения единства исогласованности педагогической деятельности других субъектов воспитательнойсистемы подразделения (младших командиров и педагогического актива) в отношенииданного военнослужащего.
¿ В ходе решения задач четвертогоэлемента осуществляется собственно индивидуальное воспитательноевоздействие на подчиненного (педагогическое взаимодействие с ним) с учетомрезультатов и решений, принятых в рамках первых трех элементов. Принеобходимости офицер оказывает помощь (поддержку) другим субъектам воспитания,имеющим недостаточный опыт воспитательной работы, осуществляет планирование наиболееважных мероприятий в подразделении с учетом специфики решаемых им боевых,вахтенных, служебных и других задач.
¿ Заключительный пятыйэлемент алгоритма предусматривает анализ результативности проводимойиндивидуальной воспитательной работы (определение динамики и направленностиизменений личностных характеристик подчиненного), а также внесение, принеобходимости, корректив в педагогическую деятельность субъектов воспитательнойсистемы подразделения (уточнение или изменение целей, методов и средств воспитания).
Объединение рассмотренных элементовв систему индивидуальной воспитательной работы позволяет представить ее в виде,показанном на схеме.
Анализ схемы показывает, чтопрактический каждый из ее элементов получает информацию от других, учитываетпроисходящие в них изменения, позволяет достаточно гибко реагировать на новуюпсихолого-педагогическую информацию, касающуюся подчиненного.
1
2
3
4
5
/>
/>
/>
/> Рис.1 Система (алгоритм) организации и проведения индивидуальной воспитательной работы в подразделении. /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Как показывает войсковая практика[8, 9], при организации и проведении индивидуальной воспитательной работыособое внимание следует уделять военнослужащим из числа молодого пополнения, спризнаками отклоняющегося (девиантного) поведения, отличающимся замкнутостьюили конфликтностью. При этом важно учитывать большой нравственный смыслиндивидуального воспитания – военнослужащий не должен воспринимать себя вкачестве объекта воспитания. Для этого в большей степени делается упор напедагогическое взаимодействие, взаимопомощь и взаимоподдержку, а также созданиеусловий, стимулирующих максимальное проявление возможностей каждого военногоморяка в интересах службы и личностной самореализации.
Искусство индивидуального подхода ввоспитании, как и целостной воспитательной деятельности, во многом проявляетсяв том, умеет ли офицер выявлять динамику в развитии личностной сферыподчиненных. Ее позитивная направленность обязательно должна встречатьподдержку у воспитателя. Негативная же – побуждать к выяснению причин иисточников их породивших, заставить (помочь) преодолеть наметившуюся тенденцию.К тому же, педагогическое мастерство позволяет командиру понять, в какойстепени ему удается добиваться положительных изменений в профессиональной деятельностиподчиненных.
Применениеразработанных к настоящему времени в отечественной военной педагогике форм,методов и средств воспитания во всех видах воспитательной работы осуществляетсякомплексно и позволяет обеспечить качественное функционирование системывоспитания, достичь необходимого уровня ее эффективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Характер внутренних проблемнациональной безопасности России ставит вопрос о необходимости осуществления вближайшие годы дополнительных государственных мер по укреплению морально-психологическогопотенциала страны, повышению престижа военной службы во внутренних войсках,решению социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Вот почему насовременном этапе военного строительства в МВД РФ основной цельювоспитательной деятельности всех категорий руководящего звена подразделений ичастей является определение содержания, места и роли системы воспитаниявоеннослужащих внутренних войск в осуществлении государственной политики вобласти военного строительства, в деятельности субъектов системы воспитаниявоеннослужащих по поддержанию высокого уровня морально-психологическогосостояния и воинской дисциплины личного состава, повышению престижа военнойслужбы и авторитета внутренних войск МВД Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Кубышкин Е. П. Ввойска поступили новые мультимедийные учебные пособия. Экспресс-новости. Прессбюро ГК ВВ МВД 09.02.2005 г – 4 с2. Григорович Л. А. Идр. Педагогика и психология: Уч. пособие — М.: Гардарики, 2005 – 480 с3. Соколова Е. Н.Морально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительных органов.Педагогический аспект./Под ред. В. Я. Кикотя – М.: 2005 – 560 с4. Соколова Е. Н.Начальная профессиональная подготовка: Учебно-методическое пособие – М.:Издательство «Щит-М» - 2004 — 490 с5. Фокин В. М.Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник – М.: Издательство«Былина» — М.: 2004 — 304 с6. Коряковцев В. В.Правоохранительные органы. Краткий курс – СПб.: «Питер» — 2005 – 256 с7. Кон И. С.Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение – 2001-360 с 8. Липский И. А. Прогнозированиесоциально-педагогических процессов в полку (на корабле). Краткий курс лекций посоциальной педагогике. — М.,1995. — С.91-101.9. Липский И. А.Военно-социальная работа на уровне человека. Журнал «Армия иобщество». — 1998. — № 1. С.84-95 10.Удманцев В. П. Мы готовим универсальных солдат.Экспресс-новости. Пресс бюро ГК ВВ МВД 01.11.2002 г11. Шейнов В. П.Искусство убеждать – М.: Изд. «ПРИОР», 2001 – 304 с