Реферат по предмету "Психология"


Основные принципы и понятия поведенческой психотерапии

Федеральноеагентство по высшему образованию РФ
УГЛТУ
КАФЕДРАСОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Реферат попредмету: «Психодиагностика».
Тема: «Основные принципы и понятияповеденческой психотерапии».
 
Екатеринбург2008.

П л а н.
1.Центральное понятие психотерапии – «поведение человека».
2. Дватипа поведения: Открытое и Скрытое.
3.Условия, влияющие на поведение.
4.Симптомы в психотерапии.

Центральное понятие психотерапии – «поведение человека».
 
Несмотряна большое разнообразие внутри поведенческой психотерапии, философия и основныепринципы представителей этого направления остаются относительно стабильными.Поняв эти принципы и модель поведения, мы получаем возможность лучше пониматьспецифические методы, которые могут значительно отличаться друг от друга.
Центральнымпонятием в поведенческой психотерапии является понятие поведения. Своеобразиеэтого понятия в данном направлении легче оттенить с помощью выполнениянебольшого задания. Выберите себя или кого-либо из хорошо знакомых людей иответьте на вопрос: что делает этого человека или вас уникальной личностью? Приответе на вопрос вы будете сначала, вероятно, отмечать физическиехарактеристики, потом вы включите описание и психологические характеристикиличности, личностные черты. Вы опишете кого-то или себя как тревожного,обязательного, ответственного, миролюбивого и т. д. Однако обратим внимание,что в таком описании личностные черты, приписываемые человеку, являютсярезультатом обобщения наблюдения за поведением этого человека. Они несуществуют объективно, они являются способом сокращения имеющейся информации оданной персоне. Использование описания с помощью личностных черт позволяетпередать много информации с помощью немногих слов. Однако, когда нас спросят,что значит качество «обязательный» применительно к данному человеку, мывынуждены будем описывать ряд ситуаций, в которых это каче­ство проявляется.
Итак,при описании человека с помощью личностных черт совершаются три шага. Сначаладелаются первоначальные наблюдения за поведением данного человека, потомпроводится обобщение в терминах личностных черт, и, наконец, чтобы прояснитьзначение личностных черт применительно к данному лицу, мы возвращаемся кпервоначальным наблюдениям, описывая ситуации, в которых данная черта проявиласебя.
Можно липри описании человека сократить число шагов? Можно, если прямое наблюдение заповедением используется как первичный источник информации о человеке. Этопредполагает включение в такое описание и упоминания о конкретных ситуациях, вкоторых определенное поведение проявило себя. Это и будет поведенческимподходом. В итоге мы получаем длинное, но более точное описание.
Итак,поведенческий подход предполагает описание определенного типа поведения вситуации. Сокращение шага описания на уровне черты личности, перевод описаниячерты в поведение — существенная характеристика поведенческого направления.
Поведенческийподход не предполагает изучение всей личности, а ограничивается изучениемограниченных отрезков поведения в определенном временном периоде. Дляповеденческого психотерапевта человек есть то, что он делает. А то, что делаетчеловек, есть его поведение. Изучение поведения человека и есть исследованиеего личности. Поведенческий подход отрицает какую-либо глубинную сущность вличности.
Дляданного направления характерно отрицание глобальных обобщений относительноистоков того или иного поведения, наличия тех или иных внутриличностныхконфликтов, идущих с раннего детства, поэтому тактика поведенческогопсихотерапевта отличается от тактики психодинамического психотерапевта.Например, если к поведенческому психотерапевту приходит пациент с жалобами на постоянныеконфликты в семье, терапевт может лечить такого пациента или супружескую пару,не обязательно исследуя их сексуальные Отношения, если на диагностическом этапене выявлено какой-либо связи между двумя этими видами поведения. Итак, понятиеповедения — основное понятие поведенческой психотерапии. Через призму этогопонятия вводятся другие понятия (мысли, чувства). Они рассматриваются какинтериоризированные действия, определенное поведение, и предполагается, чтометоды их модификации должны быть аналогичными.

2. Два типа поведения: Открытое и Скрытое.
Поведенческаяпсихотерапия выделяет два вида поведения: открытое и скрытое. Открытоеповедение — это поведение, которое может быть наблюдаемо другими по внешнимпризнакам. Скрытое поведение — это поведение, о котором мы узнаем толькокосвенно и только через какую-либо форму открытого поведения. К скрытомуповедению относятся наши мысли, чувства, желания. Вербальный отчет и характервербализации — это та основная форма, по которой мы узнаем о скрытом поведении.Конечно, можно получать представление о скрытом поведении, регистрируя рядфизиологических характеристик, то есть какие-то параметры открытого поведения.Например, мы можем предположить о характере испытываемых человеком мыслей иличувств, записывая у него миограмму с определенных групп мышц, отмечая связьчастоты пульса, ЭКГ, ЭЭГ с определенными ситуациями и т. д. Однако этоотносительно трудоемкие методы, поэтому отчет и Характер вербализации остаютсяглавными для получения информации о скрытом поведении. Но должно быть понятно,что выводы, основанные на внешнем поведении, ближе к реальному поведению, кфактам. К тому же они делаются другими, поэтому более объективны, менееподвержены искажению, связанному с эмоциональным вовлечением наблюдателя. Наблюдательне раздваивается между ролью действующего и наблюдающего, как присамонаблюдении и самоотчете, поэтому с позиций поведенческой терапиипредпочтительней в анализе случая опираться на открытое поведение клиента.
Скрытоеи открытое поведения связаны между собой реципрокными отношениями. Этоположение включает в себя два утверждения. Первое, состоящее в том, что «нашимысли, желания, установки оказывают влияние на наше поведение, кажется самособой разумеющимся и не вызывает возражений, основано на нашем практическомопыте. Например, мысль о том, что появившийся упорный ночной кашель, мешающийспать, связан с чрезмерным курением, наверняка приведет к соответствующимдействиям (ограничению или прекращению курения). Второе утверждение,заключающееся в том, что наши действия (поведение) приводят к изменениюустановок, представлений о себе, кажется, более сомнительными требуетобоснования. Поведенческая психотерапия доказывает это положение опытомпрактической работы. В качестве примера можно привести случай измененияотношения к публичным выступлениям у студента, испытывавшего страх передаудиторией и считавшего себя не способным преодолеть его. В процессе леченияему было предложено выступать с установкой, как если бы он обладал такимумением, сначала перед ограниченным числом близких людей. В процессе такихповторных выступлений произошла трансформация отношения студента квыступлениям, сформировалось новое представление о своих возможностях, то естьчерез осуществленный поведенческий акт произошла модификация его мыслей, егосамовосприятия. Такой прием, состоящий в том, что человек вначале ведет себя всоответствии с новой установкой, тренируя адекватное открытое поведение, можетстать иногда самым кратким способом разрешения проблемной ситуаций.        
Для поведенческогопсихотерапевта характерна также значительная концентрация на настоящем времени,на настоящих факторах, вызывающих и поддерживающих определенное поведение.Поведенческий психотерапевт принципиально избегает вопроса «почему?» (почему мыотреагировали так, а не иначе), так как такие вопросы неизбежно уводят нас впрошлое, а поскольку поведение многофакторно обусловлено, проверка правильноститого или иного предположения, основанного на прошлых событиях, весьма затруднена.При сосредоточении на настоящем мы легко можем проверить ту или иную гипотезу,легко видоизменить то или иное условие.

3. Условия, влияющие на поведение.
Вкачестве важных условий (понятий), влияющих на поведение, выделяются два: запускающийстимул (объект, явление, аntecedens), который присутствует до того, как осуществляется определенный актповедения, то есть запускающий стимул уже наличествует в окружении независимоот совершенного поведения, по времени предшествует конкретному поведенческомуакту. Последствия (conseguences) являютсяпрямым результатом осуществленного поведения и возникают после того, какопределенное поведение осуществлено. И запускающий стимул, и последствия обычнопо времени очень близко отстоят от поведенческого акта.
АВС —модель поведенческой психотерапии является удобной схемой, помогающей понятьПоведенческий подход (А – antecedents — предшествующие события; В — behavior — поведение; С — conseguences — последствия поведения).
Предшествующиесобытия (запускающие стимулы) и последствия поведения являются поддерживающимиусловиями поведения. Или, другими словами, определенные события, которыепредшествуют и следуют за поведением, как результат осуществленного конкретногоповеденческого акта, поддерживают это поведение.
Функциипредшествующих событий (запускающего стимула) и последствий различны.Предшествующие события свидетельствуют о том, что условия для совершенияопределенного поведения готовы. Они указывают, когда необходимо выполнитьопределенный поведенческий акт. Предшествующие события можно рассматривать какстимулы, сигналы или знаки, которые говорят о том, что время, место иобстоятель­ства конгруэнтны для выполнения определенного поведенческого акта.Вот почему в теории Скиннера они получили название дискриминантного стимула.
Поведение,на которое влияют запускающие стимулы, находится под контролем стимула. Вповседневной жизни человека многие виды поведения (поведенческие стереотипы)контролируются запускающими стимулами, например, засыпание, зевание,рукопожатие, остановка перед красным сигналом светофора, снятие мужчинамиголовного убора в церкви и т. д.  Чтобы понять, в какой степени человекнаходится под контролем стимула, проведите следующий эксперимент: во времяразговора со знакомым быстро протяните ему руку для рукопожатия, и вы навернякаполучите ответную реакцию (протягивание руки), которую практически нельзяостановить. Однако понятия, предшествующие события (запускающие стимулы) надопонимать шире, чем только физические характеристики стимула. В это понятиедолжны быть включены все условия, которые необходимы, чтобы определенноеповедение было выполнено (знания, умения, ресурсы и т. д.). Например, витринакафе только тогда вызовет определенный поведенческий акт (посещение кафе),когда у человека будут время, деньги и др. Итак, запускающий стимул — этостимул, на который в прошлом был сформирован классический условный рефлекс (поИ. П. Павлову). Именно поэтому он вызывает опре­деленную реакцию в настоящем.Последствия включают все события, которые возникают после и как ямой результатсовершения определенного поведенческого акта. Они включают как то, чтовозникает в физическом мире непосредственно вследствие поведенческого акта, таки реакции других людей на него. Они могут быть сиюминутными и отсроченными.
Запускающиесобытия являются дискриминантным сигналом о том, что есть адекватные условиядля совершения конкретного поведенческого акта, то есть обходимые для его бытия.
Последствияпредопределяют, повторится ли специфический поведенческий акт в последующем снова.Например, посещение кафе может, повториться, ли закуски и напитки понравилисьиндивиду (позитивно его подкрепили).
Последствиявозникают только после того, как определенный поведенческий акт совершен,поэтому они влияют на возможные будущие поведенческие акты, однако ожиданиявозможных последствий являются пускающими событиями (стимулами), поэтому они влияютна настоящее поведение.
Ожидания(предсказания, прогнозы) человека рассматриваются в поведенческом направлениикак один из факторов, который определяет адекватность условий здесь и сейчасдля получения вознаграждения и наказания при совершении конкретного поведенческогоакта. Сами же ожидания являются продуктом последствий определенного поведения, совершенногов прошлом, но действуют в настоящем времени пациента.
Послевсего вышеотмеченного может стать более ясным различие между событиями, которыепривели к научению в прошлом, и событиями, которые приводят к возобновлениюопределенного поведения в настоящем. Условия, поддерживающие определенное поведение,всегда присутствуют в настоящем. Поведение, которое есть сейчас, можетподдерживаться совершенно другими событиями, чем те, которые предопределили егопервоначальное появление.
/>С точки зрения поведенческогонаправления влияние прошлых событий на настоящее поведение ми­нимальное и непрямое.Например, капризное поведение ребенка могло быть сформировано в прошлом недостаткомвнимания, а поддерживается в настоящем чрезмерным вниманием окружающих.
Прошлыесобытия могут иметь непрямое влияние на настоящее поведение, в то время какпамять о прошлых поддерживающих условиях влияет на настоящее поведение. Поэтомуповеденческий терапевт рассматривает условия в настоящей ситуации, чтобы обнаружитьподдерживающие условия.
Итак,события прошлого могут объяснить приобретение определенных поведенческихстереотипов, но события прошлого имеют мало влияния на настоящее поведение,если они не сохраняются в настоящем.
Ещеодной особенностью поведенческой модели является то, что в ней наиболееэффективным спосо­бом воздействия на поведение человека считается воздействиечерез внешнее окружение, которое включает как физическое окружение, так исоциальное окружение индивида. Выбор этого способа предопределяется тем, чтолегче манипулировать внешними событиями, чем внутренними.
Окружениеи поведение в поведенческой модели связаны реципрокными отношениями. Окружениечерез посредство запускающего стимула и последствий поведенческого акта влияетна поведение, но поведение в свою очередь влияет на окружение. Люди — жертвыили результат действия внешних обстоятельств, настолько, насколько они самисвоим поведением создают эти обстоятельства.
Хотя,как указывалось, поведенческий терапевт рассматривает поведение как состоящееиз цепи отдельных поведенческих актов, которые могут быть поняты только сучетом рассмотрения их в специфической ситуации, поведенческая модель включаетв себя и понятие генерализации. Под этим понятием подразумевается тенденцияповедения распространяться на ряд ситуаций, которые имеют общие характеристики.Сам же поведенческий стереотип при этом рассматривается как сохраняющийсяконстантным.
Поведенческаяпсихотерапия исходит из положения, что большая часть поведения человекаприобретается, сохраняется и изменяется как прямой результат научения.
Научение-  это процесс, спомощью которого внешне факторы влияют на поведение. Поведение вызываетсяусловиями, которые существуют в настоящем, эти условия включают запускающиестимулы и последствия поведения, которые находятся в окружении. Поведенческаямодель не отрицает роли наследственности и биологических факторов, но они несвязаны с научением в детерминации поведения. Значение их сводится кустановлению широких границ для проявления поведения, но внутри этого широкого диапазонафакторы окружения играют главную роль детерминации поведения.
Спозиций поведенческой психотерапии главным удержанием работы психотерапевтаявляется обучение клиента адаптивному поведению, которое видоизменяетнеадаптивные аспекты его поведения. Поведенческая психотерапия направленапрежде его на модификацию поведения, поэтому она ориентирована на действие.Терапия считается незаконченной, если клиент только говорит о возможных действиях.Этим результатом удовлетворяются представители «разговорной» психотерапии, длякоторых достижение осознания, выраженное в словах, достаточно и означаетзавершение терапии. Для представителя поведенческого направления только реализацияна уровне поведения, прямого действия оценивается как достаточная,свидетельствующая о достижении цели терапии.

4. Симптомы в психотерапии.
Спецификаповеденческого направления может быть лучше понята путем сравнения трехподходов к лечению: в рамках медицинской модели, психоанализа и поведенческогонаправления.
Впсихиатрии жалобы рассматриваются в определенной диагностической перспективе,как симптомы, которые указывают на типичную болезнь, конкретную «поломку» ворганизме.
Рассмотрениежалоб как симптомов предполагает оценку их как патологии, как отклонения отнормального функционирования организма, имеющего в основе болезненный процесс.Исходя из этого, терапия направлена на восстановление нормального функционированияорганизма, восстановление баланса внутри организма.
Впсихоанализе симптомы есть символ определенного личностного расстройства,которое указывает на специфический, неосознанный внутриличностный конфликт.Терапия направлена на его осознание и разрешение.
Вповеденческом направлении жалобы понимаются как проблема, которая может бытьразрешена психологическими средствами. Она должна быть сформулирована втерминах конкретного поведения, при этом термин поведение в современнойповеденческой терапии включает также и когниции, реакции тела, эмоции.
Взависимости от ориентации поведенческого терапевта акцент будет делаться наразличных ее аспектах (когнитивным, семейным поведенческим терапевтом,системным поведенческим психотерапевтом).
Описаниежалоб как поведенческой проблемы по содержанию в ряде случаев совпадает сописанием симптомов (например, тики, заикание, навязчивое поведение, страхи). Вдругих случаях такого совпадения нет. Например, депрессия (как психиатрическаякатегория) описывается как определенный, наиболее часто проявляемый способ поведения:сетование, поиск помощи, горевание, пессимистическая оценка настоящих и будущихсобытий и т. д. С позиций поведенческой терапии жалобы оценивается как отклонениеот желательного для клиента ведения. Они рассматриваются как «нормальный» процессобучения, который закрепился вследствие благоприятных внешних или внутреннихусловий.
Задачаповеденческого терапевта заключается в идентификации стимулов, которые вызывают(контролируют) и поддерживают дисфункциональное поведение (этап поведенческогоанализа) и, изменяя эти стимулы, могут сформировать и закрепить адаптивноеповедение.
Поведенческаятерапия требует значительной включенности пациента в процесс лечения. Уровеньсоучастия клиента в процесс психотерапии, готовность его принять большую илименьшую степень ответственности за результат обговариваются на самом начальном этапевзаимодействия, то есть поведенческая терапия предполагает заключениеопределенного контракта с пациентом. Контракт может носить как письменный, таки устный характер, что не меняет его сути.
Фактическитакой контракт достигается во время обсуждения цели терапии, когда среди многихвидов дезадаптивного поведения выбираются конкретные стереотипы такогоповедения в качестве цели, то есть поведения-мишени. Выбор цели не навязываетсятерапевтом, основная инициатива принадлежит клиенту. Терапевт при этомвыполняет функцию эксперта, помогающего лучше увидеть возможности выбора, переформулироватьзапросы клиента в термины поведенческой психотерапии.
Активностьклиента проявляется и в дальнейшем во время обсуждения предполагаемых техниктерапии. Открытая информация о трудностях при реализации тех или иных методовделает выбор пациента более осознанным. Уровень принятия ответственности может существенноразличаться в зависимости от выбранной техники. Он меньше при таких методах,как пассивная модель систематической десенситизации, и значителен при техникахсамоконтроля или при использовании таких техник, как наводнение, парадоксальнаяинтенция и др. В общем, можно сказать, что принятие большей ответственностипациентом предполагает более интенсивное использование техник самоконтроля.
Техникисамоконтроля дают возможность клиенту иногда заменять терапевта в ходелечения.1
Проведениеповеденческой психотерапии напоминает научное исследование. Если сравнитьпостроение научного эксперимента, выделив его отдельные этапы, то можноотметить полную аналогию между работой поведенческого психотерапевта и ученого.Ряд понятий, используемых ими, по своей сути будет; идентичным хотя будетупотребляться разная терминология, например, независимая переменная будетсоответствовать понятию «поддерживающие условия» в лексике поведенческоготерапевта, зависимая переменная — понятию «поведение-мишень».
Этапыповеденческой психотерапии, аналогичные этапам научного эксперимента,следующие: определение цели терапии (выделение поведения-мишени); измерениебазового уровня поведения-мишени до начала терапии; выявление факторов, влияющихна поведение-мишень (как запускающих стимулов, так и последствийповедения-мишени); формулировка гипотезы (определение того, с помощью какихподдерживающих условий можно изменить в нужном направлении поведение-мишень);проверка гипотезы (проведение терапии, изменение выбранных поддерживающихусловий); измерение поведения-мишени после терапии; завершение терапии, еслиона оказалась успешной, или выдвижение новой гипотезы, если результаты терапиирасценены как неуспешные.
Цельдолжна быть сформулирована точно, в исключающих двусмысленное толкованиеопределениях. Такое описание цели позволяет существенно уменьшить искажающиевлияния ожиданий самого терапевта при оценке результатов терапии. Точностьсамих процедур оценки — еще одна дополнительная страховка получения максимальнонеискаженных данных.

Список используемой литературы.
1.        Федоров А. П.Когнитивно – поведенческая психотерапия. – СПб: Питер, 2002.
2.        Рогов Е.И.,«Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 – х книгах – 2– е издание перераб. и доп., — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,1999г.
3.        Немов РС.,«Психологическое консультирование: Учебник для студентов педвузов, М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинговое исследование эффективности мерчандайзинга на ООО "Дом Дача"
Реферат Теория стратификации: генезис, механизм, анализ
Реферат Атом и вещество часть 6 основные свойства физического вакуума
Реферат План урока по психологии
Реферат Особенности ведения бухгалтерского учета на ООО Дуплекс
Реферат Growth In Writing Essay Research Paper Emily
Реферат Анализ технологичности и выбор метода изготовления детали "первичный вал"
Реферат Анализ стихотворения О доблестях о подвигах о славе АА Блока
Реферат Реєстрація, розподіл, засвідчення документів. Контроль за їх виконанням
Реферат Становление и развитие фашизма в Италии
Реферат Базоий компонент дошкільної освіти
Реферат James Bond Essay Research Paper And this
Реферат США экономическая география
Реферат Новели посвідчення правочинів зі змінами 09 01 09
Реферат О занятости населения в Российской Федерации