План
Введение
Раздел 1 Изучение подходов кпониманию одиночества зарубежных и отечественных авторов;
1.1. Основные аспектыодиночества;
1.2. Общие понятияодиночества;
1.3. Типы одиночества;
1.4. Стратегиипсихологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;
1.5. «Затянувшееся»одиночество;
1.6. Влияниеодиночества на личность;
1.7. Выделениекогнитивного, эмоционально и поведенческих показателей одиночества сличностными факторами;
1.8. Отражениеодиночества на самоотношение, самовосприятие и поведения личности;
1.9. Влияниеодиночества на самоотношение личности (влияние факторов самоотношения наодиночество);
1.10. Я- концепция иодиночество;
1.11. Особенностиоформления Я-концепции подростка;
1.12. “Эмоциональный иобъектный голод” Блосса;
1.13. Наиболееконструктивный вариант одиночества;
1.14. Влияние факторафизического развития. «Корректировка»
Я-концепции;
1.15. Актуализацияпозитивного потенциала одиночества;
1.16. Стратегиипсихологической помощи в актуализации позитивного потенциала одиночества;
Многие годы и десятилетия безособых доказательств принимали тезис о том, что одиночество – этот неизменныйспутник отчуждения – присуще только западному миру, когда у нас, в силугуманистического характера социалистического общества одиночества быть неможет. Тезис этот, однако, все более и более расходиться с действительностью. Впоследнее время ученые обнародовали одиночество пожилых людей, одиночество стрости,в зону социального риска, вызываемого отчуждением, были включены подростки,молодежь. О проблеме одиночества стали писать в молодежных газетах, выпускатьспециальные телевизионные программы, посвящать все больше работ, исследующихсущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления ивлияния. В подростковом возрасте частый вопрос «легко ли быть молодым»,подразумевал такой контекст «легко ли быть одиноким?».
В наше время интенсификация итехнологизация учебной деятельности затрудняют формирование навыков открытогообщения, способствуют одиночеству учащихся. Особенно актуальным этот вопросстановится в условиях общеобразовательных учреждений, в которых реализуютсяобразовательные программы повышенной сложности, например, в гимназиях, чтосвязано со спецификой данных образовательных учреждений, ориентированных наинтенсивное интеллектуальное и культурное развитие личности учащегося.
Приоритеты гимназическогообразования обусловливают чрезвычайную насыщенность учебной деятельности, в связис чем, доля внеурочной деятельности сильно уменьшается и межличностныеотношения учащихся, не связанные с учебной деятельностью, не развиваются вполной мере. Такое положение ведет к трудностям учащихся в освоении норм межличностныхотношений, в формировании жизненной позиции, в развитии личностных качеств. Чтоже касается свободного неформального общения, то его кажущаяся легкость и доступностьскорее усиливают одиночество, чем защищают от него. Как правило, в неформальномобщении обсуждаются вопросы проведения досуга, а действительно актуальные,смысложизненные вопросы, важнейшим из которых является одиночество – незатрагиваются и, тем более, не решаются. То есть, воспитательный и развивающийпотенциал гимназического образования реализуется не в полной мере.
Наибольшую известность средипсихологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов:психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зилбург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф.Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т.Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К.Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И.Ялом).
В нашей стране занимались изучениемодиночества как социально-психологического феномена (К.А. Абульханова-Славская,Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, Ж.В. Пузанова); изучениекультурно-исторических форм одиночества (Н.Е. Покровский, С.А. Ветров, Ю.М.Швалб, О.В. Данчева); психологические особенности одиночества в подростковом июношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина); описание явлений,близких одиночеству (изоляция, уединение) (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У.Хараш).
Одиночество – переживание состоянияотчужденности человека от общества. По словам Э. Фромма, это состояние можнорассматривать как универсальное, устойчивое переживание, априори присущеесвободной личности на всех этапах ее развития. По мнению других исследователей,состояние одиночества – это временно возникающее ощущение собственнойавтономности, и поэтому его не стоит расценивать как феномен, имеющийуниверсальный характер.
Противоречие между одиночеством как фактором,затрудняющим вхождение юноши в широкий контекст социальных отношений, иодиночеством как возможностью развития таких личностных качеств, без которыхуспешная интеграция в социум затруднительна.
Углубление в проблему одиночества, сцелью ее изучения поможет найти ответы на многие интересующие вопросы, поможетизбежать мучительного одиночества в подростковом возрасте. Выявление на первичныхстадиях одиночества у подростков, не позволять затянуться одиночеству, т.к.человек начинает неправильно понимать его причины, это неправильное пониманиеможет привести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своегоположения в обществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попытокчто-либо изменить. Преодолеть негативное влияние одиночества на личность ииспользовать его позитивный потенциал в целях развития личности в юношескомвозрасте
— формированию более взвешенного иосознанного отношения к одиночеству,
— пониманию позитивной ролиодиночества в развитии личности и нахождению внутренних оснований (мотивов)выбора одиночества, нахождению баланса между одиночеством и поддержаниеммежличностных отношений.
Уметь четко выделить качестваличности (особенности характера), «предрасполагающие» к развитию стойкогоодиночества, внешних признаков, указывающие на предрасположенностьодиночеству. Определить основные тенденции развития одиночества.
Одиночество – один из психогенныхфакторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, находящегося визмененных (непривычных) условий изоляции от других людей. Как только людипопадают в условия одиночества, обусловливаемого экспериментальной
географической, социальной или тюремной изоляцией, то сразуже все непосредственные связи с другими людьми прерываются, что вызываетпоявление острых эмоциональных реакций. В ряде случаев возникаетпсихологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией исопровождающийся выраженными вегетативными реакциями. По мере увеличениявремени пребывания человека в условиях одиночества, актуализируется потребностьв общении. В ответ на невозможность удовлетворения этой потребности людиперсонифицируют предметы (куклы и др.), различных животных (от пауков до лошадей),создают силой воображения партнеров с которыми начинают разговаривать вслух.Эти экстериоризационные реакции оцениваются как защитные (компенсаторные) ирассматриваются в границах психологической нормы.
Проблема одиночества является одной из серьезнейших проблем человечества,когда взаимоотношения почему-то не складываются, не порождая ни дружбы, нилюбви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Человекстановится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений слюдьми, лично значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицитудовлетворения в общении. Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычносопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями,к одиночеству подвержены многие, потребность на кого-то опереться возникаетдаже у сильных личностей, а стремление человека к общению обусловлено егосоциальной природой. Одиночество случается и в толпе, когда вокруг много людей,но никому нет до тебя дела.
Теоретический анализ философских и психологических концепцийодиночества позволил дифференцировать и описать основные аспекты одиночества(объективный и субъективный, позитивный и негативный) и дать дефинициюсубъективного одиночества. Объективная сторона одиночества – это общественныеотношения и факты, принимающие в определенных условиях деформированный характер(аномия, отчуждение, изоляция). Иначе, говоря, объективный аспект одиночества –это те условия, которые «располагают» к одиночеству, создают для него«питательную почву», «благоприятную среду». Субъективная сторона одиночества(или – собственно одиночество) — переживание личности, обусловленноедеформацией ее связей с различными аспектами действительности, относительнонезависимое от объективных условий и обладающее как позитивным, так и негативнымпотенциалом. Позитивный смысл одиночества (одиночество как ресурс)заключается в том, что оно является неотъемлемой частью становления индивидуальностичеловека и, в целом, процесса социализации. Позитивный потенциал одиночествареализуется в следующих его функциях: функция самопознания; функция становлениясаморегуляции; функция творчества и самосовершенствования; функция стабилизациипсихофизического состояния; функция защиты «я» человека от деструктивныхвнешних воздействий.Негативный характер одиночества (одиночество какпроблема) проявляется следующим образом: одиночество обладает свойством подчинятьсебе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннююцелостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты;одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другогочеловека в собственное развитие. Диалектическое понимание связи междунегативным и позитивным аспектами одиночества позволяет говорить о том, что приопределенных условиях (осознание одиночества, активная позиция по отношению кнему, опыт совладения с трудностями, мотивированность одиночества) негативныепроявления одиночества могут приобрести позитивный характер.
Основаниями для типологизациисубъективного одиночества являются: особенности восприятияодиночества и своего отношения к нему (отрицательное и положительное); причиныодиночества (внешние факторы и обстоятельства, личностный выбор). Всоответствии с данными основаниями нами выделены и описаны следующие типыодиночества: субъективное отрицательное, обусловленное личностным выбором(интернальное отрицательное); субъективное отрицательное, обусловленноевнешними факторами (экстернальное отрицательное); субъективное положительное,обусловленное внешними факторами (экстернальное положительное); субъективноеположительное, обусловленное личностным выбором (интернальное положительное)(рисунок 1).
Рис.1. Типы одиночестваЛичностный выбор
/>
Отрицательное Положительное
восприятие восприятие
одиночества одиночества/> /> /> /> />
Субъективное отрицательное одиночество, обусловленное внешними факторами(экстернальное отрицательное)
Субъективное положительное одиночество, обусловленное внешними факторами(экстернальное положительное)
Достаточно сложным моментом,затрудняющим наблюдение за динамикой одиночества со стороныпсихолого-педагогической помощи, является определенная внутрипрофессиональнаяструктурированность. Можно выделить ряд факторов, которые могут позволить вчастности педагогу «предсказать» возможное изменение в ситуацииразвития личности ученика.
Во-первых, можно четко выделитькачества личности (особенности характера), «предрасполагающие» кформированию (развитию) стойкого одиночества, внешних признаков, указывающих напредрасположенность к одиночеству, на которые может ориентироваться педагог вработе с подростками:
— высокий уровень тревожности;
— впечатлительность;
— романтичность (романтическаявозвышенность);
— независимость, импульсивность,эмоциональность;
— замкнутость, малообщительность,закрытость, отстраненность;
— повышенная психологическаяранимость;
— эмоциональная«колючесть»;
— робость, боязливость;
— индивидуальность, имеется в виду«непохожесть» на
сверстников.
Во-вторых, существуют группысоциальных и психолого-педагогических знаний, обуславливающих тенденциюразвития одиночества:
1. О семейном благополучии (в томчисле формальном полнота
семьи, материальная обеспеченность,количество человек в семье).
2. Об успешности учебнойдеятельности.
3. Об адекватности поведенческих (втом числе и ответных) реакций.
Если события, приведшие квозникновению одиночества, можно легко определить, то факторы, сохраняющие илизатягивающие одиночество выявить более сложно. Столкнувшись с переменными всвоем социальном окружении, подростки пытаются приспособиться и исправитьнедостатки в новом кругу общения. Когда эти недостатки и состояния одиночествасохраняются, то объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильновоздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например,если человек считает, что его одиночество вызвано событиями, перед которыми онбессилен, то он чаще всего падает духом и не предпринимает никаких попытокоблегчить свое положение. Однако, если юноша предполагает, что его одиночествовызвано чем-то таким, с чем он может справиться (например, со случаяминедостаточного проявления своего дружелюбия), то он с большей настойчивостьюпытается наладить отношения общения.
Одиночество может затянуться, есличеловек неправильно понимает его причины. Это неправильное понимание можетпривести к тому, что он постарается изменить не те аспекты своего положения вобществе, какие нужно, или вообще откажется от любых попыток, что-либо изменить. Таким образом, следует стремиться к актуализации позитивного потенциалаодиночества.
Проводилось исследование на выборкеиз 100-а человек, относящихся к одной возрастной группе (15-17 лет, раннийюношеский возраст). Общая выборка включила две подгруппы испытуемых, выделенныхпо урабанизационному принципу: группа учащихся старших классов г. Тюмени (52человека) и группа учащихся старших классов г. Заводоуковска (48 человек).
Модификация методики заключалась ввыделении когнитивного, эмоционального и поведенческого показателейодиночества. На основе результатов обследования были выделены уровнипереживания одиночества относительно каждой выборки и, в зависимости от этого,определена степень значимости переживания одиночества.
Проведенное исследование подтвердилопредположения о том, что одиночество, в целом, характерно для представителейраннего юношеского возраста, хотя степень значимости этого переживанияразлична. Соотношение показателей эмоционального, когнитивного и поведенческогокомпонентов одиночества свидетельствует о том, что ярче всего одиночествопроявляется в эмоциональной сфере, как в выборке учащихся г. Тюмени, так и ввыборке учащихся г. Заводоуковска. В целом же, структура одиночества непретерпевает значительных изменений, что является подтверждением типичностиодиночества в юношеском возрасте и его относительной независимости отобъективных условий жизни.
На основании результатовдиагностического обследования была выделена группа учащиеся 10-х классов г.Тюмени с высокими показателями одиночества (10 человек). По завершениидиагностического обследования и ознакомления с его результатами даннымиспытуемым было предложено принять участие в развивающей программе(опытно-экспериментальной работе). В последующем экспериментальную группу пособственной инициативе пополнили еще 14 учащихся. Таким образом, общаячисленность экспериментальной группы составила 24 испытуемых из выборкиучащихся 10-х классов г. Тюмени.
В целях исследования были установленыотношения общего показателя одиночества, а также показателей эмоционального,когнитивного и поведенческого компонентов одиночества с факторамисамоотношения, самовосприятия и поведения старшеклассника.
Математический анализ сиспользованием критерия Манна-Уитни подтвердил отсутствие существенных и множественныхотличий в корреляционных связях одиночества с личностными особенностямииспытуемых в выборках учащихся 10-х и 11-х классов.
Интерпретация связей показателейодиночества с личностными факторами в выборках учащихся г. Тюмени и г.Заводоуковска позволяют говорить о том, что в обеих выборках показателиодиночества связаны: во-первых, с факторами самоотношения личности; во–вторых,с факторами самовосприятияличности; в-третьих, с характерологическими иповеденческими особенностями личности. Интересно, что в выборке учащихся г.Тюмени связи одиночества с особенностями самоотношения и самовосприятия болеемножественны и значимы, чем в выборке учащихся г. Заводоуковска. А в выборкеучащихся г. Заводоуковска более множественны и значимы связи одиночества сособенностями поведения личности. Таким образом, можно говорить, что связьодиночества с особенностями самоотношения, самовосприятия и поведения носитобщий характер, но значимость связи варьирует (в зависимости от объективных условийразвития личности и индивидуально-личностных особенностей). В целом,множественность и значимость установленных связей позволяет с большой долейвероятности утверждать, что одиночество как психический феномен отражается вособенностях самоотношения, самовосприятия и поведения личности.
С одной стороны, было установлено влияние показателейодиночества на факторы самоотношения, самовосприятия и поведения, с другой — влияние данных факторов на показатели одиночества. Результаты однофакторногодисперсионного анализа подтвердили, что одиночество оказывает влияние наличность, определяя некоторые особенности самоотношения и самовосприятия: одиночествовносит дисбаланс в отношения с группой сверстников и определенные сложности вотношение к себе, в меньшей степени, но все-таки затрудняет отношения сродителями и с другими значимыми людьми; одиночество оказывает обесценивающеевлияние на самоотношениеи отношение к своей жизни (сомнения в ценности своей личности и склонность ксамообвинению, оценка жизни как эмоционально пустой и бессмысленной, не имеющейчеткой направленности и лишенной перспективы); одиночество негативно влияет на самовосприятиеличности (снижает оценку способности контролировать события своей жизни,обусловливает восприятие себя как человека, неспособного вызвать положительныечувства у других людей, актуализирует внутренние конфликты личности);одиночество негативно сказывается на характерологических особенностях личностии проявляется в поведении (оппозиционное поведение и уступчивость личности,склонность к подчинению, неуверенность, консерватизм, эгоцентризм).
Результаты однофакторногодисперсионного анализа подтверждают теоретическое положение «негативное влияниеодиночества заключается в том, что оно является детерминантой деформированногоразвития, затрудняя вхождение личности в широкий контекст социальныхотношений».
В то же время, одиночество обладает и позитивным потенциалом.Позитивный потенциал одиночествазаключается в том, что одиночествоявляется фактором низкой самопривязанности, то есть — своего рода индикаторомнеудовлетворенности человека своим положением, побуждает к соответствию сидеальными представлениями о себе, к развитию своей личности. Таким образом,данные однофакторного дисперсионного анализа подтверждают теоретическоеположение о том, что одиночество содержит в себе возможность развития и поэтомуможет квалифицироваться как ресурс развития личности.
На основе понимания диалектического характера связинегативного и позитивного аспектов одиночества, а также, учитывая, что напереживание одиночества оказывают влияние (по данным однофакторногодисперсионного анализа) проблемы в отношениях с группой сверстников и вотношении к себе, а также некоторые особенности самоотношения (неуверенность всебе, отсутствие жизненной перспективы и низкая целеустремленность,неудовлетворенность собой, стремление к личностному развитию, а также –склонность к самообвинению), самовосприятия (восприятие себя как неспособногоуправлять событиями своей жизни, сомнения в своей ценности для других,внутренняя честность) и поведения (склонность к оппозиционному поведению и подчинению,уступчивость), были выделены внутренние условия актуализации позитивного потенциалаодиночества.
Насамоотношениеличностиодиночество не оказывает существенного влияния, за исключением факторов низкойнасыщенности жизни целями и низкой целеустремленности и недостаточногосамопринятия. Обратное влияние (влияние факторов самоотношения на одиночество)представлено более явно. Так, факторами одиночества являются: низкаярезультативность жизни (неудовлетворенность жизнью), закрытость личности исклонность к самообвинению, одиночество, является фактором низкойответственности личности за события своей жизни и низкой общей осмысленностижизни.
Одиночество способствует отзывчивостиличности, а также является фактором подчинения и неуверенности в поведении. Изхарактерологических особенностей фактором одиночества является лишь отсутствиеориентации на мнение окружающих.
Исследуя связи переживанияодиночества в подростковом возрасте с особенностямиоформленияЯ-концепции подростка, Р. Бернс указывает, в частности, на общеизвестноепротиворечие: с одной стороны, “Я-концепция” становится более устойчивой, сдругой стороны, “…претерпевает определенные изменения, обусловленные целымрядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанныес половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своеговнешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальныхвозможностей приводит к усложнению и дифференциации “Я-концепции”, в частности,к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец,в-третьих, требования, исходящие от социальной среды – родителей, учителей,сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей,необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностныхориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статуснуюнеопределенность, что также накладывает явный отпечаток на “Я-концепцию” в поруюности”.
В рамках исследования переживанияодиночества именно последнее указание Р. Бернса будет являться наиболеесущественным. Совершенно логично утверждать, что смена социальной среды, еерасширение происходит не вдруг, а очень постепенно. Еще более постепенноменяется ее качество, проявляется влияние этой новой среды на подростка. Семья,микросоциум, который раньше занимал не просто большое, но почти абсолютное, (вовсяком случае, выражено доминантное), место в жизни ребенка, это свое“лидирующее” значение утрачивает. Не редко именно процесс сепарации от семьислужит отправной точкой активизации переживания одиночества подростка. Это,безусловно, не означает, что семья как социальный фактор вообще утрачивает своезначение для подростка, уменьшается только степень влияния микросоциума напостроение модели собственной личности, по сравнению с макросоциумом. Причем,более правильно было бы говорить, что макросоциум приобретает большее влияниена подростка. Здесь важно отметить следующее: указанная закономерность носитзачастую не количественный, а качественный характер.
Одна из наиболее значимыхсоставляющих “Я-концепции” подросткового и юношеского возраста – половаяидентификация, связанный с ней круг ролей, субъектных и объектных переживаний.Наиболее полно эта грань развития исследовалась с позиции классического ипостклассического психоанализа. Согласно теории психоанализа, в период половогосозревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушаютравновесие, установившееся в более ранний, латентный период, и приводят к ростунапряженности и резким сдвигам в эмоциональной сфере. Результатом этогосвоеобразного возврата к генитальной (по З. Фрейду) фазе становится разрушениеэмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекталюбви выходят теперь за пределы семьи.
Исследования Блосса в этой областипоказали, что нередким результатом смещения такого равновесия являетсяамбивалентность поведения, в особенности у юношей, его колебания от однойкрайности к другой. По Блоссу, неуравновешенность мыслей и чувств, характерная скореедля ребенка младшего возраста, внезапные переходы от ненависти к любви, отпринятия к отталкиванию, от радости к унынию также являются типичной формойюношеской регрессии.
Внутренний конфликт, стремление кнезависимости и потребность в помощи будут прямой причиной бунта подростка, непринимающего неустойчивой и противоречивой реальности.
Одним из важных следствийвышеописанного будет переживание одиночества и утраты. Блосс это состояниеназывает “эмоциональным и объектным голодом”.
Справедливо утверждать “эмоциональныйи объектный голод” Блосса является обострением уже имеющегося переживанияодиночества, либо, в определенном числе случаев, “отправной точкой” хронизацииэтого переживания.
Пытаясь справиться со своейвнутренней опустошенностью, подросток склонен к расширению круга своегообщения, часто хаотичному, беспорядочному. Переживание одиночества в этомслучае будет носить характер сопутствующего состояния, одновременно являясь ипричиной и следствием. Этот вариант одиночества, несмотря на всю остротуэмоциональных переживаний, близости к кризисам эмоционально-личностной сферы,тем не менее является одним из наиболее конструктивных.
“Я-концепцию” и физические качестваподростков первым связал Э. Эриксон (1968), считая эту связь важнейшейпредпосылкой формирования подростковой идентичности. Эриксон рассматриваетразвитие личности как процесс, в котором, безусловно, взаимодействуютбиологические, психологические и социальные факторы жизни подростка.
Подростки,имеющие более низкие показатели физического развития, были болеекоммуникабельны, социально активны, т.е. происходит своеобразная компенсаторнаяреакция. Наблюдая аналогичный процесс в среде современных подростков-школьников(8 – 9 класс), мы вправе говорить, что для таких ребят одиночество являетсяпрактически постоянной константой, нередко умело закамуфлированной внешнейвеселостью, иногда выражено “шутовским поведением”. Почти каждый подростокпроходит через период чудовищного одиночества, неуверенности и беззащитности.Усугубляется это еще и страхом, что он один во всем классе, нет, во всей школе,нет, во всей Вселенной испытывает подобные чувства.
Кажется, чтоподросток отделен от всех невидимой стеной, что его окружает непроницаемоеоблако. И никто не понимает. Он завидует вот той весьма популярной девчонке ссимпатичной улыбкой и хочет быть как она — без проблем и забот.
Но даже самыепопулярные подростки сомневаются в себе. Может, та самая девчонка боится, чтолюди любят не ее, а лишь ее хорошенькую мордашку. И среди тех, кто составляет«группу популярности», тоже есть своя табель о рангах: кто-то из них стоит напоследнем месте и должен как-то мириться с этим.
Подросткутрудно себе представить, что он не единственный, у кого есть проблемы, и еслион вдруг рискнет поговорить об этом с друзьями, то будет поражен тем, какхорошо они поймут его и каким облегчением будет для них получить возможностьпоговорить о своих проблемах.
С другойстороны, они могут и «закрыть ставни». Подростки так отчаянно стремятсясоответствовать своей «системе», что боятся, как бы кто-то не счел их взглядыили чувства необычными. Самые глубокие переживания подростки хранят в тайне,убежденные, что их никто не поймет.
Подростки, нежелающие подчиниться принятым в обществе нормам морали и поведения, могутзаслужить некое смешанное с недоброжелательством уважение, но они же обычностановятся мишенью для насмешек. Такому ребенку приходится тяжко — онразрывается между желанием быть «как все» и стремлением быть тем, кто он естьна самом деле, то есть отличаться от остальных.
Порой они такнесчастны потому, что большинство склонно судить о людях по чисто внешнимпризнакам. То есть повнешности. Таким образом, мы вправе сделать вывод, что фактор физического развития (форматела) играет существенную роль в формировании “Я” и значимо влияет на развитиеличности, более того, этот фактор является одним из ведущих для формированияподростком позитивного к себе отношения, а значит, существенным для ситуацииодиночества.
Ситуация формирования негативной“Я-концепции” под влиянием семейных условий будет характеризовать одиночествокак следствие нарушения неприкосновенности внутреннего мира. Причиной этомубудет утрата доверия к родителям, педагогам, друзьям. Этот вариант одиночества,будет представлять более острую форму процесса и является характеристикойнарушенного воспитательного процесса.
С момента попадания ребенка в условияшколы, его Я-концепция начинает “корректироваться” педагогами, сверстниками,собственным отражением в зеркале, в конце концов. Возникновение ощущенияодиночества, его закрепление в таких условиях – дело нескольких ситуаций.Именно на этом базируется острейшая необходимость разработки и построениясистемы, позволяющей предотвращать кризисы одиночества, вести профилактикуформирования “комплекса одиночества” вообще.
При переходе от индивидуума к группе,при включении личностной идентичности в групповую, одиночество играет рольизолятора внутреннего “Я” и постепенно выпускает его в виде различныххарактерологических особенностей, по сути, контролируя процесс адаптации иприспособления к социуму. Одновременно одиночество остается “вариантом отхода”,нишей, которая предназначается личности в случае невключения ее в социумные отношения,либо негативный контакт.
Высшее рассмотренная типология дала возможностьквалифицировать одиночество как проблему и как ресурс личностного развития ипозволила наметить стратегию психологической помощи личности в актуализациипозитивного потенциала одиночества. Общая стратегия психолого-педагогическойпомощи в развитии личности заключается в организации движения личности отинтернального отрицательного одиночества к интернальному положительному.
На основе разработанной типологииодиночества, юношеское одиночество квалифицировано как потенциальноинтернальное положительное (юноша, в отличие от подростка, начинает пониматьили интуитивно угадывает значимую положительную роль одиночества в становлениисвоей личности и может сознательно выбирать одиночество). Активность юноши поотношению к одиночеству носит конструктивный, глубоко мотивированный характер.К такому выбору располагают интересы, предпочтения и потребности, свойственныеюношескому возрасту: потребность в самопознании и самоисследовании, в самоопределениии др. Однако молодому человеку может недоставать внутренних ресурсов дляполного использования положительного потенциала одиночества, а мотивы еговыбора могут быть ошибочными. В связи с этим ему необходима профессиональнаяпсихолого-педагогическая помощь в актуализации позитивного потенциала одиночества.
Одиночество в юношеском возрастесвязано с основными процессами и феноменами самосознания, оказывает влияние наформирование отношения к себе (эмоциональные проявления одиночества),представлений о себе (когнитивные проявления одиночества), нахарактерологические особенности и выбор способов поведения (поведенческиепроявления одиночества). Одиночество связано с жизненными основными событиямиличности (отделение от родительской семьи, расширение контекста социальныхотношений, планирование своего будущего, установление интимно-личностныхотношений) и задачами развития личности в юношеском возрасте.
Внутренними условиями актуализациипозитивного потенциала одиночества являются: осознание одиночества, формирование положительноговосприятия одиночества (отношения к нему); формирование положительного самоотношения,повышение ценности своей личности; формирование положительного самовосприятияличности, принятие ответственности за свою жизнь, формирование активной позициипо отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентностистаршеклассников, оптимизация отношений с группой сверстников и получение опытасовладания с трудностями и негативными переживаниями; понимание позитивной ролиодиночества в развитии личности и нахождение мотивов выбора одиночества.
Общая стратегия помощи личности вактуализации позитивного потенциала одиночества – это организация движенияличности от интернального отрицательного одиночества к интернальномуположительному. Реализация стратегии психологической помощи личности вактуализации позитивного потенциала одиночества и, тем самым – в развитииличности, предполагает выполнение ряда внешних условий. Во-первых,создание благоприятного фона для позитивных эмоционально-ценностныхпереживаний, являющихся основой для воспитания потребностей (в межличностныхотношениях, в социально одобряемом поведении) и чувств (чувства общности), дляпонимания того, что развитие индивидуальности возможно только в контекстесоциальных отношений. Во-вторых, — моделирование в опытно-экспериментальнойработе основных жизненных событий и создание условий для экстернализациивнутренних противоречий, совершения личностного выбора. В-третьих, этонахождение таких форм работы, в которых было бы возможно движение отинтернального отрицательногок к интернальному положительному одиночеству. Сцелью создания отмеченных условий была разработана и верифицирована модельпсихолого-педагогической помощи в развитии личности. Модель включила в себятакие формы работы, как: ознакомление учащихся с результатами диагностическогообследования; групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (сиспользованием самооценивающего опросника «Я в мире людей»); индивидуальное игрупповое психолого-педагогическое консультирование (с использованиемразработанной проективной методики — рисунок на тему «Я в мире людей»);психологический тренинг на тему «Я в мире людей»; индивидуальноепсихологическое консультирование по результатам тренинга (таблица 1).
Таблица 1.
Модель психолого-педагогической помощи в развитии личности учащихсячерез создание условий для актуализации позитивного потенциала одиночества
Формы практической работы с учащимися
(внешние условия)
Методы практической работы с учащимися
(внешние условия)
Актуализация позитивного потенциала одиночества
(внутренние условия) 1.Ознакомление учащихся с результатами психодиагностического обследования 1.Беседа и интерпретация результатов диагностического обследования, анализ положительных и отрицательных аспектов одиночества 1.Осознание учащимися одиночества и необходимости развития собственной личности 2. Групповая дискуссия с учащимися на тему «Я в мире людей» (авторская разработка) 2.Процедуры самооценивания с использованием опросника «Я в мире людей» (авторская разработка) и проектирования образа идеального «Я» 2. Повышение ценности собственной личности и формирование положительного самоотношения
3.Психолого-педагогическое консультирование по результатам дискуссии:
· Индивидуальное консультироване;
· Групповое консультирование
3.Составление условно-вариантного прогноза развития учащихся, процедура целеполагания.
Обсуждение неосознаваемой информации о себе, дополнительная диагностика одиночества через использование проективного рисунка «Я в мире людей» (авторская разработка) 3.Формирование положительного самовосприятия, принятие личной ответственности за свою жизнь и формирование активной позиции по отношению к одиночеству: 4.Психологический тренинг возрастно-спефицического характерана тему «Я в мире людей» (авторская разработка) 4.Моделирование основных жизненных событий учащихся, экстернализация внутренних противоречий, совершение выбора 4.Формирование положительного самоотношения и самовосприятия; формирование активной позиции по отношению к одиночеству; повышение коммуникативной компетентности и получение (или актуализация) положительного опыта совладания с объективными трудностями и негативными переживаниями 5. Психолого-педагогическое консультирование по результатам опытно-экспериментальной работы 5.Формулировка личных результатов учащихся, построение перспектив своего развития, разработка психолого-педагогических рекомендаций 5.Нахождение мотивационной основы выбора одиночества и баланса между одиночеством и поддержанием межличностных отношений через соотнесение мотивов одиночества с другими жизненными мотивами
Модель психолого-педагогическойпомощи в развитии личности старшеклассника через создание условий дляактуализации позитивного потенциала одиночества апробирована в практическойработе со старшеклассниками и оценена как результативная.
Заключение
Как мы уже заметили, одиночество оченьдвулико, стало ясно, что одиночество – это не то, что можно увидеть, это то,чего нельзя не увидеть.
В данной работе описано юношескоеодиночество как потенциально интернальное положительное, исходя ихпсихологических особенностей данного возраста, социальной ситуации развития,основных жизненных событий и задач развития. Выявлен общий характер связиюношеского одиночества с основными процессами и феноменами самосознания(самоотношение, самовосприятие и поведение). Подтверждено положение ободиночестве как психическом феномене на основе экспериментальных данных оботражении одиночества в основных аспектах психической деятельности(самоотношение, самовосприятие, поведение). Раскрыто позитивное влияниеодиночества на личность, которое заключается в том, что оно служит своего рода«индикатором» неудовлетворенности человека своим положением и побуждает кличностному развитию, является причиной изменений в «Я-концепции» личности.
В последнее время, уже на основенаучных исканий в области психологии одиночества и с учетом большойпрактической необходимости, появляются специальные социальные институты,предназначенные оказания конкретной помощи одиноким. Это государственные учрежденияи кооперативы «Служба семьи», «Служба знакомств», телефоны доверия, кризисныеслужбы, неформальные объявления, собирающие единомышленников в организационныегруппы и тем самым выполняя функции профилактики одиночества.