Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие, значение и особенности форм государства

Введение
Для достижения такогосложного социального института, как государство в отечественной теории государстваи права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формыгосударства, раскрытие её роли в политических процессах чрезвычайно важноезначение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие«организация» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы сточки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого всистеме, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементовсистемы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам).Посредством такого подхода в общей теории государства и права открываетсявозможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также ивозможность нового подхода к традиционным, «старым» вопросам науки.
Чёткого соотношения междутипом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного итого же типа могут встречаться различные формы организации и деятельностигосударственной власти, а с другой стороны государства различного типа могутобличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любогоисторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости обществагосударственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собойгосударство. Другими словами, категория формы государства непосредственнозависит от его содержания и определяется им.
Серьёзное влияние на формугосударства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции,характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условияпроживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет такжехарактер взаимоотношений государства и его органов с негосударственнымиорганизациями, партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью идругими организациями.
В юридической науке формагосударства анализируется по преимуществу, как внешняя форма сущности,содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно егоорганизация, выступающая в единстве формы правления, формы государственногоустройства и политического режима, т.е. соответственно основным, узловыммоментам этой организации.
Таким образом, можно датьследующее краткое определение формы государства:
Форма государства –сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:форму правления, форму государственного устройства и форму государственногорежима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности,характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием.Обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующихгосударств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет датьопределение каждому элементу формы государства.

1. Понятие, значение иособенности форм государства
Вопросы, касающиесяпонятия, роли и особенностей форм государства, имеют не только теоретическое, нои практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебнойлитературе им традиционно уделяется большое внимание. И это не случайно,поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как онасоотносится с другими его элементами, помимо прочего, формируетсясоответствующее представление о государстве в целом.
Форма государства всегдавыступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковысущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и егоформа. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю иинтересы каких слоёв общества, групп, классов оно в первую очередь выражает изащищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания – означаетустановить, как и в каких направлениях, оно действует. Изучить же государство сточки зрения его формы–значит, в первую очередь изучить его строение, его составныечасти, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществлениягосударственной власти.
При этом следует иметь ввиду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, не являетсяраз и навсегда установленной неизменной. Под влиянием множества экономических,социально – политических, идеологических и иных факторов она изменяется иразвивается. Постоянно меняется и представления о ней. Поэтому справедливоутверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или огосударственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как иопределение понятия государства».
Чтобы убедиться в этом,достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права былиразработаны десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагалисьсамые различные подходы и варианты решения вопроса о форме государства. Ещё вДревней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные,порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следуетпонимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем ониразличаются.
Один из величайшихмыслителей античности древнегреческий философ Платон исходил, например, изтого, что идеальной формой правления «идеального государства», как государства«лучших и благородных» является «законная власть немногих» — аристократия.Кроме того, им рассматривались «законная монархия» — царская власть и «незаконная»- олигархия.
Платон создал целоеучение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческойнатуры», её форм.
Идеальное государство иего аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство можетдеградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.
Аристократия, согласноучению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю ипревращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемуютимократию. Последняя, редставляющая собой критско-спартанский тип государства,господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию,а та, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, вдемократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силуопьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» можетвырождаться в свою противоположность–тиранию. Это самая худшая формагосударства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широкихмасс и насилие. Глава государства–тиран захватывает власть от имени народа ивыступает как «ставленник народа».
На многообразие формгосударства имел свои взгляды и Аристотель – ученик Платона и вместе с тем егокритик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве,Аристотель определял её в зависимости от числа властвующих (один, немногие илибольшинство) как монархию, аристократию или политию–демократию. Эти формыгосударства он называл «правильными», ибо в них просматривалась общая пользаправителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться ипревращаться в соответствующую «неправильную» форму–тиранию, олигархию илиохлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнениюАристотеля, лишь в личных целях.
Традиции древнегреческоймысли в исследовании форм государств развивались и в Древнем Риме. Цицерон,например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формыгосударства (царскую власть–монархию, власть оптиматов–аристократию, народнуювласть–демократию) и смешанную форму.
Когда верховная властьнаходится в руках одного человека, считал он, такую форму государства именуют«царской властью». Когда она находится в руках выборных лиц, то говорят, что«эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь её так иназывают) является такая община, в которой всё находится в руках народа.
Для того, чтобыпредотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства,Цицерон предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результатевыделения и смешения положительных качеств всех простых форм. Любоегосударство, есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало,чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется чётко организованнаягосударственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А.Ильина, форма государства есть не «отвлечённое понятие» и не «политическаясхема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация властинарода.
Форма государстваотвечает на вопросы, на каких принципах и как правления, а буржуазному –республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношенияполитических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государствавлияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размерыстраны и другие факторы.
От формы государства взначительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивостьгосударственных институтов.
Форма государства – этоего строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так иприродные, климатические условия. Национально-исторические и религиозныеособенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формыгосударства выступают:
1) форма правления(характеризует порядок образования и организации высших органов государственнойвласти. Их взаимоотношения друг с другом и с населением; в зависимости отособенностей формы правления государства подразделяются на монархические иреспубликанские);
2) формагосударственного устройства (отражает территориальную структуру государства,соотношение между государством в целом и его составными территориальнымиединицами; по форме государственного устройства государства делятся наунитарные, федеративные и конфедерация); территориально построенагосударственная власть, как создаются высшие органы государства, как онивзаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется ит.д.
Под формой государствапонимается организация государственной власти, выраженная в форме правления,государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятиеформы государства охватывает:
a) организацию верховнойгосударственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношенийвысших органов власти между собой и населением;
b) территориальнуюорганизацию государственной власти, соотношение государства как целого с егосоставными частями;
c) методы и способыосуществления государственной власти.
Форма государства зависитот конкретно–исторических условий его возникновения и развития. Решающеевлияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так,феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления,а буржуазному–республиканская. Форма государства во многом зависит отсоотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государствавлияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размерыстраны и другие факторы.
От формы государства взначительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивостьгосударственных институтов.
Форма государства – этоего строение, на которое влияют как социально – экономические факторы, так иприродные, климатические условия. Национально – исторические и религиозныеособенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формыгосударства выступают:
1) форма правления(характеризует порядок образования и организации высших органов государственнойвласти. Их взаимоотношения друг с другом и с населением; в зависимости отособенностей формы правления государства подразделяются на монархические иреспубликанские);
2) формагосударственного устройства (отражает территориальную структуру государства,соотношение между государством в целом и его составными территориальнымиединицами; по форме государственного устройства государства делятся наунитарные, федеративные и конфедерация);
3) политический(государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средствосуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набораданных приёмов государственного властвования различают демократический иантидемократические политические (государственные) режимы).
Таким образом, формагосударства – это его структурное, территориальное и политическое устройство,взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.

2. Особенности форм правленияи их виды
Исследуя формы правлениякак одну из разновидностей форм государства, следует руководствоватьсясложившимся представлением о том, что форма правления есть способ организациигосударственной власти, предусматривающий порядок образования и деятельностивысших и местных государственных органов их взаимоотношение между собой и снаселением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляетсяли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. Впервом случае имеет место монархическая форма правления, во втором –республиканская.
В монархическихгосударствах источником власти и её носителем является монарх. Приреспубликанской форме правления источником власти является народ, а еёносителем – выборные государственные органы.
Классификация формправления в зависимости от числа стоящих у власти является одной из старейших ишироко признанных в юридическом мире. В процессе её проведения используетсяколичественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, — писалв связи с этим известный русский учёный — юрист Н.М. Коркунов, -принадлежитодному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия,если же всем, то это будет демократия».
Количественный критерийподкупает своей простотой, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь толькоим, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государстваи ответить на некоторые принципиально важные вопросы. Например, какая частьобщества или правящих слоёв должна находиться у власти для того, чтобыпоявилось основание называть такую форму правления аристократическойреспубликой или аристократией–треть правящего класса? Половина его? Или весьправящий класс?
Да и кого, собственно,следует называть правящими? Если «под правящими, — рассуждал Н.М. Коркунов, — разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не всё распоряжение властью, а толькофункции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современныхреспублик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента,окажутся также подходящими под определение монархии».
Ещё в древности, в периодвозникновения демократии и определения её «как правления всех», к управлениюделами государства допускалось далеко не всё взрослое население, а толькосвободные граждане. Остальная часть общества была лишена правоспособности иполитических прав, находились на положении рабов.
В современномгосударстве, где все объявляются свободными и равноправными, также далеко невсе «участвуют в функциях власти».
На основании этогоделается вывод о том, что классификация форм государства, базирующаяся наколичественном критерии (по числу правящих), является далеко не совершенной, асам критерий– «слишком внешним и случайным». В ряде случаев он не позволяетпровести чёткую грань между монархической и республиканской формой.
В своё время ещё Платонпытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей–мудрости,мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать в том или иномгосударстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства какполитическую систему, которая олицетворяется верховной властью приклассификации форм правления использовал наряду с количественным критерием итакие, как общая польза, благо и интерес.
В более поздний период Ш.Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации фор правленияразличные принципы организации и деятельности государственной власти, считал,что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии,честь – в основе монархии, страх – в основе деспотии.
Анализируя формыправления государства, важно подчеркнуть, что их подразделения на монархию иреспублику является исторически первой и самой общей классификацией.Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самыхранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают какосновные разновидности её организации.
2.1 Форма правления современныхгосударств
Форма правления такжесвидетельствует, участвует ли население в формировании высших органовгосударства, т.е. демократическим или недемократическим способом ониобразованы. Недемократическим путём формируются, например, высшие органыгосударства при наследственной монархии.
Таким образом, формаправления раскрывает способ организации верховной государственной власти,порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением,степень участия населения в их формировании.
Существуют две основныеформы правления–монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг отдруга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия–форма правления,где высшая государственная власть принадлежит единоличному главегосударства–монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимаетпрестол по наследству и не несёт ответственности перед населением. Монархиибывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх являетсяединственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательнуюфункцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответудать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролируетправосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развитияфеодального государства, когда после окончательного преодоления феодальнойраздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Внастоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока(Саудовская Аравия).
При ограниченной монархиивысшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органомили органами (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятсясословно–представительная монархия (Россия) и современная конституционнаямонархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограниченаконституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Конституционная монархияотличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всехсферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежитпарламенту, а исполнительная – правительству, которое несёт ответственность засвою деятельность перед парламентом. Примерами конституционной монархии могутслужить Англия, Голландия, Швеция и другие. Конституционная монархия зачастуюименуется парламентарной монархией.
Республика – это формаправления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборныморганам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность передизбирателями. Республике присущ демократический способ образования верховныхорганов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшимиорганами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь сизбирателями и ответственны перед ними.
Республиканская формаправления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркоепроявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органыгосударства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание),избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространённой врабовладельческих государствах была аристократическая республика, где вформировании и работе выборных органов верховной государственной властипринимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализмареспубликанская форма правления применялась нечасто. Она возникала в техсредневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя,Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города–республики выборным путём создавалиорганы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностнымилицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Современные республикиподразделяются на парламентарные и президентские, также существуют смешанные«полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики, в которыхпарламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и своюответственность по отношению к правительству. Различаются они главным образомтем, какой из органов верховной власти–парламент или президент–формируетправительство и направляет его работу и перед кем–парламентом или президентом–правительствонесёт ответственность.
В парламентарнойреспублике парламент наделён не только законодательными полномочиями, но иправом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е.правительство несёт перед парламентом ответственность за свою деятельность.Президент республики является только главой государства, но не главойправительства. Политически это означает, что правительство формируется партией(или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучилидером партии, лишён возможности направлять его деятельность. Руководитправительством премьер–министр (он может называться иначе).
Парламентарные республикив настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и другихстранах.
Президентская республика– это форма правления где президент непосредственно при определённомпарламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед нимответственность за свою деятельность.
В президентскихреспубликах обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего функцииглавы государства и главы правительства выполняет президент.
В президентскойреспублике президент избирается независимо парламента либо коллегиейвыборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главойгосударства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит егодеятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверияправительству, а президент распустить парламент. Однако парламент имеетвозможность ограничивать действия президента и правительства с помощьюпринимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев–отстранить отдолжности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление).Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (отлатинского–запрет) на решения законодательного органа.
Наиболее типичнымипримерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскуюреспублику иногда именуют дуалистической, подчёркивая тем самым фактсосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, азаконодательный–в руках парламента.
В России президентскаяреспублика характеризуется наличием чрезвычайно сильной власти главыгосударства–президента. Исходя из этого. Современную Россию зачастую именуютсуперпрезидентской республикой.
Характерной чертойсмешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойнаяответственность правительства–и перед президентом, и перед парламентом. Вподобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительстваи министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства,как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждаетего решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительствопутём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством прававынесения правительству вотума недоверия.
Нелишне отметить, чтомонархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть,приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.
2.2 Форма государственногоустройства
История существованиягосударства свидетельствует о том, что во все века разные государстваотличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способомтерриториального деления (административно–территориальные единицы. Автономныеполитические образования, государственные образования, обладающиесуверенитетом), а также степенью централизации государственной власти(централизованные, децентрализованные, организованные по принципудемократического централизма). Данный феномен обозначается термином «формагосударственного устройства», под которой понимается территориальнаяорганизация государственной власти, соотношение государства как целого с егосоставными частями.
При всём многообразииформ государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная ифедеративная. Третья форма государственного устройства–конфедерация, но онавстречается намного реже по сравнению с двумя первыми
Унитарное государство–этопростое. Целостное централизованное государство,административно–территориальные единицы которого (области, провинции, округа ит.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают сувереннымиправами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единоегражданство, что создаёт организационно–правовые предпосылки для высокойстепени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.Органы административно–территориальных единиц находятся либо в полномподчинении центра. Либо в двойном подчинении–центра и местных представительныхорганов.
Большинство всехсуществовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибоунитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надёжнообеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь иоднонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный(Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Унитарные государствабывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными–Испания,Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией,самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Унитарными государствамив настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Монголия, Китай,Япония и др.
Федеративное государство(федерация)– сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями,обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смыслефедерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции.Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.
Входящие в составфедерации государственные образования и государства называются её субъектами.Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшиегосударственные органы–законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерациидвух систем высших органов–федерации в целом и её субъектов–вызываетнеобходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Федерация являетсяменее распространённой по отношению к унитарному государству, но не поотношению к другим формам государственного устройства.
Федерализм отличает отдругих прежде всего то. Что любая федеративная система выступает как единоесоюзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельныхгосударств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектомфедерации, имеет своё собственное административно–территориальное деление;имеет наряду с федеративными собственные высшие органы государственной власти иуправления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы; имеет своюконституцию и текущее законодательство; может иметь собственные воинскиеформирования и гражданство.
К числу основополагающихпринципов образования и функционирования федеративной системы, с позицийкоторых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскуюфедерацию, относятся следующие:
· добровольностьобъединения государств или государственных образований в федерацию;
· равноправиесубъектов федерации независимо от величины их территории, численностинаселения, экономического потенциала и пр.;
· плюрализм идемократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;возможность активного и беспрепятственного участия граждан в федеральных ирегиональных политических процессах;
· строгое инеуклонное соблюдение федерацией и её субъектами, федеративными и инымиорганами и организациями обычных и конституционных законов как в отношенияхдруг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными идругими общественно–политическими органами и организациями.
В настоящее время в миресуществуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе(Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь двереспублики–Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 годусербско–хорватско–мусульманская федерация в Боснии); четыре–в Азии (Индия,Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американскомконтиненте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре–вАфрике (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); три–в Океании(Австралия, Папуа–Новая Гвинея, Соединённые Штаты Микронезии).
Конфедерация – это союзсуверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (военных,экономических и др.)
Исторический опытпоказывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходныйхарактер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например. ШтатыСеверной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, чтодиктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерациястала ступенькой на пути создания федеративного государства–США. А созданная в1952 году конфедерация Египта и Сирии (Объединённая Арабская Республика)распалась.
Конфедерация представляетсобой такую форму объединения (союза) государств, при которой образующие этотсоюз государства полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственныевысшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координациисовместных действий государства – члены конфедерации создают объединённыеорганы. Последние функционируют в строго определённом порядке и преследуетстрого определённые цели.
Конфедерация нередкорассматривается как промежуточное звено на пути движения государств кобразованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально–юридическомплане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признакиконфедерации имеются в СНГ. В качестве конфедерации нередко рассматривается иЕвропейский союз.
2.3 Политический (государственный)режим: понятие, виды
республиканскийправление политический режим
С формой государстватесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той илииной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима(даже если форма правления и форма государственного устройства остаютсяпрежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политикигосударства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формойорганизации власти, но и с её содержанием.
Политический режим–этосистема методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякиеизменения, происходящие в государстве. Прежде всего отражаются на его режиме, аон влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точкезрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можнорасценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим»более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методыи приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, нои со стороны политических партий и движений, общественных объединений,организаций и т.п.
Политический режимявляется ключевым понятием для формирования представлений об основных системахвласти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картинепринципов организации политического устройства общества. Политический режимхарактеризует определённый политический климат, существующий в той или инойстране в конкретный период её исторического развития.
Политический режим каккатегория включает в себя следующие признаки:
· степень участиянарода в механизмах формирования политической власти, а также способы такогоформирования;
· гарантированностьправ и свобод личности;
· степеньреализации политической власти непосредственно народом;
· место и рольнегосударственных структур в политической системе общества;
· соотношения междузаконодательной и исполнительной ветвями власти;
· степеньверховенства закона во всех сферах общественной жизни;
· принципывзаимоотношения общества и власти;
·  мераполитического плюрализма, в том числе многопартийности;
· существованиереальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственностидолжностных лиц, включая самых высших и т.д.
Политический режим – этометоды осуществления политической власти, итоговое политическое состояние вобществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборстваразличных политических сил, функционирования всех политических институтов ихарактеризуется демократизмом (либеральный) или антидемократизмом(авторитарный).
При демократическомрежиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в егоинтересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человекаи гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всехсферах общества.

Характерными признакамидемократического режима являются:
· конституционноепровозглашение и осуществление социально–экономических и политических правграждан и их организаций;
·  существованиеряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемостьцентральных и местных органов государственной власти, официальное признание иосуществление на практике принципов законности и конституционности, разделениявластей и др.
Авторитарный режим характеризуетсяотсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещениемоппозиционных
партий и другихорганизаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточением властныхполномочий в руках главы государства и правительства, сведением роли парламентаи других органов государственной власти до положения сугубо формальныхинститутов.
Авторитарный режимнеоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический,тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим естьабсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режимоснован на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методахеё осуществления. Однако в отличии от деспотии власть тирана подчасустанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законнойвласти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан навласти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота противосуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют властьлибо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один извысших военных чинов. Армия превращается в господствующуюсоциально–политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функциигосударства.
Логически завершённой инаиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. В 30–40 годыдвадцатого века фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированыбуржуазно–демократические права и свободы, уничтожены все или почти все оппозиционныеорганизации и учреждения.
Фашистскиережимы–показатель резкого обострения социально–классовых противоречий внутриобщества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельствотого, что правящая элита не в состоянии больше обеспечивать своё господство,опираясь лишь на либеральные демократические методы, и вынуждена под трахомутраты государственной власти прибегать к использованию террористическихметодов. Социальная база фашизма создаётся в основном за счёт мелкой, жаждущейвласти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоёврабочего класса, крестьянства. Когда власть переходит в руки реакционных сил,осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободычеловека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол ибеззаконие.
Тоталитарный политическийрежим      фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом,расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощаднойвласти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культевождя.

Заключение
 
Рассмотренные три стороныформы государства (форма правления, форма государственного устройства,политический (государственный) режим) хоть и различны, но всё же относятся кодному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой,взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно–историческихусловий развития, классовая борьба может развёртываться вокруг той или инойстороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, историиизвестны случаи напряжённой борьбы за республику, против монархии, т.е. заизменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развёртывалась вГреции, Бельгии, Испании, в ряде других стран Арабского Востока. В определённыхслучаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться формагосударственного устройства.
В ходе историческогоразвития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая,несмотря на её активную служебную роль, является более консервативной сторонойявления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старойформой государства.
Это противоречие решаетсяв пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии спотребностями нового содержания власти.
С научной точки зренияневозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бынеизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Формагосударства обслуживает вполне определённое содержание и прекращается сликвидацией данного содержания. В процессе исторического развитиягосударственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы,процесс её постоянного обновления, диктуемый объективными законами развитияполитической борьбы в обществе и изменения классового содержаниягосударственной власти.

Список используемой литературы
1. Издательская группаНОРМА – ИНФРА М «Теория государства и права». Москва, 1998 год.
2. Малько А.В.«Теория государства и права». Москва, 2001 год.
3. Марченко М.Н.«Теория государства и права». Москва, 2002 год.
4. Хропанюк В.Н.«Теория государства и права». Москва, 1993 год.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Загрязнение природных сред и нормативные показатели
Реферат Методологічні аспекти екологічного менеджменту
Реферат Вопросы о возврате НДФЛ при приобретении жилья
Реферат Ікурс 1 група відділення "політологія" Котович Ірина Олександрівна ідея громадянського суспільства у політичній програмі михайла драгоманова
Реферат Анализ композиционных элементов конструкции одежды Разработка модельных конструкций женской
Реферат Анализ ассортимента качества и организация продажи бараночных изделий, реализуемых в магазине "Пчелка", ООО "Якутского хлебокомбината"
Реферат Стародавні Афіни та Спарта
Реферат Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Михаил Булгаков Собачье сердце
Реферат Sarah Orne Jewett Essay Research Paper Thesis
Реферат Our Town Essay Research Paper Penny BrewerEnglish
Реферат Risk Management Essay Research Paper The primary
Реферат Режим работы с базами данных
Реферат Intelligence Genetic And Environmental Factors Essay Research
Реферат Конкуренция, ее виды, место и роль в современном хозяйственном механизме
Реферат 1. Утвердить требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Краснодарского края (прилагаются)